Научная статья на тему 'Использование электронных средств обучения на занятиях по дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них»'

Использование электронных средств обучения на занятиях по дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Позанова

В данной статье обобщен опыт разработки и использования электронных средств обучения на занятиях по дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.А. Позанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of electronic tutorials on classes in discipline «criminalistic research of substances, materials and products from them»

In this article experience of development and use of electronic tutorials on classes in discipline «Criminalistic research of substances, materials and products is generalized from them»1.

Текст научной работы на тему «Использование электронных средств обучения на занятиях по дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕЩЕСТВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ НИХ»

И.А. Позанова,

профессор кафедры пожарно-технической экспертизы ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат технических наук, доцент

В данной статье обобщен опыт разработки и использования электронных средств обучения на занятиях по дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них».

In this article experience of development and use of electronic tutorials on classes in discipline «Criminalistic research of substances, materials and products is generalized from them»1.

Одним из ведущих направлений повышения эффективности высшего профессионального образования сегодня является его информатизация, которая подразумевает насыщение образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

В настоящее время уже всеми признано, что информатизация - это инструмент модернизации знаний во всех отраслях науки, который способен их актуализировать, обеспечить оперативный доступ к предметным базам знаний и тем самым повысить их ценность при решении различных научных и практических задач, способствовать научно-техническому прогрессу.

Информатизации образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы, методы, технологии и средства, применяемые в обучении различным дисциплинам. С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в системе подготовки обучаемых приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности образовательных учреждений следующими значимыми возможностями:

1 Pozanova I. A Use of electronic tutorials on classes in discipline «criminalistic research of substances, materials and products from them».

• совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

• введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с использованием ИКТ в конкретных предметных областях;

• внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой и ИКТ;

• повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, учета психо- физиологических особенностей обучаемых и использования дополнительных мотивационных рычагов;

• организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

• совершенствования механизмов управления системой образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные

тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИКТ как для развития личности педагога и обучаемого, так и для самой дисциплины и для всей педагогики в целом. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности участников учебного процесса, развивает их способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Одним из основных направлений информатизации образования является создание электронные средства обучения. Электронное средство обучения (ЭСО) - это интерактивное образовательное электронное учебное пособие, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области и отличающееся от традиционных средств обучения возможностью применения в них мультимедийных технологий для представления материала, высоким уровнем исполнения, полнотой информации, высоким качеством методического инструментария. ЭСО не могут быть редуцированы к их бумажному варианту без потери дидактических свойств. Это направление педагогической деятельности в настоящее время интенсивно развивается.

Разные виды ЭСО имеют свою специфику создания, назначения и использования. Основными видами ЭСО являются:

• электронные учебно-методические комплексы,

• электронные учебники,

• автоматизированные обучающие системы,

• программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,

• сервисные программные средства общего назначения,

• электронные тренажеры,

• программные средства для математического и имитационного моделирования,

• программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,

• информационно-поисковые справочные системы,

• экспертные обучающие системы,

• интеллектуальные обучающие системы,

• средства автоматизации профессиональной деятельности.

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам новые

дидактические возможности:

• обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

• компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;

• компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

• автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;

• автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами обучения.

Большое разнообразие ЭСО открывает перед преподавателем новые возможности в организации и проведении различных видов занятий. Имея большой опыт разработки и использования в учебном процессе электронных средств обучения при обучении дисциплинам, связанными с информатикой и ИКТ, мне хотелось использовать свой опыт на занятиях по дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них».

Судебная экспертиза, одним из важных направлений которой являются криминалистические исследования веществ, материалов и изделий - это динамично развивающаяся отрасль правоохранительной деятельности, криминалистической техники, возможности которой реализуются в неразрывном единстве с другими отраслями знаний и в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ) в том числе.

В экспертно-криминалисти-ческих подразделениях ОВД в целях информационного обеспечения производства экспертиз и исследований в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МВД РФ от 3 июня 1993 года, формируются, ведутся и широко используются электронные экспертнокриминалистические картотеки, коллекции и справочно-информационные фонды [1]. В настоящее время трудно представить работу любого профессионала и судебного эксперта- криминалиста в том числе без использования современных знаний и навыков работы в сфере ИКТ, поэтому актуальным является

дальнейшее развитие навыков их применения у курсантов специальности «Судебная экспертиза».

За короткое время было разработано 15 обучающих и более 30 контролирующих программ, электронное учебное пособие «Криминалистические исследования наркотических средств и психотропных веществ», содержащее в себе две презентации лекций, две обучающие программы, 6 контролирующих тестов, два учебных видеофильма и другие учебные материалы, по всем изучаемым темам, что позволило:

• продолжить научно-исследовательскую и методическую работу по разработке и внедрению ЭСО в учебный процесс,

• пополнить учебно- методическую базу этой дисциплины презентациями лекций, обучающими и контролирующими программами, а также методическими разработками занятий, которые проводились с их использованием,

• проводить семинарские занятия с использованием ЭСО, которые позволяют выполнить компьютерную визуализацию учебной информации, активизировать познавательную деятельность обучаемых, обеспечить интерактивный диалог между обучаемым и ЭСО, автоматизировать процесс оценки усвоения учебного материала,

• продолжить закрепление и развитие практических навыков работы обучаемых с персональным компьютером,

• приступить к разработке электронного учебника, электронного учебнометодического комплекса, электронного терминологического глоссария по этой дисциплине,

• привлечь обучаемых в рамках НИРС к работе над ЭСО и тем самым продолжить развивать их практические навыки работы с ИКТ, а также расширить их теоретические знания по учебному материалу.

Кроме того, проведение семинарских занятий в компьютерном классе позволило использовать возможности Интернета для ознакомления обучаемых с самыми современными материалами по этой тематике, расширить их представления о возможностях криминалистических исследований веществ, материалов и изделий, закрепить навыки работы с поисковыми системами.

К большому моему сожалению не удалось воспользоваться разработанными презентациями лекций, которые бы позволили более наглядно представить учебный материал на лекциях, из-за неукомплектованности лекционных аудиторий мультимедийными средствами.

Сегодня существует немало проблем в использовании ЭСО, так как процесс информатизации образования только в самом начале по сравнению с другими сферами деятельности, например, производством и пока еще идет процесс формирования образовательных информационных ресурсов, совершенствования педагогических технологий использования их в обучении, а также накопления и осмысления этого опыта.

Считаю, что сегодня от профессионала любой сферы деятельности, педагога, руководителя требуется не только умение пользоваться

приобретенными знаниями для решения различных задач, но и самостоятельно находить новые пути и средства совершенствования своей деятельности, творчески подходить к своей работе. Учитывая большой интеллектуальнотворческий потенциал профессорско- преподавательского состава нашего института, можно сказать, что ему по плечу такое актуальное направление научной деятельности как разработка электронных средств обучения по многим дисциплинам учебного плана подготовки специалистов по профильным направлениям в образовательных учреждениях МВД России.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Митричев В.С., Хрусталев В.Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них: Учебное пособие для ВУЗов / Саратовский юридический институт МВД России. - СПб.: Питер, 2003. - с. 560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.