ЮБИЛЕИ
ANNIVERSARIES
Е. Л. Хакимова
Творческая жизнь Казанской консерватории: из опыта работы
К 75-летию Казанской консерватории
Аннотация
На протяжении 75-летней истории Казанская консерватория выполняла роль крупного культурно-просветительского центра. Статья посвящена творческой жизни вуза, направлениям и особенностям её развития. Материалом послужил практический опыт автора работы.
Ключевые слова: Казанская консерватория, творческая деятельность, международное сотрудничество, концертная жизнь, творческий центр, конкурсы и фестивали, творческие коллективы.
E. L. Khakimova
Creative life of the Kazan Conservatory: facts from experience
On the 75th anniversary of the Kazan Conservatory
Summary
Throughout its 75-year history, the Kazan Conservatory has served as a major cultural center. The creative potential of the university has been shown from the first days. The foundations of professional organization of creative work laid in the late 80's were further developed. New concert halls and additional state support became an incentive to its acceleration. In the 21st century, creative work planning provides for the development and renewal of activities taking into account modern requirements and technologies. The Conservatory today largely defines the creative image of Kazan and Tatarstan and, thus, fits into the cultural space of Russia. Keywords: Kazan Conservatory, creative activity, international cooperation, concert life, creative center, competitions and festivals, creative groups.
Статья поступила: 15.02.2021.
азанская консерватория, юбилей которой состоялся в 2020 году, но празднование по причинам пандемии ещё только предстоит, все 75 лет своего существования была не только образовательным, но и крупным творческим центром Казани, Татарстана и всего Волжско-Камского региона, зачастую выступая неким «камертоном» музыкальной культуры, указывая и определяя тот уровень профессионализма, академического мастерства, к которому следует стремиться музыкантам. Сегодня, в XXI веке, консерватория значительно укрепила свои лидирующие позиции в концертно-творческой работе, вовлекая в свою «концертную орбиту» российских и зарубежных музыкантов-профессионалов в качестве исполнителей, а любителей академической и народной музыки разных поколений — в качестве слушателей.
Творческая деятельность всегда была в числе первостепенных направлений. С первых дней работы вуз заявил о себе как о большом творческом коллективе, который сразу «оживил» послевоенную музыкальную жизнь города и республики. Несмотря на тяжелейшие условия послевоенной разрухи, во многом стараниями своего основателя и первого ректора Назиба Жиганова, консерватория получила возможность развиваться во всех направлениях исполнительской деятельности. Уже в «первую пятилетку» работы был создан симфонический оркестр студентов (первый руководитель и дирижёр — Джаляль Садри-жиганов), начались постановки оперных спектаклей (первым в 1950 году стал «Евгений Онегин» Чайковского, режиссёр Иван Просторов). Как ярчайшие события музыкальной жизни столицы Советской Татарии вспоминаются концерты основанной в 1947 году Хоровой капеллы (впоследствии — Хора студентов консерватории) под управлением Семёна Ка-зачкова. Эти творческие коллективы в самом начале существования имели в своём составе не только учащихся — на помощь молодому
вузу приходили и более опытные казанские музыканты, и студенты музыкального училища, и любители музыкального искусства; консерватория, таким образом, аккумулировала лучшие исполнительские силы.
Позже концертную жизнь города обогатили выступления целого ряда коллективов. Это Оркестр народных инструментов (1965, руководитель — Анатолий Тихонов), Духовой оркестр (1970, руководитель — Шамиль Низамутдинов). Концерты организованных на рубеже 1970-80-х годов Камерного оркестра (руководитель — Вадим Афанасьев), Струнного квартета (в составе: Ш. Мона-сыпов, М. Зарипов, К. Монасыпов, А. Аса-дуллин)1 и Трио консерватории (в составе: Э. Бурнашева, Н. Ихсанова, Г. Сафина) стали образцом высокого профессионализма и открыли новые яркие страницы в творческой деятельности вуза.
Добрыми традициями уже в то время стали классные и кафедральные, сольные и ансамблевые концерты, проводившиеся в Малом и Камерном залах. Нередко концертные программы объединялись в циклы — например, в исполнении студентов того или иного фортепианного класса можно было услышать все сочинения Шопена или Равеля, все прелюдии и фуги Баха, все сонаты Прокофьева или Скрябина, 32 сонаты Бетховена! Посещение таких концертов было и потребностью, и обязанностью каждого музыканта.
Важное место в творческой жизни занимало исполнение новой музыки: именно на базе консерватории не раз проводились пленумы и съезды Союза композиторов, и силами консерваторских музыкантов исполнялись их сочинения.
Установленный в 1972 году в Актовом зале консерватории орган фирмы "Rieger-Closs" открыл новую страницу в культурной жизни города. Запоминающимися событиями стали не только сольные концерты, но также глобальные и сложнейшие по содержанию циклы «Из истории органной музыки», «Бах, его предшественники и современники»
и «Мир как большая симфония», исполненные первым татарским органистом Рубином Абдул-линым.
Яркие впечатления оставляли организованные консерваторией концерты в Казани таких крупных музыкантов, как Мстислав Ростропо-вич, Ирина Архипова, Николай Петров, Гидон Кремер — попасть на подобный концерт было большой удачей, даже если приходилось слушать, стоя в переполненном зале или сидя на ступеньках.
Оценивая в целом концертно-творческую жизнь консерватории в первые 40 лет существования, отметим её постоянное расширение и постепенную активизацию; вместе с тем, несмотря на значительные успехи, крупных мероприятий (фестивалей, концертов, мастер-классов), которые сегодня бы назвали «знаковыми» или «брендовыми», было всё же немного. Творческая жизнь текла размеренно; своё влияние на форму и содержание оказывали и советские идеологические установки. Между тем само время «рубежа эпох», начало периода демократизации в стране, постепенное открытие границ и расширение творческих контактов требовало новых подходов.
В конце 1980-х столица Татарстана заметно оживилась; город стал поистине «музыкальной Казанью». И «центром притяжения» любителей академического искусства стала именно консерватория. По инициативе нового ректора, молодого и дальновидного Рубина Абдуллина в 1989 году была учреждена специальная должность проректора по концертной работе2, на которую был назначен пианист, педагог и грамотный организатор Семён Гурарий. Созданный в этот период при консерватории «Центр исполнительских искусств» (ЦИИ) способствовал объединению музыкантов-энтузиастов, сплотившихся во имя воплощения интереснейших творческих идей, формирования масштабных многосоставных проектов. Сотрудниками ЦИИ были преподаватели консерватории Н. Г. Са-битовская, Л. И. Диденко, Г. Б. Губайдуллина, Л. Г. Камелина, Г. Р. Будайли и другие. Реализованные ЦИИ конкурсы и фестивали — такие
как «Содружество», «Пианофорум», «Вечерняя Казань» — имели оглушительный успех. Например, для участия в «Пианофоруме» приглашались Ирина Беркович, Вера Горностаева, Михаил Плетнёв, Наталья Трулль — пианисты, представлявшие цвет отечественного фортепианного искусства. По воспоминаниям участников, очередь за билетами на концерты первого такого фестиваля в кассы Актового зала консерватории растянулась на квартал.
Фестиваль «Вечерняя Казань» — одно из центральных событий музыкальной Казани тех лет — запомнился смелостью и разнообразием программ. Прочные позиции заняла новая музыка: впервые исполнялись сочинения С. Слонимского, С. Губайдулиной, А. За-тина, С. Осколкова, и авторы присутствовали на концертах. Фестиваль открыл Казани много новых имён, ставших впоследствии частью консерваторской истории. В их числе — немецкий музыкант Лео Кремер, заявивший о себе не только как органист, но и как дирижёр; это был первый опыт международного сотрудничества, оказавший в дальнейшем значительное влияние на развитие оркестрового и хорового исполнительства. «Казанская консерватория — подлинный храм музыки... Она обладает своим особым характером и духом, — вспоминает начало совместной работы Лео Кремер. — Благодаря дружбе с ректором Рубином Абдулли-ным, а также с замечательным Олегом Янченко такое сотрудничество оказалось возможным»3. Информационным спонсором фестиваля была газета «Вечерняя Казань», публиковавшая целые развороты, посвящённые фестивалю. Интересно отметить, что в те годы о музыкальной жизни охотно писали как музыковеды, так и сами исполнители, студенты консерватории, простые любители классической музыки и даже спортивные обозреватели: «.Ты слышишь величественные и чарующие звуки органа-великана. Но вот нарастает водопад аккордов, и уже не тонкие пальцы, а грузные предплечья выжимают из инструмента настоящего звукового монстра», — такими словами передаёт свои впечатления от одного из орган-
ных концертов спортивный журналист Евгений Макаров4. Не только высокое качество самих музыкальных программ (это несомненно!), но и грамотно организованная реклама, значительный резонанс в СМИ после каждого концерта имели закономерный результат — залы были переполнены. Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что именно в последние годы советского периода в консерватории были заложены основы системной планомерной творческой деятельности.
Развитие заложенных ЦИИ основ продолжилось в последнее десятилетие ХХ века, когда творческой работой консерватории руководил проректор Владислав Базов. Это был сложный период в жизни и вуза, и государства; но тем не менее в консерватории так же активно рождались и воплощались интересные творческие идеи. Вовлечённость в творческий процесс, высокая цель — сохранение классического музыкального искусства и образования, настраивала всех музыкантов на позитивную волну.
Главным событием десятилетия стало долгожданное открытие после реконструкции Актового зала консерватории в 1996 году, впоследствии получившего статус Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. «Архитектурно зал стал прекрасным и как будто большим, звук акустически очень чистый, ясный», — такую запись в книге почётных гостей Казанской консерватории 22 июня 1996 года оставила народная артистка СССР Ирина Архипова. Народный артист России Анатолий Сафиулин написал: «...наконец-то в нашей стране появился настоящий концертный зал с прекрасной акустикой, где всё продумано до мелочей». Новый зал, а также установка в нём одного из лучших в стране концертного органа 'Т1еПгор" стали мощным стимулом для перехода на новый, современный уровень организации творческой работы. Именно в эти годы значительно увеличилось количество приглашённых с концертами и мастер-классами музыкантов, в том числе из-за рубежа, закрепилось понятие «международные связи».
Ряд мероприятий и событий того времени начинались словом «первый»: Первый Международный фестиваль органной музыки с участием таких известных органистов, как З. Сатмари, А. Степиньш, О. Янченко; первая Казанская хоровая ассамблея. Грандиозными событиями стали Международный фестиваль музыки С. Губайдулиной, «Пианофорум» к 100-летию В. Софроницкого. Именно в это время организуются открытый Всероссийский конкурс органистов, Республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах имени С. Сайдашева; создаются новые творческие коллективы — оркестр «Татарика» (1992) и Оперная студия (1993). Государственная финансовая поддержка в проведении отдельных творческих мероприятий позволила увеличить их «масштаб».
С 2002 года творческой работой консерватории руководил пианист, заслуженный артист Туркменистана Александр Стариков, чья деятельность стала естественным продолжением заложенных ранее традиций, приумножившихся новыми направлениями деятельности. В числе основных таких направлений — начало активной гастрольной деятельности творческих коллективов консерватории в Европе: Хор студентов с 2005 года неоднократно становился участником фестиваля "Dom zu Speyer" (Германия), в 2006-м — участником фестиваля "XVIII Festival Internationale di Música e Arte Sacra" (Италия). Организация международных гастролей была новым делом и требовала больших усилий.
К новым направлениям деятельности также можно отнести и учреждение международных конкурсов и фестивалей. Это конкурс камерных певцов и концертмейстеров имени Р. Яхи-на (2003), конкурс пианистов имени С. Губайдулиной "Sofia Fest" (2006); Всероссийский конкурс духовых ансамблей (2004); международные фестивали «Моцарт в Казани» (2006), «Казанский Кремль» (2007). Появились мероприятия регионального значения, примером которых являются фестиваль «Великий Волжский путь» и продолжение концертов Фестива-
ля татарской хоровой музыки, ставшего частью Казанских хоровых ассамблей.
Во втором десятилетии XXI века в творческую деятельность уже прочно вошли редко употребляемые ранее понятия — «маркетинг», «менеджмент», «пиар», «информационное пространство», «конкуренция» и т. д. В современном арт-пространстве концертные агентства и продюсеры давно закрепились как необходимые профессиональные посредники между концертными сценами и музыкантами. Фактически роль такого «агентства» в значительной степени стал выполнять концертный отдел консерватории, с 2008 года возглавляемый автором настоящей статьи. В современных условиях требования к сотрудникам отдела повысились: являясь профессиональными музыкантами, они должны владеть новыми технологиями в области концертного менеджмента, быть организаторами и коммуникаторами, знать делопроизводство, основы рыночной экономики и юриспруденции.
Активизации творческой работы в этот период способствовало то, что появились реальные возможности получить финансирование на проведение крупных мероприятий — это могло быть, например, включение в федеральную целевую программу Министерства культуры РФ, субсидирование из средств по Программе развития вуза или участие в конкурсах на предоставление грантов; отметим также помощь спонсоров и меценатов. Свою роль сыграло завершение в 2010 году реконструкции главного учебного корпуса консерватории с обновлёнными — а фактически новыми — концертными залами, Малым и Органным5. Всё это вкупе с назначением профессорско-преподавательскому составу Казанской консерватории федеральной дополнительной государственной поддержки (с 2009 года) привело к резкому скачку количественных показателей по всем видам творческой деятельности. По количеству и профессиональному уровню масштаб творческой работы консерватории стал сравним с филармоническим.
При этом небывалый прирост количества творческих мероприятий, как в консерватории, так и вне её, создал естественные проблемы:
резкое увеличение предложения повлекло за собой снижение спроса. В результате существенно сократилось количество посетителей концертов. Консерватория стала проводить специальную работу по привлечению слушателей из разных социальных групп населения, от детей и молодёжи до пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Благотворительные просветительские выступления консерваторцев на разных городских площадках (в музеях, вузах, школах, медучреждениях, торговых центрах и т. п.), информационная и концертная работа в детских школах искусств, работа с ветеранами, шефские мероприятия в госучреждениях и на производствах привели к позитивным результатам: публика вернулась в залы. «Аншлаговые» концерты вновь перестали казаться неординарным событием.
Во многом этому способствовала интенсивная работа по продвижению проектов в интернет-пространстве: соцсетях, электронных СМИ, по привлечению информационных спонсоров и PR-волонтёров. И сегодня каждое значимое мероприятие сопровождается анонсами, фото- и видеорепортажами с возможностью обратной связи; система электронной онлайн-продажи значительно оптимизировала распространение билетов. В целом в последнее десятилетие Казанская консерватория ежегодно представляет более тысячи (!) концертных программ в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева, в камерных залах консерватории (Малом, Органном, зале имени С. Рахманинова, зале Музея музыкальных инструментов) и на разных концертных площадках Казани, других городов и районных центров.
В Казанской консерватории сложилась система планирования концертно-творческой работы, которая предусматривает развитие уже существующих и реализацию новых творческих проектов по всем музыкальным специальностям. Планирование группируется в нескольких направлениях: организация 1) конкурсов; 2) фестивалей; 3) концертов творческих коллективов, солистов консерватории
и приглашённых музыкантов; 4) гастрольных поездок; 5) творческих школ; 6) образовательных культурно-просветительских программ.
В настоящее время продолжаются циклы органных концертов "Organo pleno" и «Музыка соборов мира», на протяжении многих лет представляющие казанским слушателям исполнительское мастерство органистов России, Ватикана, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Нидерландов, Польши, Франции. Ежегодная Казанская хоровая ассамблея, которой было присвоено имя основателя кафедры хорового дирижирования С. А. Ка-зачкова, привлекает к участию вокальные и хоровые коллективы. Получившим признание публики нововведением стали фортепианные циклы «Великие романтики» (сочинения Листа, Шопена, Шумана в исполнении Рэма Ура-сина) и «Фортепиано без границ» (с участием молодых пианистов и мастеров из России и зарубежья); фестивали «Зимние вечера у клавесина», «Оперный карнавал» и другие. Ежегодно проводится фестиваль «И. С. Бах», в программе которого — концерты из сочинений Баха, его предшественников и последователей, а также лекции музыковедов. Наряду с крупномасштабными событиями творческая жизнь консерватории наполнена концертами разнообразной тематики, организуемыми студентами, педагогами, кафедрами и факультетами. Ряд концертов в последнее время проводится в формате онлайн-трансляции и привлекает к просмотрам порой рекордное количество слушателей.
Давние партнёрские отношения консерватории с выдающимися музыкантами позволяют регулярно организовывать в Казани их выступления и мастер-классы. Событиями последнего времени стали выступления Элисо Вир-саладзе, Фридриха Липса, Михаила Плетнёва, Сергея Ролдугина, Зигмунда Сатмари, Александра Цыганкова, Петербургской капеллы имени Глинки под управлением Владислава Черну-шенко и многих других артистов и коллективов.
Отдельное место в афише сезона естественно занимают ежегодные выступления
творческих коллективов консерватории - Хора студентов, Оперной студии, Симфонического, Камерного, Духового и «Юниор»-оркестров, Оркестра народных инструментов, оркестра «Татарика», Фольклорного ансамбля, ансамбля домристов «Премьера», ансамбля балалаек и других. Каждый из них уникален, и представить сегодня концертный сезон консерватории без них просто невозможно.
В концертных программах всех творческих коллективов можно выделить три основных составляющих: 1) сочинения зарубежных и отечественных композиторов-классиков, как в оригинале, так и в переложениях; 2) народная музыка в обработке для различных составов; 3) произведения современных композиторов. Превалирует при этом первая, что естественно — консерватория, как академическое учебное заведение мирового уровня, обязана прежде всего сохранять традиции в исполнении именно классики, в широком её понимании.
При этом также обязательная часть концертных программ — татарский национальный репертуар, включающий сочинения композиторов разных поколений, например, оперы «Алтын-чач» и «Тюляк» Н. Жиганова, музыкальные спектакли «Башмачки» и «Ходжа Насреддин» Дж. Файзи, «Милая Хафиза» С. Сайдашева, «Алтын Казан» Э. Низамова; симфонические, камерные, фортепианные, вокальные сочинения композиторов Татарстана. «Музыкальная комедия «Ходжа Насреддин» готовилась в рекордно сжатые сроки <...> Несмотря на это спектакль прошел успешно — зрители были в восторге, а актёры удостоились продолжительных оваций»6, — подобные отзывы сопровождают многие спектакли и концерты, подготовленные силами консерватории.
Особое значение для консерватории имеет сотрудничество с отечественными и зарубежными музыкальными учебными заведениями, театрами и концертными организациями. Партнёрские отношения позволили активизировать выездные выступления коллективов. Так, хор, симфонический и камерный оркестры более десяти лет выезжают на гастроли в города
Германии, Италии; духовой оркестр выступал в Эстонии; оркестр «Татарика» — в Германии, Голландии, Италии, Казахстане, Турции, Финляндии, Франции; хор — в Польше и Республике Беларусь; оркестр народных инструментов — в Казахстане. «Все мы ощутили удивительное единение, — размышляет о значимости зарубежных гастролей ректор консерватории Рубин Абдуллин. — Каждый исполнитель чувствовал себя не только частью громадного коллектива, но и представителем большой страны, где высоко ценится музыкальное искусство»7. Активно представляют Казанскую консерваторию солисты и ансамбли, приглашённые с сольными концертами или участвующие в фестивалях в странах Европы, Азии, Америки, в разных городах России и ближнего зарубежья.
В консерватории ежегодно проводятся международные и всероссийские конкурсы, о востребованности которых говорит увеличивающееся с каждым годом число участников. Количество самих конкурсов, проводящихся по всем специальностям, также существенно увеличилось в последние годы. Ряд мероприятий, возникнув в качестве республиканских или региональных, достигли международного статуса. К таким конкурсам относятся: Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени С. Сайдашева (начинался в 1989 году как республиканский), Международный конкурс по курсу фортепиано «Академия фортепиано» для студентов разных специальностей средних и высших учебных заведений (начинался в 2007 году как региональный), Международный конкурс учащихся старших курсов дирижёрско-хоровых отделений учреждений среднего профессионального образования (начинался в 2012 году как всероссийский). Продолжают функционировать уникальный по своему содержанию Международный конкурс камерных певцов и концертмейстеров имени Р. Яхина, сложнейший по программным требованиям Международный конкурс пианистов имени С. Губайдулиной и Международный конкурс концертных органистов. Кроме вы-
шеперечисленных конкурсов, ставших традиционными, стоит назвать те, что проводились единожды, но стали большим событием в жизни города: Международный конкурс молодых композиторов имени Н. Г. Жиганова (к 100-летию со дня рождения композитора, 2011), Международный конкурс органных композиций "VOX ORGANI" (2018), Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени В. П. Плетнёва (к 90-летию основателя кафедры народных инструментов, 2018). Члены жюри конкурса высоко оценили уровень организации этого конкурса. Фридрих Липс оставил следующую запись: «Конкурс проходит очень организованно. Всё продумано. Очень высокий уровень исполнителей, в том числе воспитанников Казанской консерватории». Александр Цыганков отметил: «Молодцы, что храните память о своих предшественниках».
Конкурсы всероссийского уровня также вызывают большой интерес участников. Это открытый Всероссийский конкурс исполнителей на струнных инструментах по специальностям «Скрипка», «Виолончель», «Альт», «Контрабас» (с 2008 года), Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовая академия» для учащихся ДМШ и ДТТТИ ССМШ и учреждений СПО (с 2010 года), Всероссийский Открытый конкурс молодых пианистов имени Юрия Егорова для учащихся и студентов всех звеньев музыкального образования (с 2015 года). В нынешнем году готовится к проведению ещё один новый проект — Открытый Всероссийский конкурс камерных ансамблей для учащихся и студентов средних учебных заведений, студентов и выпускников музыкальных вузов8.
Студенты сам0й консерватории принимают активное участие в конкурсной жизни и вне своей alma mater — в городах России и за рубежом, — и организационную поддержку в этом тоже оказывает концертный отдел вуза. Статистические данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что количество участников и, соответственно, победителей-консерваторцев с каждым годом возрастает.
Для работы в составе жюри конкурсов приглашаются выдающиеся музыканты-исполнители, профессора ведущих музыкальных вузов России, ближнего и дальнего зарубежья. Консерватория высоко ценит возможность творческого сотрудничества с такими музыкантами, как народная артистка СССР пианистка Элисо Вирсаладзе, народная артистка СССР оперная певица Ирина Богачёва, заслуженная артистка Российской Федерации пианистка Екатерина Мечетина, народный артист Российской Федерации композитор Александр Чайковский, зарубежными партнёрами из стран Европы и Азии, и многими другими. В рамках конкурсов организуются мастер-классы членов жюри, и это — бесценная школа для молодых музыкантов, находящихся в начале своего творческого пути.
В партнёрстве с музыкальными училищами, колледжами и музыкальными школами региона Казанская консерватория выступает соучредителем целого ряда конкурсов. Организованные в сотрудничестве с Казанским музыкальным колледжем, с Марийским республиканским колледжем культуры и искусств, с Саранским музыкальным училищем, а также с казанскими детскими музыкальными школами конкурсы не только укрепляют методические связи на всех уровнях образовательной системы «школа — училище — вуз», но служат стратегически важным, профориентационным целям консерватории.
Казанская консерватория не раз доказывала способность проведения крупномасштабных творческих форумов мирового уровня. Достаточно вспомнить проходивший в 2012 году Европейский саммит преподавателей камерной музыки (ЕСМТА) с участием музыкантов из Польши, Эстонии, России, Великобритании, Швеции, Италии, Нидерландов, Финляндии, который, по единодушному мнению всех участников, имел огромное значение для развития академического ансамблевого музицирования. Мастер-классы, научно-практическая конференция и концерты, составившие программу саммита, привлекли к участию камерные ан-
самбли из средних и высших музыкальных учебных заведений региона и имели широкий резонанс. «У нас сложилось такое ощущение, что Казань — наш давний друг, — от имени представителей ЕСМТА обратился к организаторам саммита её президент Эван Ротштейн (Великобритания). — Долгие годы мы будем помнить те встречи, которые были организованы для нас. Мы глубоко тронуты вашей преданностью педагогике и практике камерного ансамбля». Настоящей презентацией профессионального мастерства выпускников вокальных факультетов музыкальных вузов страны стал ХХХУШ смотр-фестиваль вокалистов — выпускников музыкальных вузов России, который консерватория принимала в 2010 году, триумфально завершившийся Гала-концертом в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Эти и другие мероприятия стали крупнейшими событиями в культурной жизни города и, конечно же, вписаны в историю Казанской консерватории как важнейшие вехи в развитии академического музыкального искусства и образования.
* * *
Концертно-творческая деятельность Казанской консерватории за 75 лет её существования — самое наглядное и убедительное доказательство того, что творческий потенциал вуза всегда реализовывался в соответствии с требованиями времени, и при этом всегда оставался важнейшим направлением работы. На протяжении всех лет существования в меняющихся социально-политических условиях то и дело возникали новые задачи — и появлялись деятели, способные их решать. И благодаря этому сегодня консерватория уверенно занимает позицию одного из лучших музыкальных вузов России не только в качестве образовательного и научного, но и музыкально-исполнительского центра, который и сегодня во многом определяет облик музыкального Татарстана.
ПримеЧания
5
7
Отметим, что струнные квартеты, различные по составу исполнителей, в консерватории возникали с первых лет ее существования. Наиболее известным среди них был Квартет, выступавший в 1956-1958 годах в составе: И. Коганов, С. Басовский, В. Серебряков, А. Броун. Коллектив, организованный в 1980 году, стал наиболее стабильным. С 1996 года он имеет статус Государственного струнного квартета Республики Татарстан, в котором существует и сегодня.
До этого времени обязанности по организации концертно-творческой работы возлагались на проректоров по научной или учебной работе — например, Ч. Н. Бахтия-рова совмещала должности проректора по научной и творческой работе с 1973 по 1986 год; те же должности с 1986 по 1989 год совмещал В. М. Маклецов. Здесь и далее высказывания известных музыкантов приводятся по записи в Книге почётных гостей Казанской консерватории.
Макаров Е. Море красок музыкальной палитры // Вечерняя Казань. — 1989. —№ 221.
В 2005 году основной корпус консерватории (Большая Красная, д. 38), имеющий статус объекта культурного наследия, был признан аварийным и в 2006 году был закрыт на реконструкцию. Гришин Я. Казанская консерватория отпраздновала юбилей Файзи комедией «Ходжа Насретдин» // Татар-ин-форм. 23.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tatar-infoim. ru/news/culture/23-12-2020/kazanskaya-konservatoriya-otprazdnovala-yubiley-dzhaudata-fayzi-5794825. Дата обращения: 01.03.2021.
Абдуллин Р. «Счастье носилось прямо в воздухе» / записала А. Нагорнова // Музыкальный момент. — 2014. — № 4. Отметим, что ранее по этой специальности Казанская консерватория проводила Творческие школы.
4
6