Научная статья на тему 'Особенности исполнительской техники в балетах Дж. Баланчина'

Особенности исполнительской техники в балетах Дж. Баланчина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1234
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНЧИН / BALANCHINE / ФАТЕЕВ / FATEEV / ЦИСКАРИДЗЕ / TSISKARIDZE / "СЕРЕНАДА" / "АГОН" / "AGON" / "РУБИНЫ" / "RUBIES" / NYCB / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР / MARIINSKY THEATRE / "SERENADE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Омельницкая Виктория Викторовна

Автор статьи артистка балета, исполнявшая балеты Баланчина в Мариинском театре, опираясь на собственный опыт, отмечает своеобразие техники и стиля хореографии выдающегося балетмейстера. Сравнивая особенности исполнительства американских и отечественных танцовщиц, автор отдает предпочтение последним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of performing techniques in George Balanchin’s ballets

The author ballet dancer, who performed Balanchine ballets at the Mariinsky Theatre based on our own experience, said the uniqueness of technique and style choreography outstanding choreographer. Comparing the features of playing American and Russian dancers, the author prefers the latter.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнительской техники в балетах Дж. Баланчина»

УДК 792.8

В. В. Омельницкая

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ

В БАЛЕТАХ ДЖ. БАЛАНЧИНА

Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге и сформировался как артист балета в Мариинском театре. Здесь он впитал стиль и эстетику академического танца, ведь его учителями были Павел Гердт и Самуил Андрианов. Но когда 29-летний Джордж Баланчин приехал в Америку, ведущим направлением там был танец модерн. Хореографу же предстояло заложить фундамент американского балета. А для этого нужны были артисты, которые смогли бы воплотить его замыслы.

Баланчин создал школу, где сам вел классы. Он не мог не заметить разницу между американскими и русскими девушками. Молодые американки 1930-х годов были очень спортивными, активными, независимыми, уверенными в себе. Изучив их психологические и физические особенности, Баланчин хотел, чтобы они двигались динамично, стремительно, выглядели более современно, удлиняя и слегка изламывая традиционно округлые линии. Сначала его воспитанницы были больше похожи на спортсменок. Баланчин понимал, что таких мягких, певучих рук, такого гибкого корпуса и мягкого plie, как в России, он еще не скоро добьется, и сделал упор на технику ног.

Главные отличительные качества баланчиновской балерины — быстрые ноги, стремительные вращения и прыжки, при этом руки и корпус напряженные, резкие, вне четких позиций. Часто встречаются движения со смещенной осью — бедро ноги, идущей вперед, резко выставлено, а корпус остается позади. Как рассказал нам во вступительном слове Николай Максимович Цискаридзе, Баланчин в своих постановках использовал элементы грузинских народных танцев. Непривычно для нас и положение головы в epaulement — с кокетливым наклоном. Сами американки говорят1, что щека как будто подставлена для поцелуя. Еще одно отличие: у нас пальцы рук принято держать собранными, а у них — раскрытыми, как лепестки цветка [1].

Участвуя в Мариинском театре в балетах «Драгоценности», «Вальс», «Серенада», «Тема с вариациями», «Блудный сын», я на собственном примере ощутила своеобразие хореографии Баланчина. Первое, с чем пришлось столкнуться, — быстрая пальцевая техника, стремительные вращения, нарочито четкие остановки, позиции ног шире, чем нас учили в школе. И самое важное — это виртуозная техника стоп. На работу стоп репетиторы из фонда Баланчина обращали особое внимание. Когда Мариинский театр начал активно осваивать репертуар

1 Дарла Хувер — председатель «Фонда Баланчина»; Элиз Борн — представитель «Фонда Баланчина».

В. В. Омельницкая. Особенности исполнительской техники в балетах Дж. Баланчина 49

Баланчина, некоторые педагоги стали включать в наш каждодневный класс движения у палки и на середине, которые сам Баланчин задавал ученикам в Америке. Например, Ю. В. Фатеев, работавший одно время в Америке, где он познакомился с экзерсисом Баланчина, задавал нам по 16 battement tendu вперед и назад, много releve, разное количество движений на одну четверть музыки, например: одно battement tendu, затем два, три и, наконец, пять.

Новаторство Баланчина проявилось уже в его первом американском балете «Серенада» на музыку «Струнной серенады» Чайковского. Танцевать этот балет всегда было для меня огромным удовольствием, хотя многое было непривычно, например, акценты. У нас, как правило, акцент при подъеме на пальцы делается наверх, а здесь акценты в пол. Фокин в своей книге «Против течения» писал об акцентах: «Одно и то же движение получает совершенно иной смысл в зависимости от того, опускается ли танцовщица в такт музыки или поднимается. В первом случае, как бы отбивая такт или долю такта ногой, она выражает уверенность, во втором, то есть, взвиваясь в воздух или на кончик пальцев, — легкость, воздушность, неземную сущность фантастического существа» [2].

Движения рук в «Серенаде» жесткие, резкие. Я могу объяснить это тем, что в очень быстром темпе на прыжках и вращениях сложно сохранить мягкость движений. Для танцовщиков, не привыкших работать в этой технике, основной трудностью является скорость. Чтобы достичь ее, в школе NYCB детей учат опираться не на пятки, а на середину стопы. Это позволяет двигаться быстрее и с легкостью менять направление движений. У нас же большое значение придается хорошему, «вкусному» plie, пятки должны плотно ставиться на пол. Если у танцующего нет plie, исполнение его сухо, резко и непластично. Интересно, что наши танцовщики могут танцевать, как в Америке, а американцам станцевать так, как в России, очень сложно. Наши певучие руки и пластичный корпус, мягкие ноги, годами выработанное plie даются им с большим трудом.

Еще одно, может быть, главное отличие. В России принято, чтобы танцовщик прочувствовал то, что выражает танцем. Большинство балетов сюжетные, где предполагается актерское мастерство, работа над драматургией образа. У Баланчина же многие ученицы поначалу больше походили на спортсменок. О выразительности тогда речи не было. Но Баланчин сумел обратить недостатки в достоинства, создав новый тип балерины: не мягкой и элегичной, как в Х!Х в., а современной, спортивной, энергичной и при этом по-своему женственной и прекрасной. А отсутствие в Америке устоявшейся традиции позволило ему обновить балетный язык. Яркий пример — балет «Рубины». Здесь я впервые столкнулась с тем, что на протяжении всего танца нужно было считать «про себя». Если ты сбивался со счета, вступить в музыку было уже невозможно. Репетиции превращались в настоящую дрессировку.

Профессиональное знание музыки позволило Баланчину создавать балеты на совсем нетанцевальные партитуры Стравинского. Например, «Агон», где принцип музыкальной композиции — додекафония, основан на равенстве всех 12-ти тонов. Тут также все время приходилось считать. Конечно, это отражается

50 Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (36) 2015

на состоянии исполнителей. Они становятся похожими на роботов, четко выполняющих заданную программу.

Баланчин утверждал, что балет относится к шоу-бизнесу, и главное в нем — умение себя преподнести. Балерина должна «купить» зрителя — работой ног, корпуса, посадкой головы, в чем, на мой взгляд, фундаментальное отличие от нашего традиционного подхода. Все же у нас танец — это «душой исполненный полет», зритель должен не просто наблюдать за красивыми фигурами танца, но и сопереживать героям. В нашей традиции есть драматическая основа, подразумевающая не только виртуозную технику, но и актерское мастерство. В большинстве постановок Баланчина отсутствует сюжет. Вместо декораций — перемена света. Костюмы, по сути, — репетиционная форма (купальник, юбка). Персонажи его балетов, прежде всего, профессионалы танца. Баланчин считал, что главное в балете — музыка и движения. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно.

Своими экспериментами в области танца Баланчин показал, что классический танец, считавшийся застывшим, может быть так же разнообразен и современен, как и танец модерн.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хувер Д. Запись беседы от 20. 10. 2015. Личный архив автора.

2. Фокин М. Против течения. Л. — М.: Искусство, 1962.

3. Борн Э. Запись беседы от 10.01. 2000. Личный архив автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.