Искусствоведение список научных статей
-
О содержании титульных листов в оригинальных изданиях Клавирных упражнений И.С. Баха
Клавирные упражнения И.С. Баха рассматриваются как типичные для своего времени сборники — с определенным составом и порядком сведений, сообщаемых на титульном листе. Внимание акцентируется на устойчивых выражениях, позволяющих раскрыть широкий спектр значений понятия Clavierübung, а также...
2016 / И.Д. ГороховаВАК -
Церковно-певческая практика в системе духовного просвещения
В статье рассматриваются вопросы духовного просвещения посредством церковно-певческой практики. Прослеживается история концертов духовной музыки как важного средства музыкального просвещения в дооктябрьский период и определяется их роль в современных условиях. Церковно-певческая практика, во многом ...
2016 / Ю.С. КарповВАК -
Об одном конструктивном принципе И. Стравинского
В статье рассматривается роль колокольности в творчестве И. Стравинского. Интерес к звонной трактовке инструментов, тембровой и ритмической игре связывал композитора с традициями русской музыки. Отмечается, что Стравинскому первому удалось ввести звон в свои композиции в качестве основного...
2016 / Е.Н. ХадееваВАК -
Музыка старотатарской письменной поэзии как составная часть средневековой элитарной культуры Волго-Камского региона
В статье рассматривается история возникновения и развития связей музыки и письменной поэзии в мусульманской средневековой культуре татар Поволжья (Х — первая половина XVI века). Приводятся малоизвестные материалы о межкультурных связях Казани и Герата в начале XVI века (на примере судьбы...
2016 / Г.М. МакаровВАК -
Музыкальное образование в Германии: актуальные тенденции и культурные традиции
В статье даются сведения о состоянии музыкального образования в современной Германии. Помимо музыкальных школ существуют специальные музыкальные гимназии и музыкальные вузы. Кроме того, преподавание музыки ведется во всех общеобразовательных школах. В стране широко развито любительское...
2016 / Л. БраунВАК -
“Roman de Fauvel”, Paris, Bibliotheque nationale, franҫais, 146. Часть первая. Состав манускрипта и его авторы
Манускрипт «Роман о Фовеле» BnF fr. 146 является самым важным музыкальным источником раннего французского ars nova. История его изучения западной наукой насчитывает уже 180 лет. Между тем в отечественном музыкознании сведения о манускрипте и включенной в него музыкальной антологии крайне скудны. В...
2016 / М.Е. ГирфаноеаВАК -
Бытие, открываемое музыкой. Рецензия на книгу К.В. Зенкина «Музыка — Эйдос — Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке»2016 / О.В. МарченкоВАК
-
Традиционные музыкальные инструменты в фортепианной интерпретации современных китайских композиторов
В предлагаемой статье рассматривается одна из важных художественных тенденций современной китайской музыки — возрождение в новой звуковой среде интереса к звучанию старинных инструментов. Фортепианные транскрипции композиторов разных поколений не только демонстрируют многочисленные приемы имитации, ...
2016 / Цюй ВаВАК -
Современный джаз как стилевой феномен
В статье современный джаз рассматривается как стилевой феномен. Формулируется понятие индивидуального стиля в джазе как своеобразия творческого облика джазмена и его музыки, которое выражается через комплекс звуковых, ритмических и интонационных «постоянств». Рассматриваются наиболее...
2016 / В.Н. СыровВАК -
Оркестр Олега Лундстрема: страницы истории
Статья посвящена малоизвестным сюжетам истории оркестра Олега Лундстрема. По возвращении оркестра в СССР (1947), по утверждению О. Лундстрема и В. Деринга, оркестр сохранил свой состав и после Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г. начал успешную творческую деятельность в...
2016 / Л.П. ЧерниковаВАК -
Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений Ф. Яруллина
В статье рассматриваются особенности ритмической организации вокальных сочинений классика татарской композиторской школы Ф. Яруллина. Используя в своей музыке типовые долготные формы татарской народно-песенной традиции, композитор индивидуализирует их за счет создания авторских полиформульных...
2016 / А.Н. ХасановаВАК -
Свадебный обряд астраханских липован
В данной статье дается описание свадебного обряда липован и его музыкальное наполнение (особенность ритмической организации песенных образцов). Определяются общие и специфические черты этнографического контекста песенной традиции астраханских липован.
2016 / О.А. ИвановаВАК -
О творческих контактах казахских кюйши с музыкальным искусством народов Северо-Каспийского региона
Взаимовлияние в области домбрового исполнительства народов Северо-Каспийского региона обусловлено как географическим соседством этносов, так и родством генетических корней. Процесс межкультурного взаимодействия народов Северо-Каспийского региона отразился на различных аспектах казахского домбрового ...
2016 / А.Е. ТурумбетоваВАК -
Музыка как элемент театрализации кинофильма
Во многих современных фильмах театрализация отдельных составляющих или всей киноформы используется как способ обновления и индивидуализации художественного языка кино. В некоторых случаях этот процесс достигает необыкновенной свободы (как технической, так и эстетической) в использовании визуальных...
2017 / Ю.В. МихееваВАК -
Система народных календарных ценностей астраханских липован
В данной статье освещается этнографическое описание календарного цикла астраханских липован-старообрядцев, проживающих на территории Астраханской области в селе Успех Камызякского района. Проводится сравнительная характеристика общерусских календарных традиций с традициями календарного цикла...
2017 / О.А. ИвановаВАК -
Парадоксы закадрового звука: специфика аудиовизуальных контрапунктов в фильмах Тарантино
Статья фокусируется на рассмотрении одной из специфических постмодернистских особенностей фильмов Тарантино, вызывающей эффект «разрыва шаблона» в зрительском восприятии: при наличии выраженного звукозрительного контрапункта семантический контрапункт аудио- и видеоряда себя часто почти не...
2017 / М.В. КарасёваВАК -
В объективе — киноконференция2017 / Е.Н. ХадееваВАК
-
Ритуал как основа сценического действия в спектакле Клауса Гута по опере Моцарта «Дон Жуан»
В статье рассматриваются воплощения «ритуалов перехода» в постановке моцартовского «Дон Жуана» (реж. К. Гут, Зальцбургский фестиваль, 2008). Основной акцент сделан на соотношении нарративных и ритуальных элементов в постановке. Постановщики спектакля используют аналитический и экспрессивный арсенал ...
2017 / О.Б. Макарова, А.А. СокольскаяВАК -
Исполнительские сложности камерно-вокальных сочинений Антона Веберна
В статье рассматривается один из важных вопросов камерно-вокального творчества Антона Веберна — исполнительские трудности. Проблема анализируется как в общем плане (темповые особенности, метроритмические особенности, динамический план), так и на трех отдельных уровнях: выразительные возможности...
2017 / М.В. МелюковаВАК -
Музыкальный мир Беларуси XVII — первой половины XVIII века сквозь призму межкультурных связей
В статье рассматриваются вопросы межкультурного взаимодействия в сфере музыкального искусства между Беларусью, Россией и западноевропейским регионом в эпоху барокко. Отмечается, что для музыкального мира Беларуси было характерно многовекторное взаимодействие с широким геокультурным пространством.
2017 / О.В. ДадиомоваВАК