Научная статья на тему 'Студенчество как особый период в жизненном пути личности'

Студенчество как особый период в жизненном пути личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
407
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENT''S YEARS / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSON / PERSON LIFE PATH / SOCIALIZATION OF PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баскакова Яна Анатольевна

В статье рассматривается студенчество как особый и поворотный период на жизненном пути личности. Дается определение термину «студенчество», история возникновения термина «студенчество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students as the special period in a course of life of the person

The students years as the special and rotary period on the course of life of the person are considered in article. Definition to the term "students years", history of occurrence of the term "students years" is given.

Текст научной работы на тему «Студенчество как особый период в жизненном пути личности»

ного образовательного пространства за счет объединения социальных, образовательных ресурсов, их укрупнения и эффективного использования. Такая образовательная среда позволяет существенно расширить социальные контакты сельского населения и в первую очередь молодёжи, обеспечить их доступ к центрам культуры и спорта, получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portalus.ru (дата обращения

04.02.2012).

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-

Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

3. Липский И.А. Социальная педагогика: парадигмы формирования и развития // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: МГСУ, 2002. - С. 21-31.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detsad-s.ucoz.ru/ publ/pedagogicheskaja_masterskaja/ nacionalnaja_doktrina_obrazovanija_v_rossijskoj_ federacii_do_2025_goda/3-1-0-15 (дата обращения

08.04.2012).

5. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.

УДК 316.34

Баскакова Яна Анатольевна

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования, г. Москва

Леванова Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет

academy@apkpro.ru

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Рассматриваются подходы к пониманию жизненного пути в психолого-педагогической литературе и смежных науках.

Ключевые слова: жизненный путь личности, акмеология, проблема времени.

Изучение жизненного пути личности -одна из центральных проблем современной науки, в которой сосредоточились фундаментальные интересы философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии и других наук. Физиологи, социологи, историки, антропологи, философы, педагоги и психологи активно изучают время человеческой жизни, но каждая наука делает это по-своему, с позиции доступных ей методов и в рамках своей собственной предметной сферы. Историки подходят к нему хронологически, выстраивая временные цепочки и прослеживая повторяющиеся (закономерные) линии событий. С точки зрения социологии, жизненный путь личности - совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений. Жизненный путь - сумма жизненный событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, индивидуальная история. Это понятие описывает не то общее с другими, что у человека есть, а то непохожее, что от-

личает его от других. Иначе говоря, - индивидуально-неповторимую траекторию жизни. Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их социологи называют поворотными событиями биографии жизни человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. подобные события не относятся к жизненному пути.

Антропологи исследуют далекое прошлое человечества, но изучают это прошлое по сохранившимся живым носителям старины - примитивным племенам. Исследования жизненного пути в последнюю четверть прошлого века широко распространились и в зарубежной социологии. Вместе с этим пришло понимание жизни как единого процесса, объединяющего личность и ее социальную траекторию в меняющимся обществе. Кроме того, были глубже осознаны сущность взаимосвязей жизни человека и поколения, и роль личности, самостоятельно принимающей решения и формирующей собственную жизнь. В результате этого понятие жизненного пути получило в социологии

© Баскакова Я.А., Леванова Е.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

175

официальное признание и нормативное определение.

Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство [1].

Таким образом, жизненный путь в социологии может рассматриваться как многоуровневый феномен, прослеживаемый от уровня структурных процессов через социальные институты и организации до уровня социальных траекторий индивидов и процессов их развития. Хотя теории в социологии, как правило, работают на том или ином уровне, большинство исследований жизненного пути пересекают эти уровни, как и связи между историческими изменениями и жизненным опытом.

При анализе жизненного пути в целом последствия сензитивности в ранние переходные периоды обнаруживаются в более позднем опыте и событиях. Выбор, сделанный в раннем возрасте, оказывает влияние в поздние годы старости, начиная от адекватности экономических ресурсов и кончая навыками приспособления и активности. Взрослые годы человека также невозможно глубоко понять без знания его предшествующего жизненного пути: ролевые истории тесно связаны с состоянием здоровья и приспособительными реакциями в течение предыдущей жизни. Здесь теоретически информативными становятся панельные исследования, усиливающие доказательность механизмов взаимного влияния между социальной траекторией и процессами развития.

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? Рассматривая эволюцию представлений о времени в ходе развития человеческого мышления и познания природы, в философии и физике выделяют две пары взаимно дополняющих друг друга концепций времени. Первая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об от-

ношении категории времени и движения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию наряду с пространством, веществом и пр. Реляционная концепция считает время относительным (или системой отношений) между различными событиями. Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процессы становления, т.е. расходится в вопросе об отношении категорий времени и бытия. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов - это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существует только события настоящего времени; события прошлого уже реально не существуют, а события будущего еще реально не существуют.

В последние годы исследованием развития человека занимается акмеология. В основе этой молодой науки лежат наработанные многовековой культурой человечества идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию, переосмысливаемые в духе современных наук об управлении сложными объектами, стратегического планирования и прогнозирования, системного моделирования. Понятие «акме» впервые было введено в научный оборот религиозным философом

О.П. Флоренским в контексте российской религиозно-философской антропологии (Н.А. Бердяев,

B. Соловьев, Н. Лосский, А.Ф. Лосев). Новый интерес к этому понятию возник в связи с развитием в середине ХХ века экзистенциально-гуманистической философской антропологии и «вершинной» психологии (Б.Г.Ананьев, Ш. Бюлер, К. Роджерс,

C.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Франкл и другие). В этих подходах человек рассматривается как высшая ценность и целостность, особое внимание уделяется его способности к развитию и саморазвитию в контексте жизненного пути.

С.Л. Рубинштейн употребляя понятие «вершина жизни» [2] различал тех людей, кто лишь изредка их достигал, растрачивая при этом все имеющиеся силы и потенциал, что приводило к неизбежному падению, и тех, кто достигнув вершины, не только сохраняет свой творческий потенциал, но и приумножает его, реализуя на всеобщее благо. Подводя итоги своей жизни, С.Л. Рубинштейн пишет в дневнике: «В моей жизни было немало трудностей и спадов, но в целом она вся шла по восходящей. Люди, которые достигают своих вершин в более ранние годы, могут затем на протяжении всей своей последующей жизни пользоваться плодами достигнутого: в этом их большое преимущество. Те, жизнь которых идет по восходящей, так что вершина их достижений на протяжении большей части их жизни еще где-то впереди, перед

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ними, лишены этого преимущества. Их жизнь менее выигрышна, но в ней есть зато что-то возвышенное, несравненное чувство постоянного восхождения» [2].

Исследуя проблему жизненного пути личности, следует обратить внимание на работы Б.Г. Ананьева [1]. Для него основным в характеристике жизни является возраст человека. Согласно его теории, возраст соединяет социальное и биологическое в особые «кванты», представляющие собой периоды жизненного пути. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность и общение, через которые проявляется и изучается личность. Кроме того, Б.Г. Ананьев ввел понятие социальных достижений личности и выделил несколько периодов ее жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности). На период зрелости, согласно теории автора, приходится пик карьерного роста человека, а период старости соответствует уходу из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.

Согласно теории К.А. Абульхановой-Славской одним из основополагающих понятий в анализе жизненного пути личности является активность, которая рассматривается как поиск и реализация потребностей личности. В течение жизни активность приобретает различную направленность в зависимости от ориентации самой личности.

Она выделяет типы активности человека, которые являются характерными для него способами соединения внешних и внутренних тенденций жизни, превращения их в движущие силы собственной жизни.

У одних эти тенденции совпадают (полностью или частично), поддерживают друг друга, у других оказываются разобщенными. Часть людей опирается на социально-психологические тенденции, т.е. окружающих людей, используя социальные ситуации; другие - на внутренние возможности, рассчитывают на свои силы в жизни, действуют самостоятельно; третьи оптимальным образом соединяют внешние обстоятельства и внутренние тенденции; четвертые постоянно решают противоречия между ними. Совпадение внешних и внутренних тенденций в жизни личности или их столкновение характеризуют способ организации жизни и тип личности.

Таким образом, рассматривая современные философские и психологические концепции, в которых, наряду с чисто физической трактовкой категории времени, присутствуют представления о нем, как о времени социальном и психологическом, опосредованном культурой и переживаемым личностью, можно говорить о том, что проблема времени представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных вопросов, каждый из которых требует глубокого и всестороннего изучения.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -М., 2000.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997.

3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - М.: Мысль, 2001.

4. Тартаковский М.Э. Акмеология: эрос и личность. Форма души. - М.: Изд. междунар. журнала «Панорама», 1992.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.