Научная статья на тему '012. 03. 025. Фраскет М. , Кальдерон Х. , Кервера А. Сотрудничество университетов и промышленности с точки зрения маркетинга взаимосвязей: эмпирический анализ на примере испанского университета. Frasquet M. , Calderon H. , Cervera A. university-industry collaboration from a relationship marketing perspective: an empirical analysis in a Spanish University // higher education OnlineFirst. - 2011. - October. - p. 1-14. - doi:10. 1007/s10734-011-9482-3'

012. 03. 025. Фраскет М. , Кальдерон Х. , Кервера А. Сотрудничество университетов и промышленности с точки зрения маркетинга взаимосвязей: эмпирический анализ на примере испанского университета. Frasquet M. , Calderon H. , Cervera A. university-industry collaboration from a relationship marketing perspective: an empirical analysis in a Spanish University // higher education OnlineFirst. - 2011. - October. - p. 1-14. - doi:10. 1007/s10734-011-9482-3 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ / МАРКЕТИНГ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ / КОММУНИКАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «012. 03. 025. Фраскет М. , Кальдерон Х. , Кервера А. Сотрудничество университетов и промышленности с точки зрения маркетинга взаимосвязей: эмпирический анализ на примере испанского университета. Frasquet M. , Calderon H. , Cervera A. university-industry collaboration from a relationship marketing perspective: an empirical analysis in a Spanish University // higher education OnlineFirst. - 2011. - October. - p. 1-14. - doi:10. 1007/s10734-011-9482-3»

дентами результатов действия этой программы. Подобное институциональное решение может быть использовано в других странах, сталкивающихся с ростом числа зарубежных студентов.

В заключение авторы отмечают, что интернационализация образования - это отличный способ содействовать развитию единого глобального общества.

М.Н. Лавров

2012.03.025. ФРАСКЕТ М., КАЛЬДЕРОН Х., КЕРВЕРА А. СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ИСПАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

FRASQUET M., CALDERON H., CERVERA A. University-industry collaboration from a relationship marketing perspective: An empirical analysis in a Spanish university // Higher education OnlineFirst. - 2011. -October. - P. 1-14. - D0I:10.1007/s10734-011-9482-3.

Ключевые слова: взаимосвязи между университетами и промышленностью; маркетинг взаимосвязей; коммуникации; сотрудничество; обязательства.

Авторы из Университета Валенсии (Испания) рассматривают особенности построения взаимосвязей между университетами и промышленностью с использованием концепции маркетинга взаимосвязей на примере программ интернатуры для студентов испанского университета, обучающихся по образовательным программам социальных наук.

Развитие системы университетского образования в целом отвечает среднему уровню для стран ОЭСР: в стране действуют 77 университетов, 50 из которых государственные, что составляет 1,7 университета на 1 млн. жителей; 39% граждан Испании в возрасте от 24 до 34 лет имеют высшее образование (с. 3). Вместе с тем построение связей между университетами и компаниями реального сектора осложняется действием таких факторов, как отсутствие предпринимательских стимулов у университетов, ограниченный характер их усилий по привлечению компаний, проблемы различных языков, разрыва поколений, недостатка времени и построения каналов взаимосвязей. При этом очевидно, что подобное

межсекторное взаимодействие должно приносить выгоды обеим сторонам процесса. Университеты - это важный источник знаний и место проведения ИР, подготовки квалифицированной рабочей силы. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие. Промышленные компании, во-первых, обладают необходимыми мощностями для организации как исследовательского, так и образовательного процесса, и, во-вторых, в рамках программ интернатуры могут извлекать дополнительную прибыль от подготовки будущих сотрудников.

В своей работе с помощью разработанной теоретической модели авторы анализируют межсекторные взаимосвязи и взаимодействия, используя такие категории, как удовлетворенность, доверие, функциональный конфликт, обязательства, сотрудничество и др.

Под коммуникациями в работе понимается в широком смысле формальное и неформальное разделение значимой и определенной во времени информации между фирмами, что акцентирует большее внимание на эффективности информационного обмена, чем на его объеме (с. 3). Доверие, по мнению автора, - одна из ключевых категорий, которая выражается в убеждении одной фирмы в том, что действия другой фирмы приведут к положительному результату для первой, а также в том, что другая фирма не будет осуществлять неожиданных действий, которые могут вызвать негативные последствия (с. 4). Удовлетворенность трактуется в работе как «позитивное эмоциональное состояние, являющееся результатом оценки всех аспектов взаимосвязей фирмы с другой компанией на протяжении определенного периода времени» (цит. по: с. 4). Взаимозависимость организаций может периодически выражаться в возникновении конфликтов. Авторы отмечают, что функциональные конфликты могут носить положительный характер, если они позитивно разрешаются, стимулируя эффективность взаимосвязей между компаниями. Функциональный конфликт в таком случае может определяться как «оценочное определение результата последних усилий, направленных на разрешение противоречий» (там же). Обязательство трактуются в работе как желание развивать стабильные взаимосвязи, готовность идти на жертвы в краткосрочной перспективе для поддержки связей и вера в их стабильность (с. 5). Сотрудничество в сфере ИР определяется авторами как «кооперация в рамках группы или коллектива на организационном

и индивидуальном уровнях с целью коллективного достижения цели в виде создания полезных инноваций» (цит. по: с. 6).

Взаимосвязь между данными категориями в рамках разработанной авторами теоретической модели выражается в следующих гипотезах: Н1) коммуникации между организацией и университетом позитивно влияют на рост доверия к нему; Н2) коммуникации между организацией и университетом позитивно влияют на степень удовлетворенности от взаимосвязей; Н3) коммуникации между организацией и университетом позитивно влияют на функциональность конфликтов; Н4) доверие к университету позитивно влияет на возникновение обязательств во взаимосвязях; Н5) удовлетворенность от взаимосвязей позитивно влияет на возникновение обязательств в них; Н6) удовлетворенность от взаимосвязей позитивно влияет на доверие к университету; Н7) удовлетворенность от взаимосвязей позитивно влияет на сотрудничество между организацией и университетом; Н8) функциональный конфликт между организацией и университетом позитивно влияет на сотрудничество с ним; Н9) наличие обязательств организации перед университетом позитивно влияет на сотрудничество с ним (с. 5-6). Графически общая схема этой модели представлена на рис. 1.

Рисунок Теоретическая модель (с. 7)

Эмпирическая верификация заявленных гипотез проведена авторами на примере одного из крупнейших университетов Испании - Университета Валенсии - путем опроса управляющих фонда

университета, координаторов программ интернатуры экономического факультета и 332 компаний из 1424, участвующих в данных программах (с. 7). Подробное описание построения модели расчетов представлено в работе на с. 9-11.

Авторами получены следующие результаты: коммуникации являются значимыми по отношению к таким переменным, как доверие (Н1), удовлетворенность (Н2) и функциональный конфликт (Н3), что подтверждает важную роль коммуникаций в построении взаимосвязей; позитивное влияние доверия на возникновение обязательств (Н4) не подтверждено, но на обязательства оказывает сильное влияние удовлетворенность (Н5); удовлетворенность также оказывает значимое положительное влияние на доверие (Н6), но его влияние на сотрудничество (Н7) не подтвердилось; сотрудничество оказывает значимое влияние на функциональный конфликт (Н8) и возникновение обязательств (Н9) (с. 11).

Университеты и промышленные компании имеют различные организационные структуры, цели и процессы, что требует больших усилий с обеих сторон в том, чтобы понять друг друга. Для этого необходимо построение системы эффективных коммуникаций между ними и эффективного разрешения функциональных конфликтов. Рост удовлетворенности от результатов взаимодействий ведет к возникновению обязательств их развития и большему доверию. Отсутствие позитивной связи между степенью удовлетворенности от совместных проектов и развитием сотрудничества авторы объясняют текущей экономической ситуацией в Испании. Она характеризуется сокращением персонала. При этом авторы отмечают, что даже поддержка существующего уровня взаимосвязей является амбициозным проектом для многих фирм. Установление доверия между университетом и промышленной компанией не означает роста ее обязательств перед партнерами.

В заключение авторы указывают, что проведенное исследование имеет ряд ограничений, так как его масштабы предполагали анализ взаимосвязей между университетами и промышленностью лишь на примере одного крупного университета и лишь в области общественных наук. С точки зрения расширения количества рассматриваемых переменных, авторы предполагают возможность включения в модель параметра репутации университета, а также оценки длительности существующих взаимосвязей. По мнению

авторов, результаты исследования могут быть использованы университетами при построении стратегий взаимодействия с промышленными компаниями.

М.Н. Лавров

2012.03.026. КАНТВЕЛ Б. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ: КОНТРОЛЬ НА АРЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

CANTWELL B. Transnational mobility and international academic employment: Gatekeeping in an academic competition arena // Minerva. -L., 2011. - Vol. 49, N 4. - P. 425-445. - DOI: 10.1007/s11024-011-9181-3.

Ключевые слова: академическая мобильность; научные сотрудники с ученой степенью; академическая занятость; высшее образование; США; Великобритания; иммиграция; глобальная академическая конкуренция.

Автор из Университета штата Мичиган (США) анализирует академическую мобильность и миграцию на примере квалифицированных специалистов, имеющих ученую степень и занятых в сфере наук о жизни и технических наук в США и Великобритании.

Эмпирической основой исследования стали 49 интервью, проведенные в 2008-2009 гг. с 22 мобильными учеными, 22 профессорами и 22 руководителями исследовательских проектов, занимающимися наймом работников, а также пятью администраторами из отделов по кадрам двух крупных государственных исследовательских университетов в США и двух - в Великобритании.

В современной науке университеты рассматриваются как центральный элемент глобальной конкуренции за знания, инновации и человеческий капитал. Исследования в области науки и технологий, высшего образования обращаются к таким темам, как глобальные потоки знаний и технологий, людских ресурсов, конкуренция за привлечение ученых и студентов из-за рубежа. Экономика и политология изучают миграцию высококвалифицированных специалистов. Во всех этих исследованиях образованные мигранты рассматриваются в контексте государственных стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности страны. Однако во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.