Научная статья на тему 'Оценка уровня экономической (финансово-бюджетной) безопасности при осуществлении государственного регулирования внешней торговли'

Оценка уровня экономической (финансово-бюджетной) безопасности при осуществлении государственного регулирования внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПОТЕНЦИАЛ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич

Статья посвящена основам расчета показателей экономической (финансово-бюджетной) безопасности в сфере государственного регулирования внешней торговли в современных условиях. Приводятся методические основы расчета показателей экономической безопасности в финансовой сфере экономики при заданном тарифном регулировании внешнеторговой деятельности. Предлагаемые алгоритмы позволят оценить обеспечение устойчивости финансово-бюджетной системы российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня экономической (финансово-бюджетной) безопасности при осуществлении государственного регулирования внешней торговли»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161

национальная валюта способна вернутся к уровню 50 рублей за доллар. Так же трейдерам, знакомым со стратегией «carry trade», будет интересно наблюдать ситуацию на графиках cad/jpy и aud/jpy. На данный момент все выходят из carry trade по йене и валютой фондирования становится доллар.

Таким образом, достаточно беглый анализ экономической ситуации в Российской Федерации говорит о существенном накоплении рисков и ухудшении инвестиционной привлекательности Российского рынка. Заинтересованным читателям данной статьи рекомендуется проводить дополнительный анализ с использованием рыночных мультипликаторов, мониторинга ситуации на рынке облигаций и нахождения недооценённых активов на рынке с помощью расчета справедливой стоимости и оценки интересующего актива. Данный анализ поможет выявить перспективные точки роста национальной экономики и оценить более точные риски национального рынка. Список используемой литературы:

1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/

2. Данные федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gsk.ru/

3. Данные по доходностям облигаций компании «Cbonds» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbonds.ru/

4. Журнал Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forbes.ru/

©Корольков В.Е., Якушин А.П., 2015

Максимов Юрий Анатольевич

канд. техн. наук, канд. экон. наук, доцент зав. кафедрой ПО ВЭД СПб филиала РТА,

г. Санкт-Петербург E-mail: maximoff2000@mail.ru

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ (ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

Статья посвящена основам расчета показателей экономической (финансово-бюджетной) безопасности в сфере государственного регулирования внешней торговли в современных условиях. Приводятся методические основы расчета показателей экономической безопасности в финансовой сфере экономики при заданном тарифном регулировании внешнеторговой деятельности. Предлагаемые алгоритмы позволят оценить обеспечение устойчивости финансово-бюджетной системы российской Федерации.

Ключевые слова

экономическая безопасность, финансы, бюджет, таможенные платежи, потенциал внешней торговли, финансово-бюджетная безопасность, внешнеторговая деятельность.

Учитывая развитие международной торговли и вступление России в международные экономические организации на сегодняшний день остро стоит проблема совершенствования таможенного регулирования внешней торговли, вызванная необходимостью обеспечения заданного уровня экономической безопасности. Особое значение принимает необходимость выработки методологических основ разработки мер стабилизации российской экономики в любых условиях развития внешней торговли и формирования бюджета страны. Эта задача обусловлена, прежде всего, развитием внешнеторговых отношений и образованием экономических интеграционных объединений в рамках расширения международной торговли

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

и как следствие - вступление в ведущие международные экономические организации, такие как Таможенный союз или Всемирная торговая организация (далее ВТО).

Особенную актуальность придает проблеме совершенствования таможенного регулирования в частности, снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин, что уже привело по оценке Правительства РФ к снижению доходов федерального бюджета в 2013г. на 187,8 млрд руб., в 2014г. - на 256,8 млрд руб., в 2015г. - на 365,9 млрд руб.

Снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин только на экспортные товары также сократило доходы федерального бюджета в 2013г. на 21,8 млрд руб., в 2014г. - на 33,5 млрд руб., в 2015г. -47,3 млрд руб. Снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров привело к потере доходов федерального бюджета в свою очередь в 2015г. - 9,3 млрд руб., в 2014г. -10 млрд руб., в 2015г. - 10,9 млрд руб. соответственно.

Кроме того, о растущей опасности возникновения финансово-бюджетных рисков говорит и интеграция России в международную торговлю сопровождаемое все большим распространением транснациональных корпораций и банков, формирование и рост которых стали прямым следствием процессов концентрации капитала и производства, кооперации и специализации Российской Федерации.

Институциональную роль в углублении интеграционных внешнеторговых процессов играет воздействие на них международных экономических организаций таких, как: Международный валютный Фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие. Российскую экономику также невозможно рассматривать без учета влияния глобализации мировой экономики. Воздействие глобализации становится одним из определяющих при формировании экономической политики страны, т.к. сегодня весьма активными темпами идет процесс по вступлению России в ВТО.

Существуют также определенные негативные последствия интеграции России в мировое хозяйство:

1. Зависимость от внешних факторов как следствие стихийной и непродуманной открытости отечественного рынка, непосредственно связанной с глобализацией мировой экономики.

2. Топливно-сырьевая ориентация российской экономики. В настоящее время за счет продажи минерально-сырьевой продукции Россия получает 70% всех валютных поступлений.

3. Недопустимая экспортно-импортная товарная структура. Например, в экспорте наблюдается преобладание минерально-сырьевой продукции, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления.

4. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики.

5. Усиление отставания темпов внешнеторгового обмена России от мировых показателей (удельный вес России в международной торговле сократился с 2.5% в 1990 г. до 1% в настоящее время).

6. Снижение инновационной активности и научно-технического потенциала.

7. Почти тотальная на сегодня неконкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем российском рынке.

8. Создание условий для формирования и развития теневой экономики, криминализации внешнеэкономических отношений. Это происходит в основном из-за разницы между внутренними и международными ценами на сырую нефть, природный газ, металлы.

В аспекте вступления в ВТО, функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС, а также создание Евразийского экономического союза, перед Россией встает необходимость создания или реформирования единой системы таможенного регулирования и совершенствования таможенной политики РФ, направленной на эффективное обеспечение финансово-бюджетной безопасности как важной составляющей экономической безопасности Российской Федерации.

Оценка уровня экономической безопасности государства при осуществлении внешней торговли предполагает учет взаимосвязей и взаимозависимостей между различными уровнями государственного и рыночного управления процессом развития внешней торговли, что может быть реализовано через построение определенных моделей.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

Система показателей экономической безопасности можно представить, как систему качественных и количественных индикаторов, которые необходимо учитывать при воздействии по уровню объекта экономической безопасности, по степени значимости показателей, по периоду действия угроз и их прогноза, по составу угроз, характеру и масштабу вероятного ущерба от их воздействия.

По уровню объекта экономической безопасности показатели делятся на следующие группы:

1. показатели макроэкономического уровня;

2. показатели мезоуровня;

3. показатели микроэкономического уровня;

4. показатели личностного уровня.

Для составления моделей влияния внешней торговли на экономическую безопасность государства, необходимо учитывать все группы, так как даже влияние внешней торговли на экономическую безопасность личности, как отдельно взятого потребителя импортных или экспортных товаров, может привести к смене предпочтений и соответственно к изменению структуры международной торговли.

По степени значимости на экономическую безопасность и круг охватываемого влияния показатели можно разделить на:

1. общие макроэкономические;

2. базовые макроэкономические;

3. частные экономические;

4. внешние.

По периоду воздействия угроз на состояние экономики показатели принято делить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные по характеру экономических угроз. Формирование модели расчета показателей экономической безопасности государства и ее пороговых значений зависит от многих факторов, так различные группы показателей по составу угроз, характеру и масштабу вероятного ущерба от их воздействия, связанных с составом угроз, должны включаться в модели с учетом конкретных обстоятельств.

Исходя и определения, что экономическая безопасность - это способность государства обеспечивать эффективное функционирование, поступательное социально-экономическое развитие страны и регионов, стабильность получаемых экономических результатов, эффективное использование ресурсов для выполнения задач в целях стабильного развития личности и государства в состав показателей, характеризующих экономическую безопасность государства, можно включить следующие:

1) объем валового внутреннего продукта (ВВП) млрд руб.;

2) валовый сбор зерновых млн т.;

3) доля инвестиций в основной капитал % к ВВП;

4) доля расходов на оборону % к ВВП;

5) доля затрат на «гражданскую» науку % к ВВП;

6) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции %;

7) доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве %;

8) доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения % к всему населению страны;

9) децильный коэффициент дифференциации доходов населения - разы;

10) уровень безработицы % к экономически активному населению;

11) уровень монетизации % к ВВП;

12) доля внешнего и внутреннего долга % к ВВП;

13) доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга % к общему объему расходов федерального бюджета;

14) дефицит федерального бюджета % к ВВП;

15) для уровня инфляции %;

16) объем золотовалютных резервов млрд долл.;

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

17) отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта %;

18) доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов % и так далее.

В общем случае следует разделять указанные показатели по разделу экономического потенциала, к которому их можно отнести. Так к общеэкономическому и производственному потенциалу относятся такие экономические показатели, как объем ВВП, ВНП, динамика и структура производства и доходов бюджета, показатели объемов и темпов производства, диверсификация направлений деятельности и динамика отдельных направлений, капиталовложения и природно-ресурсный, производственный потенциал и т.д.

К кадровому потенциалу государства можно отнести показатели, характеризующие кадровый, интеллектуальный, научно-технический потенциал; доля затрат на «гражданскую» науку и т.д. К административному потенциалу - показатели, характеризующие динамичность и адаптивность административно-управленческого аппарата, уровень профессионализма, кадров с высшим профессиональным образованием, механизм принятия решений в сфере экономики и т.д..

К внешнеторговому потенциалу можно отнести показатели, характеризующие зависимость государства от внешних факторов - общемировой уровень инфляции, стабильность валютного курса мировых экономически развитых государств, индекс развития мировой экономики, дефицит бюджета крупных международных экономических объединений государств, воздействие макроэкономических факторов, стабильность национальной валюты, инвестиционная привлекательность, уровень деловой активности и т. д.

Пороговые значения показателей экономической безопасности как отмечалось ранее не всегда дают определенные критерии после превышения или уменьшения которых экономическая система входит в зону разрушения или негативных последствий. Однако при определении заданных критериев не существует методики определения показателей. При формировании модели экономической безопасности целесообразно представлять системой показателей, отражающих, в частности: предельно допустимые уровни снижения экономической активности, ВВП, объемов промышленного или сельскохозяйственного производства, объема инвестирования и финансирования реального сектора экономики, за пределами которого невозможна экономическая деятельность и дальнейшее развитие на технически современном, конкурентоспособном базисе, поддержание научно-технического, инновационного, инвестиционного, кадрового и квалификационного потенциала и др.

Как показывают современные исследования в сфере экономической безопасности, что высокий уровень экономической безопасности страны должен обеспечиваться, прежде всего, за счет эффективности внутренней административной структуры, качеством принимаемых решений.

Достоверность оценки уровня экономической безопасности зависит от правильности определения количественных параметров пороговых значений. При этом множественность пороговых значений, различных по своему содержанию и характеру, требует практически множественности методов их расчета. В зависимости от конкретной экономической ситуации они должны изменяться под влиянием обстоятельств так же, как и сам перечень пороговых значений и методы их расчета.

В результате исследований проблемы оценки экономической безопасности разработано множество приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, в том числе с позиции возможного разрушения экономической системы, возможного дефолта. Дефолт как отказ государства от своих долговых обязательств, также, как и свертывание программ социально-экономического развития следует считать состоянием максимальной угрозы экономической безопасности организации.

Разработка прогнозной модели экономической безопасности государства требует создания многофакторной прогнозной модели, в основу которой может быть положен расчетный индекс финансовой устойчивости, изменения которого позволяют относить рассматриваемую экономическую ситуацию к той или иной степени опасности.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

На основе анализа современной экономической ситуации в развитых и развивающихся странах, а также исследования изменений индикаторов и показателей экономической безопасности можно предложить многофакторную модель прогнозирования финансового кризиса.

В основе оценки заданного уровня экономической безопасности лежит интегральная оценка индекса экономической устойчивости FR, который в общем виде может представлять собой следующее равенство:

FR = PP + FC + ExP + EmP + NRP......+ Pn (1)

n

Где к оцениваемым составляющим можно отнести:

PP production potential оценка производственного потенциала;

FC - financial capacity оценка финансового потенциала;

ExP - external potential оценка внешнеэкономического потенциала;

EmP - employment potential оценка трудового потенциала

NRP - natural resource potential оценка природно-ресурсного потенциала и т.д.

В качестве оценки состояния потенциала следует привести следующие показатели, где в качестве обеспечивающего устойчивость значения можно принять значение соответствующего потенциала, равное единице.

Так при оценке устойчивости производственного потенциала государства следует использовать следующую формулу:

ПП = k1 + k2 + k3 + k4 + k5 ......+ kx (2)

x

где:

k1 - соотношение объема ВВП на душу населения к подобному среднему показателю развитых экономических стран.

k2 - соотношение объема промышленного производства в обрабатывающей промышленности к подобному среднему показателю развитых экономических стран.

k3 - соотношение объема валового внутреннего продукта (ВВП) к подобному среднему показателю развитых экономических стран.

k4 - соотношение объема машиностроения и металлообработки в промышленном производстве % к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k5 - соотношение уровня безработицы % к экономически активному населению к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k6 - соотношение уровня инфляции % к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k7 - соотношение объема инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции % к подобному среднему показателю развитых экономических стран и тд.

x - количество принятых для оценки показателей.

При оценке устойчивости финансового потенциала государства следует использовать следующую формулу:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FC = k1 + k2 + k3 + k4 + k5 ......+ ky (3)

y

где:

k1 - соотношение объема внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период времени к подобному среднему показателю развитых экономических стран.

k2 - соотношение объема расходов на оборону % к ВВП к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

k3 - соотношение объема затрат на науку % к ВВП к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k4 - соотношение объема монетизации % к ВВП к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k5 - соотношение объема внешнего и внутреннего долга % к ВВП к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k6 - соотношение объема расходов бюджета на обслуживание государственного долга % к общему объему расходов федерального бюджета к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k7 - соотношение объема дефицита федерального бюджета % к ВВП к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k8 - соотношение объема золотовалютных резервов млрд долл. к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k9 - соотношение объема выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта % к подобному среднему показателю развитых экономических стран и т.д. y - количество принятых для оценки показателей.

При оценке устойчивости внешнеэкономического потенциала государства следует использовать следующую формулу:

ExP = k1 + k2 + k3 + k4 + k5 ......+ kz (4)

z

где:

k1 - соотношение объема экспорта сырьевых товаров к подобному среднему показателю развитых экономических стран

k2 - соотношение объема продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов % к подобному среднему показателю развитых экономических стран и так далее.

k3 - соотношение объема импорта во внутреннем потреблении к подобному среднему показателю развитых экономических стран

k4 - соотношение объема импортных продуктов питания к подобному среднему показателю развитых экономических стран

k5 - соотношение объема в экспорте продукции обрабатывающей промышленности к подобному среднему показателю развитых экономических стран

k6 - соотношение объема в экспорте высоко-технологичной продукции к подобному среднему показателю развитых экономических стран

z - количество принятых для оценки показателей.

При оценке устойчивости трудового потенциала государства следует использовать следующую формулу:

EmP = k1 + k2 + k3 + k4 + k5 ......+ kq (5)

q

где:

k1 - соотношение объема лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения % к всему населению страны к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k2 - соотношение децильного коэффициента дифференциации доходов населения к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k3 - соотношение лиц с высшим профессиональным образованием к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

k4 - соотношение показателей рождаемости и смертности к подобному среднему показателю развитых экономических стран;

k5 - соотношение уровня безработицы % к экономически активному населению к подобному среднему показателю развитых экономических стран и т.д.

q - количество принятых для оценки показателей.

При этом при расчетах среднего показателя экономически развитых государств следует определить выборку стран для расчета. Так, например, для оценки устойчивости валютной системы ориентируются на так называемую «корзину валют» состоящую из американского доллара, европейского Евро, швейцарского франка, английского фунта стерлингов и японской йены. В качестве расчета осредненных показателей экономически развитых стран логично придерживаться данной тенденции, но учитывая современное направление развития мировой экономики в данную выборку также логично включить страны БРИКС, т.е. группу из четырех быстроразвивающихся стран: Бразилию, Индию, Китай, Южно-Африканскую Республику (Brazil, India, China, South Africa).

В конструкцию расчетных моделей на основе экспертных заключений следует ввести учитываемый при расчетах вес коэффициентов. Доля каждого показателя в уравнении может быть рассчитана на основе статистических данных. Подобные модели применяются в международной и отечественной практике для оценки состоятельности хозяйствующих субъектов экономики и оценки вероятности их банкротства.

Однако эффективность принятых мер по обеспечению экономической безопасности целесообразно оценивать по величине отношения суммы предотвращенного и реализовавшегося ущерба к стоимости мер по обеспечению экономической безопасности. Отсюда следует, что для расчета необходимо оценить систему мер по обеспечению экономической безопасности, для чего должна быть, в свою очередь, создана сама система, чтобы можно было подсчитать ее стоимость.

Оценить экономическую безопасность государства по всем функциональным составляющим на основе математических методов обработки информации затруднительно, поскольку некоторые из таких показателей сложно поддаются формализации и алгоритмизации. Тем не менее предложенная методика позволяет произвести хотя бы приблизительную оценку состояния экономической безопасности и оценить ее достоверность на основе сравнения с подобными показателями других государств. Особенно учитывая, что в нашей стране разработанные в 90-е годы показатели экономической безопасности такими заслуженными учеными в области исследований вопросов экономической безопасности как С.Ю. Глазьев и В.К.Сенчагов, подвергаются критике и требуют совершенствования.

В настоящее время в области исследования внешнеторговой безопасности были предложены такой вариант алгебраического расчета действительного уровня таможенной защиты:

Te = (Tn - A х Tim) / (1 - A), (6)

где:

Te - эффективный уровень таможенной защиты;

Tn - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию;

Tim - номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты;

A - доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта.

Из формулы следует, что:

- если в производстве конечной продукции не используются импортные компоненты (А = 0), эффективный уровень таможенной защиты равен номинальному (Te = Tn);

- если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию и на импортные компоненты одинаковая (Tn = Tim), то эффективный уровень таможенной защиты опять равен номинальному (Te = Tn);

- если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию больше, чем ставка тарифа на импортные компоненты (Tn > Tim), тогда эффективная ставка на конечный товар больше номинальной (Te > Tn), также верно и обратное;

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

- ставка эффективного уровня таможенного тарифа (Te) возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции (увеличение коэффициента А);

- ставка эффективного уровня таможенного тарифа (Te) снижается по мере роста тарифа на импортные компоненты (Tim), также верно и обратное;

- номинальная ставка тарифа может быть только положительной, эффективная ставка может быть, как положительной, так и отрицательной в случае, если тариф на импортные компоненты значительно превосходит тариф на конечную продукцию.

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты в целях обеспечения защиты национальных производителей товаров, необходимо сделать ставку импортной таможенной пошлины на готовую продукцию выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального.

Расчет эффективных ставок импортных таможенных пошлин на товары требует обработки данных об издержках производства в отраслевом и региональном разрезе, о производительности труда, ценах, заработной плате, оценки сравнительных преимуществ отдельных отраслей производства и сопоставимых данных по зарубежным странам. Особое значение таможенных пошлин в сфере обеспечения экономической безопасности делает необходимым при введении того или иного уровня таможенной ставки учитывать и критерии экономической безопасности.

Однако, в современной международной экономической обстановке, применение таможенных пошлин в настоящее время ограничено необходимостью выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках международных торговых организаций. Вследствие этого на первый план выходят нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой политики.

Вместе с тем, в свете по существу применения нетарифных ограничений, как со стороны ЕС, так и со стороны Таможенного союза снижается объем внешней торговли. При этом причинами являются не только меры нетарифного регулирования, такие как введение заградительных пошлин, но и удорожание финансовых ресурсов, снижение потребительского и инвестиционного спроса, замедление темпов российской экономики. Так в 2013 году на долю ЕС (28 стран) приходилось 28,4% импорта РФ продовольствия (включая напитки и табачные изделия), в том числе 36,7% мяса, 33,2% молочных продуктов и яиц, 30,5% овощей Совокупный объем импорта из ЕС составил 27 млн т, в т. ч. продовольствия 7,28 млн т (26,6%).

Уже в первом полугодии 2014 года импортный грузопоток из ЕС сократился на 10,6%. Импортную продукцию, на которую наложены санкции, планируется заменить поставками из Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили и др.), Турции, частично - из Китая, Ирана, Израиля и Египта. Но на полную переориентацию поставок уйдет минимум 2-3 месяца, в полной мере последствия санкций проявятся в 2015 году.

Применение нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли на данном этапе социально-экономического регулирования экономики, хотя и является по сути мерой кратко- или среднесрочной, но в полной мере представляет яркий пример использования данного инструмента для защиты экономической (финансовой) безопасности государства. Однако наиболее гибким механизмом, позволяющим достичь стабильности финансовой системы государства является налогообложение внешнеторговых операций и субъектов внешнеторговой деятельности в силу встроенных экономических стабилизаторов налогов и сборов.

На основе экономического механизма оценки рисков экономической безопасности в связи применение тех или иных мер политики государства, можно выработать механизм принятия решений в области обеспечения заданного уровня экономической безопасности.

© Максимов Ю. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.