11.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Кудратов. М.О., адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД РФ.
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления деятельности милиции Республики Таджикистан и главные принципы повышения эффективности кадровой работы в системе МВД Таджикистана. Отмечаются факторы, препятствующие развитию и использованию кадрового потенциала, и рассматриваются способы устранения этих факторов. Особая роль отводится оптимальной системе оценки деятельности сотрудников органов внутренних дел как важнейшей составляющей кадровой работы.
Ключевые слова: система МВД Республики Таджикистан, деятельность сотрудников внутренних дел, кадровая работа, кадровый потенциал, оценка деятельности сотрудников внутренних дел
THE IMPROVEMENT OF WORK WITH PERSONNEL IN THE INTERIOR BODIES OF TAJIKISTAN REPUBLIC
Kudratov M.O., postgraduate student. Place of study: Academy of Management of MIA Russia.
Annotation: The main directions of the activity of the Interior Ministry of Tajikistan Republic and the main principles of the improvement of work with personnel are considered. The factors hindering the development and the use of personnel are mentioned, and the ways of these factors neutralization are considered. The special focus of the article is the optimum system of evaluation of the interior bodies' personnel activity as the main component of work with personnel.
Keywords: the system of the Interior Ministry of Tajikistan Republic, the interior bodies’ personnel activity, work with personnel, personnel potential, the evaluation of the interior bodies’ personnel activity.
В Республиканском Риме, где под «societies civil as» понимались ничто иное, как ассоциация полноправных граждан, проживающих в Риме, в отличие от рабов, а также других народов, проживающих на территории Римской империи. Пройдя через века, данная идеология нашла свое отражение в Декларации прав человека и гражданина (1789) и Всеобщей декларации прав человека(1948).
Согласно Конституции Таджикистана, гарантия защиты прав и свобод человека является приоритетной задачей государства (ст. ст. 5,17). При этом важно отметить, что закрепленные во второй - главе Конституции основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, (около сорока статей Конституции Республики Таджикистан посвящены определению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина)1, полностью соответствуют требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международному пакту о гражданских и политических правах, требованиям других международных соглаше-
1 Подробнее см. Конституция Республики Таджикистан 6 ноября 1994 г. с изменениями и дополнениями от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. - Душанбе,2003.
ний и правовых актов, относящихся к правам человека.
Благодаря конструктивной миротворческой деятельности Президента Республики Таджикистан - Э.Ш. Рахмонова в стране удалось обеспечить мир и национальные согласие, открыть соответствующие перспективы для социально - политического и экономического прогресса, культурного и духовного обновления общества.
Милиция защищает права и свободы каждого человека и гражданина независимо от его гражданства, место жительства, национальности, расы, пола, языка, отношения к религии, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения .
Служба в органах внутренних дел Республики Таджикистан строится в соответствии с основными направлениями деятельности милиции которого четко отражены в статьи 3 Закон Республики Таджикистан «о милиции». Основные направления деятельности милиции являются:
- защита жизни и здоровья, прав, свобод человека и гражданина от противоправных действий;
- профилактика, пресечение преступлений других правонарушений;
- защита общественных и государственных интересов;
- обеспечение общественного порядка и безопасности;
- раскрытие и расследование преступлений, розыск лиц, совершивших преступления;
- защита любых форм собственности от преступных посягательств;
- осуществление правовой пропаганды в рамках установленных настоящим Законом и другими законами Республики Таджикистан, среди граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- применение и исполнение административных наказаний3.
Деятельность милиции основывается на принципах:
законности;
- единства системы органов милиции и централизации управления ею;
- социальной справедливости и гуманизма;
- связь с населением и учет общественного мнения в борьбе с преступностью;
- уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- скрытности, сочетания гласных и не гласных методов и средств деятельности;
- единоначалия;
- равенство всех перед законом;
- беспартийность4.
Последние годы кадровую ситуацию в органах внутренних дел Республики Таджикистан определяли сложные процессы. На нее оказывали воздействие многие факторы, затрудняющие адаптацию кадров к новым реальностям, мешающие рационально и максимально эффективно использовать имеющейся кадровой потенциал. Среди этих факторов, можно выделить: отсутствие четкой, рассчитанной на перспективу
2 См. Статья 5 Закон Республики Таджикистан «о милиции». 17 мая 2004г. №41 г. Душанбе
3 См. Статья 3 Закон Республики Таджикистан «о милиции». 17 мая 2004г. №41 г. Душанбе
4 См. Статья 4 Закон Республики Таджикистан «о милиции». 17 мая 2004г. №41 г. Душанбе
1'2010
Пробелы в российском законодательстве
политики в области развития и использования кадрового потенциала системы МВД Таджикистана, недостаточная разработанность правовой и методической базы управления персоналом; демографический фактор, обусловленный резким снижением трудоспособного населения соответствующего возраста; отсутствие надежной социально - экономической и правовой защищенности сотрудников внутренних дел, существенный разрыв между уровнем материальной обеспеченности и степенью социальной защищенности сотрудников и нагрузками на личный состав, невысокий авторитет сотрудников органов внутренних дел среди населения страны, стремления предпринимательских (в том числе теневых и преступных) взять определенную часть сотрудников, руководителей на свое содержание, рост коррумпированности должностных лиц, их нравственное перерождение.
Но, благодаря Главу государству и новому назначенному Министра Внутренних дел, в Республике Таджикистан вышесказанные отрицательные факторы вскоре были устранены.
Кадровая работа - это одно из наиболее ответственных и многогранных направлений деятельности МВД Республики Таджикистан, требующая комплексного решения управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных, психологических и иных задач. Она должна быть и приоритетной обязанностью руководителей всех уровней системы МВД Республики Таджикистан. Без такого отношения руководителей к работе с кадрами невозможно добиться эффективной правоохранительной деятельности и борьбы с преступностью.
Постоянная работа с кадрами, совершенствование профессиональной подготовки сотрудников, укрепление законности, дисциплины выступают решающими факторами повышения эффективности управления системой МВД Республики Таджикистан, обеспечения ее единства, результативности оперативно - служебной деятельности.
Ключевой проблемой содержания и основными направлениями кадрового строительства в органах внутренних дел на современном этапе является проблема повышения эффективности системы управления кадровой работой. Она может быть успешно решена на основе: четкого функционального и организованного построения под систем управления кадрами на всех уровнях системы МВД Республики Таджикистан с учетом правомерного сочетания законных интересов Республики Таджикистан; создания современной единой системы связи, передачи и получения оперативной и достоверной кадровой информации; комплексного систематизированного анализа кадровой ситуации и прогнозирования кадровых процессов в органах внутренних дел. Для этого необходима разработка оптимальных управленческих решений и прогнозирования кадровой ситуации, предполагающая провидение научного анализа: трудовых ресурсов страны в целом: общей и региональной потребности органов внутренних дел в кадрах и специалистов с различным образовательным уровнем; квалификационных требований к сотрудникам органов внутренних дел различного должностного уровня и к кандидатам на службу и на учебу в образовательные учреждения МВД Республики Таджикистан; содержания профессионального образования в системе ВМД Республики Таджикистан; научно педагогического потенциала системы МВД Республики Таджикистан; социально - психологических характеристик кандидатов на службу в органы
внутренних дел, молодых и опытных сотрудников; результатов изучения общественного мнения о работе органов внутренних дел; научно методической обеспеченности кадровой работы в органах внутренних дел; отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом правоохранительных органов.
В успешном осуществлении современного кадрового строительства органов внутренних дел важнейшую роль играет управление персоналом. В органах внутренних дел бывшего СССР практический исключалась необходимость развитья теории управления персоналом, исследования ее составляющих институтов: концепции, стратегии, технологии, методов управления, подержания работоспособности, стимулирования служебной активности, оптимизации кадрового состава и организационной структурой организаций. В настоящее время в научных коллективах системы МВД России формируется научная школа, новое направление теории и методологии управления персоналом (кадрами) органов внутренних дел. Это научное уже является обязательным компонентом специальности «менеджмент государственного и муниципального управ-ления»5.
Управления персоналом - профессиональный труд, требующий специальных знаний и квалификации. Это особая деятельности руководители органов внутренних дел сотрудников кадровых служб всех уровней, которая направлена на мобилизацию личного состава и мотивацию их деятельности, а также на обеспечение уголовной для их профессионального совершенствования, удовлетворенности в процессе выполнения служебных обязанностей о обеспечению надлежащего правопорядка. Функции кадровых служб достигают цели тогда, когда они распространяются на весь личный состав, в том числе и руководящий. Важнейшей составляющей процесса управления персоналом является определение оптимальной системы оценки сотрудника, в какой бы службе и на какой бы должности он ни трудился. Это о сути одна из основных форм кадровой работы. Оценка деятельности сотрудника органов внутренних дел представляют собой формальную процедуру оценки службы сотрудника, осуществляемую путем сбора информации и выполнении и возможностях выполнения им служебных обязанностей. Формальные системы оценки кадра позволяют руководству органов внутренних дел повысит «управляемость» кадровыми ресурсами. Введением комплексных оценок многие подразделения добываются усиления внимания руководителей к практической работы с подчиненными, ее индивидуализации, более тесного взаимодействия руководителей подразделений с кадровыми службами, повышения аналитического потенциала последних и т. д.6.
Согласно положением «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан», на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждан Республики Таджикистан не моложе 18 и не старше 35 лет независимо от место жительства, пола, национальности, расы, языка, отношения к религии, политических убеждений, имущественного положения,
5 См. : Колодкин Л. М. становление и развитие управления персоналом в органах внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования организованных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. - стр.117.
6 См. Бойко В. Н. правовое обеспечение государственной служ-
бы в органах внутренних дел. Дис. канд. юрид. наук. - М., 2000. стр.81
способные по своим личным, моральным и деловым качеством, образованию, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел предусматриваемые соответствующими должностями, после прохождения военной службы по призыву либо имеющих военный билет (за исключениям курсантов средних и высших образовательных учреждений МВД Республики Таджикистан, а также женщин).
Для учебы в образовательное учреждения МВД Республики Таджикистан, не проходящие службу в органах внутренних дел в возрасте от 17 до 25 лет включительно, имеющие средние общее, или среднее профессиональное образование. Сотрудники органов внутренних дел, а также, имеющие специальные звания с добавлением слов «в запасе или отставке» могут быть лишены специального звания о приговору суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к органам государственной власти и иным организациям, состоят в кадрах МВД Республики Таджикистан, а службу проходят на должностях в органах прикомандирования.
На должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее вещее профессиональное или специальное среднее образование. В порядке на должности среднего начальствующего состава могут быть приняты граждане, имеющие среднее - профессиональное образование.
Должность рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательство путем заключения индивидуальных контрактов по конкурсу, а также посредством назначения на должность.
Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции. Министром внутренних дел Республики Таджикистан и объявляется сотруднику органов внутренних дел.
Лица, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение.
Возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из органов внутренних дел и новь принимаемых на службу а также с военной службы и службы в иных министерствах и организациях в которых для персонала установлены специальные звания, определяются исходя из требований пунктов 9 и 50 положение «О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан»7.
Гражданин Республики Таджикистан не может быть принят на службу в органы внутренних дел при следующих обстоятельствах:
- имеющие либо имевшие судимость (независимо от срока отбытия наказания, за исключением освобожденных по реабилитирующим мотивам и реабилитированных, либо оправданных судом);
- не соответствие условьям предусмотренным пунктом 9 настоящего Положения;
- наличие приговора суда, вступившего в законную силу, о лишении права занимать государственные
7 См. Положение «О прохождения службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан». От 5 апреля 2005 г. №137.
должности государственной службы (должности в органах внутренних дел);
- наличие заболевания препятствующего им для выполнения должностных обязанностей подтвержденного заключением медицинского учреждения;
- отказ от прохождения процедуры специальной проверки и оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайн;
- наличие близкого родства или свойства (родители, братья, супруги, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником, если их служба в органах внутренних дел связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- наличие гражданства иностранного государство, за исключением случаев, если доступ к службе в органах внутренних дел урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
- отказ от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с Законом Республики Таджикистан «о государственной дактилоскопической регистрации»;
- представление в кадровый аппарат заведомо ложных сведенный или документов о себе или о своих родственниках;
- признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- отказ от сдачи нормативов по физической подготовке или несоответствие результатов из сдачи соответствующим нормативам8.
Рецензия
на статью «Совершенствование кадрового обеспечения органов внутренних дел Республики Таджикистан» Кудратова М.О.
Рецензируемая работа представляет собой первую попытку публикации в Российской научной литературе на проблеме кадрового обеспечения в системе управления органами внутренних дел Республики Таджикистан.
Кратко рассмотрев доктринальные трактовки государственных гарантий, призванных обеспечить достойной уровню жизни, правовую и физическую защиту персонала самого многочисленного правоохранительного органа республики и членов их семей.
Отметив правоохранительные функции милиции при защите свобод и законных интересов граждан, автор переходит к освещению задач основного субъекта этой защиты - органов внутренних дел.
Рассмотрев задачи и принципы деятельности милиции, автор останавливается на проблемах формирования кадрового состава системы МВД и нормативных требованиях к сотрудникам, обозначив ряд вопросов нуждающихся в государственном разрешении.
Статья адъюнкта Академии управления МВД России Кудратова М.О. содержит аналитические материалы, имеющие информативную значимость для специалистов в сфере государственной службы, и может быть опубликовано в научном журнале «Черные дыры в Российском законодательстве».
Научный руководитель: доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД РФ., кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции Сафронов А.Д.
8 См.там же.