Научная статья на тему 'Социально-педагогическая парадигма развития сельской потребительской кооперации в России'

Социально-педагогическая парадигма развития сельской потребительской кооперации в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РОССИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SYSTEM OF RUSSIAN CONSUMER COOPERATIVES / SOCIAL AND PEDAGOGIC ACTIVITY / SOCIAL AND PEDAGOGIC PARADIGM / SOCIAL AND PEDAGOGIC POTENTIAL OF CONSUMER COOPERATIVES / SOCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкутова Светлана Леонидовна

В статье раскрывается значимость активизации воспитательных и образовательных ресурсов системы потребительской кооперации с целью социально-педагогической поддержки человека в различных сферах социальных отношений сельского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and pedagogic paradigm of the development of Russian rural consumer cooperatives

The article underlines the significance of enabling the educative and educational means of the system of consumer cooperatives in order to provide a social and pedagogic support to the person in different fields of social activity in the rural community.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая парадигма развития сельской потребительской кооперации в России»

УДК 37.013.42

Подкутова Светлана Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент Липецкий институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права

s_podkutova@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ

В статье раскрывается значимость активизации воспитательных и образовательных ресурсов системы потребительской кооперации с целью социально-педагогической поддержки человека в различных сферах социальных отношений сельского социума.

Ключевые слова: система потребительской кооперации России, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая парадигма, социально-педагогический потенциал потребительской кооперации, социальная интеграция.

Потребительская кооперация России, признанная мировым сообществом лидером . международного кооперативного движения начала XXI столетия, демонстрирует практический опыт реализации принципов социальной экономики: сочетание современного рыночного хозяйствования и наполнения хозяйственной деятельности социальным содержанием, усилением социальной ориентации.

Анализ научных работ учёных, занимающихся исследованием различных аспектов социально-экономической деятельности потребительской кооперации, социальной практики регионов России, документов Международного кооперативного альянса позволил определить социальную ориентированность деятельности системы потребительской кооперации России. Она заключается в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства, в поддержании уровня жизни сельского населения, в обеспечении его занятости и доходов, сохранении семейных хозяйств, борьбе с бедностью; распространении гуманных, демократических отношений в экономике; развитии образования, науки и культуры; повышении роли женщин и молодежи в деятельности потребительской кооперации; распространении кооперативной идеологии.

Для дальнейшего развития и закрепления позитивных тенденций в социальной жизни сельских сообществ и минимизации негативных явлений необходимо повысить значимость и роль социально-педагогической деятельности потребительской кооперации, развивающейся в условиях новых рыночных отношений.

Теоретико-методологической основой деятельности системы потребительской кооперации в социальном плане выступает социальная педагогика как наука, область образовательной деятельности, сфера практики. Опираясь на результаты фундаментальных и опытно-экспериментальных исследований института социальной педагогики РАО (В.Г. Бочарова, Т.С. Борисова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, Н.С. Дежникова, А.В. Нагибина, М.М. Плот-кин, Г.И. Репринцева, Г.Г. Силласте), можно утверждать, что важнейшим фактором влияния на соци-

ально-экономические процессы, на повышение качества жизни людей на селе является развитие социально-педагогической деятельности в различных сферах социальных отношений сельского социума.

Активизация воспитательных и образовательных ресурсов системы потребительской кооперации в сельском социуме с целью социально-педагогической поддержки человека, построения его гармоничных отношений с окружающим миром, создания социально-педагогических условий для его самореализации является целевой ориентацией социальной педагогики.

Социальная педагогика, как сфера практической деятельности базируется на гуманистических ценностях, предполагает соучастие, сотрудничество, побуждение человека к инициативе, действию, самопомощи, взаимопомощи, к решению проблем личных, семейных, ближайшего окружения и общества в целом, что органично переплетается с кооперативными ценностями и принципами. В Декларации о кооперативной идентичности, принятой в 1995 году на конгрессе Международного кооперативного альянса, подчёркиваются такие ценности кооперации как: взаимопомощь, демократия, равенство, справедливость, честность, открытость, социальная ответственность, забота о других; а также принципы, которые реализуются в социальноэкономической деятельности кооперативов: добровольное и открытое членство, демократический членский контроль, экономическое участие членов кооператива, автономия и независимость, образование, повышение квалификации, информация, сотрудничество между кооперативами, забота об обществе. Главная цель деятельности потребительской кооперации не меняется на протяжении почти двух веков - всегда в центре её внимания и заботы стоит человек.

Необходимость в новой парадигме, как считает Е.В. Бондаревская, возникает в связи с переходом к новому типу мышления и действия, новым способам преобразования действительности [2]. «Повышается ценность личности, ее человеческих качеств - отмечает Е.В. Бондаревская, - ...Соответственно этому востребованными в научно-педаго-

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Подкутова С.Л., 2012

гической деятельности оказываются теоретические положения гуманной педагогики, идеалы которой принимаются научным сообществом как безусловные и всеобщие. Следствием этого является развитие гуманитарной методологии как главного основания изменения парадигмы педагогической науки» [1, с. 4].

В современных условиях развития общества, по мнению И.А. Липского, весьма продуктивной является стратегия реализации социально-педагогической парадигмы, суть которой «заключается в признании триединства социальных процессов, протекающих в разнообразных социально-педагогических институтах социума под влиянием специально-организованной деятельности. Это - процессы социального развития личности, это - процессы ее включения в социальную среду, это -процессы преобразования самого социума». «Данная парадигма... порождает относительно новый методологический подход - личностно-социальнодеятельностный» [3, с. 31].

Социально-педагогическая парадигма развития системы потребительской кооперации России заключается в активизации её социально-педагогического потенциала - совокупности ресурсов социального и педагогического характера, имеющихся у системы потребительской кооперации, которые могут быть использованы в условиях обновления российского села с целью удовлетворения различных потребностей сельского населения. Социально-педагогический потенциал потребительской кооперации включает:

- обновление социально-экономической среды предприятий и организаций потребительской кооперации педагогизацией профессиональной деятельности её работников, ориентированной на гуманизацию отношений в сельском социуме, на принятие в той или иной экономической или социокультурной ситуации педагогически выверенных, обоснованных, человеко-значимых решений;

- социально-педагогическую деятельность специалистов системы потребительской кооперации, ориентированную на гуманизацию и гармонизацию отношений в социуме;

- образовательную деятельность учреждений кооперативного образования, приоритетным направлением модернизации которой выступает направленность на социально-педагогическую и социально-психологическую подготовку студентов в процессе получения базового профессионального образования не педагогического профиля;

- целевую направленность многоотраслевой хозяйственной деятельности потребительской кооперации на решение социальных проблем жителей села, таких как: развитие инфраструктуры села, создание новых рабочих мест, развитие народных и хозяйственных промыслов, оказание социальнобытовой помощи сельскому населению и соци-

альным учреждениям села, организация досуга сельского населения и др.;

- ценности и принципы, провозглашённые мировой кооперативной общественностью, определяющие социальную направленность деятельности потребительской кооперации, распространение гуманных и демократических отношений в рыночной экономике;

- идеи исторического опыта о общественно-массовой, культурно-просветительской и образовательной деятельности потребительской кооперации, защите малообеспеченных слоёв населения, заботе о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах, многодетных семьях.

В обсуждаемом аспекте социально-значимым становится социальная интеграция, которую мы рассматриваем как принцип, как условие межведомственного взаимодействия, как деятельностное социальное партнёрство различных субъектов и профессиональных сообществ, основанное на сотрудничестве, взаимопомощи, доверии, деловых и конструктивных взаимоотношениях.

Посредством интеграции деятельности системы потребительской кооперации, кооперативного образования, образовательных и социокультурных учреждений села, других социальных институтов можно решать социально-экономические, социально-психологические и собственно педагогические проблемы населения сельского социума (в т.ч. пайщиков системы потребительской кооперации).

В современном индустриальном обществе социальная интеграция приобретает государственный статус, четкую организацию и планирование. Так значимость социальной интеграции подчёркивается в основополагающем государственном документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», утверждённом постановлением правительства Российской Федерации № 751 4 октября 2000 г. Основными задачами государства в сфере образования является [4]:

- обеспечить интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством, развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию и выбору профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

- привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда.

Задачи, определяемые национальной доктриной развития образования и модернизацией образования, направлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

173

стороны общества, государства, вовлечение в решение вопросов образования различных социально-экономических структур.

С точки зрения социальной педагогики, социальное партнёрство является более высокой степенью проявления социального взаимодействия, одной из перспективных форм проявления современного управления. На современном этапе развития общества социальное партнерство имеет огромное значение, как новая идеология функционирования социальных структур.

Основными направлениями взаимодействия учреждений, обеспечивающих развитие социально-педагогического потенциала системы потребительской кооперации в условиях обновления российского села, являются:

- осуществление процесса обучения, переобучения, повышения квалификации;

- расширение спектра образовательных услуг;

- осуществление процесса воспитания;

- осуществление научно-методической поддержки;

- выполнение социальной деятельности;

- использование информационных ресурсов;

- использование кадрового потенциала;

- использование материально-технической базы;

- организация финансово-экономической поддержки;

- мониторинг результатов деятельности.

Учитывая задачи, поставленные в Законе РФ

«Об образовании», Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования и других документах, в рамках реализации социально-педагогической парадигмы развития системы потребительской кооперации в условиях сельского социума, становится актуальным создание сетевых образовательных моделей и формирование образовательных кластеров с приоритетом социально-педагогической подготовки в содержании их образовательных программ.

С современной точки зрения (Д.А. Новиков,

Н.П. Глотова) сегодня является необходимым разработка моделей, «которые позволят рассматривать образовательную сеть не как совокупность изолированных групп образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения с одной стороны, и обеспечивать развитие экономики и социальной сферы своей территории - с другой» [5, с. 5].

Эффективной формой организации образовательных сетей в рамках социального партнёрства в последнее время выступают образовательные комплексы - «как объединения организационно интегрированных образовательных учреждений, реализующих комплекс взаимосвязанных образовательных программ различных уровней». Основное от-

личие образовательного комплекса от образовательной сети «в более высокой степени организационной интеграции и взаимосвязи реализуемых образовательных программ» [5, с. 5].

Перспективным направлением организации социального партнёрства является и создание образовательных кластеров - взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.

Анализ исследований позволил выделить преимущества создания образовательных кластеров (Г.В. Мухаметзянова, Е.А. Корчагин, Н.Б. Пугачева, А.В. Леонтьев, А.В. Смирнов):

- согласование требований предприятий-заказ-чиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускников училищ, техникумов и вузов;

- эффективная организация практики студентов на предприятиях отрасли, своевременная коррекция и обновление содержания её программ;

- повышение уровня мотивации к выбранной профессии;

- увеличение процента трудоустройства выпускников на предприятия отрасли, их карьерный рост;

- активизация и использование творческого потенциала молодежи в научной и инновационной деятельности;

- организация совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;

- создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий и организаций отрасли;

- развитие сектора дополнительного профессионального образования (подготовка специалистов по рабочим специальностям, по дополнительным специальностям профессионального образования, организация курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, стажировок преподавателей на предприятиях);

- проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.

Реализация различных моделей сетевого взаимодействия предприятий и организаций кооперативной отрасли, образовательных учреждений (кооперативные вузы и техникумы, муниципальные образовательные учреждения среднего полного или общего образования) социально-культурных учреждений села и др. открывает новые возможности для более полного удовлетворения запросов общества, семьи, выбора предоставляемых образовательных услуг, особенно в сельском социуме; повысит качество и эффективность использования материальнотехнических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов организаций - участников взаимодействия, так как предполагается создание еди-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ного образовательного пространства за счет объединения социальных, образовательных ресурсов, их укрупнения и эффективного использования. Такая образовательная среда позволяет существенно расширить социальные контакты сельского населения и в первую очередь молодёжи, обеспечить их доступ к центрам культуры и спорта, получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portalus.ru (дата обращения

04.02.2012).

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-

Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

3. Липский И.А. Социальная педагогика: парадигмы формирования и развития // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года / под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: МГСУ, 2002. - С. 21-31.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detsad-s.ucoz.ru/ publ/pedagogicheskaja_masterskaja/ nacionalnaja_doktrina_obrazovanija_v_rossijskoj_ federacii_do_2025_goda/3-1-0-15 (дата обращения

08.04.2012).

5. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.

УДК 316.34

Баскакова Яна Анатольевна

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования, г. Москва

Леванова Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет

academy@apkpro.ru

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Рассматриваются подходы к пониманию жизненного пути в психолого-педагогической литературе и смежных науках.

Ключевые слова: жизненный путь личности, акмеология, проблема времени.

Изучение жизненного пути личности -одна из центральных проблем современной науки, в которой сосредоточились фундаментальные интересы философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии и других наук. Физиологи, социологи, историки, антропологи, философы, педагоги и психологи активно изучают время человеческой жизни, но каждая наука делает это по-своему, с позиции доступных ей методов и в рамках своей собственной предметной сферы. Историки подходят к нему хронологически, выстраивая временные цепочки и прослеживая повторяющиеся (закономерные) линии событий. С точки зрения социологии, жизненный путь личности - совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений. Жизненный путь - сумма жизненный событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, индивидуальная история. Это понятие описывает не то общее с другими, что у человека есть, а то непохожее, что от-

личает его от других. Иначе говоря, - индивидуально-неповторимую траекторию жизни. Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их социологи называют поворотными событиями биографии жизни человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. подобные события не относятся к жизненному пути.

Антропологи исследуют далекое прошлое человечества, но изучают это прошлое по сохранившимся живым носителям старины - примитивным племенам. Исследования жизненного пути в последнюю четверть прошлого века широко распространились и в зарубежной социологии. Вместе с этим пришло понимание жизни как единого процесса, объединяющего личность и ее социальную траекторию в меняющимся обществе. Кроме того, были глубже осознаны сущность взаимосвязей жизни человека и поколения, и роль личности, самостоятельно принимающей решения и формирующей собственную жизнь. В результате этого понятие жизненного пути получило в социологии

© Баскакова Я.А., Леванова Е.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.