Научная статья на тему 'Современные подходы к организационному измерению реабилитационного пространства'

Современные подходы к организационному измерению реабилитационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Т. Логинова, В.В. Мамаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организационному измерению реабилитационного пространства»

Е.Т. Логинова

доктор педагогических наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

В.В. Мамаев кандидат педагогических наук, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга

Современные подходы к организационному измерению реабилитационного пространства

Приоритетность и актуальность социальной поддержки детей с комплексными нарушениями определяют изменения в вопросах их интеграции в общество и реабилитации.

Сегодня остро стоит вопрос организации полноценного реабилитационного пространства, имеющего свои субъектно-компонентные и операционно-технологические подструктуры.

Вопросы реабилитации инвалидов достаточно широко освещены в специальной литературе, раскрыты сущность и содержание реабилитации. Научный поиск позволил сформулировать наиболее значимые концептуальные черты целостного реабилитационного пространства для детей с комплексными нарушениями в условиях школы VIII вида, построенного с учетом сущностных характеристик реабилитационного пространства и основных задач и подходов к организации комплексного воздействия на данную категорию детей.

Мы рассматриваем понятие «развитие реабилитационного пространства» - как процесс выстраивания вертикальных и горизонтальных связей между компонентами этого пространства, усложнение его структуры для создания условий для развития каждого ребенка.

Спроектированная педагогическая модель является многомерной и состоит из организационного, видового и технологического измерения.

Видовое измерение или направления реабилитации охватывает все сферы жизни детей: быт (общественный и семейный), культуру и образование. Технологическое измерение - при рассмотрении в котором в зависимости от природы используемых реабилитационных средств и реабилитационных технологий различаются основные виды реабилитационной деятельности: педагогическая, психологическая, медицинская, физкультурно-оздоровительная и социально-средовая.

Педагогические средства включают в себя средства обучения, воспитания и коррекции. Сюда включены как уроки, так и индивидуальные занятия с психологом, дефектологом и логопедом. Кроме этого, к этому же блоку относятся экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, которые доступны детям с комплексными нарушениями. Основными формами организации образовательного процесса, в которых принимает участие класс, группа или отдельный ученик, являются предметноориентированные, тематические и проектно-ориентированные занятия. Психологические средства реабилитации включают психологическую диагностику, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия,

43

направленные на развитие как познавательной сферы, так и коммуникативных навыков, эмоционально-волевой и личностной сфер.

К физкультурно-оздоровительным средствам отнесены уроки адаптивной физкультуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные праздники. Медицинские средства включают в себя лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения -мощный стимулятор жизненных функций организма ребенка.

Организационное измерение включает целевой, субъектный и критериально-диагностический блоки. В целевой блок входят цель и задачи формирования реабилитационного пространства для детей с комплексными нарушениями в условиях школы VIII вида.

Критериально-диагностический блок модели представлен основным и вспомогательным показателем эффективности функционирования реабилитационного пространства. В качестве основного критерия выступает положительная динамика социального развития учащихся, а вспомогательным показателем является изменение в реабилитационной семейной стратегии. В понятие «социальное развитие» включены такие параметры, как бытовые навыки, социальные навыки, навыки общения. К факторам, способствующим социальному развитию, отнесены: развитие двигательной сферы, способность к целенаправленной деятельности, развитие высших психических функций, развитие эмоциональной сферы и формирование элементарных учебных знаний, умений и навыков.

Субъектный блок представлен субъектами, участвующими в реабилитации обучающихся: их родители, педагогический коллектив и социальные партнеры школы. Отношения между субъектами определены как субъект-субъектные. Приоритет субъект-субъектных отношений обеспечивает реализацию сотрудничества, которое изменяет роль и функции участников педагогического процесса. Психологическими условиями развития субъект - субъектных отношений в реабилитационном пространстве являются: обучение педагогов и родителей; эмоционально-

ценностное общение.

Теоретико-методологической основой для разработки концепции субъект-субъектных взаимоотношений явился системный подход, который включает взаимосвязь структурных компонентов и позволяет рассматривать образовательную деятельность как единство трех составляющих: ребенок - родители - педагоги. Системный подход предполагает комплексность в работе, соблюдение всеми участниками единства содержания, методов и форм работы, обязательное включение результативно-диагностического компонента, который позволит оказывать максимально индивидуализированную помощь семье и ребенку, в процессе реализации субъект-субъектных взаимоотношений вносить необходимые коррективы и выявить на заключительном этапе результативность работы. В реализации системного подхода координирующая роль принадлежит учителю, который обеспечивает взаимодействие специали-

44

стов и родителей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

При построении системы работы были определены основные положения, которые определяют субъектно-субъектные отношения между участниками процесса реабилитации. В основу положены следующие принципы:

• добровольности и заинтересованности в результатах реабилитации со стороны родителей и педагогов;

• учета результатов психолого-педагогических наблюдений и исследований;

• учета семейных условий воспитания, реабилитационного потенциала семьи;

• личностной ориентированности и индивидуального подхода по отношению к ребенку и его семье;

• системного и систематического подхода в отношениях педагогов и родителей;

• деятельностного подхода;

• опоры на положительное в работе с ребенком, с родителями и педагогами;

• доверия, открытости и сотрудничества.

Система педагогической деятельности включает три взаимосвязанных блока: взаимодействия учителя с педагогами; взаимодействия учителя с родителями; взаимодействия учителя с социальными партнерами.

Управление развитием реабилитационного пространства обеспечивается организационным, интеллектуальным, мотивационным, волевым и эмоциональным единством всех субъектов.

Гибкость и мобильность организационных структур обеспечивается продуманной кадровой политикой, предусматривающей: повышение квалификации и совершенствование мастерства педагогического состава, формирование мотивации к исследовательской инновационной деятельности, формирование научно-методической базы организации, создание системы стимулирования педагогического труда. В связи с постоянными появлениями новых информационных технологий современные педагоги приобщаются к совершенно новому виду образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов. Центральным местом формирования информационной культуры педагога является медиатека.

На базе ГБОУ СКОШ № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга медиатека стала центром педагогической информации на уровне школы, а также собранием носителей информации в электронном виде и включает в себя электронные ресурсы, подготовленные в школе и приобретенные из других источников:

• электронные энциклопедии, справочники, словари-переводчики;

• мультимедийные обучающие программы, учебники;

• учебно-методические пособия на электронных носителях;

• электронные периодические издания, приложения, версии;

45

• презентации уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний, педагогических советов и т. д.

• аудиовизуальные материалы;

• программные продукты;

• учебные и познавательные фильмы.

Медиатека доступна и бесплатна для всех субъектов реабилитационного пространства и способствует:

• внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования;

• внедрению новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы;

• созданию школьного банка данных педагогической информации;

• развертыванию оптоволоконной связи школы с учреждениями народного образования.

Медиатека предоставляет соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, а также накапливает, систематизирует по предметам, разделам и темам педагогическую информацию.

Направления деятельности медиатеки при ГБОУ СКОШ № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга - это:

1. Создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети.

2. Разработка, приобретение программного обеспечения.

3. Создание информационно-педагогических модулей на различных носителях.

4. Оказание методической и консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров.

5. Создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других городов, стран, используя электронную почту.

6. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе медиатеки с использованием различных информационных средств обучения.

7. Создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний, обучающих программ, видео и магнитозаписей для интеллектуального развития учащихся, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

8. Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительской работы с родителями.

9. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра видеозаписей, работы с компьютерными программами.

46

10. Проведение на базе медиатеки тестирования, диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.

11. Проведение семинаров, практических занятий, «мастер-классов» с преподавателями по освоению ими новых компьютерных технологий и фонда информации на нетрадиционных носителях.

12. Обучение учащихся работать не только с книгой, но и с техническими и информационными средствами.

15. Наращивание информационного фонда, фонда аппаратных и технических средств.

16. Разработка и апробирование на базе медиатеки новых форм организации познавательной, коммуникативной и творческой деятельности всех участников образовательного процесса с целью повышения качества образования в условиях информатизации.

С помощью медиатеки в ГБОУ СКОШ №25 Петроградского района Санкт-Петербурга:

1) обеспечивается свободный доступ к различным информационным источникам, не ограничивающим пользование фондом одной медиатеки;

2) создаются условия для широкой коммуникации между учащимися и учителями разных школ, научными центрами по мере развития материально-технической базы медиатеки;

3) осуществляется сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя;

4) осуществляется взаимодействие с другими информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации;

5) организовывается обучение пользователей (педагогов, родителей);

6) создаются условия для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других городов, стран, используя электронную почту;

7) оказывается практическая помощь учителям при проведении занятий на базе медиатеки с использованием различных информационных средств обучения, компьютерных классов при индивидуальной и групповой формах работы;

8) организовывается проведение на базе медиатеки диагностические исследования учащихся и психологические тренинги совместно со школьным психологом.

Таким образом, наличие медиатеки позволяет своевременно реагировать на меняющуюся социально-педагогическую ситуацию, внося необходимые коррективы в субъектный блок организационного измерения реабилитационного пространства.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.