Искусствоведение список научных статей
-
Хоральная партита в творчестве И.С. Баха и его предшественников
Статья посвящена жанру хоральной партиты в творчестве западноевропейских композиторов, начиная с Я.П. Свелинка и заканчивая И.С. Бахом. Наибольшее внимание уделено баховской партите на тему хорала “Sei gegrüßet Jesu gütig”, являющейся вершиной жанра.
2020 / Е В. БурундуковскаяВАК -
Контрабас и смычок Доменико Драгонетти
В статье рассматривается строй контрабасов, на которых играл Доменико Драгонетти, и конструкция его смычка; приводятся высказывания Драгонетти и его современников, свидетельствующие о преимуществах квартового строя контрабаса, итальянского смычка и связанной с ним смычковой техники.
2020 / О В. ЖестковаВАК -
ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ. Эссе систематизации гармонических прогрессий
Теория гармонических векторов Николя Меюса является новой теорией в области тональности и гармонического анализа. Первый перевод основополагающей статьи Меюса на русский язык может способствовать новой динамике исследований в российском музыковедении.
2020 / Н Меюс, С КасьянВАК -
Новые формы композиторской работы со словом в хоровом цикле “Homo cantans” Ольги Викторовой
Статья посвящена одной из актуальных тенденций в современной музыке, связанной с областью взаимодействия вербального и музыкального начал. В центре рассмотрения — ярко отражающее данную тенденцию произведение: хоровой цикл Ольги Викторовой “Homo cantans” (2002), который демонстрирует новые формы...
2020 / Е В. Мельникова, А Г. КоробоваВАК -
Вокруг отечественных споров 60-х годов по поводу «бранного слова» в советской музыке
В статье рассматривается проблема художественной оценки авангардных техник письма в творчестве композиторов национальных республик Советского Союза. 1960-е годы стали временем постепенной трансформации взглядов и установок на западные средства выразительности — от жёсткой критики к более...
2020 / М В. ШатрашановаВАК -
Песенная традиция закамских удмуртов (по результатам полевых экспедиций 2017–2018 годов)
В статье осуществляется характеристика песенной системы закамских удмуртов — локальной группы удмуртов, проживающих на северо-западе Башкортостана. Её стилевая и стадиальная неоднородность, определяемая взаимодействием этнически характерной и заимствованной (прежде всего, кряшенской) составляющих,...
2020 / М В. Бочкарёва, Е М. СмирноваВАК -
О дореволюционных церковно-певческих переводах для удмуртов
Статья посвящена важнейшей части музыкальной культуры удмуртов — практике православного пения на родном языке. Объектом внимания впервые становятся дореволюционные сборники церковных песнопений, анализ которых позволяет выявить ряд особенностей певческой традиции.
2020 / А Т. ГумероваВАК -
Начальный этап работы Р.М. Глиэра над программами класса специальной теории в Киевской консерватории: по архивным материалам (1913–1915)
Статья посвящена начальному периоду работы Р.М. Глиэра в Киевской консерватории. Рассматривается важный и малоизученный этап подготовки программ класса специальной теории в новой консерватории. Материалом к работе служат неопубликованные архивные документы (выявленные в Российском государственном...
2020 / Я А. ГурецкаяВАК -
Опера До Хонг Куана «Красные листья» в аспекте взаимодействия культур
В статье рассматриваются некоторые национальные приёмы исполнения, использованные вьетнамским композитором До Хонг Куаном в опере «Красные листья», их взаимодействие с западноевропейскими.
2020 / Д ЗагидуллинаВАК -
Musique concrète Янниса Ксенакиса
В статье рассматриваются электроакустические сочинения Я. Ксенакиса (Diamorphoses, Concret PH, Orient-Occident и Bohor ), написанные им в студии GRM в 1957–1962 годах, с позиции их соответствия эстетике конкретной музыки. Сделан вывод, что, несмотря на общее неприятие серийной и электронной музыки, ...
2020 / А В. КлёповаВАК -
Сохранение и трансляции локальной певческой традиции на примере творчества Ю.Т. Ерёмкиной
Статья посвящена проблемам сохранения и развития народной певческой традиции чувашей на примере индивидуального творчества современного мастера народного пения Ю. Т. Ерёмкиной. Автор рассматривает специфические закономерности её исполнительского стиля, обусловленные фонетикой языка, диалекта и...
2020 / Л В. ПетуховаВАК -
С.С. Прокофьев. Несколько страниц о театре
Прокофьев создал свой музыкальный театр. Он сотрудничал с режиссёрами, артистами, драматургами. Новый фактологический материал статьи дополняет эту сторону его натуры в связях с людьми, посвятившими себя театру, в деталях работы над музыкой к «Египетским ночам», в контактах с В. Мейерхольдом и С....
2020 / Н П. СавкинаВАК -
О некоторых особенностях претворения интонаций марийских народных песен в музыке А. Эшпая
Статья посвящена рассмотрению особенностей преломления в музыке А. Эшпая интонаций марийских народных песен. Глубоко почитая музыкальный фольклор родного для него народа, он нередко прибегал к методу цитирования. На примере анализа музыки его Второй и Третьей симфоний, а также Концерта для оркестра ...
2020 / А Н. Хасанова, А О. ОреховаВАК -
Духовная тематика в инструментальных сочинениях Леонида Любовского
Статья посвящена произведениям современного композитора Леонида Любовского. Его сочинения в значительной части связаны с духовной тематикой, он обращается как к каноническим, так и к нетрадиционным жанрам, стремясь отразить одну из самых волнующих его тем — поиски истины и смыслов жизни в условиях...
2021 / Г Н. АкбароваВАК -
Пейзаж в хоровой миниатюре П.Г. Чеснокова: образный строй и способы художественного воплощения
В статье рассматриваются особенности развития пейзажной хоровой миниатюры a cappella в творчестве П.Г. Чеснокова (образная сфера, музыкально-выразительные и вокально-хоровые средства). Пейзажная миниатюра П.Г. Чеснокова проанализирована в аспекте мировоззренческих и эстетических позиций позднего...
2021 / А А. ИлларионоваВАК -
Ранние сонаты для фортепиано в четыре руки В.А. Моцарта
В статье рассмотрены сонаты для фортепиано в четыре руки К. 19d, К. 381 и К. 358 В.А. Моцарта. Они представлены в историческом контексте как единая группа ранних сочинений, обладающих чертами концертности и спецификой фактуры.
2021 / К С. КемоваВАК -
Вспоминая друга… Памяти А.А. Асадуллина2021 / К Х. МонасыповВАК
-
Вклад Ибн ал-Хатиба в андалусско-магрибское классическое музыкальное наследие
На основе поэтических текстов из сохранившихся марокканских песенных сборников XVIII–XIX веков раскрывается вклад выдающегося арабо-испанского учёного-энциклопедиста Ибн ал-Хатиба в андалусское поэтико-музыкальное наследие и теорию музыки. С одной стороны, его строфическая поэзия стала неотделимой...
2021 / Т С. СергееваВАК -
Творческая жизнь Казанской консерватории: из опыта работы
На протяжении 75-летней истории Казанская консерватория выполняла роль крупного культурно-просветительского центра. Статья посвящена творческой жизни вуза, направлениям и особенностям её развития. Материалом послужил практический опыт автора работы.
2021 / Е Л. ХакимоваВАК -
Творческая деятельность М.А. Юдина: по материалам архивов Санкт-Петербурга и Казани
Статья знакомит с архивными материалами ленинградского периода творчества М. А. Юдина (1893–1948) — русского советского композитора, профессора Ленинградской и Казанской консерваторий. В архивных документах отражается уникальность и многоплановость его творческой деятельности.
2021 / Т В. ХаритоноваВАК