К 100-ЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ГМГПДОГЮЛ и МП \J\DrnO\JUnnV\n
В СИБИРИ
М.П. Широкова, С.А. Кочурина 1906 ГОД. ТОМСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ - В НОВОМ КОРПУСЕ
Томский государственный педагогический университет
История Томского учительского института, как уже неоднократно отмечалось в публикациях рубрики «К 100-летнему юбилею педагогического образования в Томске», нашла свое отражение в научной и публицистической литературе.' Особое место среди исследователей истории народного образования в Сибири по праву принадлежит Ф.Ф. Шамахову. Его работа «Учительские институты дореволюционной Западной Сибири»2, написанная на основе богатого архивного материала специально посвящена анализу деятельности учительских институтов в Томске и Омске. Отдавая должное профессионализму исследователя, тем не менее, считаем необходимым отметить определенный педагогический оттенок в оценке роли и значения инсти тутов в деле подготовки «дешевых учителей», что вполне объясняется историческими условиями написания статьи - 1952 г. Продолжая тему рублики предлагаем по-новому взглянуть на некоторые аспекты деятельности Томского учительского института.
1 ^ япгл/гтя Г'ГНТЯ ПЛ ТЛПУГРРТПРРИП ПТМРиР-
но возобновление работы Томского учительского института в новом корпусе. По заказу Попечительства Западно-Сибирского учебного округа в январе 1903 г. был разработан проект этого здания. К лету 1905 г. оно было построено на казенный счет, но в условиях окончания русско-японской войны, как указано в кратком обзоре деятельности Западно-Сибирского учебного округа 1910 г., временно использовалось по распоряжению правительства в качестве госпиталя для возвращающихся с Дальнего Востока раненых.3
Корпус Учительского института был выстроен в стиле модерн. Здание прекрасно рассматривалось со всех сторон, гак как весь остальной участок земли, выделенных городскими властями институту еще пустовал. Красивое кирпичное строение в основной части двухэтажное, дворовой - трехэтажное, было одним из лучших произведений известного сибирского архитектора гражданского инженера Фортуна-та Фердинандовича Гута. В 1978 г. решением Томского облисполкома корпусу был присвоен статус архитектурного памятника. Симметрию главного фасада здания нарушает южное крыло. Симметрическая часть фасада расчленена тремя ризалитами: центральный из них имеет большую высоту, боковые -завершены аттиками с волютами на углах. Главный вход в институт выделен выдвинутым вперед порталом. Еще один вход, расположенный в южном крыле, завершен обратной аркой. Настоящим украшением корпуса являются окна: большие с мелкой рас-стекловкой в верхней части; с пониженной аркой в боковых ризалитах; тройное овальной формы - по сторонам центрального ризалита; верхние боковые с полуциркулярным завершением, узкие высокие -на южной торцевой стене, яйцевидной формы - в западной части фасада, круглое - над входом в южном крыле и т.д.
Оформление главного фасада решено на контрасте сочетания кирпичных стен с оштукатуренными поверхностями архитектурного декора: клинчатыми перемычками над окнами, подоконными выступами и т.д. Вестибюль здания перекрыт парусными сводами, коридоры - лучковыми, а в центральной час-
1. Город Томск. Томск, 1912; Баум В. Учительский институт 90 лет назад // Народная трибуна. 1992. 25 марта; Боженко Л.И. Томский учительский институт - первенец педагогического образования // Томский учитель. 1999.
2. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Ученые записки ТГПИ. Т. IX, Томск, 1952. с. 3-63.
3. ГАТ0 Ф. 126. 0П. 2. Д. 2150, Л. 278.
М.П. Широкова, С. А. Кочурина. 1906 год. Томский учительский институт - в новом корпусе
ти - крестовыми. Квадратные колонны вестибюля имеют сложные капители. Двухмаршевая центральная лестница с филенчатым низом приглашает посетителей из вестибюля на второй этаж прямо к входу в актовый зал.4
В корпусе располагались учебные аудитории, учительская, кабинет директора, библиотека, столовая, помещения для прислуги, мастерские, комнаты для подготовки к занятиям, жилые комнаты для воспитанников, институтская церковь Сергия Радонежского и т.д. Чистый, уютный, теплый и светлый корпус Томского учительского института стал настоящей гордостью томичей.
14 июля 1906 г. состоялась передача имущества Томского учительского института Германовым М.М. новому директору, которым 1 августа 1906 г. был назначен Действительный Статский Советник Мит-рофан Алексеевич Водянников, человек весьма почтенного возраста. Некогда выпускник юридического факультета Московского университета, Митрофан Алексеевич прошел долгий педагогический путь от простого учителя до директора Омской учительской семинарии, прежде чем возглавил Томский учительский институт.5 Преподавателем русского языка и словесности был приглашен надворный советник, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии Алексей Матвеевич Орлов. Учителем истории и географии стал выпускник Казанской духовной академии Петр Владимирович Пудовиков; естественной истории и физики - выпускник естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Иннокентий Николаевич Сафонов; закона Божьего выпускник Казанской духовной академии священник Иоанн Алексеевич Ливанов; чистописания, черчения и рисования - выпускник Императорской академии художеств Вильгельм Иванович Лукин; ручного труда - Николай Иванович Молотилов. Из прежнего штатного состава института остался лишь врач, выпускник Томского университета, надворный советник Павел (Павлин) Фирсо-вич Ломовицкий, преподаватель гигиены.
Конкурс абитуриентов в Томский институт в 1906 г. после 2-хлетнего перерыва в работе, был не особенно большим. В результате отбора, в число воспитанников, как видно из Протокола заседания Педагогического Совета института от 13 сентября 1906 г. было зачислено 22 человека на казенный счет (казен-нокошными) и 4 - вольнослушателями на платной основе (своекошными). По-прежнему приоритетным правом при зачислении пользовались лица, уже имевшие педагогический стаж и начальное педагогичес-
4. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 600; ГАЮ. Ф. 194. Оп. 6. Д. 33.
5. ГАТО. Ф. 126. Оп. 4. Д. 459. Л. 12, 13, 15, 23.
6. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 278-279 об.
7. ГАТО. Ф. 126. Оп. 4. Д. 459. Л. 18,18 об.
8. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 266-267 об.
9. Шамахов Ф.Ф. Указ. Раб. С. 31.
кого образование. Пятеро воспитанников были выпускниками учительских семинарий Омска, Новочеркасска, Красноярска и Казани; трое - педагогических классов при городских училищах, один - церковно-учительской школы. Остальные воспитанники имели свидетельства городских и сельских училищ, духовной семинарии и т.д. Семеро из них имели звания учителей начальных училищ, аульных и церковноприходских школ. Поскольку обучение в институте было за счет казны, к поступлению в него стремились представители низших сословий. Большинство воспитанников было из крестьян - 11 человек, мещан - 7 человек, солдатских детей - двое; по одному воспитаннику было из потомственных учителей и священников, четверо - детей чиновников.6
Продолжение занятий в Томском учительском институте вновь поставило перед педагогическим коллективом вопросы организации учебного процесса, формирования библиотеки, развития воспитательной работы и создания благоприятных материальных условий жизни воспитанников.
Из письма М.А. Водянникова Попечителю Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьеву следует, что имущество, оставшееся с прежнего времени находится «в весьма плохом состоянии», «инвентарь приходится заводить снова». «Материалов для обмундирования учеников вовсе не оказалось, нет также ни одного экземпляра годной одежды и белья; столовое и постельное белье требует значительных расходов для своего пополнения. То же можно сказать про предметы для стола, про кухонную посуду и вообще про все предметы домашнего хозяйства» 7
На первом же заседании педагогического совета рассматривались правила для учеников, утвержденные Попечителем Западно-Сибирского учебного округа 3 сентября 1902 г. с целью внесения в них изменений. Главным из них явилось введение в Правила нового параграфа «Об участии воспитанников в ведении артельного хозяйства». Поскольку в институт поступали молодые люди, педагоги считали необходимым приобщать их к самостоятельному ведению хозяйства и экономному расходованию отпускаемых на их содержание сумм.8
Ф.Ф. Шамахов, в указанной выше работе по этому поводу пишет, что «.. .царское правительство держало воспитанников учительских институтов в «черном теле». Оно снабжало их настолько незначительной стипендией, что люди, плохо материально обеспеченные... принуждены были, чтобы удержаться в учебном заведении, добывать себе дополнительный приработок...».9 В качестве демонстрации этого ут-
верждения он ссылается на воспоминания бывшего воспитанника Томского учительского института, а затем преподавателя Томского педагогического института, Петра Евграфовича Евсевьева, который писал,
»«ЖлАгЧДЛ ЯГА Г*/ГЛГ' 1.ГIЛ'I>Г* ЪГ\е*\Ла ПРТииу 1Г5»иЬ»1Г\уГ1
Т I и VI и ииП^^УПТШП ¡(V .IV141111
подрабатывали репетиторством или даже в землеустроительных бригадах.10 Заметим, что подработками студентов в наше время никого не удивишь, а вот о «незначительности» размеров стипендий воспитанников Учительского института, можно и поспорить. Александр Мелентьевич Волков, воспоминания которого о годах учебы в Томске опубликованы", утверждает: «наша стипендия по тем временам была очень приличная: 200 рублей в год... Этого вполне хватало на все наши потребности... Завхозы вели хозяйство экономно, на питание у нас уходило рублей 12 в месяц и около 5 рублей оставалось на баню и стирку белья, на кино и театр и т.п. Летняя стипендия выдавалась за два месяца вперед, и этого хватало на дорогу домой».
Одеждой воспитанники обеспечивались бесплатно, на казенный счет относились и расходы по содержанию пансиона и прислуги (кочегара с двумя помощниками, поломоек, швейцара, караульных, кухонных работников и конюхов).
Для заведования артельным хозяйством избирали на 3 месяца артельщика, воспитанника 2-го курса и его помощника - из числа первокурсников. Воспитанников третьего года обучения освобождали от хозяйственных забот, т.к. они более других были заняты в городском училище при институте, имели больше уроков и должны были готовиться к выпускным экзаменам. В помощь артельщику (его называли завхозом) ежедневно назначались дежурные. В обязанности завхоза входили своевременная закупка продуктов, наблюдение за условиями их хранения, составление меню (в институте было 5-и разовое питание), контроль за чистотой помещений и работ кухонной прислуги... При участии артельщика педагогический совет рассматривал смету расходов на ппиобоетение материала для одежды воспитанников, шитьё, на заготовление продуктов длительного хранения, на приобретение оптом бумаги, карандашей, перьев, чернил, почтовых марок и т.д.12
Важнейшей задачей организации в институте учебного процесса преподаватели считали совершенствование программ обучения. В связи с этим, не совсем справедливым нам кажется, упрек автора статьи в журнале «Русская школа» (1907 г.) В. Симоновского, а вслед за ним и Ф.Ф. Шамахова в адрес преподавателей Томского учительского института в безукоснительном следовании ими «устарелым
10. Шамахов Ф.Ф. Указ. Раб. С. 26.
11. См. Вестник ТГПУ, 2000, №4. (20)
12. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 266-267 об.
13. Шамахов, Ф.Ф. Указ. Раб, С. 41.
14. См.: там же. С. 42.
уставам, положениям и инструкциям» МНП, направленным «... на ремесленную выучку будущего учителя, а не на подготовку инициативной и творческой личности»13 Однако, уже на следующей страни-
! I f-> \ ' V 'А Я И U Г* nTÎÏTLH <Т) fîl TITülkfQVnU I/TAUIIOPT ЛрЛШ
ifV J 11 1-.—1in,.1 14111 VAUftUIl "IT . . >11UlIlUl.MLI j 1 VI Ü1I1V1 I (/OV/IU
позицию: в разгар революционного движения в 1906 г. ряд преподавателей института выступил с прогрессивными предложениями пересмотра учебных планов и программ.14
Вслед за Ф.Ф. Шамаховым и архивными материалами проследим за работой педагогического совета.
В течение последних 10-ти дней августа 1906 г., педагогический совет трижды собирался специально для обсуждения учебных программ. Все преподаватели во главе с опытным директором считали излишним детальное повторение материала за курс городского училища. Преподаватель математики C.B. Пахомов предложил увеличить, по сравнению с программой МНТ число часов на изучение алгебры за счет сокращения курса арифметики. Преподаватель русского языка и словесности A.M. Орлов, кроме обязательных предметов русской и церковнославянской грамматики, синтаксиса, теории словесности, считал необходимым изучение воспитанниками произведений русских классиков, начиная с A.C. Пушкина с тем, чтобы «возбудить в них интерес к произведениям изящной литературы». Преподаватель истории и географии П.В. Пудовиков представил составленную им оригинальную программу изучения всеобщей истории. Он предложил рассматривать в сравнении развитие различных народов по эпохам, причем главное внимание посвятить вопросам искусства, религии, науки, экономики, социального и государственного устройства с тем, чтобы сформировать у воспитанников научное представление об историческом процессе во всем его многообразии. Также Пудовиков П.В. предложил скорректировать и программу по географии: сократить курс физической географии и увеличить число часов на изучение космогожЬии и культуоно-политической географии.
Доктор института Г1.Ф. Ломовицкий представил на заседании педагогического совета 4 сентября 1906 г. программу курса гигиены. При изучении раздела школьной гигиены, он предложил обратить основное внимание на гигиену школьных учебных и жилых помещений, гигиену преподавания и профилактики переутомления учеников, изучения школьных болезней, гигиену физического развития. При этом, П.Ф. Ломовицкий, как видно из программы, считал необходимым ориентировать воспитанников
М.П. Широкова, С.А. Кочурина. 1906 год. Томский учительский институт - в новом корпусе
на осознание роли учителя в деле организации здорового образа жизни учеников и их летнего отдыха. Курс гигиены, который очевидно предполагал приобретение не только теоретических знаний, но и практических навыков был полезен самим воспитанникам в период обучения и нацеливал их на формирование необходимых профессиональных качеств -заботу об успехах и здоровье учеников.15
Значительным отхождением от программы МПН, утвержденной для учащихся институтов, стало предложение о введении в Томском учительском институте уроков иностранного (немецкого) языка, изучение которого, по решению педагогического совета, могло быть добровольным, как, впрочем, и преподавание - безвозмездным. В сохранившемся в архивах расписании уроков на 1906-1907 учебный год -уроки немецкого значатся.16 Однако, по многочисленным воспоминаниям современников уроки не велись. Вероятно, предложение томских педагогов Учительского института не нашло поддержки руководства.
Программа 1-го года обучения при 34 часовой недельной магр\зке (отметим, что ручной труд и пение были вынесены за пределы программы) предусматривала изучение: математики - 7 уроков; русского языка - 5 часов; истории - 3 часа; географии 2 часа; естественной истории - 4 часа; закона Божьего - 2 часа; рисования - 2 часа; черчения - 2 часа; пения - 2 часа; гигиены - 1 час;
ручного груда - 3 урока по 2 часа; чистописания - 1 час.17
Урок в Учительском институте длился 55 минут, по 5-10 минут - перемены. После 3-го и 6-го уроков полагались 30-ти минутные перерывы для завтрака (в 12 ч.) и обеда (15.40 ч.).
Особую заботу преподавателей Томского учительского института вызвал вопрос об организации в стенах учебного заведения читального зала и наполнении библиотеки необходимой литературой, в первую очередь, периодическими изданиями. Ф.Ф. Ша-махов в указанной работе главным поводом открытия читальни видел боязнь администрации института «бесконтрольного чтения» воспитанниками «вредных книг», способных усилить «посторонние (читай - революционные) влияния» (с. 54). Между тем, в протоколе заседания педагогического совета от 25 сентября 1906 г., на который ссылается и Ф.Ф. -Шамахов, читаем: «Мотивом к открытию читальни
15. ГАТ0. ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 286-287 об.
16. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 290.
17. См.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 290.
18. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 295.
19. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 312, 312 об.
и помещению в ней журналов служат следующие соображения: Институт отстоит далеко от всех библиотек города Томска; в силу этого воспитанники, желающие познакомиться с новыми книжками, журналами, будут постоянно стремиться в город, не стесняясь никакой погодой и, таким образом, будут постоянно рисковать своим здоровьем; кроме этого на самый процесс хождения до публичных библиотек будет тратиться масса времени; затем, если читальня будет в стенах Института, то г.г. (господа) воспитатели всегда могут следить за тем, что читают воспитанники и руководить ими в их чтении».18
Преподаватели стремились, в первую очередь, наполнить фонды читального зала специально-педагогическими, научными и духовными журналами. На своем очередном заседании педагогический коллектив постановил выписать на 1907 год вполне солидный список разнообразных журналов на сумму 84 рубля:
«Нива-8 руб.;
Мир Божий - 9 руб.;
Русская мысль - 12 руб.;
Вестник воспитания - 6 руб.;
Вестник иностранной литературы - 6 руб.;
Русская школа - 8 руб.;
Педагогический сборник - 5 руб.;
Филологические записки - 7 руб.;
Вестник опытных наук, физики и математики -
6 руб.;
Вопросы философии и психологии - 7 руб.;
Церковный вестник - 5 руб.;
Вокруг света - 5 руб.».19
Всего же на выписку книг, учебников, периодических изданий и т.д. планировалось расходовать около 600 рублей в год. Однако анализ источников убеждает, что реально в институте в период с 1906 г. на учебную литературу тратилось едва ли больше 250-300 рублей в год, поскольку запрашиваемая на содержание института сумма казной значительно корректировалась.20
Заботила преподавателей Томского учительского института и организация воспитательной работы, досуга учеников. В качестве подтверждения полностью приведем в конце статьи текст протокола заседания педсовета от 18 ноября 1906 г.
Таким образом, 1906 год в истории Учительского института стал особенным: институт возобновил свою работу, отпраздновал новоселье, был сформирован штат преподавателей, восстановлены прежние педагогические традиции и заложены новые. Учительский институт в Томске вступил в обычный ритм жизни.
tflorHA.--.
Протокол Ъ >'/
Звездами Педагогмч«скат о Cotira îwcfâfe Учиr#*fccнего Института,
igt) pioèti.
№ //
Î[рисутсгвовали: _
лил*.
Отсутствовали: ^ J**> Jjt^^i^uc^.
С Л У Ш А Л lit
.¿£UiaU4tz
Ht/lit
tltte^U^p^n /fA-
о fi " л П:
А
Жё^ф**^ Jt.
h frfea^HJfrtiMtX-^ и fê-e^AtJùbtrU /^¿ï- Miffu/-
tu ua#i
илмш^к. afafask neuJ-
ПРОТОКОЛ
заседания Педагогического совета Томского учительского института
от 18 ноября 1906 г. №18.
Присутствовали: директор-М.А. Водянников, преподаватели: И.А. Ливанов, A.M. Орлов, C.B. Па-хомов, И.Н. Сафонов, Н.И. Молотилов, П. В. Пудовиков.
Отсутствовали: В, И. Лукин по болезни.
СЛУШАЛИ: Об устройстве домашнего спектакля в Учительском институте на рождественских каникулах.
ОПРЕДЕЛИЛИ: На этом заседании был поднят вопрос о праздничном времяпрепровождении учеников на рождественских каникулах.
Педагогический совет решил поразнообразить монотонную жизнь воспитанников Института в праздничное время и доставить им хотя небольшое развлечение, так как они, по большей части, не имеют в Томске ни родных, ни знакомых, где бы могли провести праздники, и не имеют средства, чтобы пользоваться общественными праздничными развлечениями.
Принимая во внимание вышеизложенные соображения, Педагогический совет пришел к мысли устроить домашний спектакль в стенах Учительского института. Совет остановился на мысли устроить спектакль главным образом потому, что с одной стороны устройство спектакля займет свободное у учеников время, и отвлечет их от нежелательных праздничных развлечений, а с другой стороны участие в спектакле поможет выработке правильной речи у воспитанников, чем, по замечанию Педагогического совета, часто страдают ученики. Кроме того, пьеса требует правильности в выражении мыслей, правильной дикции и т.п., что весьма необходимо будущим учителям, как средство импонировать на своих слушателей.
В силу означенных соображений Совет остановился на мысли об устройстве спектакля, как наиболее отвечающей вышеизложенным соображениям форме развлечения для воспитанников Института.
Для означенной цели решено поставить пьесу Чехова «Предложение». Но для постановки означенной, или какой-либо иной подходящей пьесы встречается весьма серьезное препятствие - отсутствие лиц, могущих исполнять женские роли. Из числа воспитанников Института подходящих лиц для исполнения женских ролей решительно не находится. В силу этого Педагогический совет поставлен в большое затруднение и должен отказаться от намерения доставить воспитанникам разумное развлечение.
Поэтому Педагогический совет решил обратиться с ходатайством к Его Превосходительству Господину Попечителю Западно-Сибирского Учебного округа о разрешении устроить в Институте домашний спектакль и пригласить воспитанниц женских учебных заведений для исполнения женских ролей, а также разрешить устраивать домашние спектакли подобного рода и на будущее время21.
20 Томск 1912 с 39
21. ГАТО. Ф. 126. On. 2. Д. 1704. Л. 303, 303 об., 304, 304 об.