Научная статья на тему 'Трубный пасьянс" для Каспийского газа'

Трубный пасьянс" для Каспийского газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПГ / "ГАЗОВЫХ РАЗБОРОК" / ГАЗОВАЯ АРИФМЕТИКА / ГАЗОВЫЕ ЗАПАСЫ / ПРИКАСПИЙСКИЙ ПРОЕКТ / ГАЗОВЫЙ ОПЕК / ШОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Сергей

В Европе своего газа осталось немного: запасы Северного моря иссякают, и ведущие страны Западной, а также ряд государств Восточной Европы, ощутившие на себе негативные последствия "газовых разборок" между Россией и Украиной, начали активный поиск альтернативных РФ поставщиков голубого топлива. Польша даже предложила, чтобы ЕС разработал основанный на принципах устройства НАТО энергетический пакт, согласно которому в случае необходимости все члены Альянса должны помогать друг другу. Однако эта идея поддержки пока не получила. Сегодня речь может идти о сооружении новых трубопроводов — из стран Прикаспийского региона, Ближнего Востока и Северной Африки, а также о строительстве морских терминалов для приема танкеров со сжиженным газом (СПГ) из государств Персидского залива. Однако месторождения Северной Африки не в состоянии обеспечить всю Европу газом, Ближний Восток не слишком надежен как его поставщик, да и СПГ он отправляет преимущественно в Юго-Восточную Азию. Таким образом, взоры устремились в сторону Каспия. Практически во всех предлагаемых проектах в качестве основных поставщиков энергоносителей рассматриваются республики Центральной Азии и Азербайджан. При этом об экономической эффективности того или иного трубопровода пока никто не думает. Главное, подняв "политическую волну", привлечь к себе и своей стране внимание и напугать конкурентов. В частности, европейцы приступили к разработке плана "Набукко" — сооружению газопровода из южной части Прикаспийского региона через Турцию в Юго-Восточную Европу; его конечной точкой будет Баумгартен (Австрия). Однако в этом проекте очень много "белых пятен": не решены вопросы с инвестициями, источниками сырья и тарифами на прокачку, не созданы национальные компании по строительству магистрали, не проведено даже предварительное проектирование. Складывается впечатление, что подобные "бумажно-газовые проекты" пока преследуют исключительно стратегические цели. Безусловно, государства Запада и Россия отдают себе отчет в том, что до урегулирования правового статуса Каспийского моря все переговоры, тем более соглашения о добыче чего-то на шельфе Каспия и прокладке по его дну трубопроводов, будут оставаться лишь переговорами и измеряться в мегаи гигабайтах политвоображения, а не в реальных кубометрах и долларах. Тем не менее ни это, ни то, что для всех намеченных к воплощению в жизнь проектов доказанных запасов голубого топлива явно недостаточно, никого не смущает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трубный пасьянс" для Каспийского газа»

«ТРУБНЫЙ ПАСЬЯНС» ДЛЯ КАСПИЙСКОГО ГАЗА

Сергей СМИРНОВ

руководитель отдела промышленности журнала «Эксперт Казахстан» (Алматы, Казахстан)

В Европе своего газа осталось немного: запасы Северного моря иссякают, и ведущие страны Западной, а также ряд государств Восточной Европы, ощутившие на себе негативные последствия «газовых разборок» между Россией и

Украиной, начали активный поиск альтернативных РФ поставщиков голубого топлива. Польша даже предложила, чтобы ЕС разработал основанный на принципах устройства НАТО энергетический пакт, согласно которому в случае необходимости

все члены Альянса должны помогать друг другу. Однако эта идея поддержки пока не получила.

Сегодня речь может идти о сооружении новых трубопроводов — из стран Прикаспийского региона, Ближнего Востока и Северной Африки, а также о строительстве морских терминалов для приема танкеров со сжиженным газом (СПГ) из государств Персидского залива. Однако месторождения Северной Африки не в состоянии обеспечить всю Европу газом, Ближний Восток не слишком надежен как его поставщик, да и СПГ он отправляет преимущественно в Юго-Восточную Азию. Таким образом, взоры устремились в сторону Каспия.

Практически во всех предлагаемых проектах в качестве основных поставщиков энергоносителей рассматриваются республики Центральной Азии и Азербайджан. При этом об экономической эффективности того или иного трубопровода пока никто не думает. Главное, подняв «политическую волну», привлечь к себе и своей стране внимание и напугать конкурентов. В частности, европейцы приступили к разработке плана «Набукко» — соору-

жению газопровода из южной части Прикаспийского региона через Турцию в ЮгоВосточную Европу; его конечной точкой будет Баумгартен (Австрия). Однако в этом проекте очень много «белых пятен»: не решены вопросы с инвестициями, источниками сырья и тарифами на прокачку, не созданы национальные компании по строительству магистрали, не проведено даже предварительное проектирование.

Складывается впечатление, что подобные «бумажно-газовые проекты» пока преследуют исключительно стратегические цели. Безусловно, государства Запада и Россия отдают себе отчет в том, что до урегулирования правового статуса Каспийского моря все переговоры, тем более соглашения о добыче чего-то на шельфе Каспия и прокладке по его дну трубопроводов, будут оставаться лишь переговорами и измеряться в мега- и гигабайтах по-литвоображения, а не в реальных кубометрах и долларах. Тем не менее ни это, ни то, что для всех намеченных к воплощению в жизнь проектов доказанных запасов голубого топлива явно недостаточно, никого не смущает.

Старая песня о главном

Еще в ноябре 1999 года руководители Туркменистана, Т урции, Азербайджана и Грузии подписали соглашение о строительстве Транскаспийского газопровода. Суть этого проекта заключалась в прокладке по дну Каспия (на глубине до 1 км) магистрали, которая соединила бы газовые потоки Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, а также вывела бы их из Каспийского региона через Турцию на европейские рынки. Был даже создан консорциум «PSG», в который вошли компании «Дженерал электрик», «Бехтель нэшнл» и «Шелл». Завершить прокладку трубопровода, по которому ежегодно планировалось экспортировать 16 млрд куб. м газа в Турцию и 14 млрд куб. м — на европейские рынки, предполагалось в 2002 году. Однако тогда стороны не сумели договориться ни об условиях строительства, ни об источниках его финансирования. В итоге в 2000 году все работы по трубопроводу были свернуты.

Рост цен на энергоносители и завершение строительства Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ), по которому газ с азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз пойдет в Турцию, создали условия для реанимации проекта Транскаспийского газопровода, и Евросоюз вспомнил об этом проекте. Новую «трубу» планируется проложить по маршруту Тенгиз (Казахстан) — Туркменбаши (Туркменистан) — Баку (Азер-

байджан) — Тбилиси (Грузия) — Эрзерум (Турция) и далее (через Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию) — в Европу. Протяженность превысит 3 тыс. км; предполагается, что вначале ее пропускная способность может достичь 30 млрд куб. м в год. По оценкам экспертов, стоимость проекта составит около 6 млрд долл., причем, как показывает практика, в процессе его реализации этот показатель может увеличиться на 40—60%. По-видимому, ранее США и страны Европы не считали такие затраты оправданными, но их взгляд на проблему изменили политические амбиции Москвы и растущие цены на энергоресурсы.

В 2006 году Анкара, Ашхабад и Баку вернулись к обсуждению идеи Транскаспийского газопровода. Кроме того, проект поддержали Вашингтон и Брюссель. Так, госсекретарь США К. Райс провела переговоры со своими коллегами из Турции и Греции относительно его реализации. Эту тему поднимал во время визита в Казахстан и Р. Чейни. Начать поставки газа планируется не раньше 2011 года. В конце июня 2006-го главный идеолог данного проекта — комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Андрис Пие-балгс, а также министры пяти стран, по территориям которых пройдет западная часть магистрали, подписали в Брюсселе соответствующие документы.

В ходе визита в Астану1 (конец 2006 г.) Андрис Пиебалгс заявил: «Строительство Транскаспийского трубопровода станет четвертым коридором для транспортировки газа в Европу и даст дополнительные объемы. Для нас важно, чтобы в этом был заинтересован сам Казахстан». Однако Астана, проявившая было заинтересованность в проекте, сегодня к нему, похоже, охладела: весной 2007 года президент РК Нурсултан Назарбаев в интервью газете «El Pais», а затем и министр иностранных дел республики Марат Тажин отмечали неперспективность этого проекта.

Безусловно, причин для такой оценки более чем достаточно. Непроработанность ресурсных, технических, юридических, финансовых и других проблем превращают Транскаспийский газопровод в дело отнюдь не ближайшего будущего. Политическая поддержка проекта Вашингтоном и Брюсселем не может компенсировать отсутствие его технико-экономического обоснования. В частности, газ (например, казахстанский), пройдя по Транскаспийскому газопроводу через ряд стран (при участии Германии — через восемь), из-за транзитных тарифов (в Стамбульской декларации однозначно сказано о неотъемлемых правах государств, по территории которых пройдет магистраль, на определение суммы транзитных и иных фискальных сборов за право прохода) будет иметь абсолютно неконкурентоспособную цену в конечном пункте трассы.

О нежелании Астаны и Ашхабада оказаться жестко привязанными к столь проблемному проекту говорит и повышенное внимание, уделяемое ими созданию собственного танкерного флота и технологиям производства сжиженного газа.

Для такого экологически уязвимого замкнутого водоема, как Каспий, танкеры-ме-тановозы — более безопасный вариант транспортировки, чем подводный трубопровод. Пока в Казахстане наиболее крупным производителем сжиженного газа (около 10 млн т) является ТОО «Тенгизшевройл», работающее на Тенгизском месторождении. Этот газ (несмотря на дороговизну такой транспортировки) в основном доставляют в железнодорожных цистернах по территории России. Учитывая растущую долю сжиженного газа (сегодня порядка 20%) в мировом потреблении энергии2, в перспективе его производство может заинтересовать и других казахстанских производителей. Вероятно, транспортировка сжиженного газа в танкерах на западное побережье Каспия (в перспективе — и в Иран) будет коммерчески окупаемой. Вывод напрашивается однозначный: пока проект

1 См.: Конырова К. «При» вместо «Транс» // KazEnergy, 2007, № 5. С. 61.

2 Согласно докладу Международного энергетического агентства (ІЕА), производство в мире природного сжиженного газа вырастет с 240 млрд куб. м в 2005 году до 470—600 млрд куб. м к 2015-му.

Транскаспийского газопровода мотивирован исключительно политическими целями, а не экономической целесообразностью.

Пытаясь вовлечь страны Прикаспия в свои проекты, представители Евросоюза обещают оказывать им экономическую помощь, обучать кадры, даже «обеспечить безопасность добычи и доставки энергоресурсов» с помощью различных программ сотрудничества с НАТО. Однако проекты сооружения мировых трубопроводов имеют под собой основу лишь тогда, когда по ним есть что перекачивать, а вот с этим в данном случае могут возникнуть серьезные проблемы. Рассмотрим перспективы «газовых раскладов» в регионе на ближайшее время (речь идет о соответствующих ресурсах Казахстана, Туркменистана и Азербайджана).

Газовая арифметика

Сегодня3, согласно данным Государственной комиссии РК по запасам, извлекаемые объемы газа (с учетом новых месторождений на Каспийском шельфе) превышают 3 трлн куб. м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6—8 трлн куб. м. В 2006 году республика добыла 27 млрд куб. м (производство товарного газа достигло 14,8 млрд куб. м). В среднесрочной перспективе этот объем может быть удвоен. Ожидается, что в 2015 году производство товарного газа составит 36 млрд куб. м и 40 млрд куб. м — в 2020-м4.

Динамика валовой добычи газа в Казахстане (млрд куб. м)

Поскольку сырьевая база газовой промышленности Казахстана связана преимущественно с нефтяными и нефтегазовыми месторождениями, рост добычи голубого топлива будет достигаться в основном за счет увеличения объемов выхода попутного и растворенного в нефти газа. Таким образом, указанный рост связан с эксплуатацией морских мес-

3 См.: Нефтегазовая вертикаль, 2007, № 17. С. 110.

4 См.: Там же. С. 122.

торождений. Значительные объемы газа могли бы дать залежи Кашагана, однако начало их разработки в очередной раз, и, возможно, не в последний, переносится. Учитывая, что часть добываемого в стране голубого топлива пойдет в Китай, часть — на собственный рынок, а остальное экспортирует СП «Казросгаз», в обозримой перспективе для Транскаспийской трубы практически ничего не остается.

Запасы Шах-Дениза — главного газового месторождения Азербайджана, осваиваемого международным консорциумом АМОК, — составляют, как заявил в июне 2007 года на открытии XIV выставки «Нефть и газ Каспия» президент республики Ильхам Алиев, 1,2 трлн куб. м сырья. Добавив к этим объемам попутный нефтяной газ проекта Азери — Чираг — Г юнешли (АЧГ), а также газ, находящийся в пластах месторождений, осваиваемых госкомпанией ГНКАР, получим, что газовый потенциал страны не превышает 1,7 трлн куб. м (итальянская компания «ЭНИ» оценивает его скромнее — около 1,4 трлн куб. м).

По словам министра промышленности и энергетики республики Натика Алиева5, «на этапе реализации «Стадии-2» проекта Шах-Дениз Азербайджан сможет поставлять по «Набукко» в Европу 12 млрд куб. м газа». Добыча на месторождении Шах-Дениз в рамках «Стадии-2» намечена на 2013 год. При этом, по прогнозам ГНКАР, в 2015 году Шах-Дениз даст максимум 20 млрд куб. м (в 2006-м добыча газа в Азербайджане составила 6,8 млрд куб. м). Ныне — на «Стадии-1» разработки месторождения — сырье экспортируется в Грузию и Турцию. Для собственных нужд Азербайджан также использует голубое топливо Шах-Дениза. Таким образом, республика, активно лоббирующая Транскаспийский проект, даже через 8—10 лет сможет покрывать не более половины его планируемой мощности.

Динамика добычи газа в Азербайджане (млрд куб. м)

Газовые запасы Туркменистана рассматриваются специалистами как третьи-четвертые в мире, но сегодня объем добычи составляет 65 млрд куб. м. Ашхабад полагает, что к

5 См.: [http://www.ngv.ru/shownews.aspx?newsID=98437].

2030 году этот показатель достигнет 250 млрд куб. м. Однако, как показывает статистика, темпы роста невелики, а реальные объемы извлекаемого газа постоянно отстают от запланированных: в 2006 году добыча выросла лишь на 1%. Новый президент страны (как, впрочем, и Туркменбаши) отвергает все сомнения по поводу возможности выполнить заявленные обязательства по поставкам газа. И все же (вероятно, для подстраховки) в мае 2007 года республика подписала с китайской фирмой КННК контракт (на 1,5 млрд долл.), предусматривающий разведку месторождений голубого топлива6. Даже если будут обнаружены его новые крупные запасы, то на доведение их до промышленной добычи потребуются годы. То же относится и к вероятным резервам газа на туркменском шельфе Каспия.

Динамика добычи газа в Туркменистане (млрд куб. м)

Простая арифметика показывает, что для заполнения всех труб Туркменистану потребуется как минимум 170 млрд куб. м газа в год. Получается, что республика собирается поставлять в Европу значительно большие его объемы, нежели Россия. А ведь 30 млрд куб. м сырья, которые пойдут в Китай, составляют почти половину всего сегодняшнего экспорта туркменского голубого топлива.

Таким образом, при отсутствии достоверных данных о доказанных запасах газа, говорить о стабильных и долгосрочных его поставках по Транскаспийскому трубопроводу можно лишь теоретически. Более того, нельзя исключить, что выполнение Туркменистаном соглашения с Китаем не только лишит Транскаспийский проект всяких надежд, но и может поставить под вопрос реализацию этого проекта.

Прикаспийский проект

Идея строительства трубопровода для транспортировки туркменского газа через Казахстан вдоль восточного берега Каспийского моря и далее — через российскую тер-

6 За 12 лет КННК должна пробурить 12 разведочных скважин на месторождении Южный Иолотань (правобережье Амударьи).

риторию на европейский рынок не нова (в 2003 г. проект оценивали в 1 млрд долл.). Представители «Газпрома» считали прокладку этой магистрали альтернативой проектам увеличения мощности и реконструкции действующего трубопровода Средняя Азия — Центр, пролегающего через Узбекистан и Казахстан. Тогда судьба этой трассы «зависла» из-за предлагавшейся «Газпромом» цены (25—27 долл. за 1 тыс. куб. м).

Подписание (в соответствии с принятой в мае 2007 г. Совместной декларацией президентов Казахстана, России и Туркменистана) Межправительственного соглашения о сотрудничестве трех государств в строительстве Прикаспийского газопровода, как заявил глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, также затягивается по аналогичной причине.

Свое желание увеличить с 2008 года отпускную цену на газ в1,5 раза (при том что закупочные цены в Туркменистане не превышают для Китая7 90 долл. за 1 тыс. куб. м) Ашхабад мотивирует мировым ростом цен на углеводородное сырье, а также намерениями «Газпрома» значительно повысить отпускные цены для стран СНГ. Наличие подписанного с «Газпромом» соглашения о поставках в 2006—2009 годах газа (162 млрд куб. м по 100 долл. за 1 тыс. куб. м) делает позицию нового главы республики, мягко говоря, несколько странной. Более того, подобные намерения могут навредить репутации Ашхабада. Пытаясь нарушить международные контракты, он автоматически попадает в категорию ненадежных поставщиков, вольно трактующих условия договоров.

Между тем модернизация действующего Прикаспийского газопровода, по которому ныне прокачивают около 4 млрд куб. м газа в год, строительство нового Прикаспийского трубопровода, а также реконструкция системы Средняя Азия — Центр (САЦ) позволят создать газотранспортные мощности объемом более чем в 80 млрд куб. м в год (в рамках контракта, заключенного до 2028 года).

Представляется, что строительство Прикаспийского газопровода отвечает интересам не только России, но и ее центральноазиатских партнеров. Реализация этого проекта означает возникновение де-факто так называемой «газовой ОПЕК» (ее создание изначально и предполагалось в формате Россия + республики Центральной Азии), которая сможет диктовать цену на газ для европейских потребителей.

Туман над Туркменистаном

ЕС и США поддерживают по дипломатическим каналам идею прокладки газопроводов из Туркменистана в Азербайджан, Турцию и далее — в Европу. Однако нет ясности относительно того, обладает ли Туркменистан реально достаточными запасами голубого топлива. Речь идет о проверенных и подтвержденных независимым аудитом его объемах, которые Туркменистан на деле (а не на словах и бумаге) мог бы экспортировать на внешние рынки. Ведь данные об итогах аудита, проведенного еще в мае 2005 года американской компанией «Дегольер энд Макнотон» и британской фирмой «Геффни, клайн энд эс-сошиэтс», до сих пор не опубликованы.

Именно поэтому проекты «Набукко», трубопровода в Иран и по дну Каспия могут попросту остаться без природного газа. Крупнейшие западные компании не будут вкладывать в прокладку магистральных газопроводов миллиарды долларов, когда нет гарантированных источников поставок сырья.

7 См.: Туркмения отдала недра Китаю // Oil&Gas of Kazakhstan, 2007, № 4—5. С. 177.

Тем не менее нового президента Туркменистана «обхаживают» делегации России, Казахстана, США и Азербайджана, что Ашхабаду лишь на руку. Так, за 9 месяцев 2007 года республику посетили 18 только правительственных делегаций Соединенных Штатов (15 от исполнительной власти и 3 — от Конгресса)8, официальная цель которых — поиск путей укрепления двусторонних отношений. Однако интересы Белого дома явно сосредоточены на топливно-энергетическом секторе: Вашингтон старается добиться от Ашхабада обязательства экспортировать значительную часть добываемого им газа по планируемому Транскаспийскому трубопроводу.

Участившиеся встречи с новым президентом Туркменистана обычно проходят в формате, ставшем уже стандартным. Визитеры декларируют общие интересы в сфере региональной безопасности, затем речь заходит об инвестиционных проектах и перспективах совместных действий по увеличению поставок голубого топлива на мировые рынки. Сейчас для Туркменистана крайне важно стать более активным игроком в регионе, и газовые богатства страны (неважно, подтверждены они независимым международным аудитом или нет) — та тема, которая привлекает в Ашхабад делегации РФ, США и КНР.

Президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов старается личной дипломатией навести новые мосты сотрудничества, столь важные для дальнейшего развития республики. Однако, «открывая шлюзы» для иностранного нефтегазового бизнеса и заявляя о долгосрочной ориентации на диверсификацию поставок по различным маршрутам, он стремится использовать все поступающие предложения в собственных интересах.

Подчеркивая свою приверженность политике многовариантности маршрутов вывода энергоносителей на мировой рынок, осторожный руководитель страны добавляет, что Ашхабад готов поставлять газ в любом направлении, но... до собственной границы. Таким образом, он обнадеживает Китай, Россию, США и государства Европы, давая понять, что они смогут получить свою долю туркменского голубого топлива. Стремясь сделать все возможное для ускорения работ по строительству Транскаспийского трубопровода и привлечению к нему инвестиций, в августе 2007 года (после обсуждения в Ашхабаде идеи этого газопровода) Соединенные Штаты выделили Азербайджану «энергетический грант» в 1,7 млн долл. на подготовку технико-экономического обоснования двух новых транскаспийских трубопроводов. По ним нефть и природный газ из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана будут поставлять в Европу через территорию Азербайджана и Грузии.

После подтверждения желания участвовать в сооружении Прикаспийского газопровода вдоль побережья и далее — через территорию России в Европу (вместе с Казахстаном) — президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов озвучил и «сохранение заинтересованности» республики в строительстве трубопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан. Кроме того, Ашхабад не прочь проложить ветки газопроводов в Иран и в Китай.

Стратегия и тактика Казахстана

Политика многовекторности, которой придерживается Казахстан, порождает ряд загадок. Многочисленные встречи с уполномоченными на то представителями России и

См.: Эксперт Казахстан, 2007, № 26. С. 46.

США так и не прояснили, с кем все-таки Астана будет на данном этапе теснее и «приоритетнее» сотрудничать в энергетических вопросах — с Москвой, Вашингтоном или еще с кем-то.

Практически отсутствовала реакция на новые конституционные изменения, принятые недавно в РК. Для США самое главное — это чтобы власти Казахстана содействовали американскому бизнесу, не препятствовали укреплению его инвестиционных позиций в республике и в Центральной Азии в целом и по возможности поддерживали Соединенные Штаты по ключевым международным вопросам. Для Вашингтона очень важно и снижение в обозримой перспективе роли Москвы в разработке и транспортировке углеводородного сырья РК.

Хотя Казахстан и обладает несравненно меньшими газовыми ресурсами, чем Туркменистан, по-видимому, США будут делать свои ставки именно на Астану как с точки зрения предсказуемости «газового» сотрудничества, так и в плане дальнейшего расширения экспорта голубого топлива из республики.

Казахстан готов и к роли транзитера, которую пока в ЦА успешно играет лишь Россия. Речь идет о газопроводе из Туркменистана в Китай: его придется прокладывать через территорию Узбекистана и Казахстана. В этой ситуации Астана сможет экспортировать свой газ на мировые рынки в обход РФ.

Начало строительства трубопровода в КНР намечено на 2008 год. По словам исполнительного директора компании «КазМунайГаз» Армана Дарбаева, «газопровод будет состоять из следующих участков: граница Узбекистана, Шымкент, Хоргос — мощность около 40 млрд куб. м в год, второй участок — Бейнеу — Бозой — Самсоновка, который будет построен позже, после обоснования его экономической эффективности. Мощность его составит 10 млрд куб. м в год. Завершение реализации первой очереди проекта мы планируем в 2009 году»9.

С учетом того, что на сегодня у Ашхабада явно непростые отношения с Ташкентом, эксперты полагают, что газопровод «Туркменистан — Китай» вряд ли будет построен к 2010 году (как планируют китайцы). А вот к 2015-му (если заинтересованные стороны согласуют транзитные вопросы) этот трубопровод вполне может стать реальностью.

С вводом в действие нефте- и газопроводов в КНР Казахстан не только становится более независимым экспортером углеводородов на восток, но и заявляет о своих притязаниях на все еще свободный рынок динамично развивающихся государств Юго-Восточной Азии. Эти маршруты могут стать одной из «козырных карт» внешнеполитической стратегии Астаны, у которой появится шанс снизить как диктат западных компаний по условиям получения инвестиций, так и зависимость от монопольного влияния России на транзит сырья на мировые рынки.

Вместе с тем эксперты10 обращают внимание на то, что сотрудничество КНР с РК в значительной мере подчинено задачам развития экономики Поднебесной, успехи которой объективно «играют» против обрабатывающего и сельскохозяйственного секторов Казахстана. Растущий в Китае спрос на энергоресурсы способствуют превращению РК в сырьевой придаток не только западной, но и китайской экономики. При этом, как отмечают эксперты, Казахстану и другим странам региона вряд ли следует рассчитывать на то, что китайский бизнес придет в несырьевые отрасли, например в сферу высоких технологий. Нужно быть реалистами, подчеркивают они, и понимать, что государства Прикас-пия интересны Китаю в первую очередь как источники сырья.

Вызывает озабоченность и растущая нелегальная китайская миграция в республику (по экспертным оценкам, счет идет уже на сотни тысяч человек). Главное — она не стано-

9 См.: Новости КМГ, 2 октября 2007.

10 См.: Смирнов С. Китайский дракон на Каспии // Caspian World Kazakhstan 2007. С. 105.

вится «притоком мозгов», высококвалифицированных кадров, способствующих научному и технологическому прогрессу, а служит средством освоения территории с использованием примитивных (порой даже доиндустриальных) форм хозяйствования. Это не только затрагивает экономические интересы Казахстана, но и несет потенциальную угрозу его внутриполитической стабильности.

Газовый ОПЕК в рамках ШОС

Страны Центральной Азии, добывающие нефть и газ, нуждаются в диверсификации маршрутов трубопроводов. Рынок подталкивает государства региона к одновременной игре на нескольких шахматных досках, что понятно: какие-то альтернативные схемы, несомненно, будут реализованы. Большинство аналитиков полагают, что в соревновании с «Газпромом» и Китаем западные планы имеют мало шансов на успех. Так, по мнению сотрудника британского Оксфордского института энергетических исследований, профессора Джонатана Стерна11, «для построения Транскаспийского газопровода необходимы три вещи — газ, рынки и деньги. В настоящий момент Запад не обладает ни одним из этих ресурсов».

Следует отметить и усилившуюся конкуренцию за доступ к энергоресурсам региона в рамках Шанхайской организации сотрудничества. У стран ЦА появляется искушение использовать растущий интерес Китая к их резервам, что позволит Пекину добиться определенных уступок со стороны Москвы или западных компаний. Тем не менее в августе 2007 года лидеры России, Китая и четырех государств Центральной Азии, входящих в ШОС, встретились в Бишкеке (столица Кыргызстана), где договорились о создании «Энергетического клуба».

Очевидно, что реализация этой идеи осложнит Западу доступ к энергоресурсам Каспийского региона, по крайней мере к той его части, которая относится к ЦА. Разумеется, подобное намерение вызвало достаточно большое беспокойство в США и в ведущих странах Европы, хотя пока неясно, чем займется этот клуб и когда он будет сформирован. Главное, что страны ШОС категорически не намерены принимать в «Энергетический клуб» ни Соединенные Штаты, ни государства Западной Европы. Подобное российско-китайское энергосотрудничество с республиками региона затруднит западноевропейцам доступ к энергетическим ресурсам ЦА и укрепит позиции России как транзитной страны на пути доставки данных энергоресурсов в Европу.

В Москве и Вашингтоне, Ашхабаде и Баку, Астане и Пекине прекрасно понимают, что маршруты экспорта углеводородов — эффективные рычаги влияния в регионе. А это значит, что борьба за каспийские газопроводные проекты будет достаточно жесткой и по крайней мере один из планов в обозримом будущем не будет реализован вследствие дефицита сырьевых ресурсов. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что жертвой нового раунда «большой игры» на шахматной доске Каспия станет проект Транскаспийского газопровода, но как реально разложится «трубный пасьянс» для каспийского голубого топлива, покажет время. Понятно одно: в Каспийском регионе складывается новая ситуация, предоставляющая государствам Центральной Азии больше пространства для маневра.

11 См.: Эксперт Казахстан, 2007, № 36. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.