История медицины
27. Frolov V.A., Zotova T.Yu., Zotov A.K. Illness as a Violation of the Information Process. [Bolezn' kak narushenie informatsionnogo protsessa]. Moscow; 2006. (in Russian) 31.
28. Khadartsev A.A., Filatova O.E., Dzhumagalieva L.B., Gudkova S.A. Concept of three global paradigms in science and societies. Slozh-nost'. Razum. Postneklassika. 2013; (3): 35—45. (in Russian)
29. Es'kov V.M. Thermodynamics and synergetics in investigation of all 32. living things and evolution of intelligent life form. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2013; (2): 77—95. (in Russian)
30. Filatova O.E., Khadartsev A.A., Es'kov V.V., Filatova D.Yu. Uncertainty and unpredictability — basic properties of biomedicine sys© Спасенников Б.А., Пертли Л.Ф., 2016 УДК 61:93
Спасенников Б.А.1, Пертли Л.Ф.2
развитие медицинской помощи в тюремной системе россии (конец xviii—начало xx века)
1ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, г Москва, Россия; 2ФКУ «НИИ Федеральной службы исполнения наказаний», 125130, г Москва, Россия
Рассмотрен историко-медицинский аспект развития медицинской помощи осужденным в России. Первое упоминание о лечении больных преступников обнаружено в 1775 г. В 1788 г. подготовлено Положение о тюрьмах, в котором использован опыт тюремных систем европейских государств. С 1819 г. организация медицинской помощи населению была в компетенции Министерства внутренних дел, что создало условия для организации медицинской помощи в тюремной системе. Правовые основы медицинской помощи заключенным были приняты в 1831 г. В 1850 г. из 980 тыс. находившихся в тюрьмах умерли 1598 (0,16%). В 1879 г. в Главном тюремном управлении появилась должность инспектора по медицинской части. Он координировал оказание медицинской помощи заключенным и разрабатывал санитарно-гигиенические мероприятия. Первичное звено отечественной пенитенциарной системы составляли органы управления отдельных мест заключения. В 1887 г. к ним были отнесены врачи и фельдшеры. Государство предъявляло высокие требования к медицинскому персоналу. Лечение больных заключенных осуществлялось за счет государства. В исследуемый период отсутствовала единообразная медицинская статистика заболеваемости. Показано, что особое внимание уделялось инфекционным заболеваниям.
Ключевые слова: история медицины; история права; пенитенциарная система; осужденные; медицинская помощь.
Для цитирования: Спасенников Б.А., Пертли Л.Ф. Развитие медицинской помощи в тюремной системе России (конец XVIII — начало ХХ века). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 252—256. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-252-256
Для корреспонденции: Спасенников Борис Аристархович: доктор мед. наук, доктор юр. наук, проф., ст. науч. сотр., borisspasennikov@yandex.ru
Spasennikov B.A.', Pertli L. F2
the development of medical care in prison system of Russia
(END OF XVII—EARLY XX CENTuRIES) 'The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia; 2The research institute of the Federal penitentiary service of Russia, 125130 Moscow, Russia
The article considers historical medical aspect of development of medical care of convicts in Russia. The first mentioning about treatment of ill criminals relates to 1775. In 1788 the Regulations of prisons was prepared using experience ofprison systems of European states. From 1819, organization of medical care ofpopulation fell within the competence of the Ministry of Internal Affairs that created conditions for organization of medical care in prison system. The legal basics of medical care of convicts were adopted in 1831. In 1850, out of980 000 of jailed prisoners died 1598 (0.16%) of them. In 1879, in the prison Headquarters was organized position of inspector of medical care. This employee coordinated rendering of medical care of prisoners and developed .sanitary hygienic measures. The primary unit of national penitentiary system made up authorities of management ofparticular places of confinement. In 1887physicians andfeldshers were accredited to them. The state placed very high demands to medical personnel. The treatment of ill prisoners implemented at the expense of the state. During analyzed period, uniform medical statistics of morbidity. It is demonstrated that special attention was paid to infectious diseases. Keywords: history of medicine; history of law; penitentiary system; convicts; medical care For citation: Spasennikov B.A., Pertli L.F. The development of medical care in prison system of Russia (end of XVII— early XX centuries). Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 252—256. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-252-256
For correspondence: Spasennikov B.A., doctor of medical sciences, doctor of juristic sciences, professor, senior researcher. e-mail: borisspasennikov@yandex.ru
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 05.04.2016 Accepted 25.05.2016
tems. Slozhnost'. Razum. Postneklassika. 2013; (1): 68—83. (in Russian)
Es'kov V.M., Khadartsev A.A., Gudkov A.V., Gudkova S.A., So-logub L.A. Philosophical and biophysical interpretation of life within the framework of the third paradigm. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2012: (1): 38—41. (in Russian) Es'kov V.M., Khadartsev A.A., Kamenev L.I. New bioinformatic approaches in the development of medicine from the third paradigm perspective (personalized medicine implementation of third paradigm laws in medicine). Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2012: (3): 25—8. (in Russian)
Уголовно-исполнительная система России переживает условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде период реформирования, направленного на гуманизацию лишения свободы, соблюдения их прав и законных интере-
History of medicine
сов. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.1 призвана обеспечить основу для дальнейшего приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития. Одно из направлений Концепции — совершенствование медицинской помощи осужденным, снижение заболеваемости и смертности лиц, находящихся в местах лишения свободы. Среди задач, стоящих перед учеными Федеральной службы исполнения наказаний, — поиск путей оптимизации правового регулирования организации медицинской помощи осужденным на основе исторического опыта. Эти проблемы исследованы недостаточно: одни из них остаются дискуссионными, другие лишь обозначены, третьи получили неточную трактовку. Они имеют историко-медицинские, а также историко-правовые аспекты, так как в ходе развития научных знаний дифференциация и интеграция наук диалектически взаимосвязаны.
Цель нашей работы — поиск и извлечение из истории отечественного государства и права опыта, необходимого для оптимизация правового регулирования организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в сфере охраны здоровья.
Объект исследования — общественные отношения в сфере государственно-правового регулирования медицинской помощи осужденным в Российской Империи (конец XVIII — начало XX века). Предмет исследования — нормы, предопределившие особенности правового регулирования в сфере медицинской помощи осужденным в тот исторический период.
Материалы и методы
Источниковая база исследования многообразна по принадлежности и масштабности. Прежде всего это акты органов государственной власти, через которые реализовались функции государства по охране здоровья осужденных. В ходе выполнения работы выявлены, систематизированы, изучены и использованы материалы Государственного архива Российской Федерации, архива Федеральной службы исполнения наказаний. Большую ценность для исследования представляют публикации рассматриваемого исторического периода.
Результаты и обсуждение
Установлено, что 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Российской Империи», в котором впервые упоминается о «лечении больных преступников» [1].
В годы царствования Екатерины II при ее непосредственном участии подготовлен проект Положения о тюрьмах 1788 г., в котором был использован опыт организации тюремных систем ряда европейских государств. Особое внимание в проекте уделялось устройству тюремных больниц «с койками, с тремя сменами белья на них, с больничными халатами и колпаками, ночными столиками при койках и колокольчиками при них для вызова врачебного персонала» [2], однако реализация этого проекта не была обеспечена ни в финансовом, ни в организационном плане. Позже, продолжив начатые Петром I реформы тюремной системы страны, Екатерина II учредила во всех губерниях Приказы общественного призрения, остроги, тюрьмы и каторги. Одновременно были предприняты попытки организации финансирования содержания заключенных за счет казны. В 1778 г. Екатерина II указом определила количество «кормовых для здоровых и больных колодников» и разрешила лечить последних за счет казны с 1796 г. [3].
С 1819 г. организация медицинской помощи гражданскому населению находилось в ведении Министерства внутрен-
'Распоряжение Правительства РФ от 14.10.10 N° 1772-р. "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г." Собрание законодательства РФ. 25.10.10. № 43. Ст. 5544.
них дел, в составе которого были образованы медицинский совет и медицинский департамент. Управление организации медицинской помощи на уровне губерний производилось врачебным отделением губернского правления, состоящем в ведении губернского врачебного инспектора, подчиненного губернатору. При этом в соответствии с частью первой ст. 625 Свода Законов издания 1857 г лечение больных арестантов, особенно в тех местах, где не было больниц при острогах, входило в попечение непосредственно губернатора. На врачебное отделение возложена лечебная, судебно-медицинская и санитарная обязанность. При его органах в уездах состояли уездные врачи (по одному на уезд), уездные фельдшеры, в городах — городовые врачи.
Организационно-правовые основы медицинской помощи заключенным были заложены в Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г., в которой самая большая глава посвящена вопросам медицинской помощи при исполнении уголовных наказаний. При этом ст. 172 и 173 устанавливали, что условия лечения и содержания в тюремном лазарете должны соответствовать общим правилам гражданских больниц. В соответствии со ст. 206 Инструкции ответственность за санитарно-гигиеническое состояние мест заключения была возложена на смотрителя, как «полного хозяина тюремного замка и блюстителя в оном внутреннего порядка» [4]. Непосредственная организация лечебной и санитарно-профилактической работы в местах лишения свободы была возложена на врача, которому по медико-санитарной части подчинялись все служащие тюрьмы, а также медицинский персонал больницы и аптека (ст. 165).
В ст. 180—195 Инструкции получили юридическое закрепление основные обязанности врача тюремного замка:
♦ врачебный осмотр вновь поступающих в тюремный замок арестантов;
♦ заведование тюремной больницей и аптекой;
♦ направление в больницу заболевших заключенных;
♦ лечение арестантов в тюремной больнице, их осмотр не менее 2 раз в день, ведение медицинской документации;
♦ ежедневное предоставление смотрителю сведений о больных арестантах;
♦ подача заявок на медикаменты, их учет;
♦ ежедневный обход тюремного замка для проверки санитарного состояния всех помещений и распоряжений по устранению выявленных недостатков и т. д.
Ст. 161—178 Инструкции содержали требования по организации лечения арестантов:
♦ работа тюремной больницы, состоящей из мужского и женского отделений;
♦ размещение «больных по роду болезней»;
♦ снабжение больницы «особым для больных платьем, бельем и медицинскими принадлежностями»;
♦ обеспечение больных особой пищей по предписанию врача" и т. д.
Следует отметить отсутствие в тот период единообразной медицинской статистики и отчетности. Имеются лишь отдельные отчеты по некоторым тюремным больницам, что затрудняет анализ заболеваемости в местах лишения свободы. Реальное положение дел можно узнать из донесений тюремных ревизоров об осмотре мест заключения и сведений тюремных врачей, несколько раз в год доставляемых в Министерство внутренних дел для отчета. Например, на 1 тыс. арестантов в 1850 г. приходилось примерно 77 больных. В этом же году через тюрьмы прошло около 980 тыс. арестантов, из которых 1598 (0,16%) умерли [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что первые попытки нормативно-правового регулирования медицинской помощи заключенным в России и организация его за счет государственной казны были сделаны в XVIII веке, а в XIX веке нормированное медицинское обеспечение арестантов стало закрепленной обязанностью государства.
История медицины
В 1879 г. в штате Главного тюремного управления (ГТУ) появилась должность инспектора по медицинской части для заведования санитарной частью в местах заключения и разработки необходимых мероприятий по гигиене. В дальнейшем с расширением объема функций аппарата ГТУ и усложнением его задач организационная структура была усовершенствована, а с 1912 г. лечением арестантов занималась хозяйственная часть в числе прочих ее обязанностей.
Созданные в 1890 г. губернские тюремные инспекции как среднее управленческое звено между ГТУ и местами заключения не содержали в штате ни инспекторов по медицинской части, ни врачей. Чиновники второго (хозяйственного) отдела делопроизводства разрабатывали табели на лечение арестантов, а чиновники третьего (секретарского) отдела делопроизводства вели учет инфекционных заболеваний в местах заключения.
Надзор за лечением больных, содержащихся под стражей, в соответствии со ст. 17 Устава врачебного издания 1905 г. был возложен на Губернские врачебные управления [6]. На них же лежала обязанность освидетельствования трудоспособности арестантов и больных ссыльных на основании Устава о содержащихся под стражей и Устава о ссыльных (ст. 27). В обязанности Губернского врачебного инспектора входило участие на правах директора в заседаниях губернского комитета Попечительного общества о тюрьмах (ст. 34).
Первичное звено отечественной тюремной системы составляли органы управления отдельных мест заключения. В 1887 г к ним были отнесены врачи и фельдшеры. В каких именно (кроме тюрем общего устройства) местах заключения должны быть введены должности врачей, определяло Министерство внутренних дел по представлению начальника ГТУ. В исправительных арестантских отделениях врачебный персонал был введен в штаты отделений только законом от 17 марта 1903 г., что способствовало улучшению медицинской помощи содержащихся в них арестантов.
В связи с необходимостью установления повсеместно единообразного порядка замещения врачебных должностей при местах заключения ГТУ по соглашению с Медицинским департаментом издало циркуляр от 7 января 1889 г. № 12, в котором установило, что по всем вопросам относительно определения, перемещения или увольнения врачей и прочего медицинского персонала при исправительных арестантских отделениях, центральных каторжных и пересыльных тюрьмах, уголовных и следственных тюрьмах, а также при возбуждении ходатайств о назначении отдельных врачей в порядке, определенном ст. 92 Устава врачебного, губернаторы на местах должны были предоставлять о врачах сведения непосредственно в ГТУ.
Помимо «дипломов и других доказательств врачебной опытности, при назначении тюремных врачей места старших врачей тюремных больниц предоставлять только докторам медицины и преимущественно тем, кто занимал ранее должности городовых и уездных врачей. Замещать должности фельдшеров только лицами, окончившими курсы в фельдшерских школах с нормальными программами преподавания или получившими свидетельство от врачебных отделений губернских правлений или Врачебных управ на основании циркуляра МВД от 10 февраля 1883 года № 207, допуская при неимении удовлетворяющих этим требованиям кандидатов только к исполнению фельдшерских обязанностей других, способных к этому лиц, но без присвоения им преимуществ государственной службы»3.
По поводу найма врачей и фельдшеров в тюрьмы, где их не было в штате на постоянной основе, начальники тюрем или попечительные комитеты в индивидуальном порядке обращались в ГТУ с ходатайством, например, о назначении фельдше-
2Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 122. Оп. 7. Д. 215. Л. 151 с оборотом. 3Там же.
ра в Звенигородскую тюрьму4, врача в Тамбовскую тюрьму5, приглашении акушерки к роженице в Омскую тюрьму6.
Архивные материалы свидетельствуют о сложностях привлечения врачей, например в Тверской и Вологодской губерниях, Семиреченской области7. Управление главного врачебного инспектора Министерства внутренних дел циркуляром от 30 сентября 1910 г. № 1290 уведомило, что городовые врачи могут не исполнять обязанности тюремных врачей, это является актом их добровольного соглашения с Обществом попечительным о тюрьмах. Эта работа выполнялась безвозмездно или вознаграждалась Обществом. Врач, состоящий при тюрьме, получал жалованье 200 руб. в год. Эта сумма в то время была значительной.
Основными направлениями медико-санитарной деятельности администрации мест заключения в исследуемый период были организация работы больниц, врачебных околотков, аптек, первичный медицинский осмотр всех вновь поступающих заключенных, периодический осмотр контингента (с 1911 г. поголовно 4 раза в год), лечение больных арестантов, обеспечение лекарствами, направление заболевших для получения специализированной помощи в городские, земские и уездные больницы, организация санитарного режима и са-нитарно-профилактическая работа, борьба с эпидемическими заболеваниями в тюрьмах.
Лечение больных заключенных осуществлялось за счет государства. Для оказания им медицинской помощи врачи выписывали необходимые медикаменты из аптек военного ведомства за счет финансирования на лечение из расчета 3 коп. в день на больного, кроме сумм, отпускаемых на содержание арестанта. В местах заключения, где действовали комитеты Общества попечительного о тюрьмах, финансирование осуществляли комитеты. В условиях ограниченности казенных средств государство последовательно проводило политику сокращения расходов на содержание больных арестантов за счет уменьшения ассигнований и стремилось переложить бремя финансирования медицинской помощи заключенным на благотворительные средства тюремных комитетов.
Больницы имелись не при всех тюрьмах. Открытие больницы при каждой крупной тюрьме стало одним из приоритетных направлений деятельности ГТУ при принятии плана строительства новых тюрем и переустройства существующих в 1911 г. В результате к 1914 г. собственные больницы с достаточным числом коек были открыты при большинстве мест заключения.
При отсутствии больницы в тюрьме устраивали «околоток для арестантов, заболевающих легкими болезнями»8. Он «отличался от камер тем, что на нары постланы тюфяки и подушки, набитые соломою, но чехлов на них одна только смена и потому они моются только тогда, когда бывают свободные места, а так как больничный околоток постоянно наполнен, то и чехлы эти очень грязные»9.
Кроме околотка, арестантов при необходимости могли лечить в больницах Приказа общественного призрения, земских больницах или госпиталях военного ведомства, которые получали на лечение заключенных денежные средства на общих основаниях с надбавкой еще 3 коп. на медикаменты. В этих больницах для арестантов отделялся особый коридор с несколькими палатами.
Обеспечение лекарствами мест заключения не было централизованным. Тюремные больницы, земства, общества попечительные о тюрьмах сами заключали договоры о
4ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 79.
5ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 255.
6ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 210.
7ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 3211. Л. 56, 61, 90.
8ГАРФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 106. Л. 53.
9ГАРФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 758. Л. 26.
History of medicine
поставках лекарств из расчета государственного финансирования на медикаменты по 3 коп. в сутки на заключенного, однако при запросе на кредиты с тюремным ведомством согласовывались суммы поставок и цены на медикаменты. Например, в Санкт-Петербургскую, Читинскую, Нижне-удинскую и Нерчинскую тюрьмы медикаменты и аптекарские товары поставлялись Русским обществом торговли аптекарскими товарами10. Кроме того, медикаменты и разного рода медицинские предметы поставлялись в тюремные больницы и из Российского общества Красного Креста11.
С развитием медицинской науки и техники появилась аппаратура для диагностики и лечения различных заболеваний. Это не могло не заинтересовать тюремное ведомство. Например, в начале ХХ века для Санкт-Петербургской тюремной больницы был приобретен физиотерапевтический аппарат за 250 руб. для лечения больных арестантов постоянным, фарадизационным и смешанным током12. Одновременно выписанный рентгенографический аппарат для Зерентуйского врачебного района Забайкальской области Главным тюремным управлением был признан роскошью и не оплачен за счет казны13.
Можно констатировать, что после тюремной реформы 1879 г. в Российской Империи была упорядочена организация медицинской помощи лицам, находящимся в местах заключения, в ГТУ этим занимался инспектор для заведования санитарной частью и хозяйственной частью, в губернских тюремных инспекциях — чиновники хозяйственного и секретарского делопроизводства; непосредственно лечение больных арестантов в местах лишения свободы с 1887 г. проводили штатные врачи и фельдшеры.
Для тюремной системы Российской Империи характерным является значительное перемещение заключенных и ссыльных в отдаленные и малообжитые районы страны. Как показывают архивные документы, ГТУ беспокоили заболеваемость и смертность этой категории заключенных.
Для принятия мер к сохранению здоровья пересыльных арестантов ГТУ издавало циркуляры. Так, в соответствии с циркуляром от 11 июня 1885 г. «Об устройстве гражданских лазаретов на этапах главного ссыльного тракта Восточной Сибири» и циркуляром от 28 апреля 1887 г. «Об устройстве лазаретов и о лечении арестантов на баржах» при этапных зданиях и на баржах, перевозящих партии ссыльных по Волге, Каме и рекам Западной Сибири, были устроены лазареты
[7].
Особую озабоченность ГТУ вызывала высокая смертность каторжан, направляемых на остров Сахалин из Одессы морским путем. В связи с этим ГТУ 6 ноября 1891 г. издает Правила о порядке распределения и отправления в места назначения из губерний Европейской России и Кавказского края осужденных в каторжные работы и добровольно следующих в ссылку их семейств, обязывающие губернские правления обследовать состояние здоровья лиц, осужденных к каторжным работам, для определения, могут ли они «перенести морское плавание и не страдают ли заразными болезнями»14. Однако продолжительное пребывание в центральных тюрьмах и пароходных трюмах предрасполагало к заболеванию цингой, зачастую арестанты заболевали целыми партиями вскоре по прибытии на остров.
Еще одно направление деятельности ГТУ — борьба с эпидемическими заболеваниями в местах лишения свободы. Большую роль в развитии гигиены в местах заключения Российской Империи сыграл профессор А.П. Доброславин, который с 1879 г. в течение 10 лет занимал должность руководителя санитарной части ГТУ.
10ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 114.
"ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 177.
12ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 75.
13ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 2448. Л. 69.
14ГАРФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 2122. Л. 20—21 с оборотом.
Санитарное состояние помещений, предназначенных для содержания заключенных под стражей, постоянно служило предметом пристального внимания ведомства. И если фактическое положение в местах лишения свободы было далеко от совершенства в санитарном отношении, то документов (циркуляров, инструкций, наставлений, указаний и правил) разрабатывалось достаточно. В основном их издание было вызвано вспышками инфекционных заболеваний в различных местностях.
5 февраля 1879 г. Министерство внутренних дел издает циркуляр № 20 «О санитарных мерах в отношении казенных зданий и тюрем»15 с «Правилами для производства дезинфекции отхожих мест, помойных и мусорных ям, дворов, равно одежды и белья больных заразительными и прилипчивыми болезнями». Циркуляр требовал:
♦ содержания в надлежащей чистоте зданий, дворов и других тюремных помещений;
♦ тщательной очистки нечистот;
♦ содержания в исправности дворов, отхожих мест и мусорных ям, их дезинфекции;
♦ ежедневного проветривания помещений,
♦ тщательного осмотра провизии, доставляемой арестантам, а также мест для ее приготовления;
♦ обеспечения заключенных чистой водой.
В связи с появившейся в государствах Европы эпидемией холеры и угрозой проникновения ее в Россию ГТУ были выработаны Указания и правила санитарных мероприятий и способов предупреждения эпидемий, разосланные при циркуляре от 22 августа 1884 г № 18 вместе с Инструкцией для дезинфекции тюремных помещений, мягких постельных принадлежностей, белья, платья.
Указания и правила требовали при первых же признаках эпидемии в местах заключения или городах, где они находятся, немедленно уведомить телеграммой ГТУ для прекращения передвижения арестантов в пораженные местности и из них, отменить свидания и выводы арестантов на внешние работы; строго изолировать заболевших арестантов в отдельном помещении, приспособленном в освобождаемых для этой цели мастерских, цейхгаузах, столовых, школах либо в устроенном временно среди тюремного огорода или двора барачном или палаточном помещении.
Подробно излагались правила дезинфекции постельных принадлежностей, белья, одежды, захоронения умерших от холеры, дезинфекции всех зданий тюремных учреждений по окончании холеры. В целях предупреждения появления холеры предписывалось улучшить воздух тюремных камер, содержать в чистоте кухни, прачечные, бани, отхожие места и другие помещения, тщательно проветривать и очищать одежду прибывших арестантов и соблюдать чистоплотность.
Циркуляром от 14 апреля 1905 г. № 7 ГТУ распространило «Наставление о способах предупреждения и ограничения развития холерной эпидемии в местах заключения» и подробные «Правила производства дезинфекции жилых помещений, белья, одежды, мягких постельных принадлежностей и извержений холерных больных»16. В документе обращалось внимание на необходимость улучшения санитарного состояния и дезинфекции всех помещений в местах заключения, особенно кухонь, прачечных, бань, отхожих мест, улучшения воздуха тюремных камер и мастерских через проветривание, запрещение держать в камерах промокшее платье и обувь, недопущение загрязнения тюремных дворов отбросами. Особое внимание уделено доброкачественности пищевых продуктов и воды, надлежащему приготовлению пищи и использованию для хранения воды закрытых сосудов с кранами. Предусмотрен строгий врачебный осмотр арестантов в неблагополучных в отношении холеры местностях, для ознакомления со
15ГАРФ. Ф. 122. Оп. 6. Д. 182. Л. 3—11.
16ГАРФ. Ф. 122. Оп. 7. Д. 295. Л. 47—51 с оборотом.
История медицины
способами предохранения от заболеваний рекомендовано вывешивать в камерах соответствующие указания.
Общая тюремная инструкция 1915 г. предусматривала выведение из подчиненности тюремного руководства медицинского персонала, что реализовано не было [8].
Санитарные правила, указания и инструкции 1879, 1884 и 1905 гг. подробны, могут и сегодня служить примером ведомственного нормотворчества [9]. Особенностью циркуляров ГТУ по санитарной части были их рекомендательный характер и отсутствие однозначных категоричных предписаний, в силу чего они не всегда выполнялись на местах тюремной администрацией [10—12].
Итак, начало XX века в России характеризовалось накоплением большого числа устаревших, противоречивых правовых актов, регулировавших оказание медицинской помощи заключенным. Это создавало определенные трудности в практике отечественных пенитенциарных органов и учреждений, препятствовало дальнейшему развитию отечественной пенитенциарной медицины. Преимущественное внимание в нормативных актах уделялось инфекционным заболеваниям.
Заключение
Для обеспечения законных прав и интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы, целесообразно вывести из подчиненности начальников исправительных учреждений медицинский персонал, что было предусмотрено Общей тюремной инструкцией 1915 г., но не реализовано до сих пор. Не потеряли своей актуальности положения ст. 17 Устава врачебного издания 1905 г., возлагавшего надзор за лечением больных, содержащихся под стражей, на губернские врачебные управления (ныне это органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации).
Актуальна реализация накопленного опыта предоставления медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему.
Нормативные акты, регулирующие медицинскую помощь осужденным, должны иметь обязательный, а не рекомендательный характер.
Финансовая поддержка исследования отсутствует. Конфликт интересов не заявлен.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учреждения для управления губерний Российской империи. М.; 1775.
2. Давыдова Н.В., Пертли Л.Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди. М.; 2011.
3. Тимофеев В.В., Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России. Чебоксары; 2008.
4. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб.; 1894.
5. Юферов В.Н. Материалы для тюремной статистики России. СПб.; 1873.
6. Устав врачебный. Журнал Министерства юстиции. 1915; (10): 261—3.
7. Полное собрание законов Российской Империи. СПб.; 1867.
8. Общая тюремная инструкция 1915 г. Утверждена г. Министром юстиции 28 декабря 1915 года. Пг.; 1916.
9. Габидулин Р.С. История отечественного государства и права / Под ред. проф. Б.А. Спасенникова. М.; 2012.
10. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М.; 1952; т. 3.
11. Фумм А.М. Эволюция отечественного пенитенциарного законодательства в первой половине XIX века. Актуальные вопросы образования и науки. 2015; (4): 52—7.
12. Фумм А.М. Уголовно-исполнительные нормы как основа пенитенциарной политики Российского государства XVIII века. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014; (4): 27—32.
Поступила 05.04.2016 Принята в печать 25.05.2016
REFERENCES
1. Institutions for the Management Gubernias of the Russian Empire. [Uchrezhdeniya dlya upravleniya guberniy Rossiyskoy imperii]. Moscow; 1775. (in Russian)
2. Davydova N.V., Pertli L.F. Prison Medicine: History and People. [Penitentsiarnaya meditsina: istoriya i lyudi]. Moscow; 2011. (in Russian)
3. Timofeev V.V., Timofeev V.G. The Penitentiary System of Russia. [Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossii]. Cheboksary; 2008. (in Russian)
4. The Systematic Collection of Statutes and Decrees on the Prison. [Sistematicheskiy sbornik uzakoneniy i rasporyazheniy po tyuremnoy chasti]. St. Petersburg; 1894. (in Russian)
5. Yuferov V.N. Materials for Russian Prison Statistics. [Materialy dlya tyuremnoy statistiki Rossii]. St. Petersburg; 1873. (in Russian)
6. The Charter medical. Zhurnal Ministerstva yustitsii. 1915; 10: 261— 3. (in Russian)
7. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. [Polnoe sobra-nie zakonov Rossiyskoy Imperii]. St. Petersburg; 1867. (in Russian)
8. The Total Prison Regulations 1915. [Obshchaya tyuremnaya in-struktsiya 1915]. Petrograd; 1916. (in Russian)
9. Gabidulin R.S. The History of Domestic State and Law. [Istoriya otechestvennogo gosudarstva iprava] / Ed. B.A. Spasennikov. Moscow; 2012. (in Russian)
10. Gernet M.N. The History the Tsarist Prison. [Istoriya tsarskoy tyur'my]. Moscow; 1952; Vol. 3. (in Russian)
11. Fumm A.M. Evolution of the domestic penal legislation in the first half of the XIX century. Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2015; (4): 52—7. (in Russian)
12. Fumm A.M. The prison rules as the basis of penal policy of the Russian state of the XVIII century. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2014; (4): 27—32. (in Russian)