Научная статья на тему 'Жизненный путь личности как психолого-педагогический феномен'

Жизненный путь личности как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2611
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ / АКМЕОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ / PERSONALITY LIFE PATH / ACMEOLOGY / TIME PROBLEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баскакова Яна Анатольевна, Леванова Елена Александровна

Рассматриваются подходы к пониманию жизненного пути в психолого-педагогической литературе и смежных науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Course of life of the person as a psyhological-pedagogical phenomenon

Approaches to understanding the course of life in psychological-pedagogical literature and interdisciplinary sciences are considered

Текст научной работы на тему «Жизненный путь личности как психолого-педагогический феномен»

ного образовательного пространства за счет объединения социальных, образовательных ресурсов, их укрупнения и эффективного использования. Такая образовательная среда позволяет существенно расширить социальные контакты сельского населения и в первую очередь молодёжи, обеспечить их доступ к центрам культуры и спорта, получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portalus.ru (дата обращения

04.02.2012).

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-

Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

3. Липский И.А. Социальная педагогика: парадигмы формирования и развития // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: МГСУ, 2002. - С. 21-31.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detsad-s.ucoz.ru/ publ/pedagogicheskaja_masterskaja/ nacionalnaja_doktrina_obrazovanija_v_rossijskoj_ federacii_do_2025_goda/3-1-0-15 (дата обращения

08.04.2012).

5. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.

УДК 316.34

Баскакова Яна Анатольевна

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования, г. Москва

Леванова Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет

academy@apkpro.ru

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Рассматриваются подходы к пониманию жизненного пути в психолого-педагогической литературе и смежных науках.

Ключевые слова: жизненный путь личности, акмеология, проблема времени.

Изучение жизненного пути личности -одна из центральных проблем современной науки, в которой сосредоточились фундаментальные интересы философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии и других наук. Физиологи, социологи, историки, антропологи, философы, педагоги и психологи активно изучают время человеческой жизни, но каждая наука делает это по-своему, с позиции доступных ей методов и в рамках своей собственной предметной сферы. Историки подходят к нему хронологически, выстраивая временные цепочки и прослеживая повторяющиеся (закономерные) линии событий. С точки зрения социологии, жизненный путь личности - совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений. Жизненный путь - сумма жизненный событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, индивидуальная история. Это понятие описывает не то общее с другими, что у человека есть, а то непохожее, что от-

личает его от других. Иначе говоря, - индивидуально-неповторимую траекторию жизни. Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их социологи называют поворотными событиями биографии жизни человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. подобные события не относятся к жизненному пути.

Антропологи исследуют далекое прошлое человечества, но изучают это прошлое по сохранившимся живым носителям старины - примитивным племенам. Исследования жизненного пути в последнюю четверть прошлого века широко распространились и в зарубежной социологии. Вместе с этим пришло понимание жизни как единого процесса, объединяющего личность и ее социальную траекторию в меняющимся обществе. Кроме того, были глубже осознаны сущность взаимосвязей жизни человека и поколения, и роль личности, самостоятельно принимающей решения и формирующей собственную жизнь. В результате этого понятие жизненного пути получило в социологии

© Баскакова Я.А., Леванова Е.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

175

официальное признание и нормативное определение.

Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство [1].

Таким образом, жизненный путь в социологии может рассматриваться как многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов через социальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов и процессов их развития. Хотя теории в социологии, как правило, работают на том или ином уровне, большинство исследований жизненного пути пересекают эти уровни, как и связи между историческими изменениями и жизненным опытом.

При анализе жизненного пути в целом последствия сензитивности в ранние переходные периоды обнаруживаются в более позднем опыте и событиях. Выбор, сделанный в раннем возрасте, оказывает влияние в поздние годы старости, начиная от адекватности экономических ресурсов и кончая навыками приспособления и активности. Взрослые годы человека также невозможно глубоко понять без знания его предшествующего жизненного пути: ролевые истории тесно связаны с состоянием здоровья и приспособительными реакциями в течение предыдущей жизни. Здесь теоретически информативными становятся панельные исследования, усиливающие доказательность механизмов взаимного влияния между социальной траекторией и процессами развития.

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? Рассматривая эволюцию представлений о времени в ходе развития человеческого мышления и познания природы, в философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени. Первая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об от-

ношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями. Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, т.е. расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов - это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существует только события настоящего времени; события прошлого уже реально не существуют, а события будущего еще реально не существуют.

В последние годы исследованием развития человека занимается акмеология. В основе этой молодой науки лежат наработанные многовековой культурой человечества идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию, переосмысливаемые в духе современных наук об управлении сложными объектами, стратегического планирования и прогнозирования, системного моделирования. Понятие «акме» впервые было введено в научный оборот религиозным философом

О.П. Флоренским в контексте российской религиозно-философской антропологии (Н.А. Бердяев,

B. Соловьев, Н. Лосский, А.Ф. Лосев). Новый интерес к этому понятию возник в связи с развитием в середине ХХ века экзистенциально-гуманистической философской антропологии и «вершинной» психологии (Б.Г.Ананьев, Ш. Бюлер, К. Роджерс,

C.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Франкл и другие). В этих подходах человек рассматривается как высшая ценность и целостность, особое внимание уделяется его способности к развитию и саморазвитию в контексте жизненного пути.

С.Л. Рубинштейн употребляя понятие «вершина жизни» [2] различал тех людей, кто лишь изредка их достигал, растрачивая при этом все имеющиеся силы и потенциал, что приводило к неизбежному падению, и тех, кто достигнув вершины, не только сохраняет свой творческий потенциал, но и приумножает его, реализуя на всеобщее благо. Подводя итоги своей жизни, С.Л. Рубинштейн пишет в дневнике: «В моей жизни было немало трудностей и спадов, но в целом она вся шла по восходящей. Люди, которые достигают своих вершин в более ранние годы, могут затем на протяжении всей своей последующей жизни пользоваться плодами достигнутого: в этом их большое преимущество. Те, жизнь которых идет по восходящей, так что вершина их достижений на протяжении большей части их жизни еще где-то впереди, перед

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ними, лишены этого преимущества. Их жизнь менее выигрышна, но в ней есть зато что-то возвышенное, несравненное чувство постоянного восхождения» [2].

Исследуя проблему жизненного пути личности, следует обратить внимание на работы Б.Г. Ананьева [1]. Для него основным в характеристике жизни является возраст человека. Согласно его теории, возраст соединяет социальное и биологическое в особые «кванты», представляющие собой периоды жизненного пути. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность и общение, через которые проявляется и изучается личность. Кроме того, Б.Г. Ананьев ввел понятие социальных достижений личности и выделил несколько периодов ее жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности). На период зрелости, согласно теории автора, приходится пик карьерного роста человека, а период старости соответствует уходу из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.

Согласно теории К.А. Абульхановой-Славской одним из основополагающих понятий в анализе жизненного пути личности является активность, которая рассматривается как поиск и реализация потребностей личности. В течение жизни активность приобретает различную направленность в зависимости от ориентации самой личности.

Она выделяет типы активности человека, которые являются характерными для него способами соединения внешних и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы собственной жизни.

У одних эти тенденции совпадают (полностью или частично), поддерживают друг друга, у других оказываются разобщенными. Часть людей опирается на социально-психологические тенденции, т.е. окружающих людей, используя социальные ситуации; другие - на внутренние возможности, рассчитывают на свои силы в жизни, действуют самостоятельно; третьи оптимальным образом соединяют внешние обстоятельства и внутренние тенденции; четвертые постоянно решают противоречия между ними. Совпадение внешних и внутренних тенденций в жизни личности или их столкновение характеризуют способ организации жизни и тип личности.

Таким образом, рассматривая современные философские и психологические концепции, в которых, наряду с чисто физической трактовкой категории времени, присутствуют представления о нем, как о времени социальном и психологическом, опосредованном культурой и переживаемым личностью, можно говорить о том, что проблема времени представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных вопросов, каждый из которых требует глубокого и всестороннего изучения.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -М., 2000.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997.

3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - М.: Мысль, 2001.

4. Тартаковский М.Э. Акмеология: эрос и личность. Форма души. - М.: Изд. междунар. журнала «Панорама», 1992.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.