Научная статья на тему 'Уровни жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического ВУЗа'

Уровни жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УРОВНИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / БУДУЩЕЕ / LIFE SELF-DETERMINATION / LEVELS / LIFE SENSE / LIFE-SENSE ORIENTATIONS / TIME PERSPECTIVE / FUTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трубникова Н. И., Трубников В. Е.

В статье представлены результаты исследования жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического вуза, которые учатся на факультете психологии; сформулированы и исследованы уровни жизненного самоопределения у студентов-выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF LIFE SELF-DETERMINATION OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTE GRADUATES

The article presents the research results of life self-determination of the pedagogical institute graduates studying at the faculty of psychology. The levels of the students'' self-determination are defined and studied.

Текст научной работы на тему «Уровни жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического ВУЗа»

собеседника, более точно понимать партнера по общению: его Таким образом, результаты исследования показали, что

эмоции, чувства, состояние, активно использовать «подстрой- проведение тренинга сензитивности способствует повышению ки» в общении. уровня эмпатийных способностей юношей.

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - М., 2005.

2. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). - СПб., 1995.

3. Смит, Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. - М.; СПб., 2001.

4. Диагностика уровня эмпатических способностей // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001.

Bibliography

1. Abramova, G.S. Prakticheskaya psikhologiya. - M., 2005.

2. Yusupov, I.M. Psikhologiya ehmpatii (Teoreticheskie i prikladnihe aspektih). - SPb., 1995.

3. Smit, G.K. Trening prognozirovaniya povedeniya: trening sensitivnosti. - M.; SPb., 2001.

4. Diagnostika urovnya ehmpaticheskikh sposobnosteyj // Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posob. / red. i sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2001.

Статья поступила в редакцию 13.11.13

УДК 159. 92 Trubnikova N.I., Trubnikov V.E. LEVELS OF LIFE SELF-DETERMINATION OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTE GRADUATES. The article presents the research results of life self-determination of the pedagogical institute graduates studying at the faculty of psychology. The levels of the students' self-determination are defined and studied.

Key words: life self-determination, levels, life sense, life-sense orientations, time perspective, future.

Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

В.Е. Трубников, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, Email: kpikp@bk.ru

УРОВНИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье представлены результаты исследования жизненного самоопределения студентов-выпускников педагогического вуза, которые учатся на факультете психологии; сформулированы и исследованы уровни жизненного самоопределения у студентов-выпускников.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, уровни жизненного самоопределения, смысл жизни, смысложизненные ориентации, временная перспектива, будущее.

Жизненное самоопределение молодежи можно рассматривать как одну из основных форм включения в социальную структуру [1]. Оно детерминируется не только влиянием внешних факторов, обуславливающих процесс включения, но и собственной мотивацией жизнедеятельности молодежи. Жизненное самоопределение является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественно-политического, мировоззренческого, межличностного и других видов самоопределения. Можно также сказать, что жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни.

Самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни [1]. От успешности самоопределения во многом зависит эмоциональное благополучие и качество жизни человека.

Следует также отметить, что многие исследователи рассматривают готовность к самоопределению как показатель эффективности образовательного процесса (Т.М. Буякас, В.П. Зинченко, Т.Н. Кожевникова, О.М. Краснорядцева, Л.М. Митина, Т.А. Сундукова и др.).

Не случайно, что в настоящее время остро актуальным становится вопрос жизненного самоопределения - самостоятельного выбора человеком ценностных ориентиров, построения им своей собственной жизни, обретения им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.

Многие психологи считают самоопределение центральным моментом юношеского возраста (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.). В этот период у человека возникает особое целостное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [5]. Именно в юношеском возрасте перед человеком встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Все чаще возникают такие серьезные вопросы как

поиск своего места в жизни, поиск своего дела в соответствии с возможностями и способностями, поиск смысла жизни [2].

В настоящий период ситуация самоопределения для подрастающего поколения осложнена еще и социальными трудностями, в связи с чем необходимо изучение психологии современных юношей и девушек, в частности проблемы жизненного самоопределения.

Проблемой жизненного самоопределения занимались многие отечественные и зарубежные ученые такие, как К.А. Абуль-ханова-Славская, А. Адлер, Б.С. Братусь, Ш. Бюллер, М.Р Гинзбург, Е.И. Головаха, И.В. Дубровина, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Г.П. Ников, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и другие.

Анализ взглядов на проблему жизненного самоопределения человека в трудах известных зарубежных и отечественных психологов, принадлежащих к различным психологическим школам, приводит к выводу о том, что большинство авторов рассматривают самоопределение как осознание человеком своих возможностей, способностей, потребностей, желаний, интересов, своих относительно устойчивых характерологических качеств, соотнесения их с требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, на основе чего осуществляется постановка целей (А.Г. Асмолов, В.В. Барцалкина, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, И.Г. Шендрик, Д.И. Фельдштейн и др.).

Идеи самоорганизации, проникающие в современную психологическую науку, позволяют по-новому взглянуть на проблему готовности к жизненному самоопределению человека. Современное представление о человеке как самоорганизующейся системе, порождающей психологические новообразования, и, опирающейся на них в своем самодвижении, позволяет рассматривать самоопределение в процессе профессионального обучения, как поиск разрешения противоречия между образом мира и образом жизни, определение способов его разрешения [3]. В связи с этим самоопределение понимается нами как фор-

0%

I высоким I средний низкий

Рис. 1. Уровни осмысленности жизни студентов 5-го курса (данные в %)

Таблица 1

Результаты исследования осмысленности жизни студентов 5-го курса, полученные с помощью методики СЖО (Д.А. Леонтьева) N=40, данные в %

шкала уровень^^^^^ ЦЖ ПЖ РЖ ЛК - «Я» ЛК - «Жизнь»

высокий 38 52 50 63 42

средний 57 39 38 30 44

низкий 5 9 12 7 14

ма самоорганизации психологической системы, усложняющаяся в процессе своего становления.

Жизненное самоопределение как понятие есть структурная целостность, раскрывающаяся через многие составляющие компоненты: ценностные ориентации, жизненный план, смысл жизни, временная перспектива жизни, которые определяют представления личности о будущем.

Анализ литературы по проблеме жизненного самоопределения показал, что психологи выделяют различные компоненты жизненного самоопределения, но большинство из них считают важнейшими компонентами жизненного самоопределения - осмысленность жизни и временную перспективу (В.В. Барцалки-на, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, И.Г. Шендрик и др.). По уровню развития компонентов жизненного самоопределения можно судить об уровне жизненного самоопределения человека [6; 7].

На основе анализа литературы и выделенных компонентов, мы попытались выделить уровни жизненного самоопределения.

Высокий уровень жизненного самоопределения характеризуется наличием четкой структурой ценностных ориентаций, то есть человек четко знает, что для него является в жизни главным, а что второстепенным; высокой осмысленностью жизни, у человека есть смысл жизни, то для чего он живет и к чему стремится; временная перспектива четкая имеются ближние и дальние цели планы на будущее. Высокий уровень жизненного самоопределения главным образом характеризуется четким и ясным образом будущего.

Средний уровень жизненного самоопределения характеризуется наличием ценностных ориентаций, но не четко структурированы, имеются незначительные противоречия; временная перспектива не четко дифференцируемая, имеется смысл жизни, но возможно не совсем определены цели для его реализации. В целом образ будущего немного размытый.

Низкий уровень жизненного самоопределения отсутствием структурированности ценностных ориентаций, ценности не определены, противоречивы или отсутствуют совсем; также характеризуется низким уровнем осмысленности жизни, либо отсутствием смысла вообще, то есть смысл жизни еще не определен. Временная перспектива короткая, то есть имеются планы и цели только на ближайшее будущее, либо не дифференцируемая что подразумевает не ясность временной реализации своих планов, целей. В общем, при низком уровне жизненного

самоопределения образ будущего является не четким, не дифференцируемым.

Так как в современной психологии нет единой методики для того, чтобы выявить уровни сформированности жизненного самоопределения, в связи с этим мы обратились к исследованию компонентов жизненного самоопределения. И через их исследование попытались определить уровни жизненного самоопределения студентов-выпускников. Поскольку важнейшими компонентами жизненного самоопределения являются осмысленность жизни, временная перспектива, в связи с этим были подобраны соответствующие методики такие, как тест «Смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьева), метод «Незаконченные предложении, сочинение «Мое будущее».

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина». В исследовании участвовали студенты 5-го курса факультета психологии (всего 40 человек).

В результате исследования осмысленности жизни студен-тов-выпускников были получены данные, которые представлены на рис. 1 и таблице 1.

Сравнение полученных данных по общему показателю осмысленности жизни показало, что большинство студентов 5-го курса (53%) высокий уровень осмысленности жизни. Смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого. То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Осмысленность жизни является внутренне неоднородной структурой. Составляющими смысла жизни личности можно рассматривать такие факторы, как цели в жизни, интерес и эмоциональную насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией, «Я - хозяин жизни», управляемость жизни.

Как видно из таблицы 1, студенты 5-го курса характеризуются целеустремленностью, наличием жизненных целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Только 5% имеют низкий уровень, это говорит о том, что они живут сегодняшним днем, перспективных планов они не строят.

0%

14% ■ позитивное

24% ■ негативное

62% ■ смутное

Рис. 2. Отношение к будущему у студентов 5-го курса ^ = 40, данные в %)

Таблица 2

Результаты исследования студентов 5-го курса, полученные с помощью сочинения «Мое будущее» ^ = 40, данные в %)

Кроме того, большинство выпускников воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом. Только 9% студентов-выпускников неудовлетворенны своей настоящей жизнью.

Кроме того, 50% студентов 5-го курса оценивают пройденный отрезок жизни, как довольно продуктивный и осмысленный период своей жизни. Они ощущают успешность осуществления самого себя в жизни и в повседневной деятельности. И лишь 12% испытуемых имеют низкий уровень по шкале результативность жизни, они неудовлетворенны прожитой жизнью.

У большинства студентов-выпускников (63%) преобладают представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. И лишь 7% пятикурсников не верят в свои силы, не верят, что могут контролировать события собственной жизни.

У 42% студентов-выпускников мнение, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Только 14% пятикурсников считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Следующим этапом нашего исследования было проследить временную перспективу, выявить наличие планов и целей на будущее и увидеть образ будущего у студентов-выпускников. Для этого были использованы такие методики, как «Незаконченные предложения» и сочинение «Мое будущее».

На основе результатов методики «Незаконченные предложения», с помощью контент-анализа, были выделены характеристики будущего, такие как: позитивное, смутное и негативное. Позитивное будущее характеризуется, как светлое, веселое, счастливое, хорошее, интересное, насыщенное. Смутное характеризуется такими словами, как туманное, непонятное, неизве-

стное. Негативное будущее характеризуется, как мрачное, страшное, жуткое. Результаты, полученные с помощью методики «Незаконченные предложения», представлены в рис. 2.

Полученные данные показывают, что у большего числа испытуемых 5-го курса позитивное отношение к будущему, то есть они представляют, что они хотят достичь, и уверены, что они добьются этого. У 25% испытуемых смутное представление о будущем, они не знают, что будет и, как будет. У некоторых выпускников (15%) негативное представление о будущем, возможно, это связано с окончанием ВУЗа и выходом в самостоятельную жизнь. Вероятно, в связи с этим у пятикурсников появляется страх и неуверенность.

Анализ результатов, полученных с помощью «Методики незаконченных предложений», позволяет сделать вывод, что будущее видится студентам-выпускникам весьма оптимистичным и позитивным.

Следующим этапом нашего исследования было проследить временную перспективу, выявить наличие планов и целей на будущее и увидеть образ будущего у студентов для этого было использовано сочинение «Мое будущее». С помощью контент-анализа были выделены ключевые понятия и посчитаны частота их употребления. Результаты анализа представлены в таблице 2 и рис. 3.

Полученные данные говорят о том, что 89% испытуемых главной своей целью на сегодняшний день видят окончание ВУЗа, высшее образование, по их мнению, дает для них своего рода «путевку в жизнь». Также как и большинство студентов 5-го курса хотят достичь в жизни материального благополучия. Создание семьи планируют 70% выпускников, видят в этом смысл своей жизни. Самореализоваться большинство студентов (65%) хотят путем основания своего дела, которое будет им по душе и приносить им также материальные блага. Работать по специальности хотят 52% испытуемых, они видят себя в профессии и хотят посвятить себя помощи людям, чтобы реализовать свои знания, полученные при обучении на практике. Хотят работать не по специальности 38% студентов-выпускников, такой выбор они объясняют различными причинами. Хотят путешествовать 24% испытуемых, для того чтобы увидеть мир своими глазами. И лишь у 5% испытуемых нет никаких планов на будущее, возможно, что это можно объяснить отсутствием смысла в жизни.

Кроме того, студенты 5-го курса указывали, что им нравится в их профессии общение с людьми, возможность быть востребованным, помогать окружающим. Не нравится в будущей профессии: низкая заработная плата, у студентов 5-го курса наблюдается страх невостребованности на рынке труда.

Также с помощью сочинений «Мое будущее» у студентов 5-го курса была выявлена и охарактеризована временная перспектива. Были выявлены такие ее характеристики: близкая перспектива характеризуется планами и целями, которые студенты хотят реализовать в течение 1 года. Средняя перспектива характеризуется планами и целями, которые студенты планируют

№ Планы и цели Количество Ранг

1 Закончить ВУЗ 89 1

2 Материальное благополучие 82 2

3 Создание семьи 70 3

4 Основать свое дело 65 4

5 Работать по специальности 62 5

6 Работать не по специальности 38 6

7 Возможность путешествовать 24 7

8 Нет никаких планов на будущее 5 8

0%

22% 30%

ЯШ ■ далекая (3-10 лет) ■ средняя (1-3 года

ді^шиЯЙВИ

■ близкая (до 1 года)

Рис. 3. Временная перспектива студентов 5-го курса ^ = 40, данные в %)

реализовать в течение от 1 года до 3-х лет. И далекая перспектива, характеризующаяся планами и целями на временной промежуток от 3-х до 10-ти лет. Полученные результаты представлены в рис. 3.

У большинства испытуемых 5-го курса (48%) преобладает средняя временная перспектива. В этот период (от 1 года до 3 лет) они планируют реализоваться в профессиональной деятельности. Далекую временную перспективу имеют 32% испытуемых, они планируют устроить свою профессиональную карьеру, завести семью, получить второе высшее образование. И 26% студентов-выпускников близкая временная перспектива, на это время они планируют поступление в ВУЗ для получения второго высшего, поступление в аспирантуру, хорошую работу.

Полученные данные по сочинению «Мое будущее» свидетельствуют, что большинство выпускников связывают свой жизненный успех с достижением материального благополучия, обладанием интересной работы. Осуществление мечты о материальном благополучии и дела по душе имеет возможность реализоваться через получение образования. Большинство из них ставят получение образования на первое место. В настоящее время ценность получения высшего образования студенты рассматривают как непременное условие жизненного успеха. Образование позволяет в перспективе улучшить «качество жизни», завоевать определенный социально-экономический статус.

Значительная часть испытуемых 5-го курса желают основать свое дело, видят в этом свою жизненную цель. Молодежь ориентируется на прагматические ценности. С одной стороны молодые люди стремятся получить высшее образование, у них присутствует интерес к специальности, есть желание освоить ее. Реализация такого плана затруднена тем, что они хотят найти высокооплачиваемую работу, поэтому рассматривают вариант найти работу, обеспечивающую доход, но не обязательно по специальности.

В ответах студентов 5-го курса выражено стремление к самовоспитанию, познанию себя, стремление стать человеком с большой буквы, выразить себя, свою индивидуальность.

На основе изученных компонентов, были выделены уровни жизненного самоопределения студентов-выпускников. Результаты анализа и сопоставления представлены в рис. 4.

Как видно из рисунка 4, среди студентов-выпускников преобладает высокий уровень жизненного самоопределения. Для этих студентов характерна четкой структура ценностных ориентаций, то есть человек четко знает, что для него является в жизни главным, а что второстепенным; высокая осмысленность жизни, у человека есть смысл жизни, то для чего он живет и к чему стремится; временная перспектива четкая имеются ближние и дальние цели планы на будущее. Высокий уровень жизненного самоопределения главным образом характеризуется четким и ясным образом будущего

Рис. 4. Уровни жизненного самоопределения студентов 5-го курса (N=40, данные в %)

У 25% студентов-выпускников преобладает средний уровень жизненного самоопределения. Для этих студентов характерно то, что система ценностных ориентаций структурирована не четко, имеются незначительные противоречия; временная перспектива не четко дифференцируемая, имеется смысл жизни, но возможно не совсем определены цели для его реализации. В целом образ будущего немного размытый.

Только у 17% пятикурсников низкий уровень жизненного самоопределения. Это говорит о том, что у них система ценностных ориентаций не структурирована, ценности не определены, противоречивы; также характеризуется низким уровнем осмысленности жизни, либо отсутствием смысла вообще, то есть

Библиографический список

смысл жизни еще не определен. Временная перспектива короткая, то есть имеются планы и цели только на ближайшее будущее, либо не дифференцируемая что подразумевает не ясность временной реализации своих планов, целей. В общем, при низком уровне жизненного самоопределения образ будущего является не четким, не дифференцируемым.

Таким образом, характерной чертой выпускника ВУЗа является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения к дальнейшей жизни, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. -М., 1987.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. - М., 2001.

3. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск, 2005.

4. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М., 1992.

5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

6. Трубникова, Н.И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения. - Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.

7. Трубникова, Н.И. Смысложизненные ориентации как важнейший компонент жизненного самоопределения. - Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2.

Bibliography

1. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Zhiznennihe perspektivih lichnosti // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni / pod red. E.V. Shorokhovoyj. -M., 1987.

2. Bozhovich, L.I. Problemih formirovaniya lichnosti // Izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 2001.

3. Klochko, V.E. Samoorganizaciya v psikhologicheskikh sistemakh: problemih stanovleniya mentaljnogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnihyj analiz). - Tomsk, 2005.

4. Leontjev, D.A. Test smihslozhiznennihkh orientaciyj (SZhO). - M., 1992.

5. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya / pod red. I.V. Dubrovinoyj. - M., 1997.

6. Trubnikova, N.I. Vremennaya perspektiva kak vazhneyjshiyj komponent zhiznennogo samoopredeleniya. - Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. -2010. - № 5.

7. Trubnikova, N.I. Smihslozhiznennihe orientacii kak vazhneyjshiyj komponent zhiznennogo samoopredeleniya. - Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 2.

Статья поступила в редакцию 13.11.13

УДК 378.147.88

Kulikova L.G., Lopatkin V.M. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AND POSTGRADUATE STUDENTS IN EDUCATIONAL-RESEARCH-EDUCATIONAL FACILITIES. The article examines trends in the development of vocational education in higher education reveals the essence of the concepts of «innovative competence», «scientific innovation» and «innovation-educational» activities. Presented an environment conducive to the development of innovative competencies for students and post-graduate students.

Key words: innovative competence, scientific innovation, innovation and educational activities, innovative process, conditions, factors.

Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, доц. докторант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: nir-klg@uni-altai.ru;

В.М. Лопаткин, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: rector@uni-altai.ru

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА*

В статье рассматриваются тенденции развития профессионального образования в высшей школе раскрыта сущность понятий «инновационная компетентность», «научно-инновационная» и «инновационно-образовательная» деятельность. Представлены условия, способствующие развитию инновационных компетенций у студентов и аспирантов.

Ключевые слова: инновационная компетентность, научно-инновационная деятельность, инновационно-образовательная деятельность, инновационный процесс, условия, факторы.

Педагогическая наука и практика, вступив в XXI век, характеризуется значительными изменениями в современном обществе, новыми ориентирами в социокультурном развитии России. Реагируя на социально-экономические реалии, основательно меняется и система образования, что обусловливает потребность в учителях, способных осуществлять инновационное обучение и творческое развитие учащихся компетентно, мобильно, профессионально.

В правительственных директивах «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Стратегия социально-экономи-

ческого развития России до 2020 года», «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» указывается на необходимость повышения качества профессионального педагогического образования и формирования кадрово-интеллектуального потенциала, отвечающего современным требованиям социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.