УДК 78.071.2 DOI: 10.52469/20764766_2024_02_133
И. В. КАЛАТАЙ
Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДАНИЭЛЯ БАРЕНБОЙМА В XXI ВЕКЕ:
РЕПЕРТУАРНЫЕ АКЦЕНТЫ
В данной статье освещаются важнейшие направления многогранной творческой деятельности Даниэля Баренбойма в 2000-2020-х годах. Отмечается приоритетная роль индивидуального подхода к репертуару как существенной предпосылки успешного осуществления музыкальных проектов, реализованных выдающимся артистом на протяжении указанного периода. Особо подчеркнута значимость наследия Л. Бетховена (фортепианного, симфонического, камерно-ансамблевого) -своеобразной «доминанты» всей профессиональной деятельности Д. Баренбойма. В частности, одним из ярких событий «бетховенского» 2020 года явился выход нового аудиоальбома, включающего запись 32 фортепианных сонат великого композитора («Deutsche Grammophon»). Примечательной особенностью этой записи явилось использование «прямострунного рояля» («Barenboim-Maene»), спроектированного и изготовленного Д. Баренбоймом и бельгийским фортепианным мастером К. Мане.
Другое важнейшее направление творческой деятельности Д. Баренбойма в первой четверти XXI века обусловлено просветительскими устремлениями, связанными с популяризацией «Новой музыки». Констатируется видимая преемственная связь между актуальными проектами, осуществляемыми Д. Баренбоймом, и многолетней просветительской деятельностью его давнего друга П. Бу-леза в качестве симфонического дирижера и музыкального продюсера. Наглядным тому подтверждением является художественная концепция музыкального фестиваля «Дистанция/Близость» (2020), разработанная и успешно реализованная Д. Баренбоймом в условиях недавней пандемии. Общий девиз фестиваля («От Булеза до наших дней») и утвержденный состав участников (последователей и единомышленников этого французского композитора), программы осуществленных онлайн-кон-цертов позволяют рассматривать «Дистанцию/Близость» как весьма примечательный образец современного мемориального арт-проекта. В статье обозначены перспективы дальнейшего развития указанной просветительской тенденции с привлечением педагогического коллектива Музыкальной академии «Баренбойм-Саид» (Берлин), организованной при участии Д. Баренбойма.
Ключевые слова: Д. Баренбойм, исполнительский репертуар, творческое наследие Л. Бетховена, рояль «Barenboim-Maene», фестиваль «Дистанция/Близость», музыкальная академия «Барен-бойм-Саид».
Для цитирования: Калатай И. В. Творческая деятельность Даниэля Баренбойма в XXI веке: репертуарные акценты // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 133-139.
DOI: 10.52469/20764766_2024_02_133
I. KALATAY
M. Glinka Novosibirsk State Conservatory
CREATIVE ACTIVITIES OF DANIEL BARENBOIM IN THE 21st CENTURY: REPERTOIRE ACCENTS
This article elucidates the most important directions of D. Barenboim's the multifaceted creative activities in the 2000-2020s. The priority role of an individual approach to the repertoire is noted as essentual prerequisite for the successful realization of musical projects implemented by an outstanding artist during the indicated period. The importance of L. Beethoven's legacy (piano, symphonic, chamber ensemble) is especially emphasized - a kind of "dominant" of D. Barenboim's entire professional activity. In particular, one of the bright events of the "Beethovenian" 2020 was the release of the new audio album, including recordings of 32 Piano Sonatas by the great composer ("Deutsche Grammophon"). A notable feature of this recording
was the use of a "straight-string grand piano" ("Barenboim-Maene"), designed and manufactured by D. Barenboim in collaboration with the Belgian piano master C. Maene.
Another important direction of D. Barenboim's creative activities in the first quarter of the 21st century is due to enlighten aspirations associated with the popularization of "New Music". A visible continuity is stated between the current projects carried out by D. Barenboim and the long-term enlighten activities of his old friend P. Boulez as a symphony conductor and music producer. A clear confirmation of this is the artistic concept of the music festival "Distance/Proximity" (2020), developed and successfully implemented by D. Barenboim in the context of the recent pandemic. The general motto of the festival ("From Boulez to the present day") and the approved composition of participants (followers and like-minded persons of this French composer), the program of online concerts carried out allow us to consider "Distance/Proximity" as a very remarkable example of a contemporary memorial art project. The article outlines the prospects for further development of this enlighten tendency with involvement of the teaching staff of the "BarenboimSaid" Music Academy (Berlin), organized with the participation of D. Barenboim.
Keywords: Daniel Barenboim, performer's repertoire, L. Beethoven's creative heritage, grand piano "Barenboim-Maene", festival "Distance/Proximity", "Barenboim-Said" Music Academy.
For citation: Kalatay I. Creative activities of Daniel Barenboim in the 21st century: repertoire accents. In: South-Russian Musical Anthology. 2024. No. 2. Pp. 133-139.
DOI: 10.52469/20764766_2024_02_133
- Q ii
Многогранная творческая деятельность всемирно известного пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма продолжается около семи десятилетий. Музыкантом пройден длительный и сложный путь в поисках собственного артистического «я» и неповторимо индивидуального репертуара. В творческом облике Баренбойма сочетаются утонченный аристократизм, феноменальная техника, виртуозный блеск - и тяготение к воссозданию грандиозных полотен мировой музыкальной литературы, впечатляющий эмоциональный размах, аналитическая глубина трактовок современной «музыки сфер». Европейская музыкальная пресса, кратко оценивая выдающихся деятелей исполнительского искусства XX века, отмечает: «Баренбойм - это харизма...» [цит. по: 1]. Неиссякаемая энергия творчества, умение объединять и убеждать людей, взывая к их «сердцам и душам», - важнейшие черты художественной личности Баренбойма, запечатленные в его исполнительских интерпретациях на всем протяжении артистической биографии маэстро.
Публичное исполнение сольных, ансамблевых, оркестровых концертных программ на академической сцене - своего рода кульминационный этап длительного процесса, включающего в себя не только подготовку отдельных музыкальных пьес и циклических произведений, но и композиционное их сопряжение в целях максимально убедительной репрезентации творческих итогов осуществленной работы. Учитывая сказанное, современные специалисты полагают, что индивидуальность определенного музыканта характеризуется не только спецификой важнейших элементов игры, но и репертуарным своеобразием концертных программ. «Известно, что были
пианисты, отдающие предпочтение одному или нескольким композиторам или одному из музыкальных стилей, как, например, А. Шнабель, Г. Гульд, А. Любимов. Другие исполнители стремятся к более полному охвату музыкальных направлений и жанров» [2, с. 65]. К числу последних принадлежит и Баренбойм. Его репертуар чрезвычайно обширен: произведения французских клавесинистов, циклические опусы И. С. Баха, венских классиков, многочисленные опусы романтической эпохи, XX и XXI веков. Он считается признанным мастером художественно-концептуальных и монографических концертных программ. Как пианист Баренбойм неоднократно исполнял и записал все концерты и сонаты В. А. Моцарта, 48 прелюдий и фуг баховского «Хорошо темперированного клавира», фортепианные концерты Ф. Листа, избранные произведения Ф. Шопена, как симфонический дирижер - все оркестровые произведения Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера. По мнению отдельных комментаторов, исполнительская уникальность Баренбойма предопределяется «...неизменным ощущением новизны, которое не оставляет и при знакомстве с его трактовками даже самых популярных, буквально наизусть известных сочинений» [3]. При этом на протяжении всего творческого пути маэстро в центре его внимания неизменно пребывает фортепианное, инструментально-ансамблевое и симфоническое наследие Л. Бетховена. Дискография Баренбойма включает все бетховенские сонаты, концерты, ряд масштабных вариационных циклов для фортепиано, девять симфоний, камерные опусы (трио, дуэты) и др.
XXI век ознаменовался для Баренбойма новым погружением в бетховенское творчество.
Не довольствуясь накопленным огромным опытом соответствующих интерпретаторских прочтений, маэстро обратился к новому осмыслению тембрового потенциала фортепиано. В частности, благодаря сотрудничеству Барен-бойма и бельгийского инструментального мастера Криса Мане был создан рояль с параллельным расположением всех струн1. Подобная конструкция рояля, как известно, существовала во времена Бетховена. По мнению Баренбойма, звучание этого инструмента должно помочь нам, слушателям XXI века, заново открыть для себя целый ряд общеизвестных произведений, пересмотрев некоторые интерпретации, признаваемые сегодня едва ли не каноническими. Кропотливая работа, увенчавшаяся в итоге созданием прямо-струнного рояля «Barenboim-Maene», послужила творческим импульсом для последующей «актуализации» исполнительских прочтений фортепианных сонат, вариаций, концертов и других сочинений Бетховена (их записи были осуществлены Баренбоймом при поддержке известной компании «Deutsche Grammophon»).
В 2020 году музыкальная общественность широко отпраздновала 250-летие со дня рождения великого композитора. Грандиозный размах культурных акций, приуроченных к юбилейной дате, способствовал особой активности крупнейших деятелей музыкально-исполнительского искусства. Во многих странах проходили разнообразные мероприятия - концерты, мастер-классы, выставки, семинары, конференции и другие события, связанные с творчеством Бетховена, его биографией и бетховенской эпохой в целом. Существенный вклад в чествование гениального композитора внес и Баренбойм, завершивший очередную «циклическую» интерпретацию всех бетховенских фортепианных сонат2. Выход в свет названного аудиоальбома стал ярким событием в мире классической музыки.
Многолетний труд Баренбойма - выдающегося интерпретатора бетховенского фортепианного наследия - преимущественно запечатлен в студийных аудиоформатах (монографических альбомах) разных лет. Однако специалистам доступны отдельные видеозаписи концертных выступлений. К числу наиболее интересных, по нашему мнению, принадлежит запись публичного исполнения Третьего фортепианного концерта с оркестром Берлинской филармонии (2020, дирижер - Кирилл Петренко)3. К тому времени Баренбойм неоднократно записывал Третий концерт в различных исполнительских «версиях», порой совмещая амплуа солиста и дирижера (в частности, на рубеже XX-XXI веков артист предпочитал именно таким образом исполнять классические фортепианные концерты вообще).
Подобная практика достаточно распространена и сегодня - вспомним интерпретации Р. Бухбин-дера, М. Плетнева, Б. Березовского и др. Исходя из этого, показательно, что в последние годы Баренбойм возвращается к традиционному «дирижерскому» варианту исполнения. Допустимо предположить, что сценическое взаимодействие с оркестром при участии руководителя коллектива позволяет акцентировать соревновательный аспект жанра и приоритетную роль солиста в этом соревновании. (Как известно, различными принципами исполнения классических концертов мотивируется даже общепринятая диспозиция участников конкретного выступления. При участии дирижера подразумевается расположение солиста на авансцене, если же предусмотрено «совмещение функций», рояль обычно устанавливают «в глубине» оркестра.)
Стилевая корректность, продуманный выбор темповых соотношений, тщательно выверенная артикуляция, ясная организация музыкальной формы в сочетании с высоким эмоциональным тонусом «преподнесения» музыкального материала - вот качества, присущие этому исполнению Третьего концерта и весьма отчетливо распознаваемые слухом. Следует обратить внимание и на визуальный аспект характеризуемой интерпретации Баренбойма - речь идет о его исполнительских жестах. Пианист выглядит достаточно сдержанным в плане жестикуляции: небольшая амплитуда движений рук, статичность корпуса изначально создают впечатление подчеркнутой визуальной строгости, тем самым концентрируя внимание слушателя на собственно «музыкальных смыслах» исполнения. Как отмечает современный исследователь, многообразные движения пианистов, осуществляемые за роялем, подразделяются на две основные группы - «рабочие» движения, необходимые для достижения определенных качеств звука, и своего рода «интерпретирующие» комментарии: «В системе исполнительских средств выразительности <...> пантомимические, смыслообъ-ясняющие приемы (не связанные напрямую со звукоизвлечением) выполняют особую роль» [5, с. 8]. Специфику названных приемов точно сформулировал С. Фейнберг: «Жест - это та сторона движения, которая призвана зрительно разъяснить аудитории настроение и эмоции исполнителя. Жест шире звучания: замысел, выраженный им, превосходит возможности инструмента» [6, с. 188]. В подобных ситуациях дирижерский опыт Баренбойма, безусловно, приходит на помощь пианисту. Исполнительские движения маэстро всегда точно дополняют смысл музыки. Выразительность достигается за счет характерных движений рук, корпуса, головы, а также
мимических средств. Такие движения образуют комплекс артистических приемов, сугубо индивидуальных для каждого исполнителя. C помощью пантомимических средств более ясно и полно раскрывается содержание музыки, ее индивидуальное понимание, присущее конкретному интерпретатору. У Баренбойма упомянутые движения всегда выверены до мельчайших деталей. Благодаря использованию подобной техники достигается всеобъемлющая концентрация внимания публики на музыке и солисте как главном действующем лице исполнительского процесса. В сознании слушателей при этом остается яркий образ пианиста, весьма впечатляющий как целое, невзирая на лаконичность внешних аспектов интерпретации.
Сегодня можно ознакомиться с концертным репертуаром Баренбойма последних десятилетий, просматривая специальные разделы его персонального сайта, а также официальные Интернет-страницы Венской филармонии и Концертного зала имени П. Булеза. Изучение соответствующих программ позволяет установить имена авторов, произведения которых исполнялись Баренбоймом - пианистом и дирижером - с 2000 по 2024 годы. В числе названных авторов -Моцарт, Брукнер, Шенберг, Вагнер, Булез, Бетховен, Брамс, И. Штраус, Шопен, Элгар, Равель, Шуман, Сметана, Прокофьев, Барток, Шуберт, Сибе-лиус, Чайковский, Энеску, Лигети, Кодай, Малер, Лист, Равель, Стравинский, Гайдн, Хельмесбер-гер, Фалья, Картер, Веберн, Ибер, Паганини, Дебюсси, Крейслер, Ланнер, Делиб, Регер, Бах, Лю-тославский и др. Указанный перечень наглядно свидетельствует о широчайшем стилистическом диапазоне музыканта - замечательного интерпретатора академической музыки различных эпох, стилей и национальных школ (от второй половины XVII столетия до наших дней). Разумеется, при этом нужно учитывать, что сочинения, датируемые последними десятилетиями, вообще редко фигурируют в концертных программах филармоний и театров, образуя малосущественную часть основного репертуара. Такова мировая практика, сохраняющаяся и в XXI веке. Творческая деятельность Баренбойма в данном аспекте соотносится с магистральными тенденциями современной музыкальной индустрии. Однако внушительный профессиональный авторитет музыканта, утвердившийся в среде концертных импресарио, и доверительное отношение широкой слушательской аудитории позволяют Барен-бойму неуклонно расширять репертуар, уделяя внимание активной популяризации современной музыки.
В одном из интервью начала 2020-х годов4, рассуждая о трудностях, сопутствующих ис-
полнениям современной музыки в концертных филармонических программах, Баренбойм подчеркнул, что впервые смог представить слушателям некоторые произведения композиторов-«нововенцев» с оркестром Венской филармонии лишь в 2005 году. Маэстро заметил, что подобные опусы проникают в филармонические программы с большим трудом, не говоря уже о музыке, созданной в XXI столетии. Среди причин Барен-бойм упомянул инертность концертных менеджеров и продюсеров, избегающих незнакомого материала, их коммерческую ориентацию и консервативность художественных вкусов публики.
Более-менее активное исполнение современных произведений на европейских академических концертных площадках стало возможным благодаря Пьеру Булезу. Баренбойм неоднократно указывал на огромный вклад этого выдающегося композитора и дирижера, одного из лидеров французского музыкального авангарда, в популяризацию «Новой музыки», регулярно включаемой в концертные программы. Их знакомство с Булезом состоялось в 1964 году, когда интендант Берлинской филармонии Вольфганг Штреземанн (1904-1998) предложил Баренбойму выступить с местным оркестром, исполнив две программы в качестве солиста. Для первого выступления Булез выбрал один из фортепианных концертов Бар-тока, для второго Баренбойм предложил малоизвестный «Симфонический концерт» В. Фурт-венглера [7, p. 75]. Эти совместные выступления стали началом большой и плодотворной дружбы двух музыкантов - во многом именно благодаря ей репертуар Баренбойма (пианистический и дирижерский) пополнился произведениями композиторов Новой венской школы, а также французских авангардистов. После открытия Музыкальной академии «Баренбойм-Саид» в Берлине концертному залу данного учебного заведения было присвоено имя Булеза (см.: [8, с. 16-19]).
Являясь одним из основателей берлинской Академии и непосредственным руководителем творческих проектов, реализуемых упомянутым вузом и оркестром «Западно-Восточный диван», маэстро организовал в 2020 году фестиваль современной музыки «Дистанция/Близость». В ту пору началась эпидемия коронавируса, из-за которой проведение публичных мероприятий в традиционном формате было запрещено. По словам Баренбойма, никто не понимал, что всех ждет и какие возможны перспективы. Именно тогда у него зародилась мысль об организации фестиваля современной музыки. Этот проект был задуман и реализован в сотрудничестве с флейтистом Эмманюэлем Пайю. Баренбойм предложил ряду современных авторов безвозмездно сочинить инструментальные пьесы (продолжитель-
ностью от 5 до 15 минут), которые в дальнейшем были бы также бесплатно выучены музыкантами академии, а затем исполнены в формате он-лайн-трансляции. Нашлись единомышленники, согласившиеся участвовать в этом необычном фестивале. Сольные музыкальные композиции, а также сочинения для камерных ансамблей представили Бенджамин Аттахир, Расмус Боровски, Лука Франческони, Ирина Маргионаки - все они были продолжателями творческих исканий Бу-леза. Вот почему концептуальная идея данного проекта была сформулирована следующим образом: «От П. Булеза до наших дней». В рамках названного фестиваля состоялось 4 онлайн-кон-церта, при этом каждый из них открывался тем или иным произведением Булеза [9].
В цитируемом выше интервью Баренбойм оценил подобные инициативы сдержанно, заметив, что «стриминг, как и пластинки, - эрзац. Музыка возникает в [реальном] пространстве». Однако в условиях всеобщих ограничений на проведение массовых мероприятий концертные онлайн-трансляции предоставили исполнителям реальную возможность поддерживать контакт с публикой. Таким образом, эпидемическая ситуация благоприятствовала рождению проекта, возникшего как послание времени. Успешно завершив серию концертов, Баренбойм предложил проводить фестиваль на регулярной основе, обновляя репертуар каждые два года и чередуя онлайн-трансляции с «живыми» выступлениями. Разумеется, при соотнесении с другими художественными проектами Баренбойма, реализованными в XXI столетии, «Дистанция/Близость» представляется инициативой, не столь масштабной по количественным показателям, однако значимость освещаемого фестиваля выглядит все-таки достаточно весомой. Авторитет маэстро позволяет приглашать исполнителей самого высокого класса, тем самым поддерживая начинающих авторов, репрезентируя их творчество на широко известных концертных площадках. Популяризация новых композиторских имен - деятельность, устремленная в будущее. Очевидно, что Баренбойму далеко не безразлична судьба
академического музыкального искусства наших дней, поэтому он прилагает столь внушительные усилия для осуществления подобных инициатив.
Подводя итог сказанному, отметим, что в XXI веке репертуарные акценты Баренбойма соотносятся с двумя направлениями - «Новой музыкой» и бетховенским наследием. В первой половине 2000-х годов маэстро уделял значительное внимание исполнительской деятельности, связанной с популяризацией творчества компо-зиторов-«нововенцев», позднее оказал весомую поддержку ныне здравствующим авторам - последователям П. Булеза и французского Второго авангарда. Учреждение фестиваля современной музыки «Дистанция/Близость» в сложный период эпидемических ограничений (2020) является наглядным свидетельством неуклонного стремления Баренбойма к творческим поискам - обогащению концертного репертуара и ознакомлению широкой аудитории с новейшими образцами академической музыки.
Показательным для артистической деятельности маэстро в XXI столетии является и неиссякаемый интерес к произведениям Бетховена. Наследие великого немецкого классика является для Баренбойма своеобразной «доминантой» его исполнительского творчества. Очередное возвращение к музыке Бетховена не повторяет предшествующих достижений, но способствует переосмыслению классических шедевров в меняющемся контексте современности. Исходя из этого, создание рояля «Barenboim-Maene», предназначенного для исполнения бетховенских сочинений, благоприятствует несомненному обогащению сегодняшнего восприятия их тембровой палитры. В целом, обращение к немеркнущим образцам мировой классики и вновь создаваемым опусам позволяет Даниэлю Баренбойму чутко ощутить преемственные связи множественных стилей и «языков» музыкального искусства, смысловых и эмоциональных подтекстов, содержащихся в произведениях различных исторических эпох, запечатлевая картину органичного развития академических культурных традиций во всем ее разнообразии.
" » ПРИМЕЧАНИЯ « ■■
1 Подробнее о рояле «Barenboim-Maene» см.: [4, с. 124-133].
2 Этот масштабный проект оказался четвертым в артистической биографии Баренбойма, который исполнял и записывал все бетховенские фортепианные сонаты также в 1960, 1984 и 2005 гг.
3 Запись выступления в концертном зале Берлинской филармонии (11 января 2020 года).
4 Подразумевается беседа с И. Никитиной в рамках телевизионной программы «Энигма» (15.10.2020), впоследствии размещенная на медиаплатформе smotrim.ru (Музыка эпохи пандемии. URL: https://smotrim. ru/video/2232016; дата обращения: 01.05.2024).
■■ » ЛИТЕРАТУРА « ■■
1. Мариинский театр: Юрий Темирканов. URL: https://xn--80aqaafeklyn.xn--p1ai/ru/company/ stagedirectors/temirkanov/ (дата обращения: 01.05.2024).
2. Мальцева Е. Г. Александр Зилоти - музыкант-просветитель: репертуар пианиста // Южно-Российский музыкальный альманах. 2012. № 2. С. 65-74.
3. Дружинина И. Н. Даниэль Баренбойм исполняет все 32 сонаты Бетховена. URL: https://my.mail. ru/community/variations/1493C8BFB799DD13.html (дата обращения: 01.05.2024).
4. Колотой И. В. Прямострунный рояль «Barenboim-Maene»: конструктивные особенности, перспективы развития, исполнительская практика // Проблемы музыкальной науки. 2024. № 1. С. 124-133.
5. Меркулов А. М. «Мы в концерте слушаем и глазами» (мимика и жестикуляция в искусстве пианиста). Ч. II // Музыкант-Классик. 2013. № 9-10. С. 8-11.
6. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1969. 608 с.
7. Barenboim D. A life in music. The 2nd rev. ed. London: Weidenfeld & Nicolson, 2002. 246 p.
8. Калатай И. В. Педагогическая и общественная деятельность Д. Баренбойма: оркестр «Западно-Восточный диван» // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2022. С. 14-21.
9. [Без подписи.] Баренбойм и Пайю устроят фестиваль о близости и дистанции. URL: https:// orpheusradio.ru/news/news/2950/barenboym-i-payu-ustroyat-festival-o-blizosti-i-distantsii (дата обращения: 01.05.2024).
REFERENCES - ■■
1. Mariinskiy teatr: Yuriy Temirkanov [Mariinsky theatre: Yuri Temirkanov]. URL: https://xn--80aqaafeklyn.xn--p1ai/ru/company/stagedirectors/temirkanov/ (date of application: 01.05.2024).
2. Mal'tseva E. Aleksandr Ziloti - muzykant-prosvetitel': repertuar pianista [Alexander Ziloti -musician-enlightener: a pianist's repertoire]. In: Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyj al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2012. No. 2. Pp. 65-74.
3. Druzhinina I. Daniel' Barenbojm ispolnyaet vse 32 sonaty Bethovena [Daniel Barenboim performs 32 Beethoven's sonatas the whole]. In: URL: https://my.mail.ru/community/variations/1493C8BFB799DD13. html (date of application: 01.05.2024).
4. Kalatay I. Pryamostrunnyj royal' "Barenboim-Maene": konstruktivnye osobennosti, perspektivy razvitiya, ispolnitel'skaya praktika [Straight-string grand piano "Barenboim-Maene": constructive features, development perspectives, performing practice]. In: Problemy muzykal'noy nauki [Music Scholarship]. 2024. No. 1. Pp. 124-133.
5. Merkulov A. "My v kontserte slushaem i glazami" (mimika i zhestikulyatsiya v iskusstve pianista) ["We also listen with our eyes in the concert" (facial expressions and gestures in the art of the pianist)]. Part II. In: Muzykant-Klassik [Musician-Classic]. 2013. No. 9-10. Pp. 8-11.
6. Feynberg S. Pianizm kak iskusstvo [Pianism as an art]. The 2nd suppl. ed. Moscow: Muzyka, 1969. 608 p.
7. Barenboim D. A life in music. The 2nd rev. ed. London: Weidenfeld & Nicolson, 2002. 246 p.
8. Kalatay I. Pedagogicheskaya i obshchestvennaya deyatel'nost' D. Barenboyma: orkestr «Zapadno-Vostochnyj divan» [D. Barenboim's pedagogical and social activities: the "West-East Divan" orchestra]. In: Ispolnitel'skoe iskusstvo i pedagogika: istoriya, teoriya, praktika [Performing arts and pedagogy: history, theory, practice]: materials of International research conference. Saratov: L. Sobinov Saratov State Conservatory, 2022. Pp. 14-21.
9. [Bez podpisi.] Barenboym i Payu ustroyat festival' o blizosti i distantsii [Barenboim and Paju will organize a festival about proximity and distance]. In: URL: https://orpheusradio.ru/news/news/2950/ barenboym-i-payu-ustroyat-festival-o-blizosti-i-distantsii (date of application: 01.05.2024).
Калатай Иван Владимирович
преподаватель кафедры специального фортепиано Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки Россия, 630099, Новосибирск
[email protected] ORCID: 0009-0007-0596-9354
Ivan V. Kalatay
Lecturer at the Special Piano Department M. Glinka Novosibirsk State Conservatory Russia, 630099, Novosibirsk
[email protected] ORCID: 0009-0007-0596-9354