Научная статья на тему 'Специфика деятельности субъектов образовательного процесса, основанного на применении электронных средств обучения'

Специфика деятельности субъектов образовательного процесса, основанного на применении электронных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности субъектов образовательного процесса, основанного на применении электронных средств обучения»

нально значимые качества; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.

Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:

- предварительно-профилактический характер;

- индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;

- курирующий характер деятельности молодого учителя.

Для реализации таких программ привлекаются опытные педагоги, методисты городских и районных управлений образованием, ведущие ученые, специалисты и руководители учреждений образования, представители республиканских органов исполнительной власти. Встречи проходят в разнообразной форме: семинары, лекции, коллоквиумы, научно-практические конференции, индивидуальные консультации. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для последующей. Продолжительность и интенсивность встреч варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов. Для более успешного прохождения этапов адаптации каждое направление оснащено методическим направлением.

Используемые образовательные программы учитывают и логику системного анализа нового педагогического явления: личностно-ориентиро-ванный образовательный процесс. В ходе обучения создаются условия для смещения установок молодых учителей с содержательно-процессуальных аспектов образовательного процесса (что усвоил, что сделал, каким образом мыслил) на ценностно-смысловые (место и роль учебного познания в жизненной самореализации личности), происходит овладение молодым учителем методическими приемами и личностно-ориентированными технологиями, т.е. педагог на практике совершает переход от репродуктивного, вербального способа обучения к деятель-ностному.

Библиографический список

1. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: РГПУ 1995.

2. Руднева О.С. Образование взрослых: культурологический аспект // Методист. - 2007. - №»5. -С. 2-4.

3. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. - 1999. - №>3. - С. 69-73.

4. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. - 2000. - №26. - С. 65-68.

5. Лаухина Т.С., ВладимироваИ.Н. Образовательная программа «Адаптация молодого учителя» // Методист. - 2003. - №№4. - С. 38-42.

И.В. Балашова

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСНОВАННОГО НА ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время в педагогической теории и практике высшего образования возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования морально устарела, традиционные способы передачи информации - устная и письменная речь уступают место способам коммуникации на основе применения электронных носителей. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения.

Внедрению в учебный процесс электронных средств обучения (ЭСО) способствуют как вне-

шние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта у педагогов.

Однако недостаточно установить в вузе один или несколько компьютерных классов с современной техникой и всех научить пользоваться элек-

тронными средствами обучения. Следует изменить также саму технологию обучения и его формы, что подразумевает соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса. Широкое использование и усовершенствование средств обучения меняет характер труда и место человека в образовательном пространстве.

Использование электронных средств целесообразно для активизации процесса познания, когда необходимо перейти от традиционных лекций и семинаров к занятию развивающему, творческому, с индивидуальной ориентацией на каждого студента. Это возможно, т.к. свойства компьютера позволяют ему выполнять роль активного партнера студента, оказывать помощь в получении новых знаний, контролировать усвоение учебного материала, проводить сложные вычислительные эксперименты, моделировать, анализировать и исследовать различные процессы [1].

Учебный процесс на основе использования ЭСО предполагает изменение роли преподавателя, который становится в большей степени координатором, наставником, организатором, чем непосредственным источником знаний и информации.

Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способ проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭСО, при котором:

- основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, развитие самостоятельной познавательной позиции студентов;

- преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;

- учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;

- обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

В соответствии с высказанными положениями можно утверждать, что в корне изменяется методика подготовки преподавателя к каждому конкретному занятию.

Организация познавательной деятельности студентов на основе использования ЭСО предполагает следующие позиции педагога, которые зак-

лючаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося.

Педагог-консультант. Функция преподавателя состоит в том, что традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить эффективным способам приобретения знаний, умений, навыков студентов.

Педагог-модератор. Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе данной функции преподавателя лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными приемами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают обучающихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами.

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, поддерживает заинтересованность в обучении на протяжении всего периода изучения предмета, помогает студенту получить максимальную отдачу от учебы. Разра-

батывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, организует личную и групповую поддержку; следит за ходом учебы; осуществляет обратную связь по выполненным заданиям; разрабатывает направления проектной деятельности.

Педагог-воспитатель. Функция преподавателя не ограничивается рамками конкретной учебной дисциплины, основная цель его деятельности - развитие личности студента, формирование качеств, необходимых будущему специалисту. Одним из наиболее ценных свойств личности является высокий уровень развития познавательного интереса, проявляющийся в стремлении к самостоятельному поиску необходимой информации, активной научной, творческой деятельности, положительном эмоциональном настрое, настойчивости и упорстве в решении познавательных задач. Преподаватель, изучая психологические особенности отдельных студентов, мотивы учения, уровни развития их познавательных интересов, находит средства, методы, приемы для стимулирования и дальнейшего совершенствования и развития.

При организации обучения на основе использования ЭСО изменяется и роль студента в учебном процессе.

Сформулируем основные тезисы, отражающие деятельность студента в условиях использования ЭСО.

Студент - активный участник учебного процесса, дискуссии, обсуждения, исследования, самостоятельно определяющий цель своей деятельности и пути ее достижения.

Стуцент выбирает способ взаимодействия с ЭСО: определяет порядок усвоения учебного содержа-

ния, темп и способ выполнения заданий, отбирает необходимый для достижения цели материал.

Студент осуществляет поиск необходимой информации с использованием ЭСО, рекомендованных преподавателем и отобранных самостоятельно в дополнительных источниках.

Студент демонстрирует полученные в процессе своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами.

В конечном итоге, студент становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

Справедливость представленных положений подтверждают результаты проведенного нами эксперимента. В качестве экспериментальной была выдвинута гипотеза: если систематически для проведения лекций, практических, семинарских занятий использовать разнообразные электронные средства обучения, должна измениться психологическая атмосфера в группе, а если благоприятнее психологический настрой студентов, происходит усиление мотивации и развитие познавательного интереса. Постановка гипотезы основывается на мнении преподавателей, активно использующих в своей практике электронные средства обучения и мнении студентов, проявляющих повышенный интерес к современным информационным технологиям.

Эксперимент проводился на протяжении одного семестра, в течение которого изучается дисциплина «Теория бухгалтерского учета». По данной дисциплине у автора разработан электронный учебно-методический комплекс, состоящий

Показатели психологической атмосферы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Показатели психологиче ской атмосферы

1. Дружелюбие * Враждебность

2. Согласие * Несогласие

3. Удовлетворенность * Неудовлетворенность

4. Продуктивность * Непр одуктивность

5. Сотрудничество * Несогласованность

6. Успешность * Безу спешность

7. Взаимопонимание * Недобр ожелательность

8. Увлеченность * Равнодушие

9. Занимательность * Скука

10. Непринужденность * Скованность

Таблица1

Средняя оценка психологической атмосферы при проведении занятий традиционными методами

из электронной версии рабочей программы, учебного пособия, электронных презентаций по каждому разделу программы, практикума, планов семинарских занятий, комплектов тестовых заданий для промежуточного контроля, перечня экзаменационных вопросов. Все материалы учебно-методического комплекса расположены в локальной сети университета и доступы каждому студенту.

Эксперимент был организован следующим образом. Первые занятия по дисциплине проводились с использованием традиционных методов, путем конспектирования лекций преподавателя, поиска необходимых материалов в учебниках, заполнения бухгалтерских документов на бумажных бланках, осуществлялся промежуточный контроль с применением бумажных карточек. После проведения ряда таких занятий осуществлен мониторинг оценки психологической атмосферы в группе по методике А.Ф. Фидпера, в основе которой лежит метод семантического дифференциала [2]. Нами адаптирована указанная методика для применения в коллективе учащихся. Надежность данной методики обеспечивается анонимностью обследования.

На основании индивидуальных опросников создан средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в группе. Средние результаты оценки начального этапа эксперимента приведены в таблице 1.

Исходя из задач эксперимента, на втором его этапе осуществлялись целенаправленные действия по использованию электронных средств обучения. В качестве усиления наглядности представляемого материала на лекциях применялись

электронные презентации, на семинарских занятиях для ответов на проблемные вопросы предлагались к применению справочно-информаци-онные системы «Консультант плюс», «Гарант», при выполнении практических заданий использовалась программа «1-С Бухгалтерия», для самостоятельной работы студентам предлагалось использование бухгалтерских, аудиторских сайтов в интернет-ресурсах. Студенты, пропустившие занятия по каким-либо причинам, могли воспользоваться электронной версией учебного пособия, практикума в удобное для них время.

На протяжении всего экспериментального периода нами проводилось наблюдение за изменением познавательного интереса студентов, результаты наблюдения фиксировались в личном дневнике преподавателя. Особенно бурно проявили позитивные эмоции юноши на занятиях с использованием электронных средств обучения, девушки были более сдержанны в проявлении эмоций. По нашим наблюдениям, атмосфера в группе стала менее напряженная, а студенты проявили увлеченность и даже сплоченность, когда в поиске ответа или решения отстающим студентам помогали успешные.

Студентам, пропустившим занятия, предложены различные варианты восполнения знаний: в виде устного ответа, письменной работы или выполнения индивидуальных заданий по оформлению электронной презентации по пропущенной теме, создание электронного глоссария новых терминов и понятий. Во всех случаях студенты выбрали работу с электронными средствами обучения, несмотря на то, что длительность времени создания презентации намного превышает

Таблица2

Средняя оценка психологической атмосферы при проведении занятий на основе применения электронных средств обучения

Показатели психологической атмосферы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Показатели психологической атмосферы

1. Дружелюбие * Враждебность

2. Согласие * Несогласие

3. Удовлетворенность * Неу довлетвор енность

4. Продуктивность * Непр одуктивность

5. Сотрудничество * Несогласованность

6. Успешность * Безу спешность

7. Взаимопонимание * Недобр ожелательность

8. Увлеченность * Равнодушие

9. Занимательность * Скука

10. Непринужденность * Скованность

время устного или письменного выполнения задания, а для создания качественной презентации или глоссария необходимо изучить не только основную литературу, но и воспользоваться электронными пособиями и справочниками, интернет-ресурсами.

О качестве создаваемых студентами электронных учебных средств следует остановиться отдельно. При подготовке к семинарам и практическим занятиям, студенты самостоятельно стали находить несоответствие информации, представленной в различных источниках: учебниках, нормативных документах, сайтах интернет. На вопрос: «Где же найти правильное решение поставленной задачи?» студенты нашли ответ самостоятельно, воспользовавшись справоч-но-информационными программами «Консультант плюс», «Гарант», база которых еженедельно обновляется новыми нормативными актами. Создавая электронные презентации, студенты стали проверять актуальность своей информации, используя данные источники в качестве основных. Качество презентации оценивалось при повторении пройденного материала на последующих практических и семинарских занятиях всеми студентами группы. Причем оценки давались не только по внутреннему содержанию, но и по форме представления, внешнему дизайну. Лучшие электронные презентации выкладывались в локальной сети для оценки студентами других групп.

Такая работа, на наш взгляд, дисциплинирует студентов, повышает эмоциональную удовлетворенность от выполняемой самостоятельной работы, усиливает познавательный интерес к изучаемой дисциплине, позволяет критичнее относиться к различным источникам информации, вырабатывать собственную позицию, подтверждаемую и обоснованную ссылками на соответствующие нормативные доказательства и способствует расширению объема профессиональных знаний.

Данные наблюдения и выводы подтверждает повторно проведенный опрос оценки психологической атмосферы в группе, средние результаты которого обобщены в представленной таблице 2.

Сравнивая результаты мнений студентов в начале эксперимента и по его завершению, нами сделаны следующие выводы. По всем выбранным показателям, характеризующим психологическую атмосферу в группе, произошли изменения в позитивном направлении. Особенно существенные изменения, по мнению большинства студентов, отмечены в сторону усиления занимательности (4 позиции), непринужденности (2 позиции), удовлетворенности (2 позиции).

Таким образом, целенаправленные действия преподавателя по применению электронных средств обучения приводят к улучшению эмоционального настроя, снятию психологических барьеров, раскрепощению студентов, созданию атмосферы сотрудничества. В свою очередь, благоприятный психологический климат усиливает восприятие нового материала, активизирует внимание, дисциплинирует студентов, создает условия для развития их познавательного интереса. В результате усиления мотивации учебной деятельности студенты становятся не пассивными слушателями и приобретателями знаний, а активными участниками, субъектами образовательного процесса.

Библиографический список

1. Комплексное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Вологда, 23 марта 2007 г.) / Под ред. В.Н. Степанова, Л.В. Кабановой; Международный университет бизнеса и новых технологий. Вологодский филиал. - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. - 104 с.

2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.