15-летие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: реализация в поликонфессиональном Оренбуржье*
В. В. Амелин, д.и.н., профессор, Оренбургский ГУ
Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» исполнилось 15 лет. По истечении прошедшего времени можно констатировать, что закон в полной мере регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений [1].
После принятия закона в Оренбургской области численность религиозных организаций значительно возросла: с 236 в 1997 г. до 399 на конец 2012 г. Они представляют 18 конфессий. Самыми многочисленными и доминирующими из них в регионе являются Русская православная церковь (РПЦ) (217 организаций) и ислам (111 объединений). Третье место по количеству зарегистрированных приходов занимают протестанты: 10 конфессий объединяют 49 организаций (пятидесятники и харизматы — 21, баптисты — 13, адвентисты седьмого дня — 8, меннониты — 4, лютеране — 3). Остальные конфессии малочисленны: старообрядцы — 7 организаций, Римско-католическая церковь — 5, Свидетели Иеговы — 5, иудеи — 2, Армянская апостольская церковь — 1, Русская православная автономная церковь (РПАЦ) — 1, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 1.
Кроме того, в Оренбуржье функционирует 181 незарегистрированная группа: в их числе: пятидесятники и харизматы — 52, мусульмане — 41, РПЦ — 27, баптисты — 13, Свидетели Иеговы — 9, адвентисты седьмого дня — 6, старообрядцы — 3, католики — 2, РПАЦ — 1, меннониты — 1, другие — 26 [2].
По данным соцопроса, проведённого в декабре 2012 г., 78% респондентов в Оренбургской
области назвали себя православными, 13,6% — мусульманами и 2% указали иную конфессиональную принадлежность. Растёт число верующих, соблюдающих обряды, — с 4% в 1995 г. до 9% в 2012 г.
Деятельность религиозных организаций расширяется и охватывает новые сферы: благотворительность, профилактику и реабилитацию. В рамках закона религиозные организации при содействии федеральных, областных структур и муниципальных образований успешно реализуют социально значимые проекты. Приходы открывают бесплатные столовые, оказывают помощь неимущим и беспризорным детям, организуют летние детские лагеря, занимаются реабилитацией социально опасных категорий людей (наркоманов, бывших заключённых и т. д.). Православные, мусульмане, католики, иудеи, протестанты адресно раздают одежду, продукты и другую материальную помощь, активно работают в сфере религиозного образования молодого поколения и в местах лишения свободы. Некоторыми конфессиями, например местной епархией РПЦ и Духовным управлением мусульман (ДУМ) Оренбургской области, заключены соглашения с УВД, рядом министерств региона по конкретным направлениям совместной деятельности.
Следует отметить, что если ранее на конфессиональную ситуацию в области заметное влияние оказывали новые религиозные движения (Церковь сайентологии, Вера Бахаи, Рейки, Са-тья Саи Баба, Радостея, неоязычники и т. п.), то после принятия закона положение стало заметно меняться в лучшую сторону, хотя в некоторых конфессиях усилилась внутренняя конкуренция.
В постсоветские годы в Оренбургской области борьба за молитвенное пространство между религиозными организациями общей конфессии
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и правительством Оренбургской области научного проекта № 13-11-56005
наиболее остро проявляется среди мусульман. Начало ей было положено ещё в 1994 г., когда из состава ДУМ Оренбургской области (Оренбургского муфтията) под руководством А.Х. Хай-руллина в составе ЦДУМ России (г. Уфа) вышли общины западных районов, которые в 1995 г. создали самостоятельное ДУМ Оренбургской области (Бугурусланский муфтият) во главе с И.К. Шангареевым. Для перетягивания новых приходов на свою сторону он также использовал ДУМ Ассоциация мечетей России, которую возглавил с 2000 г. При этом сам И.К. Шанга-реев на правах сопредседателя вошёл в состав централизованной организации Совет муфтиев России (г. Москва), конкурирующей с ЦДУМ. Раскол в мусульманской умме Оренбуржья сопровождался взаимной дискредитацией в СМИ, насильственным захватом культовых зданий и даже избиениями священнослужителей. Дестабилизация обстановки и падение авторитета мусульманских структур способствовали созданию питательной среды для проникновения в Оренбургскую область исламского экстремизма. В финансируемом Саудовской Аравией медресе Бугурусланского муфтията под руководством преподавателей из Алжира, Судана и Туниса прошёл подготовку целый ряд лиц, ставших участниками незаконных вооружённых формирований и исполнителями терактов. В результате длительного переговорного процесса при содействии областных органов власти в 2010 г. Бугурусланский муфтият принял решение о самоликвидации, а его приходы вернулись под контроль ДУМ Оренбургской области (Оренбургского муфтията) в составе ЦДУМ. Однако 20 общин региона, входивших в состав Ассоциации мечетей России, отказались воссоединиться и в 2010 г. вошли в новую централизованную организацию — Исламский объединённый центр мусульманских организаций России (г. Москва), переименованный с 2012 г. в Объединённый исламский конгресс России (Объединённый муфтият) под председательством Ш.У. Авясова. Возникла угроза нового отпадения всего запада региона и углубления раскола в мусульманском сообществе Оренбуржья, который тяжелейшими усилиями был практически преодолен. Тем не менее ДУМ Оренбургской области в составе ЦДУМ по-прежнему остаётся здесь крупнейшей мусульманской структурой, насчитывая 82 организации и 39 групп. Ситуация может осложниться и с появлением на молитвенном поле Оренбуржья третьего игрока — централизованной организации ДУМ европейской части России (г. Москва), зарегистрировавшей в 2012 г. первый приход в Оренбурге.
Вместе с тем если Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» 1990 г. отстранял государство от контроля религиозных процессов в стране,
то Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., наоборот, ужесточает надзор и усиливает ответственность за нарушения в этой сфере.
К примеру, на территории Оренбургской области отмечена деятельность ряда деструктивных религиозных организаций.
С 2006 г. в регионе активно развиваются, особенно среди казахского населения, движения «Алля Аят» и «Ата жолы», запрещённые у себя на родине, в Казахстане, в 2008 и 2009 гг. как объединения, создающие реальную угрозу психическому и физическому здоровью людей, их правам и свободам.
В 2011 г. по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга областной суд постановил ликвидировать региональную структуру «Алля Аят» — Оренбургское областное общественное движение саморазвития человека «Новый мир» в связи с призывами к отказу от медицинского лечения. В феврале 2013 г. Новосибирский областной суд признал организацию «Алля Аят» экстремистской. К этому времени в Оренбургской области действовали, по крайней мере, 10 центров движения: 3 — в Оренбурге, 3 — в Орске, по 1-му — в Асекеевском, Оренбургском, Кувандыкском и Соль-Илецком районах.
В 2012 г. было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей и членов организации Свидетели Иеговы в Оренбургской области. Их обвиняют в распространении экстремистской литературы, а также возбуждении в своих проповедях ненависти и вражды, унижении достоинства по признакам отношения к религии.
Помимо вышеизложенных в оренбургском социуме наблюдаются противоречия между традиционными и экстремистскими конфессиональными трендами. Пограничное положение Оренбургской области на основных маршрутах транзитной миграции из Средней Азии в Россию способствует проникновению на её территорию мусульманских экстремистов. В разное время здесь была выявлена и пресечена деятельность организаций «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги Джа-маат» и «Нурджулар», запрещённых Верховным судом РФ.
Так, в 2007 г. в Бугуруслане была раскрыта ячейка международной организации «Хизб ут-Тахрир». Её организатор, помощник ректора местного медресе, был приговорён к 1,5 года колонии-поселения, а один из членов — к 6 месяцам. В отношении ряда преподавателей Бугурусланского медресе дело об использовании экстремистской литературы в процессе обучения прекращено за истечением срока давности. Ещё несколько участников организации депортированы в Узбекистан.
В 2010 г. в г. Соль-Илецке были задержаны 3 гражданина Кыргызстана, которые вели про-
паганду идей запрещённой в России экстремистской организации «Таблиги Джамаат» и пытались вербовать новых сторонников среди прихожан местной мечети. Один из них депортирован на родину, а двое других отделались предупреждениями. В 2011 г. правоохранительными органами пресечена деятельность двух ячеек «Таблиги Джамаат», которые тайно действовали в Оренбурге и Соль-Илецке с мая 2009 г. по июль 2011 г. Общая численность их последователей в Оренбургской области составляла более 50 человек. Дела на 5 из них в 2012 г. переданы в суд.
По этим крупным делам и единичным случаям пропаганды судами Оренбургской области неоднократно выносились решения о запрете мусульманских изданий, выявленных в ходе следствия. Так, в 2007 г. Бугурусланский городской суд признал экстремистскими 16 публикаций, в 2008 г. Центральный районный суд г. Оренбурга — 6 листовок и журналов, в 2010 г. Соль-Илецкий районный суд — 6 книг и фильмов, а в 2012 г. — ещё 7. Тогда же Октябрьский районный суд г. Орска запретил к распространению 5 материалов в сети Интернет, а Ленинский районный суд г. Оренбурга — сразу 67 публикаций.
Кроме того, согласно положениям закона в Оренбургской области решениями судов были сняты с регистрации за различные нарушения или в порядке самоликвидации: в 2009 г. — 7 религиозных организаций, в 2010 г. — 15, в 2011 г. — 10, в 2012 г. — 3 объединения.
В заключение можно сделать вывод о том, что, несмотря на определённую критику правоприменительной практики, за прошедшие годы Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. показал себя эффективным инструментом защиты российских национальных интересов. В целом он также способствует дальнейшему развитию государственноцерковных отношений в России. Вместе с тем ряд его положений требует доработки, внесения изменений, проекты которых в настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Литература
1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1997. С. 12.
2. Численность религиозных организаций в период с 2001 по 30.12.2012 г. Справка // Текущий архив управления внутренней политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области.