Научная статья на тему '15. 2. Исламская экономика: новый подход к экономическим отношениям'

15. 2. Исламская экономика: новый подход к экономическим отношениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / РОСТОВЩИЧЕСТВО / ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА / ЗАКЯТ / ШАРИАТ / МУДАРАБА / МУШАРАКА / МУРАБАХА / САЛЯМ / ИСТИСНА / ИДЖАРА / ISLAMIC ECONOMY / THE ISLAMIC ECONOMIC MODEL / ALTERNATIVE ECONOMIC INSTITUTES / USURY / LOAN INTEREST / MODEL OF THE ECONOMIC PERSON / ZAKAT / SHARIAH / MUDARABA / MUSHARAKA / MURABAHA / SALAAM / ISTISNA / IJARA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идигов Юнус Юсупович, Рагимов Артур Омарбекович

В статье выявлены и раскрыты основные направления формирования исламской концепции экономики, целью развития которой является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC ECONOMY: THE NEW APPROACH TO ECONOMIC RELATIONS

Article identified and disclosed guidelines of Islamic concepts of economy, to promote the social justice in the distribution of earnings.

Текст научной работы на тему «15. 2. Исламская экономика: новый подход к экономическим отношениям»

15.2. ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА: НОВЫЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

Идигов Юнус Юсупович, Академия экономической безопасности МВД России, кафедра «Финансов, денежного обращения и кредита», соискатель Рагимов Артур Омарбекович, Академия экономической безопасности МВД России, адъюнкт Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье выявлены и раскрыты основные направления формирования исламской концепции экономики, целью развития которой является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Ключевые слова: исламская экономика, исламская экономическая модель, альтернативные экономические институты, ростовщичество, ссудный процент, модель экономического человека, закят, шариат, мудараба, мушарака, мурабаха, салям, истисна, иджара

ISLAMIC ECONOMY: THE NEW APPROACH TO ECONOMIC RELATIONS

Idigov Junus Jusupovich, Academy of economic safety of the Russian Interior Ministry, the chair «the Finance, monetary circulation and the credit», competitor Ragimov Arthur Omarbekovich, Academy of economic safety of the Russian Interior Ministry, the post-graduate student Annotation: Article identified and disclosed guidelines of Islamic concepts of economy, to promote the social justice in the distribution of earnings.

Keywords: islamic economy, the islamic economic model, alternative economic institutes, usury, loan interest, model of the economic person, zakat, shariah, mudaraba, musharaka, murabaha, salaam, istisna, ija-ra

Сегодня, когда мировая финансовая система пытается оправиться от серьезных потрясений финансовоэкономического кризиса, актуальным становится не только анализ причин случившегося, но и поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Становится понятным, что ни одна страна не может быть защищена от влияния мировой финансовой системы, и тезис об автономности ряда регионов или стран от того, что происходит в других странах, в особенности в экономике США, ставится под сомнение.

Принципиально, на данный момент существуют несколько точек зрения на разразившийся мировой финансовый рынок. Одна из них заключается в том, что существующая финансовая система изначально построена на деструктивных принципах и по определению не может быть стабильной и способствовать устойчивому экономическому росту. Кроме того, сторонники такой точки зрения обращают на экономическую и социальную несправедливость современной финансовой системы. Такой взгляд на существующую проблему требует изменений, поиска нового подхода к устройству мировой экономической системы.

В связи с этим можно отметить вызванный в период кризиса интерес экономистов к изучению исламской экономической модели. Относительно России можно сказать, что в последнее время активно создаются рабочие группы, изучающие этот феномен, консалтинговые структуры, дающие рекомендации по данной тематике. Сегодня процесс постепенно начал переходить от теоретизирования к практике. Однако с уверенностью говорить об эффективном внедрении в практическую деятельность данной теоретической базы пока не приходится. В этой связи остро встают вопросы глубинного понимания и оценки сущности тех или иных концепций и подходов, ответы на которые следует искать в плоскости экономической науки.

Экономическая наука является одной из социальных, или общественных, наук - наук, изучающих общество. Но сколько бы мы ни повторяли слова «общество» и «социум», в любом случае нам следует помнить о том, что они обозначают, в конечном счете, совокупность индивидов - совокупность живых личностей с их конкретными устремлениями, задачами, ценностями, эмоциями, характерами. В центре экономической науки, как и всякой другой общественной науки, стоит человек - конкретный человек, индивид, личность. Без определенного исследовательского внимания к этому конкретному человеку мир экономического анализа окажется неполным и неточным; наивно предполагать, что мы сможем полноценно описать мир экономических явлений, оперируя лишь глобальными экономическими индикаторами и показателями.

Итак, цель экономической науки заключается в том, чтобы объяснить или сконструировать человеческое поведение, которое при дефиците средств или ресурсов помогает с максимальной эффективностью дос-

1

тичь желаемых результатов.

Экономическая система, с присущими ей определенными экономическими институтами, влияет на человеческое поведение, она провоцирует возможные варианты его проявления. Также можно сказать, что деятельность людей приводит к образованию различных экономических институтов, посредством которых они выражают свои экономические интересы. Таким образом, с одной стороны человеческое поведение зависит от функционирующих в экономической системе институтов, а с другой - эти институты являются выражением экономического поведения человека - в частности, или экономических интересов общества - в целом.

Все это напоминает маятники, в роли которых находятся экономические институты. Однажды возникнув, с подачи корыстного желания какого-либо человека или группы людей (или в связи с другими целями), они затухают или начинают раскачиваться за счет вовлечения дополнительного количества людей в процесс своей деятельности. И здесь наблюдается взаимозависимость, речь о которой шла выше: амплитуда колебаний маятника обусловлена участием в этом процессе людей, но, чем больше эта амплитуда, тем сильнее этот маятник оказывает обратное воздействие на общество, приводя экономику к определенному устройству с ее плюсами и минусами.

Существующие в современном мире маятники породили модель «экономического человека», от которого и исходит множество проблем различного рода. Вообще экономика, как понятие, в котором фокусируется деятельность такого «экономического человека», яв-

1 Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. по-

собие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 392с. - (Учебники РУДН)

ляется наиболее острым и живым показателем той сферы, где отражаются проблемные моменты развития человечества, развития общества. То есть кризис, который является понятием, конечно же, гораздо более широким, чем чисто экономическим, проявляется в экономике наглядным иллюстративным образом.

Следовательно, мировой финансово-экономический кризис является прямым отражением глобального человеческого кризиса, который связан с ориентацией конкретного человека на материальные ценности. Особый негативный оттенок это приобретает на фоне безудержного раздувания спроса и игнорирования этических правил экономического поведения.

Для того, чтобы решить существующие проблемы в мире, необходимо сформировать новую модель «экономического человека», которая позволит избежать в дальнейшем подобные кризисы. Соответственно должны быть найдены и запущены альтернативные (отличные от традиционных капиталистических) маятники экономики, способные изменить экономическое поведение современного человека и достигнуть справедливого перераспределения богатств. Некоторые экономисты находят эти альтернативные экономические институты в исламе.

Исламская экономика является составной частью такой гораздо более широкой авраамической идеологии, следы которой мы можем найти и в Священных Писаниях других авраамических конфессий, в частности, изгнание менял из Храма Иисусом Христом - это тоже одно из проявлений авраамического подхода к экономике. Авраамическая традиция, и авраамическая, в частности, экономика является линией фундаментальной оппозиции доминирующему традиционному мироустройству и доминирующей традиционной экономике.

Согласно исламу, изначально все богатство принадлежит Богу, который передал его во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослабляют страну политически и экономически, тем более создают угрозу для ее независимости.

Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хозяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй,

- писал он, - если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей».2

Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, проблема запрета ростовщичества (взимания и предоставления любого ссудного процента) является ключевой для понимания сущности исламской экономической модели. Ислам - далеко не первая и не единственная религия, где осуждается

2 Абу Хамид аль-Газали / Цит. по: Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионовой. М., 1985.

взимание и предоставление процентов. Негативное отношение к ростовщичеству можно наблюдать не только в монотеистических обществах, но и в среде политеистов в античную эпоху. Одним из наиболее известных мировой истории противников ростовщичества был Аристотель.

Мусульманскими правоведами в современном мире вынесено единодушное суждение по вопросу запрета любого ссудного процента. Суммируя, можно подчеркнуть следующие положения, сформулированные в фетвах Совета Исламской академии правоведения:

1. Любое увеличение размера кредита или введение ссудного процента по нему в обмен на продление срока выплаты, в случае, когда должник не смог рассчитаться с заимодавцем в срок, а также договоренность об увеличении суммы, подлежащей возврату, или о введении ссудного процента в момент заключения кредитного договора считать двумя разновидностями ростовщического процента, запрещенного шариатом3.

2. Банковские вклады делятся на два вида в зависимости от характера банковских операций, проводимых с ними:

- вклады, по которым начисляются проценты в банках, работающих под проценты. Они, по сути, представляют собой ростовщические кредиты, запрещенные шариатом во всех видах, будь то вклады до востребования (текущие счета); срочные вклады; вклады, выплачиваемые по предварительному извещению; сберегательные вклады;

- вклады, которые размещаются в банках, фактически соблюдающих положения шариата относительно инвестирования средств с целью получения части прибыли. Эти вклады представляют собой средства для доверительного инвестирования. По отношению к ним применяются положения мусульманского права, касающиеся операций по совместному инвестированию капитала.

3. Плата за оформление и обслуживание кредитов должна соответствовать реальным расходам за эти услуги. Любое ее превышение над реальными расходами запрещено, поскольку подпадает под понятие ростовщического процента, запрещенного шариатом.

4. Бумажные деньги являются законными средствами платежа и имеют полновесное стоимостное выражение. К ним применимы нормы шариата о золоте и серебре, ростовщическом проценте, закят4, авансовом финансировании и прочих операциях.

5. Даже если заемщик задерживает своевременную оплату, не разрешается ни по предварительному условию, ни без оного обязывать его к выплате какой-либо обусловленной этим неустойки, поскольку она будет эквивалентна запрещенному шариатом ростовщическому проценту.

6. Выпуск, обращение и приобретение облигаций запрещены шариатом, поскольку облигации, по сути, представляют собой кредит с выплатой ростовщического процента. При этом не имеет значения, какая организация, частная или государственная, выпускает их. Запрещаются также облигации с нулевым купоном, поскольку они также представляют собой форму процентного кредита. Эти облигации продаются по цене, заниженной по отношению к их номинальной стоимости, а владелец пользуется разницей в цене в качест-

3 Совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама.

4 Обязательный годовой налог в пользу бедных.

ве скидки при покупке. Запрещены также выигрышные облигации, поскольку это одна из форм кредита, когда все владельцы или их часть получают выгоду или в виде дохода или в виде прироста к общей стоимости всех выпущенных облигаций. Кроме того, есть основания полагать, что такая схема схожа с азартной игрой.

7. Выпуск кредитных карт, не имеющих покрытия, и их использование разрешены шариатом, если их обслуживание не связано с начислением процентов по предоставленным в кредит суммам, при этом:

- эмитент может брать с клиента установленную плату за выпуск карты и ее возобновление, что следует рассматривать как оплату услуг, предоставляемых клиенту;

- эмитент может брать комиссию с продавцов за товары и услуги, приобретенные его клиентом, при условии, что их стоимость равна той, что берется при оплате наличными деньгами.

Наложив запрет на ростовщические операции, исламская экономика использует беспроцентные методы и механизмы финансирования, которые можно разделить на 2 группы:

- методы, в основе которых лежит механизм разделения прибылей и убытков, или инвестиционные методы финансирования (мудараба, мушарака);

- методы, основанные на долговом финансировании (мурабаха, салям), а также истисна' и иджара.

За непонятными, на первый взгляд, арабскими названиями стоят известные финансовые инструменты, например, контракт иджара не что иное, как аренда или лизинг. Мурабаха - это контракт по продаже в рассрочку. Истисна’ - это заказ на производство товара или услуги. Что касается мударабы и мушараки, то это, как правило, долгосрочные инвестиционные проекты, используемые в промышленности, строительстве и пр. и требующие вложения крупных средств, предполагаемая прибыль от которых может наступить лишь спустя определенное время. Однако в практике исламского банковского дела данные контракты обладают способностью приносить большую прибыль, которая затем распределяется между всеми инвесторами и владельцами пропорционально вложенным средствам.

В прошлом году активы, которыми управляла исламская финансовая отрасль, достигли 950 миллиардов долларов. По оценкам международного рейтингового агентства «Moody’s Investors Service»,5 активы исламских финансовых учреждений могут достигнуть отметки в 5 триллионов долларов. Эксперты подчеркивают рост спроса на финансовые продукты, сообразующиеся с установлениями шариата.

Соотношение методов исламского финансирования в мире представлено на рис. 1. Как видно, наибольшую популярность приобрел такой вид как мурабаха.

Контракт мурабаха относится к группе контрактов по долговому финансированию. Он предполагает возможность клиентам исламского банка воспользоваться его услугами в приобретении дорогостоящих товаров на условиях отсрочки или рассрочки платежа, с учетом торговой наценки на товар.

Доступность и взаимная выгода данного вида партнерства делают этот метод финансирования популярным как среди клиентов, так и среди самих исламских банков.

По мнению авторитетного специалиста по мусульманскому праву, профессора юридического факульте-

5 http://v3.moodys.com

та Каирского университета Аль-Азхар, доктора Хусейна Хаммед Хассаана, являющегося президентом Ассамблеи юристов-мусульман Америки, мурабаха является контрактом продажи товара, с учетом затрат и расходов, оплачиваемых продавцом, в дополнение к прибыли, оговоренной между продавцом и покупателем. Прибыль может быть выражена фиксированной суммой или определенной долей от закупочной цены товара. Этот контракт - один из видов продаж, основанных на доверии, который зависит от честности продавца. Если позднее окажется, что он солгал, то

покупатель имеет право расторгнуть сделку продажи и

6

получить возмещение.

Исламские методы финансирования

во

34%

20

5% І2І J2L, і—і о% |

** Л? ^

Рис.1

Соотношение исламских методов финансирования.

Вкратце механизм контракта мурабаха состоит в следующем. Клиент обращается в банк с просьбой о покупке какого-либо дорогостоящего имущества или товара. Хотя в принципе контракт мурабаха выполняется и по поводу оказания какой-либо услуги, например заказ на пошив платья либо капитальный ремонт дома (то есть покупка "труда"), однако исламские банки оперируют лишь осязаемыми и дорогостоящими материальными активами, способными приносить ощутимую прибыль для банка. Просьба клиента выражается в одностороннем обещании выкупить у банка предмет договора мурабаха определенного количества и с точной спецификацией, после того как банк вступит во владение им. Одностороннее обещание -это еще не контракт мурабаха, в нем заключается лишь намерение о том, что в случае наличия у банка права владения товаром, клиент купит его у банка по продажной цене с учетом фактических затрат банка плюс однозначно определенной прибыли. После покупки банком товара и доставки его клиенту, заключается непосредственно контракт мурабаха.

Запрещается заставлять клиента покупать товар, если он вдруг передумал это делать, так как обещание -это не покупка, однако это обязывающее условие. Обязательство заключается в том, что это лицо должно возместить банку фактический ущерб, нанесенный им вследствие невыполнения данного обещания. Возмещение происходит из гарантийных средств, заранее положенных на депозит банка в качестве залога от заказчика покупки. Однако и оно происходит лишь в случае убытка, понесенного банком при продаже товара третьей стороне. Исламскому банку не разрешается использовать залоговые средства на покрытие так называемого "морального ущерба" либо других расходов, не связанных с прямыми затратами по поводу приобретения товара у поставщика. В случае же выгодной продажи товара третьей стороне, залог полностью возвращается хозяину.

6 Болджурова А. Банковская наценка в контрактах исламского финансирования как альтернатива банковскому проценту. // «Ислам в современном мире» №12, 2008г.

Исламские банки отдают предпочтение данному методу из-за его простоты и относительно низкого уровня рисков по сравнению с другими контрактами исламского финансирования. Профессор Х.Х. Хассаан считает, что реальная причина увеличения числа продаж в рамках договора мурабаха заключается в том, что эта форма операции ближе к тем, которые использовались персоналом исламских банков в период их работы в традиционных коммерческих банках. Кроме того, контракт мурабаха, по сути, ближе к тем формам операций, которые используются на практике международными финансовыми институтами, кредитующими под проценты.

Таким образом, главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Финансирование за счет собственных средств или мобилизация средств через прямое участие в капитале -основа исламской экономической системы. Это позволяет мусульманским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег», подверженного воздействию огромного числа субъективных и сугубо спекулятивных факторов, ввести более приемлемую категорию «эффективности капитала». Ресурсы, ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.

По мнению ряда мусульманских исследователей, в исламской «смешанной» экономике преодолены многие недостатки, присущие социалистической и капиталистической системам, а также созданным на их основе экономическим моделям. Безусловно, в рамках одной статьи нет возможности подробно говорить обо всех особенностях исламской экономики. К некоторым специфическим моментам исламской экономики можно отнести также следующие вопросы:

• право собственности в Исламе и его разновидности как вакф7;

• исламская концепция денежного обращения;

• концепция труда;

• специфика ведения дел в сельском хозяйстве;

• особенности налогообложения;

• исламская модель бухгалтерского учета;

Исламская экономическая модель всё ещё находится в процессе разработки. Существуют различные подходы. Бесспорно одно - мусульманская экономическая теория, сформулировавшая еще в VII в. постулат о мобилизации средств через прямое участие в капитале или финансирование за счет собственных средств, заслуживает тщательного изучения, особенно на фоне поиска альтернативных моделей развития экономики, устойчивых к проявлению финансовоэкономического кризиса.

Список литературы:

1. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 392с. - (Учебники РУДН)

2. Абу Хамид аль-Газали / Цит. по: Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионовой. М., 1985

3. Болджурова А. Банковская наценка в контрактах исламского финансирования как альтернатива банковскому проценту. // «Ислам в современном мире» №12, 2008г.

4. http://v3.moodys.com

7 это имущество, которое по волеизъявлению учредителя вак-фа передается для осуществления благотворительных задач

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензию статья написана на актуальную тему, поскольку важность предотвращения финансового кризиса заключена в создании устойчивой мировой финансовой системы: определению приоритетной модели развития мировой экономики, направленную на изменение экономического поведения современного человека и достижения справедливого перераспределения богатств.

В статье выявлены и раскрыты основные направления формирования экономической модели (экономического поведения человека), которая позволит в будущем не допустить или снизить вероятность наступления финансовых кризисов.

Особое внимание в статье уделено исламской концепции экономики, целью развития которой является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд положительных моментов, способствующих укреплению мировой экономической системы, если в качестве альтернативной модели развития мировой экономики выступит исламская концепция.

В целом рецензируемая статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Вывод: рецензируемая статья может быть опубликована в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.

Начальник кафедры финансов,

денежного обращения и кредита

АЭБ МВД России, профессор

д.э.н. А.В. Молчанов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.