ЛИТЕРАТУРА
Большая Советская Энциклопедия. URL: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/symb_765/page_4.html (дата обращения: 11.11.2011).
Гаврилова Е.Г. Применение модели «цена-сервис» для анализа ценовой стратегии торгового предприятия // Известия СПбУЭФ. 2007. № 1. С. 198-201.
ГоликовЕ.А. Взаимодействие маркетинга и логистики. М.: Флинта; МПСИ, 2007. 568 с. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. 1600 с.
АС. ПЕРЕШИВКИН
Анатолий Сергеевич ПЕРЕШИВКИН — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ. В 2008 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — проблемы региональной экономики. ^ ^ ^
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ*
Проведение эффективной региональной социально-экономической политики, значимость которой в современных условиях общественного развития России возрастает, требует разработки соответствующего понятийно -концептуального аппарата и реализации его в практической деятельности.
Региональная политика представляет собой одно из важнейших направлений экономической (хозяйственной) политики, имеющее своим объектом регионы страны как составные части общества. В настоящее время понятие «региональная политика» употребляется в различных смыслах. В одних случаях внимание акцентируется на вопросах завоевания и удержания власти на уровне регионов [1, с. 23-27], в других — упор делается на проблемах использования завоеванной власти [3, с. 39-46]. При этом с учетом целевой направленности региональной политики она подразделяется на экономическую, социальную, демографическую, экологическую и др. Особого внимания заслуживает рассмотрение региональной политики с точки зрения ее основного объекта — региона в целом [2, с. 12]. В связи с этим ее содержанием является: определение принципов формирования и изменения региональной структуры общества; выявление региональных интересов с учетом специфики населения, исторических, природных и культурно-бытовых особенностей региона; установление места регионов в общественном разделении труда; формирование взаимоотношений регионов с центральными органами власти и управления и между собой, а также отношений внутри региона между его составными частями и др.
В современных условиях проблемы региональной политики становятся все более актуальными. Это связано, с одной стороны, с усиливающейся социальной дифференциацией и политизацией общества, а с другой — с возрастанием роли региональных факторов развития страны.
Процесс возрастания роли регионов в управлении или передачи им все больших полномочий в решении повседневных проблем сообществ людей может быть охарактеризован термином «регионализация». Тенденция регионализации в России обусловлена еще и огромными размерами страны, ограниченными возможностями эффективного управления из единого центра регионами, значительно отличающимися друг от друга по своему историческому прошлому и культуре, плотности и составу населения, природно-климатическим условиям, уровню экономического и социального развития.
Среди приоритетных направлений региональной политики Советского государства, получивших название принципов размещения социалистического производства, были следующие [там же]:
ГРНТИ 06.61.33 © А.С. Перешивкин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
1) обеспечение постепенного сдвига населения и производительных сил на Восток с учетом укрепления обороноспособности страны, освоения новых природных ресурсов и необходимости определенной регуляции хозяйственной деятельности в европейской части и на Урале (в частности, снижения темпов роста там материа-ло-, водо- и энергоемких производств);
2) недопущение чрезмерного роста крупнейших городов, стимулирование развития малых и средних городов, развертывание строительства новых городов, имея в виду потребность более равномерного размещения производства и расселения, преодоление существенных различий между городом и деревней;
3) выравнивание уровней социально-экономического развития республик и областных регионов;
4) сочетание специализации и комплексного развития союзных республик и экономических районов страны;
5) приближение промышленности к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления в целях сокращения чрезмерно дальних, встречных и нерациональных перевозов народнохозяйственных грузов.
По своей сущности все эти установки были вполне оправданными. Они формировали стратегию полноценного хозяйственного освоения всей территории станы, в них присутствовали социальные мотивы и то, что сегодня называется «экологической политикой». СССР первым поставил вопрос о необходимости формулирования долговременных целей регионального развития. Вскоре Запад прочно взял на вооружение такие элементы планового подхода, как государственное регулирование роста городов, политика подъема экономически депрессивных районов, планомерное формирование территориально-производственных комплексов разного масштаба. При этом эффективность региональной политики там оказалась выше, чем в СССР.
Так, действовавшие долгие годы отраслевые промышленные министерства в середине 1991 г. прекратили свое существование. Остались только министерства самого широкого профиля: оборонной промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, строительства, транспорта, путей сообщения, связи, топлива и энергетики. Образовавшийся вакуум в управлении сказался на разрыве хозяйственных связей, резком спаде производства, устранении основных производственных фондов в отраслях.
Одной из основных причин, обусловливающих нарастание кризисной ситуации, является недооценка, а часто игнорирование территориального фактора в социально-экономическом развитии. Не было обеспечено реальное сочетание отраслевого и территориального подходов в развитии народного хозяйства. Преобладал технологический принцип. Предпочтение отдавалось интересам производства, а не человеку. Считалось, что население идет за размещением производства. Теоретически и практически главным фактором размещения стало приближение его к источникам сырья или строительным базам. Развитие общественного производства шло не столько вглубь, сколько вширь — по экстенсивному, ресурсному пути.
Коренные изменения в системе производственных отношений, связанные с реальным поворотом экономики к нуждам людей и приведшие к слому сверхцентрализованного управления, утверждению суверенитета республик, развитию местного самоуправления, самостоятельности предприятий, требуют пересмотра наших представлений о приоритетах в системе составляющих объекта региональной экономики.
Хотя сам объект, в принципе, остается прежним, в новых условиях на первый план должны выйти процессы экономического и социального развития республик и административных территориальных образований. Именно на этом уровне наилучшим образом могут быть учтены и удовлетворены социальные потребности.
Соответственно меняются и подходы к формированию целей регионального развития. Вместо обеспечения дополнительного экономического эффекта за счет оптимальной территориальной организации хозяйства на первое место выдвигается создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. Это означает, например, что подход к населению как к одному из факторов размещения должен быть переосмыслен, население следует рассматривать не только и не столько как источник трудовых ресурсов, удовлетворение его потребностей должно стать целью развития экономики регионов.
Региональная политика формируется под воздействием самых разнообразных природно-географических, социально-демографических, национально-культурных факторов и должна учитывать своеобразие хозяйственного комплекса и научно-технического потенциала каждого субъекта Федерации. Поэтому недостаточно продекларировать общие цели и задачи региональной политики, а следует прогнозировать возможные последствия их реализации, как на отдельных территориях, так и для России в целом [4, с. 15].
Здесь предстоит найти новые принципиальные решения по организации на системной основе исследований по научному и технико-экономическому обоснованию перспектив регионального социально-экономического развития Российской Федерации. По нашему мнению, эти исследования необходимо развивать по двум основным направлениям.
Первое направление исследований связано с разработкой системы комплексных прогнозов социально-экономического и научно-технического развития для каждого отдельного региона - субъекта РФ, охватывающих как краткосрочный, так и средне- и долгосрочный периоды. На их базе целесообразно по каждому региону сформировать комплексный прогноз (схему) развития и размещения производительных сил на долгосрочный период (с выделением среднесрочной перспективы и более детальной проработкой прогнозов на ближайшие
два-три года). В работе над этим прогнозом должны быть обоснованы альтернативные варианты перспективного развития, учитывающие различные целевые установки и приоритеты, связанные с динамикой социальных и воспроизводственных процессов, развитием процессов разгосударствления и демонополизации, внедрением мировых научно-технических достижений, структурными сдвигами в важнейших сферах экономики, развитием межрегиональных, межгосударственных и международных экономических отношений.
Второе направление исследований связано с изучением межрегиональных проблем социально-экономического развития регионов и определением роли каждого из них в системе разделения труда в границах общего экономического пространства с учетом природно-ресурсного, экономического и трудового потенциалов каждого региона. Фактически речь идет об определении долгосрочной стратегии развития регионов, рассматриваемого, в свою очередь, как интегрированная часть народного хозяйства РФ. В рамках второго направления исследований целесообразно обеспечить органическое сочетание научных работ по экономическому прогнозу в целом по РФ (по линии академической науки) с детальными технико-экономическими обоснованиями и прогнозами развития производственной и социальной сфер (отраслевые схемы), прогнозными оценками развития предприятий и отраслей обеих сфер народного хозяйства, прогнозными оценками комплексного социально -экономического развития регионов (территориальные схемы), а также с прогнозами развития систем расселения (схемы расселения) и рационального пространственного устройства территории (схемы районной планировки).
Эти разработки должны предусматривать глубокий анализ перспективных темпов и пропорций социально-экономического развития РФ и отдельных регионов, исходя из возможности удовлетворения научно обоснованных потребностей населения, обеспечения процессов расширенного воспроизводства и его структурной перестройки, с учетом научно-технического прогресса и активного воздействия свободного внутреннего и мирового рынков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002.
2. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1975.
3. Региональная экономика / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001.
4. Сигов И. И. Региональная политика и управление. Чебоксары, 1997.
Е.А. ПЕТРАКОВА
Евгения Андреевна ПЕТРАКОВА — аспирантка кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.
В 2009 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.
^ ^ ^
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПТИМУМ И ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК*
Концепция рассмотрения рынка как совокупности цепей поставок является сравнительно новой и представляет собой одно из перспективных направлений в совершенствовании деятельности компании. При управлении цепью поставок возникает задача объединения рынка, сбытовой сети, производственного процесса и закупочной
ГРНТИ 06.71.17 © Е.А. Петракова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Борисовой.