Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ XX ВЕКА В РАБОТАХ КИТАЙСКИХ МАСТЕРОВ'

ПРОДВИЖЕНИЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ XX ВЕКА В РАБОТАХ КИТАЙСКИХ МАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская эмиграция / художественное искусство / Китай / школа живописи. / Russian emigration / art / China / school of painting.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Лю Юйси

Как отмечает автор публикации, с 1920 по 1948 гг. в Китае проживало много художников – выходцев из России, поэтому искусство представителей рус-ской эмиграции в настоящее время рассматривается как неотъемлемая часть русской культуры. Искусство эмигрантов в Китай изучено меньше, чем в европейской эмиграции. Китай не был главным центром эмигрантского искусства, был его периферией). Художники не стремились приезжать в Китай, они следовали туда в силу определенных обстоятельств. Среди них не было выдающихся людей, определивших будущее искусства. Это были профессионалы второго сорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF THE SCHOOL OF PAINTING OF THE RUSSIAN EMIGRATION OF THE XX CENTURY IN THE WORKS OF CHINESE MASTERS

As the author of the publication notes, from 1920 to 1948. Many Russian artists lived in China, so the art of the Russian emigration is now regarded as an integral part of Russian culture. The art of emigrants to China has been studied less than in European emigration. China was not the main center of emigrant art, it was its periphery). Artists did not seek to come to China, they followed there due to certain circumstances. Among them there were no outstanding people who determined the future of art. They were second class professionals.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ XX ВЕКА В РАБОТАХ КИТАЙСКИХ МАСТЕРОВ»

УДК 007 ЛюЮйси

бакалавр, факультет искусств,

Университет Хэцзэ

[email protected]

Liu Yuxi

Heze University,

Art Department

Продвижение школы живописи российской эмиграции XX века в работах китайских мастеров

Promotion of the school of painting of the Russian emigration of the XX century in the works of Chinese masters

Аннотация. Как отмечает автор публикации, с 1920 по 1948 гг. в Китае проживало много художников - выходцев из России, поэтому искусство представителей русской эмиграции в настоящее время рассматривается как неотъемлемая часть русской культуры. Искусство эмигрантов в Китай изучено меньше, чем в европейской эмиграции. Китай не был главным центром эмигрантского искусства, был его периферией). Художники не стремились приезжать в Китай, они следовали туда в силу определенных обстоятельств. Среди них не было выдающихся людей, определивших будущее искусства. Это были профессионалы второго сорта.

Ключевые слова: русская эмиграция, художественное искусство, Китай, школа живописи.

Annotation. The art of the Russian emigration is currently regarded as an integral part of Russian culture. The art of emigrants to China has been studied less than in European emigration. China was not the main center of emigrant art, but was its periphery). Artists did not seek to come to China, they followed there due to certain circumstances. Among them there were no outstanding people who determined the future of art. They were second class professionals.

Key words: Russian emigration, art, China, school of painting.

Около 130 русских эмигрантов профессионально работали в сфере изобразительного искусства в Китае в период с 1920 по 1948 годы.

Русская община была активной и дееспособной. Художники устраивали художественные выставки, выполняли крупные работы по строительству церквей, росписи фресок и икон, а также, некоторые инсталляции к памятнику А.С. Пушкин в Шанхае. Они объединялись в ассоциации с определенной программой и стратегией деятельности («Понедельник», «Объединение художников, писателей, актеров, музыкантов «ХЛАМ» и др.). В программе были пункты, показавшие, что

ISSN (Online) 2686-8350 ISSN (Print) 2713-1742 https://social-economic.ru/

русская художественная интеллигенция понимает свое предназначение в условиях эмиграции:

1) в сохранении и развитии традиций собственной культуры;

2) в признание ее неотъемлемой частью всей русской культуры (включая эмиграцию в Европу и Советскую Россию);

3) в терпимости к различным художественным течениям;

4) в открытости к влиянию других культур.

М.А. Кичигин, В.С. Подгурский стали самыми известными художественными педагогами «русского Китая». М. Кичигин преподавал рисование в харбинских городских школах, в основанной, русским эмигрантам частной художественной студии «Лотос» и в собственной мастерской. Контингент учащихся интернациональный: русские, европейцы, китайцы. Среди его учеников были художники, ставшие профессионалами и получившие признание в России, США, Франции: В.М. Арнаутов, Л.В. Вертинская (Циргвава), В. Горовая-Лещенко, Т.П. Жаспар (Филиппова), Г.В. Третчиков, М.Ю. Щировский. Художник В. Подгурский преподавал в Китайском государственном университете в Шанхае (1920-1922), в Шанхайском колледже изящных искусств (1924-1929) и несколько лет - в Шанхайском художественном клубе [2].

Школа живописи русских эмигрантов предопределила профессиональный уровень живописи и рисунка. «Прорыва» в искусстве не произошло, но в Китае русские художники оказались в иной культурной среде под сильным влиянием ориентализма. Местная действительность, такая как окружающая среда, население и культура Китая, была настолько привлекательна для художников своей свежестью, светом и цветом, что первым их желанием было просто рисовать то, что видел глаз. Он не требовал никакого преобразования формы. Поэтому они культивировали образные, реалистические стили, в разной степени близкие натуре: неоакадемизм, натурализм, поздний импрессионизм, стилизация, салонное искусство. В них также не было недостатка в этнографических или восточных элементах.

Западная культура (американская и английская) также оказала влияние на русских эмигрантов, особенно в таком многонациональном мегаполисе, как Шанхай. Искусство 1930-х - 1950-х годов (период активности русских эмигрантов в Китае) тяготело к образным стилям, стабильности и контакту с аудиторией в разных регионах - Европе, США, СССР. «Русский Китай» не стал исключением, так как развивался под сильным влиянием арт-рынка. Портрет стал самым популярным жанром изобразительного искусства. Стиль портретного рисунка, вероятно, родился из академических исследований.

Обучение расширилось за счет творческой работы и темы, которую можно было бы назвать «Лица Китая» или «Китай в лицах». На протяжении многих лет художники-эмигранты создали десятки портретов китайского населения (М. Кичигин: Певицы. Харбин (1920-е), Коммивояжер (1930), Семейный обед (1930), Старый каллиграф (1937), (В. Кузнецова: Старик с трубкой (1937), Монах (1939)[1].

Техника рисования сангиной не нова. Сангиной и древесным углем любили работать старые мастера эпохи Возрождения, художники академической школы. М. Кичигин дал академическому рисунку новый художественный импульс ХХ века, присущий его собственному видению. В его творчестве раскрывалась его индивидуальность в виде внутренней энергии, способа обобщения натуры, хорошо выверенной композиции. Все рисунки большого размера, практически в натуральную величину. Они близки к природе, но не переходят черту, отделяющую природу от натурализма [3].

М. Кичигин никогда не стремился к фотографическому сходству, никогда не копировал модель механически, а понимал необходимость художественного обобщения.

Виктор Степанович Подгурский был одним из самых ярких общественных деятелей художественной жизни Шанхая. Он стал великим мастером жанровых сцен, отражающих особенности китайской жизни. В. Подгурский ловко запечатлел забавные моменты жизни: На рынок (1937, Уличный ресторан (1930-е), Дешёвая распродажа (1930-е), Уличный цирюльник (1938). Академический рисунок лежал в основе его работ. Натурализм в жесткой форме придавал его рисункам характер фоторепортажа (до такой степени, что в книжных репродукциях они действительно выглядели фотографиями) [1].

Композиции строятся по принципу выхватывания «случайного» кадра из реальности и неожиданного обрезания изображения. Манера рисования очень аккуратная и точная. Все «шероховатости» сглаживаются освещением яркого дня или искусственным светом. Все эти приемы мастерски маскируют творческий процесс, уподобляя глаз художника бесстрастному объективу фотоаппарата, а художественный продукт - фотографии. Для жанровых сцен художник использовал портретные этюды, называемые китайскими типами. Эти рисунки выглядят настолько иллюзорными, что кажется, что они вот-вот сойдут с бумажного листа.

В манере художника, желающего изобразить природу «объективно», видны элементы натурализма, рожденные под влиянием философии и эстетики позитивизма. Этот стиль принес В. Подгурскому любовь публики. Его работы неизменно раскупались с выставок даже в 1940-е годы (период Великой Отечественной войны), в самые трудные для русских художников-эмигрантов времена.

Рисовальная манера М. Кичигина и В. Подгурского не выпадала из художественной практики того времени. Наиболее яркими представителями этого стиля, определяемого как неоклассицизм (неоакадемизм), были В.И. Шухаева (1887 - 1973) и А.Е. Яковлева (1887 - 1938) [1].

Пейзаж был вторым по популярности у русских эмигрантов в Китае жанром, представленным пленэрной живописью, обогащенной декоративной яркостью природно-культурной среды Китая. Море, горы и китайская архитектура стали излюбленными мотивами в картинах русских художников (М. Кичигин - Мальчики

(1929), Летний дворец в Пекине (1930), На прогулке по Жемчужине), Река (1932), В. Подгурский - Сбор урожая (1946)) [1].

Исследование о русском искусстве в Китае было бы неполным без упоминания так называемой русской темы, которая оставалась очень важной для русских художников-эмигрантов как средство самоидентификации. М. Кичигин не мог жить и творить без русских образов. На выставках в Харбине и Шанхае он всегда показывал любимые сюжеты из русской деревенской жизни: Сенокошение, Сбор яблок, Деревенский праздник, Крестьянская свадьба, все это рука об руку с китайскими этюдами. В 1930-х годах в Шанхае художник написал «Портрет родителей», изображающий отца, мать и крестную мать. Необычно выглядит композиция портрета: три головы на горизонтально вытянутом холсте. Художники этим пользовались, когда хотели подчеркнуть родство, общение людей, особую связь между изображаемыми людьми (В.И. Шухаев, Три головы(1922 г.); К.С. Петров-Водкин, Автопортрет с женой и дочерью (1933). Фактически, художник использовал традиционную композицию русской иконы: Христос, Мадонна и Иоанн Креститель. Образы родителей слились для М. Кичигина с понятием «родная земля» и стали иконой, как и вся Россия, которой он молился и которую вспоминал в мыслях и словах. В 1941 году в шанхайском журнале «Рубеж» появилась статья с выразительным названием «С палитрой в международном аду Шанхая», в которой журналистка Н. Ростова опубликовала интервью с художником: «Известный мастер кисти Китчигин однажды ответил на вопрос о жизни русских художников в Шанхае: «Мы живем, как можно жить, оторвавшись от родной земли, которая так же необходима художнику, как краски и вдохновение...», - подчеркнул в интервью Китчигин[3].

Литература:

1. Чэнь С. Школа живописи российской эмиграции ХХ века в Китае как отдельное культурное ответвление мирового художественного искусства // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - с. 190.

2. Ван Пин. Русская художественная эмиграция в Китае в первой половине XXвека: дис.... канд. искусствоведения. -М.: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств, 2017. - 326 с

3. Цинь Сяофэн. Российско-китайское взаимодействие в сфере изобразительного искусства ХХ века // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. - 2020 г. - № 1. - 210 С.

4. Бондаренко А.В. Творчество как феномен культуры //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2015. - № 4 (45). - С. 252-254.

5. Никитина В.В., Штанько М.А. Конструирование этнической картины мира // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 8 (159). - С. 485-486.

6. Колычева В.А. Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения //Дискуссия. - 2022. - № 1 (110). - С. 40-50.

Literature

1. Chen S. The School of Painting of the Russian Emigration of the 20th Century in China as a Separate Cultural Offshoot of World Art // Modern Problems of Science and Education. - 2018. - No. 3. - p. 190.

2. Wang Ping. Russian artistic emigration in China in the first half of the 20th century: dis.... cand. art history. - M.: Nauch.-issled. in-t theory and history will portray. art Ros. acad. Arts, 2017. - 326p.

3. Qin Xiaofeng. Russian-Chinese interaction in the field of fine arts of the twentieth century // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Art. - 2020 -No. 1. - 210 P.

4. Bondarenko A.V. Creativity as a phenomenon of culture // Bulletin of the Orel State University. Series: New Humanitarian Studies. - 2015. - № 4 (45). - Pp. 252-254.

5. Nikitina V.V., Shtanko M.A. Constructing an ethnic picture of the world // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 8 (159). - Pp. 485-486.

6. Kolycheva V.A. Digitalization of data on sales of Russian art objects: the problem of mismatch of supply and demand // Discussion. - 2022. - № 1 (110). - Pp. 4050.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.