Научная статья на тему 'Истоки архитектурного авангарда на Урале. Уральская область (1923-1934 гг)'

Истоки архитектурного авангарда на Урале. Уральская область (1923-1934 гг) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1375
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уральская область / Уралгипромез / архитектурный авангард / конструктивизм / зодчие / промышленные и общественные здания

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Леонид Николаевич

Статья посвящена путям проникновения из европейской части страны ведущего в 1920-х гг. в СССР архитектурного стиля конструктивизма и распространению его на Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки архитектурного авангарда на Урале. Уральская область (1923-1934 гг)»

Архитектура

УДК: 72.035 Смирнов Л. Н.

Истоки архитектурного авангарда на Урале. Уральская область (1923-1934 гг)

Статья посвящена путям проникновения из европейской части страны ведущего в 1920-х гг. в СССР архитектурного стиля - конструктивизма и распространению его на Урале.

Ключевые слова: Уральская область, Уралгипромез, архитектурный авангард, конструктивизм, зодчие, промышленные и общественные здания.

SMIRNOV L. N.

THE ORIGINS OF THE ARCHITECTURAL AVANT-GARDE IN THE URALS. URAL REGION (1923-1934)

Article is devoted to ways of penetration of the European part of the country leading to the 1920 years Soviet architectural style - constructivism and its distribution in the Urab.

Keywords: Ural region, Uralgipromez, the architectural avant-garde, constructivism, architects, industrial and public building.

Смирнов

Леонид Николаевич

канд. архитестуры, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Правления Свердловской организации Союза архитекторов

Урал является уникальным регионом России, где сосредоточено множество объектов наследия советского архитектурного авангарда. Наличие в больших и малых городах Урала различных, реализованных в 1920 - первой половине 1930-х гг. передовых градостроительных решений и приемов застройки, связанных с концепцией социалистического расселения, а также типологическое разнообразие общественных, жилых и промышленных зданий и сооружений, решенных в стилистических формах конструктивизма, обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, это стратегические причины: в соответствии с известным планом ГОЭЛРО на Урале предусматривалось развитие мощной металлургии современного типа, что требовало строительства крупных металлургических заводов в местах, наиболее богатых железной и медной рудами. Для решения этой задачи предполагалось использовать коксующиеся угли из Кузбасса. В 1921 г. по поручению ВСНХ Сибирским обществом инженеров (г. Томск) был разработан проект Урало-Кузнецкого комбината (УКК), который предусматривал создание мощной горно-металлургической и машиностроительной базы, других отраслей народно-

го хозяйства в городах, расположенных вдоль Уральского хребта.

Во-вторых, это социально-экономические причины: для реализации УКК постановлением ВЦИК от 3 ноября 1923 г. была создана Уральская область (1923-1934) с административным, промышленным и культурным центром в Екатеринбурге, которому декретом СНК было присвоено звание «Первый областной город СССР». Уральская область стала главной составной частью УКК - хозяйственного комплекса, включающего все отрасли народного хозяйства и «попутно решающего основные проблемы реконструкции культуры и быта»[1]. Территория Уральской области в 1924 г. составляла 8% территории РСФСР с населением - 6,21 млн человек (в 1932 г. - 8 млн) [2]. В нее вошли Екатеринбургская, Пермская, Тобольская, Челябинская губернии. Вся обширная территория области, от Салехарда на севере до Магнитогорска на юге, от Перми на западе до Тобольска на востоке, была разделена на 15 округов, организованных вокруг городских поселений, которые чаще всего имели существующую заводскую или фабричную инфраструктуру. К окружным городам, подчиненным облисполкому, относились: Свердловск, Пермь, Челябинск, Нижний Тагил,

Ил. 1. Здание банка в г. Свердловске, арх. Г. П. Вален ков (1926)

Златоуст, Миасс, Над еждинск, Кизел, Троицк, Курган, Тюмень, Чусовской.

В-третьих, это архшпектурно-ху-дожественные причины: период интенсивной индустриализации и урбанизации Уральской области совпал с развитием и становлением в Европе и в стране современного архитектурного стиля - конструктивизма (функционализма). Идейная, социальная и художественная направленность этого стиля, культивируемого тогда в стране, существенно повлияла на формирование новой пространственной структуры уральских городов, преобразовала архитектурный язык и облик построек, позволила создать ранее неизвестные в стране типы зданий и сооружений, изменила представление людей об удобстве, стиле и качестве жизни.

Как творческое течение архитектурного авангарда, конструктивизм сформировался в СССР в первой половине 1920-х годов. Деятельность лидеров конструктивизма архитекторов братьев Весниных, М. Я. Гинзбурга и др. по утверждению принципов этого стиля привела к тому, что к середине 1920-х гг. конструктивизм стал наиболее влиятельным направлением в советской архитектуре. Лидерами архитектурного авангарда в Москве в 1925 г. создано «Объединение современных архитекторов» (ОСА), а через два года в Свердловске был создан филиал - УралОСА. Члены УралОСА активно внедряли проекты архитектурного авангарда в строительный комплекс Уральской области.

В это время многие опытные и молодые архитекторы в СССР переходили с позиций модернизма и классицизма на позиции конструктивизма и выполняли большинство проектов в стилистике современной архитектуры. Руководители творческих архитектурных мастерских в Москве (ВХУТЕМАС, МВТУ) и архитектурных отделений Ленинградских вузов (ЛИГИ, АХ) уже 1923-1925 гг. ориентировали студентов на следование новому творческому течению. В распространении, развитии и укреплении нового стиля огромную роль сыграл выход в 1925 г. единственного в СССР в двадцатые годы профессионального журнала «Современная архитектура», популярность которого в среде зодчих, в том числе и в крупных городах Уральской области, быстро росла.

Одними из первых объектов, сооружаемых в середине 1920-х гг. в конструктивистской стилистике, становятся промышленные сооружения.

Промышленные здания и сооружения и раньше были менее подвержены обильному декорированию и эклектичной стилизации. В 1920-е гг. при проектировании производственных зданий зодчими наиболее последовательно проводились принципы конструктивизма в функциональных процессах и связи их с формообразованием. Именно «школа промышленной архитектуры стала наиболее стилистически устойчивой частью конструктивизма в целом, сохраняя его приемы и средства объемно-про-странственной композиции практически до середины 1930-х годов» [3].

В эти годы стояла задача форсировать индустриализацию страны, кратчайшим путем вывести экономику СССР на уровень передовых стран Запада путем централизации управления народным хозяйством и его архитектурно-строительным комплексом. Одной из главных составляющих этой задачи являлось создание промышленного потенциала в Уральской области, т. е. возведение в крупных и малых городах многочисленных предприятий и производственных зданий и сооружений.

Лидер конструктивистов М. Я. Гинзбург еще в 1924 году называл пром-сооружения «типовыми организмами архитектуры, которые дадут нам отправную точку для дальнейшего развития». Он полагал, что «инженерно-технические сооружения окажут решающее влияние на стиль современной архитектуры» [4]. Известный исследователь архитектурного авангарда С. О. Хан-Магомедов на-

зывает промышленные и инженерные сооружения, возводимые в 1920-е гг., «полигоном формообразования архитектурного авангарда».

В середине 1920-х гг. по проекту московских и ленинградских архитекторов одними из первых в Уральской области были построены энергетические промышленные сооружения с чертами и формами, присущими раннему конструктивизму. Это были электростанции, сооружавшиеся по плану ГОЭЛРО: вторая очередь Егор-шинской ГРЭС (1925-1927), Кизелов-ская ГРЭС (1926), Челябинская ГРЭС (1927-1929) и Свердловская электростанция (1927). Историки советской архитектуры отмечали, что в середине 1920-х гг. в стране создавалась благоприятная ситуация для укрепления позиций стиля современной архитектуры как результата развития отечественной промышленной архитектуры, роста ее влияния на архитектурный облик гражданских зданий и сооружений.

Для создания новых и реконструкции старых отраслей народного хозяйства при Наркомате промышленности СССР в 1926-1928 гг. создаются отраслевые главки, а при каждом из них проекпю-строительные организации - как центры, соединяющие планирование и проектирование, определяющие развитие каждой отрасли.

Первой отраслевой проектной организацией Главметалла в СССР стал институт Гипромез, созданный в Ленинграде в 1926 г.

Ил. 2. Дворец культуры в г. Златоусте (1928)

Этому проектному институту ВСНХ поручил проектировать металлургические и машиностроительные заводы, а также жилые и общественные здания.

В этом же году в Свердловске (с 1924 года город был переименован) был создан первый и крупнейший в Уральской области проектный институт «Уралгипромез», филиал института «Гипромез», где сосредоточились профессиональные кадры

- проектировщики, инженеры и архитекторы. Основными промышленными объектами проектирования в институте в 1926-1930 гг. являлись: Магнитогорский металлургический завод (ММЗ) , Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), Ново-Тагильский, Красноуральский и Лысьвенский металлургические заводы, Никелевый завод в Верхнем Уфалее и другие предприятия. Архитекторами института выполнялись конкурсные проекты общественных зданий: бани (1926), главный корпус и здания отдельных факультетов Уральского политехнического института в Свердловске (1927), административный корпус, здания проходных и гостиницы ММЗ в Магнитогорске (1927), Дворец Труда металлургов в Надеждинске (1927), фабрики-кухни в Надеждинске (г. Серов) и Златоусте (1928), Строительный техникум в Перми (1928), а также жилые здания и другие объекты в городах Уральской области.

Большинство объектов были построены в стилистике конструктивизма. Именно с проектов отдельных производственных, жилых и общественных зданий, спроектированных зодчими института «Уралгипромез» в сер. 1920-х гг. началось постепенное распространение на Урале нового архитектурного авангардного стиля. Его популяризации способствовали спе-

циалисты, приглашенные в институт из других городов.

В строительном отделе института «Гипромез» начинали свою творческую карьеру многие иногородние, а впоследствии известные свердловские и уральские архитекторы. Среди них

- питомцы Петербургской академии художеств И. П. Антонов, В. Д. Соколов, И. И. Робачевский, москвич И. Г. Стадлер, выпускники архитектурного отделения Сибирского технологического института (г. Томск) Е. С. Балакшина, М. В. Рейшер, С. Е. Захаров, екатеринбуржец А. М. Тумбасов и др.

Опытные ленинградцы (петербуржцы) и молодые архитекторы Томска привнесли в архитектурную практику института «Уралгипромез» новые авангардные творческие идеи, отражающие проектную и строительную практику раннего этапа уральского советского промышленного зодчества. Большинство эскизных проектов производственных зданий, на основе которых велась разработка рабочих чертежей, были выполнены в ведущем для того периода времени конструктивистском стиле [5]. Ленинградские архитекторы до переезда на Урал имели профессиональный опыт проектирования производственных зданий в авангардном стиле в северной столице. Руководитель отдела промышленных зданий и сооружений «Уралгипромез» И. П. Антонов ранее участвовал в проектировании в Ленинграде хлебозавода и фабрики-кухни. В1923-1926 гг. И. П. Антонов, работая в г. Выборге (в эти годы город относился к Финляндии), несомненно, следил за новыми архитектурными веяниями как в этой стране, так и в Европе в целом. Историки зарубежной архитектуры отмечают, что в эти годы в финской архитектуре четко «наметилась тенденция

стремления к рационалистической четкости форм и простоте композиции современного движения» [6]. В этот период в Финляндии быстро распространялось влияние европейских архитекторов-функционалистов Голландии и Германии и в первую очередь творческих идей веймарского Баухауза. Знакомство И. П. Антонова с образцами современной советской и европейской архитектуры способствовало тому, что, поступив на работу в «Уралгипромез», он сразу приступил к проектированию зданий в современном стиле. Развитию конструктивистского стиля на Урале способствовали и неоднократные поездки архитекторов и других специалистов института «Уралгипромез» в Германию с целью повышения квалификации и обмена опытом. «Самой многочисленной была поездка архитекторов и строителей Гипромеза, проектировавших промышленные предприятия, организованные ВСНХ в 1927 году» [7].

Другой ведущий архитектор Урал гипромеза В. Д. Соколов в 1922-1924 гг. проектировал сахарные заводы на Украине, используя в их архитектурном облике элементы нового нарождающегося стиля, а в 1925-1926 гг. продолжил работу в тресте «Лениградтекстиль», где принимал участие в корректировании известного проекта немецкого архитектора Э. Мендельсона - фабрики «Красное Знамя», являющейся образцом художественного синтеза функционализма и конструктивизма в северной столице. Соколов выполнил несколько эскизов-разверток фасадов цехов этой фабрики [8]. И. П. Антонов и В. Д. Соколов, имея опыт проектирования фабрично-заводской архитектуры, в 1926-1927 гг. реализовали свои творческие идеи в институте «Уралгипромез», проектируя такие здания как заводоуправление, проходную и цеха Магнитогорского металлургического завода, а также производственные и общественные объекты в других городах Уральской области. По сведениям доктора архитектуры В. С. Федосихина, в «Уралгипромезе»

В. Д. Соколов «разработал новые принципы формирования промышленных объектов, учитывая специальную функцию нового социалистического общества, имея материал о новейшей американской и немецкой технологии, а также последние достижения в строительстве»)?].

Молодые сибирские архитекторы прибывали в «Уралгипромез» после годичной стажировки в проектных

организациях Ленинграда, где они знакомились с вновь построенными зданиями. В середине 1920-х гг. в современном стиле уже были возведены объекты, авторами которых являлись архитекторы А. С. Никольский,

А. И. Гегелло, А. А. Оль и др. Но многим молодым зодчим Уралгипроме-за недоставало профессионального опыта. «Нам еще нужно было воспитываться на практической работе»,

- писал в журнале «Современная архитектура» в 1928 г. лидер Свердловского отделения «Общества современных архитекторов» (УралОСА) И. И. Робачевский. В этом же году у подопечных лидера «УралОСА», являющегося и главным архитектором «Уралмашинстроя», появилась реальная практическая работа: им было поручено разработать проекты первых цехов крупнейшего в стране машиностроительного предприятия -Уралмашзавода. Все первоочередные цеха УЗТМ были сооружены в авангардном стиле и являются памятниками промышленного зодчества первой половины XX века.

Кроме архитекторов «Уралгип-ромеза» в середине 1920-х гг. в столице Урала в современном стиле проектировали и возводили свои первые объекты и другие зодчие, работающие в различных областных и ведомственных проектно-строи-тельных организациях. По проектам архитектора Г. П. Валенкова, работавшего в институте «Уралпромстрой», в 1926-1927 гг. в Свердловске сооружены здания Госстраха и Госбанка (ил. 1). В 1926-1927 гг. архитектор

С. В. Домбровский из «Горкомхоза» создал проекты первых жилых домов Свердловского горсовета №№ 1 и 2. В1927 году С. В. Домбровским и архитектором Н. Н. Бойко-Радзевич разрабатываются новые градостроительные планы и схема развития Большого Свердловска, предусматривающая расширение территории, строительства соцгородов-спутни-ков, увеличение пространства улиц, организацию новых площадей. Эти первая в Уральской области план-схе-ма содержала интереснейшие градостроительные положения и во многом определила развитие столицы Урала как социалистического города, подлежащего реконструкции на принципах организации в нем комфортных условий проживания. По проектам зодчего В. Г. Голубева (Уралоблздрав) в 1927-28 гг. построены первые больничные здания в городах Свердловске, Артемовске, Златоусте и Кудымкаре.

В 1926 г. по проекту москвича

В. Дубровина в Свердловске стали возводить гостиницу «Центральная». Отметим, что в крупнейших городах Уральской области - Перми, Челябинске, Нижнем Тагиле - возведение зданий в стиле конструктивизма началось только в 1928-1930 гг.

Важным творческим каналом распространения архитектурного авангарда на Урале становятся популярные в те годы открытые и закрытые всесоюзные конкурсы по проектированию новых типов зданий для советских общественных и административных органов. Уральская область стала одной из первых, где в 1926 г. проведены конкурсы на постройку зданий Уральского облисполкома и Промбанка в Свердловске. В этих конкурсах принимали участие лидер архитектурного конструктивизма А. Веснин, московские архитекторы Н. Колли, С. Кожин, И. Гурьев-Гуре-вич и другие.

В1927 г. был объявлен конкурс на возведение в столице Урала грандиозного по занимаемой площади и объему строительства Дома уральской промышленности. Авторами представленных проектов были известные зодчие: Л. и А. Веснины, Д. Ф. Фридман, Я. И. Райх, М. О. Барщ, И. А. Фомин и др.

Проведение архитектурных конкурсов способствовало формированию у архитекторов столицы Урала уверенности в творческих поисках новых авангардных решений жилых и общественных зданий, подтверждение основного направления развития советского зодчества в тот период истории страны. «В эти годы у зодчих в СССР было большое стремление создания новой пролетарской культуры, в том числе и культуры архитектурного проектирования в новом авангардном стиле, внедрение новых технологий строительства» [10].

Таким образом, как отмечают исследователи советского зодчества, в стране «архитектура авангарда с этого времени оказалась тесно встроена в проектно-строительный комплекс 1920-х годов, как основное творческое достижение» [11]. В полной мере это относится и к объектам, запроектированным и построенным в Уральской области в середине 1920-х гг.

Архитектурный облик первых зданий, возведенных в городах Большого Урала в конструктивистском стиле, отражен в Уральской Советской энциклопедии, изданной в Москве в 1933 г.

Заключение:

Период середины 1920-х гг. является важным этапом в истории архитектуры Урала и его столицы Свердловска. Архитектурный авангард расценивался зодчими в начале XX в. как «искусство жизнестроения», призванное изменить старый облик заводов и фабрик, городов и преобразить личность. Новаторские разработки свердловских и московских архитекторов, в середине 1920-х годов воплощенные в градостроительных планах, промышленных, жилых и общественных зданиях, дали первоначальный импульс для последующего развития авангардного архитектурного стиля в городах Уральской области и соответствовали новым социальным и художественным воззрениям зодчих при социалистическом укладе жизни, а также во многом предопределили развитие советской архитектуры на Урале в первой половине XX века.

Список использованной литературы

1 Мудрик М. Пути развития Урало-Кузнецкого комбината. Свердловск, 1932. С. 67.

2 Генеральный план хозяйства Урала на период 1927-1941 гг. Свердловск: Уралплан, 1927. С. 3.

3 Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров Советского архитектурного авангарда. М., 2005. С. 65.

4 Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. М., 1924. С. 130.

5 Смирнов Л. Н. У истоков Советской промышленной архитектуры на Урале (к 80-летию Уралгипро-меза) // Строительный комплекс Большого Урала. 2005. № 5.

6 Гозак А. Алвар Аалто. М.: Стойиздпт, 1976. С. 13.

7 Токменинова Л. И. Архитектура современного движения на Урале и немецкий функционализм как один из ее истоков. // Баухауз на Урале: от Соликамска до Орска. Екатеринбург: 2008. С. 57.

8 Музей УралГАХА, ф. 5, оп. 1., ед. кр 33/30

9 Федосихин В. С. Наследие школы Баухауз в Магнитогорске // Баухауз на Урале: от Соликамска до Орска. Екатеринбург, 2008. С. 44.

10 Щеглов А. В. Очерки по истории Союза архитекторов России. М., 2004. С. 55.

11 Казусь И. А. Сталинский проектностроительный комплекс и архитектурный авангард // Проект Россия. № 18.2000. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.