Научная статья на тему 'Вывоз капитала и меры борьбы с теневой экономикой в России'

Вывоз капитала и меры борьбы с теневой экономикой в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2037
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ДОХОДЫ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасов Кирилл Александрович

Теневую экономику можно определить, как деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля. [1] Одним из основных негативных последствий существования теневой экономики является вывод из-под контроля государства значительной части хозяйства страны. И хотя от теневой экономики невозможно избавиться, что говорится, «на совсем», но это не значит, что с ней не нужно бороться. Отсюда и проистекает актуальность научных исследований теневой экономики, которая развивается и адаптируется, к сожалению, намного быстрее, чем инструменты борьбы с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вывоз капитала и меры борьбы с теневой экономикой в России»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161

Протасов Кирилл Александрович

Магистрант, ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

г. Москва, РФ E-mail: 1691199@bk.ru

ВЫВОЗ КАПИТАЛА И МЕРЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РОССИИ

Аннотация

Теневую экономику можно определить, как деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.1 Одним из основных негативных последствий существования теневой экономики является вывод из-под контроля государства значительной части хозяйства страны. И хотя от теневой экономики невозможно избавиться, что говорится, «на совсем», но это не значит, что с ней не нужно бороться. Отсюда и проистекает актуальность научных исследований теневой экономики, которая развивается и адаптируется, к сожалению, намного быстрее, чем инструменты борьбы с ней.

Ключевые слова

теневая экономика, вывоз капитала, экономическая безопасность, нелегальные финансовые потоки,

доходы, налоги.

Особенно актуально исследование теневой экономики в современной России. На данной стадии экономического развития Россия является переходным государством, которому свойственно большое количество непрочных институтов, которые в свою очередь являются питательной средой для появления теневых отношений. Куда более злободневной борьбы с теневой экономикой становится в наметившемся стремлении России слезть с нефтяной иглы и развивать свою экономику в других направлениях: переработка сырья, развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей и т.д.

Начавшись в 90-е годы, нелегальный вывоз капитала из России продолжается и по сей день, что не только создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны, но и повышает риски ее зарубежных кредиторов. Огромные суммы денег, которые ежегодно теряются впоследствии их вывода заграницу, лишают экономику тех финансовых ресурсов, которых постоянно так не хватает. Для сравнения, ежегодный объем вывезенного капитала в последние годы равен бюджету проведения Олимпийских игр в Сочи и равен приблизительно 1,5 трлн. рублей. Таким образом, неэффективно борясь с проблемой оттока капитала из страны, мы лишаем себя инвестиций, которые в сложившихся условиях западноевропейских санкций можно было бы пустить на стабилизацию курса рубля, развитие отечественного производства и преодоление проблемы импортозамещения.

Для российского теневого бизнеса характерны следующие явления: отток капитала за границу, уход от налогов, ведение двойной бухгалтерии, процветание коррупции, бартерная торговля и скрытая безработица. Теневая экономика завоевала себе прочные позиции практически во всех сферах экономической деятельности. Результатом ее деятельности становятся неуплата налогов, ведущих к значительным потерям бюджета, которые приходится компенсировать за счет законопослушных налогоплательщиков, и сокращение бюджетных расходов. Согласно расчетам специалистов Всемирного банка, В РФ размеры теневой экономики достигают 46% ВВП. По оценке Росстата России эта цифра значительно меньше, — 20,1%.2 Однако, скорее всего, истина находится где-то посередине.

1 Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства; Альфа-М, Инфра-М - Москва, 2012. -8 с.

2 Дмитриенко Н.Г. Нелегальный отток капитала из России превысил 200 млрд. долл. США [Электронный ресурс] // Ведомости 2013 № 4532

URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/9042171/nelegalnvi ottok kapitala iz rossii prevysil 200 mlrd ( Дата обращения 18.06.2015)

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

Таким образом, выработка мер по предотвращению нелегального вывоза капитала является объективной необходимостью, благодаря которой станет возможным повышение стабильности финансово-кредитной системы, а также улучшение инвестиционного климата в стране.

На сегодняшний день проблема вывоза капитала из России стала одной из национальных, а меры борьбы с теневой экономикой стали одной из наиболее обсуждаемых тем на государственных заседаниях и форумах.

Отток капитала - серьезная проблема экономики. Прямым его результатом является то, что заработанные предпринимателями деньги, вместо того чтобы инвестироваться в российскую экономику, уходят незаконными способами за границу, улучшая, тем самым, инвестиционное состояние экономик конкурентов. Поэтому неудивительно, что в законодательстве существуют свои рычаги регулирования процесса вывоза капитала в частности, и самой теневой экономики в целом.

К примеру, Минфин России нашел весьма эффективный способ борьбы с той частью оттока, которая маскируется под внешнеторговые контракты. Ведомство опубликовало на своем сайте проект поправок в законодательство, которые призваны серьезно ужесточить валютный контроль при экспортно-импортных операциях. Речь идет о поправках к законам № 173 «О валютном контроле»3 и № 115 «О противодействии легализации (отмыванию)»4, которые должны создать новую модель контроля госорганами «серых» операций с капиталом и импортом и экспортом товаров и услуг.

Это кажется логичным, учитывая, что две наиболее распространенные схемы увода капитала от налогов — это неполучение экспортной выручки (т.е. товары поставлены, а денег за них нет) или, напротив, деньги получены, а импортные товары до сих пор не прибыли.

Поэтому Минфин решил усложнить любителям играть в прятки с налоговыми службами использование подобных схем. Сейчас банки в подобных случаях сообщают Росфинмониторингу, что деньги по внешнеторговой операции не пришли и паспорт сделки не закрылся. Раньше во избежание валютного контроля, компании закрывали свой паспорт сделки под предлогом перехода в другой банк. Новые поправки Минфина обяжут подобные компании сначала объяснить банку причины непоступления товаров (или выручки) с указанием данных нового паспорта, а затем уже переходить.

До сих пор российские власти не могли рассчитывать на помощь зарубежных регуляторов в вопросах вывоза капитала — для них невозврат выручки не является преступлением. Однако теперь с помощью поправок решается и эта проблема: любые сделки или операции с вывезенными за границу деньгами будут расцениваться как отмывание и преследоваться в уголовном порядке, в том числе за рубежом.

Принятый недавно закон о деофшоризации направлен на контроль вывоза финансовых ресурсов из отраслевого оборота. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ по объему свои поправок огромен, по значимости - беспрецедентен.5 Данный закон предлагает установить механизм налогообложения для доходов контролируемых иностранных компаний, путем включения их нераспределенной прибыли в налогооблагаемую базу резидентов РФ, являющихся контролирующими лицами, сохраняя ответственность за неисполнение соответствующих обязательств. К перечню компаний, попадающих под закон, будут относиться иностранные корпоративные структуры, которые не являются налоговыми резидентами в РФ и были созданы в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица. Согласно закону, с 1 января 2015 года все граждане обязаны сообщать в налоговые органы об участии

3

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 (ред. от 04.11.2014) "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (10 декабря 2003 г.)

4 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

5 Федеральный закон от 24.11.2014 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (с изменениями и дополнениями)

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

в иностранных компаниях. Минимальный размер нераспределённой прибыли, который будет подлежать декларации, составит 50 миллионов рублей в 2015 году, 30 миллионов рублей - в 2016 году и 10 миллионов рублей - после 2017 года. Предпринимателям, которые действуют в офшорах, теперь придётся заплатить штраф — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов сохраняется. Минфин России оценивает положительный эффект от принятия закона в 20 млрд. рублей в год дополнительных доходов. Сбудутся ли их прогнозы станет понятно в 2016 году с подачей первых деклараций по новым правилам.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов так прокомментировал данный законопроект: он считает, что на оттоке капитала и уходе от налогообложения проблемы не заканчиваются. По мнению политика, практика управления активами большого числа экономических субъектов приводит к непрозрачности бизнеса и системной безответственности. Именно поэтому, говорит Миронов, нужно как можно тщательней проследить за тем, чтобы закон не «размывался» и исполнялся в точности, а все новации гарантировано работали. Политик также считает, что этот закон - только первый шаг в борьбе с офшорными схемами, за которым обязательно должны последовать и другие. Заявить об обязательной регистрации владельцев офшоров в наших налоговых органах и заставить их платить налоги - это только полдела, считает он. На любой новый закон найдутся люди, которые смогут увидеть лазейку и обойти его. Именно поэтому так важны комплексные меры по борьбе с офшорной экономикой. Наиболее эффективными лидер «Справедливой России» считает лишение офшорных фирм всех налоговых льгот и государственных заказов. Весьма полезным также стало бы установление режима уплаты налогов по месту производства товара или услуги. И как самую простую, но от того не менее действенную, меру политик рассматривает перспективу введения 20% налога на вывоз капитала за рубеж.

Важное место в законодательном регулировании вывода капитала за границу занимает принятый недавно закон об амнистии капитала. По расчетам Правительства, принятие этого закона уже через несколько месяцев обеспечит возвращение в Россию капиталов в объеме 250 млрд. долларов США. Сущность закона состоит в том, что он создает правовую основу для проведения на территории РФ в 2015 году добровольного декларирования находящихся за рубежом ценных бумаг, недвижимого имущества, акций (долей) в капитале организаций, а также контролируемых иностранных компаний. Подавшие декларацию освобождаются от административной, уголовной и налоговой ответственности и в дальнейшем соответствующего преследования за все нарушения, связанные с декларируемым имуществом, которые были совершены до 1 января 2015 года. Пояснительная записка к законопроекту гласит, что амнистия на капитал проводится с целью обратного получения «белых денег», задекларированных за границей, которые впоследствии вольются в отечественный денежный рынок.

Более того, Российские власти намерены не только даровать амнистию офшорным капиталам, но и создать в России собственные «сейшелы». Не исключено, что даже по всей стране. Согласно сообщению главы Правительства Дмитрия Медведева, модель территорий опережающего развития (ТОР), которые в планах создать на Дальнем Востоке, имеет возможность распространиться на всю Россию. Финальная версия данного законопроекта предусматривает для резидентов ТОР льготы по налогу на прибыль. Нулевая ставка будет действовать для компаний в течении 5 лет с момента получения первой прибыли, в то время как региональная не будет превышать 5%. А также для резидентов ТОР на 10 лет снижаются ставки страховых взносов - с 30% до 7,6%. Выпадающие доходы будут покрываться трансфертами из федерального бюджета. В довесок ко всему вышеперечисленному, ТОРы вполне могут получить еще и статус свободной таможенной зоны.

Однако, уже многие говорят о том, что не стоит забывать о том, что коль успешной бы ни оказалась амнистия капитала, это лишь разовая акция. В то время как для улучшения экономики необходимы системные изменения. Вернуть капитал — полдела. Куда более важной задачей является создание для него стимулов работать дома. А для этого нужно улучшать инвестиционный климат.

В сфере уголовного законодательства также были внесены поправки, которые в ряде случаев ужесточают санкции за совершение преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 Уголовного

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

кодекса.6 Была изъята оговорка, исключающая преступления, предусмотренные статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса, из числа предикатных к отмыванию средств.7

Для того, чтобы предотвратить вывод средств за рубеж по мнимым сделкам была введена новая норма — статья 193.1, которая предусматривает уголовную ответственность за использование нерезидентами фирм-однодневок или подложных документов в целях получения прибыли. Максимально возможное наказание по новой статье предусматривает от 5 до 10 лет лишения свободы в зависимости от состава преступления. Крупным и особо крупным размером будет признаваться сумма 6 млн. рублей и 30 млн. рублей соответственно.

Определены меры наказания за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, которое было приобретено преступным путем, а также за совершение финансовых операций и сделок с имуществом, которые были приобретены в результате совершения преступления для придания правомерного вида использованию денежных средств, полученных преступным путем. Меры, предусмотренные по данной статье весьма строги, и ряде случаев связаны с лишением свободы.

Еще одной новой статьей в Уголовном кодексе стала статья 200.1 — «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», которой предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а именно: векселей, дорожных чеков, банковских чеков и иных документарных ценных бумаг по выплате денежных средств, где не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. В условиях этой статьи крупным размером признается сумма, составляющая более 20 тысяч долларов США, а особо крупным размером — более 50 тысяч долларов США.

Большое значение в борьбе с теневой экономикой имеет реализация мер, которая намечена Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".8 Например, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности"9 дополнен пунктом, который обязывает банки предоставлять информацию об открытии, закрытии, а также состоянии счетов граждан и организаций, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица.

Изменения, предусматривающие исключение из числа участников фондового рынка недобросовестных компаний, а также ставящие цель добиться прозрачности деятельность на данном типе рынков, были внесены в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг"10'

Формируются определенные мнения в следственных кругах. Так, председатель СКР Александр Бастрыкин, выразил мнение о том, что в России нужно создать единый орган по борьбе с выводом за границу преступных капиталов. На данный момент в стране существуют отдельные ведомства, занимающиеся данной проблемой, однако председатель считает, что по отдельности они не справляются с данной задачей.

Для решения проблемы вывоза капитала в офшорные страны, а также обеспечения возвращения нажитого на территории России преступного капитала, который впоследствии был выведен за рубеж, Бастрыкин предложил два основных направления:

-создание единого ведомства;

-введение уголовной ответственности юридических лиц.

Глава СКР подчеркивает необходимость совершенствовать систему информационного обеспечения при выявлении преступных доходов, которая на данный момент не предоставляет возможности сопоставить информацию о подозрительных финансовых операциях, которые способствуют вывозу капитала за границу,

6 Статья 174 УК РФ 2015 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем"

7 Соловьев И.О. Ужесточены санкции за нелегальные денежные операции [Электронный ресурс] -URL: http://www.garant.ru/article/489054/

8 Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (с изменениями и дополнениями)

9 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности

10 Федеральный закон от 22.04.96 N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг"

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

с данными о преступлении, в результате которого утерянный для страны капитал и был получен. Сегодня прерогатива заниматься этим принадлежит российскому органу финансовой разведки - Росфинмониторинг, куда поступает информация о подозрительных финансовых операциях, и который, по совместительству, является информационно-аналитическим ведомством. Однако он может установить лишь факт сомнительности внешнеэкономической операции, лишенный возможности непосредственно выйти на ее бенефициаров, т.к. не имеет полномочий по осуществлению оперативной деятельности. Этими полномочиями наделены, в частности, ФСБ, МВД, ФСКН, но у них, в свою очередь, нет доступа к информационным ресурсам о подозрительных финансовых операциях. Вот и получается, что эта информация очень редко когда сводится воедино. Чтобы исправить этот недочет видимо нужно создать новый орган, который объединит в себе функции двух вышеперечисленных.

По мнению представителей крупнейших банков России, как таковой одной причины того, что в последние три года наблюдается такой активный отток капитала, нет. Однако можно выделить несколько.

Очевидной остается проблема инвестиционного имиджа России. Последнюю пару лет на рынке держались достаточно высокие цены на нефть, что позволяло получать отечественным экспортерам сверхприбыли. И если они не вложили эти средства в отечественные проекты, значит их просто ничего не заинтересовало. И это проблема, которую нужно решать, потому что из-за этого часть прибылей выводится в виде инвестиций за рубеж.

Обороты набирает популярность покупки недорогой недвижимости в туристических странах, таких как Испания, Турция или Болгария - обилие российских туристов там всем известно, а желание прикупить себе домик у моря на старость никто не отменял

Особой статьей идут «серые» доходы от коррупционной или незаконной деятельности. Несмотря на то, что с долей этих средств стараются бороться (что привело к заметному снижению данного показателя за последнее десятилетие), она все равно остается весьма серьезной.

Какие шаги нужно предпринимать, хорошо известно: нужно качественно улучшать условия для ведения законопослушного, добросовестного бизнеса и преследовать по закону нелегальный. В правильных направлениях менять законодательство: где-то в сторону смягчения, а где-то в сторону ужесточения. И в этом направлении уже делаются шаги, хотя и не так быстро, как того бы хотелось. Однако, при правильной работе Правительства и активном участии банковского сообщества результат будет.

На сегодняшний день, Россия имеет весьма неблагоприятный инвестиционный климат, поэтому отечественные и иностранные инвесторы не находят у нас стоящих проектов, в которые бы им захотелось вложиться.

Рост нелегального вывоза капитала из страны растёт на почве несовершенства российской банковской системы, а также пробелов в законодательстве, что ставит под угрозу национальную и экономическую стабильность страны.

В целом, причины оттока капитала из России можно поделить на две группы: объективные и субъективные. Объективные причины обуславливают международную миграцию капитала, куда попадает и российская юрисдикция. Это такие причины как глобализация экономических процессов, чрезмерная открытость российской экономики, мировые кризисы. Сюда также можно отнести неэффективность борьбы с «теневым» капиталом, коррупцию, бюрократизацию и т.д.

Субъективные причины определяются экономическими интересами владельцев капитала. К ним можно отнести максимизацию прибыли, минимизацию рисков для капитала, увеличение размера капиталовложений. На основе вышеперечисленного можно составит ряд некоторых рекомендаций по устранению причин, способствующих вывозу капитала из России:

1) Стратегию экономического развития нужно развивать в направлении поддержки внутреннего рынка, например, улучшать инфраструктуру.

2) Не лишними будут шаги, которые наведут порядок в корреспондентских отношениях, направленных на улучшение платежного баланса страны: более упрощенная форма выдачи лицензий, а также налоговые льготы и страхование российских прямых инвестиций за рубежом.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

3) Усилить меры по борьбе с коррупцией среди государственных служащих, создавая и развивая уголовно-правовые и уголовно-процессуальные механизмы реализации этой борьбы в России.

4) Стремится к прозрачности ведения бизнеса, путем предоставления от компаний более открытой информации об их деятельности. Подобные меры препятствуют созданию длинных цепочек собственников, которые могут скрывать выгодоприобретателя.

5) Решить проблему оттока капитала можно и другими методами, но важно одно: вектор управления движением капитала должен быть направлен на изменение инвестиционной политики государства, увеличение уровня открытости национальной экономики и усиления жесткости ограничений движения капитала.

6) Увеличение оттока капитала из страны свидетельствует от несостоятельности государственной экономической политики, в частности так, где это касается валютного регулирования и регулирования движения капитала.11

Обратимся к истории. Начало либерализации трансграничных перемещений было дано в 2006 году, когда полностью отменили ограничения на вывоз капитала в Россию. Это мероприятие имело целью привлечь иностранные инвестиции и, наоборот, уменьшить теневой отток капитала. Однако все, как обычно, пошло не по сценарию, и увеличение прямых инвестиций в российскую экономику происходило по большей части за счет неустойчивых портфельных инвестиций. В результате, уже с середины 2008 года вывоз капитала превзошел ввоз. Подробнее с данными по чистому ввозу и вывозу капитала вы можете ознакомиться в приведенной ниже таблице.

Таблица 1.1

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором с 2005 года по III квартал 2013 года, млн. долларов

США12

Год Чистый ввоз/вывоз капитала частным секторо м — всего Чистый ввоз/выво з капитала банками Чистый ввоз/вывоз капитала прочими сектора ми

2005 -0,3 5,9 -6,2

2006 43,7 27,5 16,1

2007 87,8 45,8 42

2008 -133,6 -55,2 -78,3

2009 -57,5 -32,2 -25,3

2010 -30,8 15,9 -46,7

2011 -81,4 -23,9 -57,4

2012 -54,6 18,5 -73,1

I -III кв. 2013 -46,1 -10,9 -35,2

Данная таблица позволяет убедиться, что положительная тенденция движения капитала в России наблюдалась только на протяжении 2006-2007 гг. Причиной этому послужила либерализация валютного регулирования, о которой упоминалось выше.

В докладе, подготовленном международной исследовательской организацией Global Financial Integrity, дается оценка общего объема теневой экономики России - 46% ВВП. Это в 3,5 раза превышает размер теневых экономик таких стран, как Франция, США или Канада. 13 За последние 18 лет из России было нелегально вывезено около $211,5 млрд. А это - сотни миллиардов долларов, потерянные для инвестиций в российское здравоохранение, образование, развитие инфраструктуры. По словам исполнительного директора GFI Раймонда Бейкера, почти $0,5 трлн попали в российскую теневую экономику нелегально и подогревали коррупцию и преступность.

11 Акимов А.В. Проблемы бегства капитала из РФ и пути их преодоления [Текст] / А. В. Акимов // Молодой ученый. 2014. №7. - 25 с.

12 Данные приведены в соответствии с отчетом единой межведомственной информационно- статистической системой // URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=43938 (дата обращения: 22.06.2015)

13 Квашнина Н.А. Россия в трансграничном перемещении капитала: индустриальные аспекты // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 1 - 48 с.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

По данным авторов исследования, теневой сектор экономики продуцирует рост нелегальных финансовых потоков. Это происходит следующим образом: 1% прироста теневой экономики приводит к росту незаконного движения капитала на 7%. На лицо действие так называемого «снежного кома»: «серая» и «черная» экономики будут расти все быстрее и быстрее, пока этому не помешают политические институты и меры.

Чистый отток капитала из России в 2014 году превысил все заявленные до этого прогнозы и, по данным Центробанка, составил 151,5 млрд долларов. Для сравнения, это оказалось в 2,5 раза больше, чем в 2013 году, когда потери капитала составили 61 млрд долларов, и почти на 20 млрд долларов больше, чем во времена кризиса 2008 года - тогда отток капитала из страны составил 133,6 млрд долларов.14

Максимальный отток капитала был замечен в IV квартале 2014 года, когда вывоз капитала частным сектором в сумме составил $72,9 млрд, что в 4,3 раза больше аналогичного периода прошлого года ($16,9 млрд). В I квартале отток составил $48,5 млрд, во II - $22,4 млрд, в III - $7,7 млрд. Об осеннем ускорении оттока капитала из России сообщало Минэкономразвития. Однако, таких цифр тогда никто не планировал. В частности, в октябре 2014 года директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин давал прогноз, что значение годового оттока капитала будет находиться в отрезке $90-100 млрд. Уже в ноябре 2014 года Центробанк огласил свой прогноз, согласно которому объем оттока капитала за 2014 года установится в размере $128 млрд. Подробнее об этом можно прочитать в опубликованных «Основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на 2014 год и период 2015-2016 годов». В декабре Президент РФ Владимир Путин дал свою оценку оттоку капитала по итогам 2014 года, которая колебалась в рамках $120-130 млрд. Но, как мы видим, результат превзошел все ожидания.15

В качестве причин подобного небывалого увода капитала за рубеж, можно выделить ухудшение условий привлечения внешнего финансирования, напрямую связанных с событиями на Украине и введением новых санкций. Все это фактически закрыло внешние рынки капитала во второй половине 2014 года. Вывоз капитала из страны происходил как в форме покупки наличной иностранной валюты и роста долларизации депозитов, чем мы «обязаны» сложившейся повышенной внешнеэкономической неопределенности, так и в форме погашения внешней задолженности российским частным сектором при ограниченной возможности ее рефинансирования вследствие введенных санкций. Свой вклад внес также и запуск новых инструментов предоставления ликвидности банкам в валюте. Его вклад в суммарный показатель ЦБ РФ оценил в 19,8 млрд долларов, которые, тем не менее, вернутся в страну, т.к. все валютные кредиты выдавались банкам на возвратной основе.16 Кроме того, ЦБ ожидает в 2015 году снижения выплат по внешнему долгу, что позволит снизить отток капитала в будущем.

Эксперты в свою очередь пальму первенства также отводят санкциями, закрывшим для российских компаний международные финансовые рынки и создавшие дефицит валюты в стране. Главный экономист БКС Владимир Тихомиров оценил вклад действий населения, которое начало массовый обмен рублей на валюту на фоне мартовской и декабрьской девальвации, в 10-20 млрд долларов.17

Прогноз на 2015-16 годы эксперты дают с опаской. Сложившиеся санкционное давление сохраняется, тем самым российским компаниям придется погашать задолженности из собственных источниках - ведь доступ к внешним рынкам будет для них по-прежнему закрыт.

14 Масштаб утечки капитала из России [Электронный ресурс], дата обращения 22.02.2013 -URL: http://newsru.com/finance/22feb2013/sprut2.html

15 Вьюгин О.А., Послание Путина оффшору // Ведомости - ежедневная деловая газета, дата обращения 22.06.2015 -URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361801/poslanie_putina_ofshoru

16 Данные приводятся в соответствии со статистикой ЦБ РФ Платежный баланс и внешний долг России 2014 г. // URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf (дата обращения: 20.06.2015)

17 Кубеденов И., Отток капитала из России в 2014 году стал самым масштабным за всю историю // ТАСС-информационное агентство, дата обращения 28.06.2015- URL: http://tass.ru/ekonomika/1703391

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161

Однако улучшение все равно прогнозируется. По мнению еще одного главного экономиста БКС, в 2015 году отток капитала снизится. По мнению Цепляевой, беспокойство вызывать роковое сочетание оттока капитала без возможности заимствований на глобальных рынках капитала в условиях низких цен на нефть. Однако, и тут не так все плохо. По ее мнению, у нас все же остаются условия для мобилизации экономики и структурных улучшений. В частности, она советует обратить внимание на те реформы, которые казались Правительству недоступными в условиях высоких цен на нефть - сейчас лучший повод для того, что начать их реализовывать.

В результате ЦБ РФ пока прогнозирует в 2015 году отток капитала в 105 млрд. долларов, МЭР - в 90 млрд. долларов.

Нельзя забывать, что теневая экономика - это не только капитал, который мы больше не увидим, но и сокрытые от доходов налоги граждан страны. «Росстат» опубликовал данные ежегодного мониторинга экономической активности населения.18 Согласно данным, неформальный сектор занимает все большее место в российской экономике. Так, в 2013 году экономически активное население России составляло 71,3 миллиона человек. Среди них 14 миллионов человек находилось в «серой» зоне, а это целых 19,5%. Данное значение максимальное за последние десять лет, в течение которых «Росстат» публикует мониторинг. Вместе с этим рост теневого сектора экономики в период с 2004 по 2013 года вырос на 24,3%.

Федеральной службой статистики были опубликованы результаты многолетнего социологического мониторинга неформальной экономики, который проводился Российской академией народного хозяйства и государственной службы. В итоговых сводках специалистов РАНХиГС фигурирует следующая статистика: до 40% экономически активного населения, то есть около 30 миллионов граждан РФ постоянно либо работают без оформления и заключения трудового договора, либо прибегают к зарплатам «в конвертах». Если взять среднюю заработную плату за 2013 год, которая составила 29,9 тысяч рублей, то получится, что по данным «Росстата» в 2013 году казна недополучила 93 млрд. рублей подоходного налога, а Пенсионный фонд целых 71 млрд. рублей. По данным мониторинга РАНХиГС все выглядит еще печальнее: 1,3 и 1,1 трлн. рублей соответственно. Чтобы данные цифры стали более осязаемы в сознании, можно провести следующее сравнение: доходы того же Пенсионный фонд в 2013 году составили около 6 трлн. рублей. Мы видим, что не стоит слепо верить тем цифрам, что дает нам официальная статистика, потому что она может недоучитывать серьезные по своей величине финансовые потоки. Так, например, согласно данным официальной статистики, в сфере здравоохранения неформальная занятость очень низкая — всего 2% от общего количества работающих в секторе. В то же время мы видим, что согласно мониторингу РАНХиГС, 12% опрошенных респондентов оплачивают медицинские услуги в неформальном порядке. Недоучет на лицо.19

Вывод.

Как мы видим, проблема вывоза капитала из России весьма серьезна и болезненна для национальной экономики. Проведя комплексный анализ, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации рационально реализовать следующие меры по борьбе с теневой экономикой:

- стоит укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

- превратить защиту прав инвесторов, акционеров и кредиторов, которой нашей стране определенно не хватает, и что напрямую сказывается на нежелании инвестировать в российские проекты, в государственный приоритет;

18 Данные приводятся в соответствии с отчетом Федеральной государственной статистики об Экономической активности населения за 2014 г. // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_61/Main.htm (дата обращения: 22.06.2015)

19 Штогрин С.И., Утечка капитала из России - угроза для экономики страны [Электронный ресурс], дата обращения 25.03.2013 - URL: http://kprf.ru/party-live/opinion/116810.html

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

- создание условий для предпринимательской деятельности, и в первую очередь это означает принятие закона о защите интеллектуальных прав. Если предприниматели будут чувствовать себя в России защищенными, то у них не возникнет желания направлять свой капитал за границу

- следующим шагом должна стать помощь отечественным производителям в реализации отечественной продукции на российском рынке;

- работать в направлении роста привлекательности безналичных расчетов - это приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе, а значит ослабит проблему долларизации, что поможет стабилизировать рубль;

- в сложившейся ситуации нет смысла пренебрегать опытом других стран. Хорошим примером общественного регулирования вывоза капитала за границу, является Финляндия, где местные газеты ежегодно публикуют сведения о доходах и расходах всех без исключения граждан за прошедший налоговый период. Подобная отчетность позволяет жителям страны самостоятельно осуществлять контроль и информировать налоговую службу о гражданах, расходы которых существенно превышают доходы.

Список использованной литературы

1. Статистический сборник «Экономическая активность населения России» за 2014 год // www.gks.ru

2. Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства; Альфа-М, Инфра-М - Москва, 2012. - 496 c

3. Акимов А.В. Проблемы бегства капитала из РФ и пути их преодоления [Текст] / А. В. Акимов // Молодой ученый. 2014. №7. С. 301-304.

4. Вьюгин О.А. Послание Путина оффшору [Электронный ресурс] // Ведомости. 2012. № 3250 URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361801/poslanie_putina_ofshoru

( Дата обращения 20.06.2015)

5. Дмитриенко Н.Г. Нелегальный отток капитала из России превысил 200 млрд. долл. США [Электронный ресурс] // Ведомости 2013 № 4532 URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/9042171/nelegalnyj_ottok _kapitala_iz_rossii_prevysil_200_mlrd ( Дата обращения 18.06.2015)

6. Квашнина Н.А. Россия в трансграничном перемещении капитала: индустриальные аспекты // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 1. С. 76—86.

7. Кубеденов И., Отток капитала из России в 2014 году стал самым масштабным за всю историю // ТАСС -информационное агентство, дата обращения 28.06.2015-

URL: http://tass.ru/ekonomika/1703391

8. Масштаб утечки капитала из России [Электронный ресурс], дата обращения 22.02.2013 - URL: http://newsru.com/finance/22feb2013/sprut2.html

9. Отток капитала из России: проблемы и решения: труды центра проблемного анализа и государстве нного управленческого проектирования - М.: Научный эксперт, 2013. — 112 с.

10. Платежный баланс и внешний долг России. ЦБ РФ [Электронный ресурс], дата обращения 13.03.2014 —URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf

11. Соловьев И.О. Ужесточены санкции за нелегальные денежные операции [Электронный ресурс] - URL: http://www.garant.ru/article/489054/

12. Утечка капитала из России [Электронный ресурс], дата обращения 25.04.2013 - URL: http://maxpark.com/community/politic/content/1897037

13. Штогрин С.И., Утечка капитала из России - угроза для экономики страны [Электронный ресурс], дата обращения 25.03.2013 - URL: http://kprf.ru/party-live/opinion/116810.html

©Протасов К.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.