Научная статья на тему 'Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения'

Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2957
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE SELF-DETERMINATION / LIFE COMPREHENSION / MEANING OF LIFE / MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трубникова Н. И.

В статье представлены результаты исследования осмысленности жизни как важнейшего компонента жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSION OF LIFE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF LIFE SELF-DETERMINATION

The article presents the results of the research on the comprehension of life as an important component of life self-determination.

Текст научной работы на тему «Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения»

пенью созависимости уверена в себе, решительна, адекватно реагирует как на отрицательные, так и на положительные отклики других людей, обладает лидерскими качествами, настойчива в достижении цели, способна превращать несбыв-шиеся надежды в новые стимулы.

Также была установлена обратная корреляция между показателями степени созависимости и общего уровня самооценки. Коэффициент корреляции равен -0,727.

Таким образом, высокая степень созависимости способствует понижению уровня самооценки и накладывает отрицательный отпечаток на такие способности личности как умение устанавливать контакт, искусство принимать себя, умение оказывать влияние на свою жизнь и умение признавать свои ошибки. Личность, поведение которой отличается необщительностью, закомплексованностью, неумением искренне выражать собственные чувства, чрезмерным контролем над окружающими, в конечном итоге начнёт испытывать внутреннее напряжение и неудовлетворённость, что может проявиться в эмоциональном срыве.

Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. Созависи-

мые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом, это может даже усиливать у них чувство вины, но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, "словесные поглаживания" по Э. Берну. В глубине души соза-висимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.

Для коррекции и профилактики созависимости в реабилитационном центре «Асклепион» разработана и внедряется программа, включающая в себя образование дисфункциональных семей не только по вопросам зависимого поведения, но и созависимости: семейная и супружеская психотерапия, индивидульные и групповые консультации, тренинги, обучение техникам релаксации и преодоления стрессов. Особое место занимают техники, направленные на повышение низкой самооценки.

Результаты работы центра могут быть использованы в деятельности социально-психологической службы кризисных центров, центров реабилитации наркологических больных, образовательных учреждений для проведения коррекционной и профилактической работы с семьями, члены которых страдают алкоголизмом, наркоманией по формированию у них адекватной самооценки и снижению степени созависимости.

Библиографический список

1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2004.

2. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. - М., 2003.

3. Гущина, С.В. Формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью / С.В. Гущина, Г.Г. Ушакова // Актуальные проблемы психологии образовательной деятельности: труды 13-й Школы молодых учёных. - Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2011.

Bibliography

1. Zmanovskaya, Ye.V. Deviantology: Psychology of deviant behavior. - M.: Academy, 2004.

2. Winehold, B. Release from co-dependence / B. Winehold, J. Winehold. - M., 2003.

3. Gushchina, S.V. The formation of the child’s personality in the family encumbered with alcohol addiction / S.V. Gushchina, G.G. Ushakova //

Actual problems of the psychology of educational activity: works of the 13th School of Young Scientists. - Biysk: ASAE named after V.M. Shukshin,

2011.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 159. 92 Trubnikova N.I. COMPREHENSION OF LIFE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF LIFE SELFDETERMINATION. The article presents the results of the research on the comprehension of life as an important component of life self-determination.

Key words: life self-determination, life comprehension, meaning of life, meaningful life orientations.

Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: nauka2005@yandex.ru

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В статье представлены результаты исследования осмысленности жизни как важнейшего компонента жизненного самоопределения.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, осмысленность жизни, смысл жизни, смысложизненные ориентации.

Жизненное самоопределение каждого человека обуслав- радостно, хорошо? Все стремятся к «хорошей» жизни, находя ливает направление и характер его дальнейшего развития, все новые и новые способы достижения этой цели. препятствует или способствует самореализации, достижению Известно, что в настоящее время процесс самоопределе-

вершин личностного и профессионального роста. Жизненное ния, обретения зрелости, затягивается из-за того, что юноше-

самоопределение связано с поиском смысла собственного ские мечты в реальности наталкиваются на множество просуществования, выбором жизненной стратегии. Это трудная и блем и тр^дноетж юрюопж жишк П°эт°му изучение в°про

животрепещущая задача для многих молодых людей. Каждый са жизненного самоопределения современной житодежи того, человек в определенный момент своей жизни задумывается как она справляется с задачами периода вхождения во взрос-над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства лость, становится сегодня жтуалжш. людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом сущест- Проблемой жизненного самоопределения занимались

вования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво,

многие ученые такие, как К.А. Абульханова-Славская,

М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, И.В. Дубровина, Б.В. Зейгарник, А.В. Мудрик, Г.П. Ников, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, В.И. Сло-бодчиков и др. Под жизненным самоопределением в психологии понимается, во-первых, готовность и способность человека строить самого себя, осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы собственного развития, во-вторых, процесс нахождения человеком своего места в социальных отношениях через активное формирование, обретение собственного ценностно-смыслового единства и его реализацию в жизни. Жизненное самоопределение всегда связано с выбором, совершая который, человек не только реализует собственную позицию, но и сам «рождается», обнаруживает себя, свою самотождественность.

Психологи выделяют различные компоненты жизненного самоопределения, но большинство из них считают важнейшими компонентами жизненного самоопределения - осмысленность жизни и временную перспективу (М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, И.В. Дубровина, А.А. Кроник, А.В. Орлов, Н.Н. Толстых и др.).

Самоопределение связано с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. По мнению В.Ф. Сержантова «Люди, если они неверно понимают смысл жизни, а то и вовсе не знают, для чего живут, мало чего достигают в своих жизненных предприятиях, часто ошибаются в выборе целей и определении задач, которые ставят перед собой, не способны устоять в жизненной борьбе» [1].

Д.А. Леонтьев определяет смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни [2]. С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Д.А. Леонтьев рассматривает смысл жизни как концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого [2]. То, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни).

Тема смысла жизни занимает центральное место в теории личности В. Франкла. В качестве ведущей движущей силы поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить смысл своей жизни. Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциальную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциональным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, по убеждению В. Франкла, является причиной таких социальных патологий, как алкоголизм, наркомания, самоубийство, преступность. В. Франкл в этой связи писал: «...работая с алкоголиком, мы очень часто убеждаемся, что жизнь, по-видимому, потеряла для него смысл. Подобные вещи мы наблюдаем и в случае наркомании. Также уровень экзистенциальной фрустрации у преступников существенно выше среднего. Экзистенциальная фрустрация и распространяющееся все шире ощущение бессмысленности поддерживают агрессивность, если вообще не являются её причиной. Агрессивные импульсы разрастаются, прежде всего, там, где налицо экзистенциальный вакуум. Что верно по отношению к преступности, может быть применено и к сексуальности -лишь в экзистенциальном вакууме набирает силу сексуальное либидо» [3].

По словам Д.А. Леонтьева, проблема утраты людьми смысла жизни явилась достоянием не только западного обще-

ства. С проявлениями «экзистенциального вакуума» столкнулась сейчас и наша страна. С точки зрения Д.А.Леонтьева, послевоенный мир «.стал более динамичным, более развитым, более богатым, если не считать первых послевоенных лет, у людей в этом мире стало больше выбора, больше возможностей и перспектив, но - парадоксальным образом -люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования» [2].

В силу природы смысловой реальности, полноценный анализ феноменов осмысленности жизни и смыслоутраты невозможен без учёта контекста тех взаимоотношений с миром, в которых находится, которые устанавливает и преобразует личность и которые, в свою очередь, оказывают на неё влияние. Смысловая реальность - это, прежде всего, реальность тех связей, которые связывают индивида с различными аспектами его жизненного мира. Благодаря этим связям возникает ощущение наполненности жизни смыслом - ощущение включенности ее в более широкий контекст и ее интенцио-нальной направленности на мир. Осмысленность жизни соотносится с богатством связей с миром, прежде всего с их многообразием и структурированностью, связанностью и возникающей в результате связностью жизни как целого. Смысловая регуляция - это система критериев и механизмов самонастройки жизнедеятельности, направленных на обеспечение ее соответствия этим связям.

Смысл жизни - это важнейшее новообразование юности. И. Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспектив [4]. Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

Не смотря на достаточно широкое освещение проблемы жизненного самоопределения, никто из исследователей не выделяет уровни жизненного самоопределения. На основе анализа литературы и выделенных компонентов были выделены уровни жизненного самоопределения.

Высокий уровень жизненного самоопределения характеризуется наличием четкой структурой ценностных ориентаций, то есть человек четко знает, что для него является в жизни главным, а что второстепенным; высокой осмысленностью жизни, у человека есть смысл жизни - то, для чего он живет и к чему стремится; временная перспектива четкая, имеются ближние и дальние цели планы на будущее.

Средний уровень жизненного самоопределения характеризуется наличием ценностных ориентаций, но они не четко структурированы, имеются незначительные противоречия; временная перспектива не четко дифференцируемая, имеется смысл жизни, но возможно не совсем определены цели для его реализации.

Для низкого уровня жизненного самоопределения характерно отсутствие структурированности ценностных ориентаций, ценности не определены, противоречивы или отсутствуют совсем; также характерен низкий уровень осмысленности жизни, либо смысл вообще отсутствует, то есть смысл жизни еще не определен. Временная перспектива короткая, то есть имеются планы и цели только на ближайшее будущее, либо не дифференцируемая, что подразумевает не ясность временной реализации своих планов, целей.

Исходя из актуальности и недостаточной проработки проблемы, было организовано исследование осмысленности жизни студентов 1 и 5 курсов ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина». В исследовании участвовали студенты факультета психологии: 40 студентов 1-го курса и 40 студентов 5-го курса.

Для исследования осмысленности жизни была выбрана методика «Смысложизненные ориентации», разработанная Д.А. Леонтьевым [5]. Данные, полученные с помощью методики СЖО (Д.А. Леонтьева) представлены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1

Результаты исследования осмысленности жизни студентов 1-го курса, полученные с помощью методики СЖО (ДА. Леонтьева)

N=40, данные в %

шкала уровень ЦЖ ПЖ РЖ ЛК - «Я» ЛК - «Жизнь»

высокий 15 33 54 18 25

средний 53 57 38 47 34

низкий 32 10 8 35 41

Таблица 2

Результаты исследования осмысленности жизни студентов 5-го курса, полученные с помощью методики СЖО (ДА. Леонтьева)

N=40, данные в %

шкала уровень ЦЖ ПЖ РЖ ЛК - «Я» ЛК - «Жизнь»

высокий 38 52 50 63 42

средний 57 39 38 30 44

низкий 5 9 12 7 14

Анализ результатов исследования показал, что 32% студентов 1-го курса живут сегодняшним и вчерашним днем. Напротив, большинство студентов 5-го курса обладают целеустремленностью, наличием в жизни целей, ориентированных в будущее, которые придают жизни осмысленность и направленность.

По шкале процесс жизни 33% первокурсников и 52% выпускников имеют высокий уровень, у 57% студентов 1-го курса и 39% студентов 5-го курса - средний уровень, это говорит о том, что большинство студентов как 1-го, так и 5-го курсов воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. И лишь небольшое число первокурсников и выпускников неудовлетворенны своей жизнью в настоящем.

По шкале результативность жизни большинство студентов как 1-го, так и 5-го курсов оценивают пройденный отрезок жизни как довольно продуктивный и осмысленный период своей жизни. Лишь незначительное число студентов неудовлетворенны прожитой частью жизни.

К сожалению, многие студенты 1-го курса (35%) не верят в то, что они могут контролировать события собственной жизни. Высокий уровень по шкале локус контроля «Я» имеют всего 18% первокурсников. Напротив, среди студентов 5-го курса 63% имеют высокий уровень по шкале локус контроля

«Я», это говорит о том, что у них преобладают представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. И лишь 7% выпускников имеют низкий уровень, то есть они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни.

По шкале локус контроля «Жизнь» - большинство первокурсников имеют низкий уровень, это свидетельствует о том, что они считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. У 25% студентов 1-го курса - высокий уровень, это говорит о том, что они уверены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Напротив, большинство студентов 5-го курса убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, и лишь 14% имеют низкий уровень по шкале локус контроля «Жизнь», то есть считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Для удобства сравнения осмысленности жизни студентов 1-го и 5-го курса результаты исследования представлены на рисунке 1.

I ■ □ высокий

I □ средний

1 □ низкий

1 курс 5 курс

Рис. 1. Уровни осмысленности жизни студентов 1-го и 5-го курсов (данные в %)

Сравнение полученных данных по общему показателю осмысленности жизни показало, что большинство студентов 5-го курса (53%) имеют высокий уровень осмысленности

жизни, а у студентов 1-го курса высокий уровень осмысленности жизни имеют лишь 30% испытуемых.

Таким образом, полученные данные показывают, что студенты 5-го курса более целенаправленны, у многих студентов

1-го курса по результатам содержательного анализа можно отметить недоверие к себе, к своим возможностям. Испытуемые 5-го курса более осмысленно подходят к планированию своей дальнейшей жизни. Задумываются о способах самореализации, более четко строят реалистичные планы, задумываясь о своих возможностях и способностях для их реализации. Следовательно, уровень жизненного самоопределения у студентов 5-го курса выше, чем у студентов 1-го курса.

Итак, характерной чертой выпускника ВУЗа является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения к дальнейшей жизни, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей. В связи с этим со студентами начиная с 1-го курса необходимо проводить соответствующую работу по психологическому сопровождению жизненного самоопределения.

Библиографический список

1. Сержантов, В.Ф. Человек: его природа и смысл бытия. - Ленинград: Изд-во ленинградского университета, 1990.

2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: методическое пособие. - М.: Смысл, - 1999.

3. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

4. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: уч. пособие. - М., 1976.

5. Леонтьев, Д.А. Тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992.

Bibliography

1. Serzhantov, V.F. Human being: his nature and sense of existence. - Leningrad, 1990.

2. Leontyev, D.A. Psychology of sense: nature, structure and dynamics of sense reality: manual. - M., - 1999.

3. Francl, V. Human being in search of sense. - M.: Progress, 1990.

4. Kon, I.S. Psychology of teen’s age: tutorial. - M., 1976.

5. Leontyev, D.A. Test of sense-life orientations (SLO). - M., 1992.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 373.1.013

Sychev I.A., Sychev O.A. CONCEPT OF SYSTEMS THINKING IN FOREIGN SCIENCE. In this article some basic foreign concepts of systems thinking are being considered. Some different definitions of systems thinking are being discussed, differences from mechanical thinking are being considered, the problem of structure of systems thinking from the point of view of foreign approaches is being discussed.

Key words: systems thinking, mechanical thinking, system, system approach.

И.А. Сычёв, канд. пед. наук, доц. ГОУВПО ««АГАО», г. Бийск, E-mail: isn1@mail.ru;

О.А.Сычёв, канд. психол. наук, доц. ГОУВПО ««АГАО», г. Бийск, E-mail: osn1@mail.ru

ПОНЯТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ*

В статье рассматриваются некоторые основные представления о природе системного мышления в зарубежной науке. Представлен анализ различных определений системного мышления, рассмотрены его отличия от механистического мышления, обсуждается вопрос компонентов системного мышления с точки зрения зарубежных концепций и подходов.

Ключевые слова: системное мышление, механистическое мышление, система, системный подход.

Понятие «системное мышление» в последние три десятилетия получило широкую известность среди зарубежных специалистов в различных отраслях, связанных с применением идей системного подхода на практике. Системному мышлению уделяют значительное внимание специалисты в области технических наук, биологии, медицины, образования, но в первую очередь, оно находит применение в области менеджмента [1; 2; 3; 4; 5]. В последние годы за рубежом появилось множество изданий различного уровня научной строгости и веб-сайтов, посвященных теме системного мышления [6; 5; 7]. Это направление приобретает возрастающий интерес и со стороны отечественных ученых и практиков из различных сфер и отраслей, о чем свидетельствует появление оригинальных отечественных работ и переводов трудов известных иностранных авторов. Вместе с тем, приходится констатировать недостаточность систематического и обобщенного анализа зарубежных исследований в этой области, что в определенной мере может препятствовать полноценному пониманию и использованию этого опыта в отечественных исследованиях. Основной задачей нашей работы стало частичное восполнение этого пробела.

Попытка сопоставить и обобщить подходы разных зарубежных авторов обнаруживает в первую очередь некоторую нестрогость, недоопределенность самого понятия «системное мышление», которое часто получает описательные или метафорические определения. Можно предположить, что поскольку родовым понятием по отношению к системному мышле-

нию является психологическое понятие «мышление», ответ на вопрос о природе и характеристиках системного мышления следует искать в исследованиях психологов. Однако поиск соответствующих работ в психологических базах данных с использованием поисковой системы PsycARTICLES [8] показывает, что статей, связанных с анализом системного мышления, в психологических журналах опубликовано не было. Действительно, как показывает анализ приведенных далее определений, термин «мышление» в исследованиях системного мышления используется не в узком психологическом смысле, а скорее как обозначение способности постигать системно организованную реальность или средства такого постижения.

Так, например, в работе, посвященной использованию системного мышления в сфере образования P. Senge характеризует центральное понятие своей концепции следующим образом: «Системное мышление - это способность понимать (и иногда предсказывать) взаимодействия и отношения в сложных, динамических системах: тех системах, которыми мы (педагоги) окружены и в которые мы включены» [4, с. 239, цит. по 9, с. 222]. Для P. Senge системное мышление представляет собой концептуальный подход, который связан с совокупностью разработанных за последние десятилетия знаний, методов, средств, помогающих понимать и учитывать системную природу явлений [5, 20]. Ещё менее строго определяют это понятие Дж. О'Коннор и Я. Мак-Дермотт: «Системное мышление - это искусство абстрагироваться от част-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.