Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы регионального развития'

Теоретико-методологические основы регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
299
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / REGION / REGIONAL POLICY / STRATEGY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Перешивкин Анатолий Сергеевич

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы регионального развития по приоритетным направлениям региональной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological basis for regional development

The article deals with theoretical and methodological foundations of regional development in priority areas of regional policy.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы регионального развития»

ЛИТЕРАТУРА

Большая Советская Энциклопедия. URL: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/symb_765/page_4.html (дата обращения: 11.11.2011).

Гаврилова Е.Г. Применение модели «цена-сервис» для анализа ценовой стратегии торгового предприятия // Известия СПбУЭФ. 2007. № 1. С. 198-201.

ГоликовЕ.А. Взаимодействие маркетинга и логистики. М.: Флинта; МПСИ, 2007. 568 с. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. 1600 с.

АС. ПЕРЕШИВКИН

Анатолий Сергеевич ПЕРЕШИВКИН — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ. В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — проблемы региональной экономики. ^ ^ ^

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ*

Проведение эффективной региональной социально-экономической политики, значимость которой в современных условиях общественного развития России возрастает, требует разработки соответствующего понятийно -концептуального аппарата и реализации его в практической деятельности.

Региональная политика представляет собой одно из важнейших направлений экономической (хозяйственной) политики, имеющее своим объектом регионы страны как составные части общества. В настоящее время понятие «региональная политика» употребляется в различных смыслах. В одних случаях внимание акцентируется на вопросах завоевания и удержания власти на уровне регионов [1, с. 23-27], в других — упор делается на проблемах использования завоеванной власти [3, с. 39-46]. При этом с учетом целевой направленности региональной политики она подразделяется на экономическую, социальную, демографическую, экологическую и др. Особого внимания заслуживает рассмотрение региональной политики с точки зрения ее основного объекта — региона в целом [2, с. 12]. В связи с этим ее содержанием является: определение принципов формирования и изменения региональной структуры общества; выявление региональных интересов с учетом специфики населения, исторических, природных и культурно-бытовых особенностей региона; установление места регионов в общественном разделении труда; формирование взаимоотношений регионов с центральными органами власти и управления и между собой, а также отношений внутри региона между его составными частями и др.

В современных условиях проблемы региональной политики становятся все более актуальными. Это связано, с одной стороны, с усиливающейся социальной дифференциацией и политизацией общества, а с другой — с возрастанием роли региональных факторов развития страны.

Процесс возрастания роли регионов в управлении или передачи им все больших полномочий в решении повседневных проблем сообществ людей может быть охарактеризован термином «регионализация». Тенденция регионализации в России обусловлена еще и огромными размерами страны, ограниченными возможностями эффективного управления из единого центра регионами, значительно отличающимися друг от друга по своему историческому прошлому и культуре, плотности и составу населения, природно-климатическим условиям, уровню экономического и социального развития.

Среди приоритетных направлений региональной политики Советского государства, получивших название принципов размещения социалистического производства, были следующие [там же]:

ГРНТИ 06.61.33 © А.С. Перешивкин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

1) обеспечение постепенного сдвига населения и производительных сил на Восток с учетом укрепления обороноспособности страны, освоения новых природных ресурсов и необходимости определенной регуляции хозяйственной деятельности в европейской части и на Урале (в частности, снижения темпов роста там материа-ло-, водо- и энергоемких производств);

2) недопущение чрезмерного роста крупнейших городов, стимулирование развития малых и средних городов, развертывание строительства новых городов, имея в виду потребность более равномерного размещения производства и расселения, преодоление существенных различий между городом и деревней;

3) выравнивание уровней социально-экономического развития республик и областных регионов;

4) сочетание специализации и комплексного развития союзных республик и экономических районов страны;

5) приближение промышленности к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления в целях сокращения чрезмерно дальних, встречных и нерациональных перевозов народнохозяйственных грузов.

По своей сущности все эти установки были вполне оправданными. Они формировали стратегию полноценного хозяйственного освоения всей территории станы, в них присутствовали социальные мотивы и то, что сегодня называется «экологической политикой». СССР первым поставил вопрос о необходимости формулирования долговременных целей регионального развития. Вскоре Запад прочно взял на вооружение такие элементы планового подхода, как государственное регулирование роста городов, политика подъема экономически депрессивных районов, планомерное формирование территориально-производственных комплексов разного масштаба. При этом эффективность региональной политики там оказалась выше, чем в СССР.

Так, действовавшие долгие годы отраслевые промышленные министерства в середине 1991 г. прекратили свое существование. Остались только министерства самого широкого профиля: оборонной промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, строительства, транспорта, путей сообщения, связи, топлива и энергетики. Образовавшийся вакуум в управлении сказался на разрыве хозяйственных связей, резком спаде производства, устранении основных производственных фондов в отраслях.

Одной из основных причин, обусловливающих нарастание кризисной ситуации, является недооценка, а часто игнорирование территориального фактора в социально-экономическом развитии. Не было обеспечено реальное сочетание отраслевого и территориального подходов в развитии народного хозяйства. Преобладал технологический принцип. Предпочтение отдавалось интересам производства, а не человеку. Считалось, что население идет за размещением производства. Теоретически и практически главным фактором размещения стало приближение его к источникам сырья или строительным базам. Развитие общественного производства шло не столько вглубь, сколько вширь — по экстенсивному, ресурсному пути.

Коренные изменения в системе производственных отношений, связанные с реальным поворотом экономики к нуждам людей и приведшие к слому сверхцентрализованного управления, утверждению суверенитета республик, развитию местного самоуправления, самостоятельности предприятий, требуют пересмотра наших представлений о приоритетах в системе составляющих объекта региональной экономики.

Хотя сам объект, в принципе, остается прежним, в новых условиях на первый план должны выйти процессы экономического и социального развития республик и административных территориальных образований. Именно на этом уровне наилучшим образом могут быть учтены и удовлетворены социальные потребности.

Соответственно меняются и подходы к формированию целей регионального развития. Вместо обеспечения дополнительного экономического эффекта за счет оптимальной территориальной организации хозяйства на первое место выдвигается создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. Это означает, например, что подход к населению как к одному из факторов размещения должен быть переосмыслен, население следует рассматривать не только и не столько как источник трудовых ресурсов, удовлетворение его потребностей должно стать целью развития экономики регионов.

Региональная политика формируется под воздействием самых разнообразных природно-географических, социально-демографических, национально-культурных факторов и должна учитывать своеобразие хозяйственного комплекса и научно-технического потенциала каждого субъекта Федерации. Поэтому недостаточно продекларировать общие цели и задачи региональной политики, а следует прогнозировать возможные последствия их реализации, как на отдельных территориях, так и для России в целом [4, с. 15].

Здесь предстоит найти новые принципиальные решения по организации на системной основе исследований по научному и технико-экономическому обоснованию перспектив регионального социально-экономического развития Российской Федерации. По нашему мнению, эти исследования необходимо развивать по двум основным направлениям.

Первое направление исследований связано с разработкой системы комплексных прогнозов социально-экономического и научно-технического развития для каждого отдельного региона - субъекта РФ, охватывающих как краткосрочный, так и средне- и долгосрочный периоды. На их базе целесообразно по каждому региону сформировать комплексный прогноз (схему) развития и размещения производительных сил на долгосрочный период (с выделением среднесрочной перспективы и более детальной проработкой прогнозов на ближайшие

два-три года). В работе над этим прогнозом должны быть обоснованы альтернативные варианты перспективного развития, учитывающие различные целевые установки и приоритеты, связанные с динамикой социальных и воспроизводственных процессов, развитием процессов разгосударствления и демонополизации, внедрением мировых научно-технических достижений, структурными сдвигами в важнейших сферах экономики, развитием межрегиональных, межгосударственных и международных экономических отношений.

Второе направление исследований связано с изучением межрегиональных проблем социально-экономического развития регионов и определением роли каждого из них в системе разделения труда в границах общего экономического пространства с учетом природно-ресурсного, экономического и трудового потенциалов каждого региона. Фактически речь идет об определении долгосрочной стратегии развития регионов, рассматриваемого, в свою очередь, как интегрированная часть народного хозяйства РФ. В рамках второго направления исследований целесообразно обеспечить органическое сочетание научных работ по экономическому прогнозу в целом по РФ (по линии академической науки) с детальными технико-экономическими обоснованиями и прогнозами развития производственной и социальной сфер (отраслевые схемы), прогнозными оценками развития предприятий и отраслей обеих сфер народного хозяйства, прогнозными оценками комплексного социально -экономического развития регионов (территориальные схемы), а также с прогнозами развития систем расселения (схемы расселения) и рационального пространственного устройства территории (схемы районной планировки).

Эти разработки должны предусматривать глубокий анализ перспективных темпов и пропорций социально-экономического развития РФ и отдельных регионов, исходя из возможности удовлетворения научно обоснованных потребностей населения, обеспечения процессов расширенного воспроизводства и его структурной перестройки, с учетом научно-технического прогресса и активного воздействия свободного внутреннего и мирового рынков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002.

2. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1975.

3. Региональная экономика / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Сигов И. И. Региональная политика и управление. Чебоксары, 1997.

Е.А. ПЕТРАКОВА

Евгения Андреевна ПЕТРАКОВА — аспирантка кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.

^ ^ ^

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПТИМУМ И ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК*

Концепция рассмотрения рынка как совокупности цепей поставок является сравнительно новой и представляет собой одно из перспективных направлений в совершенствовании деятельности компании. При управлении цепью поставок возникает задача объединения рынка, сбытовой сети, производственного процесса и закупочной

ГРНТИ 06.71.17 © Е.А. Петракова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Борисовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.