Научная статья на тему 'Первая Армянская Республика и рамкавары'

Первая Армянская Республика и рамкавары Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
772
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ПАРТИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОППОЗИЦИЯ / КОАЛИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ЭКОНОМИКА / БЕЖЕНЦЫ / ВОЙНА / ARMENIA / PARTY / PROGRAM / GOVERNMENT / OPPOSITION / COALITION / NATIONAL QUESTION / ECONOMY / REFUGEES / WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саргсян Сурен Тарханович

Под понятием армянских рамкаваров (либерал-демократы) имеется ввиду: сформировавшаяся в среде восточных армян и защищающая их права Армянская Народная Партия, которая в парламенте Первой Армянской Республики имела фракцию из шести депутатов, а также четыре министра в коалиционном правительстве; действующая на той же идеологической основе в среде западных армян Армянская Конституционная Партия Рамкавар, которая хотя и не была представлена в парламенте, тем не менее являлась весьма влиятельной внепарламентской политической силой, пользующейся большим уважением, особенно среди беженцев. После провозглашения независимости Республики Армения в мае 1918 года, помимо Революционной Партии Дашнакцутюн, в политической жизни республики второй политической силой стала Народная Партия Армении (НПА), которая была основана 11 апреля 1917 года в Тифлисе. НПА созвала всего два съезда 24-28 сентября 1917 г. в Тифлисе и в сентябре 1919 г. в Ереване. На этих съездах были разработаны и приняты две программы партии, которые имели много общего с программой российской партии Кадетов, однако позже, в результате политических изменений, АНП полностью стала национальной партией. Председателем партии был депутат Государственной думы Микаел Пападжанян. АНП была национальной партией, защищающей права и интересы всех слоев общества, приверженной к нереволюционному стилю деятельности, пропагандирующей постепенность реформ и преобразований, сторонницей сильного парламентского, правового и демократического государства. Партия принимала превосходство национальных интересов над классовыми. С ноября 1918 года по май 1919 года АНП входила в состав коалиционного правительства РА, при этом имея 4 из 9-ти министерских портфелей. После советизации Армении партия покинула страну и в течение 1921-1922 гг. слилась с вновь созданной Партией Рамкавар-Азатакан (Либерально-Демократической Партией).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST ARMENIAN REPUBLIC AND RAMKAVARS

By saying the Armenian Ramkavars (Democrats), we mean: The People's Party of Armenia the representative and defender of the Eastern Armenian part of the Armenian people, which had a six-member fraction in the Parliament of the First Armenian Republic, as well as four Ministers in the coalition government. The Armenian Constitutional Democratic Party (hereinafter the ACDP) led by the Armenians from Western Armenia with the same ideological basis. Although it did not have deputies in the Parliament but was influential non -parliamentary force and had considerable reputation especially among the refugees. The second rating party in the political life of the Republic of Armenia proclaimed in May, 1918 was the People's Party of Armenia (PPA) after the dominant Armenian Revolutionary party of "Dashnaktsutyun". The PPA was founded in April 11, 1917 in Tbilisi. The PPA conducted two party Congresses. The first Congress was in September 24-28, 1917 in Tiflis and the second one in September 1919 in Yerevan. They processed and adopted two programs that have a lot in common with the Russian Cadets’ program but later, after the political reforms, the People's Party of Armenia has become a national party. The Chairman of the People's Party of Armenia was Mikayel Papajanyan, a member of the State Duma. The People's Party of Armenia was a national party that was defending the interests and rights of all groups of the people, a party of non-revolutionary practice, peaceful, gradual improvement and of strong parliamentary, legal, democratic state. The PPA adopted the supremacy of national interests with respect to the class. From November 1918 up to May 1919 the PPA was the part of the RA coalition government and received four portfolios from nine ministries. After the Sovietization of Armenia, the party was deported and from 1921 to 1922 was united with the newly formed Ramkavar Azatakan party.

Текст научной работы на тему «Первая Армянская Республика и рамкавары»

С.Т. Саргсян

ПЕРВАЯ АРМЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА И РАМКАВАРЫ

Аннотация

Под понятием армянских рамкаваров (либерал-демократы) имеется ввиду: сформировавшаяся в среде восточных армян и защищающая их права Армянская Народная Партия, которая в парламенте Первой Армянской Республики имела фракцию из шести депутатов, а также четыре министра в коалиционном правительстве; действующая на той же идеологической основе в среде западных армян Армянская Конституционная Партия Рамкавар, которая хотя и не была представлена в парламенте, тем не менее являлась весьма влиятельной внепарламентской политической силой, пользующейся большим уважением, особенно среди беженцев. После провозглашения независимости Республики Армения в мае 1918 года, помимо Революционной Партии Дашнак-цутюн, в политической жизни республики второй политической силой стала Народная Партия Армении (НПА), которая была основана 11 апреля 1917 года в Тифлисе. НПА созвала всего два съезда - 24-28 сентября 1917 г. в Тифлисе и в сентябре 1919 г. в Ереване. На этих съездах были разработаны и приняты две программы партии, которые имели много общего с программой российской партии Кадетов, однако позже, в результате политических изменений, АНП полностью стала национальной партией. Председателем партии был депутат Государственной думы Мика-ел Пападжанян.

АНП была национальной партией, защищающей права и интересы всех слоев общества, приверженной к нереволюционному стилю деятельности, пропагандирующей постепенность реформ и преобразований, сторонницей сильного парламентского, правового и демократического государства. Партия принимала превосходство национальных интересов над классовыми.

С ноября 1918 года по май 1919 года АНП

S. Sargsyan

FIRST ARMENIAN REPUBLIC AND RAMKAVARS

Abstract

By saying the Armenian Ramkavars (Democrats), we mean: The People's Party of Armenia - the representative and defender of the Eastern Armenian part of the Armenian people, which had a six-member fraction in the Parliament of the First Armenian Republic, as well as four Ministers in the coalition government. The Armenian Constitutional Democratic Party (hereinafter the ACDP) led by the Armenians from Western Armenia with the same ideological basis. Although it did not have deputies in the Parliament but was influential non -parliamentary force and had considerable reputation especially among the refugees.

The second rating party in the political life of the Republic of Armenia proclaimed in May,

1918 was the People's Party of Armenia (PPa) after the dominant Armenian Revolutionary party of "Dashnaktsutyun". The PPA was founded in April 11, 1917 in Tbilisi.

The PPA conducted two party Congresses. The first Congress was in September 24-28, 1917 in Tiflis and the second one in September

1919 in Yerevan. They processed and adopted two programs that have a lot in common with the Russian Cadets' program but later, after the political reforms, the People's Party of Armenia has become a national party. The Chairman of the People's Party of Armenia was Mikayel Papajanyan, a member of the State Duma.

The People's Party of Armenia was a national party that was defending the interests and rights of all groups of the people, a party of non-revolutionary practice, peaceful, gradual improvement and of strong parliamentary, legal, democratic state. The PPA adopted the supremacy of national interests with respect to the class.

From November 1918 up to May 1919 the PPA was the part of the RA coalition government and received four portfolios from nine ministries. After the Sovietization of Armenia, the party was deported and from 1921 to

входила в состав коалиционного правительства РА, при этом имея 4 из 9-ти министерских портфелей. После советизации Армении партия покинула страну и в течение 1921-1922 гг. слилась с вновь созданной Партией Рамкавар-Азатакан (Либерально-Демократической Партией).

1922 was united with the newly formed Ram-kavar Azatakan party.

Ключевые слова:

Армения, партия, правительство, оппозиция, коалиция, национальный вопрос, экономика, беженцы, война.

Key words:

Armenia, party, program, government, opposition, coalition, national question, economy, refugees, war.

Изучение целостной истории Первой Армянской Республики (далее - Республика Армения - РА) имеет весьма важное значение с историко-познавательной и научно-практической точек зрения. Не менее важными и актуальными являются изучение и научное обобщение деятельности партий, несомненно имеющих вклад в деле становления армянской государственности, их богатого и полного противоречиями исторического прошлого, накопленного опыта и исторических уроков.

Существование и деятельность политических организаций РА были тесно связаны с политической системой государственной власти. Поэтому при оценке деятельности какой-либо партии мы исходили из ее преданности защите идеи государственности, независимо от ее отношения к правящей в данный момент политической силе.

По нашему мнению, история армянских политических партий пережила несколько важных этапов:

1. Период формирования, становления и участия в национально-освободительной борьбе (1885-1918 гг.);

2. Период воссоздания и становления армянской государственности, участия в политической жизни РА (1918-1920 гг.);

3. Диаспоральный период (1920-1990 гг.);

4. Период Третьей Армянской Республики (после 1991 года).

В отечественной историографии почти та же картина свойственна процессу изучения истории политических организаций. Так:

1. Некоторые подвижки в этой области зарегистрированы еще до формирования и существования РА, а также в начале 1920-30 гг.);

2. В дальнейшем, установившаяся советская система и коммунистический авторитаризм полностью запретили этот процесс, обеспечивая исключительную роль коммунистической партии. Советская историография, рассматривающая ис-

торико-политические события с позиций социально-экономической и классовой борьбы и исключая возможность внеклассового существования политических партий, «выявляла» их обязательную принадлежность к тому или иному классу и защищающую интересы этих классов [5, с. 14; 32, с. 14]. Тогда как, хотя бы в армянской действительности, независимо от программных особенностей и приверженности к той или иной модной теории того исторического периода, большая часть политических партий «была запряжена в телегу решения Армянского вопроса» [34, с. 97], а к классовой борьбе относилась как к далекому и туманному призраку. Бесспорно, вопрос нуждается в глубоком изучении, однако у истоков почти всех армянских партий стояла интеллигенция, принадлежащая или вышедшая из класса имущих, говорит сам за себя. Ни для кого не секрет, что учеба в московских и европейских учебных заведениях была под силу только молодежи состоятельного сословия. Или хотя-бы факт классовой принадлежности классиков марксизмы - Маркса и, особенно, Энгельса. А страстный «защитник» интересов «рабоче-крестьянского» класса, вождь партии Большевиков, Владимир Ленин был чистокровным аристократом и т.д. Следовательно, в нашем дальнейшем изложении понятие «классовости» не рассматривается в качестве исходного положения, тем более в случае Армянской Народной Партии (далее - АНП). В советские годы некоторые подвижки были замечены во второй половине 1950-х гг., в период «хрущевской оттепели», которая продолжалась недолго. Заметим, что в период существования СССР рассматриваемую миссию с честью и ответственностью выполняли деятели армянской диаспоры;

3. Процесс набрал новую силу с половины 1980-х гг. и особенно в годы независимой республики.

В историографической и особенно в мемуарной литературе были незначительные попытки освещения вопросов взаимоотношений РА и рамкаваров. Однако проблема никогда не становилась предметов отдельного исследования, и настоящая публикация является первой подобной попыткой. Отметим, что под понятием рамкавар мы имеем ввиду следующие политические силы: восточно-армянскую Армянскую Народную Партию, которая была представлена в парламенте Республики Армения и являлась частью коалиционного правительства, а также западно-армянскую Армянскую Конституционную Партию Рамкавар (АКПР) и другие политические силы демократической идеологии, в результате слияния которых в 1921 году была основана Партия Рамкавар Азатакан. Добавим также, что за период более чем двухлетнего существования РА наибольшую активность и участие в политической жизни страны имела АНП.

За весь период существования Первой Армянской Республики, второй наиболее мощной после Армянской Революционной Партией Дашнакцуцюн политической силой была АНП. Она сформировалась из среды армянских Кадетов России, собравшихся вокруг газеты «Мшак» и «интеллигенции, продолжателей дела армянского национального течения рамкавар» [19, с. 1]. Партия была основана 11-го апреля 1917 года в центре культурно-политической жизни восточных армян Тифлисе.

Апологеты единства и неделимости России Кадеты (речь идет о Российской Конституционно-демократической партии (КаДет), основанной 12 октября 1905 гола в Санкт-Петербурге, лидером-учредителем которой был известный русский политический деятель Павел Милюков), в ряду общих политических свобод малым народам обещали национальный культурный суверенитет, вместе с тем второстепенное значение придавали национальному вопросу. Это стало причиной тому, что мшаковцы принимая программу кадетов, тем не менее стремились создать самостоятельную партию, обеспечивающую национальные интересы. Эти деятели еще в 1905 году кавказской верховной власти представили программу создания подобной партии, которая, однако, была отклонена в 1906 году.

После Февральской революции в России, по инициативе редактора «Мша-ка» А. Аракеляна 16-го марта 1917 года в Тифлисе было созвано совещательное собрание, которое выбрало временный орган для подготовки программы партии, который 11-го апреля того же года созвал съезд и заложил основы создания Армянской Народной Партии. Были избраны Временное Центральное Управление (ВЦУ) и Президиум партии. Председателем ВЦУ партии был избран Л. Гулян, а заместителями А. Аракелян, К. Степанян и А. Пиралян [12, с. 1]. ВЦУ поручило разработать устав партии, основать печатный орган, в провинциях формировать филиалы партии [11, с. 1]. Было принято решение о том, что в государственных вопросах АНП примкнет к кадетской партии, но что касается национальных и религиозных задач, то партия будет иметь свою отдельную программу: «На армя-нонаселенных территориях Закавказья армяне должны получить национально-территориальную автономию с законодательным органом (относительно местных задач)» [22, с. 3].

24-28 сентября 1917 года состоялся первый съезд АНП, на котором партия декларировала себя «эволюционной партией» [23, с. 1-2; 34, с. 6] и были избраны Центральное Бюро и Центральный Комитет из 23 членов. Председателем Центрального Бюро был избран член 4-ой Государственной Думы России и член Особого Закавказского комитета Микаел Пападжанян, а заместителями были избра-

ны А. Аракелян, И. Амирян и К. Степанян, секретарями С. Малхасянц и Л. Дание-лян (видными деятелями были юрист Самсон Арутюнян, Л. Гулян, Г. Мелик-Карагёзян, Аршалуйс Мхитарян, члены Государственной думы Арутюн Айвазян, Лео, Гр. Капанцян, Ст. Малхасян, Овсеп Атабекянц, экономист Минас берберян, редактор газеты «Жоховрди дзайн» Тигран Ахумян, Тигран Назарян, Кристафор Вермишян, Арташес Энфиаджян).

АНП создала филиалы в Армении, Грузии, Азербайджане, Северном Кавказе, Иране. Уже на первом съезде АНП в отчете было указано, что в течение пяти месяцев сформированы 32 ветви и 10 подветвей партии [24, с. 2], а до конца 1920 года - более 50 ветвей [37, с. 102]. Партия издавала газеты «Жоховурд» («Народ»), «Жоховрди дзайн» («Голос народа» в Ереване), «Жоховрдакан терт» («Народная газета» в Ашхабаде), «Еркир» («Страна» в Баку), «Нор кянк» «Новая жизнь» в Александраполе), а также гезаты женских, студенческих и чуенических фракций - «Кайлер» («Шаги») и «Нор ухи» («Новый путь»). Защитница политических и экономических интересов [36, с. 2] интеллигенции партия АНП с восторгом восприняла февральскую революцию, «бескровным путем освободившую все народы» [34, с. 6] и выразила солидарность «единственно законной власти» -Временному правительству [36, с. 2]. «АНП считает, что Временное правительство избрано Государственной думой и является единственно признанной законной властью...Считает важным, чтобы до созыва конституционного собрания не выдвигались религиозные, национальные и экономические требования, которые могут привести к расколу между различными нациями и классами России.» [21, с. 2]. «Унаследовавшая внеклассовый и умеренный путь» [3, с. 332] и считавшая, что «классовая борьба ослабляет национальный дух» [26, с. 3] партия АНП вначале была против отделения от России и создания национальных республик [28, с. 4] и призывала «к борьбе против уничтожающего государственность большевизма» [25, с. 3]. Однако, позднее партия сориентировалась на Европу и отмечала, что «для нас - армян, теплое и яркое солнце восходит из Запада» [15, с. 1].

С 29 сентября по 13 октября 1917 года состоялось Армянское национальное совещание (только большевики бойкотировали и не участвовали) или восточно-армянский съезд (из 228 делегатов 116 были из АРФД, 40 из АНП, 30 из РСДРП и 24 эсеры). По данным другого источника, на открытии съезда присутствовали: 113 члена АРФД, 43 из АНП, 23 эсера, 9 членов Социально-демократической партии [1, с. 13] В свою очередь А. Вардиварян отмечает, что «Съезд состоял из 203 делегатов, в числе которых 113 были представители АРФД, а 43 из Народной партии» [2, с. 334]. На съезде был сформирован испол-

нительный орган из 15 лиц - Армянский национальный совет (АРФД - 6, АНП - 2, СДПА - 2, эсеры - 2, безпартийные - 3), который по стечению обстоятельств стал верховной властью армянского народа [1, с. 33] и взял на себя обязательства по временному управлению армянскими территориями [35, с. 36-37].

26 мая 1918 года, на заседании Армянского Национального Совета, в повестке которого главным был вопрос «о будущем армянских провинций», из предложенных шести пунктов ни один не набрал достаточное количество голосов (в том числе Декларация о независимости Армении), за исключением одного пункта, на тот момент вероятно наиболее оптимального, автором которого был член АНП Левон Туманян: «Учитывая то обстоятельство, что в результате провозглашения независимости со стороны Грузии и Азербайджана прекратило существование независимого Закавказья, Армянский Национальный Совет временно берет на себя управленческие функции над армянскими провинциями». Предложение получает 7 голосов и принимается [36, с. 141]. А о независимости правительство Армении заявило позднее - 13-го июня 1918 года [37, с. 146].

7-го июня 1918 года Армянский Национальный Совет председателем правительства избрал Ованеса Каджазнуни (13 голосов за и 2 против). Против данной кандидатуры были два представителя АНП (М. Пападжанян и С. Арутюнян), которые отказались войти в состав правительства [29, с. 4]. На эту должность они выдвигали М. Пападжаняна, что мотивировали следующим образом: сложились новые социально-экономические, политические и правовые условия; в данных условиях необходимо выдвигать более образованных людей, с университетским образованием, с экономическими и юридическими знаниями; был бы правильным уход руководившего гайдукским движением АРФД из политической арены, дабы возможно было найти общий язык с Турцией; для построения государства нужна новая сила (они имели ввиду себя) [3, с. 178].

Они считали, что всем указанным условиям соответствует только более умеренно и взвешено действующая АНП, следовательно, право на формирование правительства Армении должно принадлежать именно этой партии. Они даже пытались убедить, что это не является самоцелью и продиктовано волею и интересами армянского народа [27, с. 3]. Заметим, что несмотря на непримиримые позиции АНП, тем не менее министром юстиции первого правительства Армении стал сторонник АНП Г. Петросян [13, с. 1-2].

17 июля 1918 года Национальный Совет и правительство Республики Армения из Тифлиса переместились в Армению, в результате чего центром армянской политической жизни стал Ереван. Именно здесь сформировался парламент

Армении из 46 депутатов, 18 из которых были из АНП (в качестве правой силы члены АНП в парламенте заседали справа от президиума) [1, с. 50]. Кстати, АНП имела 2 депутатских мандата также в парламенте Грузии [31, с. 3].

Парламент принял ряд важный решений, в том числе, по предложению члена АНП Ст. Малхасяна, о признании армянского триколора государственным флагом Республики Армения. Из двух заместителей председателя парламента один (Г. Хачатрян) являлся членом АНП.

Сформировавшееся правительство представило основные направления деятельности, в числе которых приоритетными являлись: а) приостановление дальнейшего разрушения экономики страны; б) установление порядка во всех областях жизни; в) осуществление судебно-правовых реформ; г) открытие коммуникаций, д) восстановление средств связи; е) по возможности смягчить голод и положение беженцев; ж) создание собственной денежной системы; з) реорганизация вооруженных сил страны; и) налаживание отношений с соседними странами и т.д. [30, с. 3]. Фракция АНП в целом одобрила указанный план правительства. Вместе с тем, в парламенте был создан Государственный контролирующий орган, руководителем которого 26-тю голосами был избран член АНП Минас Бер-берян [4, с. 74].

Парламент Армении был представлен двумя национальными партиями - в лице АРФД и выступающая к последней с оппозиционных позиций АНП, а также не национальными партиями эсеров и социал-демократов (меньшевистское и большевицкое крылья). Национальные партии в своих программах опирались на собственный народ, важное значение придавали национальному освобождению и государственной независимости, тогда как не национальные партии опирались на Россию, гарантией освобождения армянского народа считали победу во всероссийской революционно-классовой борьбе. В парламенте Армении наиболее правой силой была партия АНП, председателем которой был М. Пападжанян, а его заместителем С. Арутюнян [37, с. 1]. В своей первой программе, принятой в сентябре 1917 года, партия защищала приоритетность капитала, частной собственности и рыночных отношений [14, с. 1]. В армянском же вопросе она была солидарна с требованием АКПР - «Армения - от моря до моря». По определению А. Акопяна, деятельность АНП в парламенте была ответственной и конструктивной [1, с. 63].

С 14-го августа 1918 года в Ереване начал издаваться орган Ереванского комитета АНП журнал «Жоховурд». Уже с осени 1918 г. были организованы мест-

ные подразделения АНП в Апаране, Памбаке, Амамлу, Лори, Дилажане, Карван-сарае, Н. Баязете, Цахкадзоре и других районах [10, с. 1].

В мае 1918 года, «во время очередного выступления от дашнакской пули был убит» [2, с. 332] Амбарцум Аракелян, развернувший бурную деятельность против антирусской политики АРФД. После этого убийства, несколько смягчилось отношение «Мшака» к АРФД. С 1-го сентября 1918 года в Тифлисе начал выходит в свет орган ЦК АНП газета «Жоховрди дзайн» («Голос народа»). Следует заметить, что отношения к властям Армении со стороны тифлисской и ереванской частей партии АНП весьма отличались. В июне 1919 г. Центральный комитет решил все свои права и полномочия в отношении государственной жизни передать комитету АНП в Армении. Центр тяжести в АНП переместился в Ереван. В сентябре 1918 года состоялся второй съезд партии, который принял новую программу и установил, что армянский народ должен иметь только одну ориентацию - армянскую. В новой программе выдвигалась задача создания «единой и целостной» Армении, «в которую должны были войти Восточная Армения, Западная Армения с шестью губерниями и Киликия» [2, с. 333]. Армения должна была стать демократической, парламентской республикой, государственным языком которой должен быть армянский. Для армян, проживающих за пределами Армении, АНП должна была стараться достичь того, чтобы были удовлетворены их национальные и культурные требования. АНП национальные интересы ставила выше классовых. Партия выступала с позиций защиты национальных ценностей, законных интересов и историко-политических прав армян.

После окончания Первой мировой войны, партия АНП, ставшая более оптимистичной и самоуверенной, изъявила желание войти в состав нового коалиционного правительства [9, с. 1]. В результате переговоров с АРФД (левые силы отказались войти в правительство) из девяти членов нового правительства четверо были членами АНП: Арташес Энфиаджян (министр финансов), Самсон Ару-тюнян (министр юстиции), Микаел Атабекян (министр народного просвещения) и Левон Гулян (министр продовольствия). По причине отсутствия А. Энфиаджяна, М. Атабекяна и Л. Гуляна (менее чем через месяц М. Атабекян ушел в отставку, и его заменил Г. Мелик-Карагёзян, а Л. Гуляна заменил К. Вермишян), по указу премьер-министра обязанности министра финансов были возложены на Х. Кар-чикяне (после назначения, 13-го ноября Х. Карчикян были убит в своем кабинете, и вместо него министром назначается Ал. Хатисян. В январе 1919 года (после смерти А. Манукяна) на него были возложены также обязанности министра внутренних дел), просвещения - на С. Арутюняне, а продовольствия - на А. Манукя-

не, и партия АНП «запряглась к армянскому государственному кораблю» [37, с. 1] и руководящий центр Армении чуточку сместился вправо. В оппозиции остались эсеры и социал-демократы, оппозиционная деятельность которых «усиливалась при содействии мусульманских лидеров» [33, с. 153; 52, с. 74-78].

Заметим, что в рядах АНП было больше финансово-экономических, административно-правовых и других высококвалифицированных кадров, чем в АРФД. Войдя в состав правительства, «народники» преследовали цель установления порядка в стране. Однако, совместная работа нескольких месяцев показала, что власть в стране не стала сплоченным, единым и объединенным органом. Вследствие партийной принадлежности, министерства действовали разрозненно и не разделяли общую ответственность.

Перманентно существующая внутренняя борьба дошла до своей кульминации 28-го мая 1919 года, поводом чему послужила известная декларация правительства о «Единой и независимой Армении» и «О дополнении Совета Армении», согласно которой парламент Армении должен был пополниться представителями Западной Армении. Согласно решению второго съезда Западных армян от 613 февраля 1919 года парламент Армении пополнился 12 депутатами, которые были членами или симпатизантами АРФД. Вместе с тем было известно, что в среде армянской диаспоры существенный вес и влияние имели также рамкавары. Но, поскольку они были отстранены от съезда и исполнительный орган Западных армян состоял только из членов АРФД, то в качестве депутатов были избраны исключительно члены этой партии.

Все партии были против подобного положения дел, а депутат от АНП Г. Тер-Хачатрян заявил, что правительство поступило противозаконно - практически, совершив государственный переворот, поэтому они отказываются принимать участие в работе парламента [37, с. 1].

В середине июня народные министры официально вышли из состава правительства, чем и был поставлен конец коалиции АНП-АРФД. Более того, началась интенсивная борьба между двумя самыми влиятельными политическими силами в Армении. Официальные органы АНП газеты «Жоховрди дзайн» и «Жохо-вурд» считали ошибочным, противозаконным и насилием над правами западных армян то, что «состоящее только из российских армян правительство, без участия турецких армян, не декларировало себя как правительство Единой Армении» [17, с. 1-2]. Заметим, что с момента создания АНП занималась проблемами российских армян, а идеологический переход произошел во имя сближения с Армянскими демократами (рамкаварами) - в противовес АРФД.

В качестве выхода из сложившейся ситуации АНП предлагала, чтобы правительство Республики Армения официально обратилось к Национальной делегации западных армян (главному выразителю интересов западных армян) с тем, чтобы сформировать временное правительство из двух частей армянства и созвать Конституционное собрание Единой Армении [31, с. 116].

«Народники» считали, что приглашенные в парламент 12 представителей избраны только со стороны приютившихся в Армении 200 тыс. западных армян. По их мнению, главным выразителем интересов диаспоры является Исполнительный орган западных армян в Париже, без участия и согласия которого нужно признать незаконным делегирование указанных 12-ти представителей. Противостояние между АНП и АРФД еще больше обострилось после того, как за подписью М. Пападжаняна из Парижа были получены инструкции, по которым от однопар-тийцев требовали «действовать согласно указаниям П. Нубара» [6, с. 13].

АНП бойкотировала также парламентские выборы лета 1919 года, заранее (20-го июня) изъяв список своих кандидатов в депутаты. Отношения между АРФД и АНП настолько обострились, что не удалось преодолеть парламентско-правительственный кризис: «Ради истины нужно отметить, что если бы АНП не бойкотировала и участвовала в выборах, то безусловно [1, с. 187] выиграла бы некоторые места».

Заметим также, что после бойкотирования парламентских выборов, АНП отныне не принимала дельного участия в государственной жизни Республики Армения, однако продолжала оставаться второй после АРФД влиятельной армянской политической силой в Армении и на Кавказе. АНП имела много представителей в органах местного самоуправления и являлась влиятельной оппозицией. После выборов АНП потребовала аннулировать результаты июньских выборов и назначить новые выборы в парламент, но это было лишь попыткой самоутверждения и в дальнейшем не имело никакого практического значения.

Из внепарламентских партий в среде армянской диаспоры большой вес имела Армянская Конституционная Партия Рамкавар (АКПР). Будучи верными своему принципу - всегда быть с народом, после Геноцида бурную деятельность развела в Восточной Армении и активно сотрудничала с АНП [34, с. 32]. Подразделение АКПР в Армении также опротестовало Декларацию правительства Армении от 28 мая. 4-го июня Центральный совет партии представил протест парламенту с требованием приостановить действие акта правительства, начать переговоры с П. Нубаром, руководящим исполнительным органом западных армян в Париже, и на основе взаимного согласия сформировать правительство Единой

Армении [16, с. 1; 7, с. 3]. Кстати, акт от 28 мая с большой неудовлетворенностью приняли также рамкавары диаспоры и лично П. Нубар, который даже счел себя оскорбленным [6, с. 6].

Для сглаживания создавшейся ситуации и прекращения межпартийных споров, по инициативе и при непосредственном участии рамкаваров в октябре 1919 года из Парижа в Ереван при была Национальная делегация (В. Текеян, Н. Тер-Степанян, С. Арутюнян), которая с 29 октября по 16 ноября вела переговоры с делегацией правительства Армении (согласно С. Врацяну, делегация была составлена правительством Армении, в состав которой входили С. Врацян - председатель, Ш. Мисакян и М. Арутюнян). Однако, правительство Армении, в силу его признания со стороны международного сообщества в качестве единственно законной власти, заняла непримиримую позицию и с каждым днем ее все больше усиливало. В результате неуступчивости сторон согласие не было достигнуто и делегация Чопаняна вернулась в Париж с пустыми руками. Ради справедливости нужно заметить, что против официального провозглашения Единой и независимой Армении АНП и АКПР выразились не из-за того, что они были против этой идеи, но потому, что сами хотели быть главными действующими лицами в этом процессе.

С 21-го по 27-е декабря 1919 г. в Ереване состоялся 11-ой съезд АКПР. Съезд «отказался признать действующее правительство в качестве правительства Объединенной Армении», призвал по возможности смягчить положение беженцев и, отвечая на призыв Т. Ахумяна об объединении Армянской Народной Партии с Рамкаварами, съезд отметил, что «Созрела необходимость объединения внеклассовых партий, вокруг чего переговоры начались между партиями Рамка-вар, Народников и Реорганизованной партии Гнчакян, а также основанном в Париже Либеральным союзом». Однако, «непосредственное объединение Рамкава-ров и Народной партии» нужно было отложить до решения Армянского вопроса, поскольку это пока было нецелесообразно по политическим, правовым и техническим причинам [31, с. 234-235].

Заметим также, что несмотря на частую критику правительства со стороны рамкаваров, во время большевицкого восстания в мае 1920 они вместе с АНП вступили в защиту правительства. 5-го мая состоялось собрание с участием поддерживающих правительство политических сил (АНП, АКПР, СДПА), которое единогласно решило «встать на позиции государственной самозащиты и независимости Объединенной Армении» [33, с. 176-178,].

Правительство Республики Армения (после отставки А. Хатисяна с 5-го мая 1920 г. премьер-министром стал Амо Оганджанян) выступило со следующим заявлением: «С одной стороны турецкие пашы, а с другой, одетые в большевицкие мантии азербайджанские ханы вновь угрожают независимости и свободе Армении» [2, с. 353] и призвало все политические силы поддержать правительство в деле подавления антиправительственных выступлений.

13-го мая в кабинете А. Оганджаняна состоялось совещание, на котором АНП (Гр. Тер-Хачатрян) и АКПР (А. Дарбинян) совместно изъявили готовность содействовать правительству в деле защиты независимости страны [20, с. 2]. Отметим, что АНП показала также практическую помощь. Добавим, что практическое и моральное содействие указанных партий сыграло значительную роль в быстром и безболезненном подавлении восстания.

В заключение отметим, что несмотря на неудачи АНП в общественно-политической жизни республики, тем не менее, она оставалась верной армянским национальным идеалам, продолжала оказание посильной помощи в становлении независимой государственности. Так, по случаю всенародного праздника ЦК АНП, ЦК партии Армении, студенческие и ученические фракции Ереванского отделения партии, редакция газеты «Жоховурд» тепло поздравили правительство и парламент Армении [36, с. 105-106].

От имени Республиканского совета Партии рамкавар с поздравительной речью выступил А. Дарбинян, который, в частности, сказал - «Главное не достижение свободы, а защита приобретенной свободы» [34, с. 1].

После советизации Армении основная часть руководителей АНП и АКПР покинула Армению [35, с. 191-192]. Действующие в демократическом и либеральном поле партии в 1921 г. объединились в Константинополе и создали Либерально-демократическую партию (Рамкавар-Азатакан) [50, с. 53], которая функционирует и по сей день во имя благосостояния и светлого будущего нашего народа. Отметим, что данное объединение было вполне необходимым и закономерным, а сам процесс был начат еще в условиях установления независимой армянской государственности, когда стало насущным организационное объединение Реорганизованной партии Гнчакян (она получила название «Либеральной»), Конституционных Рамкаваров и Армянской Народной Партии в «прогрессивную, национальную и внеклассовую» партию. В течение 1919-1921 годов «Либеральный союз» и особенно А. Чопанян развернули интенсивную работу в направлении объединения либерально-демократических организаций в единую партию. От имени АНП переговоры вели М. Пападжанян и А. Энфиаджян [18, с. 1].

Для объединения всех либеральных и демократических партий и течений в начале было запланировано проведение съезда в Париже (15 февраля 1920 г.), на который была приглашена также АНП [36, с. 4]. Заметим, что мировоззрения и основные социально-политические положения Народной партии, Рамкаваров, Реорганизованных Гнчакянов и «Либерального» союза партии были идентичны. По сути они выражали разные стороны армянской действительности, а отличие состояло только в названии этих политических сил. В результате этого в октябре 1921 года было провозглашено создание «Партии Рамкавар-Азатакан», лозунгом которой стал принцип « Родиной, во имя Родины» [33, с. 9], и которая, несмотря на неприятие идеологии властей и стиля их деятельности, всегда стояла на позициях защиты и поддержки армянской государственности.

Литература

1. Акопян Т. Как партии голосовали на турецкий ультиматум. URL: http://www.history of armenia.am/ am/ Encyclopedia -of-armenian-history (дата обращения 15.02.2018).

2. Варандеан М. История АРФД, Ереван, 1992.

3. Вардиварян А. Попутчики пути большой мечты, Нью-Джерси, 2015.

4. Вестник архивов Армении. 1991. №З.

5. Врацеан С. Переговоры между РА и национальной делегацией. Бейрут, 1920.

6. Врацеан С. Республика Армения, Бейрут, 1958.

7. Ван-Тосп. 1919. 9 июня.

8. Жоховрди дзайн. Тифлис. 1918. 10 нояб.

9. Жоховрди дзайн. 1918. 6 дек.

10. Жоховрди дзайн. 1918. 8 дек.

11. Жоховурд. 1917. 13. IV.

12. Жоховурд. 1917. 6. VII.

13. Жоховурд. 1918. 14 авг.

14. Жоховурд. 1918. 8 июня.

15. Жоховурд. 1919. 11 июня.

16. Мшак. 1917. 7. IV.

17. Мшак. 1918. 12.VI.

18. Оризон. 1918. 13 июня.

19. Гусев К. Состояние разработки и задачи дальнейшего изучения истории непролетарских партий России // Непролетарские партии России в 1917 году и в годы гражданской войны: Материалы науч. симпозиума, 1980.

20. Дарбинян А. Хроника армянской освободительной борьбы. Ереван,

2003.

21. НАА, ф. 4033, с. 5, г. 310.

22. НАА, ф. 222, с. 1, д. 120.

23. НАА, ф. 222, с. 1, д. 141.

24. НАА, ф. 200, с. 1, д. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. НАА, ф. 292, с. 1, и. 78.

26. НАА ф. 393, с. 2, и. 118.

27. НАА, ф. 200, с. 11, и. 35.

28. НАА, ф. 198, с. 1, и. 71.

29. НАА, ф. 1022, с. 7, и. 70.

30. НАА, ф. 282, с. 1, и. 13.

31. Осерская Э. Роль армянских политических партий в эволюции национально-освободительного движения армян в Османской империи (1878 г. - начало XX в.), М., 2011.

32. Погосян С. История армянского народа, Ереван, 2004,

33. Саргсян С. Армянская Конституционная Партия Рамкавар (19081921 гг.). Ереван, 2009.

34. Симонян Г. Вопросы истории армянского народа. Ереван, 2000.

35. Хуршудян Л. Худавердян К. Армянские политические партии. Некоторые вопросы истории и идеологии // Непролетарские партии России в 1917 году и в годы гражданской войны: Материалы науч. симпозиума, 1980.

36. Хуршудян Л., Амирян С. Некоторые вопросы укрепления советской власти в Армении, Ереван, 1987.

37. Япучеан А. Краткая история формирования Партии Рамкавар-Азатакан, Каир, 1977.

38. Hovhannisyan A. Armenia: the history of political parties. Yerevan,

2014.

References

1. Akopyan T. Kak partii golosovali na tureckij ul'timatum. URL: http://www.history of armenia.am/ am/ Encyclopedia -of-armenian-history (data obra-shcheniya 15.02.2018).

2. Varandean M. Istoriya ARFD, Erevan, 1992.

3. Vardivaryan A. Poputchiki puti bol'shoj mechty, N'yu-Dzhersi, 2015.

4. Vestnik arhivov Armenii. 1991. №Z.

5. Vracean S. Peregovory mezhdu RA i nacional'noj delegaciej. Bejrut,

1920.

6. Vracean S. Respublika Armeniya, Bejrut, 1958.

7. Van-Tosp. 1919. 9 iyunya.

8. ZHohovrdi dzajn. Tiflis. 1918. 10 noyab.

9. ZHohovrdi dzajn. 1918. 6 dek.

10. ZHohovrdi dzajn. 1918. 8 dek.

11. ZHohovurd. 1917. 13. IV.

12. ZHohovurd. 1917. 6. VII.

13. ZHohovurd. 1918. 14 avg.

14. ZHohovurd. 1918. 8 iyunya.

15. ZHohovurd. 1919. 11 iyunya.

16. Mshak. 1917. 7. IV.

17. Mshak. 1918. 12.VI.

18. Orizon. 1918. 13 iyunya.

19. Gusev K. Sostoyanie razrabotki i zadachi dal'nejshego izucheniya istorii ne-proletarskih partij Rossii // Neproletarskie partii Rossii v 1917 godu i v gody grazhdanskoj vojny: Materialy nauch. simpoziuma, 1980.

20. Darbinyan A. Hronika armyanskoj osvoboditel'noj bor'by. Erevan,

2003.

21. NAA, f. 4033, s. 5, g. 310.

22. NAA, f. 222, s. 1, d. 120.

23. NAA, f. 222, s. 1, d. 141.

24. NAA, f. 200, s. 1, d. 35.

25. NAA, f. 292, s. 1, i. 78.

26. NAA f. 393, s. 2, i. 118.

27. NAA, f. 200, s. 11, i. 35.

28. NAA, f. 198, s. 1, i. 71.

29. NAA, f. 1022, s. 7, i. 70.

30. NAA, f. 282, s. 1, i. 13.

31. Oserskaya EH. Rol' armyanskih politicheskih partij v ehvolyucii nacio-nal'no-osvoboditel'nogo dvizheniya armyan v Osmanskoj imperii (1878 g. - na-chalo XX v.), M., 2011.

32. Pogosyan S. Istoriya armyanskogo naroda, Erevan, 2004,

33. Sargsyan S. Armyanskaya Konstitucionnaya Partiya Ramkavar (19081921 gg.). Erevan, 2009.

34. Simonyan G. Voprosy istorii armyanskogo naroda. Erevan, 2000.

35. Hurshudyan L. Hudaverdyan K. Armyanskie politicheskie partii. Neko-torye voprosy istorii i ideologii // Neproletarskie partii Rossii v 1917 godu i v go-dy grazhdanskoj vojny: Materialy nauch. simpoziuma, 1980.

36. Hurshudyan L., Amiryan S. Nekotorye voprosy ukrepleniya sovetskoj vlasti v Armenii, Erevan, 1987.

37. YApuchean A. Kratkaya istoriya formirovaniya Partii Ramkavar-Azatakan, Ka-ir, 1977.

38. Hovhannisyan A. Armenia: the history of political parties. Yerevan,

2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.