Научная статья на тему 'Особенности личностного самоопределения студентов'

Особенности личностного самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1029
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ / КОГНИТИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / СТАТУС САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ ПОИСК / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. / SELF-DETERMINATION / SUBJECT / COGNITIVE AND EMOTIONAL REGULATION OF THE PROCESS OF PERSONAL SELFDETERMINATION / SELF-CONSCIOUSNESS / STATUS OF INDEPENDENCE / COGNITIVE SEARCH / EMOTIONAL WELL-BEING / UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гулякина В.В.

На базе сравнения качества самосознания, содержательности и глубины ценностно-смысловой системы и состояния эмоционального благополучия выпускников гимназий и вузов выявлена специфика личностного самоопределения студентов на последнем этапе обучения в образовательном учреждении. Зафиксированы особенности переживания студентами статуса самостоятельности, отражающие состояние когнитивной и эмоциональной регуляции процесса самоопределения. Выявлено, что ситуация неопределенности в когнитивном плане порождает переоценку своего Я и осознание своей субъектности, осмысленность жизни, выбор приоритетов и их иерархаризацию, в аффективном плане - отсутствие эмоционального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF STUDENTS' PERSONAL SELF-DETERMINATION

Сomparing the quality of consciousness, content and depth of value-meaninful system and the state of the emotional graduates' well-being of gymnasiums and universities personal self-determination specifi c features were identifi ed in the last stage of study in an educational institution. Peculiarities of the experience by students of the status of independence which refl ected the state of cognitive and emotional regulation of the self-determination process were fi xed. It was established that the situation of uncertainty in the cognitive plan evokes the updates of ego and awareness of its subjectivity, meaningfulness of life, the choice of priorities and their hierarchy, in affective plan it evokes a lack of emotional well-being.

Текст научной работы на тему «Особенности личностного самоопределения студентов»

УДК 159.923:075.8

иЭС 159.923:075.8

В.В. ГУЛЯКИНА

кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный университет E-mail: vera.gulyakina@yandex.ru

V.V. GULYAKINA

Candidate psychological, associated professor, Department of Psychology and acmeology, Orel State University E-mail:vera.gulyakina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ PECULIARITIES OF STUDENTS' PERSONAL SELF-DETERMINATION

На базе сравнения качества самосознания, содержательности и глубины ценностно-смысловой системы и состояния эмоционального благополучия выпускников гимназий и вузов выявлена специфика личностного самоопределения студентов на последнем этапе обучения в образовательном учреждении. Зафиксированы особенности переживания студентами статуса самостоятельности, отражающие состояние когнитивной и эмоциональной регуляции процесса самоопределения. Выявлено, что ситуация неопределенности в когнитивном плане порождает переоценку своего Я и осознание своей субъектности, осмысленность жизни, выбор приоритетов и их иерархаризацию, в аффективном плане - отсутствие эмоционального благополучия.

Ключевые слова: самоопределение; субъект; когнитивная и эмоциональная регуляция процесса личностного самоопределения; самосознание; статус самостоятельности; когнитивный поиск; эмоциональное благополучие; неопределенность.

СошраНщ the quality of consciousness, content and depth of value-meaninful system and the state of the emotional graduates' well-being ofgymnasiums and universities personal self-determination specific features were identified in the last stage of study in an educational institution. Peculiarities of the experience by students of the status of independence which reflected the state of cognitive and emotional regulation of the self-determination process were fixed. It was established that the situation of uncertainty in the cognitive plan evokes the updates of ego and awareness of its subjectivity, meaningfulness of life, the choice of priorities and their hierarchy, in affective plan it evokes a lack of emotional well-being.

Keywords: self-determination; subject; cognitive and emotional regulation of the process of personal self-determination; self-consciousness; status of independence; cognitive search; emotional well-being; uncertainty.

Интенсивное развитие нашего общества кардинально изменило содержание активности людей и их представления о возможных путях поиска себя и своего места в мире.

Проблемы, связанные с личностным развитием молодых людей, постоянно находятся в центре внимания психологов. В современных условиях они имеют особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современной молодежи. Проблема личностного самоопределения как обретение человеком своего места в обществе и в жизни в целом обретает не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Решение многочисленных практических вопросов затрудняется недостаточной теоретической проработанностью проблемы самоопределения. Несмотря на то, что исследователи анализируют различные грани феномена самоопределения (С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, А.С. Чернышев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов,

В.А. Петровский, М.Р. Гинзбург, А.Л. Журавлев, В.В. Гулякина и др.), в научной литературе отсутствует целостное представление о нем, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, эмпирические исследования представлены слабо. Как следствие. возникают сложности в исследовании личностного самоопределения на эмпирическом уровне.

В настоящее время, когда современное общество характеризуется ценностно-нормативной неопределенностью, проблема личностного самоопределения достаточно остро стоит для современной молодежи в период окончания вуза, характеризующийся приобретением статуса самостоятельности в социуме. Особую социальную значимость приобретает выявление психологических основ успешного самоопределения личности в системе образования, так как способность найти свое место в социуме является необходимым условием успешной жизнедеятельности человека и важнейшим компонентом его профессиональной компетентности.

Определение специфики в социально-психологических аспектах приобретения студентами статуса самостоятельности способно внести определенный вклад в теоретическую концепцию самоо-

© В.В. Гулякина © V.V. Gulyakina

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ 8С1БЖБ8

пределения и выступить основанием для методики организации сопровождения личностного самоопределения студентов.

Учитывая, что для выявления особенностей необходимо сравнительное исследование, мы обратились к особенностям становления личности на этапе изменения социального статуса молодого человека - в период окончания школьного и вузовского обучения.

Проблема поиска себя и своего места в жизни крайне актуальна и личностно значима для студентов-выпускников. Они завершают образование, находятся на этапе вхождения в новую жизненную ситуацию. Эта ситуация для них психологически нагрузочна и стрес-согенна. Изучая характеристику учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения, С.Н. Карякина пишет: «Практически по всем изученным показателям старшекурсники оказались менее благополучными, следовательно, в большей мере, чем студенты младших курсов, нуждающимися в помощи со стороны преподавателей и администрации факультета, психологов ....» [2,с.215].

В этом смысле в схожей психологической ситуации находятся старшеклассники-выпускники. Старший школьный возраст является важнейшим этапом становления личности, он сензитивен для осознания самого себя, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования самостоятельности и активности в достижении целей и развития чувства ответственности.

В период окончания школы и вуза перед девушками и юношами жизнь ставит новые проблемы, связанные с реализацией себя в новой системе социального взаимодействия, поэтому для них остро актуальным становится именно вопрос самоопределения - самостоятельного выбора ценностных ориентиров, построения своей собственной жизни, обретения внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.

Учитывая обозначенное проблемное поле, наших исследуемых мы продифференцировали на две выборки.

• Учащиеся 11-х классов двух гимназий города Орла (МОУ гимназия № 16 и МОУ гимназия № 19), в возрастном диапазоне 16-17 лет, общим составом 34 человека (возрастной период юности).

• Студенты 5-х курсов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный университет» (факультет педагогики и психологии, юридической факультет, факультет физической культуры и спорта), в возрастном диапазоне 21-22 года, общим составом 30 человек (возрастной период молодости).

Цель нашего исследования - выявление особенностей личностного самоопределения студентов на последнем этапе обучения в образовательном учреждении.

Объект исследования - личностная сфера человека, его предмет - личностные особенности как отражение когнитивной и эмоциональной регуляции процесса самоопределения.

В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи:

1. выделить критерии оценки самоопределения как личностного образования;

2. проанализировать особенности личностного развития у выпускников гимназий и вузов;

3. сравнить состояние когнитивной и эмоциональной регуляции процесса личностного самоопределения у старшеклассников и студентов.

Принимая во внимание позицию Л.И. Божович, согласно которой личностное самоопределение - возрастное новообразование старшего подросткового возраста, и большое количество современных исследований, посвященных изучению личностного самоопределения на разных этапах онтогенеза человека (Е.В. Вальтеран, Ф. К. Нуриманова, И.К. Климова, Е.В. Приходько, С.Б. Пряхина, А.Р. Тугушева и др.), считаем целесообразным пояснить наше понимание феноменологии главного изучаемого конструкта.

В возрастном плане условия для осознанного процесса поиска создаются в старшем подростковом или раннем юношеском возрасте. Самоопределение не статичный феномен: человеку жизненные выборы приходится осуществлять неоднократно, процесс поиска конечен только при решении конкретной жизненной задачи, а удовлетворенность её результатами в ходе жизни может переосмысливаться. В связи с этим акты самоопределения человек может осуществлять в разных возрастных диапазонах.

При исследовании личностного самоопределения мы имели в виду потребность субъекта определить себя в сфере личностных особенностей и межличностных отношений. С этой точки зрения, личностное самоопределение старшеклассников и студентов - это попытка ответить самому себе на вопрос, какой я, что я за человек, встающий в связи с наступающей взрослостью и новыми требованиями, которые предъявляет она молодым людям.

Считая целесообразным дифференцировать процесс и результат самоопределения, первый мы рассматриваем «как ценностно-смысловой и конкретно-действенный поиск человеком собственной позиции при неопределенности, второй - как ее нахождение, характеризующееся интеграцией доминирующих отношений к определенным сторонам действительности» [1,с.74]. Самоопределившийся человек нашел себя и своё место в мире: он ощущает полноту жизни и собственную целостность, уверен в себе, готов к изменению, удовлетворен жизнью, отличается целостностью и внутренним комфортом.

Учитывая, что процессуальные аспекты самоопределения достаточно сложно продиагностировать, а о его результате у выпускников гимназий и вуза можно говорить лишь условно, некоторые исследователи обращаются к анализу психологической готовности к личностному самоопределению (И.П. Петров, Е. К. Фоминых и др.).

В нашем исследовании критериями оценки самоопределения как личностного образования вы-

ступили качество самосознания, содержательность и глубина ценностно-смысловой системы и состояние эмоционального благополучия. Обозначенные критерии отражают состояние когнитивной и эмоциональной регуляции процесса личностного самоопределения человека.

Ценностно-смысловой аспект личностного самоопределения, регулируемый когнитивным уровнем сознания, оценивался на базе качества самосознания (самоотношения личности и её локуса контроля), осмысленности жизни и ценностных ориентаций личности.

Эмоционально-оценочную составляющую самосознания выпускников гимназий и вузов мы диагностировали, обращаясь к тест-опроснику самоотношения В.В. Столина (Методика МИС).

Локус контроля как готовность к активности и переживание «Я» позволяет проанализировать специфику выбора в ситуации жизненной неопределенности и оценить осознание человеком своей ответственности за происходящее. Направленность локуса контроля мы диагностировали с помощью методики УСК Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда (Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности).

Уровень осмысленности жизни отражает глубину смыслового анализа человеком опыта своего жизненного бытия, указывая на соотношение ретроспективной, актуальной и перспективной рефлексии. Качество субъективной осмысленности жизни у школьников и студентов на последнем этапе обучения в образовательном учреждении мы определяли на базе теста смысложиз-ненных ориентаций Д. А. Леонтьева (Методика СЖО).

Ценности выступают как объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, наиболее значимые для человека, при этом ценностные ориентации отражают степень дифференциации объектов по степени их значимости. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Диагностика этого личностного показателя осуществлялась с помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации».

Аффективный аспект личностного самоопределения, отражая состояние эмоционального благополучия, анализировался на базе оценки тревожности личности. Эмоциональное состояние человека сигнализирует ему об эффективности процесса жизненного поиска. Учитывая, что тревожность выступает как показатель эмоционального неблагополучия, целесообразно проанализировать её личностные и ситуативные аспекты для выяснения проблемных зон в процессе поиска человеком себя и своего места в жизни.

Выраженность тревожности у старшеклассников гимназий и пятикурсников вуза мы оценивали при помощи методики ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина.

Обобщая результаты проведенного нами эмпирического исследования, мы пришли к следующим выводам.

1. Психологическая готовность к личностному самоопределению старшеклассников и студентов, формируемая на основе самосознания, ценностно-смысловой и эмоциональной системы, создает условия для построения их взаимодействий с миром в пространственно-перспективных направлениях индивидуального развития.

2. Общие тенденции, зафиксированные нами в личностном развитии исследуемых, отражают смысловое содержание процесса их самоопределения. Новая ситуация жизнедеятельности, представленная в сознании выпускников гимназий и вузов переживанием статуса самостоятельности, в когнитивном плане актуализирует переоценку своего Я и осознание своей субъ-ектности, осмысленность жизни, выбор приоритетов и их иерархаризацию, в аффективном плане - отсутствие эмоционального благополучия.

Ситуативная избирательность в самоотношении старшеклассников и студентов, проявляющаяся как уверенность в своем потенциале в знакомых обстоятельствах и снижение качества регуляции в новых ситуациях, и сомнение в ценности некоторых своих личностных качеств и оценке их окружающими людьми являются свидетельством когнитивного поиска.

Главными ценностными приоритетами исследуемых являются межличностные отношения (счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей) и биолого-физиологическая основа жизненной эффективности человека (здоровье). Высокая оценка личностных качеств, значимых для жизнедеятельности в обществе, свидетельствует о присутствии у них ценностных ориентиров, регулирующих включение в новые социальные обстоятельства жизни.

У выпускников гимназий и вуза отслеживается способность анализировать значимую информацию о себе и жизненных обстоятельствах: они задумываются о целях жизни и её процессуальных аспектах, а также своей роли в жизненном пространстве. Одиннадцатиклассники и пятикурсники характеризуются достаточно позитивным эмоционально-оценочным отношением к себе и к жизни в целом, ориентированы в будущее, стремятся к эмоционально-насыщенной жизни, обесценивают рассудочное без эмоций отношение к жизни.

В аффективном плане ярко выраженная тревожность у выпускников гимназий и вуза выступает свидетельством высокой значимости настоящего бытия.

3. Полученные на базе ^критерия Стьюдента статистически достоверные различия указывают на специфику переживания выпускниками гимназий и вуза нового социального положения.

Психологическое содержание статуса самостоятельности, дифференцируясь у выпускников гимназий и вуза, отражает новый уровень социально-

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES

психологической регуляции, предъявляемый более высокие требования к человеку (качественное преобладание интернальности /1=6,5, при р < 0,01/ и личностной тревожности /1=6,5, при р < 0,05/у студентов по сравнению со старшеклассниками), и разные ценностные аспекты вхождения в новую социальную ситуацию жизнедеятельности (вхождение во взрослую жизнь выпускники гимназий переживают сквозь призму ценности свободы /1=2,9, при р < 0,01/, выпускники вуза - ценности работы /1=2,8, при р < 0,01/).

4. Трудности в процессе личностного самоопределения выпускников гимназий и вуза обусловливаются недостаточным уровнем когнитивной и эмоциональной регуляции анализируемого процесса.

Можно указать на некоторые проблемные моменты в ценностно-смысловом поиске себя и своего места в социуме у старшеклассников и студентов-выпускников.

Образ «Я - в новом социальном качестве» у выпускников гимназий и вуза окончательно не сложился. Низкая приоритетность созидания, интеллектуального развития и социально-общественной оценки указывает, что находясь на этапе включения в новую ситуацию жизнедеятельности, они ориентированы на её внешние стороны, а не на содержательные моменты. Внешняя сторона нового социального статуса определяет регуляцию жизнедеятельности без учета изменившихся жизненных обстоятельств, снижения степени успешности реализации себя в этом новом статусе. Учитывая, что ориентир на свободу у старшеклассников выстроен в плоскости снятия контроля, в их сознании представлена одна сторона активности: инициатива без ответственности. Рассматривая работу как среду для ознакомления с новыми фактами и получения расширенной информации о социальной действительности, студенты не усматривают в ней основу для творчества, социального роста и интеллектуального развития.

Проблемы в ценностно-смысловом аспекте определены слабой осознанностью трехмерности человеческого бытия, указывающей на проблемы в соотношении их ретроспективной, актуальной и перспективной рефлексии, недостаточно функционирующим механизмом рефлексии, несовпадением ценностей-целей и ценностей-средств, недооценкой значимых для жизненной успешности приоритетов и противоречиями в терминальной ценностной иерархии. У выпускников гимназий и вуза отсутствует глубокая осознанность своего Я и результата жизни, недооценка рационализма свидетельствует о недальновидности и отсутствии жизненного планирования, низкая ценность жизненной амбиции - о неуверенности в себе. Старшеклассники и студенты имеют сложности в сфере межличностных отношений: ориентируясь на другого (счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь), они не ценят его развитие и совершенствование (счастье других) и не обращаются к средствам (низко ценят чуткость), позволяющим достичь эффективности в значимой сфере жизни.

Высокая личностная и ситуативная тревожность у старшеклассников и студентов, отражая негативный

опыт жизнедеятельности и переживание значимости настоящего, указывает на неуверенность и сомнения в жизненном поле выпускников и приводит к снижению их эмоционального комфорта, создавая проблемы в эмоциональной регуляции процесса личностного самоопределения.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций.

Определяя перспективы практической работы, считаем, что психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе способно обеспечить их эффективное включение в систему социальных связей и максимально полное личностное самоопределение в социуме. Целесообразность системной работы определяется зафиксированными нами проблемными моментами в ценностно-смысловом и аффективном аспекте личностного самоопределения.

В комплексной работе необходимо задействовать основные виды практической деятельности психолога: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическую диагностику и коррекцию.

Выделенные нами проблемные зоны, позволяют определить некоторые ориентиры для психолого-коррекционной работы.

Ценностно-смысловой аспект личностного самоопределения

Учитывая, что представление человека о себе -устойчивое образование, а неадекватность самосознания снижает качество регулятивной способности личности, можно рекомендовать смысловое переосмысливание, повышающее меру адекватности смысла Я, усиливающее позитивность представлений о себе, активизирующее осознание себя как деятеля.

Считаем уместной работу с психологическим временем: оно расширяет представления о трехмерности человеческого бытия, предполагающие осознание единства прошлого, настоящего и будущего.

Учитывая, что ценностно-смысловая система не должна быть амбивалентной, с нашей точки зрения, полезно упорядочить ценностную структуру путем соотношения ценностей - целей и ценностей-средств.

Для улучшения глубины осознанности своего Я считаем целесообразным дополнительное получение опыта социальной оценки.

Аффективный аспект личностного самоопределения

Особые усилия необходимо направлять на совершенствование умений эмоциональной регуляции, способствующей личностному благополучию и эффективному самоопределению.

Основной путь для реализации обозначенных пси-хокоррекционных ориентиров - система тренинговых занятий. Учитывая, что социально-психологический контекст полноценного развития личности в условиях современного российского общества противоречив и проблематичен, рекомендуется не только психокор-рекционная деятельность психологов, но и личностно-развивающие программы, адаптированные для студенческого возраста.

Библиографический список

1. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника. Дисс. ... канд. психол. наук. Курск: Курский государственный университет, 2000.

2. Карякина С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения. // Ученые записки ОГУ. Серия: гуманитарные и социальные науки 2010; № 3 (37). Ч. 2. С. 210-215.

References

1. Gulyakina V.V. Group norms and values as factors of the self-determination of the personality senior high school student. The dissertation of the candidate of psychological Sciences. Kursk: Kursk State University, 2000.

2. Karyakina S.N. Characteristics of stress in the process of study of junior and senior courses students of higher education establishments. // Scientific notes of Orel State University. Series of Humanities and social science 2010. No 3 (37). Part 2: Pp. 210-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.