Научная статья на тему 'Общие основы акмеологии социального здоровья и ресурсов человека'

Общие основы акмеологии социального здоровья и ресурсов человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ACMAEOLOGY / SOCIAL HEALTH / LIFE STYLE / SCIENTIFIC INVESTIGATIONS METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстов Сергей Николаевич, Лаптев Леонид Григорьевич, Карасева Татьяна Вячеславовна

В статье обосновано содержание медико-социальной акмеологии, изложены теоретико-методологические основы акмеологических исследований социального здоровья, выделены основные подходы и принципы его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social health and human resources acmaeology general bases

Medic-social acmaeology content is grounded, theoretic-methodological bases of acmaeological investigations of social health are stated, main approaches and principles of its formation are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Общие основы акмеологии социального здоровья и ресурсов человека»

УДК 614

Толстов Сергей Николаевич

доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор

Акмеологический университет Российской академии государственной службы при Президенте РФ, г. Шуя,

Лаптев Леонид Григорьевич

доктор психологических наук, профессор Российский государственный социальный университет, г. Москва,

Карасева Татьяна Вячеславовна

доктор медицинских наук, профессор Шуйский государственный педагогический университет

sgpu@sspu.ru

ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И РЕСУРСОВ ЧЕЛОВЕКА

В статье обосновано содержание медико-социальной акмеологии, изложены теоретико-методологические основы акмеологических исследований социального здоровья, выделены основные подходы и принципы его формирования.

Ключевые слова: акмеология, социальное здоровье, образ жизни, методология научных исследований.

Медико-социальная акмеология изучает акмеологические проблемы . формирования и сохранения социального здоровья. К числу основных таких проблем относятся: акмеологическое содержание категории «социальное здоровье», его место в процессе личностно-профессионального становления, принципы акмеологических исследований в области социального здоровья, акмеоло-гические условия и факторы формирования социального здоровья, акмеологические системы развития социального здоровья.

На основании опыта собственных многолетних исследований и данных различных авторов (Т.Н. Горбец, О.И. Жданов, М.Ф. Секач, В. А. Хра-пик, А.А. Деркач, 2005; Л.А. Байкова, 2007; Ю.П. Лисицын, 2002; Г.С. Никифоров, 2003) акмеологическое содержание категории «социальное здоровье» мы определяем как: многоуровневое явление, включающее индивидуальную и общественную составляющие и отражающее возможности отдельного человека и определенных групп населения эффективно выполнять социальные функции в условиях психосоциального комфорта.

С акмеологических позиций, социальное здоровье является условием эффективного становления индивида и общества. В связи с этим, достижение высокого уровня социального здоровья должно быть одной из важнейших целей личностно-профессионального развития, реализуемых в системе образования.

Принципы акмеологических исследований в области социального здоровья учитывают междисциплинарную специфику данной категории. Теоретико-методологические основы и методика исследования социального здоровья, в соответствии с концепцией уровней методологии

B.В. Краевского и Б.Г Юдина, отражаются на философском, общенаучном, конкретно-научном и технологических уровнях.

Философский уровень методологии исследования связан с использованием антропологического подхода, в частности, основ педагогической антропологии, заложенных в трудах П.Ф. Капте-рева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Общенаучный уровень представлен такими общенаучными принципами как: принцип объективности, принцип сущностного анализа, генетический принцип, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства (В.И. Загвязинский, Р Атаханов; 2001).

Конкретно-научный уровень исследования составляют принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, гуманизма. Также используются комплексный, субъектный и системный подходы к анализу проблемы (Б.Г. Ананьев; Л.С. Выготский; А.А. Деркач;

C.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; Н.В. Кузьмина; Б.Ф. Ломов).

Комплексный подход используется при анализе разнородных факторов, формирующих социальное здоровье, субъектный подход - для изучения закономерностей формирования, станов-

© Толстов С.Н., Лаптев Л.Г, Карасева Т.В., 2011

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

121

ления и саморазвития социального здоровья, системный подход - для моделирования оптимальной системы развития социального здоровья. Принцип детерминизма проявляется в изучении взаимодействия внешних условий и внутренних факторов развития социального здоровья с позиций решающей роли здорового стиля жизни как ведущего фактора в отношениях личности и социума в сфере сохранения здоровья.

Принцип развития предполагает анализ закономерностей формирования социального здоровья в онтогенезе, выявление проблем и противоречий его становления в различные возрастные периоды. Принцип гуманизма определяет место социального здоровья в структуре жизненных ценностей и роли в развитии гармоничной, са-мореализованной, профессиональной и социально успешной личности.

Технологический уровень методологии отражает специфику цели и исследований социального здоровья. Т.В. Карасева и С.Н. Толстов (2003), рассматривая социальное как область научного исследования, выделили ряд таких подходов и принципов: комплексный, междисциплинарный характер; принцип ограничения научной компетенции; соблюдение строгих этических правил; конфиденциальность полученных сведений о здоровье и образе жизни; принцип обратной связи.

В основе построения программы акмеологи-ческого исследования социального здоровья должны быть положены такие общенаучные принципы как: принцип объективности, принцип сущностного анализа, генетический принцип, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства, использование системного и деятельностного подходов (В.И. Заг-вязинский, Р. Атаханов; 2001). Однако, рассматривая социальное здоровье как область научного познания необходимо подчеркнуть следующие методологические особенности данных исследований: комплексный, междисциплинарный характер; принцип ограничения научной компетенции; соблюдение строгих этических правил; конфиденциальность полученных персональных сведений о здоровье и образе жизни; обратная связь.

Комплексный характер исследований обусловлен сущностью изучаемых объектов. Социальное здоровье является категорией, которую невозможно глубоко оценить только с какой-либо одной позиции. Здесь существует потребность в использовании подходов комплекса гуманитар-

ных и естественно-научных дисциплин. Сложность построения общей схемы и проведения исследования заключается в логичном сочетании различных методов, междисциплинарной интеграции при условии соблюдения «экстерриториальности» в отношении конкретной научной специальности.

С вышесказанным тесно связан принцип ограничения научной компетенции. Этот принцип, присутствующий во всех научных исследованиях, определяется соответствием изучаемых предмета, объектов и используемых методик научной специализации исследователя. Однако в исследованиях, связанных с социальным здоровьем, этот принцип особенно важен, так как здесь особенно опасен выход за границы, где специалист одной области (например, педагогической) становится дилетантом в другой (например, в медицинской). Здесь очень важной является четкое разграничение сферы здравотворческого влияния, а соответственно и предмета исследования закономерностей формирования социального здоровья в системе образования, здравоохранения, физической культуры и т.д.

Соблюдение строгих этических правил - условие, связанное с тем, что исследования социального здоровья связаны с различными группами населения, в том числе и имеющими факторы риска. Поэтому организация исследования, подбор методик, проведение опросов, работа с медицинской документацией требуют такта, особых личностно-профессиональных качеств от исследователя, установления доверительного личного контакта, соблюдение норм этики. Особое место в группе этических правил занимает соблюдение конфиденциальности полученных персональных данных о здоровье и образе жизни конкретного респондента.

Обратная связь заключается в разработке и реализации путей устранения выявленных в ходе исследования проблем социального здоровья и образа жизни, параллельном решении исследовательских, образовательных и коррекционных задач. Другим словами, каждое исследование, посвященное социальному здоровью, должно конечной целью иметь разработку системы мероприятий по повышению его уровня.

Одной из проблем в исследованиях, изучающих закономерности формирования социального здоровья, является отсутствие единой методологической основы для оценки социального здо-

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ровья как критерия эффективности акмеологи-ческих условий и факторов. При этом, однако, часто игнорируются полифакторные закономерности формирования социального здоровья участников. В качестве примера, остановимся на подходах к оценке влияния гигиенического воспитания и обучения на социальное здоровье.

Для создания научно обоснованной системы оценки качества образовательного процесса по критерию «социальное здоровье» необходимо учитывать иерархию целей и задач образования в области здоровья.

Социальное здоровье может служить критерием успешности педагогического процесса, если при его положительной динамике достигнуты все предшествующие цели и задачи: пробуждение интереса и формирование потребности в здоровом образе жизни - достижение гигиенической грамотности - обучение навыкам ЗОЖ, коррекция факторов риска - закрепление валеологичес-кой мотивации - формирование валеологичес-кой активности - воспитание культуры здоровья, здорового стиля жизни - укрепление социального здоровья.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.