УДК: 7.071.1,5
Чжан Вэйчэнь
Творческая и педагогическая деятельность М. А. Кичигина в Китае
Статья посвящена плохо изученной теме культурного наследия русской эмиграции в странах Востока в XX в. Проблемой является то, что наследие русских художников, выехавших в этот период в Китай, остается малодоступным для изучения. В статье рассматривается вклад русских художников-эмигрантов в культуру России и Китая на примере творчества Михаила Александровича Кичигина.
Ключевые слова: художник М. А. Кичигин; ученики М. А. Кичигина; художественная студия «Лотос»; русское искусство в Китае
Zhang Weichen
Creative and Teaching Activities of Mikhail Kichigin in China
Аt this moment the problem of understanding the national culture (including the art) of the past century is very important. The whole picture of the development of Russian art in the 20th century consists of individual elements, variety of events and creative achievements of many people. Its important part is the art of the Russian Abroad.
Many people who left Russia made an important contribution to the Russian art of the 20th century. Most of the research is devoted to Western emigration while the eastern branch of it is studied much less. The difficulties of studying the creative heritage of Russian artists who immigrated to China are in the inaccessibility of this heritage. So from the point of view of historical and comprehensive analysis, the study of the contribution of Russian emigrant artists is very relevant. One of these artists was Mikhail Kichigin.
Keywords: Mikhail Kichigin; students of Mikhail Kichigin; art studio LOTOS; Russian art in China
Михаил Александрович Кичигин - живописец, график, сценограф. Его называют одним из самых авторитетных мастеров «русского Китая».
В начале 1930-х гг. в газете «Шанхайская Заря» появился такой комментарий: «М. А. Кичигин - художник, хорошо умеющий использовать цвета. Ему нет равных в Шанхае. Его ослепительные и достойные восхищения работы, его исследования всегда похожи на живые» [цит. по: 3, с. 174]. Он внес важный вклад в творческое наследие русских эмигрантов в Китае.
Родился художник в крестьянской семье на Урале (село Паль-никово, Екатеринбург, Пермская губерния). В 1908 г. окончил Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище в Москве. Кичигин начал свой путь как монументалист и звание художника прикладного искусства получил за проект росписи церкви, его руководителем был Ф. О. Шехтель. Свое образование он продолжил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1915). Среди его педагогов значатся А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. В. Иванов, К. А. Коровин, А. С. Степанов и др.
Учителя М. А. Кичигина - мастера, воспитанные Российской академией художеств, известные деятели искусства. Они оказали огромное влияние на формирование Кичигина как художника. Традиционные техники живописи, выбор тем, использование цветов, философское значение картин, симпатия к крестьянству и т. д. - эти прекрасные традиции были унаследованы Кичигиным и воплощены в его произведениях, а затем переданы следующему поколению через его работы и преподавательскую деятельность.
Творческое наследие Михаила Александровича достаточно велико, большинство его картин хранится в музеях и частных собраниях России. Самой большой коллекцией произведений Ки-чигина располагает Ярославский художественный музей. Есть также достаточно полная информация о выставочной деятельности художника. При этом аналитические публикации о китайском
периоде творчества Кичигина, как и другие работы, посвященные русской художественной эмиграции Китая, являются весьма малочисленными.
Обобщающей работой по изобразительному искусству русской эмиграции на данный момент является книга «Художники русской эмиграции» [12]. Это большая работа известного искусствоведа Андрея Владимировича Толстого, которая содержит огромное количество информации о жизни художественной эмиграции (следует отметить, что речь в монографии идет только о художниках, эмигрировавших в европейские страны). Андрей Толстой рассказывает об этом очень четко, структурированно, часть разделов он посвящает выставкам и художественной жизни, отдельные - биографиям наиболее известных авторов. В книге содержится множество иллюстраций, большинство из которых - произведения редкие, малоизвестные или публикуемые впервые.
Если же говорить об авторах, исследовавших вопросы восточной эмиграции, то следует отметить работы Е. П. Таскиной [11], Н. П. Крадина [5], Е. Е. Аурилене [1], внесших существенный вклад в изучение творческого наследия русской эмиграции в Китае. Кроме того, творчество и педагогическую деятельность русских мастеров в Китае освещали такие авторы, как Т. А. Лебедева [7], Ван Пин [2], Чэнь Синь [15] и др. Т. А. Лебедева является автором-составителем издания о М. А. Кичигине и его жене В. Е. Кузнецо-вой-Кичигиной [10].
В работах перечисленных выше авторов приводятся по большей части биографические сведения, а также информация о работах художников-эмигрантов, в частности М. А. Кичигина. При этом анализу творчества уделяется существенно меньше внимания. Недостаточно полно раскрыта деятельность М. А. Кичигина как преподавателя, нет полного и подробного описания выставок его творчества в Китае.
Михаил Кичигин прожил в эмиграции более 25 лет. В 1921 г. после двухлетних скитаний по Сибири и Манчжурии М. А. Кичи-гин оказался в Харбине. В 1928 г. переехал в Шанхай. В эмиграции
прошли наиболее активные и плодотворные годы его жизни и профессиональной деятельности.
Картины Кичигина - это отработка живописных техник, освоенных им в Китае, выражение личных мыслей и эмоций в определенный период времени и в конкретной среде. Работы художника отражают его личность и убеждения, показывая его боль и надежду. Он изображает местные уличные сцены в Китае, людей и культуру в Харбине, Шанхае, Пекине, Циндао, Цзинане, Гуанчжоу и других местах. Описывает реальность жизни в этом месте. В его живописной манере чаще всего используется стилистика реализма, символизма и импрессионизма. Деятельность М. А. Кичигина в Китае разнообразна: он художник, скульптор и театральный художник, активный участник различных выставок, общественный деятель.
Обширные знания, полученные Кичигиным в России, сделали его разносторонним художником. Он писал портреты, пейзажи, светские сюжеты. Он вырос в деревне и часто использовал сюжеты из своего детства и юности в творчестве. В качестве примеров можно привести картины «Крестьянская свадьба» (1917), «Уборка урожая» (1918) , «На берегу реки» (1918) .
Доцент Ван Пин отмечает: «М. А. Кичигин - единственный художник из диаспоры, унаследовавший русский стиль в своем творчестве, его родной город и сельскую местность. Это стало своего рода правилом» [2, с. 62].
Кроме того, Кичигин - мастер портретной живописи. Большую часть его художественного наследия составляют портреты, написанные в самых разных техниках. Причина - интерес к натуре, желание понять страну через людей, ее населяющих.
Во время эмиграции в творчестве Михаила Александровича появилась новая и значимая для него тема, которую можно назвать «лицо Китая» или «Китай в лицах». За годы эмиграции художник создал целую галерею представителей простого китайского народа. Художник выявлял у своих героев типические черты - национальные, сословные или профессиональные. При этом все эти портреты не безлики, в каждом есть индивидуальность, живой человек со своей судьбой, характером, переживаниями.
Есть в творчестве этого периода и картины, изображающие русских людей. Например, «Портрет родителей», написанный в 1930-е гг.
Живя в эмиграции, М. А. Кичигин много путешествовал. Естественным желанием было увидеть как можно больше и запечатлеть красоту окружающей земли. Обычно летом в особенно жаркие месяцы он уезжал из города на этюды. Художника притягивала экзотическая красота окружающей природы. Этот мир был необычайно притягателен для художника другим, непохожим на русские пейзажи пространством, формами, красками, светом.
В пейзажных картинах художник применяет цвет и свет для изображения различных состояний природы. Постимпрессионистская и символистская живопись сосредоточены на раскрытии личных эмоций и духа. Кичигин использует разные цветовые решения, имеющие для него символическое значение, чтобы выразить новую эмоцию, исходный цвет объекта больше не важен. Главное - выразить внутренний мир людей и субъективные чувства художника к объективному миру с помощью нового целого объекта (материя + дух).
М. А. Кичигин хорошо рисует высокие и величественные здания. Он пишет картины маслом, и объекты, которые он выбирает, представляют собой впечатляющие, величественные и великолепные здания.
Период с 1929 по 1932 г. был достаточно сложным для русских эмигрантов из-за вторжения Японии в Китай. Ставшая уже привычной жизнь в Китае вновь круто изменилась, что нашло свое отражение и в творчестве М. Кичигина. В это время художник создал работу «Летний дворец в Пекине».
Летний дворец в Пекине (ранее известный как сад Цинъи, переименованный в Летний дворец в 1888 г.) - это императорский сад времени династии Цин в Китае, расположенный в 15 км к западу от Пекина (для сравнения приводятся фотография Летнего дворца и картина М. А. Кичигина с его изображением - ил. 4, 5).
Художник изобразил дворец таким образом, что зритель смотрит на него снизу вверх, техника постимпрессионистской живописи
придает изображению дворца иной смысл, отличный от того, что заложен его создателями. В китайских традициях красный цвет олицетворяет достоинство и спокойствие китайской архитектуры с древних времен. Он несет в себе функцию «сопротивления злу» и используется для королевских стен, ворот и колонн величественных зданий. Белый же цвет редко используется в архитектуре.
Но для М. Кичигина цвета имеют свой, субъективный смысл, поэтому художник использует не красный, как в оригинале, а белый и синий. Для него синий цвет представляет надежду, белый - жизнь и свет. На полотне он использует сочетание синего и белого контраста, чтобы подчеркнуть величие здания, выразить свою внутреннюю концепцию «материал + дух» через архитектуру. Сочетание синего и белого - выражение русского настроения, в котором сочетаются тоска по Богу и ностальгия по Родине, России. При написании декораций (деревьев) использованы импрессионистские приемы. Увеличена динамика окружающего пейзажа. Таким образом, импрессионизм и постимпрессионизм проявляются одновременно.
По большей части М. А. Кичигин работает в стилистике реализма, следуя основным законам соотношения между светом и тенью. Реализм - уникальное художественное явление в процессе художественного развития. Художники-реалисты превозносят природу и труд. Они глубоко и всесторонне раскрывают широкую картину реальной жизни, особенно жизни и борьбы простых рабочих. Природа почитается реалистами как самостоятельный объект.
По сравнению с европейской пейзажной живописью, китайская живопись обладает своими отличительными чертами. Она имеет долгую историю. Традиционная китайская живопись подчеркивает не перспективу, изменение света и цвета и внешний вид объекта, а субъективный интерес автора. Китайская живопись характеризуется лаконичностью, ясностью композиции, а также выразительными и ритмичными контурами, плоскостным исполнением и отсутствием светотеней. Европейские традиции масляной живописи совсем другие. Для примера сравним две картины схожей тематики: «У переправы на реке Жемчужной» (1932) М. А. Кичигина и «Проводы
хайдунского мастера, возвращающегося на Родину» (^ЩЖ^А ЙНШ) (неизвестный автор, около 1191, династия Сун).
На картине китайского мастера слева изображен парусник в море, а справа - люди на берегу. Они стоят у небольшого павильона, в котором, кажется, состоялись проводы. Можно сказать, что эти объекты являются основными элементами, составляющими пейзаж, и их композиция на картине примерно образует соединенный по горизонтали стоп-кадр прибрежного водного пейзажа.
Акварель «У переправы на реке Жемчужной» была создана русским художником М. А. Кичигиным в 1932 г. в Гуанчжоу. Сюжет картины кажется развернутым: на ней изображена сцена переправы на берегу Жемчужной реки. Обычные рыбаки построили сарай для обслуживания парома. Одежда у них очень простая, лодки перед ними нет, а несколько лодок рядом пришвартованы пустыми. Хотя люди в зеленой одежде приглашают желающих переправиться, большого потока нет. Слева находится еще одна лодка в западном стиле с окнами.
Картина действительно отражает коммерческую жизнь Гуанчжоу того времени. Но М. А. Кичигин как художник надеется увидеть многолюдную сцену переправы через Жемчужную реку, а не монотонную паромную конкуренцию низкого уровня... Он тронул все в изображении парома теплым желтым цветом и оттенил белым цветом поверхность реки, далекие облака и горизонт - это, возможно, выражает надежду художника на реализацию того, что он хочет увидеть.
По сравнению с европейской пейзажной акварельной живописью, художественная концепция китайской живописи предполагает символическое выражение, но китайский художник добивается глубины передачи смысла, используя приоритет кисти через точки, линии и «пустоту» - свободное пространство на картине. Продуманная композиция делает картину насыщенной ритмом статического торможения и поднимает ее художественный замысел на более высокий духовный уровень. При этом можно отметить, что обе картины, хоть и разными способами, подчеркивают глубину духовности и веры.
Из анализа двух картин можно сделать вывод о влиянии китайской культуры на живописную манеру и содержание творчества М. А. Кичигина в целом. Прожив в этой стране много лет, он не только проникся любовью к природе и людям этой страны, но и отчасти испытал влияние китайских художественных традиций, стал использовать их в своем творчестве.
Весь «китайский» период творчества М. А. Кичигина можно условно разделить на два этапа: творческая деятельность в Харбине (1920-1928) и работа в Шанхае (1928-1947).
М. А. Кичигин стал одним из наиболее известных художников русского Китая и входил в круг художественной элиты Харбина. Он стал одним из инициаторов создания художественной студии «Лотос», где преподавали преимущественно профессиональные художники из России. Деятельность студии продолжалась около 10 лет (1922-1932), и благодаря этому многие молодые люди в Харбине получили образование.
Создание русского художественного центра в Харбине было очень актуально в тот период, поскольку не только позволяло сохранять русские традиции внутри эмигрантской среды, но и передавать основные культурные ценности западной цивилизации, оказывать влияние на дальнейшее развитие китайской культуры.
Студия была открыта в 1922 г., среди ее основателей кроме Ки-чигина можно назвать А. Каменского, А. К. Холодилова, Б. М. Ана-стасьева, А. А. Бернадацци и др. Студия «Лотос» располагалась на третьем этаже дворца Мейеровичей (г. Харбин, район Нанган, улица Донгдажи, дом № 374, бывший дом № 33) [14, с. 209].
Это была универсальная художественная студия, в которой проводились занятия масляной живописью, скульптурой, музыкой (рояль, скрипка), декламацией, пантомимой и историей искусства. Курс рисунка и масляной живописи вел М. А. Кичигин. Также регулярно проводились лекции по искусству и архитектуре.
Сочетание практики и теории являлось особенностью студии «Лотос». Одновременное преподавание практики и теории и истории искусства открыло новые возможности для китайского народного художественного образования. При обучении народному
искусству в старом Китае обычно использовался метод «учителя и ученика», который представлял собой обучение на чистом личном опыте, без теоретической поддержки.
Выразительность живописи М. А. Кичигина и его манера преподавания привлекли к учебе множество студентов. Его уроки живописи были направлены на то, чтобы побудить и просветить умы студентов, и сочетали историю искусства с практикой рисования. В художественной студии «Лотос» в первые годы ее деятельности было около 40 учителей и учеников, постепенно их количество росло. «В студии царит настоящая творческая атмосфера», «часто проводятся различные мероприятия, выставки живописи, наблюдения и замечательные концерты» [4, с. 191-193].
Хорошая учебная среда и первоклассные преподаватели позволили ученикам студии развивать свои художественные таланты. Среди учеников были русские, европейцы, китайцы и др. Некоторые из этих студентов позже стали очень опытными и престижными художниками. В качестве примера можно назвать имена Мстислава Яковлевича Сеновского (1896-1968), Виктора Михайловича Арнаутова (1896-1980), Лидии Владимировны Вертинской (Циргвава) (1923-2013), Владимира Григорьевича Тречекова (1913-2006).
Одной из самых ярких и преданных учениц Кичигина была Вера Емельяновна Кузнецова (1904-2005), которая впоследствии стала его женой. Она родилась в Китае и училась живописи в студии «Лотос» у Михаила Александровича. Всю жизнь она разделяла взгляды академизма, основная ее профессиональная подготовка связана именно с деятельностью эмиграции в Шанхае.
По мнению Т. А. Лебедевой, творчество ученицы М. А. Ки-чигина В. Е. Кузнецовой уступает работам учителя по точности исполнения, но интересно более сложным взаимодействием с восточной культурой. Художница не только отображала китайскую натуру (природу, население) приемами художественной школы, воспринятыми от учителя, но развивала их в соответствии с собственным мироощущением, работала в направлении интерпретации китайского искусства, активно используя его же формы. Эти две линии развивались параллельно [7, с. 54].
Художники, прошедшие подготовку в студии «Лотос», имели возможность изучать, сохранять и развивать русскую традиционную культуру. Но прежде всего они принесли в Китай русское искусство и способствовали развитию китайского современного искусства. Наряду с русскими учениками школа «Лотос» давала образование и китайским студентам. Одним из наиболее известных учеников М. А. Кичигина был Хан Цзиншэнь (1912-1998). Он изучал живопись в студии «Лотос» в Харбине в 1924 г. Примеры его работ -«Думать» (1929), «Руины аэропорта» (1947), «Великая Китайская стена» (1982). Его творческая зрелость приходится на 1950-1980-е гг. Влияние учителя заметно в пленэрных работах, он очень точен в натюрморте. Если говорить про общность творчества М. Кичигина и Хан Цзиншеня, то следует отметить мастерство портретных зарисовок китайского художника, умение работать с цветочным натюрмортом, явно связанные по цветовому колориту, пространственной композиции с почерком русского учителя [15, с. 48].
Они оба уделяли особое внимание написанию глаз, а также попытке передать психологическое состояние модели. В многофигурных композициях ученик под влиянием учителя стал опираться на станковую реалистическую традицию московской художественной школы. Пространство в его картинах ясное и ощутимое, фигуры располагаются естественно и гармонично.
Еще одной ученицей М. А. Кичигина была Мэй Фонг. «В студии „Лотос" была другая прелестная девушка-китаянка Мэй Фонг. Она очень хорошо говорила по-английски, была из хорошей семьи, ее отец был президентом Ротари-клуба» [7, с. 48]. К сожалению, материалов о Мэй Фонг найти не удалось, так же как и ее работ.
Таким образом, достаточно длительная педагогическая деятельность М. А. Кичигина имела свой определенный вектор влияния на развитие художественного искусства в Харбине и в стране в целом.
Деятельность студии «Лотос» прекратилась в 1932-м в связи с японской оккупацией Маньчжурии и оттоком русских из этого региона. Соответственно, в конце 1920-х - начале 1930-х гг. произошло перемещение большой части русских
эмигрантов главным образом в Шанхай - интернациональный мегаполис с большими иностранными концессиями. Переехал туда и М. А. Кичигин.
Творческая жизнь русской художественной интеллигенции в Шанхае была бурной, яркой. Поэтому переезд не помешал Кичи-гину продолжить его творческую, педагогическую и общественную деятельность. Художник был активным участником литературно-художественного общества «Содружество русских работников искусства», основанного в Шанхае в 1929 г.
Кроме того, М. А. Кичигин провел множество выставок живописи в Шанхае. «Кичигин - один из русских художников, которые провели и участвовали в большинстве выставок. Его картины имеют широкий спектр сюжетов, разнообразных форм и красочны» [3, с. 663].
В 1928 г. русские художники впервые организовали совместную выставку в Шанхае, в ней приняли участие художники М. А. Кичигин и Л. Н. Пашков [3, с. 662].
В феврале 1930 г. М. А. Кичигин и В. Е. Кузнецова провели выставку живописи, которая имела большой успех, в лучшем выставочном зале Шанхая - Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии.
В 1931 г. состоялись две совместные выставки живописи. 27 июня 1931 г. во Французском муниципальном здании открылась выставка семи талантливых художников: М. Ф. Домрачева, В. А. Засыпкина, В. Е. Кузнецовой, М. А. Кичигина, Я. Л. Лихоно-са, В. С. Подгурского и М. Я. Шировского. Подгурский выставил пейзажи Ханьчжоу, Лаоана и Пекина. Театральный художник До-мрачев представил декоративные эскизы к спектаклям Харбинской оперы. Кичигин выставил портреты, несколько китайских пейзажей и картины из монгольской жизни. В. Е. Кузнецова показала зрителям несколько талантливо выполненных пейзажей.
В конце декабря 1931 г. в Шанхае открылась новая выставка художников, учившихся когда-то в Москве: В. С. Подгурского, Н. А. Пикулевича и П. И. Сафонова. Затем к ним примкнули еще двое москвичей: М. А. Кичигин и Я. Л. Лихонос [13, с. 25-56].
В том же году в Астор Хаус (Rich Hotel) прошла выставка живописи, в которой участвовали русские художники М. А. Кичигин, В. С. Подгурский, Н. А. Пикулевич и А. А. Ефимов [3, с. 663].
Регулярно проводимые выставки художников-эмигрантов стали неотъемлемой частью культурной жизни Шанхая. Значение их было в том, что они не просто давали возможность ознакомиться с произведениями русских мастеров, но и вдохновляли многих творческих людей на создание новых произведений искусства, вносили вклад в развитие современного искусства и предопределяли вектор взаимодействия двух культур - восточной и западной. Немаловажной целью этих выставок была пропаганда русской изобразительной школы, расширение ее влияния и организация продажи произведений живописи.
М. А. Кичигин - художник, являющийся представителем художественной интеллигенции китайской ветви русской эмиграции. Он прожил в Китае весь период существования этого беспрецедентного исторического явления: с 1920-го, когда волна беженцев из России хлынула на Восток, до 1947 г. - начала исхода русских эмигрантов.
М. Кичигин играл заметную роль в культурной жизни Харбина и Шанхая. Опыт и мастерство сделали Кичигина авторитетной фигурой эмиграции. Среди художников русского Китая не было равных ему личностей по качеству образования, разносторонности художественных навыков.
Его вклад в развитие русско-китайской культуры сложно переоценить: он не только работал как портретист и пейзажист, участвовал в росписи православных храмов, оформлении интерьеров, создании декораций для театров, работал как сценограф, но также много преподавал, имел собственную студию. С 1920 по 1927 г. вел занятия в студии искусств «Лотос», организованной русскими эмигрантами. Его ученики стали видными художниками, добились определенных успехов в развитии русских культурных традиций, внесли свой вклад в современное искусство. Участие М. А. Кичигина в художественных выставках и других культурных мероприятиях обогатило жизнь русской общины в Китае, вдохновило на творчество многих его учеников.
Таким образом, М. А. Кичигин и как разносторонний художник, и как педагог, и как общественный деятель оказал определенное влияние на развитие русско-китайской культуры. С другой стороны, находясь в Китае, сам он также не мог избежать воздействия китайской культуры. Китайская природа, архитектура, люди и события, запечатленные на его картинах, сделали его творчество более ярким, насыщенным и плодотворным.
Творчество М. А. Кичигина представляет большой интерес для исследования потому, что является результатом культурного взаимодействия европейской и восточной художественных традиций.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аурилене Е. Е. Российская диаспора в Китае (1920-1950-е гг.). Хабаровск : Частная коллекция, 2008. 272 с.
2. Ван Пин. Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Ван Пин. М. : МПГУ, 2006. 326 с.
3. Ван Чжичэн. Шанхайэцяоши [Русские эмигранты в Шанхае]. Шанхай : Саньляньшудянь Чубаньшэ, 1993 [Шанхай : Санлянь, 1993]. (На кит. яз.; . 1993).
4. Жун Цзе. Элосы"Юй "Хэйлунцзяншэн"Дэвайговэньхуа— "Цзици-цзиньа" Хуэйилу [Россия и зарубежная культура провинции Хэйлунцзян - воспоминания Кич Джины]. Хэйлунцзяндасюэ"Чубаньшэ, 2011. 224 Е. [Heilongjiang University Press, 2011. 224 с.]. (На кит. яз.; ^
< "т^Ш"^ ш» №
» 2011^, 224М.)
5. Крадин Н. П. Художники Дальнего Востока (XIX - сер. XX вв.) : Биографический иллюстрированный словарь. Хабаровск : РИОТИП, 2009. 176 с.
6. Лебедева Т. А. Развитие русской художественной школы в условиях эмиграции в Китае в первой половине ХХ века // Вторые Казанские искусствоведческие чтения : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. к 130-летию со дня рождения Н. И. Фешина. Казань, 2-3 ноября 2011 г. / Мин-во культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан // ред. коллегия : Р. М. Нурга-леева, Д. Д. Хисамова, О. А. Хабриева. Казань : Центр инновационных технологий, 2014.
7. Лебедева Т. А. Творчество художников-эмигрантов М. А. Кичигина и В. Е. Кузнецовой-Кичигиной в контексте русского искусства XX века : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Лебедева Татьяна Альбертовна ; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского]. Ярославль, 2010.
8. Ли Чао. Чжунгоцзиньдай Вайцзииминьмэйшуши [История искусства современных китайских иностранных иммигрантов]. Шанхайшухуа Чубаньшэ, 2012. 198 Е. [Шанхай : Шанхайское издательство живописи и каллиграфии, 2012. 198 с.]. (На кит. яз.; «"ФЭШ^"
. ЖШ±, 2012. 198 Ж.)
9. Михаил Александрович Кичигин. Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина. Живопись. Графика (Из музейных собраний и частных коллекций) : кат. выст. / сост. Т. А. Лебедева. Ярославль : [Б. и.], 1989.
10. Русские художники в Китае: М. А. Кичигин и В. Кузнецова / под ред. Т. А. Лебедевой. Ярославль : Александр Рутман, 2004.
11. Таскина Е. П. Русский Харбин. М. : МГУ, 1998. 272 с.
12. Толстой А. В. Художники русской эмиграции. М. : Искусство -ХХ1 век, 2005. 384 с.
13.ХисамутдиновА. А. «Оторванные от своей родины, которая нужна художнику не меньше красок вдохновения». Русские художники в Китае : монография. Владивосток : Дальневост. ун-т, 2015.
14. "Хаэрбинь" Бяньняньши (1896-1949) [Хроники истории Харбина (1763-1949)] / Ли Шусяо [под ред. Ли Шусяо]. "Хаэрбиньшижэньминь-чжэнфу" Бяньцзичубань,1986. 1Юэ. 417 Е. [Харбинское муниципальное народное правительство, 1986. 417 с.]. (На кит. яз.;
Ш" (1896-1949)»"^ШАШ^" Ш#Ж№,1986 ^
Ш, 41 Ж).
15. Чэнь Синь. Диалог культур через творчество: живопись китайских мастеров-учеников русских художников-эмигрантов в Китаев в ХХ веке // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 41. С. 45-52.
1. М. А. Кичигин. Певички. 1927. Бумага, графитный карандаш. 22,1^33,2. Ярославский художественный музей
3. М. А. Кичигин. Старый каллиграф. 1939. Бумага, акварель, графитный карандаш. 46*54. Ярославский художественный музей
5. М. А. Кичигин. Летний дворец в Пекине.1929-1932. Холст, масло. 100*83. Ярославский художественный музей
6. М. А. Кичигин. У переправы на реке Жемчужной. 1932. Бумага, акварель, гуашь. 62*80. Ярославский художественный музей