10.13. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕЩЕВОГО ДОВОЛЬСТВИЯ АРЕСТАНТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Никифорова Е.А., аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации. e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу организации и правового регулирования снабжения лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы в отечественных пенитенциарных учреждениях вещевым довольствием во второй половине Х1Х-начале ХХ века.
Ключевые слова: арестанты, пенитенциарная система, вещевое довольствие, одежда, обувь
ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF CLOTHING ALLOWANCE OF PRISONERS IN THE SECOND HALF OF XIX СENTURY - A T THE BEGINNING OF XX CENTURY
Nikiforova Irina Aleksandrovna, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to analyses of organization and legal regulation of supplying individuals completed sentence in the home penitentiary establishments with clothing allowance in the second half of XIX century -at the beginning of XX century.
Keywords. Prisoners, penitentiary system, clothing allowance, clothes, footwear.
Снабжение заключенных одеждой длительное время было не урегулировано. Законодательство по этому вопросу отличалось неполнотой и неопределенностью. Не устанавливалось однозначно, все ли арестанты из числа содержащихся под стражей в губернских и уездных тюремных замках должны носить казенную одежду, обувь и белье, относить ли на счет казны издержки на постельные принадлежности для арестантов. Последствием этого стала полная неопределенность в снабжении арестантов одеждой и другими предметами. В качестве общего правила одни определяли потребность в одежде, обуви и белье по нормам для ссыльных и пересыльных арестантов, другие добавляли еще и постельные принадлежности, третьи вообще оставляли заключенных без таковых, а в отдельных местах руководствовались собственными постановлениями по этому вопросу. Вследствие этого в тюрьмах общего устройства разных губерний были самые разнообразные виды арестантской одежды и табели положенности вещевого довольствия.
24 апреля 1887 года государем утверждается мнение Государственного Совета об обязательном ношении арестантской одежды лицами, приговоренными к тюремному заключению и другим более тяжким наказаниям, связанным с лишением свободы.
Закон вступал в действие для мест заключения губерний европейской части страны с 1 января 1888 года, а для остальных территорий - с 1 июня этого же года и был доведен до сведения администрации тюремных учреждений циркуляром № 20 от 14 октября 1887 года . Приложением к циркуляру объявлялось
1 Сборник циркуляров, изданных по ГТУ в 1879-1910 гг. Ч. I.
«Описание одежды, белья, обуви и постельных принадлежностей для содержащихся в губернских и уездных тюремных замках», утвержденное министром внутренних дел и согласованное с министром финансов. Приложение содержало подробные чертежи и описания формы и раскроя одежды, распределение ее по ростам, с указанием количества и качества потребных на каждую вещь материалов.
Согласно этому документу арестанты мужского пола снабжались зимней (бушлат, брюки, пояс, шапка, галстук, наушники, полушубок и рукавицы) и летней (бушлат, брюки и шапка) одеждой и сапогами. Также полагалось нательное белье (рубаха, подштанники, портянки, полотенце) и постельные принадлежности (постельник или тюфяк, чехол для подушки, наволочка, зимнее и летнее одеяло). Зимняя женская одежда включала кацавейку, полушубок, капор, панталоны, рукавицы, летняя - капор, капот и юбку. Обувью служили башмаки и полусапожки. Кроме того, женщинам полагались рубаха, юбка с лифом, полотенце, портянки или чулки, косынка, капор и передник. Постельные принадлежности были аналогичные мужским.
Главное тюремное управление признало возможным разрешить подследственным и подсудимым арестантам ношение гражданской одежды только в тех тюрьмах, где они содержались совершенно отдельно от других арестантов и никогда с ними не смешивались.
Устав о содержащихся под стражей в редакции 1890 года включил в себя эти правила. Согласно ст. 191 казенную одежду, белье и обувь в губернских, областных и уездных тюремных замках, в Санкт-Петербургской тюрьме и Московской исправительной тюрьме в обязательном порядке носили: осужденные к ссылке в каторжные работы или отдаче в исправительные арестантские отделения гражданского ведомства; осужденные к ссылке на поселение, на водворение или на житье, а также высылаемые в Сибирь по приговорам обществ после суда и отбытия наказания; осужденные к заключению в тюрьме, с лишением всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, а равно присуждаемые к этому наказанию без лишения прав; подследственные арестанты, обвиняемые в бродяжничестве. Всем остальным, содержащимся в тюрьмах, казенная одежда, белье и обувь выдавались лишь в случае отсутствия или негодности собственных. Также собственную одежду носили все содержащиеся в арестантских помещениях при поли-ции2.
Главное тюремное управление было вправе устанавливать обязательное ношение казенной одежды для всех без исключения арестантов той или иной тюрьмы, если возникала реальная угроза совершения побегов. Отличную от других арестантов тюремную одежду носили содержащиеся в отрядах исправляющихся исправительных арестантских отделений.
Табель положенности одежды, белья, обуви и постельных принадлежностей для тюремных арестантов устанавливался приложением к ст. 194. Согласно табелю мужская и женская одежда разделялась на зимнюю и летнюю, определялись сроки носки и количество тех или иных предметов казенной одежды. Отдельный раздел посвящался постельным принадлежностям, которые теперь выдавались всем без исключения содержащимся в тюрьмах.
2 Уголовно-исполнительное законодательство России XIX - начала ХХ века. С. 75.
3'2010
Пробелы в российском законодательстве
В каждой тюрьме должен был находиться полный комплект арестантской одежды, обуви и постельных принадлежностей, величина которого определялась из расчета наибольшего среднемесячного количества арестантов за последние три года. Для пополнения комплекта ежегодно силами арестантов изготавливалось необходимое количество предметов одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей. Пересыльные арестанты при отсутствии у них необходимой собственной одежды и обуви снабжались ими за счет государства. Все нюансы снабжения их вещевым довольствием излагались в приложении к ст. 389.
Циркуляром № 836 от 10 июня 1894 года категорически запрещалось ношение форменной одежды отставными офицерами, чинами военного и гражданского ведомств из числа пересыльных арестантов. В целях поддержания престижа и авторитета военной и гражданской службы они подлежали немедленному переодеванию в тюремную одежду3.
Снабжение заключенных вещевым довольствием, организация правильного использования, ремонта и хранения, а также ведение установленной отчетности возлагались на начальника учреждения.
Главное тюремное управление постоянно стремилось снизить стоимость казенной одежды и обуви. В результате принятых мер по рациональному раскрою, использованию местных материалов и переводу на изготовление предметов вещевого довольствия хозяйственным способом, использованием труда арестантов удалось значительно сократить расходы по вещевому довольствию без ущерба для качества и ассортимента формы. Если в 1882 году стоимость комплекта вещевого довольствия на одного арестанта без учета постельных принадлежностей равнялась 22 рублям 35 копейкам, то в 1889 году вместе с постельными принадлежностями она составила лишь 16 рублей 98 копеек. Даже с учетом того, что количество арестантов возросло с 95 тысяч до 109 тысяч, экономия составила 653 926 рублей4.
Циркуляром № 3 от 15 марта 1895 года в целях удешевления стоимости вещевого довольствия Главное управление предписало арестантам, не выводимым на внешние работы и постоянно находящимся в стенах тюрьмы, сапоги не выдавать, а снабжать их лаптями, котами и иной более дешевой обувью местного производства. Всем остальным арестантам в связи с высокой стоимостью изготовления сапог со стандартным голенищем выдавать полусапоги. А производство и закупку сапог прекратить и исключить их из табеля по-ложенности5.
Определенный Уставом о содержащихся под стражей порядок снабжения арестантов одеждой, обувью и постельными принадлежностями сохранялся до издания 24 декабря 1912 года закона «О вещевом довольствии арестантов», объявившего Правила о вещевом довольствии арестантов6. Статья 2 Закона определяла, что его действие распространяется на все места заключения гражданского ведомства, кроме арестных домов и арестантских помещений при полицейских и
3 Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.
Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления. (1879-1889 гг.). СПб., 1889. С. 95.
5 Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.
6 Петренко Н.И. Организационно-правовые основы исполнения наказания в виде лишения свободы в Российской Империи после тюремной реформы 1879 года. Волжск, 1999. С. 48.
административных учреждениях, и на арестантов всех разрядов, в том числе на ссыльных и пересыльных, кроме арестантов из нижних воинских чинов, состоящих на действительной военной службе. В отношении этих категорий арестантов продолжали действовать прежние правила.
В случае уничтожения или повреждения арестантами умышленно либо по халатности тюремного имущества виновные в этом подвергались дисциплинарным взысканиям или уголовному наказанию и возмещали стоимость причиненных убытков. Возмещение их, кроме случаев взыскания в судебном порядке, производилось по письменному постановлению начальника места заключения. Если сумма взыскиваемого с одного арестанта превышала пять рублей, постановление начальника места заключения подлежало утверждению губернским тюремным инспектором, при его отсутствии - губернатором или градоначальником.
Статья 9 Закона предписывала обязательное ношение арестантской одежды следующим категориям заключенных: приговоренным к наказаниям, соединенным с лишением прав состояния, после оглашения приговора суда; отбывающем наказание в виде лишения свободы, за исключением приговоренных к заключению в крепость или к аресту; обвиняемым в бродяжничестве; совершившим побег либо изобличенным в покушении или приготовлении к нему. Арестанты, не обязанные по закону носить казенную форму одежды, могли быть в принудительном порядке переодеты в нее в случае отсутствия необходимой собственной одежды или когда ношение гражданской одежды могло способствовать совершению побега. В последнем случае обязанность носить арестантскую одежду надлежало согласовать с прокурором окружного суда.
С разрешения начальника места заключения арестанты, обязанные носить казенную одежду, могли носить собственную одежду, а также пользоваться своими постельными принадлежностями. При этом устанавливались следующие правила: собственная
одежда по внешнему виду не должна отличаться от казенной; арестантам каторжного разряда разрешается использовать отдельные предметы гражданской одежды только по медицинским показаниям, если это подтверждено тюремным врачом.
Согласно ст. 13 арестантам, у которых при освобождении не имелось собственной одежды и средств на ее приобретение, выдавались отслужившие установленные сроки носки белье и обувь либо за казенный счет приобретались дешевое верхнее платье и головной убор.
Освидетельствование, приемка, списание и иное движение материалов и предметов арестантского вещевого довольствия возлагались на особую комиссию в составе чинов тюремного ведомства и Государственного контроля, во главе с председателем, назначаемым губернатором. К работе комиссии могли привлекаться необходимые специалисты с правом совещательного голоса. Закон также устанавливал объем полномочий и обязанностей начальника Главного тюремного управления и начальников мест заключения в сфере обеспечения вещевым довольствием арестантов.
Список литературы:
1. Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.
2. Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления. (1879-1889 гг.). СПб., 1889. С. 95.
3. Петренко Н.И. Организационно-правовые основы исполнения наказания в виде лишения свободы в Российской Империи после тюремной реформы 1879 года. Волжск, 1999. С. 48.
Рецензия
Представленная на рецензирование научная статья Никифоровой И.А. выполнена на актуальную тему, поскольку в последнее время можно наблюдать дискуссии по данному вопросу. Статья посвящена анализу организации и правового регулирования снабжения лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы в отечественных пенитенциарных учреждениях вещевым довольствием во второй половине Х1Х-начале ХХ века.
Несомненным достоинством настоящего исследования является последовательность изложения мыслей, позволяющая автору раскрыть тему в полном объеме. Автором творчески использованы нормативные правовые акты и научная литература, умелая опора на них в процессе раскрытия темы говорит о внимательном отношении к процессу исследования. Работа отличается самостоятельным подходом исследования к формулировке основных положений, выводов и рекомендаций.
Научная статья Никифоровой И.А. на тему «Организация и правовое регулирование вещевого довольствия арестантов во второй половине XIX - начале ХХ века» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации Н.И. Петренко