Научная статья на тему 'Экономический оптимум и траектория развития цепей поставок'

Экономический оптимум и траектория развития цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИКА / ОПТИМУМ / ОПТИМИЗАЦИЯ / КРИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / LOGISTICS / OPTIMUM / OPTIMIZATION / MARKETING CONCEPT / OPTIMIZATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петракова Евгения Андреевна

В статье рассматривается понятие оптимальности при использовании компанией методов управления цепями поставок, направленных на достижение конкурентного примущества. Проанализированы сущность экономического оптимума и методы его достижения в условиях ограниченности ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy optimum and supply chain development path

The article deals with the concept of optimization within supply chain management process which is organized in order to get competitive advantage. Analyses the economic optimum and methods to achieve it while all resources are limited.

Текст научной работы на тему «Экономический оптимум и траектория развития цепей поставок»

два-три года). В работе над этим прогнозом должны быть обоснованы альтернативные варианты перспективного развития, учитывающие различные целевые установки и приоритеты, связанные с динамикой социальных и воспроизводственных процессов, развитием процессов разгосударствления и демонополизации, внедрением мировых научно-технических достижений, структурными сдвигами в важнейших сферах экономики, развитием межрегиональных, межгосударственных и международных экономических отношений.

Второе направление исследований связано с изучением межрегиональных проблем социально -экономического развития регионов и определением роли каждого из них в системе разделения труда в границах общего экономического пространства с учетом природно-ресурсного, экономического и трудового потенциалов каждого региона. Фактически речь идет об определении долгосрочной стратегии развития регионов, рассматриваемого, в свою очередь, как интегрированная часть народного хозяйства РФ. В рамках второго направления исследований целесообразно обеспечить органическое сочетание научных работ по экономическому прогнозу в целом по РФ (по линии академической науки) с детальными технико-экономическими обоснованиями и прогнозами развития производственной и социальной сфер (отраслевые схемы), прогнозными оценками развития предприятий и отраслей обеих сфер народного хозяйства, прогнозными оценками комплексного социально -экономического развития регионов (территориальные схемы), а также с прогнозами развития систем расселения (схемы расселения) и рационального пространственного устройства территории (схемы районной планировки).

Эти разработки должны предусматривать глубокий анализ перспективных темпов и пропорций социально-экономического развития РФ и отдельных регионов, исходя из возможности удовлетворения научно обоснованных потребностей населения, обеспечения процессов расширенного воспроизводства и его структурной перестройки, с учетом научно-технического прогресса и активного воздействия свободного внутреннего и мирового рынков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002.

2. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1975.

3. Региональная экономика / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Сигов И. И. Региональная политика и управление. Чебоксары, 1997.

Е.А. ПЕТРАКОВА

Евгения Андреевна ПЕТРАКОВА — аспирантка кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — логистика и управление цепями поставок.

^ ^ ^

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПТИМУМ И ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК*

Концепция рассмотрения рынка как совокупности цепей поставок является сравнительно новой и представляет собой одно из перспективных направлений в совершенствовании деятельности компании. При управлении цепью поставок возникает задача объединения рынка, сбытовой сети, производственного процесса и закупочной

ГРНТИ 06.71.17 © Е.А. Петракова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Борисовой.

деятельности таким образом, чтобы обеспечить обслуживание клиентов на более высоком уровне и с наименьшими издержками.

Специалисты по логистике достаточно часто обращаются к исследованию понятия «оптимум». Это обусловливается тем, что большинство задач, решаемых в процессе логистической деятельности и управления цепями поставок, относятся к числу оптимизационных. Важность понятия «оптимизация» для логистической деятельности настолько велика, что некоторые авторы вводят его в само определение научной дисциплины. К примеру, в работах Б.А. Аникина, А.П. Долгова, В.С. Лукинского, В.И. Сергеева, С.А. Уварова при определении и раскрытии сущности понятия «логистика» говорится о процессе оптимизации или оптимальном состоянии системы, для достижения которого используются методы управления цепями поставок.

Терминология и методы математики широко применяются во всех экономических науках, в том числе и в управлении цепями поставок. Так, понятие «оптимальность» пришло в экономику из математики, где оно означает такое экстремальное значение функции, которое либо больше других значений той же функции — тогда это глобальный (абсолютный) максимум, либо меньше других значений — тогда это глобальный (абсолютный) минимум [5, а 137]. Обратим внимание на то, что в общей задаче математического программирования точка экстремума (оптимального значения) должна принадлежать допустимому множеству. Иными словами, для каждой функции существует своя область допустимых значений, заданная либо безусловными математическими аксиомами, либо исследователем, исходя из его задач.

Понятие «оптимум» вошло в экономический и деловой оборот, поскольку экономические агенты в своей деятельности постоянно вынуждены принимать наилучшие в том или ином смысле и реальные по имеющимся возможностям решения.

Экономический оптимум в широком смысле представляет собой траекторию развития экономической системы, наилучшую в статичном состоянии, относительно ее целей при заданных внешних и внутренних условиях. Это определение в полной мере соотносится с выявлением экономического оптимума при проектировании и формировании траектории развития цепи поставок. Достаточно подробно проблема оптимальности цепи поставок как одной из экономических систем рассмотрена в книге И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой «Логистика снабжения» [1]. Экономический оптимум можно определить как режим функционирования цепи поставок, при котором все ресурсы системы используются наиболее полно и эффективно в целях удовлетворения потребностей клиентов и достижения их целей.

В масштабах компании оптимум — наилучшее использование материальных ресурсов, при котором достигается возможный максимальный эффект производства или возможный минимум затрат при заданных параметрах развития компании. Поэтому в процессе управления компанией и цепями поставок важно определить целевые показатели деятельности, к которым она будет стремиться.

Оптимальность как в математике, так и в экономике не является абсолютным понятием. Нельзя говорить об оптимальности вообще, вне условий и без точно определенных критериев оптимальности. Если определение условий функционирования компании можно исследовать и компании, как правило, осведомлены о конъюнктуре внешней среды и о внутренних процессах и ограничениях, то определение критериев оптимальности развития является одной из основных задач управляющего персонала.

Критерий оптимальности — количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего. Он является показателем решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения, т. е. максимальное его удовлетворение поставленным требованиям. В работах российских ученых достаточно хорошо разработана методология выбора критерия оптимальности для финансово -экономических задач, в которых зачастую применяется единственный критерий — максимум прибыли, либо максимум рентабельности, либо минимум трудовых затрат, либо минимум сроков окупаемости и т. д.

Использование логистических методов направлено на повышение конкурентоспособности компании, а значит, на достижение всей совокупности указанных выше критериев. Анализ существующих цепей поставок показывает, что специалисты по логистике часто сталкиваются с решением различных оптимизационных задач как внутри компании, так и при взаимодействии с контрагентами. Разработка научно обоснованных критериев оптимальности позволит логистам более объективно обосновывать их управленческие решения. На основе проведенного исследования можно выделить три типа оптимизационных задач. Сущность задач первого типа заключается в необходимости выбора наилучшего варианта действий, обеспечивающих достижение вполне определенного, т. е. заданного, результата при минимальном расходе ресурсов. Примером таких задач является классическая транспортная задача. В задачах второго типа объем имеющихся ресурсов зафиксирован, нужно найти наилучший вариант их использования для получения максимального результата. Примером задач данного типа может служить составление графиков отгрузки продукции со склада. Задачи, в которых поиск наилучшего варианта ведется при отсутствии жестких ограничений как по объему используемых ресурсов, так и по конечному результату, относятся к третьему типу оптимизационных задач. Это задача планирования капиталовложений в развитие транспортной и складской инфраструктуры компании. При обосновании управленческих решений ло-

гисты оперируют понятием степени достижения цели, которую характеризуют определенным показателем. В целом формулировка цели становится важнейшим фактором определения экономического оптимума, поскольку даже понятие «наилучшее состояние» требует уточнения в каждой конкретной ситуации целевых установок.

Традиционно рыночные субъекты в качестве цели своей работы выделяли максимизацию прибыли. Согласно Большому экономическому словарю «прибыль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг» [3, а 211]. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей.

Применение логистических концепций в процессе управления компанией направлено на достижение наилучшего баланса между выручкой и издержками. С помощью инструментов логистики специалисты обеспечивают доставку товара в необходимом количестве в нужное место, тем самым предоставляя возможность его реализации. Одновременно с помощью использования современных концепций организации производства обеспечиваются достижение нужного качества товара и экономия ресурсов, используемых в процессе изготовления и продвижения продукта. Все усилия специалистов по логистике направлены на разумную минимизацию издержек за счет использования информационных технологий и применения современных логистических концепций. При интеграции контрагентов в цепи поставок также ведется работа по определению оптимального сочетания ресурсов и получению наибольшей выгоды от осуществления совместной деятельности.

В современном мире большинство рынков характеризуются высоким уровнем насыщения, так как в конкуренции участвуют помимо национальных и зарубежные поставщики. В этих условиях компании стремятся наиболее полно удовлетворить пожелания потребителей, поскольку только таким образом можно лидировать в конкурентной борьбе. Для реализации данной стратегии в рамках компании логистическое управление дополняется использованием маркетинговых инструментов, тем самым происходит интеграция поставщика ресурсов, потребителя и поставщика транспортных и других услуг в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему. С помощью методов маркетинга можно отследить и определить возникший спрос, т. е. получить ответ на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. В процессе управления цепями поставок совместное применение логистических и маркетинговых концепций способствует увеличению прибыли всех контрагентов.

Концепция социально ответственного маркетинга, применяемая сейчас большинством компаний, акцентирует внимание на удовлетворении нужд целевого рынка с учетом социальных и этических потребностей общества в целом. Кроме того, развивается концепция маркетинга отношений [2]. Она раскрывает рыночную конкуренцию как конкуренцию не столько компаний-производителей, сколько систем взаимодействия в целом, т. е. цепей поставок. «Маркетинг отношений — практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами в целях установления длительных привилегированных отношений» [4, а 57]. Для реализации маркетинга отношений на практике используются методы управления цепями поставок.

Ключевым для управления цепями поставок является системный подход к организации товародвижения. При эффективной его организации каждый из этапов должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Происходит интеграция на разных уровнях:

• функциональная интеграция закупок, производства, транспортировки и складской деятельности;

• пространственная интеграция указанных видов деятельности среди географически разбросанных поставщиков, объектов и рынков;

• межвременная интеграция этих видов деятельности в рамках стратегического, тактического и оперативного планирования.

Конечным результатом действий всех компаний, входящих в цепь поставок, является удовлетворение потребителей. Поэтому участники цепи поставок не ведут конкурентную борьбу друг с другом, а стремятся к координации действий, направленных на удовлетворение конечных пользователей.

Внешняя для компании среда динамична, поэтому для поддержания конкурентоспособности современным компаниям необходимо отслеживать все изменения в поведении контрагентов и государственных регулирующих органов и менять в соответствии с ними свою структуру. Если же компания интегрирована в цепь поставок, изменения должна претерпевать и вся система связей. Значит, всем участникам необходимо постоянно работать над конфигурацией цепи и оптимизацией процесса продвижения всех видов потоков.

В целом число задач в управлении цепями поставок чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи направлены на оптимизацию структуры и процессов взаимодействия участников. Оптимизацию управления цепями поставок можно определить как совокупность действий, направленных на достижение максимальной конкурентоспособности и рентабельности как фокусной компании, так и всей сетевой структуры цепей поставок, включая конечного потребителя, при соблюдении ограничений, выдвигаемых внешней и внутренней средой. Решая задачи оптимизации цепей поставок, важно учесть, что у любой фирмы для ведения биз-

неса, достижения стратегических, тактических и оперативных целей ресурсы ограничены. Особое значение приобретает правильное выстраивание траектории развития всей цепи поставок в масштабах долгосрочной стратегии компании при соблюдении совокупности ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне цепи поставок.

ЛИТЕРАТУРА

1. АфанасенкоИ.Д., БорисоваВ.В. Логистика снабжения. СПб.: Питер, 2010.

2. БагиевГ.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. СПб.: Питер, 2010.

3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2008.

4. Котлер Ф., КеллерК.Л. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2007.

5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.

А.В. РАДЮШ

Александр Владимирович РАДЮШ — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ. В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

^ ^ ^

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СТУДИИ КАК ОБЪЕКТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

С начала 70-х годов прошлого века в нашей стране развивается танцевальный спорт, сначала — любительский, а позднее коммерческий, со всеми трудностями роста и атрибутами эпохи 90-х. Однако танцевальные студии, клубы, школы обходятся без продуманной идеологии и стратегии. Руководителями становятся не только действующие или бывшие спортсмены, но и непрофессионалы. Для большинства из них главным становится «бизнес»; уровень преподавания, качество предлагаемого продукта, спортивные результаты — второстепенны.

Сегодня по количеству танцевальных студий и школ Россия давно обогнала Европу, но наши чемпионы редко выходят в финал главных профессиональных турниров, перестают участвовать в наиболее престижных, английских, соревнованиях. Лучшие российские танцевальные пары уступают европейским парам в главных соревновательных категориях: взрослые и профессионалы. Это означает отставание в школе, в уровне подготовки, следовательно, в организации дела, отсутствие серьезной методологической подготовки, теоретической базы. Мировой опыт, — а мир научился организовывать спортивные мероприятия, — ничему нас не учит.

Актуальность исследуемого вопроса очевидна. Только в составе Федерации танцевального спорта России несколько сотен клубов, а ведь есть и другие спортивно-танцевальные объединения [2-5]. Их деятельность стихийна, слабо организована, маркетинговой политики не существует, экономическая эффективность невысока, денежные потоки укрыты от налогообложения.

Сравним положение дел в сфере танцевального спорта в нашей стране и за рубежом на опыте двух условных коммерческих студий, показатели которых соответствуют реальным (см. табл. 1).

ГРТНИ 06.01.00 © А.В. Радюш, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.В. Кузнецова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.