Научная статья на тему 'Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма'

Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Перевозчикова Л. С.

The article is devoted to subjectivity research as an existential and social quality of a person. Subjectivity is a characteristic feature of a person and it expresses its quality to make changes in other people, in the society and in the world as a whole on the basis of the ability to self-determination, self-regulation, self-improvement and self-affirmation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjectivity as an existential and social quality of a person (a humanistic paradigm)

The article is devoted to subjectivity research as an existential and social quality of a person. Subjectivity is a characteristic feature of a person and it expresses its quality to make changes in other people, in the society and in the world as a whole on the basis of the ability to self-determination, self-regulation, self-improvement and self-affirmation.

Текст научной работы на тему «Субъектность как экзистенциальное и социальное качество личности (гуманистическая парадигма»

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ (ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА)

Л.С. Перевозчикова

Perevozchikova L.S. Subjectivity as an existential and social quality of a person (a humanistic paradigm). The article is devoted to subjectivity research as an existential and social quality of a person. Subjectivity is a characteristic feature of a person and it expresses its quality to make changes in other people, in the society and in the world as a whole on the basis of the ability to self-determination, self-regulation, selfimprovement and self-affirmation.

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам. Активное деятельное начало, интегрирующее в себе и проявляющее собой потенциалы человека, в философской и психологической литературе характеризуется как его субъектность. Формирование субъ-ектности в гуманистической парадигме образования рассматривается в качестве важнейшей задачи образовательного процесса в вузе. Цель данной статьи - охарактеризовать субъектность как интегральное качество личности.

Исходным в рассмотрении субъектности является понимание человека как субъекта. Традиционный подход к человеку как к субъекту связан с противопоставлением человека как субъекта познания и действия вещному материальному миру как объекту его воздействия, практически выводя человека за рамки бытия. Гуманистическая традиция в философии раскрывает иное понимание соотношения человека и бытия. Имея собственную сущность, закономерности и качественную определенность, бытие с появлением человека становится другим, переходит на новый качественный уровень. Бытие не противостоит человеку как объект субъекту, а включает в себя человека как внутреннюю необходимость своего существования и развития.

Субъектность человека проявляется в его активности. В процессе этой активности происходит становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа. Субъ-

ектность индивида - исходный пункт экзистенциализма. По мнению экзистенциалистов, единственное, что позволяет человеку жить в качестве человека, личности, - это действие, основанное на проекте. «Человек, -утверждает Ж.-П. Сартр, - это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста» [1]. Как собственный проект человек существует настолько, насколько он себя осуществляет, и представляет собой совокупность своих поступков и свою собственную жизнь.

В деятельностной интерпретации гуманистической парадигмы активное самоосу-ществление субъекта связывается с его деятельностью. Уже Фихте стал развивать идею о том, что субъект определяет себя лишь через деятельность объективации, через создание такого предмета, который внешне противостоит субъекту и вместе с тем является единственно возможным способом конституи-рования самого субъекта. Созидание не-Я -это, по Фихте, не просто опредмечивание Я, не просто его удвоение, а превращение его из неопределенного в определенное, фактически его появление. Ибо лишь через объективацию Я может рефлексивно отнестись к себе, что является необходимым условием его существования. Позже идеи Фихте были развиты Гегелем в его учении об Абсолютном субъекте. Абсолютный субъект существует лишь постольку, поскольку самоопределяется в процессе саморазвития, что предполагает созидание предметного мира человеческой культуры через труд, язык и другие формы деятельности. Именно деятельность подобного рода является необходимым условием саморефлексии Абсолюта и тем самым его становления.

К. Маркс субъектность связывает с материальной деятельностью, с общественно-

исторической практикой человека. По мысли К. Маркса, практика должна быть понята как совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или самоизмене-ние... [2]. Иными словами, самоизменение возможно лишь через «изменение обстоятельств», через предметную деятельность. Таким образом, с позиций этой разновидности гуманизма деятельность характеризует специфику человеческого отношения к миру как субъектного отношения.

Деятельное отношение человека к миру означает, что он сам определяет цели, т. е. выступает как целеполагающий субъект. Благодаря целеполаганию человек способен выходить за пределы внешней заданности, за пределы нормы, которая упорядочивает смыслы его жизни, нормализует его отношения с миром и другими людьми. Таким образом, субъектная природа человека проявляется в его способности не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые и тем самым изменять окружающий мир и себя вместе с ним, измерять и оценивать последствия этих изменений.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение субъектности: субъект-ность - это характеристика человека, выражающая его свойства производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в общественных отношениях. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю.

Гуманистическая трактовка субъектности противостоит культивируемой в идеологии инструментально-технологической рациональности, механистической логике определения человека извне. Одно определяется другим, а другое - иным другим и так до бесконечности, которую Гегель справедливо назвал «дурной». Регресс в бесконечность возникает потому, что за внешним отношением к другому мысль упускает внутреннее отношение - отношение целого к самому себе. Такая логика не позволяет понять саморазвитие целого на собственной основе, когда целое само полагает вовне предпосылки своего сохранения и роста и поэтому является самообоснованным. Саморазвитие целого диктует такой логике невыполнимое для нее условие - понять действие на другое как момент самодействия, определение извне - как

момент самоопределения. Мышление, оснащенное только такой логикой, старательно избегает анализировать самонаправленные процессы - самоопределение, самодеятельность, самореализацию и другие «само».

В социальном плане логика «определения извне» выражает те ситуации, в которых люди низведены до частичек социальной машины, до объектов манипулирования, до исполнителей извне навязанных стандартов мышления, поведения, потребления, до «точки действия для другого» (B.C. Библер) со стороны общественных сил. Такие ситуации и порождают выражения «рычаги управления», «хозяйственный механизм» и прочую механику. Подобная односторонняя социальная детерминация формирует привычку трудиться и жить по извне полученным правилам и нормам, впечатывает в сознание логику «определения извне», и такая логика превращается в «достоверный», самоочевидный навык мышления, который возводится во всеобщую схему миропонимания. Эту схему, за которой скрываются антигуманные обстоятельства, позитивистский рассудок объявляет единственно научной, а логику самоопределения (диалектику) толкует как «темную гегельянщину». Именно отделение деятельности от самодеятельности, изменение объекта от «самоизменения» субъекта, функций исполнительских от нормотворческих порождает отчужденную практику, ту социальную ситуацию, в которой индивиды производят собственное бытие как чуждое себе «инобытие», как бытие иного против самих себя.

С точки зрения гуманистической парадигмы субъектность, в первую очередь, означает самодетерминацию своего бытия. В этом качестве человек проявляет способность по собственной воле начинать причинноследственный ряд, быть причиной собственной активности, выступать в качестве самодействующей причины, самодетерминирую-щего начала, организующего и регулирующего активность для разрешения возникающих в ходе жизнедеятельности проблем.

Самодетерминация в жизнедеятельности личности проявляется, прежде всего, как его свободное самоопределение. Самоопределение - это всеобщая форма реализации продуктивно-творческих сил личности: мышления, воображения, воли, веры и т. д. Самооп-

ределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств своего самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенцио-нальные или прагматические решения. Результат самоопределения - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное, космическое и общественное предназначение.

Самоопределение может осуществляться в четырех смысловых пространствах: ситуационном, социальном, культурном и экзи-стенциональном. Смысл экзистенциального самоопределения - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного «пути».

Самоопределение личности является необходимой предпосылкой её самосовершенствования. Занимая определяющую позицию, предвосхищая своё будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек получает возможность самоусовершенство-ваться посредством собственной деятельности и общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу собственных возможностей и расширяющий границы своего Я. Расширение границ собственных возможностей, расширение Я-кон-цепции есть управление развитием, которое можно описать формулой «самоопределение + самопреодоление» и понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений.

Самоопределение личности непосредственно развивается в актах самодеятельности. Самодеятельность выступает как свободная и самонаправленная деятельность, полагающая и изменяющая сами способы деятельности. В условиях самодеятельности человек не огра-

ничивается воспроизводством деятельности, а нацелен на их развитие, творчество. С этих позиций творчество можно рассматривать как нормальный, не деформированный всяческими обстоятельствами (разделением

труда и др.) процесс моделирования человеком схем своих внешних проявлений в актах самодеятельности.

В самодеятельности субъект устремлен на обновление и развитие творческих сил путем выхождения за границы уже достигнутого, которые и осознаются им как подлежащие преодолению, а не как «священная грань». Такое выхождение осуществляется путем разрешения противоречия между репродуктивным и продуктивным. Это созидательное противоречие есть «локомотив» творчества, оно импульсирует субъект к обновлению схем действий, общения и мышления, формирует индивидуальность, не равную себе самой, способную к новым вариантам самореализации. В отличие от деятельности по заранее установленному внешнему масштабу самодеятельность альтернативна косности и отчуждению; она - адекватная форма самореализации личности в творческом процессе разрешения назревших противоречий.

Субъект самодеятельности относится к своим личностным предметным воплощениям как основа к обоснованному, как причина к следствию и выступает как существо само-обоснованное, себя развивающее, как само-устремленная социальность. В самодеятельности происходит практическое закрепление способности личности к самоопределению. Эта способность - необходимая предпосылка творческого освоения мира человеком как научно-теоретического, так и ценностного (мораль, искусство, религия).

Как справедливо отмечает С.З. Гончаров, «самодетерминация, самоопределение развивается при определенных условиях в конкретное основание субъектности - в способность к нормотворчеству, законодательству. Законодательность здесь понимается не юридически, а философски - как умение субъекта порождать новое правило, норму, принцип действия и утверждать это новое как положительную ценность в культуре. Для репродуктивной (исполнительской) деятельности достаточно умения подводить частный случай под общее правило. Способ-

ность к нормотворчеству - это культурный феномен. Он возникает тогда, когда субъект признает себя (ибо другие признают его таковым) равноправным представителем коллектива, той или иной социальной общности, возвышается до общественного самопознания и сам дает себе мандат на творчество, полномочие на суверенное конституирование той или иной нормы, того или иного варианта действия, будь то область науки, искусства, политики и др. Самоуполномочивание -это «душа» и самый важный момент новаторства. Оно обязательно возникает тогда, когда субъект проникается общим интересом общественного интеллекта, доверяет своей совести и своему разуму как непосредственно общественным и тем самым осознает себя интуитивно равноправным началом («начальником») всего нового и интересного. Поэтому он берет в свои руки без какого-либо психологического дискомфорта функцию нормотворчества, не спрашивая разрешения свыше, у «начальства» [3].

Субъектность как особая форма социальной активности существует на индивидуальном и надиндивидуальном уровнях. При анализе гуманистической парадигмы наибольший интерес представляет индивидуальный уровень субъектности, субъектность личности. Психологические аспекты субъектности личности в отечественной литературе с наибольшей полнотой разработаны в работах К.А. Абульхановой-Славской. Здесь выделены следующие задачи, решаемые индивидом как субъектом жизнедеятельности: прогноз возможного будущего; осмысление происходящего; принятие решений; соотнесение целей и задач; осмысленное влияние своими действиями на объективные факторы своей жизнедеятельности; согласование своих действий с действиями других людей; выявление своих возможностей; регулирование своей активности с учетом складывающихся обстоятельств, мобилизация или демобилизация своих сил в нужный момент.

К.А. Абульханова-Славская считает, что личность как субъект «моделирует деятельность, общение и поведение: именно будучи субъектом личность устанавливает соотношение между желаемым и необходимым, необходимым и достаточным. Задача личности как субъекта - определение меры своей активности, уровня сложности, степени на-

пряженности, ценности совершаемых поступков» [4]. Составляющие этой системы задачи представляют собой некую единую семантическую систему, систему значений и смыслов, «пронизывающую контур активности субъекта». Значимость для теоретического осмысления природы субъектного бытия человека и для практического применения этих знаний определяется тем, что, согласно К.А. Абульхановой-Славской, одним из важнейших признаков субъекта и его активности является способность овладения целостными способами деятельности, всей совокупностью ее условий, объективных и субъективных средств ее реализации, что и дает возможность признать за личностью статус субъекта. Такая личность интегрирует внешние и внутренние условия деятельности (включая в число последних мотивационноцелевые способности, уровень притязаний и т. д.) индивидуальным и целостным образом и способом, оптимальным психологически и социально. Личность как субъект деятельности обеспечивает контроль за целостным ходом последней с учетом своих целей и внешних требований, предвосхищает возможное рассогласование ее внешних и внутренних условий, обеспечивает все параметры, необходимые и достаточные для достижения результата по установленным самой личностью ценностным критериям.

Свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, осваиваемых в ходе развития культуры, - важнейшая характеристика субъектности. Свобода придает деятельности человека нравственное измерение (Г.А. Балл, Э. Фромм). Свободный выбор требует от индивидуума осознания ценности объекта социальной деятельности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение.

Важным психологическим качеством личности, характеризующим его субъектность, является инициативность. Инициатива - это, согласно К.А. Абульхановой-Славской, и мотив, «желание выразить себя», это и «способность заявить о себе», «представить свою инициативу в социально-психологическом, межличностном пространстве» [4, с. 118]. Это еще и «поиск средств и условий», т. е. операционная, исполнительная сторона активности [4, с. 118]. Инициатива может выступать в виде инициирования других, побу-

ждения их к активности, направляя субъект на достижение цели. Но это может быть и стремление человека к тому, чтобы самому реализовать свои начинания. Инициатива может повышаться у одних людей в целях соревнования, а у других - в условиях самодеятельности. По К.А. Абульхановой-Славской, следует различать инициативу и инициативность. Инициатива может выступать как ситуационный способ поведения. Но инициативность - это устойчивое качество личности «как субъекта целостного автономного поведения» [4, с. 120].

Субъектность личности проявляется в процессе ее самореализации. Самореализация - это процесс выражения и воплощения сущностных сил человека. В содержательном плане самореализация в самом широком смысле этого слова означает максимально возможную пользу, которую может принести индивид самому себе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации в целом. Эту пользу он может принести на основе своих индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, нравственных и мировоззренческих приоритетов, определяющих масштаб личности, ее реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.

Полноценная жизненная самореализация личности возможна только в том случае, если человек:

- осознанно и глубоко верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл жизни и надежду на продолжение собственного «Я» в зависимости от результатов своих помыслов и дел на протяжении всей жизни;

- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях;

- ощущает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих, ментальных особенностей;

- обладает знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в конкретной трудовой деятельности и разнообразных общественных отношениях;

- способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.

На характер жизненной стратегии самореализации помимо общих экзистенциальных факторов оказывают влияние и ценностные ориентации личности в тех или иных социальных условиях. В современном российском обществе (особенно на уровне молодежного сознания) преобладают достижи-тельные ценности, связанные с достижением жизненного успеха. И это в целом положительное явление. Однако следует иметь в виду, что такая стратегия может быть актуализирована с помощью различных средств и методов.

Поэтому выбор личностью средств достижения целей является характеристикой типа субъектности. Так, выбор противоправных средств характеризует криминальный тип субъектности. И этот тип субъектности активизирует деструктивные процессы в обществе. Вместе с тем, в наше время существует и получает широкое распространение созидающий тип субъектности.

В психологическом плане процесс само-детерминации выступает как саморегуляция личности. Суть саморегуляции состоит в инициации, построении, поддержании и управлении разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующих достижение принятых человеком целей. О совершенстве процессов саморегуляции можно судить с учетом их успешности, надежности, продуктивности, конечного исхода. Важной составляющей процесса саморегуляции является регуляция субъектом самого регуляторного процесса. Как пишет O.A. Конопкин, «реализация субъектом регуляторного процесса есть самостоятельное принятие человеком ряда взаимосвязанных решений, осуществление последовательных согласованных между собой выборов как преодоление самых разных сторон (содержание, субъективное значение, личностная ценность и др.) субъективной информационной неопределенности при построении и управлении своею активностью, начиная с принятия цели и кончая оценкой достигнутых результатов» [5].

Самоопределение становится реальным тогда, когда превращается в самоопределение

воли - способности человека определять себя к действиям согласно ценностям и знаниям.

Важнейшей характеристикой субъектно-сти является способность личности к саморазвитию. Значимость саморазвития личности определяется ее регулирующей функцией, поскольку степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях. Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценки, мотивационноволевые компоненты, целеполагание. Они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по самосовершенствованию, по повышению своей компетентности. Для зрелой личности характерно стремление к созданию собственной среды, благоприятной для развития и самореализации. Активное участие в общественной жизни, расширение и увеличение многообразия социальных связей создают принципиально новые возможности для развития личности. В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии возникает, а затем «вызревает» мотивационно-ценностное отношение к компетентной деятельности, формируется ценностная ориентация, которая начинает «подпитывать» ту или иную сторону личности, способствующую дальнейшему развитию и саморазвитию.

В гуманистической концепции субъект-ности личности видное место занимает нравственный аспект. Субъективность индивида, с точки зрения нравственного аспекта, проявляется в том, что он (индивид) способен преобразовать оценку обществом своих действий в регулятор собственной активности. Также человек может обращать внимание долженствования, предписания в оценку своих действий, самооценку («видеть в них свою заслугу или вину»). Согласно своему умыслу человек способен исполнять или нарушать предъявляемые ему моральные требования, принимая на себя ответственность за свои действия.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение субъектности личности. Субъектность - это такая сторона личности, которая характеризует ее социальную актив-

ность в аспекте способности к самодетерми-нации, самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию, нормосозида-нию и законодательству, в аспекте ее полномочий и прав в осуществлении социальнозначимых целей. Формирование субъектности - это поднятие духовной организации человека на качественно новую ступень социальной зрелости. Субъектные качества личности проявляются в ее умении самоопределяться в мире ценностей, нравственных, правовых, политических, экономических, эстетических, религиозных профессиональных отношениях; самостоятельно выбрать и решать, нести ответственность, моделировать общественно значимые варианты действия, общения, мышления.

По нашему мнению, значение субъектности для социального бытия человека состоит в том, что субъектные качества позволяют человеку на индивидуально-личностном и социальном уровнях самоопределяться, самостоятельно делать выбор и принимать решения, иметь волевую готовность их реализации, отклонять устаревшее и предлагать новое, брать ответственность на себя за лично принятое, избранное и сделанное, быть самодеятельной творческой индивидуальностью, нравственной личностью, социально ответственным работником, достойным гражданином. Развитая способность свободного самоопределения, оформленная конкретными ценностями и знаниями, есть исток проектирования личностью тех идеальных моделей, которые организуют ее внешний опыт и через которые она «адаптирует» к самой себе социальную действительность, является

«точкой» роста новых причинных и целевых рядов в социальной действительности.

1. Сартр Ж.-П. // Сумерки богов: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 323.

2. Маркс К. // Собр. соч. Т. 3. С. 2.

3. Гончаров С.З. // Образование и наука. 2004. № 2. С. 8.

4. Абулъханова-Славская К.А. // Психология

личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989. С. 117.

5. Конопкин O.A. // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 10.

Поступила в редакцию 2.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.