Научная статья на тему 'Национальные особенности в программах воспитания и социализации студентов педагогических вузов Узбекистана'

Национальные особенности в программах воспитания и социализации студентов педагогических вузов Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1423
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / MODE / PERSONALITY / SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миралиева Дилафруз Тахировна

В данной статье раскрывается содержание воспитательных программ вузов Республики Узбекистан, основанных на системе базовых национальных ценностей и способствующих духовно-нравственному развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the educational programs in institutes of higher education in the Republic of Uzbekistan, based on system of fundamental national values; create the semantic basis of space of individual's spiritual-moral development.

Текст научной работы на тему «Национальные особенности в программах воспитания и социализации студентов педагогических вузов Узбекистана»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

УЗБЕКИСТАНА

Д. Т.Миралиева

В данной статье раскрывается содержание воспитательных программ вузов Республики Узбекистан, основанных на системе базовых национальных ценностей и способствующих духовно-нравственному развитию личности.

Ключевые слова: уклад, личность, духовно-нравственное развитие, воспитание

This article is about the educational programs in institutes of higher education in the Republic of Uzbekistan, based on system of fundamental national values; create the semantic basis of space of individual's spiritual-moral development.

Keywords: mode, personality, spiritual-moral development, education.

Встав на путь глубинных преобразований, суверенный Узбекистан в основе стратегии самобытного национального развития выдвинул приоритетную задачу достижения высокой духовности, формирования духовно здорового общества. «Сегодня у нас есть все основания заявить, - подчеркивал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, - что выбранная нами модель и основные принципы развития, которых мы придерживаемся не только в экономике, но и в политическом обновлении нашего общества, себя полностью оправдали»[1, с.7]

Сегодня в духовной жизни республики происходят существенные изменения: восстанавливаются национальные традиции и вековые ценнос-

ти, все больше укрепляется их роль в жизни узбекского народа. Сейчас уже отчетливо видно, что дальнейший рост духовности общества является не только одним из приоритетных направлений развития нашей страны. Велика роль духовности в воспитании молодежи Узбекистана в духе национальной идеи и идеологии, поскольку сильное, могучее государство можно построить лишь на фундаменте идейной зрелости и высокой духовности подрастающего поколения. Необходимо отметить, что молодежь Узбекистана не является пассивным наблюдателем происходящих в стране демократических преобразований, а активно участвует в демократизации общества и модернизации страны. Молодежь - составляет

непосредственное участие молодежи в формировании и реализации политики и программ развития общества. В словах Президента Ислама Каримова о том, что «наши дети должны быть умнее, сильнее, мудрее и, конечно же, счастливее нас»[4;1], отражена вся суть государственной политики, направленной на воспитание молодого поколения. Претворяя в жизнь этот принцип, в стране были приняты Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, в которых отмечено, что молодые люди, участвуя в экономической, политической, социальной и культурной сферах, в создании новых демократических институтов, содействуют формированию в стране гражданского общества, общества высокой духовности и свободы [2;26].В связи с этим в стране уделяется особое внимание воспитанию всесторонне развитого подрастающего поколения на основе национального менталитета, традиций и обычаев народа, а также общечеловеческих ценностей.

Воспитание гражданина Узбекистана - является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности определяют содержание и качество воспитательных программ высших учебных заведений страны. Государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность народа, в том числе, средствами образования.

В утверждении самого понятия «узбекский народ», в его звучании, уместном употреблении, созвучии с именами народов Узбекистана, актуализации в контексте социальных и личностных проблем прошлого и настоящего берет свое начало воспитание узбекской гражданской идентичности у

студентов. Ведущим субъектом общественной жизни в нашей стране является узбекский народ и каждый гражданин Республики Узбекистан.

Первоочередная задача воспитания в вузе - развитие личности гражданина Узбекистана - не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива вуза. Узбекская идентичность не будет сформирована, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у преподавателей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание студентов. Необходимо последовательно создавать национальную воспитательную культуру вуза.

Духовно-нравственное развитие узбекской молодежи в вузе обеспечивается программами воспитания и социализации:

1. Патриотизм;

2. Социальная солидарность;

3. Гражданственность;

4. Мусульманская религия;

5. Семья;

6. Труд и творчество;

7. Природа и искусство;

8. Человечество.

Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой студентами она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» включает в себя подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок»,

«Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Таким же образом структурируются и иные воспитательные программы.

Содержание воспитания в вузе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что есть правовое государство, долг, закон, правопорядок, гражданское общество, межнациональное согласие? Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения студент вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино для молодежи; периодической литературы; СМИ, отражающих современную жизнь; мусульманской религии; фольклора народов Узбекистана; истории своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно-полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельной учебной дисциплины, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад студенческой жизни, всю многоплановую деятельность студента как человека, личности, гражданина. Сис-

тема национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности [5]. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между вузом и семьей, вузом и обществом, вузом и жизнью. Целостное воспитательное пространство вуза структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям:

1. Учебная деятельность;

2. Внеучебная деятельность (культурные практики);

3. Вневузовская деятельность (социальные и культурные практики);

4. Изучение культурологических основ мусульманской религии.

Учебная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных дисциплин. Но учебное содержание мы рассматривали не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), но и с нравственной точки зрения, которую отражают принципы: культуросообразности, куль-турогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент национальной идентичности.

Внеучебная деятельность. Базовые ценности отражены в содержании внеучебных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., - а также в

деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеучебной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Вневузовская деятельность. Вневу-зовские мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей вневузовской деятельности является социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют студенту получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик принимают участие не только педагоги и студенты, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, деятели культуры и науки.

Изучение культурологических основ мусульманской религии, приобщение к культурологическим и историческим основам мусульманской религии рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации студентов.

Обязательным требованием изучения определенной мусульманской религии является сохранение целостного воспитательного пространства вуза. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Государственным образовательным стандартам, распространяются единые требования. Все компоненты воспитательного пространства вуза призваны обеспечивать достижение единой цели - духовно-нравственное развитие личности гражданина Республики Узбекистан.

При разработке воспитательных программ вуза, основанных на системе базовых национальных ценностей, нами учтен педагогический опыт современных зарубежных стран. Например, в воспитательной практике многих зарубежных вузов используются так называемые «заявления ценностей (statement of values). Такие программные документы - своего рода этический кодекс - могут создаваться как образовательным учреждением, так и отдельным студентом. Определяя и декларируя собственные ценностные приоритеты, студенческий коллектив и отдельные студенты принимают на себя обязательства в отношении собственного поведения, правил и ограничений.

Таким образом, предложенные нами программы воспитания и социализации студентов будут способствовать дальнейшей консолидации гражданского общества Узбекистана, эффективному развитию социокультурного потенциала молодежи, сохранению историко-культурного наследия, повышению роли университетского со-

общества в реализации политики национальных интересов, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студенчества.

Литература:

1. Каримов И.А. Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане / Избранный нами путь - это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. - Ташкент: Узбекистан, 1996. Т. 11. - С. 10.

2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантия прогресса / По пути безопасности и стабильного развития. - Ташкент: Узбекистан, 1998. Т. 6. - С. 134.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июля 1998 г. «О совершенствовании деятельности Института истории АН Республики Узбекистан» // Народное слово. 1998. 27 июля.

4. Каримов И. Без исторической памяти нет будущего / Свое будущее строим своими руками. - Ташкент: Узбекистан. 1999. Т. 7. - С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.