Научная статья на тему '11. 2. К вопросу об особенностях применения ротационных механизмов кадрового состава на государственной службе'

11. 2. К вопросу об особенностях применения ротационных механизмов кадрового состава на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2611
907
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОТАЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ROTATION / CORRUPTION / THE CIVIL SERVANT / PUBLIC SERVICE / A STATE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антошина Наталья Михайловна

Автором исследуются проблемы и перспективы внедрения ротационных механизмов на государственной службе. Особое внимание уделяет-ся вопросам разработки нормативной правовой ос-новы ротации как меры, направленной на противо-действие коррупции, в государственных органах. Определяются принципы и условия проведения ро-тации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON FEATURES OF APPLICATION OF ROTATIONAL MECHANISMS OF PERSONNEL STRUCTURE IN PUBLIC SERVICE

The author investigates problems and pros-pects of introduction of rotational mechanisms in public service. The special attention is given to questions of working out of a standard legal basis of rotation as the measure directed on counteraction of corruption, in state structures. Principles and conditions of carrying out of ro-tation are defined.

Текст научной работы на тему «11. 2. К вопросу об особенностях применения ротационных механизмов кадрового состава на государственной службе»

11.2. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ РОТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ КАДРОВОГО СОСТАВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Антошина Наталья Михайловна, к.ю.н., доцент. Должность: начальник департамента по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе. Место работы: аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. E-mail: [email protected] Аннотация: Автором исследуются проблемы и перспективы внедрения ротационных механизмов на государственной службе. Особое внимание уделяется вопросам разработки нормативной правовой основы ротации как меры, направленной на противодействие коррупции, в государственных органах. Определяются принципы и условия проведения ротации.

Ключевые слова: ротация, коррупция, государственный служащий, государственная служба, государственный орган.

TO A QUESTION ON FEATURES OF APPLICATION OF ROTATIONAL MECHANISMS OF PERSONNEL STRUCTURE IN PUBLIC SERVICE

Natalia Mihailovna Antoshina, PhD in law, associate professor. Position: head of department of personnel questions, the state awards and public service. Place of employment: plenipotentiary of the President of the Russian Federation in Privolzhsky federal district. E-mail: [email protected] Annotation: The author investigates problems and prospects of introduction of rotational mechanisms in public service. The special attention is given to questions of working out of a standard legal basis of rotation as the measure directed on counteraction of corruption, in state structures. Principles and conditions of carrying out of rotation are defined.

Keywords: rotation, corruption, the civil servant, public service, a state structure.

Ротация государственных служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала государственных служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на государственной службе.

Необходимость проведения на государственной службе ротационных механизмов определена нормативно и связывается, как правило, с процессами реформирования и развития государственной службы. Так, федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов, отнес ротацию служащих. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции органи-

1 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст.3215.

зации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 установлено, что перечень должностей государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих, и порядок самой ротации должны утверждаться Президентом Российской Федерации. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»3 предусматривает в качестве одного из ожидаемых результатов программы создание и апробацию механизмов ротации государственных служащих. Необходимость внедрения в практику механизма ротации определена также указом Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011

4

годы».

В целом нормативные установки позволяют внедрять в практику деятельности государственных органов на федеральном и региональном уровнях необходимые перемещения государственных служащих, замещающих должности, подверженных коррупционным рискам (коррупциогенные должности), на иные должности государственной службы с целью исключения возможности возникновения конфликта интересов. Для повышения эффективности ротации государственных служащих разрабатываются современные методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации государственных служащих, формирования кадрового резерва; применяются механизмы кадрового планирования; внедряются информационные технологии в систему управления кадровыми ресурсами. Однако применение механизмов ротации в настоящее время затруднено правовой неурегулированностью на федеральном уровне, ее использование ограничено и не является системным.

Вместе с тем, стоит отметить имеющийся опыт применения ротационных механизмов на правоохранительной службе. Так, в системе органов таможенной службы в соответствии с приказом Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 21 «О ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации» (утратил силу в связи с изданием приказа ГТК РФ от 16 июля 2002 г. № 751) ротацией признавался перевод должностных лиц таможенных органов из одних таможенных органов в другие таможенные органы, а также из одного структурного подразделения таможенного органа в другое структурное подразделение того же таможенного органа без изменения должности, осуществляющееся уполномоченными лицами в пределах их компетенции путем проведения соответствующих мероприятий в целях своевременного и качественного комплектования кадрами таможенных органов. Были установлены конкретные условия проведения ротации: планомерности ротации в соответствии с заранее согласованными планами; регламентированности ротационных процедур (определение срока службы, по истечении которых лицо должно быть подвергнуто ротации; указание вида правового акта, которым должна быть

2 СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6235.

3 СЗ РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.

4 СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

оформлена ротация; назначение уполномоченных органов, осуществляющих ротацию для разных категорий должностных лиц); системности проведения ротации в обязательном порядке и целесообразности замены одного лица другим, при наличии вакантной должности; установление гарантий для служащего при перемещениях в порядке ротации (выделение средств для обеспечения жильем и другими объектами социальной инфраструктуры по каждому таможенному органу, планирующему комплектование кадров за счет ротации).

В настоящее время в отсутствии нормативно установленного определения государственные органы по-разному формулируют ведомственные подходы к пониманию ротации. Так, например, в соответствии с приказом Ространснадзора России от 08 ноября 2006 г. № ВС-409фс «О кадровом резерве Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» ротацией признается перевод кандидата (федерального государственного гражданского служащего) на другие вакантные должности с целью приобретения им необходимых знаний и навыков.

В целях противодействия коррупции принимаются программы (планы) мероприятий государственных органов, которыми предусматривается разработка мер по ротации кадров. В частности, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 91 утвержден План противодействия коррупции, которым предусматривается принятие положения о ротации кадров в министерстве.

Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 22 сентября 2008 г. № 693 «Об утверждении республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 - 2011 годы» одним из ожидаемых конечных результатов реализации программы определено достижение показателя «количество сотрудников, прошедших ротацию в % к общему числу работающих сотрудников, которые должны пройти ротацию в 2009 г. - 35 %, в 2010 г. -50 %». Кроме того, постановлением кабинета министров республики от 12 марта 2009 г. № 144 «Об утверждении Концепции второго этапа административной реформы в Республике Татарстан и Плана мероприятий по реализации второго этапа административной реформы в Республике Татарстан» на министерство экономики возложена разработка механизмов ротации гражданских служащих, в наибольшей степени подверженных риску коррупции. В этой связи, в частности, разработан перечень критериев отнесения должностей государственной службы к коррупциогенным должностям.

Таким образом, ротация государственных служащих, чаще всего, определяется в виде меры противодействия коррупции, которая проводится путем назначения на иные должности государственной службы в том же или ином государственном органе. «Узость» используемого подхода не позволяет разрабатывать на государственной службе конкретные ротационные механизмы, направленные на обеспечение карьерного роста государственных служащих, эффективного использования кадрового потенциала.

Следует отметить, что теоретические представления о ротации, сложившиеся в научных кругах, намного шире. Под ротацией понимается перемещение государственных служащих на другие должности государственной службы, осуществляемое в интересах эффективного использования кадров, создания условий для их служебного и профессионального роста, обес-

печения равных возможностей для служебной карьеры. При этом, к целям ротации, как правило, относится:

1) формирование высококвалифицированного кадрового состава на государственной службе путем приобретения государственными служащими профессиональной квалификации для их дальнейшего должностного роста;

2) противодействие (профилактика) коррупции в системе государственной службы.

Различают внутреннюю и внешнюю ротацию. Если внутренняя предполагает перемещение служащего на должность в другом подразделении государственного органа, то внешняя подразумевает перемещение на другую должность в другом государственном органе.5 Ротация подразумевает плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника, интенсивное применение которой считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. В этой связи, выделяются следующие положительные черты ротации: снижение текучести кадров; высокий показатель числа рационализаторских предложений со стороны работников; большая преданность организации и, как следствие этого, снижение утечки информации, являющейся коммерческой или иной тайной; снижение уровня стрессов, вызываемых монотонностью (рутинностью) работы; ротация позволяет работникам, не увеличивая числа должностей, сменить обстановку, включиться в процесс развития ввиду необходимости адаптации к новым условиям; взаимозаменяемость работников в случае болезней, отпусков и других ситуаций нестабильности; повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом; передача опыта молодым кадрам; ротация является хорошим методом обучения сотрудников без отрыва от производства и др. В свою очередь, к слабым чертам ротации относят: падение производительности ввиду длительности периода адаптации к новым должностям; отсутствие значительных средств для обучения перемещаемых лиц, а также реализации самой системы перемещений; возникновение конфликтов при неправильном перемещении; появление «клановости» при решении деловых вопросов; возникновение проблем, вызванных отказом лиц переходить с одних должностей на другие.6

Ротация на государственной службе может рассматриваться как способ назначения на должность государственной службы, как определенный механизм перемещения по должностям государственной службы в государственных органах, как основание для заключения служебного контракта или как одного из существенных условий служебного контракта.

Под ротацией, на наш взгляд, следует понимать предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перевод (с согласия служащего) или перемещение (без согласия) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим указом Президента Российской Федерации должности государст-

5 См., например: Заливанский Б.В. Технология ротации кадров в системе госслужбы. - Белгород, 2008; Иванов В.П. Основные направления совершенствования системы дополнительного образования государственных гражданских служащих // Государственная служба. 2007. № 5.

6 См.: Шидов А.Х., Хапов А.Б. Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С.90-91.

венной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях - внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую должность) государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе, либо в другом государственном органе.

Исходя из этого, к сущностным признакам ротации государственных служащих, отличающих ее от ротации в иных организациях, можно отнести:

1) ротацией может признаваться как перевод, так и перемещение государственного служащего с одной должности на другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

- получение письменного согласия на перевод - постоянное или временное изменение трудовой функции работника;

- не является переводом на иную должность государственной службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность государственной службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;

- запрещается переводить и перемещать государственного служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

2) ротация должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок. Внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе;

3) ротация может производиться по соответствующим должностям в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;

4) ротация должна предусматриваться служебным контрактом (в отдельных случаях - дополнительным соглашением к служебному контракту) государственного служащего с определением условий и гарантий ротации;

5) ротация должна предполагать замещение равнозначной должности по категории и группе должностей относительно ранее замещаемой должности. Однако ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий государственных служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации. Это, так называемый, широкий подход к определению сущности ротации, для более глубокого уяснения сущности которой часто используются различные классификации.

Так, например, предлагается классифицировать ротацию по объекту перемещений: ротация руководителей и ротация специалистов. По масштабу перемещений ротации делятся на:

1) внутренние - в пределах одного государственного органа;

2) внешние - между структурными подразделениями государственного органа;

3) межрегиональные - перемещение со сменой места жительства в другой регион.

Исходя из принципа федерализма, можно выделить ротацию в федеральных органах государственной власти и ротация в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. По ориентации во времени ротация бывает плановая и фактическая. Плановая ротация - это та, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем. Фактическая - результат реализации планов ротации. Кроме того, в государственных органах используется внеплановая ротация, основанием проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц. Данная разновидность ротации может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих. По целям ротации делятся на перемещения для: подготовки руководящих кадров; смены обстановки людей (когда человек занимал должность длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте); предотвращения или разрешения конфликтов; подготовки специалистов как универсалов; обеспечения взаимозаменяемости людей в случае болезней, отпусков и т.п.; поиска работнику более подходящей должности при неудовлетворительности результатов в старой должности; повышения степени сплоченности работников организации, усиления коммуникаций между ними и т.д. Кроме того, по целям ротация может рассматриваться как антикоррупционная мера (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития государственного служащего или ротация, осуществляемая на добровольной основе. Выделяют также классификацию ротаций по вертикальному направлению движения, согласно которой ее разновидностями являются должностной рост и понижение в должности.7 В зависимости от траектории движения ротацию делят на:

1) кольцевую, когда работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;

2) безвозвратную, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность;

3) рокировку, при которой два работника одного уровня меняются местами.

В зависимости от специфики карьерного пространства выделяют ротацию реальную и виртуальную. Первая возможна в обычной, реально существующей организации. Вторая является новым видом ротации, применяется в виртуальной (сетевой) организации реальным образом, но без физического присутствия ротируемого лица.8

Принципы ротации - основные требования перевода или перемещения государственных служащих с одних должностей государственной службы на другие, как правило, равнозначные должности. К ним, на наш взгляд, можно отнести:

ПРИНЦИП ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РОТАЦИИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ДОЛЖНОСТЯМ

Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться по тем должностям государственной службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности государственной службы категорий «руко-

7 Там же. С. 90-91.

8 Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. 1999. № 1. С.37-42; Жернакова М. Стань управленцем, кадровик! // Служба кадров. 1998. № 11. С.38; Беляцкий Н.П. Менеджмент. Деловая карьера. - Мн.: Высшая школа. 2001. С.170.

водители», «помощники (советники)», связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей. Применительно, к федеральной государственной гражданской службе это могут быть должности руководителей (заместителей руководителей) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, специфика полномочий по которым связана с территориальными (местными) особенностями прохождения службы; подверженных коррупционным рискам (злоупотреблением служебным положением, получением взятки, незаконным использованием должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды).

Вместе с тем, ротацию в системе государственной службы при решении представителя нанимателя важно проводить в отношении также других должностей, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.

Таким образом, ротационной необходимостью в первом случае являются коррупционные факторы по соответствующей должности, что предопределяет обязательность проведения ротации, а во втором -необходимость обеспечения профессионального развития и (или) карьерного роста, при которых ротация может рассматриваться как средство профессионализации государственного служащего.

Здесь необходимо отметить, что по вопросу обязательности и добровольности проведения ротации государственных служащих существуют разные подходы. Так, например, есть мнение, что лишь обязательный, то есть не связанный с волеизъявлением государственного служащего, переход на иную должность может рассматриваться в качестве ротации.9 В тоже время более распространенным является представление, согласно которому принцип обязательности должен быть присущ ротации, проводимой в рамках противодействия коррупции, в тоже время - принцип добровольности - в отношении ротации, направленной на профессиональное развитие.10

ПРИНЦИП ПЛАНОВОСТИ РОТАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ

Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на государственной службе.

Так, например, в отношении ротации федеральных гражданских служащих порядок проведения должен утверждаться Президентом Российской Федерации, а планы проведения - соответственно руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, и руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в веде-

9 См., например: Норкин Т.И. Ротация государственных служащих как фактор обеспечения безопасности федеральной государственной службы // Вестник Московского университета МВД России. - М., 20О7.

10 См., например: Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. № 6 (351).

нии федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей.

ПРИНЦИП СРОЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РОТАЦИИ

Предполагается установление определенного срока перемещения служащего с одной должности государственной службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия государственного служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность государственной службы в порядке ротации.

ПРИНЦИП ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЛУЖАЩЕМУ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЕГО НА ДОЛЖНОСТЬ В ПОРЯДКЕ РОТАЦИИ

При назначении государственного служащего на должность государственной службы в порядке ротации важно установить следующие гарантии:

1) предоставление жилого помещения по новому месту службы, а при отсутствии по новому месту службы - возмещение расходов за наем жилого помещения;

2) возмещение расходов, связанных с переездом государственного служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который служащий направляется в порядке ротации;

3) возмещение расходов, связанных с переездом государственного служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности государственной службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность государственной службы;

4) медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.

Необходимо также предусмотреть гарантии по соотношению денежного содержания государственного служащего по ранее замещаемой должности и предлагаемой ротационной должности. В этой связи ротация государственных служащих должна проводиться в пределах одной группы должностей государственной службы или более высокой группы должностей государственной службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям государственной службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы по специальности.

Государственный служащий может отказаться от замещения должности в порядке ротации. Эта гарантия позволяет обеспечить защиту служащего в случае, например, наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников. В случае отказа служащий должен быть освобожден от замещаемой должности и уволен с

государственной службы с выплатой соответствующей денежной компенсации.

ПРИНЦИП ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ С УЧЕТОМ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ДОБРОСОВЕСТНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм «движения» государственных служащих по должностям государственной службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и государственные служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.

В рамках реализации вышеназванных принципов в настоящее время требуется:

- разработка нормативной правовой основы и финансово-экономических механизмов для ротации государственных служащих;

- определение критериев и классификации должностей государственной службы по уровню их потенциальной коррупциогенности для осуществления ротации;

- реализация комплекса мер по обеспечению соотно-симости условий прохождения государственной службы при переводе государственных служащих на другие должности в порядке ротации;

- проведение экспериментов по ротации государственных служащих в пилотных государственных органах.

В тоже время важно методически обеспечить подготовку и проведение ротации в государственных органах, для чего разработать общие подходы по внедрению ротации как эффективного механизма на государственной службе, которые могли бы быть использованы на стадии подготовки планов (схем) ротации.

Принятие решения о проведении ротации в отношении конкретного служащего зависит от основания ротационных мероприятий в государственном органе. В юридическом смысле ротация должна проводиться на основе приказа (распоряжения) представителя нанимателя в соответствии с установленным порядком (схемой) ротации. При этом основаниями ротации могут являться:

- замещаемая должность государственной службы, отнесенная к соответствующему перечню должностей, подверженных ротации, в соответствии с установленным порядком (схемой) ротации;

- предусмотренная служебным контрактом ротация (на обязательной или добровольной основе);

- решение комиссии, принятое по итогам аттестации в государственном органе;

- личная инициатива (ходатайство) государственного служащего на ротационное перемещение.

Важное значение имеет процедура оценки индивидуальной готовности государственного служащего к ротационным перемещениям. По сути, это должно стать первичным условием решения о проведении ротации. Необходимо определить оптимальный срок пребывания государственного служащего на замещаемой должности, объективную необходимость проведения ротации, просчитать ротационные последствия с потенциальными рисками (проблемами).

Вопросы пребывания в должности и определения периодов проведения ротации особенно актуальны в отношении лиц, замещающих должности, связанных с коррупционными рисками, поскольку установленный период направлен, прежде всего, на профилактику формирования коррупционных связей. В этой связи, определение оптимального периода ротации, при котором в наибольшей степени достигаются поставленные цели, является первичной задачей государственного органа. При этом основным критерием разработки оптимального периода, на наш взгляд, может стать срок адаптации служащего к новому месту службы. По сложившемуся представлению в целях скорейшей адаптации период ротации, связанной с перемещением лица в другую местность, не должен быть менее одного года; ротация, осуществляемая в пределах одной местности (одного государственного органа) может производиться чаще, чем один раз в год. В целом с такой позицией можно согласиться. Однако, на наш взгляд, относительно специфики государственной службы, целесообразнее ограничить минимальный период ротации сроком в один год, что соответствует общему порядку заключения служебных контрактов. Максимальный период ротации, по этой же логике, можно ограничить пятью годами, хотя резоннее осуществить «привязку» к сроку проведения аттестации, которая проводится в государственных органах один раз в три года.

При принятии решения и определения ротируемой схемы с учетом возможных негативных последствий необходимо предусмотреть обязательное обучение государственного служащего, планируемого к перемещению, в виде теоретической и практической подготовки по профилю государственного органа (структурного подразделения), в который переводится государственный служащий. Фактически только после обучения служащий может получить, так называемый, допуск к ротации.

Определение механизма, планов (схем) проведения ротации - обязанность кадровых подразделений государственных органов, на которые должны быть возложены функции по формированию системы, прежде всего, горизонтальных перемещений: планированию определенного количества вакантных мест для принятия государственных служащих в порядке ротации, организации соответствующего обучения сотрудников, подготовка предложений для замещения должностей государственной службы в порядке ротации и ежегодных отчетов по итогам проведения ротационных мероприятий.

В тоже время на представителей нанимателя должна быть возложена обязанность по обеспечению условий оплаты труда государственного служащего, подлежащего ротации, материально-бытовому обеспечению, социальной защите сотрудника и членов его семьи.

Таким образом, ротация должна стать неотъемлемой частью кадровых технологий и механизмом предотвращения коррупции в системе государственной службы.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст.3215.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ра-

тификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 // СЗ РФ. 2009. № 11. Ст.1277.

4. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст.1875.

5. Заливанский Б.В. Технология ротации кадров в системе госслужбы. - Белгород, 2008; Иванов В.П. Основные направления совершенствования системы дополнительного образования государственных гражданских служащих // Государственная служба. 2007. № 5.

6. Шидов А.Х., Хапов А.Б. Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С.90-91.

7. Комаров Е. Управление карьерой // Управление персоналом. 1999. № 1. С.37-42.

8. Жернакова М. Стань управленцем, кадровик! // Служба кадров. 1998. № 11. С.38.

9. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Деловая карьера. -Мн.: Высшая школа. 2001. С.170.

10. Норкин Т.И. Ротация государственных служащих как фактор обеспечения безопасности федеральной государственной службы // Вестник Московского университета МВД России. - М., 2007.

11. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. № 6 (351).

Рекомендация к публикации

статьи Антошиной Натальи Михайловны на тему «К вопросу об особенностях применения ротационных механизмов кадрового состава на государственной службе»

Статья посвящена исследованию вопросов формирования и внедрения на государственной службе ротационных механизмов.

Особое внимание уделяется вопросам разработки нормативной правовой основы ротации как меры, направленной на противодействие коррупции, в государственных органах. Определяются цели, сущностные признаки, принципы и условия

проведения ротации.

К принципам ротации автор относит принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям, принцип плановости ротации в государственных органах, принцип

срочности проведения ротации, принцип

предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации и др.

Автор в полном объеме раскрывает содержание каждого принципа ротации, определяет их преемственность и значимость.

В заключении обосновывается необходимость утверждения ротируемой схемы (порядка) в государственных органах.

Актуальность и значимость статьи обусловлены реформированием государственной службы, проводимой в настоящее время в рамках

Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)»,

утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 года.

Заведующий кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС, д.ю.н.

профессор И.Н.Барциц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.