Искусствоведение список научных статей
-
Хореография Дж. Баланчина на пермской сцене
В статье содержится обзор балетов Дж. Баланчина, поставленных в Пермском театре оперы и балета (1996-2014 гг.) при поддержке «Фонда Джорджа Баланчина» (Нью-Йорк): «Кончерто-барокко», «Доницетти вариации», «Сомнамбула», «Ballet Imperial», «Monumentum pro Gesualdo», «Kammermusik» № 2, «Симфония в...
2015 / Машкина Юлия АлександровнаВАК -
Особенности исполнительской техники в балетах Дж. Баланчина
Автор статьи артистка балета, исполнявшая балеты Баланчина в Мариинском театре, опираясь на собственный опыт, отмечает своеобразие техники и стиля хореографии выдающегося балетмейстера. Сравнивая особенности исполнительства американских и отечественных танцовщиц, автор отдает предпочтение...
2015 / Омельницкая Виктория ВикторовнаВАК -
С. Дягилев и Дж. Баланчин: стиль и индивидуальность
Статья посвящена работе Георгия Баланчивадзе в «Русском балете» Сергея Дягилева (1925-1929 гг). За эти годы Баланчивадзе поставил 10 балетов, разных по стилистике и соответствующих основным положениям заказа С. Дягилева. Именно этот период можно назвать становлением Баланчина как балетмейстера.
2015 / Полисадова Ольга НиколаевнаВАК -
Пермский эксклюзив (Сомнамбула", "Доницетти-вариации", "Кончерто-барокко")
Статья балетоведа О. И. Розановой посвящена опыту Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, впервые в России осуществившего постановку балетов Баланчина. В центре внимания автора три балета: «Кончерто-барокко» (1996), «Сомнамбула» и «Доницетти-вариации» (2001), открывшие пермскую...
2015 / Розанова Ольга ИвановнаВАК -
Джордж Баланчин - интеллектуал
В ракурсе внимания автора статьи интеллектуальные стороны проявления личности Дж. Баланчина. Автор рассматривает заявленную тему, основываясь на материале двух англоязычных изданий. Объемистая, много раз переизданная книга «Balanchin’s Complete Stories of the Great Ballets. N.Y., 1954» написана в...
2015 / Соколов-Каминский Аркадий АндреевичВАК -
Балеты Дж. Баланчина по мотивам "Раймонды"
В статье рассмотрены композиции Д. Баланчина, вдохновленные балетом М. Петипа «Раймонда». Структурный анализ «Pas de dix» баланчинской версии Венгерского grand pas дается в сравнении с формой, зафиксированной на сцене Мариинского театра («Раймонда» в ред. К. Сергеева) и в реконструкции С. Вихарева...
2015 / Тихоненко Снежана ВалерьевнаВАК -
Педагогическое наследие А. Я. Вагановой - урок классического танца
В статье рассматриваются структура построения урока классического танца А. Я. Вагановой и принципы, разработанные и введенные ею в педагогическую практику. На основе статьи Л. Д. Блок представлена творческая «лаборатория» выдающегося профессора хореографии А. Я. Вагановой.
2015 / Силкин Петр АфанасьевичВАК -
Категория духовности и исполнительский стиль: аспекты современной интерпретации
Авторы затрагивают вопросы эстетики в контексте балетного искусства: в частности, рассматривается эстетическая категория духовности и ее современная интерпретация. Уделено внимание и такой, весьма неопределенной, категории как исполнительский стиль в балетном искусстве. В результате читателям...
2015 / Васильев Игорь Владимирович, Гендова Марья ЮрьевнаВАК -
Кинестезия в исполнительской практике современного танца
В статье рассматривается новый подход в исполнительской практике танцовщиков второй половины ХХ в., в основе которого лежит заострённое внимание к формированию осознанности тела в движении для развития «телесного интеллекта». Новый подход стал возможным благодаря взаимовлиянию танцевального...
2015 / Гордеева Татьяна ВалентиновнаВАК -
Характерный танец в раннем творчестве В. Вайнонена и Л. Якобсона
Статья является небольшой частью исследовательской работы магистерской диссертации «Характерный танец и художественные образы в балетах классического наследия “Пламя Парижа” В. Вайнонена и “Спартак” Л. Якобсона. Балетмейстерское искусство и исполнительское мастерство». Автор рассматривает периоды...
2015 / Смирнова Юлия СергеевнаВАК -
Семиотические аспекты хореографии
В статье предпринята попытка анализа языка пластики и хореографии с точки зрения семиотики. Опираясь на обширную литературу вопроса, автор применяет юнгианское понятие архетипа в качестве основополагающего элемента для создания образов в балетных спектаклях. В результате констатируется:...
2015 / Уразымбетов Дамир ДуйсеновичВАК -
Проблемы методологической базы дисциплины "дуэтно-классический танец"
В статье рассматриваются этапы становления предмета «Дуэтно-классический танец», анализируется современное состояние методологической базы данной дисциплины.
2015 / Шелемов Александр НиколаевичВАК -
Первые художники Владивостокского андеграунда: 1960-е годы
Занимаясь темой нонконформизма в Приморском изобразительном искусстве, автор статьи лишь недавно получила документальные свидетельства о том, что в 1960-е во Владивостоке работали, по крайней мере, два нонконформиста В. А. Федоров и В. И. Грачев. Первый, ставший в конце 1980-х начале 2000-х...
2015 / Левданская Наталья АндреевнаВАК -
"соперница гордой Мельпомены". Мелодрама в русской театральной критике тридцатых - сороковых годов XIX века. (Ч. II)
Во второй статье продолжено рассмотрение эволюции мелодрамы на отечественной сцене. В спорах, развернувшихся вокруг жанра в 1830-1840-е гг., сталкиваются сторонники романтических идей и критики «натуральной школы». Большое значение приобретают вопросы, связанные с проблемой переводов, национальным...
2015 / Самохина Алла АлександровнаВАК -
Пластическая выразительность немецкого экспрессионистского актера на сцене и на экране. 1914-1921 гг
Статья посвящена процессу поэтапной трансформации пластики актеров немецкого театра и кино периода 1914-1922 гг. (Эрнста Дойча, Вернера Краусса, Конрада Фейдта и др.) Становление и развитие специфического экспрессионистского движения рассматриваются на основе взаимодействия живописи, танцевального...
2015 / Соломкина Татьяна АлексеевнаВАК -
Британский флюксус
В 1970-е гг. флюксус пришёл в провинциальную Британию. Это стало знаковым событием в истории современного искусства, поскольку продемонстрировало возможность его представления на окраине цивилизованного мира. Флюксус к этому времени превратился в многообразное сообщество артистов, перемещавшихся со ...
2015 / Меньшиков Леонид АлександровичВАК -
Пространство звука versus безумие полифонии мира
Статья посвящена процессам, затрагивающим пространственное осмысление реальности в современном искусстве, в частности в Новой музыке. Актуальное искусство стремится к созвучности требованиям глобальной реальности, где от художника и композитора ожидается включенность в единое коммуникативное поле...
2015 / Островская Елена Александровна, Лаврова Светлана ВитальевнаВАК -
Стилевые особенности прелюдии и фуги ре минор С. Слонимского
В музыке XX в. наблюдаются поиски и эксперименты в различных областях мышления. Причем, в каждом конкретном случае индивидуализируется и проявляется фантазия композитора. Так, полифония составляет одну из основ стиля творчества С. Слонимского. Изучение его полифонических произведений (в данном...
2015 / Слонимская Раиса Николаевна, Цзы Ин ЛиньВАК -
Специфика трактовки тембра классической гитары в творчестве C. Губайдулиной. "Токката" и "Серенада"
В статье рассматривается ранее неисследованное единственное произведение Софии Губайдулиной для гитары соло «Токката» и «Серенада» (1969). Цикл изучен с точки зрения трактовки инструмента. Исследование показывает, что композитор по-разному раскрывает возможности гитары в паре пьес. В «Токкате»...
2015 / Финкельштейн Юлия Анатольевна, Маковская Наталия ВитальевнаВАК -
Педагогам классического танца (учебное пособие П. А. Силкина «История и теория балетной педагогики. Классический танец»)2015 / Ефремов Олег ЮрьевичВАК