Научная статья на тему 'Особенности проспективной идентичности выпускников вуза'

Особенности проспективной идентичности выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОСПЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна, Плеханова Людмила Леонидовна

В статье представлено исследование структуры проспективной идентичности выпускников в ситуации окончания вуза как ситуации жизненного самоопределения. Проспективная идентичность рассматривается как один из возможных образов Я-в-будущем, содержащий представления о себе и отношение к себе, в социальном окружении. Ситуация жизненного самоопределения анализируется через субъективную составляющую переживание как отражение психического состояния человека в этой ситуации. В структуре проспективной идентичности выпускников вуза выделены четыре фактора «Работник», «Выпускник», «Студент», «Вечный студент». Выявлено, что особенности структуры проспективной идентичности больше связаны с эмоциональными компонентами психического состояния, чем с уровнем активации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна, Плеханова Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проспективной идентичности выпускников вуза»

9. Ермолаева М. Практическая психология старости. - М., 2002.

10. Захарова Л. Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997.

11. Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопр. психол. - 2003. - № 5. -С. 93-102.

12. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М., 1997.

13. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997.

14. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. - М.,

1999.

15. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. - Liverpool, 1978.

УДК 152.26 (045)

ББК Ю940

ОСОБЕННОСТИ ПРОСПЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

С. А. Минюрова,

Л. Л. Плеханова

Ключевые слова: выпускник вуза; жизненное самоопределение; проспективная идентичность; психические состояния.

Резюме: В статье представлено исследование структуры проспективной идентичности выпускников в ситуации окончания вуза как ситуации жизненного самоопределения. Проспективная идентичность рассматривается как один из возможных образов Я-в-будущем, содержащий представления о себе и отношение к себе, в социальном окружении. Ситуация жизненного самоопределения анализируется через субъективную составляющую - переживание как отражение психического состояния человека в этой ситуации. В структуре проспективной идентичности выпускников вуза выделены четыре фактора «Работник», «Выпускник», «Студент», «Вечный студент». Выявлено, что особенности структуры проспективной идентичности больше связаны с эмоциональными компонентами психического состояния, чем с уровнем активации.

В современном мире постулированная культурой постмодернизма незавершенность, «открытость» как отличительная черта человеческого вообще ставит задачу изучения изменяющегося человека, его потенциального и возможного, а не только актуального, бытия. Научная разработка проблематики «возможного» связана с рассмотрением различных психологических и социальных феноменов как одной из тенденций и потенциальных перспектив разви-

тия «действительности», презентирующей будущее в настоящем, которая противостоит «необходимости» и «невозможности» [9]. В отечественной психологии становление «возможного» человека рассматривается в перспективе своего развития с точки зрения того, каким он может быть и должен еще стать, а не такого, который уже эмпирически есть, т. е. наличного, ставшего (Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили, А. А. Пузырей) [5]. Т. Н. Березина рассматривает пространство «возможного» как одно из измерений многомерной психической реальности, образованное не реализованными в прошлом вариантами жизни, которые не исчезают и, вероятно, могут осуществиться в будущем [3].

В контексте разработки проблематики «возможного» начаты исследования проспективной идентичности, рассматриваемой как идентификационные характеристики личности, которые отнесены в будущее, как своего рода «Я-проекция», иррациональная «картинка» себя в будущем. По сути, это актуализация одного из «возможных Я», взятого в социальном окружении. Если согласиться с тем, что в современном мире человек обладает реальной социальной мобильностью и множеством альтернатив в выборе модели мира и себя, то получается, что «Я» из структуры превращается в процесс. Этот процесс приобретает текучесть и подвижность, обусловленные разнообразием впечатлений о постоянно меняющемся социальном мире, и в итоге образы себя и мира становятся вероятностными. Тогда проспективная идентичность, постоянно меняющаяся, являет собой результат постоянной режиссуры своего будущего, производимый человеком в своем сознании [2]. Таким образом, концепт «проспективная идентичность» вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некоей до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении (M. Rosenberg, H. Markus, M. Cinnirella, Е. П. Белинская).

Исследователями подчеркивается, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни [1]. Другие авторы рассматривают самоопределение как определение себя в мире, утверждение собственной позиции, нахождение своего места в обществе, активное формирование себя как полноценного участника общественных отношений [6; 7; 11]. При этом многие исследователи указывают на то, что самоопределение всегда связано с выбором, с принятием решений относительно себя и своей жизни, с готовностью осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития [11], а также со способностью полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к любым новым поворотам своего жизненного пути [5]. Таким образом, самоопределение понимается как процесс определения себя в мире и од-

новременно способность, готовность человека осознавать и конструировать себя, свои ценности и в соответствии с этим делать сознательный выбор, выстраивая собственную жизнь.

Жизненное самоопределение выделяется как один из основных типов самоопределения наряду с профессиональным и личностным. Каждый из этих типов имеет свои специфические признаки. Жизненное самоопределение рассматривается как выбор и реализация человеком тех или иных социальных ролей, социальных стереотипов, жизненного стиля и образа жизни. Профессия и социальные роли могут выступать как средства для реализации того или иного образа жизни, того или иного жизненного стереотипа. Высшим проявлением жизненного самоопределения может считаться личностное самоопределение, когда человеку удается стать настоящим творцом своей жизни, как бы приподняться и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами [10].

Жизненное самоопределение как выбор, реализация и конструирование социальных ролей и образа жизни, безусловно, является динамическим образованием, это процесс, идущий в течение всей жизни человека. Но процесс неравномерный, в какие-то моменты он актуализируется, интенсифицируется, когда-то затухает. На наш взгляд, актуализация процесса жизненного самоопределения связана с определенной ситуацией жизни человека. Можно рассматривать ситуации, в которых процесс жизненного самоопределения усиливается некоторыми обстоятельствами или средовыми факторами, действие которых опосредовано субъективным восприятием и личностным смыслом этих обстоятельств для человека. Субъективное значение фрагментов ситуации определяет переживания человека в этой ситуации и объясняет различия переживаний разных людей в одинаковых обстоятельствах.

Понятие «переживание» в психологической науке рассматривается, в основном, в двух аспектах: 1) как особая деятельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (Ф. Е. Василюк); 2) как непосредственная данность психических содержаний сознанию, отражение целостного психического состояния на уровне сознания (А. О. Прохоров, Н. Д. Левитов). Мы придерживаемся второго подхода.

Важными для нас характеристиками психического состояния выступают активационные и эмоциональные параметры. Активационные отражают интенсивность психических процессов [12]. Активация детерминирована по-требностно-мотивационной сферой личности. Один полюс активации описывается как возбуждение, повышение интенсивности психических процессов и темпа действий, другой полюс - как торможение, расслабление, спад интенсивности и темпа. Эмоциональные характеристики отражают модальность или качественное своеобразие психического состояния в континууме «позитивное - негативное». Если рассматривать психические состояния в этих двух измерениях, имеющих каждое по два полюса, то в самом общем виде можно вы-

делить четыре состояния: 1) возбуждение с положительными эмоциями - радость, интерес; 2) возбуждение с отрицательными эмоциями - тревога, беспокойство; 3) расслабление на негативном эмоциональном фоне - апатия, скука; 4) расслабление и позитивные эмоции - спокойствие, уравновешенность.

Таким образом, жизненное самоопределение связано с определением человеком себя в широком жизненном контексте, с выбором и осуществлением стиля и образа жизни. Можно выделить ситуацию жизненного самоопределения как систему объективных и субъективных факторов, актуализирующих процесс самоопределения. Субъективные факторы обусловливают различия в состояниях людей в ситуации самоопределения и отражении этих состояний - переживании. С другой стороны, ситуация жизненного самоопределения как ситуация выбора, связанного с предвосхищением будущего, способствует проявлению образа «Я-в-будущем», т. е. проспективной идентичности. Придерживаясь идеи о детерминации настоящего скорее будущим, нежели прошлым, мы предполагаем, что характеристики структуры проспективной идентичности различаются у людей, по-разному переживающих ситуацию жизненного самоопределения.

В данной работе в качестве ситуации жизненного самоопределения мы рассматриваем ситуацию завершения получения высшего образования. Окончание вуза для выпускников связано с вопросами дальнейшего устройства собственной жизни, один из главных среди которых - это трудоустройство, определение места работы. Традиционно этот период обсуждается в рамках стадий профессионального развития как этап, следующий за профессиональным обучением и подготовкой, во время которого происходит активное вхождение в профессиональную среду, адаптация к новым условиям, упрочение своих позиций в обществе [10; 13]. Но в современном обществе выбор профессии и места работы часто рассматривается как выбор образа жизни и социального статуса. Так, И. С. Кон отмечает, что профессиональное самоопределение - это в том числе и процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Учитывая тесную взаимосвязь профессионального и жизненного самоопределения, мы рассматриваем окончание вуза как ситуацию жизненного самоопределения, связанную с выбором и формированием индивидуального образа и стиля жизни. К объективным составляющим этой ситуации можно отнести задачи, которые ставит общество перед человеком, заканчивающим получение высшего образования. Основная субъективная составляющая - переживание данной ситуации.

В этой связи нами проведено пилотажное исследование, целями которого стало выявление структуры проспективной идентичности выпускников вуза и выявление особенностей проспективной идентичности выпускников, по-разному переживающих ситуацию жизненного самоопределения на этапе окончания вуза. Мы выдвинули предположение о том, что существуют особен-

ности характеристик проспективной идентичности в группах выпускников, различающихся по активационным и эмоциональным параметрам психического состояния, переживаемого в ситуации окончания вуза.

Методика исследования

Исследование выполнено в Уральском государственном педагогическом университете. Испытуемые - выпускники дневного отделения различных факультетов, в возрасте 21-25 лет, всего 50 человек.

Для исследования был применен следующий комплекс методик.

Тест 20 высказываний «Кто Я?» М Куна, Т. Макпартленда использован для изучения когнитивного аспекта идентичности в настоящем и будущем. Испытуемым предложено дважды ответить на вопрос «Кто Я?»: сначала в настоящем, а затем в будущем. Выявлялись: 1) объективные характеристики - отнесение себя к группе или классу, чьи границы и условия членства знают все, т. е. конвенциональные упоминания; 2) субъективные характеристики - характеристики себя, связанные с группами, классами, чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения либо требуют указания самого респондента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми, т. е. субъективное упоминание [8]. Объективные характеристики рассматриваются как выражающие в большей степени социальную идентичность человека, а субъективные характеристики - личностную идентичность.

Личностный семантический дифференциал (ЛСД) использован для изучения представлений человека о себе как о носителе определенных психологических черт. Эта методика также предлагалась испытуемым дважды с разными инструкциями: 1) в каждой паре выбрать ту черту, которая описывает человека таким, каким он себя видит; 2) выбрать ту черту, которая описывает человека таким, каким он может стать.

Техника репертуарных решеток Дж. Келли применена для изучения когнитивного и аффективного аспектов идентичности. Анализ данных, полученных с ее помощью, осуществлялся в двух направлениях. Первое - анализ формально-структурных характеристик, куда входят: определение связей между конструктами, ролями; анализ идентификаций. Второе - содержательносмысловые характеристики, к которым относятся: семантический анализ системы личностных конструктов; интерпретация связей между конструктами, ролями. В качестве элементов мы предлагали испытуемому набор из семи ролей: 1) Я; 2) Человек, который определился в жизни; 3) Человек, который не определился в жизни; 4) Работающий человек; 5) Студент; 6) Человек, ищущий работу; 7) Свободный человек. Анализ связей между ролями «Я», «Студент», «Работающий человек», «Человек, ищущий работу» и конструктов, относимых к «Я», дает информацию о когнитивном аспекте идентичности как настоящей, так и будущей. О содержании аффективного компонента идентичности мы можем судить по степени близости ролей «Я», «Человек, который определился в жизни», «Человек, который не определился в жизни», «Свободный человек».

Шкала оценки функционального психического состояния использована для изучения переживания активационных и эмоциональных компонентов психического состояния в ситуации жизненного самоопределения.

Для обработки полученных данных использованы контент-анализ, методы математической статистики (факторный и кластерный анализы).

Результаты исследования и их анализ

По результатам факторного анализа было выявлено 4 фактора в структуре проспективной идентичности выпускников вуза (табл. 1). В первом факторе отражена взаимосвязь чувства определенности с ролью работающего и уже не ищущего работу человека. Социальная идентичность работающего стабильна, в будущем не предвидится ее изменение. Стабилен также и уровень активности. Работающий человек рассматривает себя через оценку интеллектуальных способностей, через отношение к другим людям, к выполняемой деятельности, к материальным предметам. Данный фактор обозначен нами как «Работник».

Таблица 1

Результаты факторного анализа

Показатели Факторы

1 2 3 4

1 2 3 4 5

Степень идентификации с «Человеком, который не определился в жизни» -0,705 0,210

Степень идентификации с «Человеком, ищущим работу» -0,416 -0,608

Категория поведенческих конструктов -0,383 -0,350

Разница баллов по шкале «Активность» ЛСД -0,374

Категория непсихологических конструктов -0,316 -0,501 -0,305 0,321

Разница в категориях социальной идентичности между будущим и настоящим -0,278 -0,445 0,221 0,527

Категория конструктов «Отношение к другим людям» 0,265 0,527

Категория конструктов «Интеллект и способности» 0,357 -0,451

Категория конструктов «Отношение к материальным предметам» 0,402

Категория конструктов «Отношение к деятельности» 0,464 0,239

Степень идентификации с «Работающим человеком» 0,727

Степень идентификации с «Человеком, который определился в жизни» 0,782

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Разница в категориях личностной идентичности между будущим и настоящим 0,621 -0,275

Степень идентификации со «Студентом» 0,252 0,547 0,286

Число категорий личностной идентичности в будущем 0,709

Разница баллов по шкале «Оценка» ЛСД 0,192

Число категорий социальной идентичности в будущем -0,666

Категория конструктов «Отношение к культуре» 0,218

Категория конструктов «Отношение к жизни» 0,351 -0,629

Категория конструктов «Свойства темперамента» 0,619

Разница баллов по шкале «Сила» ЛСД 0,240 -0,409

Категория конструктов «Увлечения и интересы» 0,706

Степень идентификации со «Свободным человеком» 0,271

Категория конструктов «Отношение к себе» 0,607

Процент от общей дисперсии, объясняемый факторами 14,344 10,171 8,551 7,097

Второй фактор показывает взаимосвязь роли студента с изменениями личностной идентичности в сторону увеличения в будущем и отсутствием представлений о социальной идентичности. Такой студент представляет, что как личность он изменится в будущем, станет в чем-то другим, в частности более уверенным в себе, независимым, самостоятельным. Он описыюает себя через отношение к деятельности и к жизни вообще, для него не важны его интеллектуальные способности и какие-то непсихологические характеристики. При этом он не размышляет о своих перспективах в социальнык отношениях. Этот фактор назван «Вечный студент».

В третьем факторе представлена взаимосвязь роли студента и свободного человека. Студент, ощущающий себя свободным, предполагает изменение своих социальных отношений, вышолняемык ролей и занимаемый статусов, в будущем. Он не считает, что его личностные качества могут сильно измениться. Для него важными являются отношение к самому себе, отношение к другим людям, к социальным нормам и его индивидуальные качества активности, энергичности, эмоциональности. Это студент, стоящий на пороге новых социальных отношений. Данный фактор обозначен как «Выпускник».

В четвертом факторе роль студента имеет прямую связь с чувством неопределенности и обратную связь с ролью человека, ищущего работу. В этом случае студент не представляет, как может измениться его личностная идентичность в будущем, хо-

тя и рассчитывает, что станет лучше и будет более удовлетворен собой, но имеет четкие представления об изменении своей социальной идентичности. При описании себя он указывает свои увлечения, интересы и различные непсихологические характеристики, не описывая аспекты своего поведения. Можно предположить, что это портрет студента в начале или в середине обучения. Название фактора - «Студент».

Факторный анализ показал наличие в проспективной идентичности выпускников четырех тенденций. В трех из них (2, 3, 4-й факторы) присутствует идентификация со студентом, но студент в каждом случае «разный», т. е. имеется несколько возможных вариантов реализации роли студента. Эти три тенденции в общем можно отнести к настоящей и даже прошлой идентичности выпускников. В отличие от этого в четвертой тенденции (1 фактор) более явно представлено будущее. Образ работающего предстает как желаемый и, возможно, в чем-то идеализированный образ себя в будущем у выпускников. В итоге можно отметить, что в проспективной идентичности одновременно присутствуют представления о себе в настоящем, прошлом и будущем, т. е. образ будущего не оторван от настоящего и прошлого, а связан с ними и как бы продолжает их. При этом образы настоящего вариативны, а представление о будущем более однозначно, сужено и носит характер желаемого, идеального.

В результате кластерного анализа выделились четыре группы испытуемых. В первую группу вошли 22 человека, средние значения показателей по группе попадают в область высоких значений активации и низких значений эмоционального фона, т. е. психическое состояние этих людей можно описать как тревогу, беспокойство. Во вторую группу вошли 8 человек, средние показатели попадают в область высоких - высоких значений, т. е. в область состояния радости, интереса. Третья группа образована 6 испытуемыми, чьи средние значения показателей относятся к области низких значений и по активационным, и по эмоциональным параметрам, психическое состояние этих людей можно охарактеризовать как апатия, скука. Четвертую группу составили 14 испытуемых со средними показателями, попадающими в область низких - высоких значений, соответствующую состоянию спокойствия, уравновешенности.

Таким образом, испытуемые разделились на группы, соответствующие предполагаемым четырем типам психических состояний, выделяемым на основе двух характеристик - уровень активации и эмоциональный фон. Неслучайность выделения именно четырех групп испытуемых может быть проиллюстрирована тем, что при разбивке выборки на семь кластеров средние значения всех семи попадают в те же четыре области, и два кластера идентичны кластерам из случая четырех групп, а пять кластеров из семи по своему составу соответствуют двум оставшимся из четырех.

Выявление специфики структуры проспективной идентичности в получившихся группах проводилось путем сравнения средних значений по каждой наблюдаемой переменной в каждой группе. Были выявлены следующие характерные для каждой группы особенности.

Таблица 2

Средние значения показателей проспективной идентичности в группах, различающихся по параметрам уровня активации и эмоционального фона

Показатели Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4

1 2 3 4 5

Число категорий социальной идентичности в будущем 6,59 7,63 6,33 5,29

Число категорий личностной идентичности в будущем 10,59 8,63 11,83 7,50

Разница в категориях социальной идентичности между будущим и настоящим -0,95 -1,50 -1,33 -0,71

Разница в категориях личностной идентичности между будущим и настоящим 0,68 -0,13 0,83 -0,64

Разница баллов по шкале «Оценка» ЛСД 2,32 0,13 1,83 1,79

Разница баллов по шкале «Сила» ЛСД 7,77 1,63 10,17 5,57

Разница баллов по шкале «Активность» ЛСД 1,91 2,00 4,00 1,00

Степень идентификации с «Человеком, который определился в жизни» 6,82 6,50 6,67 6,50

Степень идентификации с «Человеком, который не определился в жизни» 7,18 6,38 7,83 6,71

Степень идентификации с «Работающим человеком» 6,50 7,25 6,00 6,43

Степень идентификации со «Студентом» 7,27 6,75 7,83 7,43

Степень идентификации с «Человеком, ищущим работу» 6,38 6, 8 00 7,17 7,43

Степень идентификации со «Свободным человеком» 6,77 5,00 8,50 7,21

Категория конструктов «Отношение к себе» 1,14 1,25 1,67 1,36

Категория конструктов «Отношение к другим людям» 1,32 1,00 2,17 1,57

Категория конструктов «Отношение к материальным предметам» 0,23 0,13 0,00 0,00

Категория конструктов «Отношение к деятельности» 2,27 1,88 2,00 1,86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория конструктов «Отношение к культуре» 0,09 0,00 0,00 0,00

Категория конструктов «Отношение к жизни» 1,68 0,88 1,17 1,07

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

Категория конструктов «Свойства темперамента» 0,55 0,50 1,00 0,79

Категория конструктов «Интеллект и способности» 0,09 0,00 0,00 0,14

Категория конструктов «Увлечения и интересы» 0,23 0,13 0,00 0,14

Категория поведенческих конструктов 0,09 0,75 0,33 0,21

Категория непсихологических конструктов 1,18 1,50 0,67 1,57

Первая группа характеризуется наибольшей идентификацией со статусом студента и неопределившегося человека. Такой неопределившийся студент указывает в будущем больше характеристик личностной идентичности, чем социальной, т. е. имеет представления о своих личностныгх качествах в будущем, но не представляет, какие социальные роли будет реализовыюать, из-за чего, возможно, и испытывает тревогу и беспокойство. Что касается личностныгх качеств, то он предполагает, что в будущем станет более уверенным, независимым, самостоятельным. Чаще всего при описании себя указывает отношение к деятельности и общий взгляд на жизнь.

Для второй группы характерно преобладание роли работающего человека, который связывает свои будущие успехи с собственной активностью. Количество характеристик и личностной, и социальной идентичности в будущем меньше, чем в настоящем. Вероятнее всего, это связано с тем, что ближайшее будущее у работающего человека определено, он смотрит в него с интересом, не испытывает страха, сосредоточен на настоящем моменте и поэтому меньше уделяет внимания размышлениям о своей будущей идентичности. При описании себя для него важны стиль его работы, успешность, удовлетворенность и некоторые непсихологические конструкты.

Психологический портрет испытуемык третьей группы можно описать как неопределившийся студент с чувством свободы. Он хорошо представляет свою личностную идентичность в будущем и смутно - свою социальную идентичность. В будущем предполагает развитие своих волевых качеств. Наиболее значимы для него отношения к другим людям и к себе. Чувство свободы у такого студента на фоне апатии и скуки можно истолковать как некоторый компенсаторный механизм, т. е. свобода как отсутствие привязанности, заинтересованности, волнения в ситуации жизненного выбора выступает объяснительным принципом для самого человека его апатии и скуки в этой ситуации.

Четвертая группа характеризуется идентификацией со студентом и человеком, ищущим работу. Общее число характеристик идентичности в будущем меньше, чем в настоящем. Этот факт можно интерпретировать, как и в случае второй группы, сосредоточенностью студента, ищущего работу, на настоящем. Несмотря на то, что у него еще нет стабильной работы, ситуацию

неопределенности он воспринимает спокойно. При этом предполагает, что станет в будущем более сильным, уверенным. Описывает себя через отношение к деятельности, к другим людям и непсихологические конструкты.

Таким образом, видно, что структура проспективной идентичности во всех группах выпускников схожа, но также имеет свои особенности. По показателям идентификации группы повторяют структуру идентичности, испытуемые трех групп относят себя к студенту, одной группы - к работающему. Причем для трех указанных групп характерно то, что изменения личностной идентичности связаны прежде всего с развитием волевых качеств, а в группе относящих себя к работающему - с качествами собственной активности. Ближе всего друг к другу по показателям первая и третья группы и вторая с четвертой. В первой и третьей группах связаны чувство неопределенности и преобладание в будущем личностной идентичности, из чего можно заключить, что ощущение определенности дает простроенность именно социальной идентичности в будущем. Вторая и четвертая группы, как уже было отмечено, схожи уменьшением общего числа характеристик идентичности в будущем по сравнению с настоящим. Близость показателей именно этих пар групп, различающихся между собой по эмоциональному фону переживания ситуации жизненного самоопределения, наводит на мысль о том, что представление о себе в будущем в большей степени связано с тем, какие эмоции человек испытывает в этой ситуации, чем с уровнем активации.

Выводы

1. В структуре проспективной идентичности выпускников вуза выделяются четыре фактора: «Работник», «Выпускник», «Студент», «Вечный студент». В структуре проспективной идентичности одновременно присутствуют представления о себе в настоящем, прошлом и будущем, т. е. образ будущего не оторван от настоящего и прошлого, а связан с ними и продолжает их. При этом образы настоящего вариативны, множественны, а представление о будущем более однозначно, сужено и носит характер желаемого, идеального.

2. Структура проспективной идентичности в четырех группах выпускников, выделенных по показателям активационных и эмоциональных характеристик психического состояния, во многом схожа, но имеет свои особенности в каждой группе, связанные со спецификой переживания ситуации жизненного самоопределения.

Литература

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / / Вопр. психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.

2. Белинская Е. П. Временные аспекты «Я»-концепции и идентичности // Мир психологии - 1999. - № 3. - С. 140-147.

3. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.

Экспериментально-психосемантическое исследование эмоциональной сферы у старших школьников с синдромом минимальной мозговой дисфункции

4. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / Ребер Артур.: Пер. с англ. - М.: Вече: Аст, 2000.

5. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности / / Вопр. психологии. - 2002. - № 2. - С. 28-39.

6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Рос-тов-н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

8. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 180-187.

9. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. - М.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

10. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 256 с.

11. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 477 с.

12. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - 512.

13. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М.: Флинта, 1998. - 184 с.

УДК 159.9 ББК 88.835.2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ

И. В. Уткин,

В. В. Линьков,

М. Н. Уткина

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция; экспериментальная психосемантика; эмоциональная сфера.

Резюме: К особенностям течения синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД) в старшем школьном возрасте относится регресс «ажурной» неврологической симптоматики и, вместе с тем, прогрессирование психических расстройств, в основном касающихся эмоционально-волевой сферы. В данной статье представлены результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.