1.9. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Учаева Екатерина Николаевна, соискатель. Место учебы: кафедра публичного права России и зарубежных стран, Марийский государственный университет. Должность: главный специалист-эксперт. Место работы: юридического отдел Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл. E-mail: [email protected]
Аннотация: В представленной статье исследуются нормативные правовые акты по вопросам осуществления муниципальными образованиями бюджетного процесса и определению полномочий субъектов бюджетных правоотношений всех уровней и отмечается, что при наличии достаточного их количества, имеется ряд неурегулированных проблем.
Ключевые слова: договор, расходы, закон, местный, финансы, контроль, принцип самостоятельности, бюджетный, процесс.
Правовую основу регулирования бюджетного процесса, в том числе и на местном уровне, в первую
очередь, составляет Конституция Российской Федера-
1
ции
Конституция России, устанавливая и гарантируя местное самоуправление, предусматривает его самостоятельность в пределах своих полномочий.
На основе конституционных положений разработано бюджетное законодательство Российской Федерации. Верховенство в регулировании бюджетных правоотношений занимает Бюджетный кодекс Российской Федерации2, часть третья которого определяет состав участников бюджетного процесса, бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, т.е. полностью посвящена основам бюджетного процесса, в том числе, на уровне муниципальных образований.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования принимают собственные правовые акты в развитие названных норм федерального законодательства.
Так, в Республике Марий Эл принят Закон от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл»3, «Положение о бюджетном процессе в городском округе «Город Йошкар-Ола», утвержденное решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 декабря 2007 года № 5l8-IV4 и другие.
Вместе с тем, не смотря на то, что по вопросам осуществления муниципальными образованиями бюджетного процесса и определению полномочий субъектов бюджетных правоотношений принято и действует достаточное количество нормативных актов, остаются неурегулированными ряд проблем.
Перечень участников бюджетного процесса установлен пунктом 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Фе-
1 «Российская газета», № 7. 21.01.2009
2 «Российская газета», № 153-154. 12.08.1998.
3 «Марийская правда», № 143. 03.08.2007.
4 «Йошкар-Ола», № 52. 29.12.2007.
дерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
В пункте 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены общие положения в отношении бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти (исполнительнораспорядительных органов муниципальных образований), которые реализуются на следующих этапах бюджетного процесса: составление проекта соответствующего бюджета, исполнение соответствующих бюджетов, а также контроль за их исполнением, осуществление бюджетного учета, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Участие исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) в бюджетном процессе происходит по следующим направлениям: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджет-ных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренными Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Учаева Е.Н.
иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Анализ норм законодательства, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности говорит о следующем.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (статья
11 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Представительный орган муниципального образования рассматривает проект бюджета и утверждает бюджет, осуществляет последующий контроль за его исполнением и утверждает отчет об исполнении бюджета, устанавливает расходные обязательства.
Вместе с тем, обеспечивает составление проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа муниципального образования, обеспечивает исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение, управление муниципальным долгом, обеспечивает местная администрация5.
При составлении проектов местных бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме, должны быть отражены все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов.
Так, согласно статье 38 Положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Йошкар-Ола»6, планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены решениями представительного органа местного самоуправления, постановлениями главы муниципального образования, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных правовых актов органов местного самоуправления.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены решениями представительного органа местного самоуправления, постановлениями главы муниципального образования, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с
5См.: «Положение о бюджетном процессе в городском округе «Город Йошкар-Ола», утвержденное решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 декабря 2007 года № 518-М.
6 «Йошкар-Ола», № 52. 29.12.2007.
увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных правовых актов органов местного самоуправления.
К расходным обязательствам муниципального образования (т.е. бюджетным ассигнованиям), которые, должны быть отражены в местном бюджете, можно отнести долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, возможность утверждения которых предусмотрена пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полномочия по их утверждению данной нормой возложены на администрацию муниципального образования.
Однако, указанные полномочия не согласуются с положениями подпункта 4 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»7 согласно которому, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Рассматривая долгосрочные целевые программы как один из видов программ развития муниципального образования, которые местные администрации в соответствии со статьей 184.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации представляют для утверждения одновременно с проектом решения о бюджете в представительный орган, а также, с целью исключения смешения компетенций, на наш взгляд, необходимо внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предоставив местным администрациям лишь право разработки, принятия и одобрения долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств местного бюджета. Утверждаться такие программы должны представительным органом
Из изложенного, можно сделать вывод о том, что эффективности деятельности органов местного самоуправления при осуществлении бюджетного процесса невозможно достичь без четкой регламентации на законодательном уровне.
Основополагающие правовые акты в Российской Федерации приняты, вносятся изменения. Однако, отдельные нормы действующего законодательства требуют уточнения и скорейшее устранение имеющихся противоречий позволит решить возникающие у органов местного самоуправления вопросы.
Список литературы:
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1998г., № 31, ст. 3823
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1996г., № 5, ст. 410,
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003г., № 40, ст. 3822
4. «Положение о бюджетном процессе в городском округе «Город Йошкар-Ола», утвержденное решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 25 декабря 2007 года № 518-!У.
7 «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
Рецензия
ка статью Учаевой Е.Н. «Полномочия субъектов муниципального бюджетного процесса: правовые аспекты»
От четкой регламентации полномочий субъектов бюджетного процесса на законодательном уровне зависит эффективность деятельности органов местного самоуправления при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджетов, контроле за их исполнением, осуществлении бюджетного учета, составлении, внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.
В представленной на рецензирование статье исследуются нормативные правовые акты по вопросам осуществления муниципальными образованиями бюджетного процесса и определению полномочий субъектов бюджетных правоотношений всех уровней и отмечается, что при наличии достаточного их количества, имеется ряд неурегулированных проблем.
Проведенный автором анализ норм действующего законодательства позволил сделать определенные выводы, выявить существующие пробелы. Внесенные автором предложения отличаются практической значимостью, направлены на устранение имеющихся противоречий.
С этих позиций подготовленная к публикации научная статья Учаевой Е.Н. представляется актуальной.
Статья «Полномочия субъектов муниципального бюджетного процесса: правовые аспекты» может быть рекомендована к опубликованию.