Научная статья на тему 'Социально-экологические аспекты информатизации в образовательном процессе'

Социально-экологические аспекты информатизации в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATION / SOCIAL ECOLOGY / INFORMATIZATION / INFORMATION SOCIETY / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна

В статье анализируются социально-экологические аспекты, связанные с тотальной информатизацией современного общества. Раскрываются опасности, связанные с неконтролируемой информатизацией образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article analyzes the socio-ecological aspects associated with the total informatization of modern society. Describes the hazards of uncontrolled informatization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Социально-экологические аспекты информатизации в образовательном процессе»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (34) 2015. с. 103-106. Педагогические науки

УДК 37.013

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Юлия Михайловна Гришаева Московский городской педагогический университет j.m.g@mail.ru

образование, социальная экология, информатизация, информационное общество, образовательное пространство.

В статье анализируются социально-экологические аспекты, связанные с тотальной информатизацией современного общества. Раскрываются опасности, связанные с неконтролируемой информатизацией образовательного процесса.

SOCIO-ECOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATIZATION IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

Juliya Mikhailovna Grishaeva Moscow City Teacher Training University

education, social ecology, informatization, information society, educational space

This article analyzes the socio-ecological aspects associated with the total informatization of modern society. Describes the hazards of uncontrolled informatization of the educational process.

В проблемном поле современной социальной экологии, очевидно, информатизация приобретает все большие масштабы («глобальная информатизация»), принимает часто неуправляемый характер, отличаясь структурной и функциональной эклектичностью. Не остается в стороне от этих процессов и образовательная система как система «культурной переработки и адаптации» огромных информационных потоков [7], трансформирующая их на благо воспитания, духовного становления личности. Идеальная цель образования в информационном (постиндустриальном) обществе - это научить обучающегося оперировать большими объемами информации, делать это максимально эффективно, экономить время. Д. Белл (1999) выделяет сущностные черты информационного общества: 1) информация приобретает приоритетное значение по сравнению с другими ресурсами; 2) доминирование информационного сектора; 3) главной ценностью человека начинает выступать экономия времени, высвобождаемого за счет использования новых компьютерных и телекоммуникационных технологий; 3) информация, знание и профессиональное образование становятся определяющими факторами власти и управления [1, с. 18].

Ряд исследователей, в том числе Е.В. Золотухина-Аболина (1997), В.А. Кутырев (1996), И.А. Гобозов (2000), Н.А. Попова (2014) отождествляют информационное постиндустриальное общество в культурном аспекте с культурой постмодерна, придавая ему явный негативный характер, связанный с тотальной деинтеллектуализацией и дегуманизацией как объективными процессами.

Рассмотрим культурные аспекты информатизации более детально, делая попытку раскрыть предыдущий тезис. Что здесь имеется ввиду? Информационное общество - это общество профессионалов, обладающих умениями быстро ориентироваться в информационном поле для достижения своих целей. Возникает вопрос: а как же процесс культуротворчества? Получается, что социальный заказ информационного общества не

предполагает создание (наличие) целостной картины мира, интериоризованной через процессы культурной адаптации получаемой извне информации? Вот как пишут об этой проблеме Н.А. Попова и Е.В. Сапрыкина (2014): «Столь долгожданная мечта человечества о свободе и неограниченном доступе к информации, реализовавшаяся в информационном обществе, оборачивается новым беспрецедентным вызовом современности. Перенасыщение и переизбыток информации грозит уничтожению реальности: виртуальность поглотит действительность. Современный человек находится перед информационным и профессиональным выбором, который зачастую самостоятельно осуществить не в силах, и образование, перестав быть основным, а то и единственным источником информации, не может ему в этом помочь. Образование становится фрагментарным, перестает создавать и воспроизводить социально значимые ценности, смыслы, передавая эту функцию масс-медиа и Интернет. Это ведет, в свою очередь, к аксиологической катастрофе, то есть неспособности человека к формированию устойчивых жизненных ориентиров, психологической нестабильности, рассогласованности в поведении человека» [11, с. 104].

Следует заметить, что данная проблема находится сегодня и в фокусе внимания мирового сообщества, о чем говорит содержание Всемирного доклада ЮНЕСКО «К обществам знания» (Париж, 2005) [10]. В докладе ставится проблема ценности знания в информационном обществе: «...Итак, хотя сегодня мы присутствуем при формировании мирового информационного общества, в котором технологии позволили значительно увеличить объемы доступной информации и скорость ее передачи, нам предстоит пройти долгий путь, ведущий к настоящим обществам знания (курсив мой - Ю. Г.). Информация, даже если она может быть «улучшена» (например, путем устранения помех или ошибок при передаче), не обязательно имеет правильное осмысление. И пока в мире не все будут иметь равные возможности в области образования, в вопросах доступа к информации, и ее здравой и критичной оценки, ее анализа, сортировки и включения наиболее интересной ее части в базу знаний, информация будет оставаться только набором невразумительных сведений. И многие тогда осознают, что не они владеют информацией, а наоборот, она овладела ими».

Отметим, что в данном докладе представляет интерес подход к определению «обществ знания» именно во множественном числе, что подчеркивает существо важной проблемы, возникшей в русле формирования т.н. информационного общества - унифицированного общества, лишенного культурной самобытности. Следствием данного процесса выступает рассогласование стереотипов мышления личности, фрагментарность образования, его поверхностный характер. Образование есть степень приобщения человека к культуре. В «обществах знания» стремление к культурной самоидентификации представляется одним из важных социально-экологических аспектов жизнедеятельности [3], задач формирования личности.

Поскольку образование в широком смысле представляет собой процесс освоения личностью культурного опыта предшествующих поколений, то в современных условиях информатизация как процесс накопления, хранения и передачи информации выступает в качестве главного инструментального средства образования отдельной личности. Очевидно, что передача и индивидуальное присвоение культурного опыта не тождественны передаче информации [4]. Другими словами, информация не есть сама по себе «знание». Какие процессы предопределяют трансформацию потока информации в систему знания? Каковы механизмы этих процессов? Можно ли говорить о положительной корреляции между объемами и доступностью информации и качеством знаний? Доступность информации в глобальной сети создает сегодня иллюзию «быстрого» или «легкого» образования. Очевидно, что здесь возникла подмена процесса интериоризации личностью культурного опыта процессом «поверхностного ознакомления» с предметной (не всегда достоверной) информацией (И. В. Вагнер, 2013) [2].

Важно понимать, что среда - это ресурс для развития, требующий освоения информации, перевода ее в знание, а не готовый набор знаний [6]. Личность сама руководствуется ценностными установками и использует те части ресурса, которые

необходимы ей в данных условиях: «...информация не преодолевает сама по себе противоречия между духовной и материальной сферами жизни общества, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, его интеллектуальной работой, она не способна двигать вперед человеческую культуру» [8, с. 113].

Исследователь К.К. Колин в своих многочисленных работах, посвященных изучению проблем философии информации, предлагает с целью выявления ее онтологических и эпистемиологических оснований различать в структуре реальности четыре основных компонента: 1) физический мир (ФР); 2) ментальный мир (объективная идеальная реальность, ИР-1); 3) мир продуктов сознания (субъективная идеальная реальность, ИР -2); 4) мир отражения процессов взаимодействия в материальном мире (субъективная идеальная реальность второго рода, ИР-3). Концепция К.К. Колина построена по аналогии с концепцией «трех миров» К. Поппера, существенно дополняя последнюю в отношении феноменологии и функциональной значимости понятия «информации» в структуре объективной реальности. К.К. Колин выделяет так называемый «четвертый мир», который служит «.своеобразным каналом информационного взаимодействия между физическим миром и миром сознания. Этот мир возникает, по мнению автора, в результате взаимодействия материальных объектов и представляет собой совокупность их взаимных отражений в процессе этого взаимодействия. Автор подчеркивает, что «четвертый мир» служит «.ареной взаимодействия объектов физической реальности между собой». Автор убежден, что если бы этого мира не существовало, что никакие взаимодействия материальных объектов между собой в природе вообще не были бы возможны [9, с. 141]. Данный тезис подтверждает, на наш взгляд, физическую природу информации, ее вездесущность (атрибутивность), а также подчеркивает необходимость информационного взаимодействия как условие устойчивого функционирования любой открытой системы (в том числе экосистемы) наряду с вещественно-энергетическим обменом.

Принимая во внимание все сказанное выше, отметим, что социально-экологические аспекты информатизации в образовательном процессе представляют собой, на наш взгляд, комплекс проблем, отражающих сложные взаимодействия обучающегося и окружающей образовательной среды [5], механизмы культурной адаптации которой в настоящее время в достаточной мере не изучены и совсем не выработаны. А значит, можно говорить о существовании ряда серьезных проблем в этой области, а именно: во-первых, это проблемы, связанные с безопасностью образовательной среды для субъектов образовательного процесса (психологическая, эмоциональная, физиологическая безопасность и т. д.); во-вторых, это проблема качества образовательного процесса и его результатов (прежде всего, проблема качества содержания образования); в-третьих, это проблема «встраивания» выпускников, получивших образование данного уровня, в перманентно нестабильную систему современного информационного общества (проблема «устаревания» образования).

Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (номер проекта 13-06-00479).

Литература

1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст]/Д. Белл. - М., 1999. - С. 18.

2. Вагнер, И.В. Экологическая культура личности в информационном обществе: развитие проблемного поля исследований [Текст] / И.В.Вагнер // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). - М.: Изд-во МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012. - С. 25-28.

3. Гришаева, Ю.М. Экологическая культура в информационном обществе: к новым задачам образования [Текст] / Ю.М. Гришаева//«Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2014. - Т.1. - №1 (7). - С. 3638.

4. Гришаева, Ю.М. О роли информации в проектировании индивидуального образовательного пространства [Текст] / Ю.М. Гришаева/Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном образовании». - Тюмень, 2013. - С. 137-140.

5. Гришаева, Ю.М. О соотношении средового и пространственного подходов в экологическом образовании [Текст] / Ю.М. Гришаева // Акмеология. - 2011. - №3. - С. 119-125.

6. Гришаева, Ю.М. Экологическая компетентность личности в гуманитарном образовательном пространстве [Текст]: Монография / Ю.М. Гришаева. М.: Изд. МГПИ, 2012. - 92 с.

7. Гришаева, Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация [Текст]: Монография / Ю.М. Гришаева. - М.: РИЦ МГГУ им. М.АШолохова, 2013. - 172 с.

8. Информационное общество: проблемы становления и закономерности развития [Текст] /Монография/В. Н. Гончаров, А М. Ерохин, О. Ю. Колосова и др. - Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2014. - 184 с.

9. Колин, К.К. Философия информации и структура реальности: концепция «четырех миров» [Текст]/К. К. Колин // Знание, понимание, умение. - М. - 2013. - №2. - С. 136-147.

10. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:htpp://www.unesdoc.unesco.org>images/0014/001418/141843r.pdf (дата обращения 13.11.2015 г.)

11. Попова, Н.А., Сапрыкина Е.В. Постмодернистские тенденции в образовании в контексте информационного общества [Текст] / Н.А. Попова, Е.В. Сапрыкина//Гуманитарные и социальные науки. -Ростов-на-Дону, 2014. - №4. - С. 99-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.