Научная статья на тему '15 лет Уральскому отделению РААСН: пути и достижения'

15 лет Уральскому отделению РААСН: пути и достижения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «15 лет Уральскому отделению РААСН: пути и достижения»

Белянкин Г. И.

15летУральскому отделению РААСН: пути и достижения

«Город - этомогучий образ, которыйусиливает деятельность нашегоума. Почему бы ему не стать источником поэзии» (Корбюзье)

В одну из давних встреч в Центральном Доме Архитектора в Москве с известным зодчим Финляндии, Алваром Аалто, кто-то из нас, молодых архитекторов, задал вопрос: «Маэстро, как вы считайте, что есть Архитектура?» На какое-то мгновение его лицо, до этого веселое, улыбающееся, стало серьезным и даже суровым, резче обозначились складки вокруг рта. И он медленно, тихо, сосредоточено произнес: «Архитектура, молодой человек, -это жизнь, архитектор формирует среду, в которой человек рождается, живет и умирает».

Я привожу этот эпизод, чтобы еще раз напомнить отношение одного из выдающихся архитекторов XX века к нашей профессии. Ее задачу можно рассматривать как комплексный процесс, в котором социальные, духовно-нравственные и экологические компоненты ставятся выше экономических. Тем самым, архитектура дает возможность обществу жить в соответствии с принципами человеческого достоинства. Только этот подход, на мой взгляд, обеспечит формирование целостностной среды обитания. Решая эти задачи и являясь частью социальных процессов, архитектура может нести свое высокое звание и стать выражением разума эпохи.

Складывавшаяся на протяжении десятилетий проблематика нашей профессии диктует: пришло время не только «собирать камни» прошлого, но и творчески профессионально продумать, как укладывать их сегодня. Как один из участников этого процесса, я задаю себе и моим коллегам вопрос: «Не сумев вчера, сумеем ли мы, как профессионалы, сегодня прийти к разумной, грамотной реализации, казалось бы, простых и вечных истин, сумеем

ли мы направить творчество в необходимое русло?» От профессиональной грамотности принимаемых решений зависит материальный и культурный уровень жизни людей. В этом состоит главный смысл нашей профессии, это - ее краеугольный камень.

Или прав был великий Н. В. Гоголь, провозгласивший в своем очерке об архитектуре приговор нашей профессии, словами о новых зданиях «беспрерывно строящихся, на которые брошены миллионы, из которых редкие останавливают изумленный глаз, поражая его величеством рисунка или своевольною дерзостью воображения...»? Эта убийственно жестокая мысль великого знатока человеческих душ должна, наконец, заставить нас, людей нового века, взглянуть на себя как бы со стороны, подумать: неужели эти мысли

о нашей профессии верны и сегодня или мы, может быть, так и не сумели за эти годы оправиться от тирании 1960-х годов? Прошлый век - самый креативный в области культуры и архитектуры - оставил нам много идей, как замечательных, так и весьма спорных. Именно нашему поколению придется разрешать сегодня проблемы прошлого, как бы это не было трудно.

Поэтому, прежде чем делать выводы, нужно задуматься над эволюцией нашей профессии, взлетами и падениями мирового и, прежде всего, отечественного градостроительства. Только это даст возможность сделать правильные выводы и поднять профессию на достойныйуровень в соответствии с требованиями времени.

Сегодня новая Россия снова и снова возвращается к своей истории, осмыслению и оценке прошлого. Время беспощадно: что-то предается забвению, что-то возрождается вновь. Сегодня мы все чаще

Белянкин

Геннадий Иванович

АкадемикРААСН, Народный архитектор СССР, Заслуженный архитектор России, лауреат премии Татищева и де Генина, председатель Президиума УрРО РААСН

говорим о стремлении следовать европейским путем. Напомню слова Ф. М. Достоевского: «Чем больше мы будем национальными, тем больше мы будем европейцами». Нужно понимать, что при всех жизненных катаклизмах не следует отсекать ни одну из ветвей архитектурной практики.

Мы должны помнить, что в период революционных катаклизмов в отечественной архитектуре XX в. произошли изменения, послужившие толчком для критического пересмотра всей градостроительной структуры прошлого и сыгравшие существенную роль в развитии не только отечественной, но и мировой архитектуры. Это были этапы активного регулирования идей, сначала в рамках авангарда и конструктивизма, а затем неоклассики. Они дали нам выдающихся мастеров иучителей, таких как К. Мельников, И. Леонидов, В. Татлин, А. Антонов, И. Фомин, Е. Левинсон, А. Власов, Г. Голубев, А. Щусев, И. Жолтовский, В. Щуко, А. Никольский и многих других. Это при их участии построены сотни городов и населенных пунктов, увековечивших славу отечественной градостроительной культуры. Это был, без преувеличения, национальный подвиг. Но мы помним и времена, когда реабилитация авангарда и конструктивизма не состоялась, когда рухнул сталинский ампир и на его место пришел не отечественный авангард, что было бы логично: города заполнила безликая силикатно-стеклянная архитектура. Это была не только художественно-композиционная катастрофа, но и поражение профессии; был отвергнут целый пласт, на котором исторически держалась градостроительная культура нации.

Я пытаюсь анализировать, возвращаться к прошедшим десятилетиям, и прихожу к мысли, что основной причиной падения зодческой культуры 1950-60 гг. стала ликвидация Академии архитектуры СССР.

Это произошло и потому, что за тридцать лет творческого вакуума, подчиняясь волюнтаристским взглядам наших вождей, мы забыли основы профессии, не рассматривали комплекс

архитектурно-градостроительных проблем как основной инструмент стратегии развития на национальном уровне, адаптированный как к общегосударственным, так и к региональным, местным условиям, сводили всю архитектуру к экономике, типизации и сборности. Это влекло за собой отставание социальной сферы и однообразие архитектурного облика. Может быть, это и породило кризис отечественного зодчества, отбросило далеко назад весь созидательный процесс. И,как ни странно, хрущевский разлом до сих пор еще глубоко сидит в головах отдельных архитекторов и инженеров.

Анализируя прошедшие десятилетия, я прихожу к мысли, что основной причиной падения отечественной зодческой культуры во второй половине XX века стала ликвидация Академии архитектуры. В период творческого вакуума, длившийся почти тридцать лет, мы в полном объеме не рассматривали комплекс архитектурно-градостроительных проблем городов и населенных пунктов как основной инструмент стратегии развития на национальном уровне, адаптированный к общегосударственным и региональным условиям; сводили всю архитектуру к типизации и сборности.

Причина упадка, вероятно, кроется и во времени, когда рождается новая эпоха, времени парадоксов в жизни, науке, политике, экономике. Но с другой стороны, само время и его непредсказуемость влекли за собой отказ от стереотипов, мешавших свободе мысли. В профессиональных кругах росло беспокойство за судьбы архитектуры. В 1960-80-х гг. крупные ученые Академии наук, инженеры и архитекторы все чаще задавали вопрос: «Куда мы идем?»

Предложение Правительства создать какой-либо орган руководства градостроительством, прозвучавшее после разгона Академии архитектуры СССР, настораживало и не устраивало архитекторов и строителей. Скоропалительно созданные для этого учреждения быстро прекращали свое существование.

Безграмотные архитектурные и градостроительные решения

в застройке городов побуждали лучших представителей профессии искать выход из ситуации. Тем самым готовилась почва для единственно правильного решения: создать некий центр, положив в его основу архитектурно-градостроительную деятельность как высшую форму искусства, имеющего государственное значение. Это явилось началом возрождения Академии архитектуры и строительных наук.

В подготовке создания РААСН велика роль ее первого президента, ученого и архитектора Александра Григорьевича Рочегова. Он не только смог сформировать команду, объединить вокруг себя плеяду выдающихся ученых, архитекторов, друзей по работе, но и предложил концепцию будущего центра. А. Г. Рочегов, может быть, как никто другой, свято верил в необходимость возрождения академических традиций. В этом он видел путь становления зодчества России, имеющий общенациональное значение.

Именно предварительная подготовка, обсуждение в ученых кругах подвигли Президента России, в прошлом опытного строителя, Б. Н. Ельцина в 1992 г. подписать Указ об организации Российской академии архитектуры и строительных наук. Это позволило направить развитие градостроительного процесса страны в новое русло. Принятие такого решения означало радикальную перестройку отечественного архитектурного сознания, всего архитектурностроительного процесса и в науке, и в архитектурно-градостроительной практике. После Указа, в январе 1994 г., Оргкомитетом по выборам членов академии был избран состав Президиума и утвержден Устав Академии.

Оценивая ситуацию и понимая, что современная архитектура и градостроительство не могут развиваться в стороне от научных достижений, академия в первые дни определила главные направления работы, которые уложились в четыре раздела:

1 Фундаментальные и научноприкладные исследования по основным проблемам архитектуры, градостроительства и строительных наук;

2 Экспериментальное и прикладное проектирование как основа концептуальных решений;

3 Содействие в профессиональной подготовке кадров архитекторов и инженеров строителей, включая аспирантуру и докторантуру;

4 Издательская деятельность как форма, обеспечивающая распространение и внедрение результатов исследований. Одним из важнейших стратегических решений первого заседания Президиума Академии было формирование региональных отделений. Появилась возможность решать вопросы градостроительной политики России, объединяя научно-творческий потенциал регионов.

Уральское отделение было создано в апреле 1994 года. После формирования Президиума и избрания председателя оно приступило к работе. В соответствии с утвержденным Уставом, Президиумом отделения были разработаны направления деятельности с учетом основных принципов работы Академии. Особенности Урала как системы преимущественно крупных городов требовали регионального подхода. И это понятно. Именно на города падает основная тяжесть архитектурно-градостроительных проблем. В городах, особенно крупных, производится большая часть промышленной продукции, здесь находятся центры деловой, финансовой и интеллектуальной информации, научные и культурные центры. Именно в них в большей степени развита рыночная и социальная инфраструктура.

Конкретные региональная и местная ситуации стали основанием для разработки направлений работы. Программа и главные параметры были внесены в Устав отделения и утверждены Президиумом РААСН. Речь шла о формировании основных направлений фундаментальной архитектурно-градостроительной и строительной науки, что, в свою очередь, определяло научно-проектные разработки прикладного и экспериментального строительства по разделам:

- генеральные планы как основа формообразования градо-

строительной среды обитания;

- программа здорового жилого дома и общественного здания;

- организация подземного пространства города;

- сохранение исторической памяти как сущности цивилизации;

- формирование национального стиля.

Сформированная 15 лет назад архитектурно-градостроительная программа с некоторыми уточнениями действовала все эти годы, но не потеряла актуальности, потому что она обращена, прежде всего, к человеку и совершенствованию среды.

После принятия решения о создании региональных отделений прошел достаточный срок, чтобы можно было подводить итоги и делать выводы о деятельности возрожденной Академии как центра зодческой культуры. И вернуться к истокам великой архитектуры, рассмотреть, как повлияло создание Академии на творческий уровень ее членов.

Одной из задач регионального отделения была поддержка профессиональной деятельности архитекторов и градостроителей в как можно большем числе городов. К сожалению, в силу разных причин, и прежде всего, отсутствия профессиональных кадров на местах, а нередко и незаинтересованности структур власти, мы не сумели активно и полностью включить в работу Академии все города и населенные пункты Уральского региона. Основная работа проводилась творческими коллективами Перми и Уфы, пока они не были выведены из состава отделения в связи с новым положением федерального деления. Сейчас творческий потенциал отделения сосредоточен в Челябинске, Магнитогорске, Тюмени, отдельных городах Тюменской области (Шадринск), Ханты-Мансийске и, конечно, Екатеринбурге.

Перед творческим коллективом стояла непростая задача. Опираясь на программу работы отделения, нужно было построить ее так, чтобы сделать застройку самобытной, характерной только для конкретного города, при этом сохранить характер и образ, присущие регио-

ну в целом. Цель состояла в том, чтобы сформулировать новые творческие решения, основанные на научных и архитектурноградостроительных принципах, специфических для каждого города.

Одним из значительных творческих подразделений можно считать город Челябинск и Челябинскую область.

Технический университет города занимает одно из ведущих мест, и не только на Урале. Велика роль профессора университета, ученого, действительного члена РААСН Виталия Ивановича Соломина. При его активном участии небольшая группа членов Академии решает проблемы, в отдельных случаях выходящие за пределы региона Урала. В. И. Соломин - почетный гражданин Челябинска, лауреат Государственной премии, основатель и руководитель школы механики грунтов и фундаментальных конструкций, автор ряда монографий. Большое значение имеют его научные публикации, такие как «Комплексное использование подземных территорий крупных городов», «О работе железобетонных плит и балок, опирающихся на упругое основание», «О развитии расчетов гибких фундаментов и их оснований». Это далеко не полный перечень работ, которые можно считать своего рода программой, определившей развитие науки в регионе.

Значимую научно-исследовательскую работу ведет и член-корреспондент РААСН Станислав Георгиевич Головнев. О его значительном вкладе в академическую науку говорят названия работ: «Изучение свойств магнезиальных вяжущих», «Технология ускоренного воздействия многоэтажных зданий из монолитного железобетона».

Существенный вклад в работу отделения Академии вносит профессор ЮУрГУ, воспитатель поколения молодых архитекторов, бывший главный архитектор Челябинска, член-корреспондент РААСН Б. А. Баранов. За его плечами - целый комплекс проектов и реализованных объектов, например, Оперный театр в Челябинске, определивший характер главной площади города.

Только за последние пять лет им выполнены: проект южной части центра города Челябинска (в составе авторского коллектива), проект парка Северо-Западного района, проекты реконструкции объектов в историческом центре Челябинска.

Заметный вклад в академическую науку вносит заведующий кафедрой «Строительные материалы» ЮУрГУ, советник РААСН Б. Я. Трофимов. Его работы «Исследования природного двухвидного гипса и исследования свойств бетона на франциони-рованном песке», «Возможности кварца как заполнителя для тяжелых бетонов» имеют большое значение для строительной практики и теории.

К сожалению, несколько лет назад мы потеряли одного из ведущих зодчих, первого на Урале почетного члена РААСН Евгения Викторовича Александрова. Невозможно переоценить его вклад в архитектурно-градостроительную культуру Урала, прежде всего, Челябинской области. Созданные им памятники, многочисленные проекты и постройки позволили, наряду с работами других мастеров, сделать Челябинск одним из крупнейших по архитектурно-градостроительной значимости городов России.

Как бы особняком в научной деятельности стоит имя советника РААСН В. С. Федосихина, профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки, прекрасного человека и ученого, много лет работающего в городе Магнитогорске. При его участии появилась на свет работа о древнем городе Урала - «Ар-каим». В Челябинске, Тюмени, Екатеринбурге нет человека, который бы решился написать книгу о зодчих наших городов (за исключением отдельных работ

В. Г. Десятова). Тогда как под руководством В. С. Федосихина выполнена работа «Жизнь и творчество главных зодчих социалистического Магнитогорска». Это ли не пример для подражания!

Просматривая ежегодные отчеты Владимира Сергеевича, можно поразиться многообразию тем, над которыми он работает. Это и «Жилище для различных социальных групп населения

Магнитогорска», и волнующая тема «Наследие школы Баухауза в Магнитогорске», фундаментальное исследование на тему «Градостроительная экология и экологическая архитектура города Магнитогорска».

Значительный вклад в архитектуру Челябинска такими проектами, как «Реконструкция и строительство главного корпуса Южно-Уральского государственного университета», пятиэтажного пристроя учебного корпуса к главному ЮУрГУ, внес советник РААСН

С. Г. Шабиев. Интересны его скульптурные работы - памятник студенту у главного корпуса ЮУрГУ, композиция «Россия» в вестибюле главного корпуса университета.

Советником РААСН Б. В. Петровым реализована заметная работа в центре Челябинска - Дом архитектора.

Интересны проектные и реализованные постройки, выполненные Н. Н. Семейкиным: генплан Челябинска, раздел «Основные направления развития» (в составе авторского коллектива), ЦПКиО им. Ю. Гагарина, городской сад им.

А. С. Пушкина, 22-этажное офисное здание «Челябинск-сити».

Таким образом, коллективом из одного академика, двух чле-нов-корреспондентов и десяти советников РААСН, работающих в Челябинской области, внесен крупный вклад в копилку достижений Академии.

Второе по значимости отделение - в городе Тюмени и Тюменской области. Основные научные разработки здесь принадлежат члену-корреспонденту РААСН Анатолию Филипповичу Шапо-валу. Темы, исследованные при его участии, это «Совершенствование методов расчета теплопо-терь через наземные ограждения», «Повышение надежности и эффективности теплоснабжения в Западной Сибири». На эту же тему издана книга и ряд других актуальных работ.

Научные и градостроительные темы разрабатывает при Архитектурно-градостроительном центре Тюменской области Анатолий Николаевич Отраднов, бывший главный архитектор Тюменской области.

Одно из ведущих мест в регионе занимает выпускник Уральской государственной архитектурно-художественной академии Виктор Дмитриевич Станкевс-кий. На мой взгляд, благодаря своим работам, таким как «Теннис-палас», корпус Тюменского государственного университета, храм Рождества Христова и др., он может носить звание выше, нежели «советник РААСН».

Следует отметить научнотворческие работы советника РААСН, ректора Тюменской государственной архитектурной академии В. М. Чикишева, не только как воспитателя поколения архитекторов и инженеров, но и как человека, внесшего значительный вклад в архитектурно-творческий потенциал города.

Конечно же, архитекторы города Тюмени, при всей его значимости, не могут охватить все регионы Тюменской области и другие районы Севера. Поэтому сегодня силами института Урал-НИИпроект РААСН ведется работа в Шадринске, Ханты-Мансийске, Новом Уренгое, а силами Центра качества строительства СОООФ - в Кургане.

Вцеломможно констатировать значительный вклад коллектива тюменских архитекторов в работу Уральского отделения РААСН, особенно за последние 5-6 лет.

Сегодня постепенно начала осваиваться Федеральная программа «Урал промышленный

- Урал полярный», в которой принимает участие и РААСН. Стоит только взглянуть на серию уже выполненных за последние годы научных и проектных решений в развитии городов Севера, чтобы понять их значимость для Урала и Уральского региона. И если, по словам М. В. Ломоносова, мощь России будет «прирастать Сибирью», можно сказать, что значимость Свердловской, Челябинской областей, городов Южного Урала будет возрастать за счет богатства и мощного развития Северного Урала. Представляется, что первенство в этом росте будет за Тюменью, Ханты-Мансийском, Сургутом, Уренгоем, Курганом, Шадринском как мощными развивающимися промышленными и культурными центрами.

Учитывая это, стоит уже сегодня думать над тем, какую роль может играть Уральское отделение Российской академии архитектуры и строительных наук в формировании государственной политики градостроительства. Необходимо перестраивать организационную и творческую работу и больше внимания уделять преимущественно городам Полярного Севера.

Вернемся к Екатеринбургу, т.к. основная организационная, научно-творческая и проектная работа Уральского отделения РААСН ведется коллективом этого города. Сложившиеся научные и образовательные структуры города предопределили то, что работа отделения в основном держалась на трех крупных творческих подразделениях: институте УралНИИпроект РААСН, УралГАХА, УГТУ-УПИ. Конечно, немаловажную роль играет Союз архитекторов - не только потому, что практически все члены РААСН являются его членами, но и потому, что Союз архитекторов является общественной организацией, достаточно влиятельной в масштабах города. Такую же важную роль играют Союзы архитекторов Челябинска и Тюмени. Именно сплоченное творческое объединение и совместная работа всех научных структур дали результаты, с которыми мы пришли к юбилею.

Образно-художественная тенденция в российской, особенно региональной архитектуре, была резко прервана в середине 1950-х гг. Преодолевая стереотипы прошлого, опираясь на положительный опыт и опровергая, по определению академика А. В. Иконникова, технологизм 1960-х гг., в спорах и разногласиях, не без ошибок и с достижениями, постепенно рос научно-творческий и практический потенциал всех членов РААСН, работающих в Екатеринбурге. Здесь возникла тенденция преобладания проектных, архитектурных, инженерных работ над научноисследовательскими. Наряду с печатными трудами лидеров Челябинска, Магнитогорска и Тюмени, появились фундаментальные статьи и монографии по проблемам архитектуры и градо-

строительствапредставителейека-теринбургской науки и практики: Г. В. Мазаева, С. М. Скоробогато-ва, В. Н. Алехина, Десятова, А. В. Долгова, А. А. Старикова, Н. Н. Титовой, А. В. Попова.

При активном участии Г. В. Мазаева по-новому идет работа над генеральными планами городов. Генплан Первоуральска, капитальную работу-схему территориального планирования Свердловской области можно рассматривать как пример принципиально нового подхода в разработке подобного рода проектов. Он реализован советником РААСН Н. Н. Титовой при разработке генеральных планов Екатеринбурга, Нижнего Тагила. Работа научно-новаторского характера - «Стратегический план Екатеринбурга на перспективу до 2015 года», выполненная коллективом под руководством

A. А. Старикова, - проложила дорогу к разработке Генерального плана Екатеринбурга и определила основу научного подхода в разработке перспективных градостроительных документов.

Многочисленные статьи, исследования строительных конструкций, монография по проблемам системы катастроф и устойчивости железобетонных конструкций на счету члена-корреспондента РААСН, профессора, заслуженного деятеля науки С. М. Скоро-богатова. Заметное место в отечественной строительной науке занимает советник РААСН, академик Нью-Йоркской академии наук и представитель ряда общественных академий, профессор

B. Н. Алехин, написавший более ста научных работ. Значимую роль в строительной науке сыграла его книга «Основы теории упругости». Ряд интересных научных статей и проект музейнопаркового комплекса в Верхней Салде принадлежит советнику РААСН, профессору, проректору по научной работе Уральской архитектурно-художественной академии Л. П. Холодовой. Активная позиция советника РААСН А. В. Попова заставила руководителей области и города предложить конкретные решения проблемы подземного строительства.

Это далеко не полный объем работ по разделу «Строительная

наука», особая важность которого состоит в том, что он во многом определяет следующий этап работы, связанный с архитектурноградостроительной культурой городов. За 15 лет специалистами - авторами и руководителями авторских коллективов - был реализован целый ряд проектов общественно-культурных, жилых и др. зданий. Многие из этих зданий отличаются грамотным градостроительным подходом.

Исторический опыт развития и становления городов показывает, что образ города, его материальную и нравственно-художественную культуру определяет не массовое строительство, в каких бы объемах оно ни велось, а отдельные образно-выразительные архитектурные доминанты. Примером таких могут служить «Городок Чекистов», здание мэрии и оперные театры в Екатеринбурге и Челябинске.

Важнейшим разделом работы Уральского отделения РААСН является реставрация уникальных исторических памятников как основание их сохранения и включения в новую застройку, ведь еще академик Д. С. Лихачев определил историю как память города, а последнюю считал высшим показателем цивилизации. В этом разделе есть явные достижения - возрождение здания собора Александра Невского и реконструкцию старого железнодорожного вокзала, часовни в дендрологическом парке Екатеринбурга. Уникальная работа по реставрации дома Севастьянова в столице Урала может войти в золотую копилку достижений как образец научно-обоснованного подхода к реставрации памятников архитектуры. Перечисленные работы, участником и руководителем которых является советник РААСН А. В. Долгов, свидетельствуют о его высоком мастерстве как архитектора-рес-тавратора.

Следует отметить еще один значительный шаг в архитектурно-градостроительной культуре, связанный с творческой работой членов Академии. Это восстановление святынь Уральского региона - Верхотурья и Невьянска. Два исторических города с комплексом памятников мирового значения буквально под-

События

няты из руин. Работа была бы невозможна без активного участия и помощи губернатора Свердловской области Эдуарда Эдгар-довича Росселя, почетного члена РААСН. Это один из примеров того, как власть, поддерживая архитекторов и опираясь на их творческий потенциал, может влиять на формирование градостроительной политики и получать прекрасные результаты.

Большой вклад своими работами внесли наши ученые, архитекторы и инженеры в создание архитектурного образа города. Это, к примеру, уникальный спортивный комплекс ДИВС, жилой комплекс на ул. Н. Никонова в Екатеринбурге, объединивший в единый ансамбль группы домов, и возрожденный после реконструкции киноконцертный театр «Космос».

Особо нужно говорить о работе Григория Васильевича Ма-заева, а именно строительстве не имеющего аналогов Храма-на-Крови, возведенного на исторически значимом месте. Это архитектурное произведение имеет большое значение не только для города, но и России в целом.

Можно назвать еще много объектов, которые определяют сегодня градостроительную структуру разных районов города или являются архитектурными доминантами: административное

здание Центра управления пере-возкамижелезной дороги, здание Атриум Палас Отеля, небольшая, но «держащая» всю площадь часовня Св. Екатерины и др.

Сейчас мы критикуем высотные дома, и не столько за их этажность, сколько за градостроительную безграмотность их размещения в городе. Но есть и положительные примеры. На перекрестке улиц Куйбышева -Московская стоит высотный дом непритязательной архитектуры. Но его постановка так удачна, что он, как ни странно, формирует всю улицу. Заслуга в этом принадлежит члену Академии Д. Н. Сафину. Заметную градообразующую роль сыграл и торговый центр «Гермес-Плаза» на ул. Малышева, автор В. Р. Рабинович. По самым скромным подсчетам, более двадцати объектов большой архитектурной значимости украшают Екатеринбург. И это,

подчеркиваю, только те здания, которые выполнены при авторском участии членов Академии.

К этому перечню нужно добавить и объекты, находящиеся в стадии проектирования: Центр дизайна в Историческом сквере, административно-бытовой и культурный центр на базе Дворца молодежи, здание банка «Кольцо Урала», церковь Рождества Христова во Флоренции, проект Большого государственного Евразийского университета.

За последние пятнадцать лет, благодаря активному сотрудничеству с научными институтами и университетами, проектными мастерскими, значительно выросла архитектурно-градостроительная и научная культура Урала. За этим стоят имена известных не только на Урале выпускников нашей шко-лы:член-корреспонденты РААСН Г. В. Мазаев, А. А. Стариков, советники РААСН В. Р. Рабинович,

A. В. Долгов, В. И. Симинен-ко, Д. Н. Сафин, С. А. Луканин,

B. Н. Алехин, А. В. Попов, председатель президиума Союза архитекторов В. В. Холмецкий. Многие члены Академии в других городах Урала, чьи работы оставляют заметный след в архитектуре и градостроительстве, имеют дипломы екатеринбургских учебных заведений.

Не хотелось бы в юбилейный год говорить об отрицательных моментах и недоработках градостроительства. Но и умолчать об этом тоже нельзя. Будучи государственной организацией, РААСН, несмотря на многочисленные выступления общественности (достаточно привести «Письмо пятидесяти» к мэру Екатеринбурга), публикации, участие в градостроительных и экспертных советах, не смогла остановить небоскребную истерию в таких значимых местах города, как исторические кварталы в районе Оперного театра и колокольни Вознесенского собора, здания мэрии, Кафедрального собора, Атриум Палас Отеля.

Несмотря на усилия Союза архитекторов, Министерства строительства, Правительства области, Президиума РААСН, не удалось остановить продолжающееся разрушение истории Екатеринбурга, уничтожение зеле-

ных насаждений. Мы не смогли кардинально повлиять на градостроительные структуры администрации города и объединить здоровые архитектурные силы, прежде всего, молодые, в единую команду, способную противостоять негативным явлениям в застройке городов.

Мы начинаем новый год и новый этап работы в не менее сложных условиях, чем 15 лет назад. Мы должны еще и еще раз обратиться к богатству, накопленному зодчеством прошлого, но, естественно, не без использования опыта современного. Будем надеяться, что у нас хватит сил, творческой энергии, профессионального опыта, накопленного за эти годы, и независимо от кризиса мы сумеем сделать еще один шаг в деле развития и нашей архитектурно-градостроительной науки, и конкретной практики. Экономическая и политическая ситуация заставляет иначе взглянуть на многие вопросы формирования городской застройки, сохраняя историю, учитывая проблемы экологии, соотношение традиционного и современного в объектах, формирующих образ города.

Будем верны заветам зодчих прошлых лет и не станем терять надежду, что внесем посильный вклад в процесс формирования уральских городов, чтобы они были более удобными и гармонично обустроенными.

Втексте сохранена авторская редакция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.