Научная статья на тему 'Задачи воспитательной деятельности в современной образовательной системе'

Задачи воспитательной деятельности в современной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4638
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / PROBLEMS OF EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / CONCEPT OF EDUCATIONAL PROCESS / PRINCIPLES OF ACTIVITY OF THE TEACHER / CULTURAL WEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Н.Е.

Статья посвящена роли и месту воспитательной деятельности в современной системе образования, а также задачам, встающим в ходе воспитательного процесса как перед системой образования в целом, так и перед образовательным учреждением, педагогом в частности. В статье определяются принципы деятельности педагога, как воспитателя в его взаимодействии с воспитанниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to a role and the place of educational activity in a modern education system, and also to the tasks rising during educational process both before an education system in general and before educational institution, the teacher in particular. In article the principles of activity of the teacher as tutor in his interaction with pupils are defined.

Текст научной работы на тему «Задачи воспитательной деятельности в современной образовательной системе»

книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической

конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.

4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Дидактические средства обеспечения учебно -исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. -М.: АПК и ППРО, 2013. -154 с.

5. Сизова Т.В. Научное обеспечение профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 3. С. 27-29.

6. Барышникова Т.И. Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза (на материале изучения иностранного языка): Автореф. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. С. 21.

Казакова Н.Е.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Международный институт качества бизнеса

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное развитие, задачи воспитания, система образования, концепция воспитательного процесса, принципы деятельности педагога, духовные ценности.

Аннотация: Статья посвящена роли и месту воспитательной деятельности в современной системе образования, а также задачам, встающим в ходе воспитательного процесса как перед системой образования в целом, так и перед образовательным учреждением, педагогом в частности. В статье определяются принципы деятельности педагога, как воспитателя в его взаимодействии с воспитанниками.

Keywords: education, spiritual and moral development, problems of education, education system, concept of educational process, principles of activity of the teacher, cultural wealth.

Abstract: Article is devoted to a role and the place of educational activity in a modern education system, and also to the tasks rising during educational process both before an education system in general and before educational institution, the teacher in particular. In article the principles of activity of the teacher as tutor in his interaction with pupils are defined.

В последнее время российской государственной системой образования декларируется возврат к традиционному пониманию образовательной системы как синтеза обучения и воспитания. Провозглашается приоритет формирования личности, духовного развития и нравственных ценностей. Наиважнейшей задачей системы образования названо воспитание человека, имеющего этические принципы, для которого небезразличны понятия мораль, доброта, любовь, уважение и забота о старших.

Таким образом, формирование и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни является важнейшей составляющей общественного развития. Процесс воспитания является одной из важнейших стратегических задач образования и развития личности в условиях непрерывного образовательного процесса, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием.

Воспитать личность школьника, значит, сформировать у него представление о добре и зле, отношение к истинным ценностям, развить моральную регуляцию и саморегуляцию. Воспитание - это процесс включения ребенка в круг достижений человеческой культуры, так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне её. Для школьника приобщение к культуре спрессовано в чрезвычайно краткий период, чтобы вписаться в контекст культуры, ребенку необходимо, присвоить социально-культурные ценности.

Воспитание представляется нам как организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Роль педагога при таком восхождении не сводится к роли поводыря или корректора, он -соучастник восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше [1-2].

Определяя воспитание ребенка, как восхождение его вместе с педагогом к культуре мы ставим себя перед непростыми вопросами: Что собственно должен о-своить, у-своить и при-своить подрастающий человек, чтобы восхождение в контексте культуры состоялось?

Узел этих вопросов завязан на идее жизни достойной человека, в основе которой лежат три категории, к которым человечество приходило на протяжении многих веков, это категории Добра, Истины и Красоты. Выстраивая жизнь на этих основаниях, можно иметь всеобщую защищенность, свободу, возможность наслаждения красотой, счастье, то есть те высочайшие духовные ценности, которые

значительны для всех и каждого в отдельности - жизнь, достойную человека.

Человека - созидающего, обладающего способностью творить, творчески преобразовывать обстоятельства, начиная с предметов, вещей и кончая идеями с самим собой, которого он тоже творит ежеминутно.

Известно определение «Воспитания» как творческого, целенаправленного процесса взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие -развитие их индивидуальности, самоактуализации. Этот процесс, так же как овладение культурой, носит творческий характер. Индивидуальность воспитанника требует творческого подхода. Личность педагога обладает большим творческим потенциалом. Процесс воспитания осуществляется специально подготовленными людьми - педагогами как носителями высококультурной жизненной и педагогической позиции.

Переориентация на личность на множественность ее интересов требует от всего процесса обучения воспитания человека свободного, умеющего принимать решения и отвечать за них. Терпимого, рефлектирующего и конечно гуманного. Воспитание - вплетено в процесс передачи содержания образования. Значит содержание образования - это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них.

Основная цель воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Важнейшие задачи воспитания в системе образования [3-5]:

• сохранение исторической преемственности поколений;

• развитие нравственных принципов личности;

• воспитание патриотичности;

• формирование современного критически-научного мировоззрения;

• формирование культуры здорового образа жизни,

• осознание семейных ценностей и формирование осознанного отношения к семейной жизни;

• формирование мотивации к труду;

• формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Система образования должна быть призвана решить задачу непрерывного нравственного воспитания и социальной адаптации учащихся. Для этого в образовательном учреждении необходимо обозначение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства, определение сферы самоопределения самой личности, семьи, педагогического коллектива.

Наличие концепции воспитательного процесса в образовательном учреждении ориентировано на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитательной работы, обеспечение многомерности и интегрированности образовательной и воспитательной деятельности.

Важнейшими задачами в области воспитания личности в образовательном учреждении являются:

• создание условий для разностороннего развития детей и подростков,

• воспитание у детей целостного миропонимания, современного критически-научного мировоззрения,

• выявление и формирование творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации обучающихся,

• формирования духовно-нравственных принципов личности,

• патриотическое воспитание, формирование гражданско-правовой позиции, уважения прав и свобод личности, сохраняющих историческую преемственность поколений, бережно относящихся к историческому и культурному наследию России,

• формирование социальной и коммуникативной компетентности,

• формирование трудовой мотивации

• создание условий для формирования культуры здоровья, здорового образа жизни,

• осознанного отношения к семейной жизни.

Из этого логически следуют задачи в области создания воспитательной среды, а именно - обеспечить условия для развития воспитательной среды, как культурной среды обитания, обучающегося: среды, в которой дети проживают значительную часть своей жизни, комфортно себя чувствуют, где процесс общения детей с взрослыми и между собой проходит на уровне культурной нормы. Среды с особым социально-психологическим климатом «духом», в котором разворачивается индивидуальная деятельность детей, которым определяет самочувствие ребенка и, в конечном счете, его личное развитие.

Для эффективного обеспечения воспитательной деятельности, в области управления воспитательным процессом можно выделить следующие задачи:

• реализация идей гуманно-личностностного подхода к человеку в воспитательной деятельности;

• достижение единства в реализации целей обучения и воспитания;

• освоение нового содержания технологий и методов воспитания;

• развитие воспитательных функций структурных подразделений образовательного учреждения;

• применение со-творческого руководство воспитательным процессом;

• осознание и использование традиционного опыта в области воспитания, использование особых общешкольных традиций и методов коллективного творчества,

• обобщение прогрессивного педагогического опыта классных руководителей и родителей,

• обеспечение профессиональной культуры творческого роста педагогов-воспитателей;

• организация исследований и мониторинга по актуальным проблемам воспитания,

• привлечение родителей и содружество с семьей по вопросам воспитания и развития детей;

• уважительное отношение к правам ребенка в соответствии Конвенцией ООН о правах детей.

И, наконец, перед представителями педагогического коллектива стоят следующие задачи в области определения профессиональной позиции:

• формирование у педагогов позиции психологического расстояния (меры принятой автономности и интереса к жизни ученика); Позиция «РЯДОМ» предполагает уважение к личности ребенка, признание его автономности, индивидуальности, готовности помочь, приняв его интересы как свои;

• формирование у педагогов позиции иерархических связей между воспитателем и воспитанником. Позиция «НАРАВНЕ» -предполагает взаимодействие ученика и педагога.

• формирование кинетической позиции взаимодействия при движении к определенной цели как результату. Позиция «ВМЕСТЕ» -выработка стратегических и тактических, совместных действий, совместный контроль за ходом деятельности. Поскольку кинетическая позиция динамична, педагог в главном должен быть «впереди» в

авангарде; в мелочах - «сзади». В итоге по жизни с препятствиями «вместе».

В основу организации воспитательного процесса в образовательном учреждении должна быть положена целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования. Разработка концепции воспитательной деятельности должна быть построена на основе принципов, ориентирующих педагога на развитие социальной компетентности личности с учетом изменяющихся условий окружающей среды.

Принцип гуманизации - предполагает отношение педагога к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект субъективных отношения: добровольности, равноправного сотрудничества, благодарности, уважения и сердечности.

Принцип природосообразности и воспитания - предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов, воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту, индивидуально психическими особенностями, особенностями здоровья и физического развития.

Принцип культуросообразности - предлагает, что воспитание основывается на общечеловеческих, нравственных ценностях, строиться в соответствии с ценностями и нормами русской национальной культуры, традициями нашего края. Включает принципы: сохранения традиций, вечного творчества, многообразия, целостности, эстетизации среды и личности.

Принцип эффективности социального взаимодействия и субъективности - если не я - то кто же - предполагает осуществление нравственного воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, формирует навыки самоадаптации, включая самореализацию.

Нравственное воспитание определяет основные принципы деятельности педагогов, инструментарий деятельности учителя и воспитателя, основные черты воспитательной среды, желательной для развития нравственно-зрелой и творческой личности.

«Торжество технократии временно... Духовность, как кислород, без которого человек задохнется, в какой бы технически совершенной машине он не сидел». (В. Караковский) [6].

Сегодня чрезвычайно актуальна проблема духовно-нравственного развития личности ребенка. Каждый, кто имеет детей или связан с их

воспитанием, должен думать о том, какое человеческое наследство он оставляет будущему.

Список литературы

1. Земерова А.Г., Казакова Н.Е. Концептуальные основа непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания / под науч. ред. В. М. Сиренко. Шуя, 2004. - 224 с.

2. Гуртовая С.П., Казакова Н.Е. Модели и парадигмы духовного развития личности / под науч. ред. В. М. Сиренко. Шуя, 2003. - 119 с.

3. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Тамбов, 2011. - 51 с.

4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов // Научные исследования в образовании. 2012. № 1. С. 2125.

5. Свердлова Н.А. Культурно-языковая адаптация мигрантов: реализация системного подхода // В сборнике: Жизнь языка в культуре и социуме -3 2012. С. 422-425.

6. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 80 с.

Ковалёва В.В., Кадацких И.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: гендерные стереотипы, маскулинность, феминность, андрогинность.

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятия «гендерные стереотипы», «гендер» и «стереотипы». Также было проведено исследование проявления гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

Key words: gender stereotypes, masculinity, femininity, androgyny.

Abstract: This article discusses the concept of «gender stereotypes», «gender», and «stereotypes». Also, a study of gender stereotypes of modern student youthis conducted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.