Научная статья на тему 'Ретроспективная оценка экономических реформ в Кыргызстане'

Ретроспективная оценка экономических реформ в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибаева Д.К.

Статья посвящена исследованию результатов социально-экономических преобразований в Кыргызской Республике в их ретроспективном аспекте, а также практическим вопросам их статистической оценки по основным социально-экономическим показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективная оценка экономических реформ в Кыргызстане»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Алибаева Д.К.

соискатель, КГТУ им. И.Раззакова

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

Статья посвящена исследованию результатов социально-экономических преобразований в Кыргызской Республике в их ретроспективном аспекте, а также практическим вопросам их статистической оценки по основным социально-экономическим показателям.

Ключевые слова:

результаты экономических преобразований, этапы экономических преобразований, дефицит бюджета,

структурные реформы.

Ретроспективный взгляд на результаты экономических преобразований в Кыргызской Республике показал, что постсоветский период проходил в стране под знаком динамичных изменений. Однако в отличие от ряда других бывших советских республик, Кыргызстан не располагал такими условиями и резервами, как человеческие ресурсы, емкие внутренние рынки, близость к транспортным артериям или развитость промышленной инфраструктуры. Поэтому наше государство выбрало путь развития на основе малой, открытой экономики и повышенной интенсивности реформ [1, стр. 110]. Республика была вынуждена внедрять смешанную (конвергентную) систему экономики, базовые принципы которой - свободные предпринимательство, система ценообразования и конкуренция.

Эти преобразования республика начала в условиях жестокого кризиса, когда распад СССР означал разрыв кооперационных связей между хозяйственными субъектами, в силу чего деятельность многих предприятий была полностью или частично парализована. Потеря привычных рынков сбыта, а также изменение структуры внутреннего спроса привели к значительному падению ВВП, который сократился более чем на 25%.

Для преодоления системного кризиса в стране интенсивно создавались основы рыночной экономики, был сформирован частный сектор, первичная рыночная инфраструктура и либерализованы в 1992 году основные цены. Кыргызстан первым из всех стран СНГ ввел в 1993г. национальную валюту, в результате чего удалось остановить гиперинфляцию и с 1996г. возобновить экономический рост.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

Анализ процесса рыночных преобразований в Кыргызстане за 15-летний период и их влияния на экономические результаты (рис. 2.1) позволил выделить основные этапы преобразования экономики Кыргызстана и его структурных элементов.

Первый этап (1991г. - 1995г.) - резкое сокращение производства и доходов совпало с резким ростом доли населения, достигшего черты бедности (50%), с гиперинфляцией. За этим последовала первоначальная макроэкономическая стабилизация: в 1992-1995г.г. началось торможение инфляции. Этот этап характеризуется проведением рыночных преобразований, определивших институциональную и нормативно-правовую базы стабильного экономического роста.

К концу 1993г. была либерализована основная масса цен, регулирование цен оставалось лишь в энергетике и коммунальном хозяйстве. Активная либерализация цен и во внешней торговле привела к выравниванию внутренних и внешних цен, подстегнула переориентирование производство на работу в условиях жесткой конкуренции и на поиск рынков сбыта.

На передний план вышел вопрос о становлении частной собственности в стране. Еще 20 декабря 1991 года был принят закон «О приватизации», все виды собственности получили равные возможности. В результате интенсивной приватизации в период (с 1992 по 1993г.г.) к концу 1998 года доля частной собственности в промышленности составляла 87%, в торговле - 97%, в строительстве - 57%, на транспорте - 55% [2].

В мае 1993 года Кыргызстан ввел свою национальную валюту (сом) и стал одной из первых стран, вышедших из рублевой зоны. Это позволило республике взять на себя всю ответственность за остановку инфляции и финансовую стабилизацию, проводить самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику и осуществлять контроль над экономической ситуацией. Основными достижениями проводившейся денежно-кредитной политики стали снижение темпов инфляции, замедление темпов падения производства, что способствовало адаптации экономики к рынку.

Когда в 1994 году был положен конец гиперинфляции, на передний план вышли структурные реформы, хотя, конечно, продолжалось реформирование фискальной и денежно- кредитной системы. Что касается макроэкономической динамики, то 1994 год оказался наиболее сложным: отмечалось существенное падение в отраслях, непосредственно ориентированных на конечный спрос населения, и в отраслях, сопряженных с капитальными вложениями. Менее глубоким спад производства оказался в отраслях, которые ранее имели и нашли новые рынки сбыта как внутри республики, гак и за ее пределами (электроэнергетика, цветная металлургия). В результате произошли значительные сдвиги в сторону увеличения доли сырьевых отраслей и уменьшения доли отраслей, производящих конечную продукцию.

Что касается объемов производства, то наиболее глубокое их падение отмечалось в промышленности республики. Объем промышленного производства с 1992 по 1994 год ежегодно снижался на 25-28% и в 1995 году составлял 35% от уровня 1990 года. Наибольший экономический спад пришелся на 1994 год. В 1995 году не удалось остановить спад производства, хотя впервые за последние годы наблюдалось ослабление кризисных явлений. К 1995 году экономический спад в стране достиг критической отметки. Объем ВВП в 1995 году реально сократился практически наполовину к уровню 1990 года и составил 50,7%. Экономика страны вплотную приблизилась к отметке экономической безопасности. В наиболее критическом положении оказалась индустрия как наиболее зависимый от импорта сырья и комплектующих деталей сектор экономики. Еще большие темпы снижения объема производства наблюдались в строительном комплексе. С 1991 по 1994 год объемы строительства сократились на 72,3%, и лишь начало строительства крупного золоторудного комбината на Кумторе (1995-1997) позволило остановить эту тенденцию.

Со второй половины 90-х годов экономическая ситуация в стране начала постепенно улучшаться. Переломным годом в экономическом развитии стал 1996 год, когда начался рост ВВП [2].

Второй этап: завершены основные реформы. Последовательно проводимая денежно-кредитная политика при значительных усилиях со стороны фискальных органов позволила снизить уровень инфляции с 1366% в 1993 году до 23% в 1997 году.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

В 1997 году Кыргызстан был лидером среди стран Центральной Азии в реформировании экономики и во внедрении рыночных механизмов. По данным Financial Times, Кыргызстан занимал в 1997 году 14-е место среди 20 стран мира с наивысшими темпами экономического роста [1, стр. 113].

Достигнутая на тот момент макроэкономическая стабилизация и значительная либерализация экономики позволили перейти к очередному этапу трансформации - приватизации стратегически важных объектов и структурной перестройке.

В тот же период в результате проводимой в Кыргызстане аграрной и земельной реформы удалось остановить спад и добиться определенного подъема в производстве сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить, что результаты аграрной реформы на первых порах были не очень явными из-за того, что фермерские и крестьянские хозяйства до 1997 года были «задавлены» налогами. Поэтому в 1998 году был установлен единый налог на землю. Можно считать, что начавшаяся в условиях развала колхозов и совхозов в 1991 году земельная реформа к 1997 году завершилась и начала осуществляться рыночная система кредитования аграрной реформы с прекращением практики выделения товарных кредитов.

Таблица 1

Динамика ВВП в 2000 - 2005гг. в текущих ценах, в % к итогу [2]

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего 100 100 100 100 100 100

Промышленность 23,3 23,1 17,9 17,3 19,2 16,1

Сельское хозяйство 34,2 34,5 34,4 33,6 29,9 30,5

Строительство 3,8 3,8 3,4 2,9 2,5 2,5

Услуги 31,7 31,4 35,6 36,8 38,3 40,2

Реформы, осуществляемые в сельском хозяйстве, позволили аграрному сектору за этот период увеличить реальные объемы производства более чем на 40% (ежегодный средний прирост примерно в 7%) в основном за счет увеличения продуктов растениеводства, доля которых составляла более половины сельскохозяйственной продукции.

Доходы государственного бюджета в период с 1995 по 1997 год зафиксировались на уровне 16,8-16,6%

ВВП.

Структурные реформы получили действенную поддержку со стороны стран - доноров и международных финансовых организаций. Нужно отметить, что макроэкономической стабилизации удалось достигнуть во многом благодаря привлечению в страну значительных объемов заимствований и донорской помощи. Страна начала получать иностранную помощь в крупных размерах начиная с 1993 года [1, стр. 114]. В расчете на душу населения Кыргызстан стоял на втором месте в СНГ (после Армении) по объему получаемой помощи; по данным Всемирного банка, в течение 1992-2002 годов страна получила 458 долларов на душу населения. Во второй половине 1990-х годов страна получала до 10% ВВП в льготных займах и грантах.

При 7-процентном росте ВВП в 1996 году и 10-процентном - в 1997 году уровень общественного производства республики в эти годы был ниже показателя 1980 года и уступал уровню 1990 года более чем на 40%. Несмотря на номинальный рост заработной платы, продолжал снижаться жизненный уровень населения, средняя заработная плата находилась ниже уровня потребительского бюджета, увеличилась доля населения, живущего за чертой бедности.

Правительство последовательно придерживалось курса на либерализацию внешней торговли, сохраняя низкие импортные тарифы и предоставляя всем экономическим агентам свободу экспортировать и импортировать товары. Эта политика была подкреплена вступлением Кыргызстана в ВТО в 1998 году.

Конец 1998 года характеризовался ухудшением социально-экономического положения в республике. В определенной степени трудности были связаны с последствиями мирового финансового кризиса, в том

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

числе российского и азиатского, сказавшегося на всех сферах жизни, и снижением темпов экономического роста.

Средний темп экономического роста в Кыргызстане за период с 1996 по 2000 год составил 5,5%, что являлось одним из наиболее высоких показателей среди стран СНГ.

Третий этап явился периодом, когда темпы инфляции и девальвация сома существенно замедлились, а рост ВВП несколько ускорился, но говорить о достижении макроэкономической стабилизации было еще рано. Ситуация в стране оставалась недостаточно устойчивой. Макроэкономическую неустойчивость и чувствительность к внешним шокам создавали:

- высокий дефицит государственного бюджета, традиционно являвшийся одной из главных экономических проблем страны;

- размеры государственного долга, превысившего годовой ВВП. Расходы по его обслуживанию стали тяжким бременем для бюджета. Заметно сократившаяся внешняя помощь целиком шла на эти цели и поддержание стабильности национальной валюты;

- теневой сектор экономики, составлявший (по данным статистики) около 25% ВВП в 2000 году.

Таблица 2

Структура государственного бюджета Кыргызстана в 2001-2005 г.г.

Статьи бюджета и их составляющие 2001 2002 2003 2004 2005

Государственный бюджет, млн. сомов

Общие доходы и полученные официальные трансферты 14411,7 16209 18335,9 18335,7 20368,1

Общие доходы 13588,1 15747,9 17620,2 17620,2 19975,4

Расходы 15188,6 16890,6 18841,7 18841,5 20143,7

Дефицит/профицит бюджета -776,9 -681,5 -505,8 -505,8 224,4

Внутреннее финансирование -38,7 -181,6 416,2 416,2 -35,5

Внешнее финансирование 815 777,8 296 301,8 236,2

Долг государственного бюджета

Внутренний долг, млн. сомов 6665,4 7744,5 7227,4 7434,6 7188,8

Внешний долг, млн. долларов 1423,3 1516,6 1754,2 1949,8 1882,2

Период 2000-2002 годов характеризовался более глубокой макроэкономической стабилизацией. В 2001 году дефицит бюджета снизился, дефицит текущего счета составил всего 1,3% ВВП, темп инфляции достиг рекордно низкого значения 3,7%.

Важнейшим фактором, приведшим к таким результатам, стала проводимая жесткая монетарная и бюджетно-налоговая политика.

Средний темп экономического роста за 2000-2004 годы был равен 5,6% в год. Особенно высоких показателей он достиг в 2003 (6,7%) и 2004 (7,1%) годах.

Благодаря более благоприятной экономической ситуации удалось обеспечить увеличение доходной части государственного бюджета с 16% ВВП в 2000-2001 годах до уровня 19% в 2003-2004 годах. Величина дефицита государственного бюджета снизилась с 11,9% ВВП в 1999 году до 5,7% ВВП в 2002 году.

Инфляционное давление значительно уменьшилось: если за 2000-2001 годы среднегодовая инфляция составляла 12,6%, то в 2002-2005 годах она снизилась до 3,4%, укрепилась национальная валюта.

В результате вполне успешной реализации «Национальной стратегии сокращения бедности - 1» (НССБ-1) уровень бедности был снижен за эти годы на 20%, т. е. уменьшался в среднем на 4% в год. Начиная с 1998 года около половины промышленной продукции обеспечивают две отрасли — цветная металлургия и электроэнергетика. Особое место в развитии экономического сектора принадлежит горнорудному металлургическому комплексу.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161

Рисунок 2 - Динамика импорта и экспорта Кыргызской Республики в 2000-2005г.г., млн. долларов [4]

В целом приблизительно 90% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции производится в частном секторе экономики. Начиная с 1991 года изменили форму собственности 7182 хозяйствующих субъекта. Частный сектор, который представлен главным образом микро-, малыми и средними предприятиями, теперь являлся ведущей силой.

Необходимо отметить, что на протяжении нескольких последних лет структура ВВП претерпела определенные положительные изменения. Аграрный сектор и сфера услуг продолжают быть доминирующими секторами, обеспечивающими экономический рост в стране (их удельный вес в структуре производства ВВП в среднем составляет 70%). Доля сектора услуг увеличивалась и, начиная с 2002 года, превысила долю сельского хозяйства. В 2004 году она составила 38,3% ВВП. Доля производства промышленности и сельского хозяйства соответственно имела тенденцию к снижению. В период 2000-2004 годов доля промышленного производства сократилась с 20 до 16%, а сельского хозяйства — с 34,2 до 30,5% (см. табл. 2.1).

В 2005 г. помимо внутриэкономических трудностей социально-экономическое развитие республики тормозил и растущий внешний долг, на погашение которого приходилось выделять средства из государственного бюджета.

По данным Национального банка Кыргызской Республики, государственный внешний долг Кыргызстана был почти равен ВВП (согласно нормам для стран ЕС, совокупный внешний долг не должен превышать 60% ВВП). В денежном исчислении его сумма на конец 2005 года составила 1 млрд 882 млн. долларов (см. табл. 2). Вместе с частным сектором, который не входит в понятие «государственный», общий долг Кыргызстана составлял более 2 млрд долларов. На его обслуживание в 2004 году было направлено 17,2% экспорта товаров и услуг (примерно четверть бюджетных доходов). Внешний долг Кыргызстана являлся «чрезмерным». Из стран СНГ в таком же положении оказался только Таджикистан.

Негативным результатом проводимых в период трансформации реформ в Кыргызстане стал резкий спад инвестиционной активности, что отразилось на состоянии основных фондов в экономике республики. Несмотря на некоторое улучшение инвестиционной сферы и рост накопления основного капитала в последние годы, по-прежнему актуальной остается задача обновления основного капитала.

Рисунок 3 - Динамика инвестиций и сбережений по отношению к ВВП, % [4]

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_

К настоящему моменту в результате продолжительного инвестиционного кризиса уровень накопленного износа основного капитала находится на критической черте. В Кыргызстане средний показатель уровня износа основных фондов, по данным официальной статистики, в промышленном секторе составил в 2014 году 43,2%, причем в отдельных отраслях значение коэффициента износа превышает 50% и 60%.

Как отмечают многие исследователи, для осуществления простого режима воспроизводства в экономике необходим уровень инвестиций, составляющий не менее 25% от ВВП [5, стр. 76]. Для расширенного воспроизводства и достижения стабильного экономического роста уровень инвестиций должен быть не менее 35% ВВП. По мнению автора, одной из стратегических задач на данном этапе реформ должно быть и преобразование структуры финансового рынка для обеспечения эффективного механизма трансформации сбережений в производственные инвестиции. Список использованных источников:

1. Баум Л. Динамика экономических реформ в постсоветском Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, № 2 (50), 2007.

2. Кыргызстан в цифрах: Национальный статистический комитет КР. Годовые публикации. Бишкек, 20052010, 2010-2014 г.г.

3. Социально-экономическое развитие Чуйской области 2005-2010г.г. Национальный статистический комитет. Бишкек, 2010.

4. Кыргызстан в цифрах: Национальный статистический комитет КР. Годовая публикация 2000-2005 г.г.

5. Топсахалова Ф.М-Г. Инвестиции - Российская Академия Естествознания [электронный ресурс]/Ф.М-Г. Топсахалова. - Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/70-2652

© Алибаева Д.К., 2016

Лысенко Валерия Евгеньевна

1 курс магистратуры ФУ при Правительстве РФ

Г. Москва, РФ Е-mail: Lysenko.val@inbox.ru

ОГРАНИЧЕНИЕ «ЗОЛОТЫХ ПАРАШЮТОВ» В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «Золотые парашюты», выделяются основные вопросы, касающиеся взаимодействия государства и подконтрольных ему организаций с целью защиты экономических интересов государства и общества. Автором предлагается несколько вариантов разрешения вопросов, связанных с «золотыми парашютами».

Ключевые слова

«Золотые парашюты», топ-менеджеры, Трудовой кодекс РФ, российское законодательство

«Золотые парашюты», как понятие и явление, в российской экономике появилось сравнительно недавно, чуть более двух лет назад. В 2013 году российскими средствами массовой информации была предана огласке история президента «Ростелекома» Александра Провоторова, который в качестве компенсации получил при увольнении 230 млн. рублей[5].

Однако эта история не была единичной. Еще в 2005 году при реорганизации РАО «ЕЭС России», топ-менеджеры при увольнении получили компенсации в 8-25 раз превышающие их месячные зарплаты на общую сумму более 16 млн. долларов[3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.