Научная статья на тему 'К вопросу социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семье в условиях современного общества'

К вопросу социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семье в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1603
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИНДРОМ ДАУНА / СЕМЬЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIALIZATION / DOWN SYNDROME / FAMILY / REHABILITATION CENTERS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SOCIETY / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапожникова Т. В., Першина Н. А.

В данной статье рассматривается процесс социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в условиях современного общества. Процесс социализации представлен в виде системы и рассматривается на уровне семьи, реабилитационного центра, общеобразовательных учреждений, общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапожникова Т. В., Першина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DOWN SYNDROME, RAISED IN A FAMILY IN MODERN SOCIETY

This article discusses the process of socialization of children with Down syndrome, brought up in households in modern society. The process of socialization is presented in the form of the system and is considered at the household level, rehabilitation centers, educational institutions, society as a whole.

Текст научной работы на тему «К вопросу социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семье в условиях современного общества»

менение современных образовательных технологий в учебном процессе вуза (личностно-ориентированных, интерактивных, проективных и др.); в-третьих, сотрудничество с образовательными учреждениями, работающими в режиме развития и осуществляющими инновационную деятельность; в-четвертых, ознакомление студентов с существующими инновациями, освоение и исполнение инновационных идей, их творческая реализация в образовательном процессе.

Для решения задач подготовки будущих специалистов системы образования к инновационной деятельности возникает необходимость междисциплинарной интеграции различных составляющих содержания профессионального образования, что следует учитывать при конструировании содержания рабочих программ учебных дисциплин и различных форм обучения в вузе, а также организации разнообразной учебной, проектной, исследовательской деятельности студентов. Идеи интеграции образования нашли свое воплощение в работах М.Н. Берулавы, Г.Д. Глейзера, Л.И. Гриценко, В.И. Загвязин-ского, В.В. Краевского, В.С. Леднёва, В.М. Лопаткина, Ю.И. Рудиновой и др. Показано, что сущностной характеристикой междисциплинарной интеграции является взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой и творческой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами их применения в профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция предполагает синтез научно-педагогической, технологической и методической подготовки в вузе, теоретическое осмысление фактов практического опыта, способствующие формированию готовности будущих педагогов к инновационной деятельности.

Использование преподавателями вуза в процессе преподавания современных образовательных технологий способствует формированию у студентов не только системы профессиональных знаний, но и развитию таких профессиональных и личностных качеств, которые в дальнейшем обеспечат успешное выполнение профессиональных обязанностей с учетом современных требований. Студенты изучают различные инновации, сложившиеся в образовательной практике, осваивают способы внедрения инновационных идей и учатся их творчески реализовывать в учебно-воспитательном процессе. Кроме этого, будущие специалисты уже в процессе учебной деятель-

Библиографический список

ности осваивают технологическую сторону осуществления профессионально-педагогической деятельности. Приобретенные студентом в процессе обучения знания и практический опыт можно реализовать в ходе педагогической практики в тех образовательных учреждениях, которые осуществляют инновационную деятельность.

Таким образом, можно отметить, что в ходе организации образовательного процесса в вузе следует создавать условия для содержательного овладения студентами основами профессии, формировать мотивационную направленность на профессиональную деятельность и новые способы её организации, а также развивать чувствительность к инновационным изменениям. В процессе обучения будущим педагогам необходимо получить представление об инновационном педагогическом опыте, об организации и построении инновационной деятельности, овладеть способами и средствами ее осуществления. Освоить в полной мере студентам инновационные процессы возможно при условии изучения не только инновационных способов деятельности, но и традиционных, на основе которых и будут формироваться новые знания и умения. Кроме этого должна быть предусмотрена и организация практической работы на базе образовательных учреждений с целью введения новшеств в педагогический процесс. Успешность будущей профессиональной деятельности педагога во многом зависит от имеющихся у него знаний об особенностях протекания инноваций, осознания практической значимости различных инноваций в педагогической системе, владения современными технологиями обучения, воспитания и развития ребенка, умения творчески реализовывать содержательную составляющую учебного процесса в образовательном учреждении, анализировать собственную профессиональную деятельность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что подготовку будущего педагога к инновационной деятельности следует организовать с учетом тенденций современного образования, а именно его инновационного развития. Для этого в программу подготовки студентов к инновационной деятельности, на наш взгляд, следует включить следующие компоненты: изучение результатов исследований по инноватике, опыта крупнейших ученых-новаторов и вариантов использования их идей на современном этапе; проектирование и творческое освоение инноваций.

1. Смирнов, В.Т. Послевузовское образование: новые условия и качество / В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская, Е.М. Родионова; Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2004.

2. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

3. Ангеловски, К. Учителя и инновации. - М.: Просвещение, 1991.

4. Топилина, Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2006.

5. Францева, Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: дис. ... канд. психол. наук. - Армавир, 2003.

Статья поступила в редакцию 14. 06.10

УДК 316.6

Т.В. Сапожникова, асп. кафедры ПиКПБПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: tania.sapozhnikova@yandex.ru;

Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. зав. кафедрой ПиКП БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: nataly200672@mail.ru

К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается процесс социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в условиях современного общества. Процесс социализации представлен в виде системы и рассматривается на уровне семьи, реабилитационного центра, общеобразовательных учреждений, общества в целом.

Ключевые слова: социализация, синдром Дауна, семья, реабилитационный центр, общеобразовательные учреждения, общество, психолого-педагогическое сопровождение.

В современной специальной психологии и коррекцион- блема совершенствования процесса социализации детей с син-ной педагогике одной из актуальных проблем является про- дромом Дауна [1; 2; 3]. В основном, исследования в этой об-

ласти направлены на изучение социального развития детей с нарушениями интеллекта (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, 1995; Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева,1999; Л.Ф. Хайртдинова, 2002; А.В. Закрепина, 2002). Изучением социального развития детей с синдромом Дауна занимаются специалисты Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» (П.Л. Жиянова, Е.В. Поле, Т.П. Медведева, И.А. Панфилова) и др. Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства возникла необходимость рассмотрения новых тенденций социального и познавательного развития ребенка с данным диагнозом.

Процесс социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в условиях современного общества представляется как система, включающая семью, реабилитационный центр, общеобразовательные учреждения, общество в целом:

• семья - является основным институтом социализации детей с синдромом Дауна;

• реабилитационный центр - в настоящее время проблемами развития и социализации детей с синдромом Дауна занимаются Центр ранней помощи «Даунсайд Ап», Ассоциация «Даунсиндром», реабилитационные центры местного значения и общественные организации (чаще всего организующиеся по инициативе родителей);

• общеобразовательные учреждения - дети с синдромом Дауна, как и другие дети, с ограниченными возможностями имеют право на максимальную социализацию, то есть на посещение дошкольного общеобразовательного учреждения, общеобразовательной школы и, возможно, профессионального учреждения, что в России закреплено законодательно (согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - п.1.ст.16, п.1ст.52);

• общество - социализация и интеграция детей с синдромом Дана, воспитывающихся в семьях, предполагает обеспечение условий для их нормальной и хорошей жизни в обществе. Семья в целом имеет право посещать общественные мероприятия, организации, не стесняясь и не ущемляя интере-

сы своего ребенка. Ребенок имеет право воспитываться в своей семье, иметь возможность для развития личности; ходить в школу, (обучение по специальной программе); принимать все больше самостоятельных решений по мере взросления; быть уверенным, что его принимают в обществе.

На базе Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется сопровождение детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, с целью их социализации и интеграции в общество.

Основными методами в работе являются статистические методы (выявление семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна); диагностические методы (беседа, наблюдение, анализ результатов деятельности, диагностические мероприятия); реабилитационные методы в работе с родителями (индивидуальные консультации; Родительские Академии1); реабилитационные и коррекционные методы (социальная реабилитация; психолого-педагогическая реабилитация; реабилитационные мероприятия по арттерапии, по музыкотерапии, по сказкоте-рапии, по куклотерапии, по игротерапии, по иппотерапии, по физическому развитию); информационные методы (привлечение и обучение педагогов, взаимодействующих детей с синдромом Дауна, волонтеров; социологическое исследование, взаимодействие со СМИ с целью создания цикла статей и телепередач о детях с синдромом Дауна для информирования общества о данном контингенте населения и для более успешной интеграции их в общество); контрольные методы (наблюдение, анализ результатов деятельности, социологический опрос с целью контроля процесса социальной адаптации семей с детьми с синдромом Дауна, социализации и интеграции данной категории семей и детей в общество).

Согласно выше описанной системе психологопедагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна можно представить следующим образом:

1. На уровне семьи и реабилитационного центра осуществляется комплекс психолого-педагогических мероприятий с данной категорией детей и семей и основывается на дифференцированном подходе (см.таблицу).

Психолого-педагогические мероприятия с детьми с синд ромом Дауна

Возраст детей Направления мероприятий Специалисты Формы мероприятий

0-3 года психофизическое, социальное и речевое развитие ребенка психолог, специалист по ранней коммуникации, воспитатели группы кратковременного пребывания, дефектолог (с 2 лет) индивидуальные и интегрированные занятия (2 ребенка), кратковременное посещение группы с целью адаптации ребенка к обществу сверстников (2-3 ч.)

3-6 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков самообслуживания психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования2 индивидуальные и интегрированные занятия (2 ребенка), групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (целый день),

6-8 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков самообслуживания, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, пропедевтическая подготовка к школе психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования индивидуальные и интегрированные занятия (2 ребенка), групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (целый день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, пользоваться социальными услугами, обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник)

8-10 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков самообслуживания, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, психологопедагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна (формирование ЗУНов, необходимых для обучения в школе, развитие эмоционально-волевой сферы) и его родителей на начальном этапе обучения в СКОУ VIII вида психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования, учителя начального звена СКОУ VIII вида индивидуальные, групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (неполный день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, умению пользоваться социальными услугами, умению обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник), посещение СКОУ VIII вида

10-16 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие социально-бытовой ориентации, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна и его родителей в период полового созревания (проблемы этики, полового воспитания ребенка), начало работы по профессиональному самоопределению детей с синдромом Дауна психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования, учителя СКОУ VIII вида индивидуальные, групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (неполный день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, умению пользоваться социальными услугами, умению обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник), посещение СКОУ УШ вида, посещение кружков профессиональной направленности

16-18 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие социально-бытовой ориентации, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна и его родителей в период профессионального самоопределения, начала взрослой жизни психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования, учителя СКОУ VIII вида, педагоги профессионального учреждения индивидуальные, групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (неполный день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, умению пользоваться социальными услугами, умению обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник), посещение СКОУ УШ вида, посещение кружков профессиональной направленности, посещение профессиональных учреждений

Психолого-педагогические мероприятия с семьей, воспитывающей детей с синдромом Дауна направлены на оптимизацию психологического климата в семье и ее социальной адаптации, принятие трудной жизненной ситуации, принятие ребенка, оптимизацию детско-родительских отношений, информирование родителей об особенностях их развития и обучения на разных возрастных этапах, со способами обучения навыкам социального взаимодействия и возможностями его адаптации в общеобразовательных учреждениях, общественных местах, профессиональной деятельности.

2. На уровне общеобразовательных учреждений планируется осуществлять методическое спровождение с целью создания программ сопровождения и обучения (социализации) детей с синдромом Дауна в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, профессиональных учреждениях совместно с методистами, педагогами (на протяжении всего образовательного процесса); лекционно-просветительскую работу с родителями будущих одногруппников и одноклассников детей с синдромом Дауна, с педагогами с целью развития толерантного отношения к этим детям, информирования об их возможностях и способностях в развитии, обучении, взаимодействии в окружающей среде; практические занятия с детьми с целью оптимизации взаимодействия в интегрированной группе в период адаптации и на протяжении всего образовательного процесса, развития толерантного отношения нормально развивающихся детей к детям с синдромом Дауна. Таким образом, необходимо осуществление сотрудничества и создание системы преемственности между реабилитационным центром и общеобразовательными, профессиональными учреждениями, общественными органи-

зациями с целью максимального использования познавательных, социальных и профессиональных возможностей детей с синдромом Дауна.

3. На уровне общества было проведено социологическое исследование информированности и отношения населения г. Бийска к детям с синдромом Дауна (80% опрошенных положительно относится к детям с синдромом Дауна, 81% информируются о проблемах этих детей по телевидению и 31% из газет. 60% не знают о наличии учреждений, оказывающих помощь детям с синдромом Дауна, что говорит о достаточно низком уровне информированности населения). В целях развития толерантного отношения общества к детям с синдромом Дауна и повышения его информированности о данном контингенте детей был опубликован ряд статей для научного и широкого круга читателей: в сборниках трудов Всероссийских научно-практических конференций 2004-2010гг. (БПГУ им.В.М. Шукшина, НГПУ); опубликованы статьи в газете «Вестник университета» (БПГУ им.В.М. Шукшина); размещена информационная стенгазета в Краевом реабилитационном центре; составлены и опубликованы методические рекомендации «Если у малыша синдром Дауна» (адресованы родителям, предназначены для широкого круга читателей). В дальнейшем планируется создание цикла телепередач о детях с синдромом Дауна с целью информирования общества о данном контингенте детей и более успешной интеграции их в общество.

Реализация выше описанных мероприятий позволит детям с синдромом Дауна более успешно пройти социализацию и интеграцию в обществе, а обществу изменить отношение к данному контингенту детей и осознать, что «что мир представляет собой единое целое сообщество людей».

1 Родительская Академия - семинары для родителей, воспитывающих 2 Педагогами дополнительного образования проводится творческая

детей с ограниченными возможностями, состоящие из лекционно- реабилитация детей с синдромом Дауна по следующим направлениям:

просветительского, консультативно-рекомендательного, практическо- эколого-краеведческое, декоративно-прикладное, музыкального (психологический тренинг, тренинг общения) блоков. театральное.

Библиографический список

1. Бакк А. Забота и уход: книга о людях с задержкой психического развития / А. Бакк, К. Грюневальд; под ред. Ю. Колесовой. - СПб.: ИРАВ -200.

2. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю.И. Барашнева. - М.: Триада-Х, 2007.

Статья поступила в редакцию 14. 06.10

УДК 371.26

Н.Г. Ощепкова, старший преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-тай - reliance_07@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрывается проблема организации самостоятельной работы старшеклассников в процессе подготовки к итоговой оценке учебных достижений, представлен анализ различных подходов к определению сущности понятия «самостоятельная работа», ее классификации и формам.

Ключевые слова: итоговая оценка учебных достижений, организация самостоятельной работы, самостоятельность, самостоятельная работа.

В сфере образования сегодня происходят значительные трансформации, принцип «учение на протяжении жизни» выдвигает проблему организации самостоятельной работы, которая привлекает к себе растущее внимание педагогов, психологов, методистов. В связи с быстро растущим потоком информации процесс обучения не может оставаться на уровне усвоения определенной суммы фактов, поэтому на современном этапе ставится задача прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и другой информации. Умение учиться является ключевым в XXI веке. Под этим понимается осмысление обучающимися учебного материала, овладение необходимыми умениями и навыками, выбор адекватных способов решения поставленных задач, осуществление самоконтроля и регулирования процессов собственной деятельности и самостоятельной работы.

Модернизация системы отечественного образования затрагивает, прежде всего, методы итоговой оценки учебных достижений выпускников школ. По инициативе Министерства образования, распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г. №1072-р «Первоочередные действия в сфере образования» во многих субъектах Российской Федерации в средних общеобразовательных школах была введена экспериментальная проверка письменного выпускного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по ряду основных предметов, изучающихся в школе, часть из которых школьник мог выбрать самостоятельно. Таким образом, начиная с 2001 г. в России был запущен эксперимент по введению ЕГЭ как современного метода итоговой оценки учебных достижений старшеклассников, с 2009 г. он становится основной формой итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ. В данных условиях актуальным становится вопрос повышения роли самостоятельной работы в процессе подготовки старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений, эффективность которой зависит от профессионального педагогического управления, то есть способности учителя создать определенные организационно-педагогические условия для развития данного субъектного качества учащихся.

Проблема самостоятельности и самостоятельной работы являлась темой изучения педагогов на протяжении всей истории развития педагогической науки. Еще основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский указывал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся, является «единственным прочным основанием всякого плодовитого учения» [1]. На огромное значение самостоятельной работы

указывали и такие виднейшие педагоги и просветители, как Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи неоднократно обращались к вопросам определения понятия «самостоятельная работа», но, несмотря на важность и значимость, оно до сих пор не имеет единой трактовки и остается разноречивым в педагогической науке.

Анализ наиболее употребляемых определений исследуемого понятия таких ученых, как В.А. Далингер, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, И.Я. Зимняя, А.С. Лында, П.И. Пидкаси-стый, Р.Б. Срода, И.Э. Унт, А.В. Усова и др. позволил выделить существенные признаки самостоятельной работы: наличие задания, работы (деятельности); отсутствие непосредственного участия учителя в выполнении задания, работы; наличие опосредованного управления учителем деятельностью учащихся; проявление таких качеств личности учащихся, как активность, самостоятельность, инициативность, позволяющие формировать самоорганизованность и самоконтроль.

Несмотря на различную трактовку исследуемого понятия, многие ученые отмечают, что раскрытие характерных признаков самостоятельной работы возможно только при едином анализе ее внешней и внутренней стороны, при этом внешняя сторона обусловливается обучающими функциями учителя (организация, педагогическое руководство, дидактическое средство и др.), внутренняя - познавательными функциями ученика (мотивы, содержание и способы деятельности, самоорганизация, самоконтроль и др.) [2]. Так, например, М.Н. Скаткин подвергает критике определение Б.П. Есипова, отмечая, что «оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков, связанных с характером самой познавательной деятельности учащихся» [3, с. 5]. Одним из таких внутренних признаков самостоятельной работы выступает проявление самостоятельности как качества личности.

Таким образом, самостоятельная работа рассматривается как метод обучения (А.В. Усова и др.), работа по заданию учителя (Б.П. Есипов), мотив деятельности (Б.П. Есипов и др.), форма организации учебной и познавательной деятельности (И.Э. Унт и др.), вид учебной деятельности (В.И. Загвязинский и др.), средство организации и управления познавательной деятельностью (П.И. Пидкасистый и др.). Придерживаясь мнения П.И. Пидкасистого, считаем, что наиболее обоснованным и соответствующим современному уровню развития педагогики представляется последний подход к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа», согласно которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.