Научная статья на тему 'Технологии развития педагогических компетенций будущего учителя начальных классов'

Технологии развития педагогических компетенций будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / CIC MODEL (COGNITION INTERPRETATION CREATION) / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INTERACTIVE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER PREPARATION / MULTILINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kirgueva Fatima Khasanovna

Подготовка учителя в современных условиях требует научного подхода к проектированию учебного процесса в достижении спроектированного результата. В этом смысле необходима технологизация, которая приводит не только к созданию стабильной и качественной системы подготовки педагогических кадров, но стимулирует к научному поиску, инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Kirgueva Fatima Khasanovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary requirements to the teacher training are based on the instructional design focused on the outcome. Technology use should result in a better quality of teacher training programs as well as stimulate research and innovations in education.

Текст научной работы на тему «Технологии развития педагогических компетенций будущего учителя начальных классов»

5. Иванов Л. В. Электронный учебник: системы контроля знаний [Текст] / Л. В. Иванов // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 71-81.

6. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий [Текст] / К. Н. Босикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 333-339.

7. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 264-275.

8. Зайнутдинова, Л. Х. Электронные учебные пособия для самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные еденицы [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 256-264.

9. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-214.

10. Зайнутдинова, Л. Х. Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова,

В. Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 281-288.

УДК 37:001.12/18

Фатима Хасановна Киргуева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова», kusu@yandex.ru, Владикавказ

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Fatima Khasanovna Kirgueva

The North-Ossetian State University named after K. Khetagurov, kusu@yandex.ru, Vladikavkaz

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPING OF A FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER’S PEDAGOGICAL COMPETENCES

Стоящая перед высшим образованием задача обеспечение качества подготовки учителей начальных классов, владеющих современными диалоговыми и информационно-коммуникативными технологиями, требует модернизации в целом учебного процесса и процесса преподавания в частности. Разработка инновационных педагогических технологий рассматривается как системное последовательное внедрение управленческих действий, учебных процедур и операций, современных средств и методов обеспечения предполагаемых качественных результатов. Под педагогической технологией, по мнению Г. Ю. Ксензовой, следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в опре-

деленной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер [4].

Г. Ю. Ксензова определяет три основные группы педагогических технологии по способу организации учебной деятельности учащихся:

- технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение, организация репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков;

- личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных особенностей;

- технологии развивающего обучения, в центре внимания которых -способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Технологизация учебного процесса требует четкого и детализированного определения конечной цели, соответствующей современным стратегиям подготовки педагогических кадров; научного подхода к проектированию учебного процесса (целей, задач, средств достижения качества процесса и результат деятельности); аргументированности и гарантированности в достижении спроектированного результата. Спроектированный и гарантированный результат профессиональной подготовки обеспечивает снижение степеней риска в качественной подготовке будущего учителя начальных классов. Технологизация учебного процесса в вузе направлена на его модернизацию, обеспечивающую адекватность технологий подготовки педагогов мировым стандартам, расширение профессиональных компетенций будущего учителя как в технологиях обучения, воспитания и развития младших школьников, так и в средствах информационных коммуникаций в полилин-гвальной образовательной среде. Технологизация учебного процесса приводит не только к созданию стабильной и качественной системы подготовки педагогических кадров, но стимулирует студентов, педагогов-практиков к научному поиску, инновационной деятельности, творчеству в создании педагогического стиля деятельности. Освоенные студентами в процессе педагогической подготовки современные технологии преподавания в начальной школе обеспечивают научную и управляемую организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Такое управление проектируется на основе закономерностей развития личности, закономерностей становления учебной деятельности младших школьников, что и порождает творчество учителя.

Подготовка учителя начальных классов в современных условиях развития российского образования на основе компетентностного и полилин-гвального подходов требует разработки кадрового, учебно-методического, мотивационного, организационно-управленческого, нормативно-правового, финансового и материально-технического обеспечения. В рамках нашего исследования мы остановимся на технологическом обеспечении учебного процесса, направленного на развитие педагогических, информационно-

коммуникативных компетенций и формирование опыта самостоятельной работы студентов как показателей качества подготовки современного учителя начальных классов.

Высшее образование в России сегодня ориентировано на подготовку конкурентоспособного учителя, оно создает предпосылки для интеграции «качественных человеческих ресурсов» личности, которые в соединении с «физическими ресурсами», позволяют учителю эффективно решать стоящие перед образованием задачи. Для того, чтобы студент - будущий учитель накопил потенциал педагогических компетенций для осуществления своей творческой профессиональной карьеры и сохранил физические силы для профессионального здорового долголетия, необходима разработка качественных образовательных технологий, обеспечивающих наиболее рациональное и эффективное объединение творческого потенциала преподавателей, активности студентов в едином образовательном пространстве вуза для достижения конечных целей профессиональной подготовки.

Качество образовательных технологий в вузе может быть представлено совокупностью критериальных показателей:

- направленность на развитие тех или иных педагогических компетенций, заложенных в стандартных требованиях;

- результативность, проявленная в самостоятельной качественной учебной, самостоятельной и практической деятельности студентов;

- стабильность, показывающая устойчивую позитивную динамику профессионального развития студентов и их учебных показателей;

- операциональность, раскрывающая систему процессуальных действия для широкого использования технологии в педагогической практике и самостоятельного открытия новых аспектов педагогического знания в будущей профессиональной деятельности.

Эффективность использования технологий преподавания в процессе подготовки учителя начальных классов зависит от способности преподавательского коллектива корпоративно управлять качеством применения образовательной технологии - творчески, постоянно модернизируя, совершенствуя как технологию, так и образовательную деятельность.

Нами разработаны и апробированы дифференцированные и целенаправленные образовательные технологии - на развитие профессионально-педагогических и информационно-коммуникативных компетенций, на формирование опыта самостоятельной работы студентов.

В ходе эксперимента отслеживалась динамика освоения таких, на наш взгляд, значимых профессионально-педагогических компетенций, которые условно дифференцировали по признакам:

- интерпретации - способность студентов трансформировать гуманитарные знания и общекультурный опыт в педагогическую деятельность, анализировать педагогические объекты и явления, понимать и обосновывать педагогические закономерности и базироваться на них при проектировании педагогической практики;

- саморазвития - способность проектировать собственную учебную и педагогическую деятельность, мобильно изменять траекторию профессионально-педагогической деятельности в полилингвальной образовательной среде, творчески применять на практике содержание и методы воспитания и развития младших школьников, находить причины и мотивы поведения учащихся, их неуспеваемости и адекватные методы воспитания и обучения в полилингвальной образовательной среде, самообучаться в сложившихся условиях педагогической деятельности.

Разработанная в ходе эксперимента технология названа ПИТ - Позна-ние-Интерпретация-Творчество. Она применялась на лекционных, практических, семинарских занятиях всеми преподавателями в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, использовалась дифференцировано в указанной логике, целенаправленно воздействуя на развитие тех или иных способностей студентов. Развитие способности студентов трансформировать гуманитарные знания и общекультурный опыт в педагогическую деятельность осуществлялось следующей комбинацией методов:

- познание - презентация преподавателем ключевых теоретических положений, постановка вопроса «На какие теоретические знания, вы сможете опереться при решении поставленной задачи?», реферирование первоисточников и перевод теоретического знания в схемы, графики, модели, презентация студентами результатов самоподготовки к лекции или семинарскому занятию (если есть проблема в изучении темы, опишите ее и обратитесь за помощью к академическому консультанту (тьютору);

- интерпретация - продумайте свои педагогические действия, направленные на поиск методов решения поставленной задачи - воспитание у учащихся активной познавательной деятельности, толерантного поведения и т. п., обсудите в группе в процессе дискуссии возможные варианты решения педагогической задачи, дайте альтернативное определение названным педагогическим понятиям и т. п., выскажите собственное суждение по прочитанному тексту и изложите его в виде аннотации;

- творчество - соберите информацию о том, как решается задача воспитания толерантного поведения младших школьников в современной школе, спрогнозируйте возможную реакцию учащихся на применение вами того или иного метода обучения (воспитания), спроектируйте алгоритм изучения обозначенной темы и оформите его в виде реферата (1-2 курс), модели (3-4 курс), проекта (4 курс), презентации.

Развитие способности анализировать педагогические объекты и явления, понимать и обосновывать педагогические закономерности и базироваться на них при проектировании педагогической практики осуществлялось методами:

- познание - внимательно прочитайте текст и определите его основные суждения и закономерности, проанализируйте данные теоретические положения и сопоставьте их с состоянием школьной практики и спрогнозируйте

задачи, требующие решения на современном этапе развития начальной школы, самостоятельно обсудите в группе пути решения педагогической задачи в рамках изученной темы, определите критерии оценки качества полученных результатов;

- интерпретация - установите, какую практическую задачу позволят решить данные теоретические положения (развитие познавательного интереса младших школьников, воспитание толерантного поведения учащихся, мотивы, определяющие успех учебной деятельности и др.), сравните точки зрения авторов на данную проблему, определить собственную позицию относительно ее и ответьте на вопрос «Почему данная позиция наиболее эффективна для решения практических задач в школе?», оцените уровень своих профессионально-педагогических компетенций для решения изученной проблемы, обоснуйте Вашу позицию психолого-педагогическими положениями, разработайте педагогические варианты решения школьных проблем, обоснуйте теоретическими положениями;

- творчество - спроектируйте модель воспитания, обучения, развития (например, толерантного поведения младших школьников) на основе обозначенных теоретических положений и состояния практики в школе, разработайте критерии оценки качества полученного результата относительно предложенной модели, определите причины, снижающие Ваш уровень педагогической компетенции и спрогнозируйте пути их разрешения, представьте презентацию путей решения одной из изученных проблем.

Развитие способности проектировать собственную учебную и педагогическую деятельность на практике обеспечивалось следующими методами:

- познание - определите круг научных интересов, учебных заданий, требующих разрешения в процессе учебной деятельности, и педагогических проблем, требующих решения на педагогический практике, составьте список дополнительной литературы и глоссарий для разрешения поставленных задач, сформулируйте управленческие решения по проектированию последовательности профессиональных действий для решения поставленных задач, спроектируйте схему, график, модель пошаговых педагогических действий, приводящих к позитивным результатам;

- интерпретация - составьте комментарий к изученным источникам, выпишите цитаты и соотнесите их с собственными комментариями, сформулируйте суждения, доказывающие эффективность спроектированных Вами педагогических действий, напишите педагогическое эссе, комментирующее Ваши схему, график, модель пошаговых педагогических действий;

- творчество - разработайте критерии оценки качества ожидаемого результата при внедрении спроектированной вами модели, составьте ряд вопросов для рефлексии результатов Вашей учебной и практической деятельности в школе, проведите наблюдение за младшими школьниками, запишите результаты наблюдения, обоснуйте психологическими данными особенности их поведения, способностей, мотивов и пр., соотнесите полу-

ченные результаты с предложенной моделью их развития, коррекции, обучения, воспитания, приводящих к позитивным результатам.

Развитие способности творчески применять проекты на практике (содержание и методы воспитания и развития младших школьников, находить причины и мотивы поведения учащихся, их неуспеваемости и адекватные методы воспитания и обучения младших школьников в полилингвальной образовательной среде) обеспечивалось методами:

- познание - найдите в предлагаемых источниках мотивы, причины успеваемости и неуспеваемости, воспитанности и невоспитанности младших школьников, осуществите их классификацию на основе предложенных признаков, составьте таблицу авторских методов обучения, воспитания и развития младших школьников, опишите известные Вам методы обучения и воспитания младших школьников в полилингвальной образовательной среде, представленные в отечественном и зарубежном опыте;

- интерпретация - прокомментируйте правомерность классификации мотивов, причин, методов, изученных Вами в педагогике и психологии, установите и обоснуйте соотнесенные Вами методы обучения, воспитания, развития указанным мотивам, причинам успеваемости и неуспеваемости, воспитанности и невоспитанности младших школьников;

- творчество - предложите и обоснуйте разработанный Вами прием, метод, направленные на решение одной из проблем обучения, воспитания или развития младших школьников, изложите собственную позицию на инновационные методы обучения, воспитания или развития младших школьников, продемонстрируйте на педагогической практике в школе эффективность авторских методов обучения, воспитания или развития младших школьников и собственных.

Развитие способности самообучаться в сложившихся условиях педагогической деятельности осуществлялось методами:

- познание - отрефлексируйте Ваше личностное «Я» и профессиональное «Я» относительно выполнения учебных и практических задач (способность целенаправленно достигать позитивных результатов, мотивы выбора педагогической деятельности, причины успехов и неуспехов, уровень самооценки и уверенности и т. п.);

- интерпретация - обоснуйте Ваше суждение по результатам рефлексии, соотнесите Вашу точку зрения с имеющимися аналогами в научной литературе, сформулируйте имеющиеся препятствия, снижающие Ваши темпы работы, творческие инновационные результаты в учебной и практической деятельности;

- творчество - создайте проект самообучения, самокоррекции, самовоспитания, обсудите его с академическим консультантом (тьютором), презен-тируйте проект и докажите эффективность путей в достижении позитивной динамики Вашего личностного и профессионального развития.

Развитие способности мобильно изменять траекторию профессионально-педагогической деятельности в полилингвальной образовательной среде обеспечивалось сочетанием таких методов:

- познание - познакомьтесь с состоянием полилингвальной среды обучения, воспитания и развития Ваших будущих учеников (средствами - теоретические источники, отчеты, диагностические методики, наблюдение, анализ), изучите социальные факторы (позитивные и негативные), влияющие на состояние полилингвальной образовательной среды, установите зависимость между социальной и полилингвальной образовательной средой, влияющих на качество обученности и воспитанности учащихся;

- интерпретация - опишите выявленные Вами проблемы полилинг-вальной образовательной среды, обоснуй те причины такого состояния, и сформулируйте вопросы для дискуссий в профессиональном сообществе, посредством диалога с родителями установите общие позиции для оказания помощи детям в успешном обучении в школе;

- творчество - разработайте проект педагогической деятельности в условиях полилингвальной образовательной среды для решения конкретной педагогической проблемы, опишите «образ» педагогического продукта и обозначьте измерители его качества, опишите методы и формы взаимодействия с субъектами полилингвальной образовательной среды, направленного на оказание помощи учащимся в обучении в данной среде.

Развитие способности студентов трансформировать гуманитарные знания и общекультурный опыт в самостоятельную учебную и педагогическую практическую деятельность обеспечивалось интеграцией в процессе преподавания методов, стимулирующих студентов к познанию, к самостоятельной интерпретации и к творческим видам деятельности, что позволило одновременно активизировать восприятие студентов, мыслительную деятельность и познавательный опыт. По мнению Л. А. Венгера, планомерное варьирование объектов и условий позволяет устанавливать определенные свойства изучаемых объектов, а включение методов анализа в этот процесс открывает новые взаимосвязи в изучаемом объекте [1]. Воспроизведение студентами в практической деятельности освоенного теоретического материала оставляет «внутренний след от его предшествующего опыта» [3, с. 437]. Для студентов, которые осваивают социокультурный педагогический опыт важно освоение не только операций запоминания, но и постоянного самообразования.

Как показал эксперимент, эффективность подготовки будущего учителя начальных классов к практической деятельности обеспечивается наличием способности студентов осваивать теоретические суждения, переводя их в конкретный план педагогической деятельности. Одной из проблем, с которой столкнулся автор исследования в процессе апробации технологии ПИТ, выступила сложность формирования у студентов собственных суждений по поводу или прочитанного текста, или выслушанного ответа сокурсников. Это объясняется, с одной стороны, состоянием полилингвальной образовательной среды, в которой студенты представляли различные образцы

взаимодействий, поведения, коммуникаций, что выступало своеобразным сдерживающим фактором, а, с другой стороны, формулировка суждений всегда связана с накоплением профессиональной лексики, с прочными теоретическими знаниями, которые осваивают студенты в процессе изучения педагогических дисциплин. Для младших курсов эта задача оказалась достаточно сложной, а к старшим курсам, когда был присвоен опыт презентации выполненных самостоятельно учебных заданий, тогда высказывания, суждения, убеждения слушателя, объяснения, как определенные педагогические действия, прочно вошли в практическую педагогическую деятельности студентов.

Изучение динамики развития такой компетенции как способность трансформировать гуманитарные знания и общекультурный опыт в учебную и педагогическую деятельность позволило обнаружить следующее. На первом курсе у студентов, независимо от их национальной принадлежности, сложно формировался опыт самоподготовки и формулировки педагогических понятий. Способность трансформировать теоретическое знание в педагогический опыт является определяющей ценностью и качеством профессиональной подготовки будущего учителя, поскольку она лежит в основе развития творческой инициативы педагога и его инновационной деятельности в школе. Анализ результатов выполненных учебных заданий студентами показал, что, независимо от курса обучения, сложность вызывали творческие виды заданий, которые содержали прогнозы, обоснования, проекты, связанные непосредственно с учащимися младших классов.

Полилингвальная образовательная среда требует от будущего учителя начальных классов систематической рефлексии своей позиции в той или иной ситуации. Рефлексию в данном случае можно определить как педагогическое действие, обеспечивающее переход от смысла к смыслу, от отражения к творчеству, от теории к практике и обратно. Самоопределение студентов, формируемое в ходе профессиональной подготовки, можно назвать, по утверждению Н. А. Едалиной, самосозиданием личности. Для учителя начальных классов, готовящегося работать в полилингвальной образовательной среде, процесс самосозидания является жизненной позицией, которая закладывается на ступени профессиональной подготовки. Н. А. Едалина указывает: «Культура самоопределении личности - это восхождение к себе самому, к своей ценности, поэтому мировоззрение, стиль, и готовность к дальнейшему самосозиданию можно считать показателями культуры самоопределения личности как самосозидания» [2, с. 48]. В связи с этим развитие способности анализировать педагогические объекты, понимать и обосновывать педагогические закономерности закладывает основу становления педагогического мировоззрения и культуры самоопределения профессиональной деятельности, которая осуществляется в полилингвальном образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Венгер, Л. А. Психология [Текст]: учебное пособие. / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.

2. Едалина, Н. А. Самоопределение личности как путь к себе [Текст]: монография. / Н. А. Едалина. - Екатеринбург, 2003.

3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 1972. - 437 с.

4. Ксензова, Г. Ю. Новые технологии обучения - неизбежная необходимость современной школы [Текст] / Г. Ю. Ксезонова // Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности и овладению современными образовательными технологиями. - Тверь: ТвГУ, 1998. - С. 18-21.

5. Ильясова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 61-78.

6. Щербакова, В. В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /

B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -

C. 139-146.

7. Мунасыпов, И. М. Развитие профессиональной компетентности будущих учитилей технологии [Текст] / И. М. Мунасыпов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 130-139.

8. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-75.

9. Беловолов, В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 32-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.