СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 376.435
В. В. Мамаев
Модель реабилитационного пространства в условиях школы VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью
В статье рассматриваются основные структурные компоненты модели реабилитационного пространства, предлагаемой для организации всесторонней и комплексной реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в классах «Особый ребенок» в школах VIII вида.
Annotation: In this article basic structure components of the rehabilitational area's model, offered for the organization of the complex rehabilitation for the children with moderate mental deficiency, who study in the "Special Child' class of the VIIIth type school, are being discovered.
Ключевые слова: реабилитация, дети с умеренной умственной отсталостью, реабилитационное пространство, направления реабилитации, средства реабилитации.
Key words: Rehabilitation, moderate mental deficiency, area, rehabilitational area, rehabilitation vectors (directions), rehabilitaion facilities.
Несмотря на приоритетность и актуальность социальной поддержки детей с выраженными нарушениями интеллекта, сложившаяся в России ситуация в сфере их реабилитации и социализации остаётся достаточно неразработанной. Увеличение числа детей с умеренной умственной отсталостью, недостаточность финансирования программ поддержки, форм и методов обучения, воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, дают основание сделать вывод о несовершенстве их реабилитации [2, 5, 6, 8].
Сегодня особо остро встает вопрос о поиске социального института, где возможна организация полноценного реабилитационного
пространства, имеющего свои субъектно-компонентные и операционно-технологические подструктуры. Такую роль может взять на себя школа VIII вида. Анализ научной литературы и практической деятельности учреждений для детей с умеренной умственной отсталостью позволил нам при решении проблемы формирования эффективного реабилитационного пространства использовать метод моделирования. Моделирование - метод научного исследования, широко применяющийся в педагогике, позволяющий объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании. В педагогической науке метод моделирования был обоснован в трудах В.Г. Афанасьева [1], Б.А. Глинского [3] и др. Вслед за указанными авторами мы понимаем модель как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту или явлению, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Практическая ценность модели в педагогическом исследовании определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования - наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и её функции в педагогическом исследовании.
При рассмотрении основных составляющих модели реабилитационного пространства мы придерживаемся следующего определения понятия «развитие реабилитационного пространства - это процесс выстраивания вертикальных и горизонтальных связей между компонентами этого пространства, усложнение его структуры для создания условий для развития каждого ребенка».
Спроектированная педагогическая модель является многомерной и состоит из следующих измерений:
• Организационное измерение, которое включает целевой, субъектный, и критериально-диагностический блоки.
В целевой блок входят цель и задачи формирования реабилитационного пространства для детей с умеренной умственной отсталостью в условиях школы VIII вида.
Цель: создание реабилитационного пространства, обеспечивающего эффективную комплексную реабилитацию детей с умеренной умственной отсталостью в условиях включения данной категории детей в образовательное пространство школы VIII вида.
Задачи:
1. Создание условий для комплексной реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью в рамках специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
2. Разработка специальных индивидуальных программ реабилитации, построенных на основе комплексной медикосоциальной и психолого-педагогической диагностики.
3. Организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников реабилитационного процесса для достижения наибольших резальтатов в реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью.
4. Реализация эффективных социальных и педагогических технологий, обеспечивающих включенность детей с проблемами в развитии в социокультурные отношения в условиях инклюзивного обучения.
Субъектный блок представлен субъектами, участвующими в реабилитации обучающихся: их родители, педагогический коллектив и социальные партнеры школы. Отношения между субъектами определены как субъект-субъектные. Приоритет субъект-субъектных отно-
шений обеспечивает реализацию сотрудничества, которое изменяет роль и функции участников педагогического процесса.
Педагогическая система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям обучения и воспитания. Систему составляют структурные и функциональные компоненты. Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности. Педагогическая система, реализующая субъ-ект-субъектные отношения, представляет собой модификацию основных компонентов педагогического процесса: содержания образования; психолого-педагогической диагностики; педагогического общения; средств обучения; форм организации; способов организации учебной деятельности, доминирующим из которых является содея-тельность. Системообразующим компонентом этой системы являются индивидуальные реабилитационные траектории, которые обеспечивают комплексность и всесторонность реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью, реализующейся в созданном реабилитационном пространстве школы VIII вида, и зафиксированы в индивидуальных реабилитационных картах.
Критериально-диагностический блок модели представлен основным и вспомогательными показателями эффективности функционирования реабилитационного пространства. В качестве основного критерия выступает положительная динамика социального развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, а вспомогательными показателями являются изменения в реабилитационной семейной стратегии и изменения в установках педагогического коллектива.
В понятие «социальное развитие» мы включили такие параметры, как бытовые и социальные навыки, навыки общения. К факторам, способствующим социальному развитию, мы отнесли: развитие дви-
гательной сферы, способность к целенаправленной деятельности, развитие высших психических функций, эмоциональной сферы и формирование элементарных учебных знаний, умений и навыков.
• Видовое измерение или направления реабилитации, охватывающие все сферы жизни детей, а именно: быт (общественный и семейный), культуру и образование.
Цель бытовой реабилитации [8] заключается в повышении социального статуса инвалидов в сфере домашнего и общественного быта; причем быт здесь должен пониматься не только и не столько в узком смысле - как домашний, сколько в широком смысле - как общественный быт. Усвоение всех социальных норм и правил осуществляется в сфере быта.
Основным компонентом бытовой реабилитации в отношении детей с умеренной умственной отсталостью выступает социальнобытовая ориентировка, под которой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социальных ситуациях [6].
Образовательная реабилитация нацелена на повышение социального статуса инвалидов в сфере образования [8]. Мы выделили ряд принципов, которые были положены в основу проектирования системы занятий: компетенции; сочетания индивидуального подхода с фронтальной работой на коррекционно-развивающих занятиях; взаимосвязи в работе специалистов - трансдисциплинарный подход; сочетания в обучении развития и коррекции нарушенных функций и формирования приемов их компенсации; формирования адекватной
V / и \ V V
жизненной позиции (в том числе у родителей) для дальнейшей успешной социализации.
Проблема новой структуры образования в рамках проектируемого реабилитационного пространства потребовала обновления содержания образования на основе аксиологического подхода к отбору содержания. В русле системного подхода выделены уровни проектирования содержания образования: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала.
В основу образовательного процесса в рамках созданного реабилитационного пространства были положены адаптированные программы преподавания отдельных учебных предметов, утвержденные кабинетом коррекции развития ребенка Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В рамках коррекционно-образовательной области на основе вышеперечисленных образовательных программ составлены рабочие программы: язык и речь (чтение и письмо, устная речь), математика (счет и конструирование), обществознание (наш мир, окружающий мир, организм и гигиена человека), искусство (изобразительное искусство, музыка), физическая культура (адаптивная физическая культура, эвритмия), технология (труд, СБО). Рабочие программы учебных дисциплин составлены с учетом сохранения единства, преемственности и непрерывности всех ступеней образования на основе мультидисциплинарного подхода. Педагогами классов «Особый ребенок» были разработаны 52 учебные программы.
Культурная реабилитация, целевым компонентом которой выступает повышение социального статуса инвалидов в сфере культурного производства и потребления [9], предполагает развитие системы занятий и мероприятий досугового характера как в условиях школы, так и на выездных мероприятиях.
Обучение досуговой деятельности является необходимым в программе комплексной всесторонней реабилитации детей с умеренной
умственной отсталостью. В силу недостаточной сформированности потребностей эстетического характера они нуждаются в активном вовлечении в мероприятия по знакомству с музыкой, изобразительным искусством и т. д.
Мы выделили целый ряд компонентов в содержании социальнокультурной реабилитации, имеющих важное значение.
Информационно-познавательную, просветительскую составляющую характеризует приобретение детьми с умеренной умственной отсталостью знаний и понятий о явлениях окружающего мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности.
Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей детей с умеренной умственной отсталостью: обеспечение их книгами, играми; содействие в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом; посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.
Коррекционная составляющая предполагает компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности, развития личностных качеств, преодоления возможных педагогических, воспитательных упущений.
Таким образом, в рамках культурной реабилитации идет речь о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни детей с умеренной умственной отсталостью. Это прежде всего коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей.
Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма детей (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у них положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.
Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение детьми с умеренной умственной отсталостью окружающего мира, формирование у них положительного эмоционального состояния.
• Технологическое измерение, при рассмотрении в котором в зависимости от природы используемых реабилитационных средств и реабилитационных технологий [8] различаются основные виды реабилитационной деятельности: педагогическая, психологическая, медицинская, физкультурно-оздоровительная и социально-средовая.
Педагогические средства включают в себя средства обучения, воспитания и коррекции. Сюда мы включили как уроки, так и индивидуальные занятия с психологом, дефектологом и логопедом. Кроме того, к этому же блоку относятся такие воспитательные средства, как экскурсии, посещение зрелищных мероприятий, которые доступны детям с умеренной умственной отсталостью.
Основными формами организации образовательного процесса, в которых принимает участие класс, группа или отдельный ученик, являются предметно-ориентированные, тематические и проектноориентированные занятия.
Предметно-ориентированные занятия по формированию математических представлений, чтению, письму, развитию речи, физкультуре, трудовому обучению, музыке, художественному творчеству проводятся в классах по расписанию.
В основе тематических занятий лежат представления о постоянных и повторяющихся явлениях окружающей нас действительности. Тематические занятия могут включаться в расписание как отдельные занятия, а могут быть частью других организационных форм.
Проектно-ориентированные занятия - это система комплексных, объединенных общим сюжетом занятий, которые проходят при активной деятельности всех участников проекта (включая педагогов) и обязательно имеют результат в форме видимого конечного продукта (вещи или действия). Комплекс видов деятельности, включенных в проект, является полем для решения педагогических задач.
Психологические средства реабилитации включают в себя психологическую диагностику, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия, направленные как на развитие познавательной сферы, так и коммуникативных навыков, эмоционально-волевой и личностной сфер.
Медицинские средства включают в себя лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж. Особенность ЛФК, по сравнению с другими методами лечения и реабилитации, заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения - мощный стимулятор жизненных функций организма ребенка.
В рамках проектируемого реабилитационного пространства ЛФК является не только лечебно-профилактическим средством, но и лечебно-воспитательным средством. Мы сочли, что применение ЛФК будет способствовать активному участию детей с умеренной умственной отсталостью в самом процессе реабилитации.
Лечебный массаж - важная составляющая медицинских средств реабилитации, поэтому в модели реабилитационного пространства нами был изначально отмечен этот пункт. Лечебный эффект массажа связан с улучшением микроциркуляции крови.
Социально-средовые средства реабилитации предполагают многогранную помощь семье, в первую очередь со стороны социальной службы школы, а во-вторых, со стороны социальных институтов, призванных помогать семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Таким образом, предлагаемая нами модель реабилитационного пространства соединяет воедино основные направления реабилитации (досуг, быт и образование), основные средства реабилитации (педагогические, психологические, медицинские, физкультурнооздоровительные и социально-средовые) и организационные компоненты. Эти аспекты реабилитации реализовывают на практике специалисты школы, социальные партнеры и частично родители. Связующим звеном между субъектами реабилитационного пространства выступают субъект-субъектные отношения.
Список литературы
1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Изд-во полит. лит., 1980. - 368 с.
2. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. - 1994. -№ 1. - С. 11-15.
3. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С. Моделирование как способ научного исследования (гносеологический аспект). - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 231 с.
4. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. -1998. - № 8. - С. 85-102.
5. Демьяненок Т.В., Груздов В.Е. Роль диагностико-реабилитационного центра в организации интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 17-21.
6. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. - Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. - 34 с.
7. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Медицина, 1982. - 224 с.
8. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб.: КАРО, 2004.