М.Р. РАМАЗАНОВ
Профессиональное самоопределение молодежи как социальная ценность
Важную часть методологии исследований самореализации в социальном аспекте составляет сравнительный анализ моделей и концепций самореализации. Старая научная парадигма изначально ориентировала индивида на объектность, т.е. государство брало на себя обязательства. Отсутствие традиции личной ответственности за самореализацию, в конечном счете, привело к социальному обесцениванию личности человека.
Отношение к самореализации на макроуровне-уровне общества -обусловливается сложившейся системой социальных норм. Социальные нормы при этом определяются как средство регулирования деятельности общества в целом , его институтов, социальных групп или отдельных лиц. Как элемент общественного сознания социальная норма - это всегда правила, требования общества к личности, в которых определены более или менее точно объем, характер, а также границы возможного и доступного в ее поведении. Одновременно в нормах содержатся критерии, оценка и средство социального контроля за этим поведением со стороны общества. Содержание социальных норм позволяет им быть регулятором общественных отношений и поведения личности. Социальные нормы как элемент общественного сознания и культурологический феномен аккумулируют бытовавшие ранее и существующие сейчас традиции и обычаи , связанные с отношением к самореализации.
Таким образом, в условиях смены общественного строя для развития самореализации становится важной задача поиска новой научной парадигмы, рассматривающей индивида как субъекта самореализационного поведения. Предметом исследований стали социальные проблемы индивидов, групп и социума в целом в связи с условиями, способствующими или препятствующими наиболее полной реализации биологически или социально ценных качеств человека. Социальная парадигма исследования самореализации была основана на понимании влияния социальных явлений , процессов и институтов на самореализацию. Основная задача социальных исследований состояла в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на самореализацию человека и разработать эффективные мероприятия по устранению негативного влияния среды. Объектом исследований социальной ценности самореализации стала конкретная социальная действительность.
Все базисные категории социальной философии имеют различное толкование в зависимости от теоретического подхода. Поэтому обобщенное знание приобретет смысл, если будет рассмотрено с
позиций разных теорий. К тому же теории, разработанные для объяснения одних социальных явлений, часто привлекаются для объяснения других. В одном случае теории работают, в другом возникают серьезные противоречия, вплоть до необходимости замены исходных концептуальных положений. Поэтому ни одна из теорий самореализации не может дать четкий набор «правильных ответов» на вопрос о том, какими должны быть представления о самореализаци .
Задача построения социальной модели самореализации состоит в том, чтобы познать объективные законы, которым подчиняется человеческое бытие, и найти способы управления ими, создав такие природные и социальные условия, при которых можно предупредить или ограничить их разрушительные воздействия. В обществе возникают и действуют социальные законы, принципы которых являются отражением исторически развивающихся общественных отношений.
Социальный аспект изучения самореализации неоднократно демонстрировал, что самореализация социально обусловлена. Ясно, что состояние самореализации зависит от воздействия факторов. Самореализация часто связана с социальными структурами и имеет различия в зависимости от пола, возраста, материального положения, образования и т. д. Самореализация показывает, что социокультурные факторы влияют на представления и опыт людей в области жизненных ценностей, которые не могут рассматриваться как простые реакции на социальные изменения.
Самореализация как основной объект исследования является социально обусловленной, система представлений о ней зависит от общества, которое их формирует, и тесно связана с моральными ценностями. Поскольку для современной социальной науки характерно все большее внимание к проблеме самореализации и комплексу факторов, повышающих жизнеспособность и жизнестойкость, то преодоление психологической ограниченности способствует все возрастающему вниманию к социально-экономическим, технико-культурным условиям жизни людей, определяющим нормальное функционирование человека. Каждая культура неминуемо приносит с собой определенные ограничения человеческого существования, современный же человек подвергается особенно тяжелым деформациям. Чем более нестабильно общество и его социальные структуры, тем сильнее это отражается на индивидуальном и общественном уровнях самореализации.
Во-первых это теория утраты П. Марриса, которая заключается в том, что существуют фундаментальный и универсальный консервативные установки, направленные на поддержание регулярности происходящего в социальном окружении и придающие всему происходящему субъективное личностное значение. Социальные изменения переживаются как утрата, нарушают структуру интерпре-
тации окружения и потому оказывают глубоко повреждающее воздействие на личность.
Во-вторых, теория биосоциального резонанса Т. Шибутани основывается на предположении, что биологические и социальные переменные образуют некий шаблон совместного варьирования (резонирования). Конкретные состояния структурируются как ценностная дезориентация, и при отдельных конфигурациях обозначаются в личностных и социально-средовых переменных. Социальные изменения рассматриваются как изменения прежде всего в шаблонах коммуникации. Вследствие этого некоторые индивиды оказываются изолированными от коммуникационных сетей, а у оставшихся отмечается неконгруэнтность коммуникационной сети информационным потребностям. Изоляция и неконгруэнтность выступают факторами повышения чувствительности к неблагоприятным воздействиям внешних агентов.
В-третьих, существует ряд теорий, в которых самореализация рассматривается как переменная, зависимая от влияния социальных и субъективных факторов, общих ресурсов индивида и чувства когерентности, т. е. соответствия. Чувство когерентности определяется как восприятие окружения в виде связного и внутренне непротиворечивого целого. Это чувство развивается в годы становления личности и модифицируется во взрослом возрасте. Социальные структуры, в которых протекает повседневная жизнедеятельность людей, воздействуют на поддержание чувства когерентности. Повреждающее влияние социальных изменений связано, таким образом, с разрушением чувства когерентности. Согласно этой модели распределение социально индуцированного стресса обратно пропорционально стабильности и прочности социальных отношений. Показателем воздействия социального стресса на индивида является конгруэнтность статуса, т. е. соответствие его статусной позиции в различных социальных ролях. Соответственно уровень первичной дезадаптации обратно пропорционален статусной интеграции индивида. Модель представляет соотношение дезадаптации в виде континуума, одним из полюсов которого выступает неудовлетворенность, вызванная социальным агентом , где воздействие стресса минимально, а другим - девиация, в возникновении которой воздействие стресса максимально.
Социальные нормы как элемент культуры, передающийся из поколения в поколение, трансформирующийся под влиянием социетальных факторов, определяют поведение и деятельность индивидов, групп, общностей. Отношение к самореализации на макроуровне - уровне общества - обусловливается сложившейся системой социальных норм. Социальные нормы при этом определяются как средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц. Как элемент общественного сознания социальная норма - это всегда правила,
требования общества к личности, в которых определены более или менее точно объем, характер, а также границы возможного и доступного в ее поведении. Одновременно в нормах содержатся критерии, оценка и средство социального контроля за этим поведением со стороны общества. Содержание социальных норм позволяет им быть регулятором общественных отношений и поведения личности. Социальные нормы как элемент общественного сознания и культурологический феномен аккумулируют бытовавшие ранее и существующие сейчас традиции и обычаи , связанные с отношением к самореализации.
Решение проблемы определения индикаторов становится реальным в рамках концепции реализации социальной субъектности в основных сферах жизнедеятельности. В качестве основных выделяют производственно-экономические, общественно-политические, духовно-культурные, социоэкологические и социально-бытовые сферы жизнедеятельности. Измерение этих составляющих реализации социальной субъектности позволит дать объективную оценку социального здоровья. Такой подход включает в себя оценку физического, духовного и психологических моментов.
В последние годы проблема социальных индикаторов, характеризующих состояние и динамику современного социума в отечественной науке, стала предметом специального научного анализа. Ряд исследователей под индикаторами самореализации понимают качественные и количественные характеристики состояния, тенденций и направлений функционирования и развития социальной сферы , которая определяется ею как целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Объективность полученных показателей при данном подходе зависит от состояния самого социального объекта, меры его развитости, зрелости фиксируемых объективных отношений, охватываемых познающим субъектом. Социальная сфера аккумулирует все виды отношений личности с природой, обществом , другими людьми, отражает ее участие в различных социальных структурах, фиксирует выполняемые человеком многообразные функции, роли. Но жизнедеятельность человека не ограничивается социальной сферой, она осуществляется в экономической, политической, духовной областях. Поэтому авторы определяют социальные индикаторы как количественные характеристики уровня развития социальной сферы.
Проводится разграничение таких понятий, как социальные индикаторы и социальные показатели. Первые - это экономические количественные показатели. Социальные индикаторы позволяют получить информацию на уровне «среднестатистического индивида». Вторые определяются как качественные характеристики конкретных условий жизнедеятельности человека, как информация о механизмах
действия и формах проявления социальных закономерностей в деятельности людей. Используют понятие «социальные параметры». Это показатели, характеризующие социальную сферу, ее структуру, отношения между людьми, их потребности и интересы, формы и методы удовлетворения, измеряющие и оценивающие уровень и динамику доходов, потребления населения, их дифференциацию, определяющие их факторы.
Самореализация в определенной степени зависит и от такого индикатора, как «социальный ресурс», или «социальный капитал» личности. Компоненты социального ресурса, определяющего самореализацию, таковы: социальное происхождение, условия первичной социализации, возраст, образование, квалификация, уровень материального благополучия, этнокультурная и религиозная принадлежность.
Множественность критериев самореализации не следует понимать как ограниченность знаний, скорее наоборот. Человек - существо социальное, и множественность характерологических оценок его состояний указывает на необходимость системного учета всего комплекса его проявлений. При этом следует учесть, что выбор той или иной характеристики определяется задачами психосоциальной ситуации.
Формирование ценностного отношения к самореализации - сложный социально-психологический процесс, результат взаимодействия значительного числа факторов. Он важен для всех возрастных групп, но наибольшую значимость имеет для молодежи. Отношение человека к проблеме самореализации свидетельствует о существовании ценности самореализации как объективного явления и как его отражения в сознании субъекта.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальный ресурс, социальная субъектность, молодежь.
Formation of valuable attitude to self - a complex socio-psychological process, the result of the interaction of significant numbers of factors. It is important for all age groups, but the greatest importance is for youth. Man's relation to the issue of self-evidence of the existence of self-value as an objective phenomenon and how it is reflected in the consciousness of the subject.
Key words: professional self-determination, social resources, social subjectivity, youth.