Научная статья на тему 'Прогноз развития портовой инфраструктуры государств членов единого экономического пространства'

Прогноз развития портовой инфраструктуры государств членов единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
633
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ГРУЗОПОТОКИ / COMMON TRANSPORT SPACE / WATER TRANSPORT / PORT INFRASTRUCTURE / EXPORT-IMPORT CARGO

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Давыденко А. А.

Рассмотрены возможные сценарии развития отечественной портовой инфраструктуры, обусловленные процессами транспортной интеграции государств-членов единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Определены перспективы российского транзитного потенциала. Рассмотрены проблемы реконструкции отдельных портов Балтийского, Черноморского и Каспийского бассейнов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article possible scenarios of development the domestic port infrastructure due to transport integration processes of the Member States of a single economic space Russia, Belarus and Kazakhstan. The prospects of the Russian transit potential. The problems of reconstruction of the individual ports of the Baltic, Black and Caspian Sea basins.

Текст научной работы на тему «Прогноз развития портовой инфраструктуры государств членов единого экономического пространства»

ЛОГИСТИКА И ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 656.6 А. А. Давыденко,

канд. экон. наук, Росморречфлот

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ портовой инфраструктуры государств — ЧЛЕНОВ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

FORECAST OF PORT INFRASTRUCTURE STATES — MEMBERS OF COMMON ECONOMIC SPACE

Рассмотрены возможные сценарии развития отечественной портовой инфраструктуры, обусловленные процессами транспортной интеграции государств-членов единого экономического пространства — России, Беларуси и Казахстана. Определены перспективы российского транзитного потенциала. Рассмотрены проблемы реконструкции отдельных портов Балтийского, Черноморского и Каспийского бассейнов.

In article possible scenarios ofdevelopment the domestic port infrastructure due to transport integration processes of the Member States of a single economic space—Russia, Belarus and Kazakhstan. The prospects ofthe Russian transit potential. The problems ofreconstruction of the individual ports of the Baltic, Black and Caspian Sea basins.

Ключевые слова: единое транспортное пространство, водный транспорт, портовая инфраструктура, экспортно-импортные грузопотоки.

Key words: Common transport space, water transport,port infrastructure, export-import cargo.

П

РОЦЕСС формирования единого транспортного пространства государств-членов единого экономического пространства (ЕЭП) — Российская Федерация, республика Беларусь, республика Казахстан — предполагает возможность изменения конфигурации сложившихся грузопотоков. Применительно к водному транспорту в качестве корригируемых грузопотоков выступают экспортно-импортные грузопотоки Республики Беларусь и Республики Казахстан ввиду того, что общее меридиональное направление внутренних водных путей описываемого пространства не предполагает изменение существующих российских грузопотоков. Изменения грузопотоков с необходимостью обуславливают развитие соответствующих портовых структур и более полное использование российского транзитного потенциала.

Перспективы развития портовой инфраструктуры

Балтийское направление

В настоящее время потенциал к дальнейшему развитию по перевалке грузов рассматриваемых номенклатур имеет многофункциональный Морской торговый порт Усть-Луга. Уже сейчас он успешно конкурирует с другими портами на Балтике, а за прошедший 2013-й год его грузооборот вырос на 36 %. Существующие терминалы в Усть-Луге построены по современным техническим стандартам.

Порт Усть-Луга строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 номенклатурных категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.

В настоящее время в порту Усть-Луга работают 11 терминалов: комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2»,

Выпуск 5

|Выпуск 5

лесной терминал, контейнерный терминал, терминал перевалки нефти, терминал перевалки нефтепродуктов, нефтебаза «Усть-Луга», терминал «Новая Гавань».

Комплексный проект имеет статус приоритетного инвестиционного проекта Северо-Западного федерального округа РФ и осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. В порту имеется потенциал для расширения перечня специализированных терминалов. Например, ОАО «Газпром» рассматривает порт Усть-Луга как перспективный вариант для размещения своего терминала для сжиженного природного газа. В настоящее время ОАО «Газпром» приняло решение о строительстве ветки газопровода мощностью 7 млрд кубометров в год до промышленной зоны в Усть-Луге.

Усиление внешних железнодорожных подходов к порту Усть-Луга осуществляется в рамках Инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» по линии Мга - Гатчина - Вей-марн - Усть-Луга в обход перегруженного петербургского железнодорожного узла. Реконструкция предусматривает строительство двухпутной железной дороги на всем протяжении, удлинение станционных путей на промежуточных станциях до 1050 м для организации движения большегрузных составов, полную электрификацию, строительство дополнительных тяговых подстанций, а также строительство централизованной системы блокировки и связи.

Припортовый железнодорожный узел «Лужская» будет состоять из семи станций. На сегодняшний день в эксплуатацию введены три: Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Нефтя-ная. Завершено проектирование первой очереди станции Лужская-Генеральная, ведется проектирование станции Лужская-Сортировочная. Завершается строительство станции Лужская-Газовая. Кроме этого в Северном районе порта запланировано строительство станции Лужская-Восточная. В перспективе припортовый железнодорожный станционный комплекс порта Усть-Луга станет самым крупным и современным в Европе.

При выходе на полую мощность грузооборот порта Усть-Луга составит 180 млн т в год. При этом около 65% от общего объема грузов планируется перегружать по железной дороге.

Государство заинтересовано в завершении строительства порта, так запуск в сентябре 2007 г. автомобильно-железнодорожных паромов, обслуживающих линию Усть-Луга - Балтийск, был признан одним из элементов национальной транспортной программы.

Налоговая база всех предприятий, ведущих бизнес в порту Усть-Луга, после пуска третьей очереди по оценкам специалистов составит порядка 1 млрд руб. в год. Кроме этого признается, что весь проект кроме экономических выгод имеет и существенный политический аспект. Он предназначен для снятия зависимости торговли Российской Федерации с дальним зарубежьем от транзита через территории третьих стран.

Южное направление

Для перевалки сырьевых грузов у ведущих российских портов — Новороссийского и Туапсинского — перерабатывающие мощности в настоящее время используются на пределе; располагаясь в городской зоне, они фактически исчерпали возможности по наращиванию мощностей в связи с инфраструктурными и рельефными ограничениями. Хотя эти два глубоководных порта в последние годы заметно модернизировали перегрузочное и складское оборудование, они не способны переваливать нарастающий объем экспортных грузопотоков, которые ранее отправлялись на Украину. Увеличивать объемы переработки в пределах существующей специализации имеют возможность небольшие российские порты Азов, Ейск, Кавказ, Ростов, Таганрог, Темрюк, однако, с одной стороны, суммарный резерв мощности оказывается незначительным и, с другой стороны, глубины не позволяют обработку судов со значительными осадками (типа «Афрамакс»).

В этой связи Россия официально презентовала проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», обладающего в перспективе мощностью свыше 100 млн т, который был включен в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». Виды деятельности — перевалка грузов на экспорт. Приоритетные грузы - нефть и нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы (СУГ), аммиак, зерно.

1-я очередь зернового терминала мощностью 5 млн т в порту Тамань открыта в сентябре 2011 года. Владелец зернового терминала - ЗАО «Тамань-инвест». Управляющая компания — ООО «Зерновой терминальный комплекс “Тамань”». Прием судов под погрузку зерновых культур осуществляется на причале длиной 2600 м, оборудованным погрузочными машинами компании NEUERO. Максимальная осадка у причалов достигает 12,1 м, позволяющая принимать суда грузоподъемностью до 60 000 т.

В июле 2012 г. запущен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУЕ ЗАО «Таманьнефтегаз». На середину 2013 г. терминал практически достиг проектных объемов перевалки нефти — 600 тыс. т в месяц. В июле 2013 г. начались отправки на экспорт мазута. Терминал позволяет принимать суда до 10 500 т дедвейтом.

В состав проекта планируется включить следующие перспективные комплексы и терминалы: 2 контейнерных перегрузочных комплекса, 2 комплекса по перегрузке угля, терминал минеральных удобрений и серы, терминал по перевалке железной руды и железорудных окатышей, комплекс по перегрузке стали, комплекс по перегрузке зерна.

В июне 2011 г. в рамках совещания по развитию транспортной инфраструктуры Краснодарского края были официально оглашены предполагаемые объемы и сроки инвестиционных вложений в порт Тамань: до 2020 г. в проект предполагается вложить более 200 млрд руб. Государственные инвестиции в проект составят 50 млрд руб., частные — в 3 раза больше.

Контракт на проектирование заключен с ОАО «Ленморниипроект». Сформирована компоновочная схема порта. По окончании изыскательских и проектных работ должно начаться активное строительство, которое продлится до 2020 г. Объекты федеральной собственности в порту будут закончены к 2016 г.

Параллельно с ними частные инвесторы получат возможность реализовать свою часть объектов портовой инфраструктуры, а государство реализует функции по созданию железнодорожных подходов. В настоящее время на станции «Разъезд 9-й километр» введены в эксплуатацию 11 приемоотправочных путей длиной более 15,8 км, уложен 81 стрелочный перевод, 27 км контактной сети. Завершено переключение устройств СЦБ на новые транзитные и приемоотправочные парки в рамках завершающего второго этапа строительства. Окончательный ввод в эксплуатацию произведен в январе 2014 г. На вновь созданной сортировочной станции грузы будут распределять на порты Новороссийск и Тамань. На этот инфраструктурный проект государство до 2013 г. потратило 450 млн долл.

Также запланировано строительство железнодорожного обхода Краснодарского транспортного узла с тем, чтобы расшивка всех «узких мест» на железной дороге была закончена к моменту запуска нового порта.

О своем желании построить терминал в порту Тамань заявили 9 российских инвесторов: ООО «УК «Металлоинвест» (перевалка железорудного концентрата), ГК «Базэл» (перевалка накатных грузов), ОАО «Еврохим» (перевалка минеральных удобрений), UCL Port B.V. (перевалка угля, металлов и контейнеров), ОАО «Объединенная зерновая компания» (перевалка зерновых), ОАО «СУЭК» (перевалка угля), Global Ports Investments PLC и HKK (перевалка контейнеров), «Газпром экспорт» (перевалка нефтепродуктов).

По оценкам Минтранса России объемы перевалки грузов порта Тамань к 2025 г. смогут составить от 65 до 94 млн т.

Порт Актау в Республике Казахстан представляет существенные перспективы к наращиванию транзитных мощностей.

Реконструкция обеспечила порт тремя универсальными причалами для обработки генеральных и навалочных грузов, одним причалом для экспорта зерна, перегрузки тяжеловесов и обработки судов типа «ро-ро», общей протяженностью новых причалов 550 м, и возможностью одновременной обработки 4 судов. В пору имеется паромный комплекс, приспособленный для наката-выката железнодорожных вагонов на специализированные паромы. Наличие четырех нефтеналивных причалов дает возможность одновременной обработки 4 танкеров с водоизмещением до

п

O’

О

ж

сл

|Выпуск 5

МЕСТНИК

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

„МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

12 тыс. т. Порт обновил оборудование, дающее возможность перевалки всех видов генеральных и насыпных грузов и грузов в контейнерах.

Прогнозные оценки специалистов свидетельствуют, что контейнерный поток в направлении Европа - Азия будет сконцентрирован на трансокеанском маршруте. Основные грузоотправители сосредоточатся на отправке морем. В свою очередь развитие контейнерного терминала в порту Актау открывает перспективы для привлечения новых грузопотоков из Европы транзитом через Азербайджан и Ерузию, из ОАЭ транзитом через Иран, а также грузов, транспортируемых из Китая и Юго-Восточной Азии транзитом через Республику Казахстан в страны Европы.

Казахстан является производителем и экспортером значительного количества зерна высокого качества, большая часть которого выращивается на севере страны. Ежегодный экспорт зерна варьируется от 3 до 5 млн т. Пропускная способность действующего на территории порта Актау зернового терминала ТОО «Ак Бидай-Терминал» - 600 тыс. т в год.

Полное восстановление паромного комплекса позволило увеличить общий объем и расширить ассортимент обрабатываемых грузов наряду с действующими пассажирскими перевозками и перевозками транспортных средств, обеспечиваемыми паромной линией Актау - Баку -Ноушехр. В целях реализации соглашений, достигнутых в ходе переговоров Мангистауской и Астраханской областных администраций, портом Актау разрабатывается проект открытия паромной линии на участке Астрахань - Актау. С 29 мая 2002 года начала действовать автопаромная линия Актау - Оля.

Прогнозируемые сценарии корректуры портовых грузопотоков

Взаимодействие государств-членов ЕЭП в области водного транспорта преследует достижение двух основных целей:

— снижение транспортной составляющей стоимости перевозимых экспортных и импортных грузов государств-членов ЕЭП;

— максимальную реализацию транзитного потенциала единого транспортного пространства.

Как показал произведенный анализ, в качестве системообразующих грузопотоков водного

транспорта, имеющих возможность смены (корректировки) пространственной конфигурации, а, следовательно, и портов перевалки, целесообразно рассматривать экспортные грузопотоки государств-членов:

— Республики Беларусь — калийные удобрения; нефть и нефтепродукты; продукция машиностроения; контейнерные грузы;

— Республики Казахстан — нефть и нефтепродукты; цветные металлы; черные металлы; руды; зерновые культуры; контейнерные грузы.

Ееографическое расположение внутренних водных путей и портов определяет в качестве приоритетных развитие транспортной инфраструктуры Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов Российской Федерации, Мангистауской области Республики Казахстан.

В зависимости от сочетания политических, экономических и технологических факторов, определяющих возможность и степень интеграции и корректировки грузопотоков, а также технические возможности транспортной инфраструктуры, определяются возможные сценарии корректуры портовых грузопотоков в государствах-членах ЕЭП:

1) Инерционный сценарий предусматривает приоритет экономических факторов развития при минимальной реконструкции (строительстве) объектов инфраструктуры. Сценарий предусматривает существенную переориентацию экспортного грузопотока из Республики Казахстан на существующие и перспективные портовые мощности Южного федерального округа Российской Федерации.

2) Форсированный сценарий предусматривает приоритет политических факторов развития при существенной реконструкции (строительстве) объектов инфраструктуры. Сценарий

В ЕСТ НИКЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^

предусматривает существенную переориентацию экспортного грузопотока из Республики Беларусь на перспективные портовые мощности Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и системное осуществление экспорта и транзита грузов из Республики Казахстан через портовые мощности Южного федерального округа Российской Федерации, а также посредством Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации (коридор «Север - Юг»),

Реализация указанных целей предусматривает решение институциональных задач:

1. Определение форм средне- и долгосрочного взаимодействия государств-членов и частных предпринимателей (государственно-частного партнерства) для решения системно значимых задач по реконструкции и строительству транспортной инфраструктуры — терминальных комплексов, подъездных путей наземных видов транспорта, внутренних водных путей, — обеспечивающих техническую возможность осуществления как переориентации экспортных грузопотоков, так и транзита.

2. Формирование разрешительной системы для осуществления пользования единым транспортным пространством в части, касающейся морского и внутреннего водного транспорта, определяющей, в том числе:

— разработку и принятие интегрированных в международную систему права межгосударственных норм (стандартов) по обеспечению безопасности на внутренних водных путях и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, а также определение порядка решения юридических вопросов, связанных с судоходством государств-членов на внутренних водных путях;

— определение степени свободы практики транспортных судов под флагами государств-членов в портах, исходя из приоритета возможности ввоза, вывоза и свободного транзита грузов посредством внутренних водных путей, и исключая каботажные перевозки (между портами государства-члена судами под флагами иных государств-членов);

— создание единой межгосударственной системы подготовки и аттестации моряков государств-членов для плавания по внутренним водным путям;

— обеспечение единой тарифной политики в отношении судов под флагами государств-членов при пользовании инфраструктурой внутренних водных путей, морских и речных портов;

— разработку и реализацию механизмов обеспечения национального режима в области использования буксирной тяги баржебуксирных составов;

— содействие созданию объединенных компаний-операторов судов, разработка унифицированных для государств-членов форм грузовых перевозочных, транспортно-экспедиторских и товаросопроводительных документов.

Регулирование правоотношений в сферах внутреннего водного транспорта и морского транспорта будут регулироваться отдельными международными договорами и соглашениями в рамках Союза.

Инерционный сценарий

Республика Беларусь

Основным транзитным партнером остается Латвия, через территорию которой проходит до 80 % всех грузов, экспортируемых из Беларуси морским путем (Рижский Свободный Порт — нефтепродукты (4-5 млн т в год), древесина, пиломатериалы, продукция машиностроения (заводов МАЗ, БелАЗ — накатные грузы); Вентспилс — нефтепродукты (до 5 млн т в год Новополоцкого НПЗ); Лиепая — нефтепродукты).

Через литовский порт Клайпеда продолжается экспорт калийных удобрений («Беларуська-лий» — около 6 млн т в год) и нефтепродуктов (Мозырского НПЗ и завода «Нафтан», г. Новопо-лоцк — около 2,5 млн т в год).

При благоприятной в перспективе тарифной политике Украины (введении льготных сборов за шлюзование судов, следующих в режиме заграничного плавания, за прохождение Херсонского

Выпуск 5

Выпуск 5

морского и Бугско-Днепровского лиманского каналов, маячного) осуществляются перевозки экспортных калийных удобрений баржебуксирными составами по внутренним водным путям Белоруссии от Мозыря до Киева и далее со сменой тяги по маршруту Киев - Днепропетровск - Херсон - Николаев (до 150 тыс. т за навигацию).

С преобладанием политических факторов развития производится диверсификация грузопотока экспортных грузов путем переориентации на российский порт Усть-Луга:

— нефтепродуктов завода «Нафтан», г. Новополоцк - до 2-3 млн т в год на терминалы БТС-2 и «Роснефтебункер»;

— крупногабаритной накатной техники (заводов МАЗ, БелАЗ), контейнеров и проектных грузов — на многопрофильный перегрузочный комплекс ЮГ-2.

Необходимые реконструкция и развитие терминалов в порту Усть-Луга производятся на основе государственно-частного партнерства.

Нефтепродукты Мозырского НПЗ в период навигации транспортируются по внутренним водным путям (реки Припять, Днепр) в Украину (г. Киев) с использованием технологии применения наливных судов-накопителей.

В целях реализации транзитного транспортного потенциала осуществляется реконструкция воднотранспортного соединения Черного моря, Днепра и Припяти через Днепро-Бугский канал с Вислой и Одером.

Республика Казахстан

Приоритетность экономических факторов развития обусловливает переориентацию ранее действовавших экспортных грузопотоков из портов Украины (по номенклатурам):

— основные объемы нефти перегружались в Одесском порту (на Италию, Китай, Турцию) — около 4,8 млн т год и Феодосийском морском порту - около 1,67 млн т в год;

— нефтепродукты перегружались в Одесском порту — около 1,15 млн т в год, в Севастопольском рыбном порту — около 75 тыс. т в год, Феодосийском морском торговом порту — около 44 тыс. т в год;

— химические грузы и сода (в основном на Бермудские острова) перерабатывались в Ильи-чевском морском торговом порту — около 1,35 млн т в год;

— уголь перегружался в Мариупольском порту (на Грецию) — около 224 тыс. т в год;

— зерно в ряде портов — около 70 тыс. т в год (на Египет).

Указанные грузопотоки перераспределяются между:

— терминалом Южная Озереевка Каспийского трубопроводного консорциума (нефть);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— действующими портовыми мощностями Новороссийского морского торгового порта (нефть, руда, металл, контейнерные грузы), Туапсинского морского торгового порта (нефть, нефтепродукты), Ростовского порта (руда, уголь, металл), Таганрогского морского торгового порта (металл, руда); Азовского морского порта (металл, зерновые грузы, уголь); Морского порта Темрюк (руда, нефтепродукты); Морского порта Кавказ (нефтепродукты);

— терминалом ОАО «Таманьнефтегаз» Морского порта Тамань (нефть, нефтепродукты).

Переориентация грузопотоков предполагает:

— необходимые реконструкцию и развитие действующих перегрузочных комплексов за счет заинтересованных хозяйствующих субъектов;

— строительство объектов транспортной инфраструктуры Морского порта Тамань за счет привлеченных инвесторов, в том числе грузоотправителей из Республики Казахстан.

Возможная неготовность южных российских портов к скачкообразному росту объемов перевалки экспортных грузов из Казахстана актуализирует реализацию проекта «Расширение Ак-тауского международного морского торгового порта в северном направлении» — строительство защитных гидротехнических сооружений (мол, волнолом), проведение дноуглубительных работ, строительство портовой инфраструктуры.

Прогнозируемый рост объемов добычи нефти на Тенгизском месторождении в Казахстане, превышающих современные возможности Каспийского трубопроводного консорциума, опреде-

В ЕСТ НИКЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА^

ляет необходимость выполнения морских перевозок нефти в рамках Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) пропускной способностью от 25 млн т в год. Варианты компоновки ККСТ: начальный — морскими танкерами из Актау в Баку (Азербайджан) и далее трубопроводом Баку - Тбилиси - Джейхан; последующий - строительство трубопровода Есекне - Ку-рык, далее морскими танкерами из Курыка.

В настоящее время Каспийский трубопроводный консорциум приступил к расширению мощности своей нефтепроводной системы до 67 млн т нефти в год. Реализация утвержденного акционерами проекта предполагает строительство 10 новых НПС и, в том числе, дополнительных объектов на Морском терминале Южная Озереевка. Консорциум планирует достигнуть указанных объемов прокачки в 2015 году.

Завершается модернизация перегрузочных терминалов порта Актау, включающих три универсальных причала для обработки генеральных и навалочных грузов, один причал для экспорта зерна, перегрузки тяжеловесов и обработки судов типа «ро-ро». Из порта Актау судами смешанного «река-море» плавания производятся перевозки транзитных экспортно-импортных грузов в российские морские порты Каспийского (Махачкала, Астрахань, Оля) и Азовского бассейнов, а также осуществляется прямое водное сообщение посредством Волго-Донского судоходного канала с зарубежными портами Черноморско-Средиземноморского бассейна.

В целях развития транзитного потенциала в рамках международного транспортного коридора ТРАСЕКА продолжает развиваться международное железнодорожное паромное сообщение Актау - Баку и Актау - Ноушахр (Иран). В его рамках осуществляется смешанное железнодорожно-морское сообщение Актау - Баку - Батуми с экспортно-импортными грузами в страны Закавказья и транзитом в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна.

В целях реализации соглашений, достигнутых в ходе переговоров Мангистауской и Астраханской областных администраций, портом Актау реализовывается проект открытия паромной линии на участке Астрахань - Актау. Дальнейшее развитие получает автопаромная линия Актау - Оля.

Форсированный сценарий

Республика Беларусь

Перевод основных экспортных грузопотоков из портов Прибалтики в порт Усть-Луга. Строительство нефтепродуктопровода Новополоцк - Усть-Луга протяженностью порядка 385 км, пропускной способностью 2-3 млн т в год; нефтепродуктового терминала и терминала калийных удобрений в порту Усть-Луга на основе государственно-частного партнерства.

В целях освоения транзитного потенциала — реконструкция и ввод в действие Днепровско-Бугского канала с перегрузкой грузов в Брестском речном порту на железнодорожный транспорт. Возобновление регулярного грузового движения по водному пути Брест - Пинск - Мозырь -Киев - Херсон.

Республика Казахстан

Завершение строительства в Морском порту Тамань глубоководных экспортных сырьевых терминалов по основным номенклатурам грузов, с переориентацией на них экспортного грузопотока из Казахстана, а также строительства регионального контейнерного хаба.

Осуществление регулярных фидерных контейнерных перевозок по направлению Актау -Тамань с использованием Волго-Донского судоходного канала. Развитие контейнерного терминала в порту Актау. Привлечение новых грузопотоков из Европы транзитом через Азербайджан и Ерузию, из ОАЭ транзитом через Иран, а также грузов, транспортируемых из Китая и Юго-Восточной Азии транзитом через Республику Казахстан в страны Европы.

Развитие транспортного коридора «Север-Юг». Консолидация существующего Южного направления на иранские порты Энзели, Ноушахр, Амирабад, Еяз, Нека с Северным направлением (прямое водное сообщение посредством Волго-Балтийского водного пути с экспортно-импортными (транзитными) грузами в страны Балтийского бассейна).

Выпуск 5

Выпуск 5

ВЕСТНИК

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА

Произошедший переход портов Крыма под юрисдикцию Российской Федерации, как представляется, существенно не повлияет на приведенную географию перевозок. В частности их масштабная реконструкция для перевалки существенных объемов экспортно-импортных грузов оказывается нецелесообразной по следующим основным причинам:

1. Неопределенный в настоящее время международно-правовой статус территории исключает возможность заходов иностранных судов и предполагает возможность арестов в иностранных портах судов с грузами из Крыма.

2. Полностью отсутствует наземное сообщение с источниками зарождения и погашения грузопотоков. Проектируемый мост будет способен обеспечивать только текущие потребности Черноморского Флота, населения и рекреационной зоны.

3. Полностью отсутствуют необходимые для строительства энергетические и водные ресурсы.

4. Обусловливается необходимость проведения продолжительного по времени полного цикла проектно-изыскательских работ в сейсмоопасном регионе.

5. Несколько удлиняется наземное плечо подвоза; отрицательный экономический эффект проявляется именно при крупных грузопотоках.

В сложившейся ситуации портам Крыма необходимо придать статус (с соответствующей модернизацией) круизно-рекреационных (развитие пассажирских комплексов и яхтенных марин), в первую очередь, а также локальных фидерных портов по приему народнохозяйственных, в том числе, топливных грузов из Российской Федерации.

Таким образом, поддерживаемая нашей страной политика формирования единого транспортного пространства определяет положительные перспективы развития отечественной портовой инфраструктуры.

1. Oil News. http://oilnews.com.Ua/a/news/Ukraina_prodolzhaet_teryat_tranzit_nefti/210012

2. Агентство Республики Казахстан по статистике, http://www.stat.kz/digital/vnesh_torg/ Page s/default .aspx

3. Комитет Таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, http:// www.customs.kz/wps/portal/customs/

4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, http://belstat.gov.by/homep/ ru/indicators/ftradel.php

5. Портал внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации, http://www.ved.gov.ru/exportcountries/kz/about_kz/ved_kz/

6. Порты Украины, http://portsukraine.com/node/2532

7. Товарная структура внешней торговли Беларуси, http://ru.novabelarus.com/ekonomika-belarusi/tovarnaya-struktura-vneshnej-torgovli-belarusi/

8. Центр транспортных стратегий, http://cfts.org.ua/articles/49282

Список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.