Научная статья на тему '10. 1. Исполнение наказаний без изоляции от общества в советский период отечественной истории'

10. 1. Исполнение наказаний без изоляции от общества в советский период отечественной истории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1549
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ТРУД / ПРОФИЛАКТИКА / PUNISHMENT / UPBRINGING / REFORMATION / LABOR / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пертли В. А.

В статье рассматриваются специфические виды наказаний без изоляции от общества и порядок их исполнения в советский период российской истории. Автор также описывает развитие системы органов исполнения наказаний без изоляции от общества указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Execution of punishments without isolation from society in the Soviet period of our country's history

Types of punishments without isolation from society and procedure of their execution in the Soviet period of Russian history are discussed in the article. The author also describes development of a system of bodies, which executed punishments without isolation from society in this period.

Текст научной работы на тему «10. 1. Исполнение наказаний без изоляции от общества в советский период отечественной истории»

10. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

10.1. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Пертли В.А., к.ю.н., член-корр. РАЕН. Должность: заведующий аспирантурой. Место работы: Международный юридический институт. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются специфические виды наказаний без изоляции от общества и порядок их исполнения в советский период российской истории. Автор также описывает развитие системы органов исполнения наказаний без изоляции от общества указанного периода.

Ключевые слова: наказание, воспитание, исправление, труд, профилактика.

EXECUTION OF PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY IN THE SOVIET PERIOD OF OUR COUNTRY’S HISTORY

Pertly V.A., PhD in Law, member-correspondent of RAEN. Position: chief of the postgraduate. Place of employment: International law institute. E-mail: [email protected]

Annotation: Types of punishments without isolation from society and procedure of their execution in the Soviet period of Russian history are discussed in the article. The author also describes development of a system of bodies, which executed punishments without isolation from society in this period.

Keywords: punishment, upbringing, reformation, labor, prevention.

После революции октября 1917 г. советская власть полностью отказалась от сложившейся в российском уголовном праве системы наказаний. Наказание стало политическим инструментом. В это время возникло множество новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, которых не знала не только дореволюционная российская система наказаний, но также и системы наказаний многих капиталистических стран: предупреждение; общественное порицание; доведение до сведения организации, в которой работает наказуемый, о совершенном им правонарушении; выговор; строгий революционный выговор; принудительное политическое воспитание; помещение на видном месте приговора или же специальное издание опровержения ложных сведений; лишение карточек; исключение из объединения; возмещение причиненного ущерба; принуждение к действию, не представляющему физического лишения; денежные вычеты в утроенном размере, причитавшиеся за время отсутствия в части; лишение навсегда или на срок всего земельного надела или его части; денежный штраф; секвестр и конфискация имущества; воспрещение исполнять ту или иную работу; воспрещение занимать ту или иную должность; высылка из определенной местности; общественные принудительные работы; принудительные работы на рудниках; перевод па тяжелые принудительные работы без лишения свободы в том же предприятии или вне такового на срок до 6 месяцев; на-

правление в штрафную часть; направление на фронт; лишение всех или некоторых политических прав1.

Особое распространение получили принудительные работы2. В законодательстве и судебной практике рассматриваемого периода встречаются две разновидности этого наказания: принудительные работы без лишения свободы3 и работы, назначаемые дополнительно к лишению свободы, а, следовательно, сопряженные с ним. Принудительные работы, не сопряженные с лишением свободы, сразу же нашли поддержку у Советского правительства и получили широкое распространение. Этому способствовали следующие свойства, которыми обладало новое наказание. Во-первых, отбывание принудительных работ не было связано с изоляцией осужденных от общества. Во-вторых, оно предусматривало обязательное участие осужденных в труде. В-третьих, принудительные работы в стране «с громадным преобладанием мелкособственнического населения»4 оказались эффективным средством борьбы с мелкобуржуазными предрассудками и стихийностью. В-четвертых, принудительные работы назначались на определенный срок, который давал возможность длительное время регулировать трудовую деятельность осужденных, их поведение и, в известном смысле, весь образ жизни. В-пятых, принудительные работы оказались серьезными для правонарушителей и быстрыми для исполнения.

Суды, вынося данное наказание, не занимались его исполнением. Контроль за этим возлагался, как правило, на трудовые коллективы, сотрудников НКВД или представителей общественности. Неопределенность порядка исполнения принудительных работ, а также все более частое их применение поставило вопрос об образовании специального органа, ведающего организацией принудительных работ. В 1919 г. такой орган был создан в виде Бюро принудительных (исправительно-трудовых) работ при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в качестве наказаний, не сопряженных с лишением или физическим ограничением свободы предусматривал:

а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

1 См.: Багрий-Шахматов Л.В. Уголовные наказания и исправительно-трудовое право. Учебное пособие/ Под ред.доктора юридических наук, профессора Н.А. Стручкова. - М., 1969. - С. 7-8.

2 В рассматриваемый период термины «принудительные работы», «общественно полезные работы», «исправительные работы», «исправительно-трудовые работы» использовались как синонимы по причине неустоявшейся терминологии и отсутствия единообразия в законотворческой деятельности. Данное наказание официально получило наименование «исправительнотрудовые работы» только с 1933 года.

3 Справедливости ради нужно сказать, что Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания и о порядке отбывания такового», утвержденная постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г. относила к лишению свободы и осуждение виновного к кратковременным (до 3 месяцев) принудительным общественным работам без заключения под стражу на время, свободное от работ. В некоторых декретах они назывались исправительнотрудовыми работами, хотя по своему содержанию отличались от одноименного наказания, применяемого сейчас. - См.: И. А. Бушуев И. А. Исправительно-трудовые работы как мера наказания в советском уголовном праве. - М., 1955. - С. 15.

4 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 36. - С. 207.

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Пертли В.А.

б) принудительные работы без содержания под стражей;

в) условное осуждение;

г) конфискация имущества, полная или частичная;

д) штраф;

е) поражение прав;

ж) увольнение от должности;

и) общественное порицание;

к) возложение обязанности загладить вред5.

Кодификация уголовного законодательства внесла большую определенность и в вопрос об исполнении наказаний без изоляции от общества. Согласно ст. 51 УК РСФСР 1922 года надзор и руководство по исполнению приговоров к принудительным работам без содержания под стражей возлагался на Центральный Исправительно-Трудовой Отдел Народного Комиссариата Юстиции и его органы на местах, осуществляющие свое руководство через бюро принудительных работ. Последние вели учет присужденных к принудительным работам и направляли их на работы через отделы труда (исполнительных комитетов советов).

С принятием Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. был установлен новый порядок исполнения принудительных работ, согласно которому осужденные продолжали трудиться на прежней работе.

В Исправительно-трудовом кодексе 1933 г. принудительные работы без лишения свободы были переименованы в исправительно-трудовые работы без лишения свободы. В результате чего для их исполнения вместо бюро принудительных работ в районных центрах и в городах, выделенных из состава района, образовывались отделения исправительно-трудовых работ.

Поскольку труд осужденных «обесцветился» и перестал отличаться от работы остальных трудящихся, то законодатель вынужден был перестраивать структуру этого наказания «на началах... хозяйственной выгодности» и «такой их организации, чтобы они представляли собой реальную меру репрессии6. Такая позиция законодателя окончательно определила направление дальнейшего развития исправительных работ. Оно пошло по пути усиления в нем репрессивных начал, карательных элементов, различных, в первую очередь материальных, лишений и правоограничений. Это привело к закреплению в институте исправительных работ принципа, согласно которому «из заработка осужденного... производится удержание в доход государства в размере... до двадцати процентов...» (ст. 44 Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 г. и ст. 27 УК РСФСР 1960 г.).

Далее эта тенденция проявилась не только в лишении осужденных права на отпуск7, но и в исключении времени отбывания наказания из стажа работы, дающего право на получение отпуска (ст. ст. 24-25 ИТК РСФСР 1933 г.; ст. 91 ИТК РСФСР 1971 г.). Логическим

5 В УК РСФСР 1926 г. указанная система наказаний претерпела определенные изменения: из нее были исключены: условное осуждение и возложение обязанности загладить вред, а включено - предостережение. Вместе с тем, взяв за основу систему наказаний УК РСФСР 1922 г. мы получаем возможность проследить ее эволюцию в более поздних уголовно-правовых актах, объективно судить о колебаниях и тенденциях карательной политики Советского государства в период 1922-1926 гг.

6 См.: Постановление ВЦИК РСФСР от 26 марта 1928 года «О карательной политике и состоянии мест заключения» //«Еженедельник юстиции». - 1928. - № 14.

7 Ст. 37 ИТК РСФСР 1924 г. предоставляла осужденным очередной двухнедельный отпуск: СУ РСФСР. - 1924. - № 86. - Ст. 870.

завершением этого процесса явилось решение законодателя исключить время отбывания наказания из общего и непрерывного стажа работы, дающих право на получение пенсии, надбавок к заработной плате за выслугу лет, на повышение квалификации и других льгот и преимуществ и т. д.8

Организационно-правовые условия деятельности органов, исполняющих исправительные работы, в советское время, особенно во второй половине XX века, не позволяли серьезно повысить ее эффективность. Думается, этим было обусловлено снижение применения этого вида наказания.

Гораздо большую эффективность показало развитие в 70-80-е гг. прошлого века учреждений и органов, исполняющих условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду. Такими органами при городских (районных) оВд были спецкомендатуры и инспекции исправительных работ и трудоустройства, которые и стали прообразами современных УИИ. На них было возложено исполнение наказаний и иных мер, требующих выполнения относительно осужденных контрольно-надзорных функций.

Органы, исполняющие наказания, входили в систему МВД. Управление такими органами осуществлялось на различных уровнях. На уровне центральных органов государственного управления его обеспечивало 5-е главное управление МВД СССР. В МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов были созданы 5-е управления (отделы, отделения). Непосредственное управление осуществлялось городскими (районными) органами внутренних дел.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. дополнил Основы уголовного законодательства статьей 442, которая закрепила сложившийся с 1964 г. порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду9. Новая статья (532) появилась и в Уголовном кодексе РСФСР10. Основанием применения условного освобождения с обязательным привлечением к труду признавалось поведение осужденного в ИТУ, свидетельствующее о том, что его дальнейшее исправление и перевоспитание «возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора». Лица, систематически или злостно нарушающие режим отбывания наказания, не подлежали условному освобождению.

Исполнение условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду осуществлялось спецкомендатурами, организованными в системе Пятого Главного управления МВД СССР.

При реализации своих функций спецкомендатура осуществляла учет условно осужденных (освобожденных), обеспечивала надзор за их поведением, проводила профилактику преступлений и других нарушений, при наличии законных оснований снимала с учета. Совместно с хозяйственным органом спецкомендатура осуществляла трудовое и бытовое устройство условно осужденных (освобожденных), проводила с ними политико-воспитательную работу, организовывала общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. Следует подчеркнуть, что свою работу спецкомендатура осуществляла в тесном взаимодей-

8 СУ РСФСР. - 1935. - № 30; Ст. 44 Основ исправительнотрудового законодательства СССР.

9 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 7. - Ст. 116.

10 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - № 12. - Ст. 255.

ствии с администрацией хозяйственного органа, коллективом и общественными организациями стройки (предприятия).

Одной из главных задач спецкомендатур являлась организация и осуществление обязательного перевоспитания лиц, условно осужденных и условно освобожденных с обязательным привлечением к труду, и закрепление результатов исправительно-трудового воздействия, достигнутого в исправительно-трудовом учреждении, в отношении лиц, условно освобожденных. Представляется, что это было необходимо для успешной социальной адаптации указанных лиц.

С функциями надзора за осужденными и проведения с ними политико-воспитательной работы тесно связана функция общей и индивидуальной профилактики правонарушений. В комплекс общепрофилактических мероприятий входили: проведение совместно с администрацией строек и предприятий собраний с вновь прибывшими осужденными, разъяснение им правил поведения, обязанностей и прав, ознакомление с распорядком дня, границами административного района и т.д. Особое внимание уделялось индивидуальновоспитательной работе - личным беседам, шефству, наставничеству, общественной аттестации, обсуждению правонарушителей в коллективах по месту работы и жительства.

Общественный контроль за деятельностью органов, ведающих исполнением исправительных работ, проводился наблюдательными комиссиями при исполнительных комитетах районных (городских) Советов депутатов трудящихся.

Приказом МВД СССР 13 сентября 1978 г. было утверждено Положение об общественных инспекторах органов, ведающих исполнением исправительных работ. Институт общественных инспекторов органов, ведающих исполнением исправительных работ был учрежден в целях повышения роли общественности в исправлении и перевоспитании лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, а также привлеченных к исправительным работам в административном порядке. Общественные инспектора могли, в частности, контролировать правильность произведения удержаний из заработка отбывающих наказание; своевременность перечисления удержаний сумм в доход государства; проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях состояние воспитательной работы с лицами, отбывающими исправительные работы; заниматься трудовым устройством лиц, привлеченных к исправительным работам; участвовать в установлении местонахождения лиц, уклоняющихся от отбывания исправительных работ, принимать участие в подготовке материалов для представления лиц, отбывающих исправительные работы, к условно-досрочному освобождению от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом и т.п.

Инспекция исправительных работ и трудоустройства являлась структурным подразделением

гор(рай)отдела ОВД. Она подчинялась пятому отделу вышестоящего органа внутренних дел. Важные функции по руководству инспекциями лежали на пятых отделах МВД, УВД. Они обеспечивали организационнометодическое руководство, инспектировали их работу, оказывали помощь, распространяли и внедряли положительный опыт, совершенствуют формы и методы работы, и подготовки сотрудников.

Таким образом, уголовная и исправительно-трудовая политика в советский период развивались, исходя из

идеи об усилении воспитательных возможностей наказания. Это было обусловлено тем, что политикофилософская (социалистическая) доктрина власти стала активно влиять на карательную политику. Это выражалось в придании наказанию воспитательного акцента, увеличению его социальной роли. В этой связи большое значение отводилось наказаниям, основанным на общественном порицании и труде для общественного блага. Основной задачей вместо ответа на посягательство, стала ресоциализация личности преступника.

Список литературы:

1. Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. - М.: Высш. шк., 1976. - 383 с.

2. Богданов В.Я. Деятельность инспекций исправительных работ и трудоустройства по перевоспитанию осужденных. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. - 72 с.

3. Дворянсков И.В., Пертли В.А. Уголовноисполнительные инспекции (эволюция формирования и правового обеспечения деятельности): учебн. пособ.

- М.: АЭБ МВД РФ, 2007. - 148 с.

4. Зубков А.И, Калинин Ю.И, Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. - М.: НОРМА, 1998.

- 176 с.

5. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Общая часть: Лекции. -Тула: Автограф, 2001. - Т. 1. - 798 с.; Т. 2. - 686 с.

6. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959гг). История законодательства /Сост.: П.М.Лосев, Г.И. Рагулин. М.: Госюриздат, 1959. - 360 с.

7. Упоров И., Чорный В. Виды уголовных наказаний и порядок их исполнения, установленные в первых кодифицированных нормативных правовых актах России: Курс лекций. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998. - 44 с.

8. Чернышева Д.В. Возникновение и становление уголовно-исполнительных инспекций // Человек: преступление и наказание. - 2008. - №2. - С. 25-29.

9. Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1970. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.