Научная статья на тему 'Концепция воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций»'

Концепция воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ПОДХОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONCEPT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SCHOOL TRADITIONS / PRINCIPLES / APPROACHES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Тымко Наталья Васильевна

Представлена концепция воспитательной деятельности школы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций». Представлены школьные традиции, обеспечивающие воспитательный процесс. Раскрыты методологические подходы и система принципов воспитания, ведущие подходы концепции. Обозначены необходимые для реализации концепции педагогические технологии и методики, ожидаемые результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A concept of the educational activities of the school "Spiritual and moral education of students by means of school traditions." Represented the school tradition, providing the educational process. Disclosed methodological approaches and principles of the system of education, leading approaches concept. Identified necessary to make the educational technology and methodology, expected results.

Текст научной работы на тему «Концепция воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций»»

МЕТОДОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. В. Смирнов,

г. Москва Н. В. Тымко,

г. Москва

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ»

Представлена концепция воспитательной деятельности школы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций». Представлены школьные традиции, обеспечивающие воспитательный процесс. Раскрыты методологические подходы и система принципов воспитания, ведущие подходы концепции. Обозначены необходимые для реализации концепции педагогические технологии и методики, ожидаемые результаты

A concept of the educational activities of the school "Spiritual and moral education of students by means of school traditions." Represented the school tradition, providing the educational process. Disclosed methodological approaches and principles of the system of education, leading approaches concept. Identified necessary to make the educational technology and methodology, expected results.

Ключевые слова: концепция, духовно-нравственное воспитание, школьные традиции, принципы, подходы, воспитательный процесс.

Keywords: concept of spiritual and moral education, school traditions, principles, approaches, educational process.

Постановка проблемы. В содержании Национальной образовательной доктрины Российской Федерации «Наша новая школа» [1], Федеральных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образований, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепции развития воспитания в системе образования г. Москвы, базовых основаниях Страте -

гии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг. и в других государственных документах одним из главных направлений реформирования и модернизации системы российского образования обозначено духовно-нравственное воспитание молодежи, для формирования которого необходима система ценностей: активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетенции, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и обществом и др.

В Российской Федерации негативные проявления (имущественное расслоение; коррупция во всех сферах деятельности; детерминанта негативной и содержательно криминальной информации, распространяемой СМИ; пропаганда стереотипов поведения и форм массовой культуры; утрата ценностных приоритетов национальных культур и семьи; культивирование жестокости и насилия в межличностной коммуникации и др.), связанные с политической, экономической и социальной нестабильностью современном обществе, обнажают проблемы ценностного отношения к культуре и воспитания подрастающего поколения.

Ведущие ученые и педагоги в России вышеуказанные проблемы называют современными реалиями детства, и относят к ним также:

- гипертрофированность материальных запросов молодежи при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;

- подмену дружеских и товарищеских отношений прогностическими товарно-денежными (купля-продажа) отношениями, в том числе в подростковой среде;

- «зацикленность» на негативном мировосприятии, состоянии депрессии и страха, активно транслируемом СМИ;

- стремление объединения в неформальные молодежные группировки асоциальной направленности;

- замену виртуальной сферой Интернет реальной действительности мира;

- инфантильность в проектировании своего будущего;

- самоустранение от участия в общественной жизни;

- детскую безнадзорность и беспризорность;

- националистические проявления;

- культивирование решения жизненных проблем исключительно с позиции силы;

- рост правонарушений несовершеннолетних и др.

Вместе с тем школьные годы являются интенсивным периодом динамичного становления личности человека, когда происходят коренные изменения в физическом, психическом и социальном развитии личности, т. е. подготовка к фактической взрослости, к репродуктивной материальной и духовной самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной и семейной). Поэтому основной функцией воспитания в современном постиндустриальном обществе является создание условий для развития творческой индивидуальности - саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки и деятельность, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в глобальном мире.

Педагогическим коллективом средней школы № 443 г. Москвы за 74 года, с 1 сентября 1938 г., в общеобразовательном учреждении создана богатая палитра школьных традиций, обладающих высоким по эффективности воспитательным потенциалом. Ведущее место среди этих традиций принадлежит мероприятиям, содержательно ориентированным на духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности, познавательный характер самодеятельности школьников, спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную и туристско-краеведческую деятельность, различные коллективные творческие дела, в том числе с участием родителей и ветеранов труда, боевых действий в Великой Отечественной войне и локальных войнах.

Такими общешкольными традициями, реализуемым и в педагогически целесообразном процессе совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов, сегодня в общеобразовательной школе № 443 г. Москвы являются:

- деятельность музея Боевой Славы партизан Подмосковья (с 1960-х гг.);

- музея Боевой Славы 28-й Гвардейской Будапештской минометной бригады «катюш» (с 1982 г.);

- формы дополнительного туристско-краеведческого образования - походы, экспедиции, экскурсии по Подмосковью и различным регионам страны (с 1984 г.);

- общешкольные (в соответствии с возрастом) коммунарские сборы в Подмосковье, в основу которых заложена методика коллективного творческого дела И. П. Иванова (с 1986 г.);

- учебно-исследовательская деятельность, интегрирующая в развивающей образовательной среде школы содержание общего среднего и дополнительного образования детей;

- конкурсы и конференции в рамках программ движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» и «Юные таланты Московии» (с 2000 г.);

- деятельность школьного краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа», основой которой является образовательная программа «Школа жизни - окружающий мир» (А. А. Остапец-Свешников) [2] (с 2006 г.);

- общешкольные конкурсы (творческие и трудовые соревнования классных коллективов, ярмарки и др.);

- общешкольные праздники «День знаний» и «Вахта Памяти», юбилеи школы;

- формы внеурочной, внеучебной деятельности обучающихся и дополнительного образования, расширяющие виды творчества, и др.

Эти формы деятельности создают условия для практического освоения обучающимися духовно-нравственных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории, поликонфессиональной и многонациональной культуре России, формируют нравственные качества личности, способствуют проявлению социальной активности и самовыражению, формируют навыки здорового образа жизнедеятельности.

Сохранению и развитию традиций общеобразовательной школы № 443 г. Москвы способствуют следующие условия:

- реализация в деятельности педагогического коллектива краеведческого принципа, основанного как в общем, так и дополнительном образовании на тесной взаимосвязи с историей района Перово, г. Москвы, России и традициями народной культуры;

- стабильность педагогического коллектива и передача традиций от старших поколений педагогов молодым специалистам (более 22% педагогов являются выпускниками школы);

- высокий уровень педагогической квалификации педагогов (из 31 педагога школы: 7 имеют высшую, 15 - первую квалификационную категорию, 1 доктор педагогических наук, 1 кандидат педагогических наук);

- безусловное принятие педагогами, обучающимися и их родителями традиционных школьных дел как эффективного средства

их совместной предметно-практической и коллективно-творческой деятельности;

- значительная часть родителей обучающихся являются выпускниками школы.

В педагогике категория «традиция» прочно вошла в научный обиход и используется для обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих и реализуемых в педагогической практике длительное время. Категория «педагогическая традиция» рассматривалась А. С. Макаренко, Н. А. Бердяевым, К. Д. Ушинским. Современные ученые и педагоги рассматривают «педагогическую традицию» как некий свод законов, фиксирующих устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой.

Сохранение и развитие старых («устоявшихся») и создание новых (инноваций) школьных традиций способствует социокультурному обновлению и развитию образовательной среды общеобразовательного учреждения, насыщению ее новым содержанием и новыми формами деятельности (самодеятельности). Это способствует созданию имиджа и формированию внутренней культуры общеобразовательного учреждения; созданию условий для интерио-ризации ценностей, когда общечеловеческие ценности (КРАСОТА, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, СЕМЬЯ и др.) не только декларируются взрослыми, но и принимаются, и активно присваиваются, и репродуцируются в практической жизнедеятельности обучающимися в процессе их совместной со взрослыми педагогически целесообразной, систематической и добротворческой деятельности, имеющей личностно значимую и социальную общественно полезную направленность.

Школьные традиции, основанные на совместной деятельности школьников и взрослых (педагогов и родителей, общественности), являются мощным эмоциональным средством педагогического воздействия, имеющим воспитывающий, обучающий и развивающий характер. Школьные традиции позволяют успешно преодолевать проблемы социальной адаптации школьников в социокультурной среде; укрепляют веру обучающихся в свои силы и повышают их самооценку в своих возможностях; мотивируют к учебной и учебно-исследовательской, творческой деятельности, социальной активности и инициативности, участию в деятельности органов школьного самоуправления, позволяют проявить свои способности в социально-профессиональных пробах в системе должностно-ролевого

школьного и внешкольного самоуправления, выбрать пути и социально ценные средства для самообразования, самоопределения, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности.

Школьные традиции мы рассматриваем как устойчивый процесс, тенденции и явления педагогической практики образовательного учреждения, существующие длительное время как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьников.

На основе вышеизложенного педагогический коллектив общеобразовательной школы № 443 г. Москвы, в ноябре 2011 г. определил главным системообразующим фактором своей воспитательной деятельности - многолетние школьные традиции, которые были положены в основу Концепции воспитательной деятельности - «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций».

Воспитательную деятельность мы рассматриваем как созидательный процесс целенаправленного педагогического воспитания подрастающего поколения и вовлечения в него родителей, общественного актива и самих обучающихся на основе их сотрудничества, сотворчества и добротворчества.

Под духовно-нравственным воспитанием обучающихся мы понимаем процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, ценностного отношения к миру, обеспечивающего всестороннее и гармоничное развитие личности. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, патриотизма, гражданственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека [3].

Школьные традиции в образовательном процессе предполагают реализацию воспитательных функций:

- наглядности;

- инициирования (возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечения осмысления проблем жизни);

- инструментальную, обеспечивающую воспитаннику самостоятельное взаимодействие с субъектами и объектами (предметами), явлениями окружающей жизни;

- усвоение и развитие универсальных учебных действий;

- формирование компетентности и практико-ориентирован-ных умений в социально-профессиональных пробах: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических и др.

Классификация традиций СОШ № 443

Традиции познавательного характера

Конкурс краеведческих исследовательских и проектных работ «Звездопад», многолетние общешкольные краеведческие дела, туристско-экскурсионная, краеведческая и музейная деятельность в рамках Федеральной программы «Отечество»

Традиции патриотического воспитания

Общешкольные праздники «День знаний» и «Вахта Памяти», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, интересными людьми, деятельность краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа», уроки Мужества_

Спортивно-оздоровительные традиции

Участие в окружных туристско-краеведческих играх/соревнованиях на местности («Гвардия России», «Осенняя тропинка» и «Весенняя тропа»); походы, экспедиции, экскурсии и другие активные формы детского туризма; различные спортивные соревнования_

Традиционные общешкольные конкурсы

Сборы макулатуры, творческие конкурсы (поделок, оформлений, ярмарки)

Основные понятия, на которые мы опирались при разработке концепции [4; 5; 6; 7; 8; 9]:

Всестороннее развитие личности - гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного достижения гуманизма. Имеет два значения:

1) подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества;

2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения [7, с. 51].

Гармоничное развитее личности - процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающий достижение единонаправленности и органического единства его разума, воли и чувств [7, с. 54].

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Целевыми ориентациями являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем рас-

крытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания - самовоспитание [8, с. 352].

Духовность - 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности (ДОБРО, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ, ИСТИНА); 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов [7, с. 96].

Интериоризация (от латинского interior - внутренний) - переход извне внутрь; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериори-зации, становится процессом отдельного индивида. Данный принцип является важнейшим показателем эффективности социально-педагогической деятельности педагогического коллектива [9, с. 27].

Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность - основана на методике коллективной творческой деятельности (КТД), родившейся в 1960-х гг. в Ленинграде. Автор -известный педагог И. П. Иванов, положивший в основу идеи А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого. Главные особенности этой методики: совместно-раздельная деятельность воспитателей и воспитанников (в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого), игровая инструментовка деятельности детей, коллективный (на всех этапах деятельности детей и взрослых) и творческий («нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации личности) характер, личностная ориентированность [8, с. 384].

В последние десятилетия, в связи с акцентом на гуманистические основы воспитания, стало переосмысление методики КТД. Суть этого - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела. В такой логике КТД рассматривается как специ-

ально организованная ситуация для помощи и развития каждого школьника. Таким образом, в современных условиях КТД выполняет две задачи: 1) развивает отношения в коллективе; 2) позволяет воспитателю помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации [8, с. 390].

Методика - нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также ее вербальное отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов.

Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности.

Методика коллективной творческой деятельности - комму-нарская методика И. П. Иванова, которая раскрепощает личности субъектов (обучаемого и обучающего), является одним из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.

Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Потому это дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

КТД формирует гуманистическое мировоззрение, гражданское самосознание, а также способности к сотрудничеству, к социальному творчеству и сотворчеству, нравственному и гражданскому самоопределению [7, с. 150].

Методическая система - сложившееся в воспитательной практике, на основе определенного методического подхода, устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. В науке - логически выстроенный комплекс идей об организации воспитательного процесса, представленных на уровне общей, частных и конкретных методик.

Методика социально-профессиональных проб - приобретение практического опыта начальной профессиональной деятельности, который осуществляется через выполнение обучающимися в процессе воспитательной деятельности различных работ (исполнительской, продуктивной, творческой, организаторской направленности) по определенной должности и предполагает их сменность при подготовке/участии в других воспитательных делах.

Нравственность (мораль) - 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих их отношения и деятельность; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [7, с. 228].

Педагогические условия - факторы (от лат. factor - производящий) - обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования образовательной системы), реализации Концепции воспитательной деятельности школы [7, с. 415].

Принципы воспитания - общие, исходные, руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Они устанавливают соответствие между тем, что планирует педагог, и тем, что возможно достигнуть в конкретных условиях [7, с. 298].

Самоактуализация личности - 1) процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности; 2) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; 3) (по психологу А. Маслоу) «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойствен-

ны дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Эти личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию» [7, с. 326].

Системообразующий фактор - доминирующий компонент, являющийся фактором, определяющим объединение остальных компонентов в систему. Системообразующий фактор личности -направленность; деятельности - мотив; коллектива - цель [7, с. 343].

Социализация личности (лат. 8ое1аН8 - общественный) - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества. Педагогика исследует проблемы социализации в двух направлениях:

1) сущность относительно социально контролируемой социализации - воспитание, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание формы и методы;

2) изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных [7, с. 355-356].

Социокультурная образовательная среда школы - совокупность условий обучения, воспитания, развития и жизнедеятельности школьника, взаимодействующих с ним как с личностью: окружающие общественные, материальные, культурные и духовные условия его существования и деятельности. В широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. В узком смысле включает непосредственное окружение школьника - семью, школьный/внешкольный учебный/творческий коллектив/группу, друзей, педагогов и других взрослых, район проживания [7, с. 363-364].

Технология педагогики сотрудничества появилась в советской педагогике в 1980-х гг. Ее основателями считаются педагоги-новаторы того времени: Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от

педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребёнку, единство обучения и воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания [7, с. 272].

Технология проектного обучения основана на методе проектов, который появился в США в 20-е гг. XX в. (основоположник -Дж. Дьюи). Заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создании конкретного образовательного продукта - проекта («брошенный вперед», замысел в виде прообраза объекта) [7, с. 201].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология учебно-исследовательского обучения основана на использовании исследовательского метода обучения, который заключается в привлечении обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности. Это способствует воспитанию активности, инициативности, любознательности, развивает мышление, поощряет потребность в самостоятельных поисках и «открытиях», удовлетворяет «исследовательский рефлекс» [7, с. 207].

Цели и задачи Концепции

Целью воспитательной деятельности является социализация личности школьника.

Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач:

1. Сохранение и развитие школьных традиций как средства духовно-нравственного воспитания школьников в образовательного учреждения.

2. Развитие единой образовательной среды образовательного учреждения.

3. Создание организационно-педагогических условий для социализации личности школьника.

4. Опытно-экспериментальная проверка содержания, форм и методов воспитательной деятельности образовательного учреждения, направленной на социализацию личности школьника.

Педагогические условия реализации Концепции

1. Подготовка педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций: формирование мотивационной заинтересованности и осуществление операционной подготовки педагогов через деятельность методических объединений (в т. ч. классных руководителей), самообразование, проведение педагогических советов и семинаров, реализацию индивидуальных форм работы; через развитие системы поощрений педагогов: моральное поощрение (награждение, выдвижение на присвоение почетных званий и т. п.) и материальную стимуляцию (использование возможностей стимулирующей части зарплаты, а также денежных премий).

2. Организационное и программно-методическое обеспечение осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций.

3. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании обучающихся средствами школьных традиций.

4. Разработка и проверка в педагогической практике ОУ индикаторов и критериев эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций.

Методологические подходы и система принципов воспитания

Методологической основой Концепции воспитательной деятельности школы является комплекс подходов и система принципов воспитания, обеспечивающих реализацию воспитательного процесса обучающихся на основе понимания педагогами целостности и единства воспитания, обучения и развития школьников, а также взаимодействия всех участников воспитательной деятельности: обучающихся, педагогов и родителей школьников.

Ведущими подходами являются:

- аксиологический подход, рассматривающий личность школьника как уникальную ценностную систему с постоянной возможностью самоопределения и самоактуализации. Этот подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей

воспитательного взаимодействия педагогов, школьников и их родителей и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания;

- деятельностный подход определяет возможность личностного развития школьника в рамках того или иного вида деятельности, субъектом которого он становится;

- системный подход предполагает рассмотрение педагогом всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов, методик, технологий и т. п.) не изолированно, а в их взаимосвязи и целостности. Этот подход позволяет преодолевать фрагментарность воспитательной работы педагога, объединить и усилить педагогический потенциал всех субъектов воспитания, подняв его на новый качественный уровень.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении системы принципов воспитания. Под системой принципов воспитания мы понимаем исходные, общие руководящие положения, определяющие его сущность, основные требования, содержание и методику. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.

Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения, включающий постоянство профессионального внимания педагогов на разворачивающихся в действиях эмоциональных реакциях, словах и окраске интонаций отношений воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, - ДОБРУ, ИСТИНЕ, КРАСОТЕ; негативного отношения воспитанника к ложному, злому, безобразному. Ориентация на отношение преобразует любую деятельность школьников в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть».

Принцип связи воспитания с жизнью, формирующий отношения с окружающей действительностью: природной и социальной средой, деятельностью людей, с различными культурными ценностями; формирующий и развивающий собственную жизненную позицию растущего человека.

Этот принцип проявляется в трех аспектах.

1. Когда педагог, замечая проявленное отношение воспитанника к предмету или явлению, мысленно анализируя сложившуюся для школьника социально-педагогическую ситуацию, поддерживая

его в трудностях и невзгодах жизни, сопереживая с ним в радостных и печальных оценках жизненных явлений, влияет на формирование позитивного или негативного отношения к объектам окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.

2. Когда педагог, передавая собственный опыт столкновений с окружающей действительностью, раскрывая свой опыт становления личности с учетом жизненных фактов и событий, проявляет определенное, чаще нестандартное и оригинальное отношение к проявлениям характера школьника, поступкам, эмоциональному состоянию, к высказанным им суждениям о жизни.

3. Непосредственное конструирование педагогом жизненного опыта воспитанника через создание в воспитательном процессе воспитывающих ситуаций, в которых школьник действует с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.

Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании, реализуемый через воспитательные воздействия:

- школы, семьи, внешкольных общественных и воспитательных учреждений;

- всех педагогов, работающих с классом;

- разнообразных факторов воспитывающей среды;

- разнообразных образовательных и воспитательных программ (по общеобразовательным предметам, программ дополнительного образования, планам работы классного руководителя по организации воспитательной деятельности с классом, концепции воспитательной деятельности школы), в которых участвуют школьники;

- между различными этапами обучения и воспитания (начальной, средней и старшей школой);

- единства системы средств, методов, организационных форм воспитания, обучения и развития школьников в едином учебно-воспитательном процессе;

- культуры общения воспитанников и педагогов, межличностного общения в детском коллективе и в коллективе педагогов.

Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А. С. Макаренко), позволяющий школьнику раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми.

Принцип природосообразности - учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей школьника в организации воспитательного процесса, опирающегося на природу ребенка, законы его развития, создания условий для самопознания и самореализации, адаптации к окружающей внешней среде, веры в его силы и потенциальные возможности.

Принцип воспитания в коллективе, основанный на том, что в подростковом возрасте влияние коллектива сверстников является одним из главных факторов развития человека. Реализуя этот принцип, воспитатель изучает место каждого воспитанника в системе межличностных отношений, учитывает это в организации коллективной жизнедеятельности: при распределении поручений и обязанностей, удовлетворяющих каждого; при комплектовании групп согласно психологической совместимости и по интересам; создает ситуации успеха для каждого, заботится о самочувствии и настроении каждого, осуществляет индивидуальный подход в организации коллективной творческой деятельности и личностную ориентированность проводимых с детьми форм воспитательной деятельности.

Педагогические технологии и методики

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

На протяжении последних десятилетий традиции воспитательной деятельности школы реализуются в процессе использования педагогами различных воспитательных технологий. Приоритетной среди них является технология личностно-ориентированной коллективной творческой совместной деятельности школьников и взрослых, основой которой является методика коллективного творческого дела (КТД) И. П. Иванова, переосмысленная в условиях современных реалиях воспитания. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела.

«Проникающими» в технологию личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности являются технология педагогики сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амо-

нашвили, технология гуманного коллективного воспитания В. А. Су-хомлинского.

Реализация многих форм традиций воспитательной деятельности основывается на использовании педагогами технологии проектного обучения, технологии учебно-исследовательского обучения, технологии личностно-ориентированного образования и методики социально-профессиональных проб, которые позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, приобрести социально-профессиональный опыт. Также они способствуют нравственному и гражданскому самоопределению.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций» планируется достижение следующих результатов:

1. Воспитательная результативность - степень успешности функционирования педагогической системы школы в достижении цели социализации личности обучающихся, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне школьников, педагогов и школы:

- на уровне школьников: 1 (личностный рост) - вовлеченность школьников в классные и общешкольные КТД; уровень профессионального самоопределения школьников (процент поступления в вузы, ПТУ, на работу); участие в общественных организациях; участие в органах самоуправления (школы, класса); выступления на конференциях, форумах и т. п.; выступления в СМИ; занятия в объединениях дополнительного образования (школы, вне ее); гражданская активность (отношение к воинской службе, семье, браку; отношение к здоровому образу жизни); 2 (рост сформиро-ванности детского классного коллектива) - уровень развития классного коллектива, успешность его деятельности, деятельность детских органов самоуправления);

- на уровне педагогов: 1 (личностный рост) - личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя, работа по теме самообразования по проблемам воспитания, повышение профессиональной квалификации по проблемам воспитания, результа-

тивность организационно-педагогической деятельности; степень удовлетворенности участием в воспитательной деятельности; участие в научно-исследовательской работе по проблемам воспитания; 2 - (коллективные) профессиональные ориентиры педагогического коллектива в сфере воспитания;

- на уровне школы: количество педагогов, включенных в воспитательную деятельность; владение педагогами педагогическими технологиями/методиками по проблемам социализации личности школьника; развитие системы дополнительного образования; программно-методическое обеспечение процесса воспитания; сохранение и развитие школьных традиций.

2. Социально-педагогическая результативность - степень успешности функционирования воспитательной системы в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей и школы.

Критерии социально-педагогической результативности:

- на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах воспитательной деятельности школы;

- на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в воспитательную деятельность; количество выпускников, поступивших в вузы, колледжи, на работу; профессиональные достижения педагогов; социально-педагогическое сотрудничество школы с другими учреждениями образования, культуры, науки, общественными организациями и другими учреждениям по проблемам воспитания школьников; трансляция своего опыта воспитательной деятельности в окружающем социуме и педагогической среде.

Концепция предполагает этапы реализации

I этап - подготовительный (2012-2013 гг.)

Разработка и обсуждение в педагогическом коллективе Концепции воспитательной деятельности «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций». Экспертиза и принятие Концепции на педагогическом совете школы.

Изучение научной и методической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания и социализации личности школьников.

Исследование и обобщение имеющегося в школе педагогического опыта социализации личности школьника.

Разработка системы мониторинга процесса социализации личности школьника средствами школьных традиций.

Предварительная диагностика уровня социализации школьников в рамках Концепции.

Моделирование деятельности педагогов по осуществлению социализации обучающихся в рамках Концепции.

II этап - формирующий (2013-2015 гг.)

Проведение обучающего научно-методического семинара по проблеме социализации школьников различных возрастных категорий в рамках Концепции.

Реализация Концепции воспитательной деятельности духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций.

Методическое обеспечение реализации программы.

Выделение приоритетных направлений управляемого развития воспитательной деятельности по осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций.

III этап - оценочно-корректировочный (2015-2016 гг.)

Проверка эффективности реализации Концепции воспитательной деятельности духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций.

Промежуточная диагностика уровня социализации школьников в рамках реализации Концепции воспитательной деятельности духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций.

Экспертиза развития воспитательной деятельности школы в рамках Концепции.

Обсуждение хода реализации Концепции и обмен опытом по проблемам духовно-нравственного воспитания обучающихся на школьных семинарах/педагогических советах и научно-практических конференциях различного уровня.

Корректировка согласно полученным результатам эффективности реализации Концепции, диагностики уровня социализации школьников, экспертизы развития воспитательной деятельности школы.

IV этап - обобщающий (2016-2017 гг.)

Проведение итоговой диагностики социализации школьников, изучение эффективности воспитательной деятельности школы в рамках Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами школьных традиций, соотнесение результатов реализации Концепции с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы школы.

Подготовка методического пособия по итогам реализации Концепции в учебно-воспитательном процессе школы.

Примечания

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым / 04.02.2010 г. Пр-271. М., 2010

2. Остапец-Свешников А. А., Алиева Л. В. Детский туризм - специфическая образовательная система: концепция // Школа жизни - окружающий мир. (Опыт программирования деятельности учреждения доп. образования): сб. программно-метод. материалов. М.: ДДЮТиЭ «Родина», 2004. С. 7-14.

3. Никандров Н. Д. Духовно-нравственная культура и российская школа [Электронный ресурс] [выступление на XVII Междунар. рождественских образовательных чтениях 15.02.2009 года] URL: http://www.raop.ru/ index.php?id=13 (дата обращения: 20.07.2011.)

4. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования : (проект) / сост. В. В. Азарьева, О. А. Горленко, В М. Григорьев, В. И. Круглов и др.; Санкт-Петербургский гос. электротехн. ун-т ЛЭТИ. СПб.: ЛЭТИ, 2006. 44 с.

5. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии; РАО, Ин-т образования взрослых. СПб.; Воронеж : Б.и., 1995. 231 с.

6. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. 512 с.

7. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М. : Сфера, 2004. 439 с.

8. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учебник. М.: Педагогическое общество России, 2004. 480 с.

9. Основные психологические термины и их определения: учебное пособие / сост. Б. С. Волков. М.: Центр педагогического образования, 2007. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.