10.3. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Пертли В.А., к.ю.н., член-корреспондент РАЕН. Должность: заведующий аспирантурой. Место работы: Международный юридический институт. email: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются виды и основания назначения наказаний без изоляции от общества в дореволюционной России. Автор описывает также органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказаний без изоляции от общества в XV - XIX веках.
Ключевые слова: наказание, изоляция, исправление, труд, принуждение.
EXECUTION OF PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
Pertly V.A., PhD in Law, member-correspondent of RAEN. Position: head of the postgraduate. Place of employment: International law institute. e-mail: [email protected]
Annotation: Types and reasons for prescribe punishments without isolation from society in pre-revolutionary Russia are discussed in the article. The author also describes bodies and institutions of executing of punishments without isolation from society in the XV - XIX centuries.
Keywords: punishment, isolation, reformation, labour, compulsion.
Эпоха Киевской Руси и Московского государства не отличалась гуманизмом. Поэтому наиболее популярными видами кары были телесные наказания и смертная казнь.
Согласно Судебнику 1497 г. самым распространенным телесным наказанием была так называемая торговая казнь, под которой понималось битье преступника кнутом на торгу, площади или в ином месте массового скопления людей. Публичная обстановка торговой казни, по замыслу законодателя, должна была не только способствовать достижению цели общего предупреждения преступлений, но и оказывать повышенное психологическое воздействие на осужденного.
Соборное Уложение 1649 г. предусмотрело применение ранее не известных членовредительских наказаний в виде отсечения руки, ноги, урезания носа, губы, вырывания глаза, ноздрей, которые назначались в основном за имущественные преступления.
Вместе с тем, в XVII веке особая роль стала принадлежать так называемым денежно-имущественным наказаниям. Они подразделялись на такие разновидности, как продажа1, возмещение ущерба2 и конфискация имущества.
В Соборном Уложении 1649 г. было упоминание уголовно-правовой меры, имевшей сходство с исправи-
1 Продажа представляла собой денежное взыскание, которое поступало в пользу лица, разбиравшего дело. Размер взыскания не был фиксированным и определялся судьей. Продажа, как правило, служила, дополнительным наказанием, например, к битью кнутом.
2 При присуждении возмещения ущерба, виновный был обязан выплатить сумму в пределах исковых требований. Исключением было посягательство на земельную собственность Великого Князя, боярина или монастыря. В этих случаях законом устанавливалась конкретная сумма.
тельными работам. В ст. 9 гл. XXI говорилось о «работах в кайдалах». Согласно этой норме преступники посылались после тюремного заключения «в украинские города, где государь укажет».
Исполнение наказаний периода Московского государства относилось к ведению специальных учреждений - приказов. Приказная система была основой государственного управления Московского государства. Непосредственно делом исполнения наказания ведали разбойные и земские приказы.
При Петре I новый импульс развития получает пенитенциарная система (как часть системы правосудия в широком смысле слова). Широкое распространение находят каторжные работы (известные еще Соборному Уложению3) и ссылка4.
Ссылка предполагала определенную свободу передвижения в пределах местности, наличие социальных связей, в том числе и родственных. Главный акцент делался на труд, а не изоляцию. Ближе к современному аналогу современной «колониальной» системы исполнения лишения свободы находятся каторжные работы, подразумевающие большую степень изоляции и контроля за осужденными.
В первой четверти XVIII века происходит окончательное соединение ссылки и принудительных работ. На первый план выдвинулась проблема труда преступников. Предусматривалось устройство особых смирительных домов (цухтгаузов) для мужчин и прядильных домов для женщин, куда должны были направляться лица «непотребного и невоздержанного жития ... которых никто в службу не приемлет ... люди ленивые, здоровые, нищие и гуляки, которые, не хотят трудиться о своем пропитании, ядят хлеб вотще, и прочие им подобные ... таковых надлежит сажать в смирительные домы, кто на какое время по злым его поступкам будет достоин, и посылать их на работу, чем бы они могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздные не были»5.
В XVIII веке приобрели особую актуальность проблемы разработки и исполнения наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Важной вехой в этом направлении является эпоха Просвещения, в которую коренным образом изменился подход к преступлению, начался отход от господствовавших прежде теологических трактовок его как «греховного поведения», результата действия сверхъестественных сил к рациональным объяснениям его причин. Как отмечает Г.Л. Рябова, именно в это время в трудах ученых стали появляться идеи о необходимости использования психологических знаний в процессе исправления осужденных.
В России эти идеи нашли благодатную почву: один из сподвижников реформ Петра I И.Т. Посошков отмечал необходимость учитывать при исполнении наказания психологию преступников, историк М.М. Щербатов призывал создавать законы с учетом психологии народа6.
3 Так, ст. 9, 10 главы ХXI Уложения предписывали посылать «работать в кандалах на всякие изделья, где государь укажет».
4 Применение ссылки в это время обусловлено не в последнюю очередь пространственно-географическим фактором: именно к концу XVII в. начинается «уголовно-исполнительное» освоение Сибири.
5 См.: Упоров И., Чорный В. Виды уголовных наказаний и порядок их исполнения, установленные в первых кодифицированных нормативных правовых актах России: Курс лекций. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998, С. 37.
6 См.: Рябова Г.Л. Исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних в дореволю-
1'2010
Пробелы в российском законодательстве
В рассматриваемый период происходит смягчение уголовной политики в отношении несовершеннолетних. В Указе Екатерины II, принятом в 1765 г., установлена «полная невменяемость участников преступлений в возрасте до 10 лет, предусматривалось освобождение от телесных наказаний в возрасте от 10 до 14 лет, а также значительное сокращение срока наказания в отношении совершивших преступление в возрасте 14-17 лет»7.
Новый подход к проблемам организации работы с несовершеннолетними осужденными был осуществлен в ходе судебной реформы 1864 г., когда у многих ученых и практиков сложилось четкое убеждение о нецелесообразности использования тюремного заключения для перевоспитания малолетних преступников. По мнению дореволюционного юриста А.М. Рубашевой, «старые меры борьбы с детскими преступлениями уже давно доказали свою несостоятельность. Стоявшая среди них на первом месте тюрьма заслужила в глазах большинства современных деятелей репутацию школы порока и преступлений, особенно опасной в детском возрасте8.
Что касается исполнения наказаний, которые сегодня принято относить к альтернативным лишению свободы, то они регламентировались в многочисленных правовых актах Российской империи. К ним можно отнести, в частности, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г. (далее - Общие положения о крестьянах), Сельский судебный устав для государственных крестьян, включенный в Свод законов Российской империи издания 1857 г. (далее - Сельский судебный устав), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 г. (далее - Устав о наказаниях), Временный приказ о волостном суде 1898 г.9 и другие нормативно-правовые акты, а также решения Правительствующего Сената, циркуляры МВД и разъяснения Министерства юстиции.
Согласно Судебному сельскому уставу для государственных крестьян наказания за проступки установлялись следующие: денежное взыскание, употребление в работу, заключение под стражу, наказание розгами и удаление из общества. Согласно ст. 101 и 102 Общих положений о крестьянах общественные работы сроком до 6 дней назначали волостные или крестьянские суды при следующих условиях: состояние подсудимого в сословии крестьян; принадлежность обвиняемого крестьянина к волости; «маловажность проступка»; совершение проступка на территории волости в отношении лиц, принадлежащих к тому же сословию; совершение проступка без участия лиц других состояний или сословий, а также когда данные проступки не находятся в связи с преступле-
ционной России (психолого-юридический анализ) // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Вологда, 7 декабря 2005 г.): В 2 ч. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - Ч. 2. - С. 267-268.
7 Цит. по: Фильченков Г.И. Обеспечение контроля за осужденными несовершеннолетними. М., 1995. С. 6.
8 Там же. С. 7.
9 Волостной суд - выборный сословный судебный орган 2-й половины 19 - начала 20 вв., разбирал мелкие гражданские и уголовные дела крестьян. - См.: История отечества древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь / Иванов Б.Ю., Карев В.М., Куксина Е.И. и др. М., 1999. С. 145.
ниями, которые относятся к компетенции общих судебных мест (например, мировых судов). Общественные работы волостной суд назначал лишь в случае несостоятельности осужденного к уплате денежного штрафа (максимальный размер штрафа не превышал 30 руб.) из расчета 2 руб. денежного взыскания за каждый день общественных работ.
Практика назначения и исполнения данного вида наказания волостными судами наглядно показана в отчете специальной комиссии, опубликованном в 1874 г. Согласно отчету комиссии в южных и юго-восточных губерниях (Харьковская, Самарская, Полтавская. Киевская. Саратовская, где были расположены 223 волости) общественные работы применялись реже других видов наказаний (розги, штраф, арест). Причины связаны, во-первых, с отсутствием таких работ, во-вторых, невозможностью надзора за осужденными. Если общественные работы и применялись, то для «посрамления» за пьянство и распутную жизнь. Указывалось, что «с общественными работами хлопот много, а толку мало, надо ставить особого человека для понуждения и наблюдения за приговоренными (т. II, стр. 60), а то уйдут и не станут работать, да и с другим ничего не поделаешь (т. II, стр. 70) и насильно не принудишь (т. II, стр. 37)».
Таким образом, общественные работы приобрели вид альтернативного лишению свободы и телесным карам наказания. Они применялись «лишь в замену денежного взыскания в случае несостоятельности» и не несли с собой применение к осужденным никаких воспитательных и профилактических мер.
Особая система мер предусматривалась в отношении несовершеннолетних преступников. С учетом широкого распространения гуманистических взглядов, в законодательстве определены конкретные пути сокращения случаев применения к несовершеннолетним тюремного заключения, некоторые из которых, по нашему мнению, не потеряли актуальности и в настоящее время.
1. Введение новых мер пресечения, избрание которых разрешалось в отношении обвиняемых в возрасте до 17 лет. В результате для предупреждения их уклонения от следствия и суда применялось не только заключение под стражу, но и передача под надзор законных представителей или лиц, изъявивших согласие контролировать поведение подростков в процессе расследования, а также направление на период следствия в исправительный приют или колонию либо временное помещение в монастыри, соответствующие вероисповеданию обвиняемых.
2. Возможность освобождения от наказания подростков в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления без разумения, и их передача для домашнего исправления гражданам, согласным принять нуждающихся в попечении малолетних. Выбор таких лиц возлагался только на суд, который чаще передавал правонарушителей под надзор посторонним благонадежным лицам, чем родителям несовершеннолетних.
3. В отношении лиц в возрасте 14-17 лет, совершивших преступление с разумением, предусматривалась замена тюремного заключения, как правило, направлением в исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних преступников с уменьшением времени нахождения в этих учреждениях в зависимости от обстоятельств дела от одной трети до половины по сравнению со сроками наказания, предусмотренными за аналогичные деяния взрослым лицам.
4. Законодательство предусматривало возможность назначения несовершеннолетним тюремного заключения в том случае, если они участвовали в наиболее тяжких преступлениях, при этом предусматривалось обязательное сокращение срока наказания, как правило, на одну треть. После отбытия тюремного заключения несовершеннолетние передавались под надзор полиции на срок от одного года до двух лет10
Таким образом, законодательство дореволюционной Росси предусматривал целый ряд альтернатив лишению свободы, при этом не требующих в большинстве своем каких-либо финансовых затрат, а вовлекающих в процесс исправления не только представителей государства, но и представителей общественности, а также близких осужденного. Думается, что это кроме материальных преимуществ, имело существенное значение для ресоциализации осужденных, давало им шанс оставаться успешно адаптироваться в обществе, не совершая новых преступлений.
Вместе с тем, в Российской империи до 1917 г. не существовало единой системы органов, исполняющих наказания без изоляции от общества. Эти функции выполняли не только подразделения МВД и местные органы исполнительной власти, но и органы так называемого государственного призрения, система которых была введена еще Петром I и имела разветвленный контур централизованного и местного управления.
В соответствии с концепцией правовой реформы 1864 г. инициировалось открытие специальных благотворительных обществ, содействующих исполнению наказаний и ресоциализации осужденных. В дореволюционной России не только существовала научно обоснованная превентивная доктрина, но и складывалась тенденция к усилению взаимодействия официальных структур и неофициальных организаций в русле гуманистически ориентированной идеологии социальной помощи и усиления адресности в предоставлении социальных услуг разным категориям дезадаптированных несовершеннолетних и обогащения их опытом социального поведения - выдача денежных ссуд, обеспечение их инструментом для занятия ремеслом или сельскохозяйственными работами, подыскивание мест учебы и работы. Как свидетельствует дореволюционная криминальная статистика, в тех исправительных заведениях, где существовал четко налаженный патронат, процент рецидива был зна-11
чительно ниже .
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что до революции в нашей стране не существовало единой концепции исполнения наказаний без изоляции от общества. Основным видом наказания оставалось лишение свободы. Именно в этом направлении развивалась уголовная и уголовно-исполнительная политика царской России.
Список литературы:
1. Багрий-Шахматов Л.В. Уголовная ответственность и наказание. - М.: Высш. шк., 1976. - 383 с.
2. Бушуев И.А. Исправительные работы. - М.: Юрид лит. - 1968. - 199 с.
10 См.: Рябова Г.Л. Указ. соч. С. 269.
11 См.: Безносов Д.С., Смирнов В.Д. Специфика деятельности и психологическая культура сотрудников УИИ // Порядок и условия исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества. Материалы межвузовской научно-практической конференции: Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников УИС Минюста России, 30-31 января 2003 года. - СПб.: Нестор, 2003.- С. 73.
3. Дворянсков И.В., Пертли В.А. Уголовноисполнительные инспекции (эволюция формирования и правового обеспечения деятельности): учебн. пособ.
- М.: АЭБ МВД РФ, 2007. - 148 с.
4. Зубков А.И, Калинин Ю.И, Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. - М.: НОРМА, 1998.
- 176 с.
5. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Общая часть: Лекции. -Тула: Автограф, 2001. - Т. 1. - 798 с.; Т. 2. - 686 с.
6. Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. /Н.С. Таганцев. -14-е изд., пе-ресм. и доп. - СПб.: Американская Скоропечатня, 1909. - 1111 с.
7. Упоров И., Чорный В. Виды уголовных наказаний и порядок их исполнения, установленные в первых кодифицированных нормативных правовых актах России: Курс лекций. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998. - 44 с.
8. Чернышева Д.В. Возникновение и становление уголовно-исполнительных инспекций // Человек: преступление и наказание. - 2008. - №2. - С. 25-29.