Научная статья на тему 'Стратегические направления развития морских портов России'

Стратегические направления развития морских портов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1067
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / РОССИЙСКИЕ ПОРТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПРИБРЕЖНО-ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / SEA TRANSPORT / RUSSIAN PORTS / TRANSPORT SYSTEM / COAST-PORT INFRASTRUCTURE / FEDERAL TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Портная Н. О.

В статье приводятся основные направления деятельности морского транспорта и существующие проблемы, описываются проекты развития объектов портовой инфраструктуры и результаты их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents main directions of activity of sea transport and current problems, describes development projects of objects of port infrastructure and the results of their realization.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития морских портов России»

II университета

[ЖУРНАЛ водн ы х /_/ коммуникации

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.

2. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ.

5. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848» от 20 мая 2008 г. № 377.

6. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2008 году и задачах на 2009 год и среднесрочную перспективу до 2011 года / Аналитический обзор Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.

7. Доклад директора Департамента экономики и инвестиций Ю. В. Зворыкиной «Формирование стратегии инвестиционной деятельности в сфере транспорта в рамках трехлетнего бюджетного планирования» 21 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http:// www.mintrans.ru.

8. Транспорт в России: стат. сборник / Госкомстат России. — М., 2007. — 182 с.

9. http://www.worldbank.org.

Н. О. Портная,

соискатель, СПГУВК

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SEA PORT OF RUSSIA

В статье приводятся основные направления деятельности морского транспорта и существующие проблемы, описываются проекты развития объектов портовой инфраструктуры и результаты их реализации.

The article presents main directions of activity of sea transport and current problems, describes development projects of objects ofport infrastructure and the results of their realization.

Ключевые слова: морской транспорт, российские порты, транспортная система, прибрежно-пор-товая инфраструктура, федеральная целевая программа.

Key words: sea transport, Russian ports, transport system, coast-port infrastructure, federal target program.

М

ОРСКОЙ транспорт играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации и решающую роль в транспортном обеспечении ее внешнеэкономических связей. Им перевозится более 60 %

внешнеторговых грузов. Основные направления деятельности морского транспорта:

— выполнение экспортно-импортных, транзитных и каботажных (в том числе арктических) морских перевозок;

о X 3

— транспортное обслуживание труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где морской транспорт является практически единственным видом транспорта, способным перевозить крупные партии грузов, обеспечивая тем самым жизнедеятельность малых народов и освоение природных богатств обширных регионов страны;

— обеспечение транспортной связи с Калининградской областью без пересечения территорий других государств;

— выполнение функции резерва Военно-морского флота.

Перевалка грузов в российских портах в последние годы росла ускоренными темпами и в 2008 г. достигла 454,6 млн т, что вдвое больше, чем в 2001 г. и в 4 раза больше, чем в 1993 г. Соответственно в эти годы возросли судооборот российских портов и интенсивность судоходства на подходах к ним.

В то же время создание специализированных перегрузочных комплексов шло гораздо медленнее.

Наблюдается недостаток специализированных терминалов по перевалке массовых (навалочных и наливных) грузов в северо-западном и южном бассейнах. В портах стран Балтии и Украины в 2008 г. было перегружено 68 % российского угля, более 45 % минеральных удобрений и 45 % нефтепродуктов, экспортируемых через балтийский бассейн, а в портах Украины — 76 % угля и 56 % минеральных удобрений, экспортируемых через черноморско-азовский бассейн.

Динамичное развитие контейнерных перевозок морским транспортом требует опережающего развития специализированных контейнерных терминалов в портах всех морских бассейнов страны.

Недостаточные глубины в акватории и подходных каналах большинства российских портов существенно снижают их конкурентоспособность, так как не позволяют обрабатывать современные крупнотоннажные суда.

Судоходные пути в зоне ответственности Российской Федерации недостаточно оборудованы современными навигационными средствами. На подходах к ряду портов отсутствуют системы управления движением

судов, что является одной из основных причин навигационных аварий.

До настоящего времени не выполнены полностью принятые Российской Федерацией обязательства по созданию в территориальном море объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности и систем передачи навигационной информации.

Количество ледоколов недостаточно для организации надежного обеспечения зимней навигации на подходах и в портах замерзающих морей, что приводит к сезонному снижению их грузооборота. Возраст большинства ледоколов значительно превышает нормативный срок службы.

Резкое увеличение объемов перевозки нефти морем и рост грузоподъемности танке -ров создают предпосылки к росту количества случаев разлива нефти и объемов разлива. Между тем состояние производственной базы подразделений федерального государственного учреждения «Госморспасслужба России» в морских бассейнах не позволяет им своевременно реагировать на возможные разливы нефти, так как находящихся в их распоряжении судов и оборудования недостаточно для решения современных задач.

При подготовке подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [1] (далее — подпрограмма) были проанализированы два варианта решения указанных проблем. Первый вариант предусматривает реализацию отдельных проектов. Второй вариант предполагает решение проблем с применением программно-целевого метода, позволяющего обеспечить оптимальное решение путем координации усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства. Предпочтение было отдано второму варианту.

Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морского транспорта и транспортного флота позволяют рассчитывать на их успешную реализацию при условии адекватной организационной и ресурсной обеспеченности. При этом конечные результаты, связанные с уско-

рением темпов строительства транспортных инфраструктурных объектов, сокращением времени доставки грузов, формированием дополнительных бюджетных поступлений за счет увеличения налоговой базы и роста объемов перевозок, обеспечивают высокую бюджетную эффективность подпрограммы.

Для повышения конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализации транзитного потенциала страны необходимо увеличить пропускную способность российских морских портов и провозную способность морского транспортного флота, что позволит удовлетворить прогнозируемый количественный и качественный спрос на услуги по перевалке российских экспортно-импортных и международных транзитных грузов в российских морских портах, повысить потенциал внешней торговли, существенно увеличить объемы экспорта транспортных услуг, включающих перевалку внешнеторговых грузов в морских портах и перевозку флотом под флагом Российской Федерации в международном сообщении.

Все морские порты Российской Федерации по характеру решаемых задач и конкурентоспособности можно условно разделить на четыре группы.

В первую входят порты, обеспечивающие основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, способные на равных конкурировать с портами сопредельных стран без протекционистских мер со стороны государства, — Мурманск, Новороссийск, Восточный, Усть-Луга и Балтийск. Строительство в них объектов прибрежно-портовой инфраструктуры, относящихся к федеральной собственности, должно осуществляться за счет государственных средств. К этой группе также следует отнести создание новых портов на Черном море и в районе п. Ильинский на Сахалине, а также порты Приморск, Тамань и Оля.

Вторую группу составляют порты аутсайдеры во внешнеторговых и транзитных перевозках, обеспечивающие другие государственные задачи (северный завоз, каботажные перевозки на бассейнах) — Санкт-Петербург, Высоцк, Калининград, Архангельск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Махачкала, Владивосток,

Находка, Ванино, Холск, Таганрог, Ейск. Необходимо определить специализацию этих портов (рыночную нишу). Использование государственных средств в этих портах должно ограничиваться объектами, обеспечивающими выполнение государственных задач и обязательств. Развитие прибрежно-портовой инфраструктуры, обеспечивающей внешнеторговые и транзитные грузы целесообразно осуществлять на основах государственно-частного партнерства.

В третью группу входят порты, обеспечивающие «северный завоз» в регион (Магадан, Петропавловск-Камчатский, Анадырь) или составляющие элемент инфраструктуры Севморпути (Проведение, Певек, Тикси). За счет государственных средств должна быть произведена реконструкция этих портов под выполнение государственных задач. Излишние для выполнения государственных задач инфраструктурные объекты целесообразно передать в ведение регионов.

Четвертая группа — порты, обеспечивающие потребности одного населенного пункта или промышленного предприятия (Выборг, Мезень, Нарьян-Мар, Хатанга, Эгвекинот, Беринговский, Усть-Камчатск, Охотск, Александров, Углегорск, Шахтерск, Паранайск, Корсаков, Посьет и т. п.). Все государственное имущество этих портов должно быть передано в ведение регионов или реализовано в установленном порядке при сохранении в ведении федерации государственного портового контроля и пунктов пропуска.

Для решения задачи по увеличению пропускной способности российских морских портов подпрограммой «Морской транспорт» предусматривается реализация комплексных проектов строительства новых и реконструкции действующих перегрузочных терминалов.

На территории северного бассейна предусматривается реконструкция подходного канала порта Архангельск, на территории балтийского бассейна — развитие объектов инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, в морских портах Санкт-Петербург, Высоцк, Усть-Луга, Балтийск, на территории черноморско-азовского бассейна — развитие портов Таганрог, Кавказ, на территории каспийского бассейна — до-

о X 3

стройка объектов инфраструктуры порта Оля, на территории дальневосточного бассейна — развитие портов Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Холмск, Анадырь, а также порта в районе пос. Набиль. Создание современных международных пассажирских комплексов предусматривается в морских портах Санкт-Петербург и Сочи.

На рис. 1 представлена мощность российских портов к 2015 г. с дифференциацией по бассейнам и видам грузов.

С4МрО-ЫЛШ"1х£ бмЕВИН

9М ВСЕГО 1

451 2007г 455

135,3

Л Н К

о т А О

О X

А

о X Л

А X

Л

3 и

Ш_, т

80 2007 г

ГО

О

Ш

Рис. 1. Мощность российских портов к 2015 г.

Общий объем финансирования проектов развития морского транспорта составляет 630,7 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе средства федерального бюджета — 182 млрд руб., внебюджетные средства — 448,7 млрд руб. Привлечение внебюджетных инвестиций в предусмотренных подпрограммой объемах обеспечивается путем реализации механизмов государственно-частного партнерства.

Базовым принципом привлечения внебюджетных инвестиций является разделение инвестиционных проектов на две составляющие — строительство объектов инфраструктуры портов (причалы, складские площади, производственные здания и сооружения и др.), осуществляемое за счет средств частных инвесторов, и создание объектов государственной собственности (акватории, каналы, системы управления движением судов и др.), финансируемое за счет средств федерального

бюджета или с использованием других механизмов государственной поддержки.

Реализация проектов развития портов в рамках подпрограммы позволит:

— обеспечить потребность российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов в морских портах за счет роста их производственной мощности, повышения технологического и организационного уровня;

— укрепить взаимосвязь морского транспорта со смежными видами транспорта, грузовладельцами, иностранными партнерами в рамках межотраслевой транспортной координации;

— создать условия для развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации;

— улучшить транспортное обслуживание труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, что будет способствовать решению социально-экономических проблем проживающих там малых народов.

В результате реализации мероприятий подпрограммы объем перевалки грузов в российских портах в 2015 г. возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2009 г. Предусмотренные подпрограммой мероприятия по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в морских портах приведут к увеличению количества рабочих мест и решению ряда социальных вопросов. Всего в 2010-2015 гг. в морских портах будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн т в год, что обеспечит создание около 14 тыс. новых рабочих мест.

Ввод в эксплуатацию высокопроизводительных перегрузочных комплексов способствует улучшению условий труда порто-

вых рабочих и повышению уровня охраны окружающей природной среды. В результате реализации подпрограммы подавляющая часть пылящих грузов (уголь, минеральные удобрения и др.) будет перегружаться на специализированных комплексах с применением новейших технологий, что позволит не только повысить интенсивность грузовых работ, но и существенно сократить долю ручного труда, улучшить экологическую обстановку в портах, прибрежных зонах и в

// университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации

населенных пунктах, где эти порты расположены.

В период 2016-2030 гг. [2] продолжится развитие морских портов всех морских бассейнов страны. Для повышения эффективности работы и пропускной способности морских портов предусматривается увязка их развития с созданием логистической системы, включающей как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны, включая «сухие порты».

Список литературы

1. Подпрограмма «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377.

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.